что такое развитие личности в психологии

Развитие личности

Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда, общения с другими людьми, самообразования.

Полезное

Смотреть что такое «Развитие личности» в других словарях:

развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие… … Большая психологическая энциклопедия

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — объективный процесс становления и обогащения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения, процесс изменения индивида в результате его социализации. В процессе… … Профессиональное образование. Словарь

развитие личности — asmenybės vystymasis statusas T sritis švietimas apibrėžtis Kokybinis asmenybės kitimas ontogenezėje (vaikystėje, paauglystėje, jaunystėje, brandos ir vėlesniais amžiaus tarpsniais). Vystymosi veiksniai yra šie: • endogeniniai (genai, įgymiai,… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Развитие личности — процесс закономерного изменения личности в результатеее социализации. Обладая природными анатомо физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступаетво взаимодействие с окружающим миром, овладевая… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Обладая природными анатомо физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая… … Педагогический словарь

Развитие личности — Процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Развитие личности патологическое — – общее название следующих вариантов патологического развития личности: 1. конституциональное патологическое развитие (наблюдающееся у пациентов с ядерной психопатии); 2. постпроцессуальное патологическое развитие (чаще или, в основном,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Развитие личности патохарактерологическое — – вариант патологического развития личности, ведущего к формированию «краевой» (то есть приобретённой психопатии, в первую очередь шизоидной). Сообщается, что такое развитие совершается по определённому сценарию. Так, данные В.А.Гурьевой и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Развитие личности параноическое — – патологическое развитие психопатической личности (чаще паранойяльного круга) с образованием сложной и последовательной системы сверхценных идей определённого содержания, с которыми обычно бывает связано неадекватное поведение. Например, сутяжно … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

Формирование и развитие личности

что такое развитие личности в психологии. Смотреть фото что такое развитие личности в психологии. Смотреть картинку что такое развитие личности в психологии. Картинка про что такое развитие личности в психологии. Фото что такое развитие личности в психологии Сократова Анастасия
Формирование и развитие личности

1. Понятие личности

Личность представляет собой конструкцию, которая, как и интеллект, породила многочисленные исследования. На протяжении всей истории многие люди пытались определить ее, а также предлагать возможные теории, облегчающие понимание концепции, что на первый взгляд кажется легким.

Понятие личности используется в повседневной жизни многими людьми, как сказал Гонта А. В. в 1990 году: «Все знают, что такое личность, но никто не может выразить это словами» [4, с. 6].

Этот термин используется для обозначения различных аспектов, но, на самом деле, что мы подразумеваем под личностью? Нет единодушия при его определении, и существуют разные определения:

Речь идет о динамической организации или наборе процессов, которые объединяют поток опыта и поведения.

Другие определяют его по отношению к самооценке (как определяется индивид) или чувству того, кем он является.

Характерный способ мышления и поведения, такой как привычки, отношения или, вообще, особый способ адаптации к окружающей среде.

Со своей стороны, Первин и Джон определяют личность как характеристики, которые определяют непротиворечивые модели чувств, мышления и действия. Эти паттерны выполняют функцию адаптации человека к окружающей среде, показывая его привычный подход к ситуациям.

Оллпорт сказал, что именно динамическая внутри-индивидуальная организация систем определяет их уникальную адаптацию к среде.

С другой стороны, Айзенк понимает личность как сумму моделей поведения, определяемых наследованием и средой, которые возникают и развиваются в результате взаимодействия секторов: когнитивного или интеллектуального, отношения или темперамента, характера и конституции.

В заключение, на основе определений личности, которые были предложены с течением времени, выделены следующие фундаментальные аспекты:

Личность включает в себя другие элементы, такие как познание, привязанность и мотивация, которые определяют поведение и могут объяснить, что иногда личность не так последовательна и стабильна в некоторых обстоятельствах.

Он охватывает все функции и поведенческие проявления, которые будут результатом стабильных и динамичных элементов, личностных, социальных и культурных влияний. Это что-то особенное и правильное для каждого человека, и он будет стремиться адаптировать свое поведение к характеристикам окружающей среды, это называется «поведенческая согласованность».

2. Роль биологических и социальных факторов формирования и развития личности

Развитие личности является одной из основных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы психического развития, педагогика строит теории о том, как целенаправленно направлять развитие человека. В науке есть формула: человек рождается, человек становится. Под развитием личности понимается процесс количественных и качественных изменений под воздействием внешних и внутренних факторов. Развитие приводит к изменению черт личности, к появлению новых свойств (новообразований) [7, с. 307].

Роль биологических и социальных факторов в формировании и развитии личности

Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные. Однако их роль различна и до настоящего времени до конца не изучена. Существует несколько теорий о роли биологических и социальных факторов в развитии личности:

1. Теории доминирования социальных факторов. Сторонники доминирующей роли «среды обитания», «общества» считают, что человек является продуктом внешнего воздействия. Представителей этого направления называют «социологизацией», а направление социально-генетическим. Истоками социогенетического направления стал английский философ Джон Локк. Он считал, что душа новорожденного подобна «чистой доске» (tabula rasa, на которой можно писать все, что угодно. Любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, и врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию. Ученые выделяют несколько групп факторов внешней среды (А. В. Мудрик). К макрофакторам относятся космос, мир, климат, общество, государство; метафакторы отдельных социальных групп и институтов, школа, СМИ; микрофакторы-семья, сверстники [1, с. 458].

2. Теории доминирования биологических факторов. Противоположной точки зрения придерживались французские философы Рене Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «биологизаторского» направления, основная идея которого заключается в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние окружающей среды минимально. Ребенок растет по естественным законам, осознавая то, что дано ему природой; нужно только верить в этот рост, не мешать ему. Развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как генетически запрограммированное созревание природных сил. Определяющим фактором развития являются задатки и анатомо-физиологические особенности организма, унаследованные от предков [9, с. 13].

4. Теории противостояния (конфронтации) биологических и социальных факторов. Истоки-фрейдистский психоанализ и неофрейдистские теории. Развитие рассматривается как результат противостояния биологических и социальных факторов. Фрейд считал, что развитие личности можно понять из изучения двух принципов – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением биологически данных, врожденных и естественных инстинктов, но это желание сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе, в социальной среде. В соответствии с принципом реальности человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились в мире. Таким образом, противостояние двух факторов предстает как конфликт между обществом и инстинктами индивида [3, с. 784].

5. Концепция взаимодействия биологических и социальных факторов. Русской психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Лев Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении проблемы движущих сил психического развития. Одной из основных идей Л. С. Выготского является то, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализация). Культурное развитие состоит в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в ходе своего исторического развития: языком, письмом,счетными системами и др. усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешняя рецепция как бы» красится «и становится внутренней – процесс называется»интернализацией». Последователи Выготского отмечали, что процесс развития определяется прежде всего деятельностью самого субъекта-это его самодвижение через деятельность с объектами-факторы наследственности и среды лишь представляют собой условия, определяющие не сущность процесса развития, а его вариации в пределах нормы [6, с. 15].

3. Главные факторы и движущие силы развития личности

К основным факторам личностного развития относятся:

1. Образование. Биологически унаследованные особенности личности только создают почву для развития личности. Они развиваются под влиянием окружающей среды и воспитания (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди имеют относительно одинаковые склонности, возможности. И только социальное наследование, то есть влияние in vivo окружающей среды и образования обеспечивает развитие. Образование выгодно отличается от факторов внешней среды тем, что это управляемый процесс, который регулирует, целенаправленно создает условия для развития и адаптации. Основной закон развития личности, сформулированный Л. С. Выготским, означает, что через совместную деятельность и общение формируются психические функции ребенка, социальные навыки, этика, сознание и др. Образование среди всех факторов социализации рассматривается как наиболее важный в развитии личности в силу своей направленности и организованности [8, с. 30].

2. Предметная деятельность. Гуманистическая психология (А. Маслоу и др.) утверждает, что формирование личности не в меньшей степени зависит от деятельности самого человека. Деятельность понимается как стремление каждого человека к самоактуализации, самопознанию и высшим смыслам бытия, к самореализации, зачастую вопреки окружающей среде, нивелируя, подавляя индивидуальность. А. Маслоу, К. Роджерс и другие считают, что помогая человеку, ученик школы должен именно пробудить в нем собственные стремления к самореализации, которые, как им кажется, изначально ему присущи. В более традиционных для отечественной науки терминах эта позиция означает, что деятельность студента, его воля, убеждения, деятельность по саморазвитию и самообразованию относятся к внутренним факторам развития личности. Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные черты личности, входящие в ее структуру, формируются под влиянием воспитания в первую очередь. Но в процессе жизни ребенка они сами становятся источником, движущей силой его развития. Это отчасти объясняет, что под влиянием одних и тех же образовательных и экологических условий учащиеся вырастают разными. В связи с этим возникает вопрос о важности самообразования и его связи с образованием. Педагогика понимает это так: образование вызывает самообразование, и чем быстрее, тем лучше.

Движущими силами развития личности являются противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности личности.

Такие противоречия есть:

-противоречия между новыми потребностями, порожденными деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

-противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями личности и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и деятельности;

-противоречия между растущими потребностями общества, группы взрослых и современным уровнем развития личности [2, с. 149].

Эти противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они появляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней активности. В результате человек переходит на более высокую ступень развития. Потребность удовлетворена, противоречие устранено. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим-развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания конкретизируются общие противоречия. Это противоречия между требованиями к учащимся и их готовностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и сопротивлениями им.

Заключение

Личность формируется в условиях социального, конкретного и исторического существования человека, его обучения и воспитания.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что понятие «личность» неоднозначно и многогранно. Изучением личности занимаются многие науки, в том числе философия, социология, психология, этика, эстетика, педагогика и др., Каждая из наук занимается изучением личности в ее специфическом аспекте.

Как биосоциальное существо, человек переживает взаимодействие генетических и социальных программ. Носителем генетических свойств являются молекулы ДНК, носителем социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям через обучение и воспитание. Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизни людей. Генетика предполагает, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться бесконечно. В то же время социальные условия существования человека стали все больше определять его развитие и развитие общества.

Человек представляет собой целостное единство биологического (организационного, психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и пожизненно приобретенного.

Таким образом, формирование личности — сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Основой личности является совокупность ее социальных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; и реализуются они ее деятельностью, точнее, совокупностью ее разнообразных видов деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что отправной точкой для развития и становления личности является семья, в которой ребенок усваивает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Затем эстафета отправляется в детские сады, школы, вузы. Большое значение имеют секции и кружки, кружки по интересам, занятия с репетиторами. Взрослея, принимая себя взрослым, человек осваивает новые роли, в том числе роль супруга, родителей, специалистов. В этом смысле на личность влияет не только образовательная и коммуникационная среда, но и средства массовой информации, интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы. Следует отметить, что через социализацию индивид развивается, формирует свое мировоззрение, осваивает для себя жизнь современного общества, становится человеком своего времени.

Список использованной литературы:

1. Белорусова Е. А. Ситуация неопределенности как источник развития личности // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 455-459.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. — 352 с.

3. Виноградова И. В. Личность: к вопросу о методологии // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 781-785.

4. Гонта А. В. Понятие личности // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 5-7.

6. Николаев А. М., Зарипов М. А. К вопросу о феномене «личность» в психологии // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2 – С. 12-17

9. Тремаскина Е. В., Уривская Н. С. К проблеме формирования личности // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Молодой ученый, 2016. — С. 12-14.

Формирование и развитие социально-адаптивной личности обучающихся 3 класса с ОВЗ «Формирование и развитие социально – адаптивной личности обучающихся 3 «а» класса с ОВЗ через комплекс профориентационных занятий по направлению.

Влияние семьи на формирование личности ребенка Я. Корчак: Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений,.

Формирование личности ребенка Детский возраст является решающим в развитии и формировании познавательных процессов, точно так же, как и в развитии личности. В детстве.

Формирование общественности как фактора воспитания личности в коллективе Все большее значение в современном обществе придается формированию личности, способной занять в жизни достойное место, проявлять ответственность.

Художественно-эстетическое формирование личности дошкольников «Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим, его следует воспитывать, прежде всего, эстетически» Ф. Шиллер С уровнем эстетического.

Развитие воображения дошкольников как возможность познания окружающего мира и развитие личности Семинар-практикум «Развитие воображения дошкольников как возможность познания окружающего мира и развитие личности» Все участники семинара.

Труд и формирование личности ребенка Основы трудолюбия закладываются в семье. Трудовым воспитанием занимаются родители, бабушка и дедушка,немаловажным может быть и вклад старших.

Консультация «Влияние ЗОЖ на формирование личности воспитанника» Влияние ЗОЖ на формирование личности воспитанника. «Если не бегаешь пока здоров, придётся побегать когда заболеешь!» Гораций За последние.

Воспитание и формирование личности ученика начальных классов Для ученика младших классов процесс обучения в школе является одним из основных жизненных этапов, который воздействует на развитие ребенка.

Опыт работы «Формирование творческой личности» Выступление на педагогическом совете «Формирование творческой личности» Сегодня, в ХХI веке, человечество столкнулось с нарастанием самых.

Источник

Типы и уровни развития личности — психология

что такое развитие личности в психологии. Смотреть фото что такое развитие личности в психологии. Смотреть картинку что такое развитие личности в психологии. Картинка про что такое развитие личности в психологии. Фото что такое развитие личности в психологии

Совсем недавно общество приравнивало развитие человека, его личности к степени образования, уровню дохода, жизни. Считалось, что чем больше богатств, тем выше развитие. Теперь это можно оспорить, так как совсем нет связи между развитием личности и материальным благом. Уровень развития личности определяется через понимание своего бытия, предназначения, осознание себя и своей жизни, формирование сознания и самосознания.

Каждый человек приходит в этот мир «чистым листом» и на протяжении всей жизни учится, развивается и совершенствуется. Развитие происходит в обществе, на это сильно повлияла социализация. Личность развивается только при взаимодействии, контакте с другими людьми.

Наедине с самим собой, без обмена информацией, впечатлениями, эмоциями и чувствами процесс развития попросту невозможен. Вне общества человек живёт в среде «животного мира» и совершенствовать своё сознание, личность, духовные качества, развивать свои таланты попросту незачем, это неинтересно, такой потребности и желания не возникает.

Что такое личность?

Нет единственного устоявшегося общепринятого определения личности — это сложное многогранное понятие. Большое количество различных описаний присваивалось этому словосочетанию в разные времена.

Личность — это часть общественной и культурной жизни, которая наделена разумом, этическими принципами, моральными качествами, духовностью.

Человек, обладающий определённым набором психологических свойств, которые определяют его поведение, взаимоотношения с обществом, его отличие от других людей.

Человек, который самостоятельно выстраивает свою жизнь, по своим правилам и понятиям, несёт полную ответственность за неё.

Система индивидуальных, социальных и психологических характеристик, а также типологических свойств.

Состоявшийся человек, со своей индивидуальной системой ценностей, манерой поведения, привычками.

Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность.

Структура личности

Структура личности это сочетание между собой различных качеств характера, талантов, способностей, степени эмоциональности, реакций на внешние события, темперамента, силы воли, ощущений и восприятий, интересов и убеждений. Этих свойств и различий множество, поэтому есть некая структура, чтобы разделить их.

Первый уровень. Здесь находятся все врождённые свойства психики, а также половые и возрастные, то есть качества данные природой.

Второй — это способности, таланты, сознание, память, то есть те качества, которые зависят от врождённых факторов и их развития.

Третий — это индивидуальный опыт, в который входят знания, сформированные в процессе жизни.

Четвёртый и самый высокий формируется на протяжении всей жизни, это направленность личности, накопленный опыт и знания, интересы, взгляды, убеждения и мировоззрения, сформировавшийся характер. Этот уровень максимально связан с воспитанием, уставом и традициями семьи, обществом и его идеологией, в котором вырос и находится человек.

Необходимо различать эти уровни, чтобы охарактеризовать личность. Отличия между людьми огромны и разносторонни, так как на каждом уровне есть большие различия интересов, умений, взглядов, ценностей, характера, поэтому порой сложно понять поступки и слова другого человека. Для этого необходимо обладать достаточными знаниями и хорошей наблюдательностью, опытом. Рассмотрим теперь свойства личности и их особенности.

Ключевые свойства личности

что такое развитие личности в психологии. Смотреть фото что такое развитие личности в психологии. Смотреть картинку что такое развитие личности в психологии. Картинка про что такое развитие личности в психологии. Фото что такое развитие личности в психологии

Свойства личности — это набор определённых, устоявшихся и индивидуальных качеств человека, определяющих его взаимодействие с социумом, то есть его деятельность и отношения с окружающими. Главными свойствами личности являются характер, темперамент, воля, способности, мотивация и эмоции.

Характер — это приобретённый в определённых условиях способ взаимоотношений с окружающим обществом и миром. Это стиль поведения, реакция на происходящие события. Манера поведения бывает мягкой и деликатной, а может быть бесцеремонной, грубой. Всё это относится к характеру.
Когда мы обсуждаем человека, часто употребляются такие слова, как сильная личность, лидер или слабый руководитель, уверенный в себе персонаж или тихоня.

Люди с сильным характером отличаются уверенностью в себе, спокойствием, целенаправленностью и последовательностью, упорством. Слабые, наоборот, славятся хаотичностью поступков, слабоволием, истеричностью, замкнутостью и тревожностью.

Специалисты разделяют черты характера на несколько групп:

Деловые черты. К ним относятся все, что связано с трудовой деятельностью, с работой. Это ответственность, упорство, аккуратность, невнимательность, лень и другие.

Коммуникативные черты — это взаимодействие человека с обществом: общительность или замкнутость, доброжелательность, недоверие, скрытность.

Волевые черты.Стойкость, упорство, сила воли, или её отсутствие.

Мотивационные черты — это целеустремлённость, черты, которые поддерживают активность человека.

Инструментальные – черты, придающие определённый стиль манере поведения.

Воля это способность человека воздействовать и управлять психикой и своими действиями. Благодаря воле возможно контролировать своё поведение, определённые события, человек влияет на процессы в окружающем его мире и вносит важные для него изменения. Чаще всего сила воли связана с принятием важных, правильных и осознанных решений, но для этого необходимо преодолеть определённые трудности и препятствия, приложить много усилий для осуществления задуманного.

Воля всегда подразумевает самоограничение, самоконтроль, то есть человеку необходимо отказаться от чего-то, в пользу более важного и правильного, лишить себя привлекательного ради осознанного, верного и важного.

Главной особенностью воли, является наличие морального удовлетворения в результате осуществления задуманного. Интересен тот факт, что эмоциональной радости в процессе осуществления это не приносит. Весь спектр внутренней силы направлен на то, чтобы победить себя. Чем сильнее воля у человека, тем легче он справляется с трудностями и стремительнее развивается.

Темперамент — это совокупность особенностей, психических свойств, которые определяют состояния человека, его поведение и настроение, скорость изменения этих состояний, эмоциональная устойчивость.

Следующее свойство – эмоции. Это индивидуальные переживания, они бывают положительными и отрицательными, приятными и неприятными. Есть несколько видов эмоций:

Настроение — это состояние психики, общий настрой человека в разные моменты жизни.

Простые эмоции, переживания, связанные с удовлетворением потребностей.

Чувства — это комплекс переживаний, связанных с определённым объектом или объектами.

Аффекты — это острые, яркие эмоции, отличающиеся кратковременностью и высокой интенсивностью, реакция на определённый раздражитель.

Страсть — это яркие эмоции, которые не поддаются управлению.

Стресс — это комплекс негативных эмоций и физического состояния организма, психологическая, эмоциональная перегрузка.

Эмоции оказывают огромное влияние на жизнь и её качество. Эмоциональное состояние людей сильно разнится. В особенности скорости реакции на определённые события, эмоциональная возбудимость, длительность переживаний, преобладание положительных или отрицательных эмоций, частота этих переживаний и их направление. Под воздействием своих эмоций человек совершает определённые действия, поступки, принимает решения.

Мотивация — это совокупность причин, определяющих поведение личности. Мотив — это основа, психологический позыв или порыв, отвечающий за целенаправленное активное поведение. Бывает осознанный и неосознанный. Мотивация зависит от потребности человека, желания, нужды в чем-то, намерения и побуждения. Мотивация – это главное и основное «топливо» для человека, благодаря ей, он ставит цели, добивается их, развивается.

Способности — высокий уровень умений, навыков, которые необходимы для выполнения каких-то задач, решения дел. Это не относится к знаниям приобретённым, напротив, благодаря способностям были получены и использованы определённые знания и умения.

Самое безнадежное дело на свете — пытаться точно определить характер человека. Каждая личность — это клубок противоречий, а тем более личность одаренная.

Типы личности

что такое развитие личности в психологии. Смотреть фото что такое развитие личности в психологии. Смотреть картинку что такое развитие личности в психологии. Картинка про что такое развитие личности в психологии. Фото что такое развитие личности в психологии

Ещё в Древней Греции философом Гиппократом, было определено несколько темпераментов людей, по которым и по сей день их разделяют.

Меланхолики. Ранимые, унылые и мрачные личности с плохим настроением и отношением к жизни, с небольшим запасом энергии, ленью, апатией и тревожностью.

Холерики. Вспыльчивые, неуравновешенные, горячие, импульсивные, взбалмошные и несдержанные люди.

Сангвиники — жизнерадостные оптимисты с прекрасным чувством юмора, любящие жизнь во всех её проявлениях. Лёгкие на подъём активисты.

Флегматики. Люди пассивные, безынициативные, склонные к бездействию больше чем к активности, но при этом отличаются усидчивостью и упорством, ненаходчивые консерваторы, которым сложно приспосабливаться к изменениям в жизни и в мире.

Стоит отметить, что ни один тип темперамента не встречается в чистом виде. Каждый человек обладает основным, преобладающим видом темперамента, в определённых жизненных сценариях он его развивает или подавляет, а также проявляет и сочетает в себе другие типы.

Типов личности по теории Юнга всего два: экстраверты и интроверты, а различия между ними в особенностях восприятия мира и всего происходящего вокруг. Экстраверты любят окружающий мир и максимально взаимодействуют с ним, они коммуникабельны, дружелюбны и открыты, тем временем интроверты стараются отгородиться от всех, они замкнуты и стремятся к уединению.

Каждый из типов соответствует конкретному темпераменту. Так экстраверты – это холерики и сангвиники, тогда как к флегматикам и меланхоликам относятся больше интроверты. Это самые основные характеристики типов темперамента, но далеко не единственные в своей классификации, благодаря им становится проще определить человека, его манеру поведения и общения, предположить его реакцию в определённых ситуациях, темп деятельности.

Зная свой преобладающий тип темперамента и типы окружающих людей, можно намного проще выстраивать отношения и понимать с кем их стоит заводить, а с кем нет, кому довериться, а кому не стоит. Эти знания пригодятся в бизнесе, в любовной сфере, в дружбе, в любом взаимодействии с обществом.

Пройдите тест и узнайте кто вы: Экстраверт или интроверт

Стоит отметить, что не бывает плохих или хороших типов, у каждого темперамента есть свои положительные и отрицательные черты.

Уровни развития личности

Каждый человек уникален, у каждого свой характер, личностные качества, темперамент, свои привычки и мечты, стремления, понимание счастья и горя. Рассмотрим теперь непосредственно уровни развития личности и их характеристики. По факту это то, что человек может и не может, это степень силы его личности, стремлений.

Совершенствование не прекращается на протяжении всей жизни, от рождения до самой смерти. В идеале каждый человек должен пройти все уровни развития личности, но на деле это не всегда так. Большое количество жителей планеты проживают всю жизнь, находясь в одном состоянии, не задумываясь о совершенствовании, также часто переход может осуществляться не только вперёд к новому этапу, но и назад к предыдущему.

Я похож на человека, который проспал полжизни, а теперь пытается узнать, кем он был, пока спал.

Какая личность на каком уровне?

что такое развитие личности в психологии. Смотреть фото что такое развитие личности в психологии. Смотреть картинку что такое развитие личности в психологии. Картинка про что такое развитие личности в психологии. Фото что такое развитие личности в психологии

Первый — это удовлетворение своих базовых потребностей, обеспечение своей безопасности: еда, сон, жильё, одежда. Отсутствует страх о потерянных возможностях. Моральные, этические принципы, духовность, цели — всё это не присуще личности, находящейся на данном этапе. Одним словом – выживание. Удивителен тот факт, что именно на этом уровне человек чувствует себя максимально счастливым и беззаботным. Ему не приходится беспокоиться о самосовершенствовании, нет завышенных ожиданий, его абсолютно устраивает порядок: «работа-дом-отдых».

Третий уровень организации личности. На этом этапе уже не хватает удовольствий и их удовлетворения. Хочется уже чего-то большего, больше денег, больше пространства для жизни, больше успехов и достижений. Человеку хочется призвания, создать что-то своё, привнести свою лепту в жизнь других людей, повысить свою значимость, менять мир вокруг себя. Он осознаёт свой огромный внутренний потенциал, свои безграничные возможности и начинает стремиться к улучшению своей жизни, записывается на всевозможные тренинги, курсы по самосовершенствованию. Осознание того, что обычные удовольствия уже не приносят радости, приводит к отказу от вредных привычек, зависимостей. На этом этапе люди не чувствуют себя счастливыми в жизни, которую имеют.

Очень много ошибок, неудач подстерегает на этом уровне. Этот этап может затянуться на долгие годы: поиск себя, своего признания, истинных целей. На данном уровне человек получает огромное количество опыта, знаний и умений, начинает также следить и за своим телом, внедряя здоровый образ жизни. А вот ощущение радости, счастья в жизни, почти на нуле. Случаются даже и возвращения в прошлый период. Без этих трансформаций личность не перейдёт на следующий этап. Но как только будет пройдена эта сложная часть, жизнь кардинально и в корне изменится.

Четвёртый – переломный, переход с социального уровня на духовный. Главная разница этих периодов в том, что теперь личность больше не зацикливается на себе и своей семье, а задумывается об окружающих людях, мире и осознаёт огромное желание позаботиться, помочь, научить, облегчить чью-то жизнь. Идея собственной важности уходит на второй план, а на первый выходит удовлетворение нужд других людей. Это совсем не значит, что собственный успех и достижения больше неинтересны, но снижается важность этого. Исчезает потребность доказывать свою состоятельность обществу.

Проходит глобальная переоценка ценностей, на пьедестал выходит семья, дети, родители. Человек наконец принимает себя таким, какой он есть и больше не пытается ничего в себе изменить через силу, перестаёт осуждать и обсуждать других людей, становится чутким, внимательным. Больше не хочется всё контролировать, а хочется уделять своё время тому, что нравится и приносит радость. Переход на этот уровень занимает очень много времени, сил, стараний, но меняет жизнь в корне, она замедляется, больше не нужно спешить, больше спешить и не хочется.

Пятый — уровень мудреца. На данном уровне сознание человека максимально чистое, его интересуют глубинные события и процессы бытия, открываются глаза на окружающий мир, сущность происходящего весьма отличается оттого, что видит 1-3 уровень. Происходит полная переоценка и переосмысление ценностей, жизни, развенчивание мифов, стереотипов, мирских идеалов, духовных аспектов. Такой человек способен влиять на тысячи людей, вести их за собой, менять реальный мир под своё видение. Баланс во всех аспектах жизни уже ничего не нарушает.

Шестой уровень развития личности. На этом этапе человек становится лидером огромного количества людей, за ним идут, его слушают, ему доверяют, подражают, копируют. Эти люди способны изменить мир, они обладают неограниченным источником энергии, осознают жизнь, их мышление настолько масштабно, что позволяет менять устои, идеологии, системы. Такая личность может принести миру как колоссальную пользу, так и разрушить всё до основания. Если энергия будет направлена на созидание, то прогресс для всего человечества будет обеспечен. У человека прекращаются всевозможные страдания, переживания, наступает полное принятие и понимание своей жизни.

Могут ли меняться уровни и как?

Есть много классификаций развития личности, это самая основная и часто используемая. Есть ещё один уровень – просветление, но далеко не каждый подходит к этому уровню. Все процессы развития тесно привязаны к жизненным урокам, событиям, не всегда, кстати, положительным. Невозможно пропустить один этап и сразу перейти к другому, придётся всё равно наверстать упущенное, вернувшись к предыдущей стадии.

Если человек застрял на каком-либо уровне, то значит он ещё не получил необходимый урок жизни, либо получил, но не осознал его, всё придёт в своё время. Основной смысл развития от самоутверждения до заботы о близких. Возможно, из-за неусвоенного урока он вернётся на предыдущий уровень, и, возможно, на нём и останется до конца жизни.

Будь таким, каким хочешь казаться.

Помощь психолога

На каком уровне сейчас находитесь вы, куда необходимо стремиться, какие уроки и какую мысль хочет до вас донести определённая ситуация, все эти моменты поможет разобрать психолог, с ним вы намного быстрее осознаёте свои ошибки или своё предназначение, не стоит пренебрегать помощью специалиста, если вы решили совершенствоваться. Если ваш запрос самоактуализация — как вершина развития собственной личности, обращайтесь за помощью психолога. Это длительная и иногда болезненная работа, но достижение своего максимума, раскрытие потенциала на 100% стоит того.

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы испытываете беспокойство от непреодолимого желания отомстить, проконсультируйтесь со специалистом!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *