что такое расходка каким инструментом ее выполняют
Что такое расходка каким инструментом ее выполняют
30. Чеканка на резиновой подкладке
Чеканка — способ художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф путем сильного нажатия инструментом, имеющим выступы.
Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображение.
Чеканка была известна еще в древнем Египте, антич ной Греции и Риме. Высокого совершенства чеканка дос тигла в древнерусском искусстве XV — XVII вв. В на стоящее время чеканные панно прочно вошли в оформ ление интерьеров общественных зданий, станций метро политена и т.д.
Чеканку производят на листовом металле толщиной 0,3. 1,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы, а также листы из мягкой отожжен ной стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо).
В прошлом для чеканки ювелирных изделий и церковной утвари применялись драгоценные металлы — золото, серебро и их сплавы.
Основными инструментами для чеканки являются че каны, которые представляют собой стальные стержни осо бой формы длиной 120. 170 мм. Некоторые из них пока заны на рис. 92. С помощью расходника на металле вос производят контур рисунка, обводя его в виде более или менее четкой сплошной линии. Лощатники служат для вы равнивания плоских поверхности, а бобошники — для полу чения полукруглых форм при чеканке.
При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остается свободным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает под вижность руки. Чеканы держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность (бой) была косо приподнята и вследствие этого при ударе молотком постоянно двигалась вперед. В правой руке дер жат молоточек, которым наносят легкие частые удары по чекану, продвигая его.
При выколотке крупных глубоких рельефов или вырав нивании фонов применяют деревянные чеканы (рис. 93).
Их изготавливают из твердых пород дерева — граба, бука или дуба. Боевую часть деревянного чекана тщательно вы равнивают напильником с мелкой насечкой, а затем обрабатывают шлифовальной шкуркой.
Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наи более выразительная и простая в изготовлении — расходка с опус канием фона. Выполняется она в несколько этапов.
На первом этапе на листе бумаги выполняют рисунок в натуральную величину, без те ней с чистыми полями (по 30. 40 мм) с каждой стороны для приклейки его на металл (рис. 94, а).
|
Второй этап состоит в подготовке металлической пластины. Ее вырезают ножницами по металлу с таким расче том, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и еще кругом оставался небольшой свободный край (поля) шириной 25. 40 мм. Эти поля будут нужны, если потребу ется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля берутся щипцами при отжиге пластины.
Отрезанную заготовку кладут на правильную плиту и выравнивают легкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и по ней наносят удары молотком.
На третьем этапе переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого ее поверхность с по мощью кисти или ватного тампона покрывают акварель ными белилами или светлой тушью, в которую добавляют немного столярного клея. После высыхания краски на нее кладут копировальную бумагу, а сверху рисунок, края ко торого приклеивают к металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шариковой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рису нок на металле не стирался при работе, его покрывают нитролаком.
На следующем этапе выполняют расходку рисунка. Для это го листовую заготовку укладывают на лист плотной резины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура прохо дят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной сторон.
Пятым этапом является опускание фона вокруг рисунка при помощи чеканов-лощатников. Эту работу можно вы полнять на металлической плите. Следы лощатника как бы оконтуривают очертания рисунка. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном.
Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъе ма) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона с тем, чтобы они лежали в одной плоскости. Это дос тигается их простукиванием лощатником по стальной пли те, особенно около границ выпуклых участков рисунка.
Если предусматривается дальнейшая работа с релье фом, то прежде, чем к ней приступать, необходимо выполнить термическую обработку заготовки. Дело в том, что за в ремя обводки контуров и опускания фона металлическая пластина после множества ударов чеканами нагартовалась, то есть стала хрупкой, потеряла пластичность. Для восстановления ее пластичности проводят отжиг пластины. Этот этап изготовления изделия выполняется учителем. При отжиге меди, латуни, кровельной стали заготовку нагревают (на школьном дворе) до темно-красного цвета паяльной пампой или газовой горелкой. Остывшая пластина покры та темным налетом — окалиной. Для ее удаления металли ческую поверхность промывают в 10. 15%-ных растворах кислот — соляной и серной (выполняется только учител ем). Осветленную пластину промывают водой и сушат
Алюминиевую пластину можно не отжигать.
Следующим этапом (если это предусмотрено рисунком) является подъем рельефа. Рельеф выколачивают чеканом- бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся эла стично и не рвался.
Готовое чеканное изделие при необходимости шлифу ют шкуркой и полируют абразивной пастой ГОИ (выпук лые участки).
Следующим этапом является цветовая декоративная от делка (патинирование) изделия. Наиболее удобными явля ются «нехимические» способы патинирования. Цветные за щитные пленки на стальных изделиях можно получить при нагреве металла на электроплитке с закрытой спиралью. На диск плитки укладывают массивную (толщиной 5. 8 мм) пластину металла, а сверху — готовое изделие-чеканку.
По мере нагревания изделие будет покрываться краси выми и чистыми цветовыми пленками. Сначала появится светло-желтый цвет (220 °С), затем желтый (230 °С) и т.д. (см. цвета побежалости в табл. 4). Цвета переходят один в другой постепенно. На любом оттенке можно остановить ся, достаточно снять изделие с плитки.
Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если ее покрыть лаком. Лак наносят кистью ровным и тонким слоем.
Готовые чеканные декоративные пластины можно закрепить на специально подготовленных деревянных под ложках.
1. Осторожно обходиться с заготовками, поскольку листовой металл имеет острые кромки.
2. При вырезании металлической пластины не дер жать левую руку близко к ножницам, чтобы пальцы не по пали под лезвие.
3. Правку листовых заготовок выполнять исправной киянкой.
4. Чеканку выполнять молотком с надежно насажен ной на исправную ручку головкой.
Изготовление металлических рельефов методом чеканки
1. Выберите изделие, которое вы хотели бы изгото вить (номерной знак для квартиры, садового участка или рабочего места учебной мастерской, элементы орнамента для декорировки стендов с учебными пособиями, металли ческие подкладки под крючки, вешалки, декоративная пластинка на шкатулку и др.).
2. Выполните рисунок чеканного рельефа.
3. Вырежьте листовую металлическую заготовку нужного размера и выправьте ее.
4. Перенесите рисунок на металлическую поверх ность.
5. Выполните расходку (обводку контура рисунка) чеканом-расходником.
6. Опустите фон рисунка с помощью чекана-лощат ника.
7. Выровняйте фон, чтобы он всеми участками ка сался одной плоскости.
8. Окончательно доработайте рельеф.
Новые термины: Чеканка, чеканы (расходник, лощатник, бобошник), расходка с опусканием фона.
1. Что такое чеканка?
2. Какой листовой металл исполь зуют для чеканки?
3. Что такое чеканы? Какие они бывают?
4. Как перевести рисунок на поверхность металличе ской пластины?
5. Что такое расходка? Каким инстру ментом она выполняется?
6. Как выполняется опускание фона рельефного изображения?