что такое путевой дневник
Что такое дневник путешествия и почему его стоит вести любому туристу
Традиция делать дневниковые записи в путешествиях является достаточно древней. Сейчас, когда практически каждый человек может приобрести себе билет на самолет или поезд и легко поменять локацию, путешествия не выглядят чем-то особенным и уникальным.
Тем не менее, раньше путешествовать могли только представители привилегированного класса, и каждая поездка считалась во многом грандиозным событием.
Цель дневника путешествия
Именно поэтому путешественники старались получить максимум, в том числе и запомнить все свои переживания и ощущения. Помимо этого существовал и исследовательский интерес, потребность в межкультурном обмене, для чего тоже было актуальным фиксировать происходящее.
Так или иначе, дневники путешествий были практически неотъемлемой частью поездки. Многие из них до сих пор пользуются популярностью как документы эпохи и весьма интересные произведения документально художественного характера.
Кстати говоря, жанр дневниковых записей в период путешествия со временем прижился и в литературе, где стал активно использоваться и подарил миру немало шедевров.
Таким образом, целями дневников путешествий изначально являются:
Проще говоря, такая тетрадь или блокнот позволяют путешественнику оставить в памяти различные особенности его поездки.
Современные дневники путешествий
Конечно, для современного человека есть гораздо больше возможностей. Он может фотографировать, делать видеосъемку и многое другое.
Тем не менее, люди зачастую возвращаются к классическому варианту, то есть к дневникам.
Обратите внимание. Специальные блокноты для ведения записей продаются в книжных магазинах, но интереснее и приятнее делать и оформлять такой дневник полностью самостоятельно.
Тут есть возможность достаточно длительно описывать, почему дневник лучше, чем просто набор фотографий, но лучше просто единожды попробовать и понять самостоятельно, чем много читать об этом. Рассмотрим, пожалуй, вкратце, то, как может использоваться дневник.
Различные сувениры
Конечно, на страницу дневника трудно присоединить флейту или веер, привезенные из другой страны, но есть множество других вариантов:
В общем, любые памятные предметы, которые связаны с той или иной страницей вашего путешествия.
К слову, о страницах путешествия, дневник, как правило, ведут именно таким образом, чтобы каждую отдельную страницу или страничный разворот посвящать какой-либо части пути.
Например, на начальной странице вы делаете записи про аэропорт, закрепляете посадочный талон и пару фото, которые могли даже распечатать в киоске там. На какой-либо следующей рассказываете о том, как ходили на пляж.
Дневник путешествия – ваш творческий процесс, способ осмыслить и также предоставить себе возможность снова возвращаться к пережитому опыту. Если вы собираетесь в поездку, попробуйте сделать подобный дневник.
Что такое путевой дневник
Путевой дневник — это запись человеком своих путешествий. Это может быть сохранено в личном дневнике и только читается человеком, или это может быть сохранено в Интернете в формате блога. Затем человек может поделиться дневником путешествий со своими друзьями и семьей или с кем-либо еще, кто хочет посетить веб-сайт и прочитать о своих путешествиях. Многие люди ведут дневники путешествий, чтобы лучше запомнить все детали поездки и следить за тем, где они были, особенно если они частые путешественники.
Нет правильного или неправильного способа вести дневник путешествий. Некоторые люди просто покупают простой карманный блокнот и записывают основные заметки на протяжении всей поездки. Другие покупают специальный журнал путешествий, некоторые из которых даже содержат специальные письменные подсказки, и пишут длинные описания для каждого дня или особого события поездки. При ведении дневника в любой форме важно не увязнуть в том, как это «предполагается» делать, и просто писать так, как это кажется наиболее естественным. Независимо от того, сколько заметок человек решит взять с собой в путешествие, это все равно будет служить полезным напоминанием о различных вещах, которые произошли во время путешествия.
Не обязательно просто придерживаться текста в путевом дневнике. Многие из них снабжены местами для вставки фотографий или могут включать в себя карман для других памятных вещей, таких как корешки билетов или концертные программы. Хранить все памятные вещи из поездки в одном месте-отличный способ вернуться к ней позже, и многие люди предпочитают объединять дорожный дневник и фотоальбом в одно целое, создавая своего рода путевой альбом. Это еще одна вещь, которой очень приятно делиться с другими людьми.
Ведение дневника путешествий на веб-сайте может быть отличным способом связаться с другими людьми, которые заинтересованы в путешествиях, или поделиться приключениями с друзьями и семьей, которые могут жить далеко. Также легко загрузить фотографии на веб-сайт, чтобы сделать его еще более описательным. Люди могут выбрать, хотят ли они защитить веб-сайт паролем и сделать его доступным только для определенных людей. Кроме того, публичный блог путешествий делает информацию открытой для всех. Если вы ведете блог о путешествиях в Интернете, обязательно регулярно создавайте его резервную копию, чтобы убедиться, что все воспоминания о путешествиях не потеряны.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Записки путешественника. Восемь способов вести тревел-бук
Берете ли вы с собой в путешествие тетрадь? Я не то, что в поездки — в продуктовый магазин у дома без тетради не хожу! Смеюсь, конечно, но лишь отчасти.
Правда в том, что я люблю вести всевозможные дневники-тетради, у меня их штук двадцать (личный дневник, тетрадь для письменных практик, тетрадь для писательских практик, блокнот теплых слов, дневник дочки, учебные тетради для выполнения домашних заданий, блокнот благодарностей и другие). И, конечно, особое место занимает трэвел-бук, по-русски – дневник путешествий.
В этом году ему исполнилось восемь лет! Ездить по городам и странам я начала гораздо раньше, но только во время апрельской поездки в Италию (на третий день) в 2011 году, я поняла, что нужно специальное место, где бы я могла сохранить свои мысли, поделиться воспоминаниями, наблюдениями, эмоциями и событиями.
Быть в моменте, наслаждаться каждой минутой (а позже записать в блокноте «Dolce vita. Primavera»).
Так появился молескин в черной обложке, с листами в клетку и резинкой, опоясывающей страницы. На них помимо живых прыгающих слов приклеены вырезки из журналов, билеты, марки. А в заднем кармашке — веточка лаванды, до сих пор хранящая теплый тонкий аромат.
В прошлом году я соединила две свои страсти — путешествие и письменное слово, организовала авторский тур в Грузию (мы ездили на автобусе прямиком из Перми). Помимо того, что мы с туристами любовались красотой щедрой кавказской страны, поедали в несметном количестве хачапури и хинкали, мы еще и писали. Вели тот самый трэвел-бук. В первую очередь для себя, во вторую для других — некоторые участники поездки делились впечатлениями и наблюдениями в социальных сетях.
Размещая пост, я думаю о том, чтобы мой опыт оказался оказаться полезным: например, чтобы другие не наступили на те же грабли, на которые вставала я или наша группа, или чтобы посетили места, о которых в путеводителях не пишут.
Факт, не все люди готовы тратить время, чтобы делиться впечатлениями — подбирать слова, оформлять их в заметки и выкладывать в социальные сети или другие интернет-ресурсы. Мне кажется, здорово, что находятся те, кто пишет, публикует, ведь это вдохновляет других, подталкивает к путешествиям в новые места или, как минимум, человек, лежа на диване, получает положительные эмоции. А уж куда они приведут они его и на что сподвигнут, не известно (хочется верить, на что-то хорошее:)). Мне, например, не раз говорили, что благодаря моим заметкам люди сначала заочно, а потом и очно полюбили Грузию.
Еще мне важно «переваривать» события непосредственно в пути. Впечатлений нереально много, в десятки раз больше, чем в обыденной жизни! Написала в тетрадь и уф! облегчение, не надо все держать в голове, освобождается пространство во внутреннем мире для новых ощущений.
Уверена, что мои записи будут интересны мне спустя много-много лет. Признаюсь, я и сейчас их с воодушевлением перечитываю! После окончания поездки детали (запахи, вкусы, звуки) быстро улетучиваются, покрываются слоем городских событий. Поэтому так приятно, заглянув в блокнот, окунуться в атмосферу путешествия.
Кстати, хорошая идея по возвращении — устроить трэвел-встречу и рассказать, прочитать то, что записали. Однажды мы с подругами-приятельницами в книжном магазине Uniqstore рассказывали про Грузию, в которую хочется возвращаться снова и снова, об опыте одиночной поездки на Украину (Киев и Одессу) и о тонкостях волонтерства в Италии. Сами получили удовольствие и другим подарили добрые эмоции!
Хочется поделиться и с вами приемами, как можно интересно записывать дорожные приключения, чтобы потом было легко и радостно их вспомнить. Путешествия, в которые вы возьмете дневник, не обязательно должны быть за тридевять земель. Прихватите его, даже когда отправляетесь в соседний город, в маленькое путешествие, там вас тоже ждут интересности.
1. Список из пяти (десяти-пятнадцати-двадцати) пунктов
Каждый вечер или непосредственно в течение дня фиксируйте то, что вам понравилось/не понравилось, что зацепило, срезонировало, вызвало удивление, возможно, восторг или тихую грусть. Все что угодно, но в этом случае – списком и достаточно кратко, тезисно.
2. Акростих
Этот прием я позаимствовала у Дарьи Кутузовой и использую не только в поездках. Чтобы написать акростих, не обязательно быть поэтом и находить рифму, белый стих тоже хорош. Итак, напишите по вертикали название страны, города, число или порядковый день путешествия: одна буква — одна строка. Эта буква становится первой в вашем предложении. Открою секрет – у всех и всегда получается. По-разному, и тем интереснее!
Вот что написала у подножия Ушбы знакомая путешественница:
Г — где живет твое сердце, Сакарвело? В Аджарии, Имеретии, Тушетии?
Р — радеешь ли ты за своих, кто уехал далеко-далеко из страны?
У — устаешь ли ты от приезжающих познакомиться с тобой?
З — знаешь ли ты, как мы все любим тебя, гостеприимная и щедрая?
И — интересно, доходят ли до тебя наши слова и горячие отзывы?
Я — я люблю тебя, Сакартвело!
Ме шен миквархар, Сакартвело!
3. Алфавит
Очень просто и достаточно увлекательно – игра в ассоциации. Перечислите на каждую букву то, с чем пересеклись и что запомнилось. Здесь не нужны писательские навыки, достаточно одного слова. Пишите сами и привлекайте друзей и родных, которые отдыхают с вами.
Поделюсь для примера выдержками из моего грузинского алфавита:
Г – гид Георгий (как же грузины любят свою страну!)
…
М — мацони, Мартвили каньон (экскурсия не понравилась, но фотографии получились неплохие).
…
Р – Ртвели (праздник сбора винограда)
4. Поездка в цифрах
Тоже ничего сложного. Основной критерий, как вы понимаете из названия, — в описании должна быть цифра.
Моя майская Грузия в цифрах
#пермяком_по_грузии
14 дней в дороге
2600 км — из Перми в Грузию
10 дней передвижений по стране:
Степанцминда (Казбеги), Тбилиси, Мцхета, Местия (Сванетия), Амбролаури (Хванчкара, Рача), Вардзия, Боржоми, Батуми
2 ночи в гестхаусе
8 ночей в палатках
14 туристов, жаждущих познакомиться с Грузией
1 «директор»
2 опытных туриста
1 ребёнок
1 мини-автобус форд транзит
1 прицеп с чемоданами и рюкзаками
1 легковушка
3 штрафа за нарушение ПДД
10 дней вкуснейших каш на завтрак
2 суперских ужина по-русски у «костра» (греча, макароны с тушёнкой и овощным салатом)
1 хачапури в день
6 пачек мороженого
2 бутылки «Боржоми»
20 л Хванчкары на 15 человек
4 пеших прогулок в горы («лайтовые пешки»)
1 поход под моросящим дождём
1 утренняя встреча восхода
6 пакетиков сванской соли
3 аджики (на подарки)
2 рюмочки чачи на блошином рынке в Тбилиси
1,5-часовая экскурсия на двухэтажном автобусе
3 дня в Сванетии
2 дня в Тбилиси
1 солнечно-купательный день на море
1 улыбчививо-танцевальный променад по набережной в Батуми
1 концерт фолк-джаз грузинской группы «Raeo»
1 прилипчивая и заводная песня
3 раза езда на велосипеде
3 раза походная баня
2 раза серо-водородная баня
4 зажженных в храмах свечи
7 отправленных открыток
Участницы грузинского тура с удивлением обнаружили, что привезли из путешествия гораздо больше впечатлений, чем из всех прочих своих предыдущих поездок. В августе мы намерены повторить опыт, путешествуя по Дагестану.
5. Интервью
Спросите в конце дня тех, с кем вы отдыхаете, что они запомнили. Они делятся, а вы фиксируете.
Вот как написала в своем инстраграм-аккаунте моя подруга Аня о поездке с семьей в Сочи:
Сочи нас радует! Стало интересно, какие три события дня запомнились родным.
Мама:
полет спустя четыре года; солнце и тепло после пермской погоды; кваканье лягушек (тут реально целый оркестр).
Брат и племянница:
первый полет на самолете; первое знакомство с морем; солнце и тепло.
Леся:
вода (визжала у бассейна и на море); большие шкафы в номере, куда можно прятаться; солнце (постоянно снимала кофту).
Я:
первое проживание в номере «люкс» с шикарным видом с восьмого этажа; хождение по камням вдоль берега и полоскание ног в море; непривычно ходить в шортах и майке — тепло!
Фото: Анастасия Побединская
6. Анкета
Помните, в детстве из руки в руки ходила тетрадь, где нужно было продолжить фразу. Эту туристическую модификацию я взяла у подруги Лены Асановой, когда она колесила с компанией по Армении на автобусе и каждый день выкладывала заметки:
Место дня —
События дня —
Открытия дня —
Цвет дня —
Вкус дня —
Песня дня —
Развлечение дня —
Впечатление дня —
Радость дня —
Грусть дня —
Фразы дня —
Приколы дня —
Пример из социальной сети Лены:
Девятое мая — финальный день в Армении.
Места дня — Вагаршапат, Ереван.
Событие дня — разговор с дьяконом Ваге в Храме Сятой Гаянэ.
Открытие дня — иногда ошибиться с местом настолько важно, что понимаешь, зачем приехал в Армению. Мы шли в Вагаршапате в самый первый христианский храм, но вместо него попали в храм Святой Гаянэ.
Цвет дня — розовый. Ереван часто называют «розовым городом» из-за того, что большая часть зданий города выполнена из туфа – камня, который благодаря вулканическому происхождению имеет розоватый оттенок.
Вкус дня — сухофруктов, свежей клубники, армянского кофе, суджука, домашнего коньяка — в общем всего, что нам дали попробовать на ереванском рынке. Если придется голодать в Ереване, просто сходите на рынок.
Песни дня — День Победы. В Армении 9 Мая не менее священный праздник, чем у нас. На парад, к сожалению, мы опоздали, но поздравлениями с местными обменивались, видели одного ветерана, слышали, как из проезжающих мимо машин звучат военные песни. Помимо празднования победы в Великой Отечественной войне армяне 9 Мая вспоминают освобождение города Шуша (1992 г.)
Развлечение дня — пешечка по Еревану в поисках места ужина.
Впечатление дня — вид с Каскада на ночной Ереван и Арарат.
Грусть дня — много грусти. Одна из самых лёгких — не зарядила телефон перед прогулкой в Ереване. Поэтому придётся вернуться за фотографиями.
Радости дня — обед в одном из самых известных ресторанов Еревана — Долмаме (надо будет в Москве сходить в их филиал); продуктовый рынок, красивый и щедрый; армянское сухое и сыры в очень атмосферном месте «Wine Time».
Фразы дня —
Чем помидорки отличаются от человека? © Андрей П.
Дай-дай-дай-дай! ©Юля К.
Красненькое! © Ксения Михайловна
Депутатообразный мужчина ©Дьякон Ваге
Приколы дня —
Катя: Саша, раздай, пожалуйста! [про интернет]
Саша: Люлей?!
По дорогам Армении на #БивиBus
7. Слово/фраза дня
Если путешествие настолько насыщенное, что некогда вздохнуть, не то что порефлексировать, пишите как в Твитере — всего одну фразу или слово.
«Тихо,благостно, красиво. #Шамордино».
Запись в дневнике из поездки в Казанскую Амвросиевскую пустынь.
8. Это…
Практика похожа на списки, единственное отличие — повторяющееся слово в начале предложения. И знаете, иногда небольшое изменение, нюанс, что-то внутри запускает, и рождаются совсем другие слова.
Итак, заметка по итогам путешествия в Тверскую область на музыкальный фестиваль «Нашествие»:
Это одиннадцатилетний перерыв и снова «Здравствуй».
Это чуть меньше суток в поезде из Перми до Москвы.
Это два часа в электричке из столицы до Большого Завидово.
Это встретивший нас ливень. Это пригодившиеся красные резиновые сапоги и зелёный дождевик.
Это палящее солнце в последующие дни.
Это умопомрачительный купол неба с облаками, без облаков, с грозовыми тучами и проблесками голубизны.
Это приключение лета!
Это музыка по двенадцать часов в сутки.
Это две сцены. 260 тысяч слушателей!
Это Сплин, Кукрыниксы, Ночные снайперы, Ленинград, Пилот, Крематорий, ДДТ, Би-2, Семь Б, Пилот, Кипелов, Ногу свело и др.
Это ожидания от любимой группы. Это облом, что не спели желанных песен.
Это отсутствие ожиданий к группе, к которой относишься спокойно. И удивление, и наслаждение, и зарождающаяся любовь к незнакомцам.
Это мегазвук, суперсвет.
Это отрыв, улёт и дикий восторг.
Это зависть к самой себе: «Ого, я тут!», «Ого, столько групп!»
Это перерыв на обед, пока поёт кто-то, к кому относишься спокойнее, чем к тем, кто будет петь после.
Это знакомство с сочетанием «рок плюс симфонический оркестр». Впечатлило!
Это слезы от сильных эмоций.
Это радость — вместе отрываться в своей, «нашей» компании.
Это сарафан в пол и спонтанные танцы босиком.
Это fan-зона и возможность вблизи увидеть артистов.
Это опустевающая ночная площадка перед сценой, напоминающая «Зомби. Апокалипсис».
Помимо практик можно поиграть с формой — писать не линейно, а облаком мыслей (особенно подходит для людей-визуалов или если у вас блокнот без клетки). Как вариант, при написании заметок можно обращаться к кому-либо адресно, тогда будет впечатление, что вас слышат, вы в диалоге.
Буду верить, что предложенные приемы окажутся полезными и как минимум станут для вас вдохновляющим трамплином, с которого вы полетите к своим, лично вам подходящим способам сохранять ценные моменты, места, людей и эмоции.
Пробуйте, экспериментируйте, главное — пишите! Ведь читать свой трэвел-бук спустя время очень увлекательно: когда вновь соприкасаешься с яркими воспоминаниями, деталями и нюансами путешествия — душа поет и сердце наполняется радостью! Словно на машине времени, переносишься в те времена.
б) путевой дневник
Дневник путешествий – популярнейший жанр не только дневниковой литературы, но и всей нехудожественной прозы. В нем нашло отражение открытие нового мира путешественником, расширение его кругозора, формирование политической и духовной культуры, самосознания личности. Короче, путевой дневник играл важную воспитательную роль. Его ведение вписывалось в план путешествия.
В структурном отношении путевой дневник имел два отчетливо обозначенных плана – изображения и выражения. Их равновесие или преобладание одного над другим зависело от творческой установки автора и его психологического склада. Полной объективности описания увиденного удавалось достигнуть немногим дневниковедам (В.А. Жуковский, А.К. Толстой), как, впрочем, и чистой субъективности (Е.С. Телепнева, М.А. Башкирцева). Большая часть путевых дневников запечатлела процесс познания путешественником неизвестных ранее земель и народов и эмоциональную реакцию на увиденное.
С функциональной точки зрения путевые дневники можно разделить на три группы. К первой относятся юношеские журналы периода индивидуации, отражающие рост сознания на завершающем этапе этого процесса (Е. Телепнева, А. и Н. Тургеневы, А. Суслова, Д. Милютин).
Другую категорию составляют записи путешествий, предпринятые в познавательных или служебных целях (дневники 1825 – 1826 гг. А. Тургенева, дневник В.А. Жуковского, сопровождавшего наследника в его путешествии по России). Наконец, к третьей группе относятся дневники-описания творческих поездок, предпринятые в научных целях (М.П. Погодин, Н.Г. Гарин-Михайловский).
Чаще всего путевой дневник велся в особой тетради. Автор выделял его из общей структуры своего летописания, прерывая последнее на время путешествия (Н. и А. Тургеневы, Погодин, Гарин-Михайловский). И по содержанию, и по объему путевой дневник отличался от основного авторского жанра. Ему была уготована особая судьба: такие дневники нередко предназначались для публикации, в отличие от других тетрадей тех же авторов. В подобных случаях дневник писался в форме писем или корреспонденций, направляемых издательству (Е.С. Телепнева, Н.П. Игнатьев, М. Газенкампф (дневники-письма периода русско-турецкой войны), А. Тургенев («Хроника русского»), Гарин-Михайловский). Если же путешествие предпринималось с целью отдыха или лечения, т.е. резко не выходило за рамки обыденной жизни дневниковеда, его описание давалось в пределах основного дневника (Никитенко, Жуковский, Суворин, Короленко).
Своеобразие путевого дневника состояло еще и в том, что он, в отличие от других жанровых разновидностей, заключал в себе подобие сюжета. Обычно дневниковед не имел предварительного плана. Содержание ему диктовала жизнь. Он не в состоянии был предугадать поворот судьбы, ход внешних событий. На любом этапе ведения дневник оставался незавершенным. Путевой жанр предусматривает не только конец путешествия, но и его основные этапы: места остановок, набор достопримечательностей, нередко запланированные встречи с компетентными людьми, предварительное знакомство с путеводителями, книгами, картами. Таким образом, автор заранее имел представление о том, что? он должен увидеть и занести в свой журнал. Планируемый маршрут в данном случае служил заменителем сюжета. Он придавал описанию законченную форму. Его отдельные этапы могли рассматриваться как аналоги элементов сюжета: например, Париж в путешествии Погодина является кульминацией, как и Порт-Артур на пути Гарина-Михайловского.
Компоненты жанрового содержания дневника М.П. Погодина имеют вполне традиционный характер. Маршрут путешествия, пункты остановок, набор местных достопримечательностей для осмотра, сроки пребывания соответствуют неписаному путеводителю для русских туристов культурного слоя. В этом отношении отличие дневника Погодина от других путевых журналов скорее количественное, чем качественное: писатель провел за границей целый год и за одну поездку исколесил пространство, которое другие путешественники осиливали в несколько заездов.
Жанровая масштабность обусловлена еще и тем, что в научных целях Погодин задерживался в некоторых местах гораздо дольше обычного путешественника, совершающего свой круиз из чистого любопытства. Но собственно научных материалов дневник не содержит.
Погодин описывает города и селения, памятники культуры, театры и рынки, картинные галереи и палату депутатов, внешность и манеры европейских знаменитостей – политиков, ученых, художников. Неиссякаемый заряд любознательности позволяет автору охватить своим взглядом все зримое и осязаемое («Надо хоть взглянуть на все»[225]). Повествовательно-описательный стиль преобладает над аналитическим и эстетически нагруженным словом.
Погодин не стремится отбирать события из общего потока их течения. В дневнике нет иерархии ценностей. Наряду со значительными явлениями в него попадают и совершенно ничтожные с точки зрения творческого задания факты («Милан из всех итальянских городов сохранил много прежнего значения, величия и жизни Мороженое отличное»[226]). Такой метод позволял отразить европейскую жизнь во всей ее полноте.
Важной составляющей путевого дневника являются переживания и чувства автора. С эпохи сентиментализма они занимают место рядом с самими событиями и образами действительности. И в этом Погодин не изменяет традиции, подчеркивая свое пристрастие к отражению своего внутреннего состояния: «Я отмечаю здесь все, что думаю и чувствую»[227]. Так дневник Погодина становится энциклопедией европейской жизни конца 1830-х годов и картиной душевного мира его автора.
Своеобразным способом создавал свой путевой дневник А.Н. Островский. Драматург обращался к нему в тех случаях, когда предпринимал поездки по России и Европе. Таких поездок было несколько, совершались они в разные годы (1848, 1856, 1860 и др.). Поэтому, в отличие от классических дневников путешествий, путевой дневник автора «Грозы» распадается на несколько самостоятельных тетрадей. Тем не менее все они связаны общими жанровыми принципами и могут рассматриваться как органическое целое.
На общем жанровом фоне дневник Островского выделяется своим методом. Он причудливо сочетает реализм, доходящий порой до натурализма, с реликтами сентиментализма, свойственного путевому дневнику конца XVIII – первой четверти XIX столетия. Реалистические детали в описании городских достопримечательностей, природы, быта, нравов, облика встречающихся на пути писателя селений и людей соседствуют с бурным излиянием чувств автора. И если в дневнике Погодина изредка и попадаются восклицания, вызванные созерцанием роскошных зрелищ («Ах, как хорош св. Петр, облитый по всем своим линиям огненными струями Неописанное впечатление!»), то они передают кратковременный восторг, быстро сменяющийся прозаическим интересом («Между тем мы проголодались порядком, не завтракав до сих пор»). У Островского же видно, что его чувства глубоки и устойчивы, их нельзя укротить переключением на приземленные предметы: «Тут я, признаюсь, удержаться от слез был не в состоянии, да и едва ли из вас кто-нибудь, друзья мои, удержался бы. Описывать этого вида нельзя»; «День прекрасный. Картина восхитительная – пролил несколько слез»; «Осмотрел собор мельком: у меня раза два готовы были навернуться слезы»[228].
Второй особенностью путевых дневников Островского является неотобранность предметов описания. Драматург заносит в журнал сведения обо всем виденном без разбору. Каждый факт важен как характеристика города, страны, национальности: «Сиена. Прядут канаты. Видели пару больших толстых волов с огромными рогами. Обедали, потом гуляли, заходили в ботегу дель кафе, в пастичерию, пили сладкое Алатино. Потом на железную дорогу. Взятки отлично действуют по всей Европе. Поехали во Флоренцию в 5 часов. Дорога – это рай, цветущий и отлично возделанный. Как свободно, легко дышать. В 9-м часу приехали во Флоренцию. Нам было как-то особенно весело»[229].
Жанровое содержание дневника Н.Г. Гарина-Михайловского «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» выходит далеко за рамки традиционного путевого журнала. Его страницы наполнены поэзией природы, публицистикой, вопросами геополитики, историческими экскурсами. Но главное: автор, готовивший свои материала для публикации, ставит в них важные политико-экономические проблемы. Он подходит к предмету повествования с деловыми мерками, как возможный будущий (а в известной мере и настоящий) участник созидательного процесса. Поэтому в дневник заносятся пространные рассуждения о средствах и путях решения актуальных проблем. Художественный взгляд на вещи сочетается с оценками практика, специалиста.
Автор выдвигает научные гипотезы и делает долгосрочные прогнозы. Все это не вяжется с распространенным в литературе путешествий представлением об авторе – пассивном созерцателе, любознательном наблюдателе, лишь воспринимающем определенную информацию.
Жанр дневника Гарина-Михайловского органически объединяет два начала – художественное и научно-публицистическое. Подробное описание дальневосточного края, часто с использованием богатых художественных средств, сопровождается глубоким анализом его социально-экономических проблем: природопользования, демографии, строительства коммуникаций, трудовых ресурсов. Михайловский-инженер словно соревнуется с Гариным-художником в глубине и достоверности сведений об известных и неосвоенных землях. Мастерство в подаче материала усиливает интерес к таким комплексным описаниям.
Переход с языка публицистики на художественную речь осуществляется порой довольно резко, с тем чтобы поддерживать эстетическое равновесие в повествовании: «Вопрос здесь только в том, как на те же деньги выстроить как можно больше дорог И, конечно, все это было бы более чем ясно, если бы у нас существовал общий железнодорожный план, а не сводилось бы всегда дело к какой-то мелочной торговле Ошибка, простительная людям сороковых годов, когда была принята у нас не более узкая колея, подходящая более к карману, а более широкая, подходящая более к крепостнической широте тех времен, повторяется и в наши дни, когда при желании решить правильно вопрос, есть все данные из теории и фактов для рационального его решения. Довольно. Синее небо – мягкое и темное – все в звездах, смотрит сверху. Утес, «салик», обрывом надвинулся в реку, ушел вершиной вверх; там вверху, сквозь ветви сосен, еще нежнее, еще мягче синева далекого неба»[230].
Распространенность такого приема заставляет предполагать наличие высшей эстетической инстанции в замысле произведения, которая регулирует компоненты жанрового содержания дневника.
По мере продвижения в глубь неизвестных территорий научно-публицистический элемент видоизменяется. Источником информации для рассказчика становятся сведения, полученные от образованного слоя туземцев, путешественников, движущихся параллельно автору, местные предания и многолетние наблюдения народов Дальнего Востока. По форме такой материал близок к художественному описанию, так как включает в себя диалоги, рассказы от первого лица, литературно отредактированные легенды. Поэтому резкого контраста между двумя содержательными частями не наблюдается. Но сущность модифицированного научно-публицистического элемента остается прежней: в этой части записи сосредоточена информация о состоянии края – уровне жизни, торговле, характере производства и т.п. Таким образом, жанровый дуализм является отличительной особенностью дневника Гарина-Михайловского.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ДНЕВНИК РЕЗОНЕРА*
ДНЕВНИК РЕЗОНЕРА* I «Скучно жить на свете, господа!» — говорил Николай Васильевич Гоголь.Думаю, если бы великому юмористу пришлось жить в Житомире — ему бы к этим словам нечего было бы прибавить.Может быть, Житомир здесь и ни при чем — ибо все наши провинциальные города,
ДНЕВНИК
ДНЕВНИК Проще или, скажем иначе, демократичнее дневника вроде бы и нет ничего. Время от времени регулярно заноси в тетрадь, в память своего компьютера или (теперь вот) в «Livejournal» собственные наблюдения, соображения, выписки из прочитанных книг, отчеты о событиях и считай
а) экстравертивный дневник
а) экстравертивный дневник Это самый распространенный тип дневника. Он свойствен тем авторам, которые по своему психологическому характеру являются экстравертами. Содержательно дневник данного типа тяготеет к широкому охвату жизненных явлений – от семейно-бытовой
б) интровертивный дневник
б) интровертивный дневник Духовный взор интроверта устремлен внутрь себя. Рефлексия является его естественной стихией. И дневник интроверта построен как анализ событий внутреннего мира или как осмысление существенных для него фактов внешней жизни.Душевный процесс
г) служебный дневник
г) служебный дневник Среди дневниковедов встречается немало тех, кто обращался к дневнику на короткий срок. Побудительной причиной в таких случаях была не органическая потребность, а жизненные обстоятельства временного характера. Это могло быть более или менее
Дневник
Дневник 2005 год Июля 5 число Комарово, 1-я Дачная улица, дом 30 На часах 00:01 На весах 101,7 Дисциплина: иного пути нет. Иначе я снова превращусь в бедную Танечку и стану плакать, петь и глотать скверный алкоголь. Мне сорок шесть лет, а я, награждённая природой сверх меры, соизволила
Дневник
Дневник I[340]…«Мертвые души» Гоголя — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный. Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там он видит удалую, полную силы национальность. Портреты его удивительно
Отказ от романа. «Записки чудака»: путевой журнал, или мания преследования[500]
Отказ от романа. «Записки чудака»: путевой журнал, или мания преследования[500] Вернемся к идее кругового движения, или ницшеанского вечного возвращения. Ее темная версия – пугающий роковой возврат был наваждением Андрея Белого. Кружение противостояло чаемому