что такое рабочая область и что она ограничивает в композиции
Записки микростокового иллюстратора
Микростоки: рисуем и зарабатываем на своем творчестве
27 нояб. 2014 г.
Монтажные области в Adobe Illustrator. Использование нескольких Artboards для быстрого сохранения серии иллюстраций на микростоки.
Всем привет! А у нас очередной урок Adobe Illustrator, в котором я расскажу и покажу плюсы использования нескольких монтажных областей. Если у вас не самая старая версия иллюстратора, то вы наверняка заметили, что помимо слоёв, там есть ещё одно измерение, которое называется Artboards. Монтажные области, рабочие области, артборды. Можно по разному их называть. Выглядит это всё как-то так.
Да, совершенно верно. Как будто несколько картинок лежат в одном векторном файле. Это и есть Artboards. Именно с ними мы сегодня немного поколдуем. Ведь использовать несколько артбордов в одном файле очень удобно. Особенно, если вы делаете серию однотипных картинок или симиляры для микростоков. Когда работа закончена, можно в пару кликов сохранить все иллюстрации. Будь их хоть десять, хоть двадцать. И не нужно никаких экшенов, скриптов и прочих заморочек.
Этот урок Adobe Illustrator я решил разделить на несколько частей. В самом начале разбираются основные моменты по работе с монтажными областями, которые будут полезны начинающим. А в конце показано, как с нескольких Artboards сохранить иллюстрации для микростоков.
Создание новых Artboards
По умолчанию в иллюстраторе одна рабочая область. И когда вы делаете новый документ, он может выглядеть вот так.
Как вы уже поняли, за рабочие области отвечает панель Artboards. И первый способ добавить в векторный файл новый артбоард, это нажать на кнопочку New Artboard.
Новая монтажная область появится рядом. Через панель Artboards можно также удалять рабочие области, иконка мусорной корзины явно на это намекает. Если зайти в меню панели, то там вам будут предложены дополнительные опции.
В общем, панель Artboards обладает поистине мистическими способностями по искажению и преломлению векторного пространства в Adobe Illustrator.
Но на самом деле рабочие области можно заказать при создании нового файла. Обратите внимание на пункт, выделенный красным.
Но самым настоящим властелином мира, вы почувствуете себя, когда попробуете инструмент Artboard Tool (Shift+O). Его мощь несокрушима, и позволяет проникнуть сквозь ткань векторного бытия, чтобы управлять артбордами.
Да, артборды можно двигать, сжимать и растягивать. У кого была пятёрка в школе по геометрии, обратите внимание на панель информации, что вверху. Там будут точные координаты и размеры текущей монтажной области, плюс другие полезные кнопочки.
Также хочу вам рассказать об одной весьма полезной команде, которая приклеивает рабочую область к уже нарисованной иллюстрации. Это очень удобно, когда надо подогнать размеры артборда к готовой картинке. Просто выделите то, что нарисовали, и идите Object > Artboards > Fit to Selected Art. Текущая рабочая область изменит свои размеры, встав точно по краям выделенной иллюстрации.
Сохраняем серию иллюстраций из одного файла
Итак, хватит баловаться, давайте перейдём к делу. Для примера я взял файл, в котором три монтажных области. На первой новогодний фон, а на второй и третьей редизайны этой картинки с шариком и ёлочкой. Размеры у артбордов 1200×1200 px.
Сначала давайте сделаем из всего этого EPS-ы для стоков. Идём File > Save as.
При этом christmas-background.eps это векторный файл, который включает все три фона. Можете считать его так называемым исходником. Но так как в EPS-10 несколько рабочих областей не поддерживается, то в итоге все три картинки будут лежать на одной рабочей области. Поэтому в качестве исходника лучше всё-таки сохранить отдельно вектор в формате ai вашей текущей версии Adobe Illustrator.
Файлы с цифрами на конце 01, 02 и 03, это вектора с отдельными рабочими областями. Если открыть, например, christmas-background-01.eps, то там будет только одна рабочая область номер 1 с рождественским фоном. Таким образом Adobe Illustrator разбил общий файл на несколько EPS. По одной рабочей области в каждом.
Но вернёмся к нашему файлу с несколькими артбордами, так как нужно ещё сделать растровое превью для всех картинок. Для этого идём File > Export.
Далее выбираем тип файла JPEG, и снова ставим галочку Use Artboards. В следующем окне необходимо будет выставить максимальные настройки качества для JPEG.
Жмём OK, иллюстратор пыхтит некоторое время, всё зависит от количества артбордов и сложности вектора. Может даже успеете чай попить. В итоге получаем следующие файлы.
С каждой рабочей области иллюстратор сделал экпорт в отдельный растровый JPEG. Цифры, как и в случае с EPS, соответствуют номерам артбордов. Размеры у JPEG в моём примере вышли 5000×5000 px, разрешение 300 dpi. В общем, вкусное и душистое растровое превью, которое подойдёт практически для всех микростоков. Так что можно брать пары файлов JPEG и EPS с одинаковыми названиями и смело загружать. Если только конечно ваши вектора подготовлены в соответствии с техническими требованиями микростоков. Подробнее об этом можно почитать вот тут: Как готовить векторные файлы к продаже на микростоках.
На этом мы заканчиваем наши эксперименты с параллельными вселенными, живущими в разных артбоардах Adobe Illustrator. Меня опять понесло в область эпических словесных оборотов из мира научной фантастики. Недавно посмотрел Interstellar, так что всё ещё прёт 🙂
Большой сборник уроков по иллюстратору на русском языке для начинающих и продвинутых. Уроки шаг за шагом, полезные техники и приемы, видео уроки и курсы по иллюстратору: Уроки Ai
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить ничего нового:
Как можно сделать крутую графику
Композиция нужна, чтобы сделать работу более выразительной. С помощью нее мы можем управлять вниманием и чувством зрителя. Но. Как мы можем ее оценивать? Нравится, не нравится? Существует два способа сделать классный дизайн:
Почувствовать. Например, вам необходимо сделать ключевую фотографию для архитектурного бюро. Идея – сфотографировать сверху стол архитектора. Для этого вам нужно расположить некие ключевые объекты, которые бы воссоздавали атмосферу: компьютер, молескин, мышка, чашка, скетчи, ручки-карандаши, тубус. Все эти объекты нужно как-то классно скомпоновать на листе, найти правильное положение их относительно друг друга. Вы делаете много-много итераций, двигаете и перекладываете, пока не почувствуете, что все встало на свои места.
Это самый интересный и плодотворный способ. За время долгой практики вы научитесь чувствовать композицию. Надо отметить, что поначалу — сложно. С практикой вы строите ее уже не думая. Композиция становится частью вас как навык.
Рассчитать математически. Для этого применяют разные системы расчетов типа Золотого сечения, схемы Виллара и рядов Фибоначчи, распределяя все по гайдам и сеткам. Для этого нужно знать теорию. Точные расчеты можно встретить в отрисовке логотипов, в верстке. Один дизайнер заверстает текст в листе, расставит все графические элементы и определит поля на глаз, а другой будет применять точные расчеты.
Правила композиции в рисунке: кратко, самое главное
Приветствую! Подарили мне тут скетч-бук, и так сразу захотелось порисовать. И я подумала, что рисовать хотят многие, а умеют единицы, и в моих силах немного уравнять две эти группы. Начинать ведь следует с начала, так что и начнем мы с композиции.
Ведь она — основа любого искусства: рисунок, архитектура, скульптура… Давайте сегодня раз в навсегда усвоим правила композиции в рисунке, а как правильно рисовать, посмотрим попозже.
Что такое композиция
Какие же правила без понимания, что мы вообще хотим поправить? Когда мы смотрим на любую картинку, то наш взгляд за что-то цепляется, да и вообще на картине, как правило, что-то изображено. Даже в картине моря есть кораблики или привлекающие внимание гребни волн. А в картинах неба – выделяющиеся облака.
Общие правила расположения объектов
Я вам сейчас дам сухую теорию, которую вывели умные люди и совершенно не знали художники. Почему не знали? Потому что все правила в искусстве – законы природы. Но некоторые люди их видят и становятся великими художниками, а некоторые – нет. Сейчас можно научиться, а не рассчитывать на природные таланты.
Правило третей
Это самое легкое, что можно придумать. Если вы фотографируете, то и сами знаете это правило, ну или интуитивно видите, на каких фотках оно нарушается.
В рисунке все тоже самое. Лист делится на 9 частей, две линии по горизонтали и две по вертикали. Ели на картинке будет один объект, то его лучше располагать на линиях или в центральном секторе. Если несколько – на линиях. Горизонт, как правило, располагается на нижней горизонтальной линии.
Естественно, многие нарушают это правило. Но, чтобы идти против правил, нужно как минимум эти правила знать, как максимум иметь хорошее природное чувство гармонии.
Золотое сечение
Вариант для продвинутых. Но на самом деле он более интуитивно понятен, хотя и его и сложнее выучить. Мы представляем, что на любой прямой объекты должны находится на расстоянии 38 частей от одного края листа и 62 – от другого. Чтобы получить красивую улиточку, нужно лист делить в данном соотношении, пока не закончится место. Смотрите:
Золотое сечение само по себе – идеальная природная пропорция. На самом деле большая часть природных объектов соответствует этой рассчитанной пропорции. Это деревья, раковины моллюсков, волны… возьмите свои фотографии и в половине вы найдете эту улиточку.
В рисунке придерживайтесь расположения объектов по улитке, это очень прокачает ваше чувство прекрасного и гармонии. Кажется сложным, но глаз быстро привыкает, ведь это заложено самой природой.
Треугольники
Это вариант золотого сечения, но он проще и понятнее. Вы мысленно или физически делите лист на треугольники, из углов идут перпендикуляры.
Далее у вас в картине должно быть три акцента и каждый вы располагаете в пределах соответствующего треугольника. Такие картины будут смотреться гармонично, а от вас не будет требоваться ни расчетов, ни чертежей.
Это основные правила композиции, то есть расположения объектов на листе. Классно работают, если у вас от 1 до 3 акцентов в картине.
Центр композиции
Что такое центр? Естественно, это тот предмет, которые мы выделяем на фоне других предметов. В рисунке его легче выделить, чем в фотографии.
Размер
Выделяется ли слон в посудной лавке? По-моему, да.
Ничего не придумали? Противопоставьте цвет, сделайте объект ярче или бледнее, его заметят.
Линии
Зачем думать, если можно показать, где главное лицо линиями? Это много, где используется в классических картинах, но для непрофессионала неочевидно.
Может ли центров быть несколько? Да легко! Самый простой пример здание без крыши с открытой дверью. Выделяется голубое небо и свет в дверном проеме. Вот вам и два центра.
Перегружена ли картина?
Некоторые картины кажутся симметричными, а некоторые вызывают удивление. Как полотно еще не накренилось? Это больше касается картин, где изображено большое количество объектов. Самый простой пример – натюрморт или баталии.
Самый банальный способ уравновесить вашу картину – расположить объекты треугольников. Один центральный и равномерно вокруг более мелкие объекты. Помните, что излишняя симметрия делает картину скучной.
Второй вариант хорошо работает в цветах. Расположите все объекты по кругу. Такая картина точно будет симметричной, особенно если вы не будете искусственно что-то выделять.
Диагональ или линия. Вот здесь хочется что-то положить на другой край картины, она выглядит несимметричной. Такая композиция тоже много где используется, но художники уравновешивают ее другими способами, а для новичков не рекомендую.
Если вы только начинаете рисовать, то старайтесь уравновешивать картину, при этом избегая излишней симметрии. И не забывайте про акценты.
Размеры
Вы решили нарисовать несколько объектов, какие же выбрать? Например, для натюрморта может сгодиться любой продукт из холодильника, какое разнообразие выбора! Общая рекомендация – не брать продукты одного размера. Если вы берете три объекта, то это может быть капуста, яблоко и клубника, то есть по убывающей размера.
Обратите внимание! Если объекты можно пересчитать беглым взглядом, то их лучше рисовать нечетное количество. Рисуете природу? Выбирайте ракурс с деревьями разного размера, особенно если они служат акцентами. У вас одно дерево?
А вот «поставьте» в противоположный угол людей, телегу, стаю ворон – да что угодно, что уравновесит картину. Это про пункт с расположением предметов, конечно, а тут я пишу, чтобы показать, что второе дерево может и вовсе быть не нужным.
Динамика или статика?
Композиция бывает статичная и динамичная. Художник запечатлевает момент, а мгновение может быть и паузой в движении, не правда ли? Как же передать, что стакан сейчас упадет, а собака на самом деле бежит?
Есть инструменты! Прежде всего, поза. Ну правда, если животное стоит столбом, то какое тут движение? А на восприятие зрителя мы влияем направляющими линиями. В нашем мозгу то, что расположено по горизонтали более подвижно, чем горизонтальные объекты. Так что стоящую чашку – перпендикулярно горизонту, а падающую – под острым углом к горизонту.
Горизонталь или вертикаль?
И еще кусочек. Разные композиции вызывают в зрителе разные эмоции. Ваша картина может быть как бы приплюснутой, горизонтальной. Это вызывает чувство спокойствия, уюта, неизменности.
Вертикаль, например, готический собор, навевает мысли об устремлении вверх, преодолении трудностей, стремлении к идеалам. Диагональ добавляет движение, как дорога уходящая вдаль. И есть ломаные, непрямые линии.
Природа всегда плавная, вы не найдете веточку, которая бы росла под прямым углом, или изломанную линию роста деревьев. Нет, только плавные, закругленные линии. Если же рисуете не природу, а, например, битву или городской пейзаж, то изломов не избежать. Ломаные линии дают картине жизнь, движение.
Перспектива и другие художественные тонкости
Не забывайте, пожалуйста, про восприятие объема и картины в целом. Правильно передавайте перспективу, то есть отношение объектов на разном отдалении от зрителя. Помните, что стоящий человек закрывает головой горизонт, имеет живую позу и скорее всего идет наискосок, а не вдоль линии горизонта.
Но детально это все мы рассмотрим в других статьях. А вы сейчас постарайтесь передать картинку такой, какой вы ее видите. Я бы рекомендовала на начальных этапах делать фотографию и уже с нее рисовать. Так вы увидите правильное расположение ваших предметов на плоскости.
Но и модель убирать не стоит, ведь что-то лучше видно в объеме! Постарайтесь рисовать при естественном или хорошем искусственном освещении, чтобы вы видели правильные цвета ваших моделей.
На этом все
И на сегодня все, сходите в музей, чтобы еще раз увидеть все варианты композиций и приступайте к работе. Напишите, какие еще темы интересны в отношении изобразительного искусства. Полезна ли была эта статья для рисунка и для фотографии?
С вами была Алла, счастливая обладательница скетч-бука и пары классов художественной школы. Что из этого выйдет?
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №4
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК ОПЕРИРУЕТ
Выразительные средства композиции: точка, пятно, линия, тон, цвет, фактура, текстура. Все они являются в то же время элементами композиции, которые могут приобретать более сложные формы, превращаться в различные системы и мотивы.
✔️ ТОЧКА ЛИНИЯ ПЯТНО
• Изобразительная форма начинается с точки.
Точка (в изображении) – предельно минимальная фигура на плоскости, атомарный графический элемент. В зависимости от акцентировки точка может быть жирной, либо едва заметной, в связи с неопределённостью фигуры – крупной или мелкой. Увеличение точки в масштабе приводит к образованию пятна (т.е. к конкретизации фигуры изображения).
Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение в пределах формата, подчеркивая двухмерность плоскости. Однако в линейном наброске возможно решение и пространственных задач.
Закон предполагает пятна/мотивы трех размеров: большого, среднего и малого, которые выражают все многообразие природных величин/образований.
Можно выделить три основные операции преобразования форм:
• деформация (от лат. deformatio – искажение) – искажение формы, выраженное во внешнем видоизменении ее частей (растяжение, сжатие, изгиб, кручение и т.п.);
• модернизация (от фр. moderne — современный) – обновление, усовершенствование формы, обогащение её деталями;
• трансформация (от лат. transformo – преобразую) – сущностное преобразование целостной структуры изображения, переход из одной изобразительной системы в другую.
Основные приёмы комбинаторики элементов/мотивов, построения новых комбинаций заданных фигур: наложение; пересечение; сдвижка; удаление, сближение, пауза; группировка.
• Взаимодействие фигур в наложении приводит к образованию общих зон, контрастных по тону к
свободным участкам этих фигур. В случае пересечения одна фигура может полностью перекрывать другую, образуя разные пространственные планы (перекрывание), либо врезаться в другую, рассекая её форму в месте пересечения (врезка).
• Если отдельные элементы/мотивы примыкают друг к другу, то они собираются в цельную массу с единым очертанием пятна.
• Сдвижка связана с процессом децентрации элементов. При сдвижке объект и его полное либо или
частичное повторение (дублирующий образ) могут накладываться друг на друга, варьироваться в условном пространстве, что способствует передаче ощущения динамики. Как правило, сдвижка производится с помощью использования приёмов симметрии (параллельный перенос, гомотетия, поворот и т.д.). Аналогично – сдвижка частей фигуры по оси симметрии, либо иной линии пересечения приводит к образованию новой пластической конфигурации и замене статического равновесия элементов формы динамическим.
• Удаление и сближение элементов – приёмы их ритмической организации. Паузы (пустоты) – расстояния, образованные между ритмическими элементами.
Различные группировки элементов создаются как на основе пространственной близости, так и по др. признакам (форма, размер, тон, динамика и т.д.)
Композиции бывают:
• Линейные;
• Пятновые;
• Линейно-пятновые.
• Три стандартных качества цвета — тон (собственно цвет), насыщенность и светлота — тесно
связаны с непервичной, но для композиции очень важной характеристикой — яркостью.
Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста.
Когда композиция строится в основном цветом, целостность достигается сближением пятен по
светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным.
Цветовую композицию можно определить как равновесие различных по форме, цвету и интенсивности масс.
Если гармоничность композиции строится в монохромии или близких тонах, то различие в светлоте тоже желательно уменьшить. Эта ситуация весьма сходна с такими средствами композиции, как контраст или нюанс.
Часто свойство цвета используется для создания иллюзии приближения или отдаления предмета:
насыщенные теплые тона как бы приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Таким
образом, только с помощью цвета можно передавать пространство.
Вездесущность цвета дает ему право считаться универсальным и необходимым (то есть цвет нельзя
обойти) средством композиции.
Цвет – это средство, которое вызывает у зрителя эмоциональные ощущения, через цвет можно передать эмоциональное состояние, настроение.
Чтобы создать уравновешенную в цветовом отношении композицию необходимо придерживаться следующих правил:
1. Использовать небольшое количество цветов. В формальной композиции доминировать может один, два, реже, три цвета. Использование в композиции множества цветов и цветовых
оттенков ведет к нарушению равновесия и цветовому хаосу.
2. Чтобы выделить композиционный центр, необходимо использовать цвета, которые не встречаются в других частях композиции.
3. Необходимо четко определить вид цветовой гармонии.
Гармонические цветовые сочетания можно разделить на контрастные и нюансные. Контраст может быть хроматическим и светлотным.
Нюансные гармонии могут строиться на основе цветов одного цвета, но разного оттенка, из цветов разного тона, но расположенных близко в цветовом круге. Также нюансные ряды могут строиться на сочетании ахроматических цветов или хроматических и ахроматических.
Гармонические цветовые сочетания можно построить на основе:
— сочетания ахроматических тонов (белых, черных и серых);
— сочетания однотоновых (монохромных) цветов, их также можно дополнять ахроматическими цветами;
— сочетания родственных цветов (цветов одной четверти цветового круга);
— сочетания родственно-контрастных цветов;
— сочетания контрастных или дополнительных цветов.
С помощью ахроматических тонов возможно создание изысканных и строгих композиций. Монохромные сочетания являются самым простым видом цветовой гармонии. Сочетания родственных цветов дают спокойную и выдержанную гамму. В композициях, построенных на сочетании контрастных и дополнительных цветов, важно найти пропорциональные отношения цветовых пятен, так, чтобы дополнительные цвета не были взяты в одинаковых количествах, иначе композиция распадётся на
части. Соотношение масс контрастных цветов (светлых и темных, холодных и теплых) чаще приближается к пропорциям золотого сечения.
Ритмическая организация цветовых пятен также является очень важным средством в композиции.
✔️ ФАКТУРА ТЕКСТУРА
Характер поверхности, или фактуру, мы воспринимаем обычно зрительно — как она отражает или поглощает свет, а также осязательно — проводя рукой по предмету. Однажды соприкоснувшись с фактурой или каким-либо материалом, мы надолго сохраняем ощущение от его поверхности и легко воскрешаем это ощущение. Фактура может вызывать у зрителя различные эмоциональные ощущения, оказывать на него психологическое воздействие. Она может быть приятной и неприятной, беспокойной и монотонной, радостной и скучной, роскошной и корявой, нежной и колючей.
В сочетании с формой фактура объема или пятна может значительно усилить воздействие на зрителя, на его чувственно-эмоциональное восприятие, вызвать определенные образы, воспоминания, ассоциации.
• Текстура – характеризует внутреннее строение формы.
Текстура имеет поистине безграничное разнообразие, во многих случаях именно текстура создает
эстетическую особенность произведения.
✔️ ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