что такое рабочая программа по учебному предмету

Рубрика: Рабочая программа

Содержание статьи

Что такое рабочая программа и для чего она нужна?

Рабочая программа — это документ, составленный лично педагогом и являющийся частью базисного учебного плана. Согласно закону об образовании рабочая программа должна быть у каждого учителя. В ней отражается содержание обучения, а также методы и приёмы с учётом условий работы. Сюда относится численность учащихся, их способности, состояние здоровья, особенности. Педагог, оценивая все эти условия, фиксирует в своей рабочей программе методы обучения и способы контроля для своих учеников.

Рабочая программа помогает организовывать деятельность учащихся, создавать положительную мотивацию, развивать любознательность и способности учеников.

Кто должен писать рабочую программу?

Рабочую программу учитель пишет сам. Базой для неё могут быть выпускаемые издательствами по заказу Министерства образования примерные основные образовательные программы. Использовать примерную программу в качестве рабочей, без внесения собственных корректив, не получится, так как в ней не учтены особенности работы в конкретном учебном заведении, классе, необходимость детализации и конкретизации учебных тем, имеющиеся в наличии материалы.

Сроки реализации и хранения рабочих программ

В большинстве случаев рабочая программа пишется на один учебный год. Это касается программ основного образования в школе. Отдельные рабочие программы предназначены для одной ступени или всего курса обучения — на срок от нескольких месяцев до двух лет. Такие программы разрабатываются в дополнительном образовании. Рабочая программа учителя сохраняется в архиве в печатном виде 1 год (следующий за годом реализации программы). В электронном виде — бессрочно.

Из чего состоит рабочая программа?

Перечисли обязательные разделы рабочей программы.

Как составлять рабочие программы и на основе чего их разрабатывать?

При составлении Рабочей программы педагог использует в качестве ориентира Примерную программу, или берет за основу авторскую программу.

Алгоритм действий

Как оформить рабочую программу?

Как оформить титульный лист?

Титульный лист должен содержать:

Что такое аннотация и как её написать?

Аннотация — это сжатое содержание пояснительной записки. Строгих требований к аннотации нет, есть только ориентировочный перечень пунктов:

Как оформить список литературы в рабочей программе?

В списке должно быть три раздела:

Как и кем утверждается рабочая программа?

Прежде чем Рабочая программа станет нормативным документом, её необходимо рассмотреть, согласовать и утвердить.

Можно ли использовать авторскую программу как рабочую?

Авторская учебная программа — это такой тип педагогической разработки, который является результатом интеллектуального труда и отражает собственный подход педагога к обучению по предмету. Такая разработка является интеллектуальной собственностью педагога, и если она соответствует Стандарту, и подходит для использования в имеющихся условиях, то возможно её использование в качестве Рабочей. Обязательно добавление в неё календарно-тематического планирования.

Чем отличается образовательная программа от рабочей программы?

Образовательная программа — это комплексный нормативный документ, объединяющий в себе основные и дополнительные программы всех ступеней образования, одним из элементов которых выступает Рабочая программа.

Можно ли купить или найти рабочую программу, и где?

Рабочая программа составляется учителем самостоятельно — это является залогом её дальнейшей эффективной реализации. Ни один человек со стороны, даже очень грамотный и опытный педагог, не в состоянии составить этот документ так, чтобы он действительно был рабочим. Тем не менее, в Интернете можно найти предложения по запросу «купить Рабочую программу». А раз есть предложение, значит, есть и спрос. Педагоги пользуются этой услугой якобы для экономии времени и сил. Но на практике работать по такой программе непросто, и, как правило, её тоже приходится адаптировать под конкретные условия и конкретных детей.

Как вносить изменения в рабочую программу?

При наступлении обстоятельств, которые могут помешать реализации Рабочей программы в планируемые сроки (больничный учителя, карантин в школе, и т.д), учитель пишет объяснительную записку на имя директора, который, в свою очередь, издаёт приказ о корректировке рабочей программы. На основании этого приказа учитель вносит записи в лист коррекции и планирует мероприятия по преодолению отставания в усвоении учебного материала.

Как заполнить лист корректировки рабочей программы?

На листе корректировки должна быть указана причина внесения изменений, дата, раздел (разделы) программы, где эти изменения будут отражены, а также способ ликвидации отставания. Описание корректировки должно быть заверено завучем школы. Обычно эта информация объединяется в таблицу с соответствующими колонками: «Дата», «Причина внесения изменений», «Раздел, тема», «Содержание изменений», «Подпись учителя», «Согласовано с заместителем директора по УВР».

Примерные рабочие программы

Ниже представлены примерные рабочие программы, которые мы надеемся помогут хоть немного сэкономить время на их составление.

«Школа России» или «Перспективная начальная школа»? Что выбрать?

Перспективная начальная школа или Школа России? Что лучше выбрать родителям будущих первоклассников? В чем отличительные особенности каждой из программ? Как опр.

Программа «Гармония»

Программа «Гармония» для начальной школы представляет собой единый учебно-методический комплекс по 12 дисциплинам. В 2016 году программа «Гармония» была исключе.

Программа «Перспектива»

Содержание статьи Цель программы «Перспектива» Основные принципы Особенности программы Авторы программы Когда возникла программа «Перспектива» Плюсы и минусы пр.

Учебная программа «Школа России» для начальной школы

Программа «Школа России» на сегодняшний день является действующей и соответствует ФГОС. Комплект учебников для начальной школы был создан под чутким р.

Источник

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе: образец и как составить рабочую программу по предмету

что такое рабочая программа по учебному предмету. Смотреть фото что такое рабочая программа по учебному предмету. Смотреть картинку что такое рабочая программа по учебному предмету. Картинка про что такое рабочая программа по учебному предмету. Фото что такое рабочая программа по учебному предмету

В конце 2015 года были изменены требования к структуре рабочей программы по ФГОС. Если раньше она состояла из 8 пунктов и выливалась сотнями страниц текста (в которые после утверждения обычно никто и не заглядывал) то сейчас обязательными при составлении рабочей программы остались только 3 пункта. Как составить рабочую программу по ФГОС для основной школы?

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе Требования к структуре

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ради чего учить детей? Чего мы хотим добиться? Ответ на этот вопрос заключается в первом пункте плана рабочей программы. В нем отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Планируемые результаты подразделяются на:

Для определения предметных результатов следует обратиться к основной образовательной программе школы (ООП ООО), в котором они прописаны для каждого учебного предмета. При этом блок «Выпускник научится…» оставляется без изменений в соответствии со Стандартом. А в блок «Выпускник получит возможность научиться…» учитель может внести коррективы в зависимости от конкретных обстоятельств.

В метапредметных результатах отмечается, какие универсальные учебные действия должен усвоить выпускник (с делением на познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД), формирование ИКТ-компетентности учащихся, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

Личностные результаты можно отразить в форме «портрета выпускника».

Содержание учебного предмета

В структуре рабочей программы по ФГОС на вопрос «чему учить» отвечает раздел «Содержание учебного предмета, курса». В нем рассматриваются названия тем (разделов) курса и их краткое содержание. Дается характеристика основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме).

Здесь же указываются планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Если есть резерв времени, то показывается, как он будет использоваться. Вопросы регионального компонента по предмету тоже включаются в этот пункт.

Содержание учебного курса составляется на уровень обучения (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения. Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым. Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель.

Тематическое планирование

Оно продолжает логику предыдущего пункта и включает в себя названия тем (разделов), количество часов на их изучение, количество контрольных работ по каждой теме. Также сюда включаются планируемые предметные результаты обучения на каждый блок темы. Можно конкретизировать виды деятельности учеников по темам, формы уроков и др.

