что такое размер стиха
Как определить стихотворный размер
Поэтические произведения русской литературы преимущественно организованы согласно принципам силлабо-тонического сложения стихотворения.
Это означает, что для произведения характерно чередования слогов с ударением и без него в определенном порядке.
В произведении, составленном согласно такому принципу, порядок чередования характерен для всех строк стихотворения.
Основные принципы силлабо-тонического стихотворения в русской литературе были разработаны Василием Тредиаковским и Михаилом Ломоносовым. Наибольшего расцвета данная система создания произведений достигла в 19-м столетии. На рубеже 19-го и 20-го веков силлабо-тонический принцип немного уступил свои позиции тонической системе стихотворения.
Основные понятия
Прежде чем определить стихотворный размер, необходимо рассмотреть основные понятия, которыми руководствуются теоретики литературоведения. В рассматриваемой области изучения литературных произведений, встречаются следующие термины:
Виды стихотворных размеров
Для правильного определения важно уметь ориентироваться в существующих их видах. В зависимости от количества стоп, слогов и характера ударения, в литературе выделяют следующую классификацию стихотворных произведений:
Стих односложного размера — брахиколон. Произведение, состоящее из стопы одного слога. В стихотворной строке таких стоп может быть несколько. Поэтами, в творчестве которых часто встречаются произведения такого рода, являются Владимир Маяковский, Владислав Ходасевич, Александр Безыменский и другие. Примером поэзии такого рода можно считать отрывок следующего стихотворения:
Произведения двухсложного размера состоят из стоп двух слогов, в которых ударение падает или на четный, или на нечетный слог. Ямб — вид стихотворения, ударение в котором падает на последний слог в стопе:
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
Данный размер передает торжественное, жизнерадостное настроение. Часто встречается в творчестве гения русской литературы Александра Сергеевича Пушкина.
Хорей — произведение, состоящее из двухсложной стопы с ударением на первый слог в ней:
Стихотворный размер предполагает наличие в произведении лирического, нежного настроя — достаточно сказать, что им написаны почти все колыбельные песни.
Трехсложный размер стихотворения предполагает наличие стоп, состоящих из трех слогов. Дактиль — вид произведения, в котором ударение приходится на первый из трех слогов в стопе. В русской литературе наиболее распространены двух-, трех- и четырехстопные дактили:
Дактиль, как и остальные трехсложные виды стихотворений, считается более гибким интонационно и более близким к прозе. Встречается в произведениях Михаила Лермонтова и Николая Некрасова.
Амфибрахий — стихотворение с трехсложными стопами, с ударением на втором слоге:
Анапест — произведение, состоящее из трехсложных стоп с ударением на последнем слоге:
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Данный вид поэтических произведений встречается в творчестве Александра Блока. Наибольшее распространение получил с середины 19-го столетия (в основном трех- и четырехстопный анапест).
Как определить размер стихотворения
Перед тем как практически определить размер того или иного поэтического произведения, рекомендуется выписать его отдельно в тетрадь или на лист бумаги. В черновике необходимо расставить ударения или обозначить границы стоп. Как правило, последние схематически обозначаются знаком /, безударные слоги можно отметить знаком _, а ударные — крестиком, x.
Для проверки правильности деления стихотворной строки достаточно сопоставить схематическое изображение произведения — ритмичный рисунок должен совпадать. Указанные выше стихотворные виды можно схематически обозначить следующим образом (схематически обозначены только первые строки приведенных примеров):
Количество имеющихся стоп в стихотворной строке определяет размер текста. Так, если в поэтическом творении четыре стопы, в состав которых входит три слога, и ударение приходится на первый из них, то рассматриваемая поэзия написана четырехстопным дактилем.
Особую трудность могут вызывать так называемые «нечистые» размеры — когда к основному ритмическому рисунку крепится безударный слог, называемый пиррихием. В рассматриваемых примерах размер стиха Александра Блока определяется как трехстопный анапест с пиррихием в конце первой и третьей строки. Особенно отчетливо нарушение ритмического рисунка видно на схеме: после трех стоп с ударением на последний слог остается один безударный. Чтобы правильно определить размер такого текста, необходимо составить схематическое изображение всех строк строфы, и посмотреть — каким образом написана большая часть строк.
Правила постановки ударения и деления строки на стопы помогают правильно определить стихотворный размер поэтического произведения. Отдельное внимание важно уделить звучанию стихотворной строки для определения основного ритмического рисунка. Для более точного определения можно несколько раз произнести строку вслух, как бы скандируя ее.
Видео
Это видео поможет вам научиться определять стихотворный размер.
Хорей, ямб и другие стихотворные размеры
Виды стихотворных размеров
Ямб, хорей, брахиколон, анапест… Все эти сложные, на первый взгляд, слова обозначают название стихотворных размеров. Стихи пишутся по определенным законам. Именно следование размеру поэтического произведени (не всегда строгое) делает стихи складными, запоминающимися и приятными для чтения. Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.
Односложные стихотворные размеры: брахиколон
У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).
Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:
И.Сельвинский «Сонет»
Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.
Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей
Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.
Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:
Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.
Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.
Пример стихотворения, написанного ямбом:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А. С. Пушкин «К Чаадаеву»
Пример стихотворения, написанного хореем
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий
Дактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!
С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!
Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…
М. Ю. Лертмонтов
Как определить стихотворный размер
Эти знания могут пригодиться не только школьникам, студентам и узким специалистам, изучающим поэзию. Чтобы писать хорошие стихи, надо научиться определять размеры стихосложения и пользоваться ими в собственных произведениях!
Читайте также:
Стихотворные размеры в таблице с примерами
Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»
То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов
Как научиться определять стихотворный размер.
Вообще, размеры делятся на двухсложные и трёхсложные. Как понятно из их названий, это размеры, состоящие из двух (и кратных двум) и трёх слогов.
Двухсложные размеры — хорей и ямб.
В хорее ударение падает на первый из двух слогов.
Если наглядно, то получится примерно следующее:
СпЯт устАлыЕ игрУшки, кнИжки спЯт.
ОдеЯла И подУшки ждУт ребЯт.
В ямбе, наоборот, ударение падает на второй из двух слогов:
Примеров можно привести очень много, так как это, по моему мнению, самый простой для поэзии размер:
ЛюбвИ, надЕжды, тИхой слАвы
НедОлго нЕжил нАс обмАн.
Трёхсложные размеры — это дактиль, амфибрахий и анапест.
В дактиле ударение падает на первый из трёх слогов:
В рАбстве спасЁнное
В амфибрахии ударение падает на второй из трёх слогов:
СижУ за решЁткой в темнИце сырОй.
ВскормлЁнный в невОле орЁл молодоОй.
В анапесте, соответственно, ударение падает на третий из трёх слогов:
Ты менЯ на рассвЕте разбУдишь,
ПроводИть необУтая вЫйдешь,
Ты менЯ никогдА не забУдешь,
Ты менЯ никогдА не увИдишь.
И напоследок скажу, что существует одна фраза, полностью лишённая логики, но помогающая запомнить все эти размеры:«Хорь, я дама ».
То есть, сначала идёт хорей, потом ямб, следом дактиль, после него амфибрахий, а анапест последним.
Еще бы уметь определять куда ударение падает.
Гекзаметр – древнейшая форма стиха в античной европейской поэзии. В русской силлабо-тонике гекзаметр (или гексаметр, от греч. hexametros – шестимерник) обычно передают с помощью чистого 6-стопного дактиля:
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел…
Ямб утомил мудреца,
Гекзаметр же его заморозил.. )))))))))))
Односложный, четырехсложный и другие размеры плачут в сторонке.
Продалась за бутерброд
Дружба длиною в жизнь
Это я и мой брат. Язык уже не поворачивается назвать его лучшим другом. Наши родители всегда жили по соседству. В лихие 90-е быт людей немного отличался от нынешнего, поэтому, когда я родился, меня и, на год старше, моего соседа часто оставляли вместе. Там то мы, видимо, и спелись. Мы с ним совершенно разные люди, во многом с разными взгдядами на вещи, но я не помню своей жизни без моего брата. Даже, когда мы месяцами и даже годами не видимся, я всегда знаю, что он у меня есть и он знает, что эта связь нерушима. Я к чему это всё.. Берегите своих друзей, комрады 🙌🏻
Нет работы.
Сегодня ехал в троллейбусе и подслушал разговор. Трудно было не подслушать, перешли уже на повышенные.
Кондуктор же парировала, что эти пять тысяч можно заработать всегда, неважно, есть документы или нет.
Ой, что тут началось. и на «приведите пример, возьмут ли его куда-то кондуктором?», я вмешался. Мне сейчас нужен упаковщик. Вот прям срочно! На тестовую партию. нужно упаковать три тысячи отправлений. А у меня нет такой штатной единицы. Просто взять из большой коробки и переложить в маленькие. Я предложил её супругу 20 000 за десять дней за такую работу. Женщина обрадовалась и согласилась.
Должна была сегодня позвонить)))
Как вы поняли, сижу пакую)))
В Чечне учения местных сил обороны, без флагов РФ
От этих бабушек всего можно ожидать
О постах про национальность
Если ты дебил, то наверное это с рождения.
Я не русский, башкир со смесью татарской крови, и не могу понять этих кавказской крови, которых нельзя называть в СМИ, им стыдно или что? Служил в армии, говоря им, что тоже мусульманин, но они не уважительно ко мне относились, хотя жрали сало хлеще меня.
Не могу понять, почему им стыдно называть свою нацию, когда они совершают преступление.
Земля плоская. «Доказано»
Мигранты
Держись Джоан
Джоан Роулинг говорит, что в ту пятницу недоброжелатели слили в Twitter ее домашний адрес, сфоткавшись напротив ее дома. Сделали это специально с целью заткнуть ей рот, чтобы она перестала отстаивать биологические права женщин.
Роулинг далее пишет, что получила столько угроз в свой адрес от желающих разделаться с ней, что могла бы обклеить ими все стены.
С днём рождения Юра!
Хитрожопые депутаты
Мособлдума потратит 300 миллионов в год на машины для 50 депутатов
По закону избранникам нельзя покупать авто дороже 2,5 лямов. Но если вы ждали, что мужчины в строгих костюмах пересядут на Ford Focus, то зря вы этого ждали. Законотворцы придумали кое-что поинтереснее: машины вместе с водителями берут в аренду, ведь там ограничений нет.
В итоге на 50 депутатов Дума арендует 79 машин (широким, видимо, мало одной), то есть потратит в год как минимум четыре миллиона на одну депутато-душу. Тачки хотят видеть трёх типов, не старее 2020 года выпуска. У первого — движок от 186 до 200 лошадей (подходит Audi A6, Mercedes E-класс, BMW 5-й серии), у второго — от 195 до 200 л.с. (Toyota Camry), и от 126 до 128 (Hyndai Elantra, Kia Cerato) у третьего типа. Водителей принимают только опрятных, в костюмах и галстуках. Для спикера — бричка особенная, не старше 2021-го, доступная 24/7.
Идеальное название
Huawei умеет в юмор
Перевод: Черная пятница cпешл! 100% СКИДКА на все телефоны, которые мы сейчас продаем в США.
ОК, все. Это просто шутка. Мы не можем продавать никаких телефонов в США
Ответ на пост «Гвоздь»
Мой сын родился на месяц раньше срока. ИВЛ, отек мозга, больница, учёт у невролога с рождения.
Год,два,три- не говорит ребенок. Тарабарщина есть, картинки все показывает в книжках ( пассивный словарь большой),я даже что-то в его ответах понимала,но нормальной речью это назвать было нельзя. И поведение: возбудимость, чуть что- лопаткой по голове коллеге по песочнице.
После очередной драки в саду- очередной невролог по рекомендации. Посмотрела выписки- идите к сурдологу. Так он же вроде всё слышит?! Ну ладно, сходим.
Аудиограмма шокировала: третья степень.
Сурдолог пояснила,часть речевых звуков не слышит. Отсюда «каша» во рту, тревожность и агрессия. Но бытовые моменты знает/понимает/ слышит. Поэтому сложно было заметить.
Аппараты надели ему фактически уже в 4 года.
Во время первой примерки сидел испуганный,притихший с огромными глазами.
Речь пошла, стал спокойный,агрессия исчезла. Причем поведение поменялось в течение пары недель.
Через месяц «малышу»(172 см ростом) будет 13. Хочет быть историком. В школе отличник.
Когда очень спешишь
Обычный вечер на Патриарших, ничего необычного
Ответ на пост «Обвинительный приговор по делу «Зимней вишни»»
Хотел сразу после оглашения приговора создать пост, с собственным мнением, но понял что это будет крик души или поток сознания, и не стал. Но смотрю, люди просят, видимо всё таки надо.
29 октября 2021 года Заводской районный суд г. Кемерово вынес приговор фигурантам уголовного дела о пожаре в торговом центре «Зимняя вишня»
Среди них 2 сотрудников пожарной охраны, принимавших участие в тушении пожара:
Эти двое человек, не являются пожарными инспекторами, они не проверяли здание на соответствие нормам пожарной безопасности, не подписывали никакие разрешающие документы, их задача это тушение пожаров. Именно по сообщению о пожаре, они и прибыли на место.
Мотивированного решения суда и обвинительного заключения в полном объеме в открытом доступе на момент написания поста нет. Есть обрывочные фрагменты, и итоговые сроки заключения.
Уголовное преследование пожарных, изначально вызвало широкую бурю эмоций и непонимания в профессиональной среде. А суровый приговор и вовсе поверг многих в шок.
Большинство профессиональных пожарных, от рядовых до преподавателей ВУЗов и учёных много раз заявляли что вины пожарных в гибели людей нет.
Многих из них, привлекали для участия в судебных заседаниях в качестве свидетелей и экспертов.
Однако всё это суд не принял во внимание, цитата:
«. показания указанных специалистов, а так же свидетелей, являющихся сотрудниками ГУ МЧС России по Кемеровской области, относительно правомерности действий подсудимых Бурсина А.С. и Генина С.В. судом расценены как надуманные, поскольку они основаны на неверном истолковании норм действующего законодательства, искажают смысл правовых норм на которые ссылаются, неверно, вопреки действительности интерпретируют обстоятельства инкриминированных подсудимым деяний, направлены на придание законности действиям и бездействиям подсудимых как сотрудников МЧС России, чем исключительно отстаиваются ведомственные интересы»
Перевожу на русский. Всё что говорят эксперты в пользу невиновности пожарных, изначально ложь, потому что все пытаются выгородить своих.
Итак к сути.
-Андрея Бурсина судят как руководителя тушения пожара. Суд расценил что к своим обязанностям он отнесся халатно, не обеспечил руководство силами и средствами, что привело к гибели людей. Без обвинительного заключения я не могу конкретно говорить о том что ему вменяют, и что он сделал правильно, а что неправильно. Оставим это на второй пост по теме.
По версии суда Генин получив информацию от очевидца, о наличии людей в зрительном зале кинотеатра, проигнорировал её, направившись в другом направлении, чем допустил гибель 37 человек.
Это получается, звено возглавляемое Сергеем Гениным могло спасти 37 человек?
Видео с камер видео наблюдения.
25.03.2018 в 15 часов 59 минут 35 секунд из-за протечки воды через крышу, и несработавшего автомата электрической защиты замкнула и загорелась пластиковая люстра на 4 этаже, в помещении детского центра над бассейном с поролоновыми кубиками.
Обстановка на схеме этажа. Флажком показано место возникновения пожара.
Обстановка на схеме этажа. Волнистыми линями показано задымление. Красной штриховкой зона горения.
16:01:05. 1 минута 30 секунд с момент начала пожара. Дым достигает дверей в кинозалы.
16:02:05. 2 минуты 30 секунд с момента начала пожара. 4 этаж полностью заполнен дымом. С одного из кинозалов из-за сильного задымления люди не успели эвакуироваться. В 16:02 поступают первые звонки родителям от детей оставшихся в кинозалах.
16:03:05. 3 минуты 30 секунд с момента начала пожара. Заканчивается эвакуация с 4 этажа. Почти все кто мог самостоятельно выйти, к этому моменту покинули 4 этаж.
На 4 этаже полное задымление, происходит интенсивное распространение пламени по горючей нагрузке этажа.
В единую дежурную диспетчерскую службу по телефону 112 поступает первое сообщение о пожаре в торговом центре Зимняя Вишня.
С боевым расчётом в общем 45 человек личного состава.
Сейчас отвлечемся немного от хронологии. Сейчас, когда все судят действия пожарных, отталкиваются от информации известной по итогам расследования. Даже вы, прочитав сейчас написанное выше, знаете больше, чем пожарные прибывшие на место.
Что очаг пожара находится на 4 этаже, что 4 этаж полностью задымлен, что в одном из кинозалов находятся люди. Всего этого Бурсин не знал. Он прибывает, видит обстановку по внешним признакам, и должен незамедлительно принять решение. У него нет времени подумать, нет времени разложить планы этажа, он должен в течении нескольких десятков секунд принять решение, как начинать боевые действия по тушению пожара.
На момент прибытия Бурсина, на пожаре складывалась следующая обстановка:
По внешним признакам открытого горения торгового центра не наблюдалось, шёл черный дым с крыши здания, люди самостоятельно эвакуировались со стороны центрального входа, пожарные представителями торгового центра или охраны встречены не были, никакой информации о пожаре не сообщили.
Видео с регистратора пожарного автомобиля прибывшего спустя 2 минуты после Бурсина.
Теперь задачка для всех читателей. Вы ничего не знаете о пожаре, кроме того что видите на видео. Есть 1 минута на подумать. Что будете делать?
1) побежите бегом вокруг торгового центра, оценивать обстановку
2) побежите искать представителей торгового центра или охрану, чтоб они сказали информацию, что горит, где горит, где могут отстаться люди.
3) будете опрашивать всех людей что выходят из торгового центра, с целью уточнения инфомации.
4) пойдёте внутрь наобум, искать очаг и пострадавших.
Реальная схема обстановки на 4 этаже торгового центра, на момент прибытия Бурсина в 16:09.
Огнем охвачено практически всё помещение детского развлекательного центра. Плотное задымление на 4 этаже, высокая температура. На 4 этаже остаются более 60 человек, без возможности эвакуироваться самостоятельно.
Бурсин принимает решение сформировать звено ГДЗС из 2 человек, включая себя, и направиться на разведку внутрь торгового центра.
Поднимаясь по центральной лестнице, получает информацию от посетителей что на 4 этаже остаются люди. Подняшись на 4 этаж, Бурсин передаёт информацию «Плотное задымление, нулевая видимость, начинаю обследовать помещение с целью поиска пострадавших».
Цитата из интервью с Сергеем Гениным:
«Мы встали перед шлагбаумом со стороны Ленина, проехать дальше не смогли. Задача была идти на четвертый этаж, по уставу я мог туда пройти через любой вход. Бурсин сказал идти через центральный вход, но там уже стояло звено, поэтому я решил зайти со стороны «Ярче», тем самым увеличив зону поиска людей. На тот момент о том, что в кинозале люди, у нас информации не было, об этом мы узнали только потом. Что шли звонки оттуда, нам тоже не передавали.»
Зайдя внутрь к Генину подбежал очевидец и что-то сказал. Аудиозаписи разговора нет. Показания их разняться. Очевидец, говорит что он точно сообщил Генину информацию, где находятся люди.
Из интервью с Гениным.
Охранник ведёт звено Генина через первый этаж к угловой лестничной клетке, где находятся эвакуационные выходы. Поднявшись на 4 этаж, звено упирается в закрытую дверь
Генин решает не терять время на вскрытие дверей, вернуться и подняться через другую лестницу.
Звено заходит на 4 этаж со стороны гардероба, и начинают поиск пострадавших. Через какое то время они находят мужчину без сознания. Звено надевает на пострадавшего спасательное устройство (дополнительная маска для пострадавшего, пострадавший начинает дышать воздухом из баллона пожарного) и начинают выносить его на улицу.
Цитата из интервью Генина:
Мы решили зайти с обратной стороны. Дошли до касс, ну это я сейчас знаю, но тогда было непонятно, что это за стойка такая вообще, начали ее обходить. Я обо что-то ударился и немного потерял ориентир, куда дальше надо было двигаться. Услышали шипение аппаратов 73-го звена, встретились, пока я понял, кто это, услышали еще один звук. До этого я слышал, как люди дышат, когда умирают, появляется специфический хрип. Мой сотрудник говорит: «Слышишь, что делать будем?» Я ему ответил, что надо искать человека, ну и мы пошли.
До него было метров 15, и чем ближе мы к нему подползали, тем сильнее он хрипел, мне кажется, что еще секунд 30, и он бы умер. Думаю, что он очень удачно упал рядом с эскалатором.
Из интервью адвоката Генина Светланы Тарасюк:
На данный момент воздуха у Генина на продолжение работы не остается, необходимо производить замену воздушных баллонов.
Прибывает автоцистерна 18 пожарно-спасательной части. Получают указание следовать звеном ГДЗС на 4 этаж для спасения людей. При попытке проникнуть на 4 этаж передают информацию «С третьего этажа очень сильное задымление, продвижение на 4 этаж невозможно из-за очень сильной температуры, слышен скрежет металла и обрушения конструкций выше этажами»
Звено Генина, заменив воздушные баллоны, возвращаются на 4 этаж. Передают информацию: «Очень высокая температура, продвижение в район игровой зоны и кинозалов невозможно, ведём поисковые работы в помещениях кафе»
Обстановка на пожаре через 40 минут после возникновения пожара. Живых людей кроме пожарных на 4 этаже уже нет.
Вывод. Сергей Генин прибыл один из первых на место пожара. Получив информацию о людях на 4 этаже немедленно отправился со звеном туда. Из-за закрытых дверей потерял драгоценное время. Сориентировался, нашёл в густом дыму, в нулевой видимости человека, и спас его.
Из интервью Генина:
— Не было ощущения, что могли сделать больше, чувствуете, что виноваты в смерти 37 человек?
— Абсолютно нет, я могу каждому родителю посмотреть в глаза. Мне не за что стыдиться. Что пожар позволил, то мы сделали, по-другому не бывает. Жалеть мне не о чем, даже сейчас, зная все обстоятельства, я не мог поступить как-то иначе.