что такое раскеп коленчатого вала определение
Раскеп коленчатого вала. Что такое раскеп. Определение положений оси по раскепам.
Проверку характера и величины изгиба оси коленчатого вала необходимо производить путем замера просадки в рамовых подшипниках и раскепов. Просадка рамовых шеек коленчатого вала проверяется по просадочной скобе после снятия крышек и верхних вкладышей подшипников носовой и кормовой части шейки на расстоянии 15 — 20 мм от галтелей. При этом кривошип первого цилиндра должен быть поставлен в положение ВМТ.
Проверка раскепов коленчатого вала производится:
1) в вертикальной плоскости — как разность расстояний между щеками при положении кривошипа в ВМТ и НМТ;
2) в горизонтальной плоскости — как разность расстояний между щеками при положении кривошипа на правом и левом борту.
Раскеп считается положительным в том случае, если раскрытие кривошипного вала в ВМТ больше чем в НМТ (в этом случае геометрическая ось вала будет иметь вид вогнутой линии).
Раскеп считается отрицательным, если раскрытие кривошипа вала в НМТ больше чем в ВМТ (в этом случае ось вала будет иметь вид выпуклой линии).
При замерах просадки вала и раскепов необходимо убедиться в плотном прилегании рамовых шеек к нижним вкладышам рамовых подшипников. При этом щуп 0,03 мм не должен проходить между шейками и вкладышами.
Места установки приспособления с индикатором для определения раскепов должны быть расположены по оси щек:
h = (S + d) / 2,
где: h — расстояние от оси мотылевой шейки до оси индикатора, мм;
S — ход поршня, мм;
d — диаметр ромовой шейки, мм.
На поверхности щек должны быть отмечены (накернены) места установки индикаторов. Установочные и предельно допустимые величины рас-кепов регламентируются заводом — изготовителем дизеля. При отсутствии таких данных рекомендуется пользоваться номограммой (рис. 10), определяющей зависимость величины раскепа от хода поршня.
Периодичность замера раскепов и просадки коленчатого вала произво-дится в сроки, указанные инструкцией по эксплуатации, а также до и после затяжки анкерных связей и фундаментных болтов, после выплавления и замены вкладышей рамовых подшипников, задиров поршней, посадки судна на грунт и т.д.
Рис. 10.
а — Номограмма определения предельно допустимых раскепов коленчатого вала; б- схема установки индикатора.
Состояние укладки:
I — хорошее;
II — удовлетворительное;
III — допускаемое в процессе эксплуатации;
IV — неудовлетворительное (переукладка обязательна).
(6 оценок, среднее: 3,83 из 5)
Измерение раскепа коленчатого вала
Измерение раскепа коленчатого вала
Раскеп коленвала – это разность расхождения щек коленвала в зависимости от положения мотылевой (шатунной) шейки, обычно в противоположных положениях: НМТ – ВМТ; ЛБ – ПБ (см. рис. 9.1, 9.2).
Для определения раскепа на щеках коленвала с внутренней стороны наносят (накернивают) углубления на расстоянии от оси мотылевой шейки, равном:
где S – ход поршня, d – диаметр мотылевой (шатунной) шейки.
В эти накерненные углубления вставляют раскепник с индикатором часового типа, показывающим величину раскепа с погрешностью ±0,01 мм.
Раскеп измеряют обычно в 4-х положениях коленвала через каждые 90°.
Раскеп считается положительным и отмечается знаком плюс «+», если расхождение щек кривошипа при нахождении мотылевой шейки в ВМТ больше, чем при нахождении в НМТ.
Раскеп считается отрицательным и отмечается знаком минус «–», если расхождение щек кривошипа при нахождении мотылевой шейки в НМТ.
При положительном раскепе коленвал опущен вниз и это определяет расхождение щек, т. е. подшипники опущены относительно оси коленвала, а значит изношены больше, чем другие.
При отрицательном раскепе коленвал приподнят и подшипники расположены выше других.
Таким образом, для выравнивания оси коленвала при положительном раскепе рамовые подшипники поднимают, т. е. ставят новые большие по толщине, а при отрицательном раскепе рамовые подшипники опускают, т. е. ставят меньшие по толщине.
При ремонте всегда стремятся убрать положительный раскеп, и таким образом выровнять ось коленвала. Для этого иногда необходимо заменить один или два подшипника.
Величину раскепа указывают фирмы в технической документации на каждый двигатель, также величина раскепа указывается в технических условиях на ремонт.
При отсутствии данных в заводской документации величину раскепа и качество укладки вала можно определить по номограмме в зависимости от хода поршня S.
Краткие сведения о раскепе коленвала и положении оси вала
Раскеп коленвала – это разность расхождения щек коленвала в зависимости от положения мотылевой (шатунной) шейки, обычно в противоположных положениях: НМТ – ВМТ; ЛБ – ПБ (см. рис. 9.1, 9.2).
Для определения раскепа на щеках коленвала с внутренней стороны наносят (накернивают) углубления на расстоянии от оси мотылевой шейки, равном:
,
где S – ход поршня, d – диаметр мотылевой (шатунной) шейки.
В эти накерненные углубления вставляют раскепник с индикатором часового типа, показывающим величину раскепа с погрешностью ±0,01 мм.
Рисунок 9.1 – l1>l2 – раскеп положительный
Рисунок 9.2 – l2>l1 – раскеп отрицательный
Раскеп измеряют обычно в 4-х положениях коленвала через каждые 90°.
Раскеп считается положительным и отмечается знаком плюс «+», если расхождение щек кривошипа при нахождении мотылевой шейки в ВМТ больше, чем при нахождении в НМТ.
Раскеп считается отрицательным и отмечается знаком минус «–», если расхождение щек кривошипа при нахождении мотылевой шейки в НМТ.
При положительном раскепе коленвал опущен вниз и это определяет расхождение щек, т. е. подшипники опущены относительно оси коленвала, а значит изношены больше, чем другие.
При отрицательном раскепе коленвал приподнят и подшипники расположены выше других.
Таким образом, для выравнивания оси коленвала при положительном раскепе рамовые подшипники поднимают, т. е. ставят новые большие по толщине, а при отрицательном раскепе рамовые подшипники опускают, т. е. ставят меньшие по толщине.
При ремонте всегда стремятся убрать положительный раскеп, и таким образом выровнять ось коленвала. Для этого иногда необходимо заменить один или два подшипника.
Величину раскепа указывают фирмы в технической документации на каждый двигатель, также величина раскепа указывается в технических условиях на ремонт.
При отсутствии данных в заводской документации величину раскепа и качество укладки вала можно определить по номограмме в зависимости от хода поршня S.
Рисунок 9.3 – Взаимосвязь раскепа и хода поршня:
I – раскеп вала хороший
II – раскеп вала удовлетворительный
III – раскеп вала допускается в эксплуатации
Измерение раскепов коленчатых валов. Номограмма допустимых раскепов.
Выявление упругого изгиба вала по расхождению щек мотыля основано на определении изменения расстояний между щеками мотылей коленчатого вала, т.е. на измерении раскепов.
Рис. 35. Схема измерения раскепов между щеками мотылей коленчатого вала:
а- раскепы со знаком (+), б- раскепы со знаком (-).
Наличие раскепа (рис.35) указывает на прогиб оси вала. Если середина вала будет лежать ниже крайних подшипников, то при верхнем положении шатунной шейки щеки мотыля разойдутся, (рис.35,а) и наоборот, если концы вала будут лежать ниже средних подшипников,то щеки разойдутся при нижнем положении мотыля (рис.35,б). Следовательно, по расхождению щек можно судить о направлении деформации вала в районе данного мотыля.
Рис. 36. Индикатор для измерения раскепов.
Раскепы измеряют микрометрическим штихмасом (с точностью до 0,01 мм) или индикатором (рис.36). Точки, между которыми производится замер, должны находиться посередине оси щек и отстоять от оси вала на расстоянии, равном радиусу шейки. Для того чтобы были видны изменения раскепов при последующих проверках по сравнению с предыдущими, точки, между которыми производятся замеры, должны быть одними и теми же.
Поэтому в документации к проверке записываются положения точек замеров или прилагается эскиз с указанием мест их расположения. Замеры производятся при четырех положениях мотыля 0, 90, 180, 270. Если проверка ведется индикатором, то при проворачивании вала его рекомендуется оставлять на месте.
Рис. 1. Построение действительной оси коленчатого вала
дизеля 6ЧН22/32 по раскепам, с отсоединеннным
валом ротора генератора:
На гибком валу статический прогиб контролируют величиной упругого раскепа.
Упругим раскепом называют раскеп, снятый с коленчатого вала дизеля, как с деталями механизма движения, так и без них.
Схема положения раскепомера на коленчатом валу с механизмом движения:
1, 2, 3, 4, 5 – точки снятия показаний; 6 – раскепомер.
Показания раскепомера снимают на коленчатом валу с деталями механизма движения в пяти положениях кривошипа:
Если в пятом положении кривошипа стрелка индикатора раскепомера не совпадает с нулевой отметкой, то полученную величину отклонения стрелки делят пополам.
После демонтажа деталей механизма движения проверяют упругий раскеп коленчатого вала без деталей механизма движения, результаты которого сопоставляют с раскепами коленчатого вала с навешанными деталями механизма движения. Они должны совпадать.
Показания раскепомера на коленчатом валу без деталей механизма движения снимают в четырёх положениях кривошипа:
Форма записи показаний раскепомера и определение величины раскепов.
Полученные раскепы сравнивают с предельно допускаемыми значениями.
Предельно допустимые величины раскепов коленчатых валов дизелей при монтаже и эксплуатации, мм:
В случае отсутствия этих данных состояние оси коленчатого вала в районе каждого кривошипа определяют по номограмме раскепов:
Если раскеп коленчатого вала с деталями механизма движения отличается от раскепа без деталей механизма движения, то это значит, что некоторые рамовые шейки коленчатого вала не лежат на рамовых подшипниках из-за изгиба оси коленчатого вала. Поэтому упругий раскеп не отражает действительного положения оси коленчатого вала, и в этом случае снимают жёсткий раскеп.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Краткие сведения о раскепе коленчатого вала и положении оси вала
Раскеп коленвала – это разность расхождения щек коленвала в зависимости от положения мотылевой (шатунной) шейки, обычно в противоположных положениях: НМТ – ВМТ; ЛБ – ПБ (см. рис. 9.1, 9.2).
Для определения раскепа на щеках коленвала с внутренней стороны наносят (накернивают) углубления на расстоянии от оси мотылевой шейки, равном:
,
где S – ход поршня, d – диаметр мотылевой (шатунной) шейки.
В эти накерненные углубления вставляют раскепник с индикатором часового типа, показывающим величину раскепа с погрешностью ±0,01 мм.
Рисунок 9.1 – l1>l2 – раскеп положительный
Рисунок 9.2 – l2>l1 – раскеп отрицательный
Раскеп измеряют обычно в 4-х положениях коленвала через каждые 90°.
Раскеп считается положительным и отмечается знаком плюс «+», если расхождение щек кривошипа при нахождении мотылевой шейки в ВМТ больше, чем при нахождении в НМТ.
Раскеп считается отрицательным и отмечается знаком минус «–», если расхождение щек кривошипа при нахождении мотылевой шейки в НМТ.
При положительном раскепе коленвал опущен вниз и это определяет расхождение щек, т. е. подшипники опущены относительно оси коленвала, а значит изношены больше, чем другие.
При отрицательном раскепе коленвал приподнят и подшипники расположены выше других.
Таким образом, для выравнивания оси коленвала при положительном раскепе рамовые подшипники поднимают, т. е. ставят новые большие по толщине, а при отрицательном раскепе рамовые подшипники опускают, т. е. ставят меньшие по толщине.
При ремонте всегда стремятся убрать положительный раскеп, и таким образом выровнять ось коленвала. Для этого иногда необходимо заменить один или два подшипника.
Величину раскепа указывают фирмы в технической документации на каждый двигатель, также величина раскепа указывается в технических условиях на ремонт.
При отсутствии данных в заводской документации величину раскепа и качество укладки вала можно определить по номограмме в зависимости от хода поршня S.
Рисунок 9.3 – Взаимосвязь раскепа и хода поршня:
I – раскеп вала хороший
II – раскеп вала удовлетворительный
III – раскеп вала допускается в эксплуатации
Подготовка к проведению лабораторной работы
5.1 Лабораторную работу необходимо проводить на остывшем после работы двигателе.
5.2 Лючки картера снять с обеих сторон двигателя и сложить в определенном месте.
5.3 Протереть ветошью по периметру открытые части картера (люки) от масла во избежание замасливания одежды.
5.4 Открыть индикаторные краны и проверить на легкость вращения коленвал. Коленвал необходимо проворачивать специальной рукояткой за маховик.
5.5 Для снятия раскепа необходимо установить кривошип нужного цилиндра в НМТ (обычно 1-го цилиндра, счет со стороны маховика).
5.6 Для записи результатов замеров подготовить таблицу вида таблица 9.1.
5.7 Включить переносную лампу для освещения картера и закрепить ее.
5.8 Подготовить раскепник–индикатор для снятия показаний, для чего набрать необходимую длину «ножек» индикатора.
5.9 Установить раскепник–индикатор остриями «ножек» в специальные углубления на внутренних щеках коленвала с таким расчетом, чтобы был свободный ход «ножек». Циферблат индикатора установить на положение «0».
Таблица 9.1 – замеров раскепов (пример)
Положение кривошипа
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1296 ; Мы поможем в написании вашей работы!