Некоторые учителя включают сюда и универсальные учебные действия по темам, но это представляется излишним, так как формирование УУД должно прослеживаться на каждом уроке и расписывать их лучше конкретно в технологической карте урока, а не в рабочей программе.

Тематическое планирование удобнее составлять в виде таблицы с разбивкой по классам.

Источник

Что такое рабочая программа по учебному предмету

Методические рекомендации по разработке рабочих программ

Одно из приоритетных направлений — достижение качества современного образо­вания, отвечающего актуальным потребностям лич­ности, общества и государства. В значительной сте­пени условия эффективной реализации образователь­ной политики формируются на уровне деятельности образовательного учреждения и излагаются в его об­разовательной программе.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:

· не учитываются цели и задачи образовательной про­граммы школы;

· недостаточно обосновывается необходимость их разработки;

· отсутствуют некоторые обязательные разделы, на­пример, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;

· не всегда предусматривается обеспечение пред­лагаемой программы необходимым учебно-методи­ческим комплексом;

· не соблюдается принцип преемственности с други­ми программами образовательной области.

Настоящие методические рекомендации содержат общие принципы и положения, которыми следует ру­ководствоваться при разработке рабочей программы.

Закон РФ «Об образовании» (статья 9) определяет систему образования как совокупность преемствен­ных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Набор образователь­ных программ определяет облик школы и является основой различных образовательных маршрутов для учащихся в условиях конкретного образовательного учреждения. На различных ступенях образования воз­можны варианты образовательных программ по од­ному и тому же учебному предмету, которые отлича­ются своим предназначением:

· базовая (типовая учебная программа) образова­тельная программа;

· образовательная программа углубленного изучения отдельных предметов;

· образовательная программа повышенного уровня (гимназическая, лицейская и т.д.).

Таким образом, в образовательном учреждении воз­можно обучение по нескольким вариантам учебной программы.

Существует несколько определений учебной програм­мы. Приведем некоторые из них [2] :

1. Учебная программа — это нормативный доку­мент, в котором очерчивается круг основных зна­ний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, ре­комендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, от­водимое для изучения всего курса. Полнота усвое­ния программных требований учащимися есть ос­новной критерий успешности и эффективности про­цесса обучения.

2. Учебная программа — документ, отражающий це­левые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, ло­гику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого уровня об­разования.

3. Учебная программа есть краткое системное опи­сание совокупности информации, определяющее полностью и однозначно состав процесса обучения таким образом, чтобы он осуществлялся в соответ­ствии с заданными целями и выполнял функции об­разования, воспитания, развития.

«Рабочая программа учебного курса – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения».

1. Рецензирование. Рецензии выдаются как науч­ными или методическими учреждениями, так и от­дельными специалистами по профилю программы. В практике образовательных учреждений иногда ис­пользуются внутренние и внешние формы экспер­тизы. Обсуждение авторской программы на засе­дании методического совета образовательного уч­реждения или на заседании методического объе­динения является формой внутренней экспертизы. Рецензирование научными или методическими уч­реждениями, специалистами, работающими в дан­ной предметной области, является формой внеш­ней экспертизы. Возможно получение нескольких рецензий, особенно в том случае, когда предлагае­мый учебный курс носит интегрированный харак­тер.

2. Апробация. Включению авторской программы в об­разовательный процесс школы должно предшество­вать ее экспериментальное изучение, то есть апро­бация. В ходе апробации могут вноситься рекомен­дации по совершенствованию программы. По итогам апробации оценивается эффективность программы, определяется целесообразность ее дальнейшего использования. Апробацию авторской программы же­лательно проводить с сентября по март, поскольку необходимо предусмотреть ситуацию, когда плани­руемый в ней результат не будет достигнут. Тогда у педагога останется время для коррекции уровня обученности учащихся.

3. Утверждение. Утверждение программ осуществляется после получения положительных экспертных заключений (рецензий) и положительного результата апробации. Учебная программа утверждается руко­водителем образовательного учреждения. Если ре­цензии содержат замечания или при апробации про­граммы выявлены недостатки, то она утверждается после устранения замечаний.

Функции рабочей программы и требования к ней, способы по­строения рабочей программы

Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет сле­дующие функции:

· нормативную, то есть является документом, обяза­тельным для выполнения в полном объеме;

· целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

· определения содержания образования, то есть фик­сирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

· процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержа­ния, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

· оценочную, то есть выявляет уровни усвоения эле­ментов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной про­граммы школы (требований социального заказа, тре­бований к выпускнику, целей и задач образователь­ного процесса, особенностей учебного плана школы).

2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образо­вательной области, отражение законченного, целос­тного содержания образования.

3. Наличие признаков нормативного документа.

4. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение ме­тодов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и доста­точных для реализации поставленных целей элемен­тов содержания (знания о природе, обществе, техни­ке, человеке, способах деятельности; опыт творчес­кой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).

6. Конкретность представления элементов содержа­ния образования.

Структура рабочей программы

Программа учебного курса включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист (Приложение №1).

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание тем учебного курса.

5. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).

Титульный лист содержит:

1. Полное наименование об­разовательного учреждения.

2. Гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты).

3. Название учебного курса, для изучения кото­рого написана программа.

4. Указание параллели, на которой изучается про­грамма.

5. Фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких)

6. Название города, в котором подготовлена про­грамма.

7. Год составления программы.

Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дис­циплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образова­нии»). Это не исключает возможности предостав­ления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имею­щих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы ру­ководителем образовательного учреждения.

2. Пояснительная записка

Назначение пояснительной записки в структуре про­граммы состоит в том, чтобы:

• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образо­вания, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

• дать представление о способах развертывания учеб­ного материала, в общих чертах показать методичес­кую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

В пояснительной записке указывается, в какую обра­зовательную область входит данный учебный пред­мет, и кратко формулируются цели учебного предме­та для каждой ступени обучения. Пояснительная за­писка к авторской программе (например, регионального компонента) должна содержать обо­снование актуальности разработанной про­граммы, описание концепции и основных идей изуча­емого курса. В ней указываются причины, в силу ко­торых существующие программы не удовлетворяют образовательные запросы и познавательные потреб­ности обучающихся. В модифицированной програм­ме уточняется суть изменений, которые внесены в содержание типовой программы. В тексте пояснительной записки также содержатся:

1. Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, включая раскры­тие связей основного и дополнительного образова­ния по данному предмету (при наличии таковых).

2. Общая характеристика учебного процесса: мето­ды, формы и средства обучения.

3. Методические рекомендации по изучению рабочей программы.

4. Логические связи данного предмета с остальны­ми предметами (разделами) учебного плана, ресурсное обеспечение курса. Кроме того, в пояснительной записке приводится ис­пользуемая в тексте программы система условных обозначений.

Цели и задачи обучения поставлены диагностично если:

· дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в ре­зультате изучения программы, что его можно безо­шибочно отделить от других качеств личности;

· описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;

· возможно измерение развитости или интенсивнос­ти проявления оцениваемого качества на основе дан­ных контроля;

· существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Не допускается включение в число учебных задач та­ких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить. », «рассказать. », «сооб­щить. » и тому подобные).

Задачи предмета обычно группируются как мировоз­зренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они вы­ступают в качестве частных, относительно самосто­ятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сфор­мулирован круг типовых задач (в общей их постанов­ке) по всем разделам курса, которые должен научить­ся решать каждый учащийся.

При формулировке целей и задач учитываются тре­бования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завер­шения изучения курса. В этих требованиях, как правило, отражаются:

· основные идеи и система ценностей, формиру­емые учебным предметом;

· конечная система или комплекс знаний;

· перечень умений и навыков (способов деятельности);

· перечень проблем, которые учащиеся должны на­учиться решать, творчески изучая данный предмет.

Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины форму­лируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требова­ниям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достиже­ний. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.

3. Учебно-тематический план. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые орга­низационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на от­дельные темы. Учебно-тематический план может быть представлен в виде таблицы (см. таблицу 1 или 2 или 3). Приведенные в таблице организационные формы обу­чения и контроля носят примерный характер. Он оп­ределяется особенностями класса, в котором пре­подается предмет, спецификой самого учебного кур­са (например, необходимостью проведения практи­ческих и лабораторных работ для предметов есте­ственно-научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кро­ме того, в учебно-тематический план могут быть вклю­чены экскурсии, конференции и другие формы про­ведения занятий.

Наименование разделов и тем

Примерное количе­ство часов на са­мостоятельные работы учащихся

В нижней части таблицы часы суммируются

Наименование разделов и тем

В нижней части таблицы часы суммируются

Наименование разделов и тем

В нижней части таблицы часы суммируются

4. Содержание тем учебного курса Формирование содержания учебного курса осуществ­ляется на основе следующих принципов:

· единства содержания обучения на разных его уров­нях;

· отражения в содержании обучения задач развития личности;

· научности и практической значимости содержания обучения;

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последова­тельность изложения:

2. Необходимое количество часов для ее изучения.

3. Содержание учебной темы:

основные изучаемые вопросы;

практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

требования к знаниям и умениям обучающихся;

формы и вопросы контроля;

возможные виды самостоятельной работы учащихся.

Если учебный курс включает теоретический и практичес­кий разделы, то соотношение между ними в общем объе­ме часов можно варьировать в зависимости от раз­ных факторов (специализации образовательного уч­реждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практичес­ких работ, учебных экскурсий и других форм практи­ческих занятий. В описания отдельных видов практи­ческих занятий (например, семинаров) целесообраз­но включить перечень обсуждаемых на них вопросов.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся явля­ется важнейшим этапом учебного процесса и выпол­няет обучающую, проверочную, воспитательную и кор­ректирующую функции. В структуре программы про­верочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня ус­воения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей про­граммы нередко возникает потребность в переработ­ке, отборе или самостоятельной разработке провероч­ных материалов.

В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогово­го контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.

5. Список литературы. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Пе­речень основной литературы включает издания, со­держание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным ас­пектам и проблемам курса.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Спи­сок литературы включает библиографические опи­сания рекомендованных автором программы изда­ний, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример библиографического описания:

· книга одного или более авторов :

· статья из сборника или периодического издания :

Библиографическое описание документа. Общие тре­бования и правила составления: ГОСТ 7.1.84. — Введ.01.01.86. — М., 1984. — 75 с. — (Система стан­дартов по информ., библ. и изд. делу).

В последнее время выбор программ и учебников зна­чительно расширился. Альтернативная учебная лите­ратура имеется практически по всем предметам фе­дерального компонента Базисного учебного плана. Поэтому при выборе учебника необходимо учитывать как содержательные, так и дидактические критерии. Основными требованиями к учебнику являются:

· его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;

· отражение логики и требований программы в струк­туре и содержании учебника;

· полнота выполнения дидактических функций (ин­формационной, развивающе-воспитательной, коор­динирующей, самоконтроля);

· информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;

· целесообразность внетекстовых компонентов, по­лиграфическое качество учебника.

Большое количество учебников, учебных пособий, ра­бочих тетрадей и других составляющих учебно-мето­дического комплекта необходимо внимательно изу­чать при составлении рабочей программы. Разработ­чик программы определяет, насколько данный комп­лект способен обеспечить достижение целей и задач, поставленных в авторской или модифицированной учебной программе. Необходимость этого обуслав­ливается тем, что даже самая лучшая программа, не обеспеченная учебно-методическим комплектом, вы­зывает трудности для обучающихся и не может в пол­ной мере способствовать достижению поставленных в ней целей. В случае невозможности использования существующих учебно-методических комплектов пе­ред автором учебной программы возникает задача разработки соответствующего программе комплек­та.

Для реализации авторской или рабочей про­граммы уже имеющийся учебно-методический комплекс мо­жет быть использован не полностью, а частично. В этом случае очень важно, чтобы необходимые учебники и учеб­ные пособия имелись в нужном количестве в фонде школьной библиотеки. Недостаточная информирован­ность учителей о состоянии школьного библиотечного фонда часто влечет необоснованные требования по закупке необходимых учебников и пособий к родителям учащихся. Также учителю недопустимо в течение учеб­ного года заменять на новые уже используемые учеб­ники и пособия. Подобная непродуманность не только приводит к дополнительным материальным затратам, но и часто становится причиной несоответствия требо­ваний программы возможностям учебника. Таким образом учебно-методический комплект, явля­ясь неотъемлемой частью образовательной програм­мы школы и учебной программы по предмету, должен быть объектом регулярного контроля со стороны ад­министрации образовательного учреждения. В то же время, его изменение и уточнение — вполне допусти­мое явление. Однако нельзя забывать, что все прово­димые корректировки нуждаются в тщательной и про­думанной процедуре.

Алгоритм построения рабочей программы

Разработка рабочих программ и планирование учеб­ной деятельности, безусловно, является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями. Педагоги должны уметь не только анализировать раз­личные факты и ситуации, но и предвидеть, планиро­вать их развитие, что предполагает наличие у учите­лей достаточно высокого уровня профессионального мастерства.

Вследствие этого, особенно у начинающего педаго­га, может возникнуть убеждение, что подобных слож­ностей лучше вообще избегать и использовать уже существующие программы (типовые или разработан­ные другими авторами). Однако по­добная позиция, исключающая личность педагога из процесса проектирования и программирования кур­са, существенно ограничивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказыва­ется на качестве образования. Если педагог использует уже существующие программы, не перераба­тывая и не адаптируя их к особенностям учебного процесса, то он выступает в роли исполнителя чужо­го проекта, который механически репродуцирует го­товые положения. Как правило, в результате этого у обучающихся, да и у самого педагога, не формиру­ется целостного представления об изучаемом кур­се, теме. В результате дальнейшей работы учителя осознание целостности курса если и приходит, то только после нескольких обучающих циклов, то есть формируется эмпирически, «методом проб и оши­бок».

Ниже предлагается алгоритм, позволяющий учителю самостоятельно разрабатывать учебные программы и включающий несколько последовательных и взаи­мосвязанных этапов.

Первый этап заключается в создании плана курса на весь период его изучения. Авторские или рабочие типовые программы должны основываться на сквозном принципе построения, то есть предус­матривать определенное распределение элементов содержания курса не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения. Этот этап включает не­сколько подэтапов:

1. Создание программы учебного курса начинается с формулирования ее целей. При этом должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающих­ся и их родителей.

3. Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершении изучения курса. Как и задачи, результаты деятельности распреде­ляются на группы по содержанию и по способу ра­боты.

4. Распределение содержания учебного материала по годам обучения. На данном этапе важно проду­мать и соотнести объем изучаемого материала, пос­ледовательность его изложения и время на его изуче­ние. В процессе этой работы необходимо определить результаты обучения по итогам каждого учебного года.

5. Определение методик или технологий обучения, ко­торые предлагается использовать при проведении кур­са. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной про­граммы школы.

6. Разработка содержания и формы проведения ито­гового и рубежного контроля, определение его пери­одичности.

На втором этапе планирования составляется годич­ный план обучения. Эта работа выполняется на ос­нове тех же принципов, что и составление плана все­го курса. Однако предметом планирования на втором этапе является не весь курс, а объем материала, изу­чаемый в течение одного учебного года.

После завершения работы по планированию учебно­го курса на год необходимо провести календарно-тематическое планирование. Можно предложить к использованию следующие варианты такого планирования (см. таблицу 4 или 5).

Таблица 4. Схема календарно-тематического планирования учебного предмета на учебный год

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *