что такое размах в математике 6 класс

Что такое размах в математике 6 класс

Калькулятор вычислит среднее арифметическое чисел, а также размах ряда чисел, моду ряда чисел, медиану ряда. Для вычисления укажите количество чисел, добавьте числа и нажмите рассчитать.

Среднее арифметическое, размах, мода и медиана

Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

Для ряда a1,a1. an среднее арифметическое вычисляется по формуле:

Найдем среднее арифметическое для чисел 5,24, 6,97, 8,56, 7,32 и 6,23.

Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.

Размах ряда 5,24, 6,97, 8,56, 7,32, 6,23 равен 8,56-5,24=3.32

Модой ряда чисел называется число, которое встречается в данном ряду чаще других.

Ряд чисел может иметь более одной моды, а может не иметь моды совсем.

Модой ряда 32, 26, 18, 26, 15, 21, 26 является число 26, встречается 3 раза.

В ряду чисел 5,24, 6,97, 8,56, 7,32 и 6,23 моды нет.

Ряд 1, 1, 2, 2, 3 содержит 2 моды: 1 и 2.

Медианой упорядоченного ряда чисел с нечётным числом членов называется число, записанное посередине, а медианой упорядоченного ряда чисел с чётным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине.

Медианой произвольного ряда чисел называется медиана соответствующего упорядоченного ряда.

Медиана ряда 4, 1, 2, 3, 3, 1 равна 2.5.

Примеры

Рассмотрим примеры нахождения среднего арифметического чисел, а также размаха, медианы и моды ряда.

Источник

Среднее арифметическое чисел. Мода. Медиана. Размах ряда чисел

Среднее арифметическое нескольких величин – это отношение суммы величин к их количеству.

Правило. Чтобы вычислить среднее арифметическое нескольких чисел, нужно взять сумму этих чисел и разделить все на количество слагаемых. Частное и будет средним арифметическим этих чисел.

Например: найдем среднее арифметическое чисел 2; 6; 9; 15.

У нас четыре числа, значит надо их сумму разделить на четыре. Это и будет среднее арифметическое данных чисел: (2 + 6 + 9 + 15) : 4 = 8.

Размах ряда чисел – это разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.

Например: найдем размах чисел 2; 5; 8; 12; 33.

Наибольшее число здесь – 33, наименьшее – 2. Значит, размах составляет 31, т. е.: 33 – 2 = 31.

Мода ряда чисел – это число, которое встречается в данном ряду чаще других.

Например: найдем моду ряда чисел 1; 7; 3; 8; 7; 12; 22; 7; 11; 22; 8.

Чаще всего в этом ряде чисел встречается число 7 (3 раза). Оно и является модой данного ряда чисел.

Медианой упорядоченного ряда чисел с нечетным числом членов называется число, записанное посередине, а медианой упорядоченного ряда чисел с четным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине.

Медианой произвольного ряда чисел называется медиана соответствующего упорядоченного ряда.

Например: в ряде чисел 2; 5; 9; 15; 21 медианой является число 9, находящееся посередине.

Найдем медиану в ряде чисел 4; 5; 7; 11; 13; 19.

Здесь четное количество чисел (6). Поэтому ищем не одно, а два числа, записанных посередине. Это числа 7 и 11. Находим среднее арифметическое этих чисел: (7 + 11) : 2 = 9. Число 9 является медианой данного ряда чисел.

В институте сдавали зачет по высшей математике. В группе было 10 человек, и они получили соответствующие оценки: 3; 5; 5; 4; 4; 4; 3; 2; 4; 5.

Какую оценку получали чаще всего? Каков средний балл сдавшей зачет группы?

Дан ряд чисел: 175; 172; 179; 171; 174; 170; 172; 169.

Найдите медиану и размах ряда.

Дан ряд чисел: 175; 172; 179; 171; 174; 170; 172; 169.

Найдите моду ряда и среднее арифметическое ряда.

Имеются следующие данные о месячной заработной плате пяти рабочих (тг): 126000; 138000; 132000; 141000; 150000.

Найдите среднюю заработную плату.

Магазин продает 8 видов булочек по следующим ценам: 31; 22; 24; 27; 30; 36; 19; 27.

Найдите разность среднего арифметического и медианы этого набора.

Найдите объем и медиану числового ряда.

Товарные запасы хлопчатобумажных тканей в магазине за первое полугодие составили (тыс. тг) на начало каждого месяца:

IIIIIIIVVVIVII
37343532363338

Определите средний товарный запас хлопчатобумажных тканей за первое полугодие.

Провели несколько измерений случайной величины: 2,5; 2,2; 2; 2,4; 2,9; 1,8.

Найдите среднее арифметическое этого набора чисел.

Провели несколько измерений случайной величины: 6; 18; 17; 14; 4; 22.

Найдите медиану этого набора чисел.

Провели несколько измерений случайной величины:

800; 3200; 2000; 2600; 2900; 2000. Найдите моду этого набора чисел.

Магазин продает 8 видов хлеба по следующим ценам: 60, 75, 80, 85, 90, 100, 110, 120 тенге.

Найдите разность среднего арифметического и медианы этого набора.

Дан числовой ряд: 1; 7; 3; 8; 7; 12; 22; 7; 11; 22; 7,8.

Найдите среднее арифметическое, размах и моду.

Источник

Элементы статистики

Продолжаем изучать элементарные задачи по математике. Сегодня мы поговорим о статистике.

Статистика — это раздел математики в котором изучаются вопросы сбора, измерения и анализа информации, представленной в числовой форме. Происходит слово статистика от латинского слова status (состояние или положение дел).

Так, с помощью статистики мы можем узнать свое положение дел, касающихся финансов. С начала месяца можно вести дневник расходов и по окончании месяца, воспользовавшись статистикой, узнать сколько денег в среднем мы тратили каждый день или какая потраченная сумма была наибольшей в этом месяце либо узнать какую сумму мы тратили наиболее часто.

На основе этой информации можно провести анализ и сделать определенные выводы: следует ли в следующем месяце немного сбавить аппетит, чтобы тратить меньше денег, либо наоборот позволить себе не только хлеб с водой, но и колбасу.

Выборка. Объем. Размах

Что такое выборка? Если говорить простым языком, то это отобранная нами информация для исследования. Например, мы можем сформировать следующую выборку — суммы денег, потраченных в каждый из шести дней. Давайте нарисуем таблицу в которую занесем расходы за шесть дней

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Выборка состоит из n-элементов. Вместо переменной n может стоять любое число. У нас имеется шесть элементов, поэтому переменная n равна 6

Элементы выборки обозначаются с помощью переменных с индексами что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс. Последний что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 классэлемент является шестым элементом выборки, поэтому вместо n будет стоять число 6.

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Обозначим элементы нашей выборки через переменные что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Количество элементов выборки называют объемом выборки. В нашем случае объем равен шести.

Размахом выборки называют разницу между самым большим и маленьким элементом выборки.

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Среднее арифметическое

Понятие среднего значения часто используется в повседневной жизни.

Речь идет о среднем арифметическом — результате деления суммы элементов выборки на их количество.

Среднее арифметическое — это результат деления суммы элементов выборки на их количество.

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Вернемся к нашему примеру

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Узнаем сколько в среднем мы тратили в каждом из шести дней:

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Средняя скорость движения

При изучении задач на движение мы определяли скорость движения следующим образом: делили пройденное расстояние на время. Но тогда подразумевалось, что тело движется с постоянной скоростью, которая не менялась на протяжении всего пути.

В реальности, это происходит довольно редко или не происходит совсем. Тело, как правило, движется с различной скоростью.

Когда мы ездим на автомобиле или велосипеде, наша скорость часто меняется. Когда впереди нас помехи, нам приходиться сбавлять скорость. Когда же трасса свободна, мы ускоряемся. При этом за время нашего ускорения скорость изменяется несколько раз.

Речь идет о средней скорости движения. Чтобы её определить нужно сложить скорости движения, которые были в каждом часе/минуте/секунде и результат разделить на время движения.

Задача 1. Автомобиль первые 3 часа двигался со скоростью 66,2 км/ч, а следующие 2 часа — со скоростью 78,4 км/ч. С какой средней скоростью он ехал?

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Сложим скорости, которые были у автомобиля в каждом часе и разделим на время движения (5ч)

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Значит автомобиль ехал со средней скоростью 71,08 км/ч.

Определять среднюю скорость можно и по другому — сначала найти расстояния, пройденные с одной скоростью, затем сложить эти расстояния и результат разделить на время. На рисунке видно, что первые три часа скорость у автомобиля не менялась. Тогда можно найти расстояние, пройденное за три часа:

Аналогично можно определить расстояние, которое было пройдено со скоростью 78,4 км/ч. В задаче сказано, что с такой скоростью автомобиль двигался 2 часа:

Сложим эти расстояния и результат разделим на 5

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Задача 2. Велосипедист за первый час проехал 12,6 км, а в следующие 2 часа он ехал со скоростью 13,5 км/ч. Определить среднюю скорость велосипедиста.

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Скорость велосипедиста в первый час составляла 12,6 км/ч. Во второй и третий час он ехал со скоростью 13,5. Определим среднюю скорость движения велосипедиста:

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Мода и медиана

Модой называют элемент, который встречается в выборке чаще других.

Рассмотрим следующую выборку: шестеро спортсменов, а также время в секундах за которое они пробегают 100 метров

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Элемент 14 встречается в выборке чаще других, поэтому элемент 14 назовем модой.

Рассмотрим еще одну выборку. Тех же спортсменов, а также смартфоны, которые им принадлежат

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Элемент iphone встречается в выборке чаще других, значит элемент iphone является модой. Говоря простым языком, носить iphone модно.

Конечно элементы выборки в этот раз выражены не числами, а другими объектами (смартфонами), но для общего представления о моде этот пример вполне приемлем.

Рассмотрим следующую выборку: семеро спортсменов, а также их рост в сантиметрах:

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Упорядочим данные в таблице так, чтобы рост спортсменов шел по возрастанию. Другими словами, построим спортсменов по росту:

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Выпишем рост спортсменов отдельно:

В получившейся выборке 7 элементов. Посередине этой выборки располагается элемент 184. Слева и справа от него по три элемента. Такой элемент как 184 называют медианой упорядоченной выборки.

Медианой упорядоченной выборки называют элемент, располагающийся посередине.

Отметим, что данное определение справедливо в случае, если количество элементов упорядоченной выборки является нечётным.

В рассмотренном выше примере, количество элементов упорядоченной выборки было нечётным. Это позволило нам быстро указать медиану

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Но возможны случаи, когда количество элементов выборки чётно.

К примеру, рассмотрим выборку в которой не семеро спортсменов, а шестеро:

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Построим этих шестерых спортсменов по росту:

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Выпишем рост спортсменов отдельно:

180, 182, 184, 186, 188, 190

В данной выборке не получается указать элемент, который находился бы посередине. Если указать элемент 184 как медиану, то слева от этого элемента будут располагаться два элемента, а справа — три. Если как медиану указать элемент 186, то слева от этого элемента будут располагаться три элемента, а справа — два.

В таких случаях для определения медианы выборки, нужно взять два элемента выборки, находящихся посередине и найти их среднее арифметическое. Полученный результат будет являться медианой.

Вернемся к нашим спортсменам. В упорядоченной выборке 180, 182, 184, 186, 188, 190 посередине располагаются элементы 184 и 186

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Найдем среднее арифметическое элементов 184 и 186

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Элемент 185 является медианой выборки, несмотря на то, что этот элемент не является членом исходной и упорядоченной выборки. Спортсмена с ростом 185 нет среди остальных спортсменов. Рост в 185 см используется в данном случае для статистики, чтобы можно было сказать о том, что срединный рост спортсменов составляет 185 см.

Поэтому более точное определение медианы зависит от количества элементов в выборке.

Если количество элементов упорядоченной выборки нечётно, то медианой выборки называют элемент, располагающийся посередине.

Если количество элементов упорядоченной выборки чётно, то медианой выборки называют среднее арифметическое двух чисел, располагающихся посередине этой выборки.

Медиана и среднее арифметическое по сути являются «близкими родственниками», поскольку и то и другое используют для определения среднего значения. Например, для предыдущей упорядоченной выборки 180, 182, 184, 186, 188, 190 мы определили медиану, равную 185. Этот же результат можно получить путем определения среднего арифметического элементов 180, 182, 184, 186, 188, 190

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Но медиана в некоторых случаях отражает более реальную ситуацию. Например, рассмотрим следующий пример:

Было подсчитано количество имеющихся очков у каждого спортсмена. В результате получилась следующая выборка:

0, 1, 1, 1, 2, 1, 2, 3, 5, 4, 5, 0, 1, 6, 1

Определим среднее арифметическое для данной выборки — получим значение 2,2

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

По данному значению можно сказать, что в среднем у спортсменов 2,2 очка

Теперь определим медиану для этой же выборки. Упорядочим элементы выборки и укажем элемент, находящийся посередине:

В данном примере медиана лучше отражает реальную ситуацию, поскольку половина спортсменов имеет не более одного очка.

Частота

Частота это число, которое показывает сколько раз в выборке встречается тот или иной элемент.

Предположим, что в школе проходят соревнования по подтягиваниям. В соревнованиях участвует 36 школьников. Составим таблицу в которую будем заносить число подтягиваний, а также число участников, которые выполнили столько подтягиваний.

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

По таблице можно узнать сколько человек выполнило 5, 10 или 15 подтягиваний. Так, 5 подтягиваний выполнили четыре человека, 10 подтягиваний выполнили восемь человек, 15 подтягиваний выполнили три человека.

Количество человек, повторяющих одно и то же число подтягиваний в данном случае являются частотой. Поэтому вторую строку таблицы переименуем в название «частота»:

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Такие таблицы называют таблицами частот.

Частота обладает следующим свойством: сумма частот равна общему числу данных в выборке.

Это означает, что сумма частот равна общему числу школьников, участвующих в соревнованиях, то есть тридцати шести. Проверим так ли это. Сложим частоты, приведенные в таблице:

4 + 5 + 10 + 8 + 6 + 3 = 36

Относительная частота

Относительная частота это в принципе та же самая частота, которая была рассмотрена ранее, но только выраженная в процентах.

Относительная частота равна отношению частоты на общее число элементов выборки.

Вернемся к нашей таблице:

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Пять подтягиваний выполнили 4 человека из 36. Шесть подтягиваний выполнили 5 человек из 36. Восемь подтягиваний выполнили 10 человек из 36 и так далее. Давайте заполним таблицу с помощью таких отношений:

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Выполним деление в этих дробях:

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Выразим эти частоты в процентах. Для этого умножим их на 100. Умножение на 100 удобно выполнить передвижением запятой на две цифры вправо:

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Теперь можно сказать, что пять подтягиваний выполнили 11% участников, 6 подтягиваний выполнили 14% участников, 8 подтягиваний выполнили 28% участников и так далее.

Понравился урок?
Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках

Возникло желание поддержать проект?
Используй кнопку ниже

42 thoughts on “Элементы статистики”

Спасибо, что вы вернулись.
Будут ли новые уроки?

Источник

Описательные статистики

Упорядочим эти величины по возрастанию, иными словами, построим вариационный ряд:

Х(1) x более важны, чем другие. Мы присоединяем вес wi к каждому из значений xi в нашей выборке для то­го, чтобы учесть эту важность.

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Например, предположим, что мы заинтересованы в определении средней продолжительности госпита­лизации в каком-либо районе и знаем средний реа­билитационный период больных в каждой больнице. Учитываем количество информации, в первом при­ближении принимая за вес каждого наблюдения число больных в больнице.

Взвешенное среднее и среднее арифметическое идентичны, если каждый вес равен единице.

Размах (интервал изменения)

Размах — это разность между максимальным и минимальным значениями переменной в наборе данных; этими двумя величинами обозначают их разность. Обратите внимание, что размах вводит в заблуждение, если одно из значений есть выброс (см. раздел 3).

Размах, полученный из процентилей

Что такое процентили

Предположим, что мы расположим наши данные упорядоченно от самой маленькой величины перемен­ной X и до самой большой величины. Величина X, до которой расположен 1% наблюдений (и выше которой расположены 99% наблюдений), называется первым процентилем.

Величина X, до которой находится 2% наблюдений, называется 2-м процентилем, и т. д.

Применение процентилей

Мы можем добиться такой формы описания рас­сеяния, на которую не повлияет выброс (аномальное значение), исключая экстремальные величины и определяя размах остающихся наблюдений.

Межквартильный размах — это разница между 1-м и 3-м квартилями, т.е. между 25-м и 75-м процентилями. В него входят центральные 50% наблюдений в упорядоченном наборе, где 25% наблюдений находятся ниже центральной точки и 25% — выше.

Интердецильный размах содержит в себе центральные 80% наблюдений, т. е. те наблю­дения, которые располагаются между 10-м и 90-м процентилями.

Мы часто используем размах, который содержит 95% наблюдений, т.е. он исключает 2,5% наблюдений снизу и 2,5% сверху. Указание такого интервала актуально, например, для осуществления диагностики болезни. Такой интервал называется референтный интервал, референтный размах или нормальный размах.

Дисперсия

Один из способов измерения рассеяния данных за­ключается в том, чтобы определить степень отклоне­ния каждого наблюдения от средней арифметической. Очевидно, что чем больше отклонение, тем больше изменчивость, вариабельность наблюдений.

Однако мы не можем использовать среднее этих отклонений как меру рассеяния, потому что положительные от­клонения компенсируют отрицательные отклонения (их сумма равна нулю). Чтобы решить эту проблему, мы возводим в квадрат каждое отклонение и находим среднее возведенных в квадрат отклонений; эта величина называется вариацией, или дисперсией.

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

В случае, если мы имеем дело не с генеральной совокупностью, а с выборкой, то вычисляется выборочная дисперсия:

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Теоретически можно показать, что полу­чится более точная дисперсия по выборке, если разделить не на n, а на (n-1).

Единицы измерения (размерность) вариации — это квадрат единиц измерения первоначальных на­блюдений.

Например, если измерения производятся в килограммах, то единица измерения вариации будет килограмм в квадрате.

Среднеквадратическое отклонение, стандартное отклонение выборки

Среднеквадратическое отклоне­ние — это положительный квадратный корень из дисперсии.

что такое размах в математике 6 класс. Смотреть фото что такое размах в математике 6 класс. Смотреть картинку что такое размах в математике 6 класс. Картинка про что такое размах в математике 6 класс. Фото что такое размах в математике 6 класс

Мы можем представить себе стандартное отклоне­ние как своего рода среднее отклонение наблюдений от среднего. Оно вычисляется в тех же единицах (размерностях), что и исходные данные.

Если разделить стандартное отклонение на сред­нее арифметическое и выразить результат в процен­тах, получится коэффициент вариации.

Он являет­ся мерой рассеяния, не зависит от единиц измерения (безразмерный), но имеет некоторые теоретические не­удобства и поэтому не очень одобряется статистиками.

Вариация в пределах субъектов и между субъектами

Если провести повторные измерения непрерывной переменной у исследуемого объекта, то можно увидеть ее изме­нения (внутрисубъектные изменения). Это можно объяснить тем, что объект не всегда может дать точные и те же самые ответы, и/или ошибкой, погрешностью измерения. Однако при измерениях у одного объекта вариация обычно меньше, чем вариация единичного измерения в группе (межсубъектные изменения).

Например, вместимость легкого 17-летнего мальчика составляет от 3,60 до 3,87 л, когда измерения повторяются не менее 10 раз; если провести однократное измерение у 10 мальчиков того же возраста, то объем будет между 2,98 и 4,33 л. Эти концепции важны в плане исследования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *