что такое раек в театре
Значение слова «раёк»
1. Вид народного зрелища на ярмарках в 18—19 вв. — ящик с отверстиями, снабженными увеличительными стеклами, через которые зрители рассматривали вращающиеся внутри картинки, а также показ таких картинок, сопровождавшийся шутливыми пояснениями в рифмованной прозе. Райком кормился дедушка, Москву да Кремль показывал. Н. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо. [Данила Григорьич:] В старину, бывало, на перекрестках шарманки игрывали, али кто раек показывал: извольте, город Париж, как доедешь, угоришь. И. Горбунов, Самодур.
2. Лит. Рифмованный монолог на злободневную тему, преимущественно сатирический, изобилующий народными идиомами, прибаутками и т. п. [Гриша Мальцев] для самодеятельности делал райки и частушки на местные темы. Горбатов, Перед войной.
3. Разг. устар. Верхний ярус театрального зала; галерка. [Автор пьесы:] Я бы желал теперь вдруг переселиться в ложи, в галереи, в кресла, в раек, проникнуть всюду, услышать всех мненья и впечатленья. Гоголь, Театральный разъезд. В театре был «весь Тифлис» — военные, чиновники, богатейшие люди города, а в райке, на галерее — учащаяся молодежь. Никулин, Федор Шаляпин.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РАЁК, райка́, м. 1. Ящик с передвижными картинками, показываемыми через многогранные увеличительные стекла, показ к-рых сопровождается произнесением комических прибауток (истор. театр.). Раек тешит толпу слушателей самодельными остротами. Кокорев. Райком кормился дедушка, Москву да Кремль показывал. Некрасов. || Кукольный театр (истор. театр.). 2. Лубочная юмористка в форме мерной рифмованной речи (театр., лит.). 3. Галёрка, верхние места в театре под потолком
В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит. Пушкин. || собир., только ед. Зрители, занимающие галёрку (разг. устар.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. река в России ◆ Раёк — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.
1. истор. театр. ящик с передвижными картинками, показываемыми через многогранные увеличительные стекла, показ которых сопровождается произнесением комических прибауток ◆ Раёк тешит толпу слушателей самодельными остротами. Кокорев ◆ Райком кормился дедушка, Москву да Кремль показывал. Некрасов
3. театр. филол. рифмованный, преимущественно сатирический, монолог на злободневную тему, по стилю напоминающий раёшник
4. разг. устар. галёрка, верхние места в театре под потолком ◆ В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит. Пушкин
5. ед. ч. собир. устар. разг. зрители, занимающие галёрку
6. устар. радужная оболочка глаза ◆ …и с глазами такими черными, что на них нельзя было различить зрачка от райка Куприн, «Яма», 1909–1915 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова кегль (существительное):
Что такое раек в театре
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Раек» в других словарях:
раек — галерка, галерея, парадиз, показ Словарь русских синонимов. раёк см. галёрка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
РАЕК — РАЕК, см. рай. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
РАЕК — вид представления на ярмарках: ящик с 2 отверстиями (снабженными увеличительными стеклами) для демонстрации зрителям различных картинок. Показ сопровождался пояснениями раешника. Устаревшее выражение верхний ярус зрительного зала (галерка) … Большой Энциклопедический словарь
раек — (иноск.) лица, сидящие в театре в верхних местах над ложами толпа ) Ср. Расчетливый актер приберегает силы, Чтоб кончить с пафосом последний монолог. Я тоже роль сыграл, но на краю могилы Я не хочу, чтоб мне рукоплескал раек. Надсон. Последнее… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Раек — Раекъ (иноск.) лица, сидящія въ театрѣ въ верхнихъ мѣстахъ надъ ложами «толпа»). Ср. Разсчетливый актеръ приберегаетъ силы, Чтобъ кончить съ паѳосомъ послѣдній монологъ. Я тоже роль сыгралъ, но на краю могилы Я не хочу, чтобъ мнѣ рукоплескалъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Раек — раёк I м. 1. Ящик с передвижными картинками, показ которых на ярмарках осуществлялся через многогранные увеличительные стёкла и сопровождался особыми пояснениями (в Российском государстве XVIII XIX вв.). отт. Кукольный театр. 2. Рифмованные… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Раек — раёк I м. 1. Ящик с передвижными картинками, показ которых на ярмарках осуществлялся через многогранные увеличительные стёкла и сопровождался особыми пояснениями (в Российском государстве XVIII XIX вв.). отт. Кукольный театр. 2. Рифмованные… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Раек — раёк I м. 1. Ящик с передвижными картинками, показ которых на ярмарках осуществлялся через многогранные увеличительные стёкла и сопровождался особыми пояснениями (в Российском государстве XVIII XIX вв.). отт. Кукольный театр. 2. Рифмованные… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Раек — раёк I м. 1. Ящик с передвижными картинками, показ которых на ярмарках осуществлялся через многогранные увеличительные стёкла и сопровождался особыми пояснениями (в Российском государстве XVIII XIX вв.). отт. Кукольный театр. 2. Рифмованные… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Что такое раек в театре
РАЕК – в зрелищных искусствах термин имеет два значения.
1. Устаревшее название верхнего яруса театра, то же, что и галерка.
2. Потешная панорама, вид народного увеселения на ярмарочных гуляниях. Раек представляет собой небольшой ящик с отверстиями в передней стенке (часто – снабженными увеличительными стеклами), внутри которого перематывается с одного катка на другой длинная полоса с какими-либо изображениями. Зрители наблюдают сквозь отверстия картинки, а раешник – владелец панорамы – передвигает изображения и комментирует их.
Раек был одним из самых популярных увеселений, процветавших во время народных гуляний на протяжении всего 19 в. Его происхождение восходит к большим панорамам, привозимым иностранными гастролерами в Россию на балаганные гуляния примерно с последней трети 18 в. Отсюда, скорее всего, ведет свое происхождение и само название аттракциона: в основании панорамы когда-то лежало европейское т.н. «Райское действо» (Раrаdеissрiеl), использующее библейские сюжеты.
Билет на просмотр стоил от 1 коп. до 5 коп. за весь репертуар. При этом сюжеты русского райка были чрезвычайно разнообразны: из библейских тем особенно популярен был Адам со своим семейством; богатыри (Илья Муромец, Микула Селянинович и др.); государственные деятели и знаменитые люди (Бисмарк, Наполеон, Суворов, Степан Разин, танцовщица Фанни Эльслерт, Балакирев и др.); батальные сцены, в которых чаще всего воспевались победы русского оружия; видовые панорамы (Петербург, Италия, Франция, Германия); исторические события; коллекции «уродов» и карликов; моды; и т.д. Сравнительно небольшие отверстия для просмотра (особенно если в них отсутствовали увеличительные стекла) не давали возможности зрителям прочитать надписи под картинками, поэтому основной частью потешной панорамы становились комментарии раешника (т.н. «рацея»). Это были остроумные прибаутки, широко использовавшие различные художественные приемы и близкие ко многим малым фольклорным жанрам. Здесь использовались фрагменты песен, пословицы, поговорки, прибаутки, небылицы и т.д. Функционально рацея близка к выкрикам торговцев и жанрам, основанным на формулах (календарные приговоры, заклички и т.д.). В балаганной практике существовало два типа раешных комментарией-рацей: эмоциональные и нарочито бесстрастные, в котором раешник выделял голосом смысловые акценты. В рацеях широко использовалось звукоподражание, что помогало «оживить» статичную картинку, придать ей действенный характер.
Раек, пожалуй, самый синтетический вид народных увеселений, сочетавший в себе особенности многих видов искусства и социальных институтов.
Театр – раешник, несомненно, был в первую очередь актером, причем актером театра импровизации, менявшим текст в зависимости от состава зрителей-слушателей. Театрализованный характер потешный панорамы подчеркивался и костюмом раешника: кафтан и шапка украшались красной тесьмой и разноцветными лоскутами, подвязывалась борода и т.д. Реклама – прибаутки раешника адресовались не только непосредственным зрителям панорамы, но и тем, кто ожидал своей очереди к просмотровым глазкам; это означало, что необходимо было разжигать и подогревать их интерес к грядущему зрелищу. Изобразительное искусство – именно потешная панорама дала мощный толчок развитию и массовой популяризации лубка, в стилистике которого, как правило, выполнялись картины панорамы. Зачастую владельцы райков были одновременно и офенями, продававшими лубочные картинки. Просвещение и информация – потешные панорамы фактически исполняли устной газеты, помогавшей своим зрителям быть в курсе мировых событий. Социальная сатира – рацеи часто затрагивали самые животрепещущие события, критиковали властей и т.п. Пропаганда технического прогресса – в сюжетах раешных картинок встречаются все новинки и изобретения: воздушные шары, железная дорога, пароходы и пр.
Ближе к концу 19 в. раек становился все более усовершенствованным: появлялись стационарные ящики; механизмы, позволяющие не перематывать картинки, а заменять их, перекрывая опускающейся новой предыдущую. Однако к началу 20 в. раек практически исчез из балаганных гуляний.
Стилистику раешных комментарией-рацей позже использовал В.В.Маяковский в своих сатирических и рекламных «Окнах РОСТа».
Лотман Ю. Художественная природа русских народных картинок. В кн.: Народная гравюра и фольклор в России 17–19 веков. М., 1976
Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984
Конечный А.М. Раек в системе петербургской народной культуры. Русский фольклор. XXV. Л., 1989
Петербургский раек. Забытый Петербург, VII. Составление, вступительная статья и комментарий Конечного А.М. СПб, 2003
5 фактов о русском «райке»
Раек — одно из любимейших зрелищ на петербургских народных гуляньях. «Небольшой, аршинный во все стороны, ящик, с двумя увеличительными стеклами. Внутри него перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий».
«Зрители, «по копейке с рыла», глядят в стекла, — раешник передвигает картинки и сопровождает каждый новый нумер присказкой».
Картинки эти были выполнены часто в лубочном стиле. И первоначально имели религиозное содержание — отсюда название «раёк». И лишь спустя время стали отображать самые разнообразные темы, включая политические.
Скорее всего, раек попал в Санкт-Петербург в 1820 году из Москвы, где ежегодно под Новинским устраивались городские увеселения. Правда, новое зрелище не сразу привлекло внимание периодики. Лишь в 1834 году «Северная пчела» впервые упомянула «райки, в которых за грош можно увидеть Адама с семейством, потоп и погребение кота».
Однако уже в 1842 году та же газета сообщала:
«Самая замечательная вещь под качелями — это маленькая подвижная косморама, которую переносит на плечах русский мужичок, толкуя зрителям чудесные дела своим языком — рифмованною прозою — с присказками и прибаутками. Смешно до слез!»
С этого времени переносная панорама все чаще упоминается в репортажах о площадных праздниках. Так, в 1843 году П.Фурманн в своем обзоре «Физиономия масленичных балаганов» писал о райке:
«Еще одна, доселе почти незамеченная, собственно русская забава…Их было ныне множество. Остановитесь и послушайте, какою рифмованною прозой, чрезвычайно вольной, русская бородка объясняет незатейливые лубочные виды своей подвижной косморамы».
«Посмотрите, поглядите, вот большой город Париж, в него въедешь — угоришь, большая в нем колонна, куда поставили Напалиона; в двенадцатом году наши солдатики были в ходу, на Париж идти уладились, а французы взбудоражились».
Раек, как и другие зрелищные формы площадного искусства, ориентировался на активную игровую реакцию со стороны аудитории, и зритель был не просто потребителем, а порой и сотворцом происходящего. Но подчас привлечь его было не так просто.
Для этого у каждого раешника был свой прием. У некоторых, например, сопровождающий текст не всегда соответствовал картинке. А порой пояснения косморамщика к изображению и вовсе противоречили его сюжету. К такому приему «балаганщики» прибегали, когда состязались с соперниками, стремясь перетянуть слушателей.
Часто для привлечения публики использовались куклы, находящиеся на крыше райка и приводимые в движение владельцем панорамы. Раек осознавался его содержателем как театр:
«Честные господа! Пожалуйте сюда! Моего киатра посмотрите, копеечку или грошик подарите!»
Зрелища и представления в праздничных балаганах, памятные исторические события, сенсационные новости и городской быт — все это с 1830-х годов входит в репертуар райка.
Переносная панорама стала играть роль своеобразной устной народной газеты.
Перед зрителями под комментарий владельца «потешной панорамы» проносились вперемежку виды городов, герои пантомимы-арлекинады, бородатая женщина Юлия Пастрана (показывалась в Пассаже в середине XIX века), музыканты и скоморохи, вожаки с учеными медведями, уличные торговцы, кит, пойманный в Белом море, знаменитая австрийская балерина Фанни Эльслер, выступавшая в столице, картины русской истории, популярные лубки; мчался поезд в Царское Село и Москву, уходили из столицы в новые порты пароходы, поднимался на воздушном шаре в Юсуповом саду Берг, извергались Этна и Везувий.
Откликнулись райки и на знаменитые пожары 1862 года:
«А вот пожар Апраксина рынка. Пожарные скачут, в бочки полуштофы прячут — воды не хватает, так они водкой заливают… чтобы поярче горело!»
В 1840-х годах для ознакомления иногородней публики с народными праздниками были выпущены специальные игры (с картонными человеческими фигурками и изображениями увеселительных построек): Гулянье под качелями на святой неделе в Санкт-Петербурге. Новая картонажная игра (изданная и изготовленная Карлом Губертом. Спб., 1848).
Губерт подробно описывает представления в балаганах, а также приводит выкрики косморамщиков. А уже в 1848 году он посвящает им отдельную книгу — «Рассказы косморамщика, или Объяснение к 16 картинкам, находящимся в космораме».
Кем был Губерт — установить не удалось. Что касается картинок, то они явно немецкого происхождения, но приспособлены к тематике русского райка.
К сожалению, издатель не дает никаких пояснений к публикуемым прибауткам, и трудно судить, насколько они аутентичны реальным выкрикам; тем не менее тексты передают характер комментария раешника.
Появление подобных книг было вызвано большой популярностью и огромным воздействием райка на народную аудиторию.
С середины XIX века наряду с переносной «косморамой» на площади появляются внушительные сооружения (стационарные и на колесах), а вместо двух стекол-оконцев теперь их на райке три или четыре.
В переносном райке картинки менялись, как правило, перематыванием с одного валика на другой полосы с изображениями. Здесь же картинки наклеивались на картон или вставлялись в раму и помещались в специальном возвышении над райком. Эти картинки опускались на шнурах и заменяли или просто загораживали одна другую. В последней четверти XIX века в райках демонстировались не только лубки, но также живописные полотна и даже иллюстрации из изданий.
Часть 19. Народная зрелищная культура: раёк, лубок и кукольный театр
Об авторе
Пахомова Анна Валериевна профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.
Завершая тему народных увеселений и театрализованных представлений, несомненно, тему необыкновенно интересную, давайте рассмотрим еще некоторые направления народного театра и народного искусства, которые непосредственно связаны с театральным костюмом, так или иначе влияли на его развитие, способствовали популяризации новых направлений.
Адмиралтейская площадь в Санкт-Петербурге. Балаганы на пасхальной неделе. 1850-е гг. Холст, масло
«Всемирная косморама». Лубок. 1858 г. (слева) / Раёк. Гравюра с рисунка. Середина XIX в. (справа)
Кавалер с дамой. Лубок. XVIII в. (слева) / «Ах, черный глаз, поцелуй хоть раз». Лубок. 1820-1830-е гг. (справа)
Торговец лубочными картинками. Лист из разрезной азбуки. 1870-е гг. (слева) / Петрушка Фарнос. Лубок. Конец XVIII в. (справа)
Взаимосвязь светского театра с народным в XVIII-XIX веках часто осуществлялась посредством опять же лубка. Ряд пьес, возникших на основе конкретных литературных источников, значительно переработанных могли обрести вид лубочной книжки, т.к. сюжет был представлен в картинках с подписями-комментариями. По такой книжке разыгрывалось представление, иными словами, оно инсценировалось народными исполнителями. Конечно, и в этих случаях источники были переделаны в соответствии с этикой народной драмы. Тем не менее, основные персонажи, их костюмы, главные речи близки конкретным первоисточникам.
Среди популярных лубочных романов, неоднократно инсценировавшихся, были истории о разбойниках «Фра-Дьявол», «Могила Марии», «Черный гроб, или Кровавая звезда» и др.
Белорусская батлейка (вертеп). Конец XIX в. (слева) / «Три царя». Конец XIX в. (справа)
Интересны с точки зрения жанра петрушечная комедия и вертепная драма. И здесь тоже ряд аспектов, которые увлекают исследователей: разделение сюжетов по ярусам (два-три «этажа») вертепа, цветовая символика оформления вертепа, вид и костюмы кукол-персонажей и пр.
И.А. Зайцев. Петрушка. Перчаточная кукла. Конец XIX в. (слева) / Витрина с марионетками из балаганного представления И.А. Зайцева «Цирк на сцене» (справа)
Народные представления, городские и ярмарочные гулянья просуществовали относительно недолго и все же оставили яркий след в памяти нескольких поколений, отразились на творчестве многих людей искусства. Даже для тех, кто не испытал радости быть очевидцем этих праздников, они служат источником сюжетов и тем, приёмов, образов, являются сокровищницей народной культуры и эстетики. В наши дни наблюдается всё возрастающий интерес к народным театральным традициям, он проявляется в использовании их в массовых праздниках, гуляньях, развлечениях и т.п. Исполнительские фольклорные приёмы входят в спектакли как самодеятельных, так и профессиональных театров.
Песня: «Ай во поле! / Ай, во поле! / Ай, во поле липонька!». Лубок. 1875 г.
Езда на дрожках. Дама с зонтиком. Лубок. XVIII в.
«Фомушка и Ерёмушка. Прохор да Борис». Лубок. Первая четверть XIX в.
На этом мы завершаем цикл статей (Части №№15-19), посвященных народной зрелищной культуре. Нами были рассмотрены наиболее интересные, на мой взгляд, персонажи, жанры и обряды русских народных праздников и зрелищ.
[1] Ровинский Д.А. Русские народные картинки. Спб., 1881. Т.5. С. 231
[2] Фурманн П. Физиономия масленичных балаганов. Репертуар и пантеон, 1843. Т.1, кН.3, С.231
[3] Дмитриев Ю.А. На старом московском гулянье. В кн.: Театральный альманах ВТО, кн.6. С.347
[4] ГЦТМ, ф.144, № 910, л.1
[6] ГЦТМ, ф.144, № 910, л.1
[8] Страхов Н.И. Мои петербургские сумерки. СПб., 1810 т.2. С. 51
[9] Д.А. Ровинский (1824-1895) известный юрист, коллекционер, издатель и исследователь гравюр. Основные труды: «Русские народные картинки» (СПб.,1881); «Подробный словарь русских гравированных портретов» (СПб.,1895).
[10] Щукин ПюИюВоспоминания. Из истории меценатства России. М., 1997. С. 10
[11] Цит. по: Левитов А.И. Типы и сцены сельской ярмарки. Соч., т. 1. С.111
[13] Некрылова А.Ф. Севернорусские варианты «Петрушки» // Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973. С.264