что такое рабита в исламе и как ее выполнять

Что такое «Рабита»?

В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Мусульманин подобен финиковой пальме: что бы ты от нее ни взял, все тебе пригодится».

Азизи сказал:

«Уподобление человека финиковой пальме в этом хадисе означает, что основа исламской религии крепка. Наука, исходящая от верующего, – это пища для души. Верующий не покинет этот мир, пока пользуются его уроками при его жизни или же после его смерти. Связь с человеком, у которого есть совершенная вера, даст пользу в обоих мирах, и эту связь лучше иметь духовную. Человек, изучающий ильму, представляет образ своего наставника. Он читает разные книги, совершенствуя знания, и размышляет о том, что написали в книгах Ибн Хаджар, Махали или Рамали. Он представляет их и просит Всевышнего одарить его теми знаниями, которыми Он одарил их. Это и есть рабита, т.е. духовная связь. До человека, не считающего это ширком (неверием) и, наоборот, считающего это благим деянием, и вместе с тем не признающего духовную связь, которую устанавливают люди тариката, не дошла сущность рабита».

Чтобы вести разговор о дозволенности или недозволенности, а также о положительных или отрицательных качествах чего-либо, необходимо, прежде всего, знать суть обсуждаемого вопроса. В переводе с арабского языка слово «рабита» означает «поддерживание связи с кем-нибудь». К примеру, если у какого-то работника налажены хорошие отношения с вышестоящим начальством, то мы говорим, что у него хорошие связи с ним. Мы понимаем, что работнику такая связь с начальством нужна, чтобы получать от него определенную помощь. В тарикате совершение рабита на шейха также означает стремление получить от него помощь. Смысл понятий «рабита», «тавассуль», «истигаса» идентичен. Несмотря на то, что это три разных слова, их смысл заключается в поиске помощи.

Джамалуддин Кумухи в своей книге «Адабу-ль-марзия» говорит:

«Рабита – это одна из частей любви».

К примеру, человек любит одежду, часы, деньги, еду и другие вещи. Любовь к часам подразумевает желание знать время, любовь к деньгам означает их расходование, любовь к одежде означает желание носить ее. Совершение рабита на устазов, то есть любовь к ним, имеет своей целью достичь познания Аллаха благодаря их помощи. Другой пример. Один торговец, возвращаясь, домой, имел при себе много денег, которые он уронил, садясь в автобус или же в самом автобусе. Придя домой, он начал совершать намаз и обнаружил пропажу. С чем же теперь будет связано его сердце, куда оно будет устремлено? Этот человек, совершая формальным образом поклоны, закончит намаз, а его сердце в это время будет занято мыслями о пропаже.

В Коране сказано (сказано):

«О, вы, которые уверовали, бойтесь Аллаха, отдаляясь от всего запретного. Будьте вместе с правдивейшими (садикун), с людьми, говорящими только правду и следующими сказанному, не отходя от нее» (9:119).

Рабита на совершенного муршида является самой главной основой для получения света познания Аллаха мюридом, потому что зеркало человеческого сердца не очистится до тех пор, пока его сердце не будет связано с сердцем совершенного наставника через рабита. Имам Раббани пишет в своей книге «Мактубат»: «Рабита является духовной связью между учеником и духовным наставником, посредством которой ученик просит помощи, и ему отвечают на эту просьбу. Нет другого пути познания Аллаха лучше рабита».

В книге Ахмада Зияуддина Камашханави «Жами’у-ль-усул» сказано:

«Рабита – это самый простой способ познать и место, где проявляются интересные тайны. Мюрид не может дойти через поминание Аллаха (зикр) без духовной связи (рабита) до степени очищения (макамул ихсан), а через духовную связь (рабита) может достичь познания Аллаха без зикра».

В книге «Шарху-ль-‘убаб» Ибн Хаджар говорит:

В книге «Фатху-ль-Бари» приводятся слова Ибн Хаджара:

В толковании книги «Шарху шамаил» Ибн Хаджар говорит:

«Человек произнесет салават на Пророка ﷺ и представит себе его образ. Некоторые люди видели в зеркале Пророка (мир ему и благословение) вместо собственного отражения из-за увлечённости в рабита».

Имам Ша‘рани сказал в книге «Нафхату куддсият»:

«Представление образа наставника является правилом зикра, и это является наиважнейшим из правил».

Имам Газали в своей книге «Ихъя‘» пишет:

«Ты помни в своем сердце образ Пророка ﷺ и скажи: «Ассаламу алайка айюха набиййу ва рахматуллахи ва баракатух», и будь уверен в том, что этот салават дойдет до Пророка (мир ему и благословение), и он тебе ответит салаватом, более совершенным, чем твой».

Умаргаджи из Гигатли в книге «Аль-фатави-ль-умарият» пишет:

Сулайман аз-Захди в книге «Та’бирату-ль-гафилин» сказал: «Поистине, имамы накшбандийского тариката единодушны в том, что рабита является основным атрибутом (рукн) их тариката». Халид Багдади (да будет свята его душа) сказал в своем письме: «Рабита в тарикате является самым важным путем познания Аллаха после Корана и следования Сунне Пророка ﷺ ».

Джунайд (да будет свята его душа) сказал:

«Самый короткий путь достижения степени ихсан – это постоянное пребывание в духовной связи с наставником».

Имам Раббани (да будет свята его душа) сказал:

«Вступление в тарикат связано с рабита с духовным наставником».

Хусайн ибн Ахмад Халид сказал:

«Рабита – это сердечная связь посредством любви».

В Коране сказано (смысл):

«Ты скажи, о Посланник ﷺ : вы думайте о том, что на небесах и на земле».

Источник

Связь с сердцем совершенного человека – причина приближения к Аллаху или что такое «Рабита»?

В таком случае рабита на совершенного человека направлена не на его физическое тело, а на свет Аллаха, проявляющийся в нем. Наш Пророк (с.а.в.) во время ми’раджа перед тем, как встретиться с Аллахом, добирался до Сидра-и Мунтаха вместе с ангелом Джабраилом (а.с.). Далее Пророк (с.а.в.) следовал с помощью «Рафраф» (любви).

Муршид тариката Кадирия Хайри Баба Малатьеви (к.с.) говорил:
«У наших братьев не особо получается рабита, а некоторые совершают ее, но не могут совершить полностью. Например, мы находимся в Стамбуле, а наш мюрид – в Анкаре. Находясь там, он начинает совершать рабиту с нами, но из-за ее неполноты, не может до нас добраться. Застревает, скажем, где-то в Болу или Дюздже (города в окрестностях Стамбула). Точно так же, кто-нибудь собирается позвонить своему другу, зная полностью его номер и набрав его, прикладывает к уху трубку и ожидает услышать на том конце провода голос. Если рабита будет совершаться правильным образом, то и на том конце об этом узнают. Если же рабита будет неполной, она не сможет дойти до другого конца.»

«Душа каждого человека соответствует его облику и напоминает его самого. Рабита, как известно, происходит от слова «быть привязанным» (рабт). Рабитой называется очень сильное представление мюридом образа и внешнего вида своего шейха и сохранение этого образа на протяжении какого-то времени. Насколько мюрид будет постоянен в этом представлении, настолько он сможет получить пользу от своего шейха. Если в своей жизни мюрид сможет переживать это состояние, он весь день будет с шейхом. Выйдет на улицу, а впереди него будет идти его шейх, пойдет на какое-либо собрание, а там будет его шейх. Его душа всегда будет рядом, пойдет ли он кушать, шейх будет сидеть вместе с ним за столом, и они будут кушать вместе. Даже ночью, отправляясь спать, он ляжет в постель, положит свою голову у благословенных ног своего учителя. Совершаемая подобным образом рабита очень важна для этого мюрида.»

Автор: Хайдар Шахидулла

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Источник

Сущность рабита

Саид-афанди из Чиркея (да хранит его Аллах) в своей книге «Сокровищница благодатных знаний» пишет: «Шариат – это законы Аллаха и правила служения Ему, которые Всевышний довел до человечества посредством пророков, и ниспосланные Им откровения в священных Писаниях. Если же говорить о разнице между Шариатом и тарикатом, то, поистине, разницы между ними как таковой нет. Говоря о Шариате и тарикате, алимы приводят образные сравнения. Сравнивают их со спиной и животом, которые не могут существовать отдельно. Другие сравнивают с телом и душой, неотделимыми друг от друга. Третьи сравнивают Шариат с кораблем, тарикат с морем, а истину (хакикат) – с жемчужиной, добываемой из моря. Чтобы добыть жемчужину из моря, необходимо вначале сесть на корабль, которым и является Шариат. И лишь потом человек должен опуститься в море, т.е. в тарикат». [1]

Пророк (мир ему и благословение) сказал, что Шариат – это слова, то, что провозглашается устами. Тарикат – это соблюдение телом того, что провозгласили уста. Хакикат – это состояние души, которое возникает в результате единения Шариата и тариката. Познание Аллаха посредством истинных знаний является нашей основной целью служения Ему.

У тариката пять основ:

1. Богобоязненность (явная и тайная).

2. Следование Сунне Пророка (мир ему и благословение) на словах и на деле.

З. Отхождение от людей в горе и в радости (выражается терпением).

4. Довольство Аллахом (независимо от того, сколько даров Он тебе даст).

5. Упование на Аллаха и в горе, и в радости, выражаемое в благодарности в обоих состояниях.

Чтобы вести разговор о дозволенности или недозволенности, а также о положительных или отрицательных качествах чего-либо, необходимо, прежде всего, знать суть обсуждаемого вопроса. В переводе с арабского языка слово «рабита» означает «поддерживание связи с кем-нибудь». К примеру, если у какого-то работника налажены хорошие отношения с вышестоящим начальством, то мы говорим, что у него хорошие связи с ним. Мы понимаем, что работнику такая связь с начальством нужна, чтобы получать от него определенную помощь. В тарикате совершение рабита на шейха также означает стремление получить от него помощь. Смысл понятий «рабита», «тавассуль», «истигаса» идентичен. Несмотря на то, что это три разных слова, их смысл заключается в поиске помощи.

Аргументы о дозволенности совершения рабита взяты из Корана и хадисов. Они утверждаются совершенными учеными (ахлю муджтахид), и мы приведем здесь аргументы, установленные именно такими учеными тариката. В Коране сказано (сказано): «О, вы, которые уверовали, бойтесь Аллаха, отдаляясь от всего запретного. Будьте вместе с правдивейшими (садикун), с людьми, говорящими только правду и следующими сказанному, не отходя от нее» (9:119).

Рабита на совершенного муршида является самой главной основой для получения света познания Аллаха мюридом, потому что зеркало человеческого сердца не очистится до тех пор, пока его сердце не будет связано с сердцем совершенного наставника через рабита. Имам Раббани пишет в своей книге «Мактубат»: «Рабита является духовной связью между учеником и духовным наставником, посредством которой ученик просит помощи, и ему отвечают на эту просьбу. Нет другого пути познания Аллаха лучше рабита». В книге Ахмада Зияуддина Камашханави «Жами’у-ль-усул» сказано: «Рабита – это самый простой способ познать и место, где проявляются интересные тайны. Мюрид не может дойти через поминание Аллаха (зикр) без духовной связи (рабита) до степени очищения (макамул ихсан), а через духовную связь (рабита) может достичь познания Аллаха без зикра».

В книге «Шарху-ль-‘убаб» Ибн Хаджар говорит: «Человек обращается к Пророку (мир ему и благословение), будто сам находится перед ним, чтобы увеличить этим свою богобоязненность».

В книге «Фатху-ль-Бари» приводятся слова Ибн Хаджара: «Шайтан не может явиться в образе Пророка (мир ему и благословение), он не может явиться и в образе совершенного наставника».

В толковании книги «Шарху шамаил» Ибн Хаджар говорит: «Человек произнесет салават на Пророка (мир ему и благословение) и представит себе его образ. Некоторые люди видели в зеркале Пророка (мир ему и благословение) вместо собственного отражения из-за увлечённости в рабита».

Ша‘рани сказал в книге «Нафхату куддсият»: «Представление образа наставника является правилом зикра, и это является наиважнейшим из правил».

Имам Газали в своей книге «Ихъя‘» пишет: «Ты помни в своем сердце образ Пророка (мир ему и благословение) и скажи: «Ассаламу алайка айюха набиййу ва рахматуллахи ва баракатух», и будь уверен в том, что этот салават дойдет до Пророка (мир ему и благословение), и он тебе ответит салаватом, более совершенным, чем твой».

Тайна получения вознаграждения от Всевышнего за чтение салавата.

Познание Аллаха осуществляется через познание Пророка (мир ему и благословение). Для этого необходима связь с ним, чтение салавата, искреннее осознание его смысла, представив себе, образ Пророка (мир ему и благословение) и думая о нем, потому что невозможно не думать о том, что вспоминаешь.

Когда осмыслишь вышесказанное, ты поймешь, что рабита – это искренняя любовь. Такая любовь требует мысленной связи с тем, кого любишь.

Омаргаджи из Гигатли в книге «Аль-фатави-ль-умарият» пишет: «Сподвижники знали сифаты Пророка (мир ему и благословение), владели разными языками, понимали смысл салавата. Поэтому можем ли мы подумать, что эти сподвижники читали салават на Пророка (мир ему и благословение), будучи далекими, от мыслей о Пророке (мир ему и благословение), не обладающими духовной связью с ним? Поистине, неизбежно отсутствие рабита в тех сподвижниках, поскольку Пророк (мир ему и благословение) был взором их очей, они любили его больше своих близких, больше самих себя, поскольку человек создан так, что много думает о том, что любит, и тем самым связывает себя с ним навсегда».

Сулайман аз-Захди в книге «Та’бирату-ль-гафилин» сказал: «Поистине, имамы накшбандийского тариката единодушны в том, что рабита является основным атрибутом (рукн) их тариката».

Халид Багдади (да будет свята его душа) сказал в своем письме: «Рабита в тарикате является самым важным путем познания Аллаха после Корана и следования Сунне Пророка (мир ему и благословение)».

Джунайд (да будет свята его душа) сказал: «Самый короткий путь достижения степени ихсан – это постоянное пребывание в духовной связи с наставником».

Имам Раббани (да будет свята его душа) сказал: «Вступление в тарикат связано с рабита с духовным наставником».

Да наставит Всевышний нас на путь истины и поможет нам понять истину истиной, а ложь ложью.

Х. М. Магомедов, ректор Исламского университета им. шейха Абдурахмана-хаджи из Асаба

[1] Саид-афанди из Чиркея. Сокровищница благодатных знаний. М., 2003.

[2] Хадис передан от Бухари. См.: Танвиру-ль- кулуб. С. 422.

[3] Хасан Хильми из Кахиба. Сифру-ль-асна фи рабитати-ль-хусна. Дамаск, 1999. С. 47.

Источник

Что такое рабита в исламе и как ее выполнять

Слово «рабита» имеет такие значения как связь, отношение, взаимосвязь, привязанность, принадлежность. На практике рабита означает отхождение от своей личности и духовное слияние, и построение духовной связи с личностью своего наставника или Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Как известно, влюбленный представляет себе в своих мыслях только свою возлюбленную. Он постоянно чувствует ее близость. Даже в сновидениях он проводит время вместе с ней. Термин рабита также применим к взаимоотношениям, имеющим место между мастером и его учеником, наставником и учеником. Ученик предпринимает попытки воспроизведения действий своего мастера, и пытается запомнить слова своего учителя, словно он пытается вернуться к этим событиям.

Воспоминания ученика о своем наставнике является такого рода рабитой. Эта рабита не является привязанностью к самому образу учителя, а к исламским чертам в его характере. Вернее это должно быть взаимосвязью в такой форме. Такого рода рабита даст возможность отражения совершенных качеств наставника на его ученике. Это именуется термином «фана фиш-шейх». Однако ученик не должен ограничиваться на этом уровне и должен прилагать усилия для возвышения на более высокие степени, именуемые «фана-фиррасул» и «фана филлах». То есть, ученик, приобретший совершенные качества своего наставника, должен далее пытаться приобрести качества Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и далее должен построить взаимосвязь непосредственно со Всевышним.

Хотя установление такого рода взаимосвязи является вопросом личного выбора и чувственных предпочтений, оно может быть применимо по отношению к каждому человеку следующим образом: Если человек оставит свое мнение, свои предпочтения и выберет волю своего наставника, учителя или шейха, то он растворится в его личности. Аналогичным образом, если человек все свои дела, поступки и слова приведет в соответствие с сунной достопочтенного Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), то он растворит свою личность в личности Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). А если человек хорошо осознав систему наставлений и запретов Всевышнего Аллаха, будет все этапы своей жизни формировать в соответствии с ними, то он сможет извлечь какую- то часть от степени «фана филлах» (т.е. от растворения своей личности в наставлениях Всевышнего).

Сказал духовный наставник Ибн Абидина, Шейх Халид Шах аль-Багдади (1193-1241 х/1778-1826 м):

قال محقق كتاب مكتوبات العارف بالله الشيخ خالد النقشبندي في مقدمته على كتاب المكتوبات ما نصه: الإنسان لا يخلو من رابطة ما فمن مرابط لماله ومن مرابط لحرفته ومن مرابط للنساء ومن مرابط لأصحابه وأخدانه إلى غير ذلك فالرابطة في إصلاح الصوفية ليست إلا عبارة عن نفي هذه الروابط عن القلب وصرفه عنها وربطه بالشيخ وتخيله كأنه معه ومن المقرر أن إعمال الفكر في أمر من الأمور ربطه به على سبيل المحبة لاسيما إذا استولت هذه الخطرة على القلب يعمل في نفس الإنسان عمل مزاولة ذلك الأمر فإعماله في الأمور المحمودة محمود وفي الأمور المذمومة مذموم.

«Каждый человек обязательно к кому-либо или к чему-либо привязан. Кто-то привязан к богатству, кто-то к своей профессии, кто-то к женщинам, кто-то к своим друзьям и т.д. Что же касается суфизма, то смысл рабиты в том, что человек очищает свое сердце от всех видов привязанностей и заполняет его привязанностью к своему наставнику. И каждый раз, когда человек задумывается о том, к чему он привязан, в его сердце вновь появляется ощущение привязанности. И если эта привязанность одобряема, то и мысли человека одобряемы тоже, если же эта привязанность порицаема, то и мысли тоже порицаемы…».

Также шейх Халид аль-Багдади сказал:

«Рабита – одно из важнейших средств достижения цели после полного, безоглядного следования Корану и Сунне»

[«Ар-Рисаля аль-халидийя фи ат-тарика ан-Накшбандийя», стр. 25]

Сказал Имам Абу Хамид аль-Газали (450-505 х/1111-1058 м):

واحضر في قلبك النبي صلى الله عليه و سلم وشخصه الكريم وقل: سلام عليك ايها النبي ورحمة الله وبركاته وليصدق أملك في أنه يبلغه ويرد عليك ما هو أوفى منه ثم تسلم على نفسك وعلى جميع عباد الله الصالحين

«И представь в своем сердце Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его почтенную личность, и скажи «Салямун аляйка аййюгьа-ннабиййу ва рахматуЛлагьи ва баракатугь» и будь уверен, что оно (твое приветствие) дойдет до него, и он ответит более совершенным, чем твое (приветствие). Затем поприветствуй себя и других праведных рабов Аллаха»

[Абу Хамид аль-Газали, «Ихьяу Улюми д-Дин», том 1, стр. 169]

Наставник имама Шамиля, шейх Джамалуддин аль-Кумухи ад-Дагистани (1203-1283 х/1788-1866 м) в своей книге «Адаб уль-марзият» говорит:

الرابطة نوع من المحبة

«Рабита – это одна из частей любви».

[«Адаб уль-марзият фи тарикати накшбандият»]

Сказал шейх, мухаккик, Имам Наджмуддин аль-Кубра (540-618 х/1145-1221 м):

قال الشيخ المحقق الامام نجم الدين الكبرى : فالرابطة بالقلب أصل كبير في الإستفاضة ، بل لا تتصفى مرآة القلب بدون رابطة القلب بالشيخ ((السفر الاسنى في الرابطة الحسنى)) ص 69

«Рабита на совершенного муршида является самой главной основой для получения света познания Аллаха (файиз) мюридом. Потому что зеркало человеческого сердца не очистится до тех пор, пока его сердце не будет связано с сердцем совершенного шейха через рабиту».

[Хасан аль-Хильми, «ас-Сифруль асна фи ар-рабитатиль хусна», стр. 69]

Сказал познавший Аллаха, шейх Мухаммад Амин аль-Курди аль-Ирбили (ум. 1332 х/1913 м) в своей книге «Танвир аль-кулюб»:

قال الشيخ محمد أمين الكردي الإربلي الشافعي النقشبندي صاحب كتاب (تنوير القلوب) في هذا عند بيان آداب الذكر عن السادة النقشبندية: (التاسع : رابطة المرشد: وهي مقابلة قلب المريد بقلب شيخه وحفظ صورته في الخيال ولو في غيبته وملاحظة أن قلب الشيخ كالميزان ينزل الفيض من بحره المحيط إلى قلب المريد المرابط واستمداد البركة منه لأنه الواسطة إلى التوسل ولا يخفى ما في ذلك من الآيات والأحاديث قال الله تعالى ﴿يا أيها الذين آمنوا اتقوا الله وابتغوا إليه الوسيلة﴾. وقال تعالى ﴿اتقوا لله وكونوا مع الصادقين﴾. وقال صلى الله عليه وآله وسلم «المرء مع من أحب». وقال العارفون : (كن مع الله فإن لم تستطع فكن مع من كان مع الله).

Девятое: связь с наставником (рабита аль-муршид) – это связь сердец ученика и наставника. Ученик постоянно держит образ наставника в своем воображении, независимо от того, присутствует наставник рядом с ним или он далеко от него. Сердце наставника подобно переполненной чаше весов, которая проливается своей благодатью в сердце ученика, связанного с ним. Через его сердце он получает баракят, так как его учитель – средство обращения к Аллаху, об этом сказано в аятах и хадисах. Например: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите средств приближения к Нему», а в другом аяте сказано: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с праведными» (9:119). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из своих хадисов сказал: «Человек вместе с теми, кого он полюбил» (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи). А познавшие Аллаха сказали: «Будь вместе с Аллахом, если ты не в состоянии сделать это, то будь вместе с теми, кто вместе с Аллахом».

Сказал великий шейх, Убайдулла аль-Ахрар, известный как Хаваджах Ахрар (809-895 х/1406-1490 м):

قال الشيخ الأكبر مولانا عبيدالله الأحرار المشهور بخواجه أحرار: إن الكينونة مع الصادقين المأمور بها في كلام رب العالمين على قسمين : كون بحسب الصورة ، وهي مجالستهم حتى تنطبع فيه صفاتهم، وكون بسحب المعنى ثم فسر الكينونة بمعنى الرابطة

Присутствие рядом с правдивыми и праведниками подразумевает под собой два вида присутствия. Первый – это физическое присутствие, под которым имеется в виду присутствие на их собраниях, сопровождение их. Все это с целью перенять их качества. Второе – это духовное присутствие, которым является рабита»

[Аль-Курди, «Танвир аль-кулуб», стр. 548]

Сказал Ибн Таймийя (661-728 х/1263-1328 м):

فإنك إذا أحببت الشخص للّه كان اللّه هو المحبوب لذاته، فكلما تصورته في قلبك تصورت محبوب الحق فأحببته، فازداد حبك للّه، كما إذا ذكرت النبي صلى الله عليه وسلم، والأنبياء قبله، والمرسلين وأصحابهم الصالحين، وتصورتهم في قلبك، فإن ذلك يجـذب قلبك إلى محبة اللّه المنعم عليهم، وبهم إذا كنت تحبهم للّه، فالمحبوب للّه يجذب إلى محبة اللّه، والمحب للّه، إذا أحب شخصًا للّه، فإن اللّه هو محبوبه، فهو يحب أن يجذبه إلى اللّه تعالى، وكل من المحب للّه والمحبوب للّه يجذب إلى اللّه.

И если ты полюбишь человека ради Всевышнего Аллаха, то как будто ты полюбил Самого Аллаха. И каждый раз как ты будешь представлять этого человека при себе, ты будешь его больше любить, т.е. полюбишь Аллаха больше, точно также если ты будешь вспоминать Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пророков до него, и их праведных сподвижников, и представлять их при себе, то это все приближает твое сердце к Аллаху.

[«Маджму аль-Фатава» том 10 стр. 606]

Послесловие:

Человеку образец всегда нужен, не просто рассуждения о том, что и как, а человек, с которого можно пример брать, и который являет собой пример, манер Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Т.е. в принципе легитимность рабиты можно сранивать с легитимностью разделения деяний на фард и сунну, мандуб и макрух. Этой терминологии не было во времена сахабов. Так и с рабитой, безусловно она была, но теоретическая детализация и разбор этого явления не имели смысла, так как все это практиковали и понимали необходимость этого.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был примером для сахабов. Они были примером для табиинов, табиины для следующего поколения, и так до того момента пока однородность имамата не была нарушена, через вхождение в имамат других земель с их собственными религиозными системами. Поэтому в последующую эпоху начинают складываться и обособляться различные науки, для сохранения знаний. Начинает складывается и наука тасаввуфа, имеющая ряд практик.

Значит надо принимать и тарикаты, это закономерный итог генезиса этой науки. Мы же принимаем мазхаб, как самый лучший и цельный продукт фикха, принимаем школы акыды, значит мы должны и тарикаты принять. Ну, а если мы принимаем тарикаты нужно принять и их практики. Тем более тарикаты также же имеют в своей основе принцип иджазата, от Али, да будет доволен им Аллах, или Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, или, до современных шейхов, да сохранит их Аллах. Чёткая цепочка исламской традиции, во всём от правовой системы, до системы вероучения и мазхабов тасаввуфа(тарикатов).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *