что такое пятидневка в школе
О введении пятидневки в школах снова заговорили
В начале марта Валентина Матвиенко высказалась по поводу пятидневной учебной недели в школах. На удивление, она сказала совершено правильные и понятные многим родителям вещи. Дети должны больше времени проводить на воздухе, посещать дополнительные занятия, проводить время с семьёй и т.д. А шестидневная учебная неделя никак этому не способствует.
Что мешает перевести школы на пятидневную учебную неделю?
Теоретически вообще ничего не мешает. Школа самостоятельно выбирает, учиться 5 или 6 дней. Т.е. каждая школа может перейти на пятидневку хоть сегодня. Но, как всегда, у школ возникает масса НО.
1. В школе должно хватать помещений для проведения занятий и учителей. Если школа учится в две смены, то раскидать субботние уроки на неделю просто некуда – второй смене тоже нужно заниматься. То же с учителями: при достаточном количестве педагогов можно организовать обучение по пятидневке. Если учителей не хватает – значит выход кроется в шестидневке.
2. Выполнение санитарных норм. Невозможно поставить в один день 10 уроков – есть санитарные нормы. Поэтому в школах с углубленным изучением предмета будут сложности, поскольку введены дополнительные часы по отдельному предмету. Если каждый день у детей максимальное количество уроков, то ничего не остается, как учиться еще и шестой день.
Единственный выход – отказаться от некоторых «ненужных» предметов. Например, музыки или ИЗО.
Таким образом, чтобы перейти на пятидневку, нужно просто решить проблемы современной школы. Как только они будут решены, то такой переход станет действительно реальным для каждой школы.
Ждать ли пятидневку?
Лично я считаю, что слова В. Матвиенко, конечно, ничего не решат. Решать нужно стандартные проблемы школ. Это значит, строить новую школу, привлекать новых педагогов, а не растягивать учебную неделю на 6 дней и в 2 смены. Ведь, в конечном итоге, страдают сами дети. У многих взрослых пятидневная рабочая неделя. А детям приходится трудиться 6 дней. Вместо того чтобы провести субботу в кругу семьи, они вынуждены идти в школу. Ни выспаться, ни отдохнуть…
Я однозначно выступаю за пятидневную учебную неделю. Жизнь ребёнка не должна проходить только в школе. Есть ещё и дом. Только вот добиться в нынешних условиях и с нынешними проблемами школ быстрого перехода на пятидневку сразу не получится.
Но и сидеть сложа руки тоже не вариант. А вот поэтапно устранять (или помогать устранять) препятствия, которые мешают конкретной школе перейти на пятидневную учебную неделю, однозначно стоит.
В России продолжительность учебной недели определяет руководство каждой конкретной школы
Имеет ли смысл борьба родителей за пятидневку?
Вопрос о том, какая продолжительность учебной недели – пяти- или шестидневная – лучше для российских школьников, уже много лет является поводом для бурных дискуссий. За пятидневку выступают (помимо, разумеется, самих детей) родители и специалисты-психологи, утверждающие, что за один неучебный день дети попросту не успевают отдохнуть. По другую сторону баррикад – местные управления образования и администрации школ, сетующие на перегрузку школьных заданий и излишнюю загруженность педагогов в течение короткой учебной недели. И пока победа не досталась ни той, ни другой стороне.
Отметим, что картина с продолжительностью учебной недели по России достаточно пёстрая. Например, пару лет назад в Красноярском крае по субботам учились примерно в трети школ региона (к слову, позже там провели опрос родителей, по итогам которого большинство высказалось за пятидневку). В Иркутской области шестидневка – почти везде. А вот, к примеру, в Ульяновской области напротив, ещё в 2018 г. состоялся переход на пятидневную учебную неделю. Словом, в отличие от ситуации со второй сменой (о ней мы подробно писали в №31 от 11.08.2021), необходимость ликвидации которой признаётся на самом высоком уровне, шестидневка в российских школах «государственной» проблемой (да и просто проблемой) не считается.
Как неоднократно заявляли представители Министерства просвещения, продолжительность учебной недели – вопрос даже не регионального уровня, а уровня руководства каждого конкретного учебного заведения. Таким образом, никакой «политической воли» в отношении количества учебных дней в неделю на сегодняшний день нет. Правда, в прошлом учебном году, когда освоение учебных программ оказалось под угрозой из-за неоднократных внеплановых каникул, дистанционного обучения и прочих «пандемийных радостей», Минпрос разослал по региональным «образовательным» ведомствам методические рекомендации, где говорилось о возможности введения шестидневки, если диагностические контрольные работы покажут неудовлетворительные результаты. При этом, когда по этому поводу поднялся закономерный шум, было отдельно подчёркнуто, что ни о какой «принудиловке» речи по-прежнему не идёт.
Тем не менее в последние пару лет в ряде регионов России время от времени начали звучать высказывания губернаторов о том, что пятидневную учебную неделю в школы хорошо бы вернуть. Например, в этом учебном году такого счастья дождались в Башкирии, где о необходимости перехода на пятидневку заявил лично глава республики Радий Хабиров. Ещё пару лет назад всеобщей стала пятидневка в Московской области. В марте 2018 г. на областном школьном портале по инициативе руководства региона прошёл опрос, где за свободную от учёбы субботу ожидаемо высказались 95% проголосовавших.
А вот, например, в Хабаровске ситуация сложилась, мягко говоря, странная. Там по поводу возвращения пятидневной учебной недели в 2018 г. провели аж целый референдум, который, к слову, прошёл 18 марта – одновременно с выборами Президента РФ. Анкеты по животрепещущему школьному вопросу заполнили более 150 тыс. человек – примерно треть от общего числа пришедших на избирательные участки. Около 66% высказались за пятидневку. Однако обрадовались горожане рано: спустя некоторое время власти заявили, что проводить референдум не было смысла (!), так как каждая школа должна оценивать свои возможности самостоятельно. Таким образом, всеобщий субботний выходной для школьников Хабаровска реальностью так и не стал.
Дополнительный аргумент
Лекарство от COVID-19 существует, и было создано российским ученым в 2016 году?
Образовательные учреждения Южного Урала получат новые автобусы
Спасайся кто как может, если и защитить уже некому
Генерал-полковник Ивашов об обвинении подлодки НАТО в гибели «Курска»: это не последний козырь Путина
Председатель СК РФ Бастрыкин назвал ЕГЭ «пыткой» для школьников
Челябинских школьников ждут в «Лаборатории профессий»
Может ли COVID-19 самоликвидироваться, рассказал вирусолог Волчков
Сомнолог рассказал, как восстановиться после пятидневного рабочего графика
Си Цзиньпин заявил, что Китай и Тайвань должны объединиться
В России продолжительность учебной недели определяет руководство каждой конкретной школы
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Пятидневная учебная неделя: за и против
Специалисты управления образования по поручению руководителя администрации Воркуты Игоря Гурьева проанализировали недостатки и преимущества введения пятидневной учебной недели в образовательных учреждениях города.
Напомним, родители и школьники на странице мэра в феврале подняли вопрос о необходимости введения пятидневной системы обучения.
Главный аргумент – повышенная утомляемость и детей и родителей на Крайнем Севере в условиях долгой полярной зимы. Однако, несмотря на однозначные результаты онлайн-голосования в соцсетях (более 90 процентов «за» пятидневную систему обучения, участие в голосовании принимали и школьники), у многих родителей нашлось большое количество аргументов «против».
Главный вывод, который сделала мэрия: решение о введении пятидневной системы вправе принимать каждая школа по отдельности на основании ст.28 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2019 с учетом с учетом мнения всех сторон – учащихся, родителей, педагогов. Т.е. данный вопрос могут поднять школьные комитеты на общем собрании родителей.
Обсуждение должно проходить локально с учетом многочисленных аргументов «за» и «против» и специфики образовательной программы отдельной школы, ее географического положения (город, поселки), состава и численности педагогического коллектива, численности детей и мнения самих родителей, законных представителей.
Мэрия Воркуты представила основные положительные аргументы, а также риски, которыми родители смогут оперировать при обсуждении вопроса в будущем.
Положительные аспекты перехода на пятидневку:
1. Уменьшится максимально допустимая недельная нагрузка у учащихся.
2. Увеличится время для общения учащихся с родителями за счет субботы (плюс воскресенье). Пятидневка позволит отдохнуть детям перед новой учебной неделей, сделав все уроки на понедельник в субботу, чтобы не тратить на это время в воскресенье.
3. Увеличится количество выходных дней у работников школ – суббота, воскресенье. Надо признать, нагрузка на многих из них серьезная. За два выходных дня отдых педагогов будет более полноценным и качественным, что положительно скажется на качестве образовательного процесса и предотвратит риск профессионального выгорания.
4. Переход на пятидневную учебную неделю не влияет на расчет объема субвенций города Воркута – за счет них из республиканского бюджета выплачивается заработная плата (с начислениями) коллектива общеобразовательных организаций (более 710 млн рублей в год).
5. Теперь о деньгах местных налогоплательщиков. Произойдет уменьшение расходов на оплату коммунальных услуг (электроэнергия, водоснабжение). Эти расходы ложатся на муниципальный бюджет. В случае введения пятидневки экономия составит порядка двух млн рублей в год. Из-за малокомплектности в Воркуте вынужденно закрываются школы последние 30 лет.
6. Сокращение расходов на организацию горячего питания в школах в год. Республиканский бюджет сэкономит около 4,3 млн рублей, местный – около трех млн рублей. Работники отрасли школьного питания также потеряют в зарплате.
7. Проблема занятости в субботу детей дошкольного возраста работников общеобразовательных организаций будет решена за счёт выходного дня родителя. А всего работников общеобразовательных организаций в Воркуте 1 046 человек.
Отрицательные аспекты перехода на пятидневную учебную неделю:
— сокращение численности учителей изобразительного искусства, музыки, физической культуры за счёт перераспределения нагрузки учителям начальных классов;
— перераспределение в связи с сокращением нагрузки учителям начальных классов часов изобразительного искусства, музыки, физической культуры и соответственно снижение уровня заработной платы учителей-предметников.
2. В среднем при 30 актированных днях (средняя цифра за учебный год) учителям необходимо сокращать изучение тем учебных предметов, используя для этого пять дней в неделю, при этом выполнять требование законодательства по предоставлению качественного обучения. В итоге школы будут вынуждены изменять календарный учебный график, продлевая учебный год, с целью выполнения программы в полном объеме.
3. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (из семей, имеющих статус «малоимущие» – 279 учащихся), признанных решением Совета школы, нуждающимися в дополнительных мерах социальной помощи (547 учащихся), с туберкулёзной интоксикацией (35 учащихся), учащиеся с ОВЗ (129 учащихся), не смогут в субботу получать в школе горячее питание. Детей, бесплатно питающихся в школах – 990 человек.
4. В учебном плане школы при пятидневной учебной неделе:
— во всех классах произойдет уменьшение на три часа кол-ва часов учебного плана. Тем самым не остаётся часов для ведения факультативов и элективных курсов, расширяющих знания по предмету и обеспечивающих подготовку к ГИА.
— сократится количество предметов углубленного уровня на профильном обучении (10-11 кл.).
— образовательные учреждения не будут передавать учебные часы школе №26 на Технологию (там ведется профессиональная подготовка).
5. Более подробная статистика: в течение трех лет произошло увеличение актированных дней с 24 до 38 дней для 1-5 классов, с 8 до 13 дней для 5-8 классов. 8%, 13%, 16% соответственно актированных дней приходится на субботу. 38 актированных дней составляет потерю пяти учебных недель в начальных классах. Больше месяца дети не учатся. В теории в соответствии с законодательством образовательное учреждение вправе продлить учебный год на эти пять недель (до 1 июля), чего никогда не происходило. Не стоит также забывать о карантинных днях.
6. Получается, что для выполнения федерального учебного плана субботние часы придется перераспределить на пять учебных дней. От этого, увы, не уйти. После уроков и внеурочной деятельности в школе учащимся позднее придется посещать дополнительные занятия или кружки, а после этого делать домашнее задание. Т.е. при пятидневке у учащихся увеличится учебный день. Тем более, не все учащиеся способны плодотворно работать на 5, 6, 7-ом уроке.
7. В Воркуте 8602 школьников, часть из которых, нужно понимать, в субботу выйдет на улицы. Не все родители в субботу готовы заниматься развитием детей и осуществлять контроль их занятости. Тем более остро стоит вопрос безопасности детей в условиях маленького посёлка, где нет возможности организовать полноценный досуг подростков вне школы. Дополнительное свободное время может привести часть учащихся и к совершению противоправных действий.
8. В случае если изменение учебной нагрузки приведет к тому, что учитель будет осуществлять трудовую деятельность на не полную ставку – работник теряет право на досрочное назначение «северной» и «педагогической» пенсии.
9. В случае изменения учебной нагрузки, уменьшения ставки будет нарушено право на досрочное назначение «северной» и «педагогической» пенсии педагогам и другим работникам отрасли.
Учителя выступили против массовой отмены шестидневки в школах
«Приведет к снижению качества образования»
Глава Совфеда Валентина Матвиенко заявила о необходимости перевода всех российских школьников на пятидневную учебную неделю. По мнению сенатора, такая мера поможет детям больше времени проводить с семьей. На сегодняшний день шестидневка постоянно практикуется примерно в трети учебных заведений. После зимних каникул ряд школ временно продлил учебную неделю, чтобы подтянуть школьников после дистанта. Мы разобрались, какие плюсы и минусы есть у шестидневки и почему учителя не всегда ратуют за ее отмену.
Валентина Матвиенко назвала шестидневку в школах вынужденной мерой, которая сохраняется в ряде учебных заведений из-за нехватки учителей и помещений. Тем временем исследования ученых показывают, что современные школьники перегружены и не успевают восстановиться за один выходной день. Кроме того, глава Совфеда отметила, что необходимо повышать воспитательную роль семьи, а для этого дети больше времени должны проводить с родителями, чтобы «сходить в музей, в парк, покататься на лыжах, на коньках».
Опросы показывают, то большинство родителей выступают за полную отмену шестидневки. Однако немалое количество взрослых видят в таком графике и очевидные плюсы. Педагоги уверены, что в любом случае решение о продолжительности учебной недели должно оставаться за школами. У каждого учебного заведения своя специфика, и массовый запрет на учебную субботу может обернуться для некоторых учебных заведений резким снижением качества образования.
На сегодня большинство школ с углубленной программой выбирают гибкую систему продолжительности учебной недели. На пятидневке находятся ученики 1-6-го и 11-го классов, а шестидневка вводится для школьников 7-10-го классов, в некоторых случаях 5-10-го классов. Отдельные учебные заведения так строят учебный план, что в сентябре и мае субботы остаются свободными, чтобы семьи могли выезжать на дачи.
Пятидневка в школах в 2020 году
Постоянно растущая нагрузка на учеников волнует даже учителей, а у родителей вызывает нервное потрясение. Внедрение ЕГЭ уже не кажется таким страшным, как наличие 7 уроков ежедневно с учетом учебы и по субботам. Раньше большинство школ работало по 5-дневной системе обучения, причем редко когда у детей среднего звена было более 6 уроков. Теперь же и при 6 днях учебы уже в 7-8 классе некоторые школьники имеют 7 уроков в будни. Хотя недавно прошел слух, что скоро будет внедрена обязательная пятидневка в школах России в 2020 году. Остается понять насколько этот слух реален и есть ли хоть толика правды, дающей надежду на снижение учебной нагрузки на детей.
Преимущества и недостатки пятидневной учебной недели
Некоторые родители еще на начальной стадии подготовки к занятиям интересуются будет ли в школе пятидневка или детям потребуется заниматься и в субботу. При этом есть как сторонники каждой системы обучения, так и противники. Логика каждого из них понятна — одни за то, чтобы у детей было больше времени на отдых, другие считают, что школьников надо занимать по максимуму, не давая шанса заниматься ерундой.
С одной стороны желающие занять детей полезным делом правы, но не лучше ли отправить их тогда на кружки или в секции, чтобы ребятишки развивались разносторонне, получая от этого удовольствие, а не уныло сидели в школе. Впрочем, можно заранее изучить плюсы и минусы пятидневки, чтобы понять подходит ли такая система организации занятий.
Плюсы пятидневного обучения больше носят семейно-дружеский характер:
Только не стоит забывать, что наравне с плюсами существуют и минусы. В пятидневке они заключаются в повышении умственной, эмоциональной и даже физической нагрузки. Возросшее количество уроков оставляет меньше свободного времени вечером, а секции, кружки, хобби и домашнее задание никто не отменяет. Поэтому в будни дети вынуждены более интенсивно трудиться, оставляя меньше времени на развлечения, но их они могут хотя бы перенести на один из выходных дней. Вопрос в том, способен ли отдельно взятый ребенок выдерживать такие нагрузки или ему лучше учиться на шестидневке, имеющей и свои преимущества.
Плюсы и минусы учебы на шестидневке
В выборе системы обучения с 6 днями «виноват» учебный план. Объем преподаваемых знаний никак не может позволить вместить его в стандартные 6-7 уроков без учебы в субботу. Теоретически можно в какие-то будние дни сделать по 8 уроков, но впитываемость знаний на последних занятиях будет критически малой. В итоге утрачивается сам смысл такого урока, т.к. дети приходят в школу не для того, чтобы учителя просто им что-то рассказали — ученики должны получить знания и запомнить определенный объем информации.
В целом именно факт увеличенного объема знаний является одним из плюсов шестидневной системы обучения. Только школьникам в период обучение это кажется явным минусом, ведь из-за такого подхода у них больше уроков и домашних заданий. Попутно даже непрофильная школа, применяющая 6-дневку, дающую возможность исключить наличие 7 уроков при более скромной программе обучения, обладает преимуществом перед образовательным учреждением, работающим только по будням.
В этом случае плюс заключается в возможности пораньше освободиться из школы, чтобы побольше отдохнуть, погулять или сходить на какой-либо кружок или посетить занятия в спортивной секции. Причем если убрать уроки с субботы, то дети будут либо идти на дополнительные занятия голодными, либо не успевать к их началу, т.к. придут из школы поздно. Поэтому наличие шестидневки в простых и специализированных школах дает такие плюсы:
Минусы у такой формы обучения тоже есть — родителям, работающим по будням, приходится занимать субботнее утро, семья теряет один общий день, у детей остается меньше времени на общение с друзьями по выходным. Впрочем, последнее компенсируется тем, что благодаря меньшему количеству уроков по будням, дети могут пообщаться и среди недели. Поэтому этот недостаток играет роль только в случае несовпадения графиков в школах у друзей. Также есть и еще одно нежелательное влияние — наличие только одного выходного дня часто является препятствием для семейных выездов на природу, посещения родственников, культурного отдыха. По факту единственный выходной жаль тратить на множество дел, детям просто хочется выспаться, погулять, заняться хобби или просто пообщаться с близкими людьми, родителями и друзьями.
Законы о выборе графика работы образовательного учреждения
Выявляя какие школы перейдут на пятидневку, люди должны помнить о том, что законодательно образовательные учреждения не принуждают к такому процессу. Гимназии и школы могут сами выбирать систему обучения, основываясь на контингенте, имеющейся программы, наличия свободных аудиторий и даже учитывая желания коллектива. По сути введение пятидневки стараются осуществить большинство образовательных учреждений, имеющих возможность осуществить такой переход без ущерба для учащихся.
Закон об обязательном переходе на пятидневную систему обучения еще не вышел. Пока чиновники из сферы образования позволяют школам самим выбирать график работы. Обычно такое решение принимается «костяком» педагогического коллектива во главе с директором и завучами. Часто школы уже даже не рассматривают ежегодно этот вопрос — они просто продолжают функционировать в привычном режиме.
Комбинированные системы обучения и облегчающие факторы
Во всех образовательных учреждениях самые маленькие школьники занимаются по пятидневной системе обучения. При этом не вся начальная школа может похвастаться таким графиком занятий. Ряд лицеев и гимназий вводит занятия по субботам с 3 или 4 класса. Есть и обычные школы, практикующие шестидневку с четвертого года обучения.
Это даже сложно назвать комбинированным способом. К нему больше подойдет простой принцип разделения — малыши учатся 5 дней в неделю, а у детей постарше появляются занятия по субботам. Такой подход к комбинированию применяет большинство школ, практикующих шестидневную систему обучения. Впрочем, есть и другие варианты организации школьных занятий. Некоторые образовательные учреждения не совершают переход на пятидневку, а выбирают один или несколько способов, комбинирующих разные системы организации занятий.
Эти варианты можно использовать отдельно, совместно или чередуя:
Последний вариант наиболее редкий, известны лишь единичные случаи. Обычно это связано с предыдущим пунктом, касающимся профильных классов. Причем вероятность попасть по прописке в такую школу значительно выше в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных городах, нежели в малых населенных пунктах. В остальном же графики у школ вариативны, к тому же не надо ждать когда начнется учеба, обычно к началу года образовательное учреждение уже точно знает будет ли работать по 5 или 6 дней в неделю.
Пятидневка в школах России в 2019-2020 году вполне реальна, но никто пока не планирует ее вводить на обязательной основе. Министерство образования рекомендует переход на 5-дневную систему обучения всем образовательным учреждениям, имеющим такую возможность.
Министерству образования необходимо пересмотреть программы по предметам. Некоторые темы убрать из программы или объединить, тем самым уменьшить количество часов, без всякого ущерба, для изучения предмета. В расписании школьников будет 5-6 уроков. Они не будут перегружены. Школьники после уроков успеют пообедать и заняться дополнительным образованием по интересам и домашние задания выполнить. При уменьшении количества часов в программах, школы спокойно могут перейти на пятидневную учебную неделю.