что такое развивающий подход в доу

Технологии развивающего обучения

что такое развивающий подход в доу. Смотреть фото что такое развивающий подход в доу. Смотреть картинку что такое развивающий подход в доу. Картинка про что такое развивающий подход в доу. Фото что такое развивающий подход в доу Галина Сидельникова
Технологии развивающего обучения

Сидельникова Галина Викторовна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка»

«Технологии развивающего обучения»

Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И. Г. Песта-лоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л. С. Выготского. Своё дальнейшее развитие она получила в экспери-ментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. А. Мен-чинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диа-лектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ве-дущей жизненной силой психического развития ребенка,становление у него всей совокупности качеств личности:знаний, умений, навыков (ЗУН, способов умственных действий (СУД, самоуправляющих механизмов личности (СУМ, эмоционально-нравственной сферы (СЭН, деятельностно-практической сферы (СДП).

Эта концепция развивающего обучения утвердилась в ХХ веке благодаря трудам русских ученых Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, Э. В. Ильенкова, Л. В. Занкова, В. В. Давыдо-ва.

В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его со-отношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи была предпринята Л. В. Занковым, который в 50—,60-х годах двадцатого столетия разработал систему интенсивного всестороннего развития детей для начальной школы, но тогда она не была внедрена в практику.

Иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработа-но Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым и воплощено в практике работы экспе-риментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на разви-тие интеллектуальных способностей ребенка.

В данное время существует множество технологий развивающего обуче-ния,имеющих свою специфическую направленность и одинаковую конечную цель: развитие самостоятельной нравственно-волевой личности.

Так, технология Л. В. Занкова направлена на общее целостное развитие личности, Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова акцентирует развитие способов ум-ственных действий, технологии творческого развития отдают приоритет эмо-ционально-нравственной сфере, технология Т. К. Селевко ориентируется на раз-витие самоуправляющих механизмов личности, И. С. Якиманской- на деятельно-стно- практической сферы.

В 1996 году Министерство Образования России официально пришло суще-ствование систем Л. В. Занкова, Д. В. Эльконина- В. В. Давыдова.

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному. Знания – не конечная цель обучения, а средство развития ребенка.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума. Обучение, по словам ведущих русских педагогов и психологов, должно быть организовано так, чтобы за минимальное время достичь максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные пред-посылки и внося в них существенные коррективы.

В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стиму-лируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

В психологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоя-тельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.Это взаимодей-ствие включает все этапы деятельности:

1) целеполагание (развивается самостоятельность, свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость);

2) планирование и организация (развивается самостоятельность, воля, творчест-во, созидание, инициатива, организованность);

3) реализация целей (трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплини-рованность, активность);

4) анализ результатов деятельности (формируется честность, совесть, критерии оценки, ответственность, долг).

Позиция ребенка как объекта обучения при традиционном обучении лишает его полностью или частично действий целеполагание, планирование, анализа и приводит к деформациям и издержкам развития.

Только в полноценной деятельности субъекта достигается развитие самостоя-тельности, положительной я-концепции, нравственно-волевой сферы личности, происходит самореализация, самоизменение. Поэтому одной из основных целей развивающего обучения является формирование субъекта учения – учащего себе индивида.

Традиционные для ХХI века социотализаторские и биологизаторские тео-рии обучения уступают место способам, основанным на субъективных, психо-генных факторах развития.

В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятель-ности, субъектом своего развития.

В содержании развития важным является не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познава-тельных сил и творческого потенциала ребенка.

Все группы качеств личности: ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру.

«Технологии развивающего обучения» В своей деятельности я использую современные образовательные технологии, рекомендуемые ФГОС. В своей работе я опираюсь на принцип развивающего.

Игровые технологии как эффективный метод обучения согласно требованиям ФГОС Игровые технологии как эффективный метод обучения согласно требованиям ФГОС Образовательные стандарты дошкольного образования ставят во.

Использование игровых технологий в процессе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ТНР В настоящее время подавляющее большинство детей, комплектующихся в группы компенсирующей направленности, имеют неврологический статус, отягощённый.

Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной группе ОНР «Свойства объёма» Программное содержание: – учить детей использовать условную мерку для измерения объема жидкости; – продолжать развивать у детей мыслительные.

Мастер-класс «Игровые технологии как средство обучения грамоте» Мастер – класс «Игровые технологии как средство обучения грамоте». Своё выступление мне хочется начать с высказывания: «Без игры, нет,.

Организация развивающего обучения на примере работы с игровым комплектом «Пертра» (средняя группа) В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) основной целью дошкольного.

Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста. Картотека игр Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста. Технология «Работа в парах». Игра «Угадай-ка». Цель игры: закрепление.

Источник

Развивающее обучение в ДОУ

что такое развивающий подход в доу. Смотреть фото что такое развивающий подход в доу. Смотреть картинку что такое развивающий подход в доу. Картинка про что такое развивающий подход в доу. Фото что такое развивающий подход в доу

1.Сущность понятия развивающего обучения.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверга, К.Д. Ушинского и др..

В основе его организации лежит классно-урочный принцип. На данном принципе построена традиционная школа. Основателями классно-урочной системы по праву считаются Я.А. Коменский и И.Ф Гербарт. Основной тезис «обучение всех всему».

Учет индивидуальных способностей школьников ограничен заданными канонами, ученик является объектом обучения, отношения с учителем часто строятся по авторитарному типу.

Идеи Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна получили дальнейшее развитие в работах Д.Б. Эльконина, В.В Давыдова и Л.В. Занкова. В 60-е годы ими были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе. Теория Л.В. Занкова включает следующие принципы:

СРАВНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Передача знаний, умений, навыков

Развитие способностей, освоение обобщенных принципов действия

Главный девиз педагога

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций

Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Стиль взаимодействия учителя и ученика

Монологический (со стороны учителя)

Преобладающий метод обучения

Формы организации занятий

Преобладающая деятельность учащихся

Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму

Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида

Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с отводимым на изложение материала педагогом

Пассивная, при отсутствии интереса

Активная, инициативная, при наличии интереса

Создается всегда и целенаправленно

Психологический климат урока

Формируется изредка, подчас «стихийно»

Формируется всегда и целенаправленно

Развивающее образование
1. Предмет развития – психическое развитие ребенка в целом

2.Ребенок субъект развития всех сфер психики (интеллектуального, нравственного, эмоционального и т.д.), субъект своего собственного развития

3.Знания являются средством развития способностей личности

4.Постоянное проектирование, моделирование и экспертиза развивающей образовательной среды (условий) направленной на обеспечение саморазвития каждого участника образовательного процесса

6.Формирование у всех участников образовательного процесса способности к мышлению

7.Психолого-педагогические новообразования являются основой развития ребенка при построении образовательного процесса

8.Педагог ценится не только за имеющиеся у него знания, а за умение организовать процесс саморазвития ребенка

9.Методы, цели, средства, содержание, образовательная среда, направлены на развитие личности ребенка его творческого потенциала

1.Предмет развития – одна из сфер психики ребенка

2.Ребенок субъект одной из сфер развития психики (например интеллектуальной)

3.Ребенок должен усвоить и достичь определенного уровня знаний, умений, навыков.

5.Закономерности развития ребенка основа построения образовательного процесса
Развивающее обучение направлено на развитие одной из психических функций, а развивающее образование на одновременное развитие всех психических функций человека, в основе развивающего обучения и образования лежат деятельностный подход и психолого-педагогические закономерности развития человека.

Принципы развивающего обучения:

— принцип субъектности образования;

— принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

— принцип учета сензитивных периодов развития;

— принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

— принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;

— принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

— принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

Итак, развивающее обучение представляет собой целостную систему, где все взаимосвязано и взаимообусловлено: содержание, метод и тип общения. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.

Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова:

Система Эльконина-Давыдова базируется на трех главных принципах: 1.Ведущими предметами исследования в процессе обучения являются способы и методы решения задач. С этих позиций осуществляется изучение любой учебной дисциплины. Каждый последующий раздел конкретизируется и дополняется освоенными методами действия.

2.Любая учебная деятельность характеризуется предметно-практическим направлением.

3.Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка.

Данная система позволяет исключить репродуктивный способ обучения и помогает осуществить переход к деятельностной педагогике, развивающей у ребенка теоретическое мышление.

Особенностью данной авторской методики является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе.

В итоге дети преобразуются в маленьких ученых и исследователей, которые сотрудничают со своим научным руководителем – педагогом. При этом учителю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся.

Данные виды диалога позволяют детям выдвигать множество собственных вариантов решения поставленной задачи или проблемы. Педагог, в свою очередь, фиксирует самые неординарные варианты и предлагает учащимся доказывать свои гипотезы, а также создает на уроке ситуацию успеха. В конце занятия школьники подводят итоги своей деятельности. Для того чтобы в процессе обсуждения проблемы принимали активное участие все ученики, рекомендуется разделить класс на мини группы и предложить каждой из них выдвинуть гипотезу или версию решения поставленной задачи.

Следует отметить, что педагог, использующий на уроках систему Эльконина-Давыдова, должен отлично владеть необходимыми методическими приемами, позволяющие раскрыть творческий потенциал ребенка и учитывать ценные мысли ребенка в ходе обсуждения поставленной проблемы.

Можно отметить основные достоинства системы Эльконина-Давыдова для развития и обучения ребенка.

В первую очередь школьник учится не запоминать полученную от педагога информацию, а самостоятельно приобретать знания в процессе теоретически-практических исследований предмета или явления.

Во-вторых, ребенок учится быстро адаптироваться к меняющимся условиям и легко находит выход из любой возникшей ситуации.

Следовательно, по методике Эльконина-Давыдова для формирования логического мышления у ребенка нужно обращать внимание на уровень развития рефлексии, умение планировать и выполнять анализ поставленных задач. что такое развивающий подход в доу. Смотреть фото что такое развивающий подход в доу. Смотреть картинку что такое развивающий подход в доу. Картинка про что такое развивающий подход в доу. Фото что такое развивающий подход в доу

3.Занятие, основанное на дидактических принципах Л.В. Занкова

В системе Л.В. Занкова урок имеет гибкую структуру.

— На нём организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду.

— Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.

-Данная система акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

Первым принципом дидактической системы является принцип обучения на высоком уровне трудности.

Она предусматривает вместе с тем и определенные методические изменения и дополнения. Так, например, исчезла необходимость ставить отрицательные (по тогдашней 5-балльной шкале) оценки, основной стала тематическая оценка, большое внимание уделяется развитию наблюдательности, поэтому проводится много экскурсий в природу, ученикам приходится глубоко анализировать НЕ столько результат, сколько процесс его получения, происходит тесное вплетение новых знаний в систему ранее усвоенных, много внимания уделяется раскрытию сути самих знаний.

Итак, система Л.В. Занкова направлена на повышение уровня общего умственного развития, в частности на развитие наблюдательности, умение осуществлять анализ и самоанализ, обобщение, конкретизацию и тому подобное.

что такое развивающий подход в доу. Смотреть фото что такое развивающий подход в доу. Смотреть картинку что такое развивающий подход в доу. Картинка про что такое развивающий подход в доу. Фото что такое развивающий подход в доу

Отличительные черты теории Занкова.

1.Направленность на высокое развитие школьника.

2.Высокий уровень трудности, на котором ведется обучение.

3.Быстрый темп прохождения учебного материала.

4.Резкое повышение удельного веса теоретических знаний

Источник

Доклад на тему «Использование идей развивающего обучения в дошкольном образовании»

что такое развивающий подход в доу. Смотреть фото что такое развивающий подход в доу. Смотреть картинку что такое развивающий подход в доу. Картинка про что такое развивающий подход в доу. Фото что такое развивающий подход в доу

Использование идей развивающего обучения в дошкольном образовании

Методы и формы организации работы с детьми в детском саду направлены на всестороннее развитие личности, адаптированной к жизни в современном обществе. Исходя из этого, педагогам, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно использовать свои возможности. Появилась необходимость повышения мастерства педагогов путём освоения и внедрения в свою практику современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Педагогическая технология – это проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Выделяют следующие современные приоритетные технологии в дошкольном образовательном учреждении: 1) здоровьесберегающие технологии; 2) технологии проектной деятельности 3) технология исследовательской деятельности 4) информационно-коммуникационные технологии; 5) личностно-ориентированные технологии; 6) технология портфолио дошкольника и воспитателя 7) игровая технология и др.

Актуальность технологии проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на занятиях. Преодолевая посильные трудности, воспитанники испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение.

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования педагоги широко применяют

технологию проектной деятельности, которая включает в себя следующие этапы:

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели.

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.

IV этапом работы над проектом является презентация проекта.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности воспитанников.

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Постановка исследовательских заданий, как прием организации обучения исследовательского характера, связана с жизнью, с практической (учебной) деятельностью учащихся, в ходе которой возникают и практические и теоретические проблемы.

Педагоги активно применяют информационно-коммуникативную технологию:

1. При подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов.

2. В поиске дополнительного познавательного материала к непосредственно-образовательной деятельности. Знакомятся со сценариями праздников и других мероприятий, инновационными технологиями в науке и образовании дошкольной педагогики.

3. Обмениваются опытом, знакомятся с периодической печатью, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформляют групповую документацию, отчеты.

5. Создают презентации в программе для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к детям, вовлекать каждого воспитанника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень развития. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.

Поэтому педагоги дошкольного учреждения используют игровые технологии как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми.

Современная дошкольная педагогика выдвигает на первый план личность ребёнка как субъекта деятельности и отношений. Поэтому в детском саду целесообразным является переход от практики организации традиционных занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи к практике организации образовательной работы в форме ситуаций на основе следующих принципов: доступность содержания и возможности для его варьирования, соответствие задачам социально-личностного развития детей и др.

Образовательные ситуации – это преднамеренно созданные педагогом или естественно возникающие в ходе реализации Программы жизненные обстоятельства, ставящие ребёнка перед необходимостью выбора способа поведения или деятельности. Образовательные ситуации общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим и прочее помогают дошколятам осваивать новые нормы и способы поведения и деятельности, закреплять уже освоенные.

Технология социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях является личностно-ориентированной и социоцентрической технологией, так как ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Она нацелена на улучшение и преобразование социально-педагогических условий и параметров жизнедеятельности ребенка.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознания отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с осознанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Итак, проведя обзор вышеперечисленных педагогических технологий, можно сделать вывод о том, что в педагогической науке разработано множество идей развивающего обучения, приемлемых для применения воспитателями дошкольного учреждения с целью решения воспитательно-образовательных задач.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *