что такое развязка в рассказе

Что такое развязка в литературе? Определение с примером

В литературе есть несколько композиционных компонентов произведения. Одной из них считается развязка. Расположенные в определенном порядке части текста называются композицией.

Определение развязки в литературных произведениях

Развязка – та часть произведения в литературе, в которой судьба героя переворачивается. Оканчивается развязка обычно победой или поражением главного героя. Развязка в литературе заключает сюжет, с помощью нее автору удается подчеркнуть свое отношение к происходящему, а также к героям произведения. Развязку нельзя назвать финалом произведения. В финал входит не только развязка, но и кульминация.

что такое развязка в рассказе. Смотреть фото что такое развязка в рассказе. Смотреть картинку что такое развязка в рассказе. Картинка про что такое развязка в рассказе. Фото что такое развязка в рассказе

В некоторых произведениях, в которых нужно призвать читателя к рассуждению, развязка отсутствует. У этих произведений открытый финал. Знаменитый «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина относится к произведениям с отсутствием развязки или открытым финалом.

В литературе наблюдается и такое, что развязка включает в себя и кульминацию. К таким произведениям относится «Ревизор» Николая Гоголя.

Определение развязки основано на глаголах: развязать и развязаться. Это завершение литературного произведения, в котором разрешается сюжет и судьба героев произведения.

Развязка по своему содержанию может носить трагичный или благополучный характер. Также в развязке могут развернуться неожиданные действия. Развязку некоторые авторы делают наиболее правдоподобной, а некоторые специально придумывают для нее наиболее искусственный и условный сюжет.

В буржуазной литературе специально созданы только благополучные концы произведений. В мирной развязке примеряются все социальные слои. Некоторые авторы, которые видели все самые сильные противоречия в капитализме, использовали в своих произведениях не мирную, а пессимистичную развязку.

Все же чаще развязка соответствует логическому развитию действий, но бывает и такое, что развязка становится немотивированной, она несколько выбивается из всех произошедших событий произведения. Чаще всего это происходит в драматических произведениях.

Некоторые авторы развязку помещают в начало произведения.

Источник

РАЗВЯЗКА

Смотреть что такое РАЗВЯЗКА в других словарях:

РАЗВЯЗКА

исход основного сюжетного действия (см. Сюжет), разрешение, «развязывание» художественного Конфликта.

РАЗВЯЗКА

РАЗВЯЗКА

развязка 1. ж. 1) Действие по знач. глаг.: развязать, развязаться. 2) перен. Завершение чего-л., заключительная часть чего-л.; конец, разрешающий или распутывающий предшествующие обстоятельства. 2. ж. 1) Конец драматического действия в драме. 2) Заключительная часть любого литературного произведения, содержащая разрешение сюжета и судьбы действующих лиц.

РАЗВЯЗКА

развязка ж.1. (в романе, драме) denouement (фр.) 2. (завершение) outcome, issue; upshot дело идёт к развязке — the affair is coming to a head 3. (тр. смотреть

РАЗВЯЗКА

РАЗВЯЗКА

РАЗВЯЗКА, исход осн. сюжетного действия (см. Сюжет), разрешение, «развязывание» художественного конфликта.

РАЗВЯЗКА

3.1.4 развязка: Отношение напряжения на входе коммутатора, к которому подключен передатчик (измерительный генератор), к напряжению на входе, к которо. смотреть

РАЗВЯЗКА

РАЗВЯЗКА — одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершени. смотреть

РАЗВЯЗКА

РАЗВЯЗКА

одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность Р. определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода (Spannung), предшествующего Р. и заключающего в себе самую высшую точку сопротивления побеждаемой стороны и самую большую степень напряжения сил стороны побеждающей. Р. часто не является концом произведения — за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес («Ромео и Джульета») или обращение к зрителям («Мой друг» Погодина). По аналогии с драматическим конфликтом термин «Р.» применяется иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах. Р., убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Р., вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением к-рых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в Р., к-рая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях «страх и сострадание» и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним. Р. античной комедии Менандра, Плавта, Теренция, отражающей собой в общей сложности идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случая и приводила к удачному завершению бедствий героев. Философия «случая и удачи», которая была фундаментом мировоззрения античных торгашей и ремесленников, определила собой и характер Р. комедий. Мистериальная драма, утверждающая бренность и призрачность земной юдоли и истинность лишь потустороннего мира, своей Р., к-рая происходила при обязательном участии небесного начала, внушала идею о чуде как об основной форме ощущения человеком бога. Р. с участием божественной силы должна была означать полную подчиненность человека божеству, милосердие к-рого может снизойти на смертного и просветить его. Мистическая Р. существовала не только в средневековых мистериях, мираклях и моралите — она с успехом применялась и наиболее ярким идеологом монархической и католической реакции в Испании — П. Кальдероном (см.). Особенно типична для него Р. «Чистилища святого Патрика». Эпоха распада феодальной формации, давшая Шекспира, предопределила и особенность Р. его трагедий, постоянно заканчивающихся гибелью почти всех персонажей и знаменующих этим глубоко пессимистическое отношение Шекспира ко времени, в к-ром «распалась связь времен». В противовес английскому театру испанский театр конца XVI и начала XVII вв. совершенно не был знаком с катастрофическими развязками Шекспира. Выражая собою идеологию испанского абсолютизма, существенно отличающегося от абсолютистских систем иных европейских стран, театр Лопе де Вега и его учеников утверждает как норму жанра благополучную Р. Испанский идальго времен Карла V и Филиппа II еще не видит неминуемости своей гибели, и поэтому создается жанр комедии, которая, несмотря ни на какие печальные события, заключающиеся в ней, должна завершиться торжеством дворянской чести и католической добродетели. Буржуазная литература и театр создали традицию благополучных концов. Мирная Р. должна символизировать собой доступность счастия и богатства всем, умеющим их себе отвоевать. Мирная развязка должна обозначать примирение всех социальных антагонизмов. К такой демагогически-лживой развязке буржуазная литература и театр пришли уже после того, как борьба с феодальным порядком осталась далеко позади. Но благополучная Р. характерна не для всей лит-ры буржуазного общества — его наиболее значительные художники видели вопиющие противоречия капитализма. Именно этим объясняются глубоко пессимистические и объективно очень сильно разящие весь капиталистический уклад Р. романов Бальзака. Лишь утопическая Р. имеет возможность быть Р. жизнеутверждающей, какой она является во второй части «Фауста» Гёте. Литература и театр загнивающей буржуазии, не видящей для себя просвета в будущем, культивируют развязку безысходности. Таковы развязки поэтических и драматических произведений декадентов. Импрессионистическое и имажинистское искусство вообще не считает развязку необходимой частью произведения — впечатления и образы, данные в своей непосредственности, не координированные в систему поведения персонажей, не имеют никакого развития, а значит могут свободно обойтись, по мнению представителей данных течений, и без Р. Оптимистичность Р. в искусстве пролетариата демонстрирует собою объективно-историческую неизбежность победы трудящихся и несокрушимость воли к борьбе за свое освобождение. Даже трагические развязки здесь оптимистичны и активны. Библиография: См. «Драма». Гр. Бояджиев. смотреть

РАЗВЯЗКА

Источник

Экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка

Это ваша путеводная нить. Зная их применение, можно выстроить интересную историю, понятную людям. Человеческий мозг привык мыслить шаблонами. Используя при создании произведения структуру сюжета можно выстроить успешную историю, а не свалиться в хаос мыслей на бумаге. В этой статье мы узнаем, что же собой представляют данные этапы. Давайте рассмотрим все элементы сюжета по порядку, на примере сказки «смоляной бычок»

Итак, первым элементом с чего, обычно, начинается история это:

Конфликт

Противостояние героев сюжета чему-то или кому-либо. Это основная борьба. В истории должно быть столкновение и противостояние сил. Иначе ваша история превратиться в импотента и будет скучна.

Типы конфликтов разнообразны как сама жизнь. Обращайтесь к ней в истории и, тогда, она будет, выгладит правдоподобней, а значит, затронет читателя за живое. Вариантов конфликта множество: — человек против человека; — человек против социума; — человек против идеи; — сам человек себе враг и так далее. В сказке «смоляной бычок» это конфликт между бычком и жителями леса. Смоляной бочок «поднапряг» медведя, волка и зайца на подарки для близких.

Композиция в литературе

Композиция в литературе – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.

Теория литературы дает разные определение композиции, на наш взгляд, самое простое определение таково: композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.

Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия. Композиция зависит от содержания произведения и целей автора.

Стадии развития действия (элементы композиции):

Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:

Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.

Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.

Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в «Евгении Онегине» — сцена объяснения Онегина и Татьяны, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена победы над Волан-де-Мортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.

Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Итоговая развязка в «Гарри Поттере» — окончательная победа над Волан-де-Мортом. Однако развязка может и не устранять противоречие, например в «Евгении Онегине» и «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.

Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.

Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.

Виды композиции:

Традиционная классификация:

Классификация А.Б. Есина (по монографии «Принципы и приемы анализа литературного произведения»):

что такое развязка в рассказе. Смотреть фото что такое развязка в рассказе. Смотреть картинку что такое развязка в рассказе. Картинка про что такое развязка в рассказе. Фото что такое развязка в рассказе что такое развязка в рассказе. Смотреть фото что такое развязка в рассказе. Смотреть картинку что такое развязка в рассказе. Картинка про что такое развязка в рассказе. Фото что такое развязка в рассказе что такое развязка в рассказе. Смотреть фото что такое развязка в рассказе. Смотреть картинку что такое развязка в рассказе. Картинка про что такое развязка в рассказе. Фото что такое развязка в рассказе что такое развязка в рассказе. Смотреть фото что такое развязка в рассказе. Смотреть картинку что такое развязка в рассказе. Картинка про что такое развязка в рассказе. Фото что такое развязка в рассказе что такое развязка в рассказе. Смотреть фото что такое развязка в рассказе. Смотреть картинку что такое развязка в рассказе. Картинка про что такое развязка в рассказе. Фото что такое развязка в рассказе

Развязка

Ваш финал истории. Все узлы запутанные завязкой распутываются. Герой либо побеждает, либо теряет все. Все звери принесли откуп. Никто не обманул

Таким образом, использование понятной структуры сюжетов. Успешное применение этапов развития, позволит вам создать настоящее произведение искусства. Главное, развитие ваше должно быть логичным и основанным на действии героев, а не на чуде с небес или рояле в кустах.

Сегодня в статье мы узнали такие этапы развития сюжета как: экспозиция, предзнаменование, завязка, конфликт, нарастающие действие, кризис, кульминация, нисходящие действие, развязка.

Что вы думаете о применении данных этапов в истории? Прошу оставить ваши комментарии ниже и поделиться ими друзьями в сети.

«Преступление и наказание» без ницшеанства и духовных мытарств главного героя

Не многие школьники осиливают это замечательное произведение. А ведь если бы его написал не Достоевский, то оно бы читалось, возможно, на одном дыхании. А потом сделали бы по ней экранизацию, и получилось что-то вроде «Лейтенанта Коломбо» в 19 веке.

Ведь если посмотреть непредвзято, без снобизма, то сюжет – это то в «Преступлении и наказании», что делает Порфирий Петрович. Посмотрим только на цепь событий. Читателю сразу известен преступник, злодеяние, короче говоря, казалось бы, нет интриги, но нет, Федор Михайлович не зря мастер детективной прозы. Основная интрига сюжета в том, признается Раскольников или нет. А Порфирий Петрович искусно подводит преступника, отягощенного совестью, к чистосердечному признанию, совсем как лейтенант Коломбо.

Виды завязки

Завязка обычно начинается после экспозиции (введения). В этом случае рассказ становится мотивированным и последовательным. Однако некоторые произведения начинаются с внезапной, немотивированной завязки, что придаёт им остроты и скрытности. В такой завязке заложена интрига (лат. inticare – запутывать, сбивать с толку), т. е. способ организации действий в произведении с помощью усиления напряженности, скрытых намерений, острого противостояния интересов. Наличие интриги свойственно преимущественно остросюжетным приключенческим, авантюрным произведениям (например, ). В детективных романах завязка, как правило, – это описание преступления, которое вскоре будет раскрываться детективами, в приключенческих – сцена, побуждающая персонажей к подвигам. Пример интригующей завязки – начало романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Типы и варианты схем произведения

Современные аналитики выделяют два основных типа сюжета: хроникальный и концентрический. Друг от друга они отличаются характером связей между событиями. Главный фактор, если можно так выразиться, — время. Хроникальный тип воспроизводит естественное его течение. Концентрический — ориентируется больше не на физическое, а на психическое.

Концентрический сюжет в литературе – это детективы, триллеры, социальные и психологические романы, драмы. Хроникальный чаще встречается в мемуарах, сагах, приключенческих произведениях.

Хроникальный сюжет

Его можно противопоставить концентрическому, хотя на самом деле здесь не противоположность, а совершенно другой принцип построения. Эти виды сюжетов в литературе могут взаимопроникать друг в друга, но чаще всего определяющим является или один, или другой.

Смена событий в произведении, построенном по хроникальному принципу, привязана ко времени. Может отсутствовать ярко выраженная завязка, нет строгой логической причинно-следственной связи (или, по крайней мере, эта связь неочевидна).

Речь в таком произведении может идти о множестве эпизодов, общее у которых только то, что они случаются в хронологической последовательности. Хроникальный сюжет в литературе — это многоконфликтное и многокомпонентное полотно, где противоречия возникают и гаснут, на смену одним приходят другие.

«Собачье сердце»

Вспомним еще одно произведение Михаила Булгакова. Где здесь завязка? В первой главе, там, где Шарикова подбирает на холодной московской улице профессор Преображенский? Нет, завязкой в этом произведении служит операция, после которой пес постепенно превращается в человека. И этот процесс, который ни к чему хорошему не привел, иллюстрирует главную мысль автора.

что такое развязка в рассказе. Смотреть фото что такое развязка в рассказе. Смотреть картинку что такое развязка в рассказе. Картинка про что такое развязка в рассказе. Фото что такое развязка в рассказе

Указатель фольклорной сказки

Больше всего, пожалуй, «выделила» писателям возможностей система Аарне-Томпсона-Утера — она признает существование примерно 2500 вариантов.

Речь, правда, здесь идет о фольклоре. Эта система — каталог, указатель сказочных сюжетов, известных науке на момент составления данного монументального труда.

Для хода событий здесь есть только одно определение. Сюжет в литературе такого плана выглядит следующим образом: «Гонимую падчерицу увозят в лес и бросают там. Баба-яга, или Морозко, или Леший, или 12 месяцев, или Зима испытывают ее и награждают. Родная дочь мачехи также хочет получить подарок, однако не проходит испытания и погибает».

Фактически сам Аарне установил не более тысячи вариантов развития событий в сказке, однако он допускал возможность появления новых и оставил для них место в своей оригинальной классификации. Это был первый вошедший в научный обиход и признанный большинством указатель. Впоследствии ученые многих стран внесли в него свои дополнения.

В 2004 году появилась редакция справочника, в которой описания сказочных типов были обновлены и сделаны более точными. Эта версия указателя содержала 250 новых типов.

Стивен Кинг, Томас Харрис и Джоан Роулинг

На десерт мы оставляем книги, где сюжет и герои (как составляющая последнего) играют решающую роль в популярности произведений авторов.

Стивен Кинг написал много книг. Какие-то из них удачные, какие-то не очень. Но некоторые стали культовыми у читателя. Например, «Мертвая зона», «Кладбище домашних животных», «Зеленая миля» и др. В них умело сочетается, с одной стороны, сюжетность, а с другой стороны, некоторая психологическая глубина, которая совершенно необходима любой хорошей художественной прозе.

что такое развязка в рассказе. Смотреть фото что такое развязка в рассказе. Смотреть картинку что такое развязка в рассказе. Картинка про что такое развязка в рассказе. Фото что такое развязка в рассказе

Томас Харрис создал обаятельного маньяка. У Ганнибала Лектера не так уж много в этом смысле соперников. С одной стороны, трилогия о Ганнибале увлекательно читается, но она очень хорошо запоминается, потому что главный герой, несмотря на то что он психопат, вызывает восхищение.

У подготовленного читателя уйдет не так много времени на освоение всех книг Харриса, ибо их всего 5:

Нельзя напоследок не сказать и о Джоан Роулинг – создательнице культового среди подростов персонажа – Гарри Поттера. В целом, как и другие авторы в этом подразделе, Роулинг не претендует на высокое звание классика литературы (разве что в своем жанре), но она пишет хорошую прозу, которая вызывает сопереживание читателя. С книгами о Потере стоит ознакомиться всем, и даже взрослым. Помните, что дети не будут читать плохую литературу (так считает Д.Л. Быков).

Взаимосвязь с фабулой

В современной русской критике фабула имеет совсем другое определение. Сюжет в литературе понимают как ход событий, на фоне которого раскрывается противостояние. Фабула же — основной художественный конфликт.

Однако в прошлом существовали и продолжают существовать другие точки зрения на этот вопрос. Русские критики середины XIX века, поддержанные Веселовским и Горьким, считали фабулой композиционную сторону, то есть то, как именно автор сообщает содержание своего произведения. А сюжет в литературе — это, по их мнению, действия и взаимоотношений персонажей.

Данное толкование прямо противоположно таковому в словаре Ушакова, у которого фабула — это содержание событий в их последовательной связи.

Наконец, есть и третья точка зрения. Те, кто придерживается ее, считают, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и при анализе вполне достаточно пользоваться терминами «сюжет», «композиция» и «схема сюжета».

М.А. Булгаков как сатирик. «Мастер и Маргарита» без Воланда

что такое развязка в рассказе. Смотреть фото что такое развязка в рассказе. Смотреть картинку что такое развязка в рассказе. Картинка про что такое развязка в рассказе. Фото что такое развязка в рассказе

Стивен Кинг утверждал в автобиографическом сочинении: «История начинается с вопроса, а что было бы если…». Кстати, по мнению короля ужасов, это некоторый творческий метод создания сюжета для приключенческой литературы в принципе. Здесь мы толкуем прилагательное «приключенческая» в широком ключе как «событийная».

«Мастер и Маргарита» – роман многослойный и пронизанный различными переплетениями между двумя почти полноправными его частями, «советскими» и «ершалаимскими» главами. Обычному же читателю он интересен прежде всего неповторимым стилем М.А. Булгакова и авторской фантазией о том, что сатана посетил Советский Союз в такое страшное время (30-е годы).

Конечно, возможно, «евангелие» от М.А. Булгакова важно, но если бы не Воланд и его похождения, роман не имел бы такого оглушительного успеха у современного читателя. Потому что все проблемы России, которые были явлены в эпохальном романе, остались на месте. Однако мы заговорись, а меж тем пора переходить к другой сюжетной прозе.

Источник

Развязка в литературном произведении.

что такое развязка в рассказе. Смотреть фото что такое развязка в рассказе. Смотреть картинку что такое развязка в рассказе. Картинка про что такое развязка в рассказе. Фото что такое развязка в рассказе

Итак, мы подошли к концу разбора литературного произведения. Его Альфа – это завязка (о ней мы писали в этой статье), а Омега – его развязка. Сегодняшняя статья о развязке в литературном произведении. Кстати, обо всех этапах развития сюжета читайте здесь.

Развязка в литературе это…

Один из конечных элементов сюжета – это развязка. Её наличие необязательно, но если она есть, то обычно следует за кульминацией, наивысшей точкой напряжения. Итак, конфликт достиг своего апогея, вся буря чувств постепенно улеглась и наступает время последствий. Именно так можно охарактеризовать данный компонент.

Пожалуй, развязка – очень ответственный этап, так как именно она завершает произведение и оставляет у читателя определённое послевкусие (или его явное отсутствие). Как правило, читатель не особо жалует открытые финалы и всегда ждёт, когда писатель подробно расскажет о том, что произошло после кульминационного момента. Ему важно, чтобы история пришла к логическому завершению, ведь тогда можно спокойно закрыть книгу и заняться другими делами. Хитрые же писатели частенько оставляют своё произведение без развязки, дабы ещё некоторое время потревожить умы читателей. Сразу вспоминается неоконченное произведение Франца Кафки «Замок», которое обрывается на полуслове и вызывает чувство неудовлетворённости. Я, например, как читатель всегда заранее узнаю, будет ли завершена данная книга. В противном случае, мне нужна определённая подготовка, настрой. Но вернёмся к развязке…

Она может располагаться как в конце книги (что является вполне классическим и логичным вариантом), так и в её начале (например, когда герой, будучи в возрасте, вспоминает историю молодых лет). Чаще всего она является мотивированной и становится естественным вкраплением общей композиции. Бывает развязка и немотивированная или искусственная (очень характерно для писателей-оригиналов и начинающих авторов). В таких случаях, развязка будет выбиваться из общего сюжета и казаться какой-то потусторонней. Кстати, раньше, когда литературное творчество только начинало своё развитие, в древнегреческих пьесах очень любили «вводить» волю богов и включать событие, истоки которого весьма сомнительны. Появилось даже такое выражение, как «бог из машины», потому что высшие существа спускались на сцену исключительно с помощью технического приспособления.

Определение развязки в Википедии:

что такое развязка в рассказе. Смотреть фото что такое развязка в рассказе. Смотреть картинку что такое развязка в рассказе. Картинка про что такое развязка в рассказе. Фото что такое развязка в рассказе

Развязка также может быть конечной и итоговой. Конечная развязка является логическим завершением, которое не оставляет у читателя никаких вопросов. В ней всё чётко и подробно прописано, не допущено никаких двусмысленностей, и она полностью удовлетворяет любопытство читающей публики. Итоговая развязка, напротив, построена на полунамёках и допускает двойное трактование. Обычно после неё читатели бросаются в Интернет за поиском других отзывов и мнений, которые хоть как-то прояснили бы ситуацию. Бывает, правда, и так, что писатель не допускает никаких вольностей в конце книги, однако читатель всё равно высматривает возможность понять по-своему. Что ж… таково его законное право.

что такое развязка в рассказе. Смотреть фото что такое развязка в рассказе. Смотреть картинку что такое развязка в рассказе. Картинка про что такое развязка в рассказе. Фото что такое развязка в рассказе

Ещё Аристотель, пытаясь дать определение развязке, говорил, что она начинается с кульминации и заканчивается поражением или победой какого-то лица. Это значит, что после сильной и эффектной сцены, когда конфликт дошёл до финальной черты, следует так хорошо продумать последующие действия, чтобы читатель не был разочарован. Именно в развязке автор поясняет расставленные ранее акценты, даёт раскрыть свой замысел и делится тем, что произошло с героями. Может быть, здесь не будет столько эмоций и потрясений, как в кульминации, но тут обнажатся все сокрытые доселе тайны. Если завязка находится в конце произведения, то необходимо вознаградить читателя за долгое и упорное чтение. Следует подарить ему то, что придаст ценность потраченному времени и усилиям. Развязка должна быть неординарной, интересной и познавательной. Не лишним будет ещё раз повторить свою основную мысль (конечно, косвенным образом). Пусть читатель будет всецело удовлетворён и испытает ощутимое облегчение. Пусть он роняет слёзы или светится от счастья. Неважно, ЧТО вы вкладываете в текст. Главное, КАК это будет сделано.

В случае же, когда развязка предваряет общее повествование, следует быть очень осторожным. Во-первых, вы должны будете заинтриговать читателя и создать сильный мотив, чтобы он продолжил чтение. Это значит, что его следует увлечь каким-то исключительным событием или острой мыслью. Во-вторых, многие читают не ради эстетического наслаждения, а ради сильных впечатлений, которые обычно дарит финальная сцена. Если же финал перенесён в начало, то ждать особо нечего, поэтому следует очень постараться, дабы произвести впечатление и на такую публику тоже.

Возвращаясь к Аристотелю, заметим, что он видел в развязке древнегреческих трагедий их основной смысл. То, ради чего, собственно, они и затевались. Завязка, по его мнению, должна быть назидательной и поучающей. Во многом это убеждение будет актуально и сейчас, да только не стоит забывать, что читатель не любит учителей, а явная мораль хороша только в баснях. Вы обязаны так выстроить свой сюжет, так расписать завязку, чтобы ваши герои изрекали истинные вещи совершенно естественно и непринуждённо. Читатель же должен видеть в них не учителя, но друга, которому он сопереживает и сочувствует. Развязка – это иллюстрация авторского замысла. Если хотите достичь понимания читателя, то следует хорошенько постараться. Впрочем, нам, начинающим писателям, это не в новинку.

Не существует никаких особых правил создания развязки. Никто не может однозначно сказать, какой она должна быть: счастливой и трагической. Основываясь на собственном опыте, могу лишь сказать, что трагические финалы сильнее трогают душу и оставляют более глубокий след в душе. Однако я знаю и такого человека, который принципиально не читает грустных книг, считая, что в жизни и так полно мрака. Понятное дело, что на всех не угодишь, поэтому автор сам решает, каким образом завершит своё произведение. Главное, не спасовать в самом конце, не опустить руки от усталости и изнеможения, а поймать второе (а если и надо, то третье, четвёртое) дыхание и явить миру свой талант во всей красе, завершая свою книгу лучшими финальными аккордами. Так и только так. Успехов!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *