что такое раскадровка фильма
Главные тонкости, этапы, термины, правила раскадровки фильмов и видеороликов
Основой планирования при создании рекламы, короткометражки, мультфильма или полноценной киноленты является раскадровка. Несмотря на популярное мнение, чтобы стать профессиональным художником-раскадровщиком, вовсе не обязательно шикарно рисовать. Главное в процессе планирования любого видео – понимать базовые техники и принципы искусства раскадровки. Целью художников-раскадровщиков является максимально точное и запоминающееся донесение видения и идеи. Предлагаем подробно рассмотреть, как рисовать раскадровку и какие нюансы нужно при этом соблюдать.
Что такое раскадровка, история создания
Раскадровка видео – это уникальный метод создания эскиза на основе сценария или идеи. Данный этап является важной частью черновой обработки любых анимаций. Раскадровка представляет собой ряд нарисованных от руки эскизов или визуальных картинок. Каждый в отдельности кадр предусматривает указание конкретного снимка, ракурса, движения или спецэффекта, которые обеспечивали бы эффективный рассказ истории.
Важно! Несмотря на внешнее сходство с комиксами, в основе раскадровки лежат мультфильмы.
Первым данную методику начал применять Уолт Дисней. Изначально художник-мультипликатор создавал свои мультфильмы без раскадровки, но при планировании историй совершалось множество ошибок, из-за которых во время перерисовки с нуля приходилось тратить крупные суммы для их устранения. Однажды Уэбб Смит, который был членом команды Walt Disney, предложил идею заранее продумывать сцены и делать наброски ключевых моментов, а затем развешивать их на одной доске по принципу «диафильма». Благодаря этому решению специалисты сразу понимали, как будут выглядеть завершённые сцены, а художники начали работать без отвлечения своих коллег.
Важно! Идею разложения сюжета на несколько отдельных кадров назвали «раскадровка», а применять её стали в 1928 г. Впервые с её помощью был создан мультфильм «Бумажный самолёт». При этом первый полностью зарисованный мультфильм – «Три поросёнка» 1933 г.
Идею раскадровки тут же подхватили и другие мультипликационные компании, а затем методику начали использовать и в киноиндустрии. Первым крупнейшим проектом с применением идеи стал фильм «Унесённые ветром» 1939 г. Также методику начали активно внедрять в рекламе – с её помощью существенно облегчилось представление заказчикам общей картины будущих рекламных роликов.
Зачем нужна раскадровка, кто её делает
Раскадровка предоставляет возможность производственным группам визуализировать и развивать идею, проявлять и тестировать концепцию, выявлять возможные препятствия, ошибки в структуре истории, прежде чем она отправится в обработку. Раскадровка предоставляет следующие возможности:
Также раскадровка фильма позволяет выгодно презентовать и продать идею заказчикам, чтобы получить хорошее финансирование проекта. Разложением и визуализацией кадров занимаются художники-раскадровщики, которыми руководят директора проекта (продюсеры, режиссёры).
Специфические термины в раскадровке
Чтобы понять, как делать раскадровку видео, необходимо ознакомиться и освоить важные термины, использующиеся в этом аспекте киноиндустрии.
Формат телевизионного изображения
Раскадровка предусматривает создание серии эскизов событий, которые зрители будут видеть на экране. Их показывают в форматах, которые называют панелью либо рамкой. Формат подразумевает определённый размер и форму панели наподобие габаритов изображений (соотношение ширины и высоты кадра). Наиболее распространёнными считаются следующие форматы:
Типы снимков
Существуют различные типы снимков, названия которых связаны с объектами в рамке:
Базовые съёмочные ракурсы
Ракурс – направление, от которого снимают камеры. При рисовании раскадровки следует представить, что именно вы являетесь оператором и держите камеру. В этот момент нужно понять, каким образом лучше отображать действия или объекты в сценах. Среди наиболее эффективных ракурсов можно выделить:
Движения камерой
Чтобы знать, как нарисовать раскадровку, следует изучить, какие существуют движения камерой во время съёмочного процесса:
Важно! При создании раскадровки следует указывать движение камеры специальными стрелками, которые могут отличаться видом и направлением.
Для съёмки хороших видеороликов или фильмов нужно использовать профессиональное операторское оборудование. В случае с небольшими видео покупка камер является невыгодным вложением, поэтому лучше взять оборудование в аренду. На сайте компании tvtok.ru можно арендовать камеры и другое съёмочное оборудование по наиболее привлекательным ценам.
Как правильно делать раскадровку. Основные этапы
Предлагаем рассмотреть пошаговую инструкцию, как сделать раскадровку фильма или рекламного ролика:
Используемые программы
Для разработки 2D-раскадровок используются различные программы, которые имеют множество уже готовых шаблонов с рисованными персонажами и объектами, что позволяет просто помещать их в кадр, поворачивать и перемещать, как угодно. Среди наиболее популярных приложений стоит выделить бесплатный софт Celtx Shots. Многие профессионалы отдают предпочтение сложным программам ToonBoon StoryBoard, StoryBoard, Springboars, ArtRage. Чтобы создавать 3D-раскадровку, можно использовать софт Maya, Poser либо Frame Forge 3D.
Что такое аниматик
Пример раскадровки в готовом виде часто используют производственные группы для создания аниматика – анимационного ролика, который представляет собой раскадровку с добавлением озвучки, звуковых эффектов и демо-музыки, размещённые по определённому таймингу. Аниматик – последовательность собранных воедино картинок, которые являются черновым вариантом будущего фильма или другого видео.
Рекомендации специалиста, сделать раскадровку лучше
Для создания качественной и полезной раскадровки рекомендуется прислушаться к следующим советам:
Следует помнить, что раскадровка является не просто покадровой разбивкой, а отображением истории с развитием событий сцена за сценой, где каждый снимок несёт определённый посыл. Научившись тонкостям раскадровки, вы сможете стать настоящим профессионалом, которого будут всегда привлекать к созданию крупных полнометражных кинолент.
Раскадровка фильма
Подготовительный период в работе над фильмом (в Западном варианте называемый pre-production) – сплошная головная боль для режиссера. Грех таить не стану – терпеть не могу подготовку. Конечно, в первую очередь из-за формирования бюджета – приходиться где-то искать деньги, которые не всегда успешно находятся. Однако есть несколько элементов подготовительного периода, которые я действительно люблю.
Это встречи с актёрами (приятно прикидывать в голове, как персонаж, написанный буквами на бумаге, заиграет, если его будет исполнять тот или иной человек), работа с художником (над эскизами костюмов, концепт-артом) и работа с оператором. Да, конечно, в первую очередь образ кинооператора ассоциируется с большим количеством технических приспособлений – их всегда представляешь в окружении камер, штативов, кранов, объективов, стедикамов и прочего. Но одна очень важная сторона работы между режиссером и оператором часто вообще остается незамеченной – я имею в виду работу над раскадровкой фильма.
Что есть раскадровка фильма?
Это вручную (или же при помощи какого-либо специального софта) нарисованная череда кадриков картины, учитывающая крупность плана, монтаж, движение камеры и т.д. Качество ее исполнения с точки зрения непосредственно рисования не так важно – режиссер с оператором могут рисовать на уровне «ручки-ножки-огуречек», лишь бы им было ясно, что они планируют делать на съемочной площадке.
Хотя на проектах, где имеется хотя бы сколь-нибудь серьезный бюджет, как правило возникает художник-раскадровщик – тот, кто операторско-режиссерские каракули превратит в красивый набор рисунков, напоминающий полноценный комикс. Такой формат раскадровок часто используется в качестве разнообразных промо-материалов.
Сначала я хотел построить статью полностью на разборе подробной раскадровки к моему нереализованному короткометражному фильму «Следующий вечер», но потом решил, что это не совсем красиво будет по отношению к оператору, т.к. непосредственно рисунки рисовал он. Поэтому я в качестве простейших раскадровок, которые может себе позволить нарисовать любой студент или любитель, приведу фрагменты собственных рисунков, а параллельно покажу, какие образцы имеются в богатой истории кино.
Как же рисуется раскадровка фильма?
Вы самостоятельно (или вместе с оператором) открываете имеющийся сценарий и начинаете внимательно читать каждую сцену. Сцену вы разбираете буквально по кусочкам, по эмоциональным и смысловым кускам. И, исходя из этого, понимаете, сколько вам может потребоваться кадров для реализации эпизода, и какими эти кадры должны быть.
Может быть, перед вами экшн-сцена, соответственно, будет меньше крупных планов (хотя это совсем не правило). Или вы хотите сделать очень драматический эпизод, и наоборот будете укрупняться и укрупняться. А иногда бывает, нужно сделать всё на сверхобщем плане для того, чтобы добиться некого особенного восприятия. Решение сугубо индивидуально. Есть, конечно же, какие-то наборы правил, «как делают обычно», но, на мой взгляд, точно следовать им – очень скучно. В пометках к рисункам, если вам это требуется, вы указываете какую-нибудь необычную технику или что угодно иное, необходимое при съемке этого кадра.
Для чего требуется вся эта довольно кропотливая возня? Разумеется, для того, чтобы вы могли во-первых, довольно точно представлять, как сцена должна выглядеть в своем идеальном виде. Во-вторых, это раскадровка сильно облегчит вам жизнь в планировании графика съемок – вы сможете представлять, сколько времени потребуется, чтобы отснять ту или иную сцену. Наконец, в-третьих, раскадровка фильма несколько прояснит вопросы бюджета на съемочную технику. Также по раскадровке можно примерно прикинуть монтаж будущей истории. Часто он задумывается еще на этапе раскадровки (хотя это совсем не правило).
Разберём несколько примеров.
Приведенные ниже рисунки (что громко сказано) – раскадровка финальной сцены моего короткометражного фильма «Кусок мяса».
Изображение по клику открывается как медиафайл
Я могу нарисовать гораздо лучше, но это мне не требовалось – это художества именно на уровне «точка-точка-запятая», чтобы не тратить на сам процесс рисования слишком много времени. Важно отразить крупность (как мы видим, тут имеются три общих и три средних плана), направление взгляда персонажей (для этого используется перекрестие на лице), примерную позу, и направление движения персонажа или предмета (стрелки). Здесь у меня кадры не пронумерованы, но вообще нужно нумеровать, чтобы не запутаться.
Что происходит в эпизоде? Главный герой подходит и садится к своему другу на скамейку. Затем из двери выходит еще один персонаж в обнимку с девушками и уходит дальше по коридору. Герой на скамейке провожает их взглядом. Между героем и его другом на скамейке происходит короткий диалог, после чего друг уходит, а герой остается на лавке в одиночестве.
Сравним раскадровку с получившейся в итоге реальной сценой в реальном фильме (кадров прикладываю больше, чтобы можно было проследить те движения, которые должны были произойти).
Изображение по клику открывается как медиафайл
Как мы видим, при съемке крупность немного изменилась – практически все планы находятся где-то между общим и средним. Но в целом всё осталось так же, как было задумано задолго до съемочного дня.
Теперь давайте взглянем на видео, сравнивающее раскадровку и отснятые сцены культового фильма Джона Карпентера «Нечто».
Безусловно, качество отрисованной раскадровки в миллионы раз превышает качество раскадровки, сделанной мною. Это потому, что у картины бюджет в 15 миллионов долларов, была возможность нанять хорошего раскадровщика, а также имелось большое количество времени на подготовительный период. В данном случае это неважно. Важно то, что вы можете убедиться – хорошо распланированная раскадровка как правило помогает сделать сцену. А в случае с «Нечто» в ней, конечно же, продумывались еще и устрашающие трюки сцен с монстрами. Что тоже немаловажно.
Можно ли снимать кино без раскадровки?
В принципе, можно. Особенно, если вы большой сторонник импровизации. Однако с раскадровкой вы почувствуете себя увереннее. Если она есть, вы можете потом на съемках ни разу даже туда не заглянуть (со мной такое бывало многократно), но в голове будет сидеть конкретный план действий. Имея на вооружении чёткую логику, экспериментировать легче. К тому же, раскадровка сэкономит вам время и деньги.
Не бойтесь взять в руки карандаш и нарисовать ваш будущий фильм!
Независимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте, Instagram и Patreon
Как создаются графические видеоролики. Что такое раскадровка и аниматик
Недавно сдал очередной рекламный ролик и подумал, что есть много народа не в теме и стоит сделать краткий гайд по производству графических роликов (что мне наиболее близко).
Все участники процесса взяты в единственном числе, но в реальности их могут быть даже десятки. Например, лично не раз участвовал в проектах, где пул сценаристов примерно 15 человек (среди них выбираются несколько лучших работ, которые затем отсылаются заказчику, а он уже выбирает 1 сценарий).
С другой стороны, один человек может выступать, например, и сценаристом и звукооператором. Либо художником и аниматором. И вообще в любом сочетании, в каждом случае это происходит по-своему. Подобного смешения в некоторых (особенно крупных) продакшн-компаниях стараются избегать, это «западный» подход, где каждый участник конвейера делает свою часть общего дела. Так не хуже и не лучше, это просто иначе.
Продюсер и режиссёр держат на контроле все этапы производства, поэтому не стал им отводить отдельный пункт.
Последовательность работы над графическим видеороликом:
3. Черновая начитка голоса для аниматика.
6. Чистовая начитка голоса для готового ролика.
7. Аудиоряд под готовый видеоролик.
И более детализированно:
Раскадровкой называется последовательность планов согласно сценарию.
Если заказчику не требуется отдельно высокохудожественное рисование
(например, для показа вышестоящему начальству для отчетности),
то нет надобности нанимать для проекта художника
и с этим пунктом может справится любой ребёнок (в душе).
основание для построения отдельных кадров и связки между ними.
Простой копипаст слов для начитки (из сценария) в программу-говорилку.
Видео-графика создается по плану, заложенному в аниматике.
В процессе могут так же принять участие художник и 3д-дизайнер, в зависимости от задачи.
Режиссёр и/или продюсер ищет подходящий голос и звукооператор записывает чистовую начитку.
Реклама как искусство
867 постов 3.3K подписчика
Ответ на пост «Где-то на краю время остановилось»
Отделение Почты России в Ступино. Предоплата рекламы тарифа Джинс от МТС на 15 лет вперёд.
Если ты не отказывался, то ты согласен!
Сотовые операторы считают, что ты согласен чтобы тебе в очко вставили трубу. Если это не так, то ты должен подключить услугу «Отказ от вставки трубы в очко». Учитывая то что фантазия у них безграничная, наверное, это не самый худший сценарий.
Когда реклама не врёт
Сегодня обратил внимание на ничем не интересую рекламу МТС:
Что мы видим тут видим: за неделю колоссальные расходы. При абонентской плате 400 руб ещё и плата за звонки и сообщения.
Очки правды
Меня немного удивляет реклама МТС с очками правды. Девиз ролика: «Вы никогда не заплатите за то, чего не заказывали».
Вопрос только в том, откуда у абонента появились услуги, который он не заказывал? о,_,О
На всю Россию признаются, что такие услуги у их абонентов есть и сделали из этого маркетинговый ход.
Отличная работа МТС
Всем привет. Это пост НАКИПЕЛО. Всем известный красный оператор(да и не только он) очень любит распространять рекламу незаконными методами, а именно обклеивает электрошитки. Что является нарушением закона о рекламе, портит внешний вид подъезда, да и вообще для этого есть отдельно отведенные места.
Но сотрудникам МТС все равно. Ладно вышел на их официальную группу. Расписал какие они не хорошие, отписка мы разберемся и все. Реклама как висела так и весит. А снять её ой как не просто.
Начал писать им в группу под постами. Но мои комменты поддержали в течении 2х минут! Вот здесь они справились крайне оперативно. Тут молодцы.
Почему пишу сюда? Знаю у сотовых операторов есть сотрудники которые мониторят сеть на выявления негатива о компании. Может хоть так они начнут работать.
Реклама МТС
Я уже несколько лет замечал рекламу от МТС и почему-то в центре внимания одни лысые мужчины. Сначала Валуёв, потом Нагиев, а теперь Хрусталёв. Это как-то связано с логотипом МТС в виде яйца?!
Что-то я не понял. МТС, это нормально?
Залез в сообщения, и заметил, что мне пришла такая смска:
Так как у меня видимо изначально в базе номера экстренных служб, то смс, пришедшая с номера 102 и определилась как полиция. Причем я как-то раз даже звонил по этому номеру, и попадал именно в полицию.
@МТС, у тебя все в порядке? Это нормально, делать рассылку с таких номеров? Ещё с 112 пришлите, блин
Как компания МТС обворовывает владельцев сайтов и своих пользователей
Пост предупреждение для владельцев сайтов, которые еще позволяют своим сайтам работать на протоколе http. А так же для пользователей интернета от компании МТС.
Так сложилось, что мой сайт работал и на http и на https. Яндекс больше любил http, google же секретный протокол, я не возражал.
Сайт зарабатывает на контекстной рекламе. Но в конце ноября я как пользователь мобильного интернета от МТС узрел рекламу на СВОЕМ сайте, которую не размещал, более того, это реклама вела на подписку платных мобильных услуг, у кого есть сайты, знает какой это зашквар для сайта, т.к. если поисковики это видят они пессимизируют сайт в выдаче и применяют прочие веселые санкции в отношении такого сайта и надо сказать я только за, но если это вина вебмастера. После быстрого анализа ситуации выяснилось, это дело мобильного оператора (МТС), который изменяет передаваемый от сайта пользователю http код. МТС мошеннически фальсифицировали передаваемые данные на постороннем и не имеющим к ним никакого отношения сайте, использовали аудиторию и ресурсы сайта, чтобы подписывать пользователей на платные услуги.
Как результат просадка ( вдвое ) по доходу, возможно пессимизация со стороны гугла (пока не разобрался до конца), потеря доверия пользователей, которые обманулись и подписались на развлекательные овно-услуги этой компании перейдя по ссылке с моего сайта (было письмо от пользователя, только сейчас понял, что он имел ввиду).
На мое письмо МТС не отвечает.
Вот так выглядел баннер, который отображался на сайте:
Визуальное повествование. Раскадровка — часть 1.
Сценарий — вербальный план истории. Раскадровка — это план визуализации истории. Раскадровка — это сердце, разум и душа фильма.
История
Метод работы над раскадровками, который выработали в Дисней, отталкивался от потребностей кинематографистов. В процессе создания полнометражного фильма создавались сотни, а иногда и тысячи рисунков. Их отслеживание превращалось в кошмар, особенно когда в сцену вносились изменения.
Поначалу художники Диснея раскладывали рисунки на полу и рассказывали о развитии сюжета, указывая на них по очереди, пока композитор играл мелодию. В конце концов, кому-то пришла идея прикреплять их на пробковую доску на стене. Так внести изменения и рассмотреть рисунки стало гораздо проще.
Где применяются раскадровки
Кино / ТВ / видео-игры
Раскадровка — это, по сути, большой комикс фильма, который помогает режиссеру визуализировать сцены и предусмотреть дальнейшие сложности и проблемы.
Интерактивные медиа/ реклама
Раскадровки адаптировали к использованию в бизнесе для планирования рекламных кампаний, рекламных роликов, рабочих процессов или других проектов, призванных призвать аудиторию к действию, а также представить концепцию клиенту.
Раскадровка используется даже в области веб-разработки и разработки программного обеспечения, чтобы представить и описать интерактивные события, отображения блок-схем и проч.
Производственный процесс
1. Бит-борд
Это серия рисунков, на каждом из которых изображена отдельная сцена. С помощью бит-борда режиссер доносит свое видение до исполнительных продюсеров, инвесторов и команды.
2. Раскадровка
Раскадровка нужна для планирования самых разных аспектов фильма. На ранней стадии важна не столько последовательность кадров, сколько сама история. Раскадровка помогает спланировать сложные последовательности движений и позиций камеры и персонажей.
3. Аниматик
Этап раскадровки сопровождается мокапом под названием “аниматик” (еще его называют Leica reel или Story reel). Это версия законченной раскадровки с озвучкой и рабочей звуковой дорожкой, которая уже на ранней стадии производственного процесса помогает представить, как будет выглядеть фильм. Здесь должна быть более плавная последовательность кадров, чем в раскадровке, включая появление и выход персонажей из кадра.
Аниматик помогает корректировать материал, пока еще есть возможность что-то изменить.
4. Доработка
Благодаря аниматику все фрагменты фильма сливаются в одно целое и мы видим сцены в контексте всего фильма. В процессе доработки сцены могут меняться местами, авторы стараются как можно лучше построить гэг или создать напряжение. Фрагменты, которые замедляют историю, должны без сожаления выкидываться. Сценарий переписывается и подгоняется под раскадровку.
5. Питчинг — презентация
Питчинг — это презентация раскадровки, на которой изображения иллюстрируются диалогами и рассказывается что на них изображено. Презентация проходит в режиме реального времени, то есть выступление длится ровно столько, сколько идет эпизод. И режиссеру и продюсеру нужно представлять, как эпизод будет выглядеть на экране для зрителей.
Раскадровка сцены
Сцена — это небольшая единица истории, в которой есть конфликт. В сцене главный герой пытается достичь своей цели, при этом ему противостоит враг, или он сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами. Всё это ведёт к конфликту эмоций, благодаря которому персонаж принимает решение или предпринимает действие. Это действие ведёт к следующей сцене.