что такое рай и ад на самом деле
Рай и ад. Что мифы, а что реальность
Есть ли ад и рай на самом деле? Это вопрос любого разумного человека. Здесь найдете для себя ответ — что такое рай и ад, что мифы, а что реальность. Этим вопросом задаются люди трех типов. Первые —просто любопытные люди. Вторые — стремящиеся к духовному развитию. И третьи-сильно страдающие люди или люди, совершившие в этой жизни много не хороших поступков.
В нашем сознании понятие ад и рай, это чисто религиозные понятия, по этой теме всплывают в голове вполне определенного рода картинки.
Сегодня берусь удивить Вас тем, как же это все выглядит. А в религию мы будем углубляться только самым краем.
Рай и ад. Притча о блуднице и священнике
В одном селении, в домах на против друг друга, жили блудница и священник. Блудница всегда восхищалась священником, его простой жизнью и набожностью. И каждый раз, выходя из своего дома, она думала о нем и размышляла, как могла о Боге.
Священник, видя, каждый раз свою соседку, все время, внутри себя порицал ее. Он часто смотрел ей вслед из своего окна и сокрушался над ее образом жизни.
Шло время, священник и блудница попали на суд Божий, и там услышали вердикт, повергший обоих в шок. Священника, на короткий период — в ад, а блудницу — в рай.
-Здесь какая-то путаница! — воскликнул священник.
-Никакой путаницы, ответили ему. Дело в том, что она всю жизнь думала о высокой жизни святого и о Боге. Ты же, — всю жизнь думал только о ее грехе. Эту поучительную притчу, для примера привел по двум причинам
Первое — не все так однозначно, как мы привыкли думать, или доносят нам служители храмов.
Второе — хоть мы кармически вовсе не отвечаем за свои мысли, но именно они всему начало.
Мысль порождает вопрос. Анализировать и сомневаться — признак разума. Мысли нас приводят к шагам, которые ведут нас вперед или назад.
Кратко о важном или что с нами будет после смерти
Итак, для себя сначала должны рассмотреть вопрос следующей жизни. Ведь как мы попадем в ад или рай, если живем всего один раз? Реинкарнация, или переселение души из тела в тело, на мой взгляд никак не связана с религией. Религия с этим завязана. Реинкарнация, как закон вселенной — нет.
Переселение души есть независимо от того верим мы в это или нет.
Когда покинем свое т ело, не сможем сказать, — знаете, я в это не верил или меня никто этому не учил.
Сансара — круговорот рождения и смерти
Если вы уже интересуете сь адом или раем, то подразумеваете, что будете жить дальше после смерти тела, поскольку душа бессмертна. Вопрос лишь в том, куда отправимся после смерти. От этой доктрины и будем отталкиваться.
Что-то здесь не так
Итак, человек прожил свою жизнь и теперь наступает развязка. Куда пойдет, какие его поступки перевесят, что в итоге будет — ад или рай? Как определить, человек был достаточно хорошим, поэтому пойдет в рай. А вот этот, ну совсем чуть-чуть не дотянул, поэтому — гори в аду!
Понимаете? За что ад, если у него было также много положительных поступков? За, что рай, если человек пол жизни грабил прохожих, потом одумался и сделал в два раза больше хорошего?
Вновь возникает вопрос справедливости и внятных правил для верующих.
Что делать с эскимосом? Он вообще не слышал о Боге, пас всю жизнь оленей. Он не сделал ни одного плохого поступка, но и ничего выдающегося также не сделал. Просто всю жизнь пас оленей. Что же нам гласит религиозная доктрина?
А она гласит, что невозможно попасть в рай, не уверовав в Бога. Более того, необходимо еще и пройти определенные обряды в зависимости от религии. Значит в рай он не попадет. Хорошо. Тогда, дорогой представитель Севера, тебе ад!
Но позвольте, за что в ад? Эскимос не виноват, что родился на крайнем севере, где нет миссионеров, кто донес бы до него слово Божье. Где справедливость?
Что-то здесь не так. Понимаете?
Только черное и белое. Или рай или ад.
А как быть с аборигенами Африки? Что с теми людьми, кто 100-200 лет в отдаленных частях нашей земли ничего не знали о Боге?
И теперь еще интереснее!
Куда отправились люди, которые жили до всех пророков и посланников Бога? 3000, 4000, 5000 лет назад и так далее. Вас не терзают смутные сомнения?
Немного понятного всем юмора
Рай и ад — мифы и реальность. Куда мы попадаем после смерти?
Как уже говорили, есть закон реинкарнации, и мы перерождаемся из тела в тело ровно столько, сколько существует наша вселенная.
Сумма всех хороших и плохих поступков дает нам ту или иную стартовую площадку в следующей жизни.
Поэтому, мы все разные, все имеем индивидуальный набор морально-нравственных качеств, внутреннего опыта, рождаемся в разных условиях, у богатых и не очень родителей, имеем разную по привлекательности внешность, и так далее.
Ура! Эскимоса не отправят в ад, только за то, что у миссионера не было физической возможности добраться до него! Наш дорогой, северный друг, родится в новом теле, у новых родителей.
Это вовсе не значит, что теперь мы всегда рождаемся на нашей земле, но в разных земных условиях. Хотя надо сказать, что и на земле есть места, как в раю. И буквально адские места по своему существованию. В одном месте — теплый океан, песок, фрукты, в другом — нищета, войны, голод. Чем не рай и ад?
Нам уже здесь дают почувствовать эту разницу. Так есть ли ад и рай?
И все-таки ад существует. Что такое ад?
Сейчас подходим к развязке. На прямой вопрос — есть ли ад и рай, я отвечу — да. При этом, не то, что мы себе представляем, где ад — преисподняя под землей, а рай — место с вином и девами где-то небесах.
Вспомним о вселенных. Мы даже в телескопы видим их малую часть, что подтверждено современной наукой.
На самом деле, материальный мир безграничен, в том смысле, что любыми материальными средствами передвижения, мы никогда не сможем покинуть его границы.
В этих местах души обретают особое тело, которые подвержено боли, но не подвержено смерти из-за боли.
То есть существуют разные уровни так называемого ада. Разные уровни планет.
Душа, после смерти тела, в своём тонком, ментальном теле, мгновенно попадает в любую точку вселенной. Ведь только грубая материя ограничена пространством, для тонкой материи — иные законы. Более подробно, о тонком мироздании читайте мою статью “Что такое ментальное тело”
Таким образом, в зависимости от тяжести отрицательных поступков, мы можем, как родиться на земле (если доля благочестивых поступков это позволяет), или на тех или иных уровнях низших планет.
Самый край падения, когда нас подготавливают к перерождению в тело животного, например, свиньи. Нам дают, в качестве еды испражнения. Мы не можем это есть. Нас заставляют это делать. И это происходит до тех пор, пока не привыкаем к такой еде. Как только переходим на новый для нас уровень — такая еда нам начинает нравится — все, мы готовы к телу животного и перерождаемся в него.
И все-таки рай существует. Что такое рай?
Касательно рая — есть тот же принцип, касающийся уровней райских планет. Где-то есть планеты с большой продолжительностью жизни, без войн, болезней и голода, где люди просто получают удовольствие от жизни.
Есть еще выше, где, вся атмосфера планеты пропитана райским наслаждением. Тела никогда не старятся, всегда дышат здоровьем, наполнены силами. Все только и только для удовольствия. Нет необходимости борьбы за лакомый кусок и выживание.
Рай — не иначе
Есть еще более высокий уровень, и уже даже не рай, а место для духовных практик. Тела таких живых существ, более утонченные в плане возможностей, как левитация, перемещение в пространстве и тому подобное.
Наша земля относится к классу средних планет.
Как мы уже говорили, здесь можно почувствовать частички всех миров за исключением духовного мира.
Рай и ад — мифы и реальность. Куда уходят с рая
На самом деле в отношении нас не так все плохо. Объясню почему. Касательно низших, адских планет, все понятно, там отбывание срока, как в тюрьме. Что касается райских планет, туда попадают люди только для получения удовольствия. Ни о каком духовном росте речи не идет. Только удовольствие ума и тела.
В итоге, с таких планет, рано или поздно, возвращаются на средние планеты типа Земля. В ад оттуда не попадают. Р ай, это место заслуженного удовольствия, поэтому по прошествии “отпуска”, возвращение только на средние планеты.
И нюанс в том, что по этому кругу вверх-вниз, движение происходит бесконечно. А ведь можно и не только вверх, можно относительно Земли, вниз.
В этом смысле Земля благословлена Богом.
Только на уровне средних планет есть возможность духовно развиваться и покончить с этим бесконечным, по сути, бессмысленным круговоротом рождения и смерти на разных уровнях планет. То есть со средних планет можно сразу попасть в любую точку мироздания. Повторюсь.
С рая только на средние планеты. С ада, только на средние планеты. С Земли куда угодно.
Как видите, понять такую концепцию куда проще не потому, что мы простаки, а потому, что здесь нет религиозных устрашающих догм. Все логичнее и понятнее. Религия сама по себе хороша, и я верующий человек. Вопрос в другом. Религия дает веру. Я стараюсь дать знания, которых нет в распространенных религиозных писаниях.
Идеал — симбиоз одного и второго.
В итоге, как думаете, есть ли рай и ад?
Теперь немного рекламы =)). Я сделал максимум, чтобы реклама не мешала Вашему чтению.
Существует ли ад и рай
Существует ли Рай и Ад на самом деле?
Существует ли рай и ад на самом деле? Есть ли достоверный ответ на этот вопрос?
С того времени, как появилось учение об Аде и Рае, всегда были и будут люди, которые сомневаются в достоверности существования этих мест. Но есть и много свидетельств людей, которые были и в Раю и в Аду, после чего просыпались и рассказывали об этом сне, как о реальном событии.
28 Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.
Чтобы ответить на этот вопрос более убедительно для читателя, следует рассматривать этот вопрос от начала творения, направляясь к дням сегодняшним.
Что говорят сегодня энциклопедии? Как они объясняют слово Ад и слово Рай?
Ад (от др.-греч. Ἅδης — Гадес или Аид) — в представлении религий (авраамические религии, зороастризм), мифологий и верований — ужасное, чаще посмертное, место наказания грешников, испытывающих в нём муки и страдания. Как правило, противопоставляется Раю.
Античное слово «аид» использовалось в Септуагинте для передачи еврейского слова שאול — Шеол, и в частично переосмысленном значении перешло в Новый Завет.
Рай — в религии и философии: состояние (место) вечной совершенной жизни (существования, бытия) в блаженстве и гармонии с Богом и природой (мирозданием), неподверженное смерти.
Рай изначальный — первозданное состояние человека в Эдеме, утраченное вследствие грехопадения.
Шеол (ивр. שְׁאוֹל) — обитель мертвых в иудаизме[1].
Итак, у нас есть Ад, где обитают после смерти грешники; Рай, где после смерти обитают праведники; Шеол – место всех умерших на земле, независимо от того, что делали они при жизни – доброе или злое.
Как уже говорилось, следует вернуться к тому времени, когда все только начинало быть посредством слова Творца.
Существует ли Ад и Рай – танахическая точка зрения
Когда Творец сотворил мир и уже был человек, то человек был помещен в определенное место, созданное Творцом, которое называлось – Эдем.
8 И насадил Элоhим Йеhова сад в Эйдэне с востока, и поместил там человека, которого создал.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
(Синодальная Библия – Бытие 2)
Видите разницу? В еврейском понимании Бог насадил сад. В христианском понимании, Бог посадил… рай. Да? Оказывается рай можно посадить, он вырастет и потом там можно вечно жить.
9 И произрастил Элоhим Йеhова из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу, и дерево жизни посреди сада, и дерево познания добра и зла.
По сути, мы не видим никакого Рая. Мы видим место на земле, называемое Эдемом и видим в нем сад. И от названия этой местности получил название и сад. Ценностью этого сада было дерево жизни. Оно давало человеку бессмертие. В день же, когда человек вкусил от дерева познания добра и зла, он стал смертным – лишенным возможности употреблять есть плоды с дерева жизни.
22 И сказал Элоhим Йеhова: вот, Адам стал как один из нас в познании добра и зла, и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не поел, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Элоhим Йеhова из сада Эйдэна, чтобы возделывал землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эйдэнского керувов (херувимов) и острие меча вращающегося, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Надо понимать, что Рай (сад) – это дело рук Творца. Если так, то давайте найдем в Библии место, которое повествует нам о сотворении Ада. Такого места просто не существует. Если его нет, значит у само учение об Аде, не является танахическим.
16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
Воскресение из мертвых, есть не что иное, как восстановление несуществующего, исчезнувшего, в существующее. Исчезнувшая в небытие личность, возвращается к бытию, к существованию, к жизни.
Учение о загробной жизни, давнее учение языческих народов. И нет ничего удивительного в том, что это учение, как и другие языческие учения, проникли в отступивший от Торы Израиль. Но, до Вавилонского плена, царь Шеломо говорит о смерти верно:
2 Всем одно: участь одна праведнику и нечестивцу, доброму и чистому и оскверненному; приносящему жертву и тому, кто жертвы не приносит; как благому, так и грешнику; клянущемуся, так и боящемуся клятвы.
3 Это и худо во всем том, что делается под солнцем, что одна участь всему; поэтому сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердцах их пока они живы; а затем (отправляются) – к мертвецам.
4 Ибо тот, кто сопричастен жизни, имеет надежду, ведь живому псу лучше, чем мертвому льву;
5 Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают, и, уже нет им воздаяния, так как и память о них предана забвению;
6 И любовь их, и ненависть их, и ревность их давно исчезли, и доли нет им более во веки ни в чем, что делается под солнцем.
7 Поди же, ешь в радости хлеб свой, и пей с веселым сердцем вино свое, если благоволит Элоhим делам твоим.
8 Во всякое время да будут белы одежды твои, и да не оскудеет елей на голове твоей.
9 Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, все дни суетной жизни твоей, которую дал тебе (Элоhим) под солнцем на все суетные дни твои, ибо это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, над которыми трудишься под солнцем.
10 Все, что сможет рука твоя делать, в меру сил своих делай, ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в преисподней, куда ты идешь.
Существует ли Ад и Рай – учение Нового Завета
Новый Завет следует рассматривать через призму танахического учения, хотя большинство как раз делают все наоборот. Потому и столько мнений и неверных пониманий о существовании Ада и Рая.
Если же мы рассматриваем тексты Нового Завета через танахическое учение, то разговоры, о так называемой загробной жизни, приобретают совершенно другое значение.
43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
Неугасимый огонь, геенна – это не тот Ад, который, как понимают, начинается после смерти грешника. Давайте не забывать о том, что надлежит быть Великому суду, после чего, осужденные будут брошены в это неугасимое место. Поэтому, не стоит опережать события и отправлять в своем сознании кого-то в Рай, а кого-то в Ад. Воскресение из мертвых откроет нам, где мы окажемся. Если мы получим бессмертие для вечной жизни в царстве Мессии, тогда Всевышний действительно оправдал нас исходя из наших дел, слов и мыслей. А если мы оживем на страшный суд, тогда мы несчастней всех грешников, потому что мы верили, что мы спасены, а оказалось все иначе, вопреки нашим самоуверенным надеждам. Именно поэтому, некто предупреждает нас:
17 И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего,
Не существует ни Ада и не Рая, но есть места для будущего обитания
Итак, мы видим, что никакого, так называемого Ада или Рая не существует после смерти человека. Существует место небытия, которое называется Шеол. Когда же придет время оживить Богу людей, все умершие будут восстановлены из Шеола, из небытия к бытию, чтобы получить соответственно по делам своим.
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение.
7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
Ад и рай. Загробная жизнь в разных культурах (16 фото)
Жизнь после смерти. Рай
В христианстве существует два разных представления о Небе. Первое отражает теологическую и метафизическую концепцию небес как царства, в котором ангельские чины и святые наслаждаются присутствием Бога, созерцая Его бытие. Символика, связанная с этой концепцией, объединяет еврейский образ царства с древнегреческими представлениями о концентрических небесных сферах и о духовном пути. Представления же о рае или Саде Любви базируются на мифе о Золотом веке и на образе Эдемского сада. И здесь символика включает в себя некое географическое местоположение, элементы девственной природы, золотые стены и дороги, вымощенные изумрудами.
Древнее слово «парадис» (рай), заимствованное евреями у персов и обозначавшее вначале сады царей Ахеменидов, выражало общую грезу: очаровательный сад, где блаженная жизнь продолжалась бы вечно. «Рай» в понимании фарисеев (и Иисуса) должен представлять из себя блаженную жизнь воскресших «святых» в Иерусалиме (Мф.5:35) во времена вечного царствования Мессии.
В средние века Царство Небесное виделось в виде лучезарной сферы, в которой свободно перемещаются души, не обремененные ни потребностью в пище, ни сексуальными желаниями, ни эмоциями, а занятые исключительно восхвалением Господа и своим усовершенствованием. «Ибо, когда из мертвых воскреснут, не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (от Марка, 12:25)
Ислам признает существование рая (джаннат), где праведники получат загробное воздаяние.
Коран описывает рай следующим образом: «Для богобоязненных есть место спасения — сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи… В садах благодати — толпа первых и немного последних, на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника — от него не страдают головной болью и ослаблением… среди лотоса, лишённого шипов, и тaлxa, yвeшaннoгo плoдaми, и тeни пpoтянyтoй, и вoды тeкyчeй, и плoдoв oбильныx, нe иcтoщaeмыx и нe зaпpeтныx, и кoвpoв paзocтлaнныx, Mы вeдь coздaли иx твopeниeм и cдeлaли иx дeвcтвeнницaми, мyжa любящими, cвepcтницaми…» (Коран, 78:31-35; 56:12-19; 28-37)
В раю согласно исламскому учению мужчины-праведники будут жить со своими гуриями — черноокими полногрудыми девственницами, восстанавливающими каждое утро девственность.
Значительно позднее формирования ислама как учения некоторые исповедующие суфизм мусульманские богословы стали вопреки традиционному исламу считать, что образ гурий в раю — это аллегория.
Праведник будет одет в зелёный шёлк, атлас, парчу и золото и лежать на коврах с зелёными подушками в особых шатрах гигантской величины, сделанные из яхонта, жемчуга и других камней (Коран, 18:31; Тирмизи, Джаннат 23, 2565). Прислуживать праведникам будут юноши в зелёных одеяниях с серебрянными украшениями (Коран, 76:19-21; 56:17).
Говорится также о том, что обитатели рая будут пить райское вино, которое не будет пьянить (Коран, 56:19). В раю не будет естественных испражнений — все будет выходить из людей посредством особого пота, подобного мускусу, с поверхности кожи (Муслим, Джаннат 18, 3835; Абу Дауд, Суннат, 23, 4741).
Буддистский рай не является чем то единым, а разделён на своего рода филиалы.
Западный рай счастливая страна Сукхавати. Она расположена неизмеримо далеко от нашего мира, и живут в ней лишь рожденные в лотосе — бодхисатвы высшего уровня. Они живут там бесконечно долго, наслаждаясь покоем и беспредельным счастьем среди плодородной земли, животворящих вод, окружающих чудесные дворцы обитателей рая, возведенные из золота, серебра, драгоценных камней. В Сукхавати не бывает стихийных бедствий, и обитающим там душам не страшны обитатели других областей сансары — хищные животные, воинственные асуры или смертельно опасные прета.
Восточный рай Абхирати или страна «Наслаждений», сотворенная дхьяни-буддой Акшобхьей. В ней, как и в Сукхавати, обитают лишь рожденные в лотосе, приобретшие духовные совершенства, бодхисатвы.
На юго-западе расположена райская страна волшебника и чародея Падмасамбхавы.
А на севере — расположена Шамбала.
На небесах находится рай Тушита, его название означает «удовлетворенный, радостный». Это — одна из областей где обитают боги. Она находится над вершиной горы Сумеру — центра мира. Тушита сад радости и мир желаний и страстей. В раю Тушита перевоплощаются души, соблюдавшие пять заповедей: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не лги, не употребляй спиртные напитки — а также взращивавшие добрыми поступками и медитацией безмерные состояния сознания: любящее сердце, сострадание, беспристрастность — другими словами, те качества, которые составляют сущность пробуждённого ума. В этом райском мире перерождаются души бодхисатв. Будда будущего, до его снисхождения на землю пребывает в небесном раю.
Индийская мифология насыщена красочными описаниями райских мест. Согласно древней ведической традиции, Яма, вождь мертвых, правил в царстве света, расположенном на внешнем небе. Пребывание там всех умерших героев было безболезненным и беззаботным. Они наслаждались музыкой, исполнением сексуальных желаний и чувственными радостями. В индуизме заоблачные мифы являются областями красоты и радости, населены разнообразными божествами. Доступ сюда обретался соответствующим образом жизни и правильным выполнением ритуалов.
Античные греки верили в то, что после смерти души попадают на острова Блаженных и Елисейские поля, находящихся по ту сторону Атлантического океана, на краю земли. Там прекрасный климат, не бывает дождя, снега или сильного ветра, а плодородная почва трижды в год рождает фрукты, сладостью подобные меду. Орфики, считавшие, что спасение заключается в освобождении от материи и земных оков, рассматривали Елисейские поля как место радости и отдыха для чистых духов. Вначале эти поля покоились в подземном мире, заполненном странным сиянием, а затем в верхних областях неба.
На самом деле в древнегреческой мифологии тоже есть аналог рая — Элизиум (не путать с Олимпом — обителью богов), страна блаженных, диковинные заморские острова. Там нет забот и печали, там солнце, море и вода. Но попадают туда только души выдающихся героев древности и особо праведных людей, чья жизнь «одобрена» судьями подземного мира Аида.
Валгалла (Валхалла) в германо-скандинавской мифологии — небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов.
Один правит Валгаллой. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фолькванг («Людское поле») к богине Фрейе.
По легендам, Валгалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хэймдалладля последней битвы Рагнарок. Воины, обитающие в Валгалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Валгалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.
Жизнь после смерти. Ад
Ад как таковой существует не во всех мировых религиях. Есть некое понятие о загробном мире, где одним чуть хуже, другим чуть лучше, и каждому по делам его. Преисподняя как место наказания грешников стала популярной темой в связи с распространением христианства. Конечно, ад существует в буддизме (Нарака), верованиях майя (Шибальба), у скандинавов (Хельхейм), но нигде, помимо христианства, ему не придавалось такого значения, нигде он не был прорисован настолько ярко, красочно, эффектно. Впрочем, христианство всегда лучше иных религий умело показать красивую картинку — в целях привлечения или устрашения.
Согласно христианскому учению, после грехопадения прародителей в ад попадали души всех умерших, в том числе ветхозаветных праведников. Души праведного Симеона Богоприимца и обезглавленного царём Иродом Иоанна Крестителя проповедовали в аду скорое и всеобщее избавление. После своих страданий и смерти на кресте, Христос своей человеческой душой спустился в самые отдалённые глубины ада, разрушил ад и вывел из него души всех праведников в Царство Божие (рай), а также и те души грешников, которые приняли проповедь о пришедшем спасении. И теперь, души умерших святых (благочестивых христиан) попадают в рай.
Но часто своими грехами живущие люди отталкивают от себя Бога — сами создают в душе своей сущий ад, а после смерти, души уже не имеют возможности переменить своего состояния, которое будет и дальше прогрессировать в вечности. Посмертная и окончательная судьба душ умерших нехристиан неизвестна ныне живущим — она полностью зависит от воли Бога, если Он посчитает, что умерший жил по совести, и что его душа готова славить Христа, то она может быть принята в райские обители.
Спаситель подчёркивает, что определяющим критерием для Него будет наличие (у «агнцев») дел милосердия (помощь нуждающимся, к которым Он и Себя причисляет), — либо отсутствие этих дел (у «козлищ»)(Мф.25:31-46). Окончательное решение Бог вынесет на Страшном Суде, после которого в аду будут мучаться не только души грешников, но и их воскресшие материальные тела. Христос указывал, что наибольшие мучения в аду постигнут тех, кто знал Его заповеди, но не исполнял их, и тех, кто не прощал обиды на своих ближних. Самым тяжёлым мучением в аду будет не физическое, а моральное, голос совести, некое противоестественное состояние, когда греховная душа не может вынести присутствие Бога, но и без Бога ей совсем невыносимо. В аду также будут мучиться и демоны (падшие ангелы), которые после Страшного Суда ещё более будут связаны.
Согласно вероучению ислама, в Судный день все люди будут воскрешены, и над ними состоится суд, и люди разделятся на 2 группы — обитателей ада и обитателей рая. Ад в исламе — вечное пристанище неверных («кяфиров» — тех кто не последовал божественной религии) и творил ширк. Всевышний не простит никому только одного греха — многобожия («ширк» — арабск.), к ширку относится поклонение кому либо кроме Всевышнего Единого Бога («Аллаха» — арабск.), придание ему сотоварищей, уподобление кого-либо Аллаху и т. д. Все остальные грехи Всевышний простит или нет по Своей Мудрости и Милосердию. Ад в исламе называется Джаханнам (араб.).
Буддизм имеет свои «адские» особенности. В частности, адов в буддизме не один, а целых шестнадцать — восемь горячих и восемь холодных. Более того, иногда по необходимости появляются дополнительные и по случаю возникающие преисподние. И все они, в отличие от аналогов в других религиях, являются лишь временными пристанищами грешных душ.
В зависимости от степени земных прегрешений умерший попадает в предопределённый ему ад. Например, в горячий Сангхата-нарака, ад сокрушающий. Тут грешников перемалывают в кровавое крошево сдвигающиеся скалы. Или в холодный Махападма-нарака, где стоит такой мороз, что тело и внутренние органы коченеют и трескаются. Или в Тапана-нарака, где жертв протыкают раскалёнными копьями. По сути своей, множественные преисподние буддизма чем-то напоминают классические христианские круги ада. Количество лет, которые нужно отбыть в каждом аду для полного искупления и нового перерождения, чётко оговорено. Например, для упомянутого Сангхата-нарака это число составляет 10368х1010 лет. В общем, немало, прямо скажем. Адские подземелья в буддизме находятся под мифологическим континентом Джамбудвипа и расположены, подобно усечённому конусу, в восемь слоёв, на каждом — по одному холодному и одному горячему аду. Чем ниже ад — тем он страшнее, и тем дольше придётся в нём мучиться.
Ад в ацтекской традиции носил название Миктлан. Его возглавлял жестокий и злой (как и почти все осталь- ных боги ацтеков) бог Миктлантекутли. Грешники независимо от положения должны были пройти девять кругов ада, чтобы достигнуть просветления и возродиться вновь. Помимо всего прочего, стоит добавить, что близ Миктлана течёт некая река, охраняемая жёлтой собакой.
Скандинавы считали, что всего миров девять, одним из них, срединным, является Мидгард — наша Земля. Умершие подразделяются на две категории — герои и все остальные. Никаких других принципов нет, никаких грешников и праведников. Про героев мы поговорим отдельно, а у остальных всего один путь: умер — получи путёвку в ад, Хельхейм. Сам Хельхейм — это лишь часть большего мира, Нифльхейма, одного из первомиров, давших начало нашему родному Мидгарду. В Нифльхейме холодно и неуютно, там царствуют вечный лёд и туманы, а его самую неприятную часть, собственно Хельхейм, возглавляет богиня Хель, дочь хитроумного Локи.
Хельхейм необыкновенно похож на хорошо знакомый нам греческий Аид. Разве что в последнем правитель — мужского пола. Аналогии провести нетрудно. В Аид можно переправиться на ладье Харона через реку Стикс, в Хельхейм — через реку Гйоль. Через последнюю, правда, построен мост, бдительно охраняемый великаншей Модгуд и четырёхглазым псом Гармом. Догадайтесь, какое имя носит Гарм в древнегреческой мифологии. Верно, Цербер.
В Хельхейме есть некоторые отличия. Во-первых, его жители постоянно страдают не только от скуки, но также от холода, голода и болезней. Во-вторых, из Хельхейма не может возвратиться никто — ни человек, ни бог. Единственный побывавший там и вернувшийся — посланник Одина, Хермод.
Египетская мифология, в отличие от скандинавской и древнегреческой, включает в себя описание рая. Зато ада как такового в ней нет. Властвует над всем загробным миром Дуатом бог Осирис, который был подло убит братом Сетом, а затем воскрешён сыном Гором. Осирис не под стать остальным властителям загробных миров: он довольно добрый и мирный, и считается богом возрождения, а не смерти. Да и власть над Дуатом перешла к Осирису от Анубиса, то есть какая-никакая смена правительства имела место уже в те времена.
Египет в те далёкие времена был истинно правовым государством. Умерший первым делом попадал не в котлы ада и не в райские кущи, а на справедливый суд. Прежде чем добраться до суда, душа умершего должна была пройти целый ряд испытаний, избежать множества ловушек, ответить на различные вопросы стражам. Прошедший всё это представал перед сонмом египетских богов во главе с Осирисом. Далее на специальных весах сравнивался вес сердца покойного и Правды (в виде статуэтки богини Маат). Если человек прожил жизнь праведно, сердце и Правда весили одинаково, и умерший получал право отправиться в поля Иалу, то есть в рай. Грешник средней руки имел возможность оправдаться перед божественным судом, а вот серьёзный нарушитель высших законов в рай попасть не мог никак. Куда он попадал? Никуда. Его душу съедало чудовище Амат, лев с крокодильей головой, и наступала абсолютная пустота, которая казалась египтянам страшнее любого ада. К слову, Амат иногда появлялся и в тройном обличии — к крокодильей голове прибавлялась гиппопотамья.