что такое путь и платформа на вокзале

ИНФОРМАЦИОННАЯ НАВИГАЦИЯ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ВОКЗАЛЕ

что такое путь и платформа на вокзале. Смотреть фото что такое путь и платформа на вокзале. Смотреть картинку что такое путь и платформа на вокзале. Картинка про что такое путь и платформа на вокзале. Фото что такое путь и платформа на вокзале

Выбранный для просмотра документ навигация.docx

ИНФОРМАЦИОННАЯ НАВИГАЦИЯ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ВОКЗАЛЕ

Здюмаева Анастасия Олеговна

Руководитель: Здюмаева Ольга Ивановна

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГОГО СУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ

СООБЩЕНИЯ» в г. Алатыре

На любом железнодорожном вокзале, станции, остановочном пункте должны быть предусмотрены специальные устройства, упрощающие получение пассажирами информации о расположении основных объектов на вокзале, остановочном пункте (билетные кассы, залы ожидания, информационно-справочные бюро, туалеты, места посадки и высадки и т.д.).

Специальными устройствами, упрощающими получение пассажирами информации, являются разнообразные таблички и вывески, указывающие маршруты прохода к тому или иному месту, информационные стенды, указатели и тому подобное.

Для ориентирования пассажиров при посадке в поезда на железнодорожных вокзалах применяется нумерация путей (платформ) и вагонов (с головы или с хвоста состава). На железнодорожных вокзалах ориентиры зависят от сложившихся традиций и технологий обслуживания. Пример нумерации путей и платформ показан на рисунке 1.

что такое путь и платформа на вокзале. Смотреть фото что такое путь и платформа на вокзале. Смотреть картинку что такое путь и платформа на вокзале. Картинка про что такое путь и платформа на вокзале. Фото что такое путь и платформа на вокзале

Рисунок 1 – Нумерация путей и платформ.

Указатели и таблички должны быть понятны любому пассажиру. Надписи и символы на них должны быть хорошо заметны и максимально просты для восприятия. Цвет фона и цвет символов должны быть подобраны таким образом, чтобы табличка или указатель были хорошо различимы пассажиром с любого расстояния. Пример благоприятного выбора цвета и символов показан на рисунке 2.

что такое путь и платформа на вокзале. Смотреть фото что такое путь и платформа на вокзале. Смотреть картинку что такое путь и платформа на вокзале. Картинка про что такое путь и платформа на вокзале. Фото что такое путь и платформа на вокзале

Рисунок 2 – Таблички и указатели

Информационные таблички и указатели маршрутов также должны быть понятны пассажирам, не знающим русского языка. Как правило, используется английский язык, который считается международным. Указатели с переводом на английский язык показаны на рисунке 3.

что такое путь и платформа на вокзале. Смотреть фото что такое путь и платформа на вокзале. Смотреть картинку что такое путь и платформа на вокзале. Картинка про что такое путь и платформа на вокзале. Фото что такое путь и платформа на вокзале

Рисунок 3 – Таблички с использованием иностранного языка.

Система навигации для пассажиров на железнодорожном вокзале и платформах.
Предлагается экспериментальный пример системы навигации по помещениям вокзального комплекса, который представляет собой разноцветные линии на полу, начинающиеся от табло с расписанием. Каждая линия имеет направление движения и номера, обозначающие платформы, к которым она ведет. Далее пассажирам просто остается следовать своей линии, чтобы найти нужную платформу. Экспериментальные схемы навигации представлены в графической части выпускной квалификационной работы.

что такое путь и платформа на вокзале. Смотреть фото что такое путь и платформа на вокзале. Смотреть картинку что такое путь и платформа на вокзале. Картинка про что такое путь и платформа на вокзале. Фото что такое путь и платформа на вокзале

Так же на пассажирских платформах железнодорожной станции предлагается использовать подсветку линий безопасности, применяемую в ночное время и днем в условиях плохой видимости. Её применение будет полезным для пассажиров на всей сети железных дорог (рис 4).

что такое путь и платформа на вокзале. Смотреть фото что такое путь и платформа на вокзале. Смотреть картинку что такое путь и платформа на вокзале. Картинка про что такое путь и платформа на вокзале. Фото что такое путь и платформа на вокзале

Рисунок 4 – Подсветка линий безопасности

Неотъемлемой частью ориентирования пассажиров является наличие таких систем как Информационные стойки “Живое общение”.

Информационные стойки “Живое общение” – предназначены для получения пассажирами информации, с помощью общения с работником вокзала. Такие стойки, как правило, располагаются на вокзалах с большим пассажиропотоком. Информационно-справочные стойки «Живое общение» (рис 5) функционируют ежедневно, включая новогодние праздничные дни, с 8:00 до 20:00.

Кроме консультационных услуг, пассажирам могут быть представлены любые справочные материалы в печатном виде: схема проезда или карта района, пешеходный маршрут или расписания пригородных электричек, экспрессов до аэропортов и поездов дальнего следования.

что такое путь и платформа на вокзале. Смотреть фото что такое путь и платформа на вокзале. Смотреть картинку что такое путь и платформа на вокзале. Картинка про что такое путь и платформа на вокзале. Фото что такое путь и платформа на вокзале

Рисунок 5 – Стойка “Живое общение”

Большинство вопросов, задаваемых пассажирами, касаются движения по оптимальным маршрутам, тарифам, правилам пользования вокзальным коплексом.

Таким образом, информационная навигация для пассажиров важнейшая составляющая пассажирских перевозок. Она должна соответствовать строгим требованиям стандартов и быть на любом остановочном пункте и вокзале. К обеспечению информационной навигации нужно подходить с большой ответственностью.

Для обеспечения большего удобства для пассажиров следует развивать такой проект как: Автономный туалетный модуль.

Для автономного туалетного модуля прорабатываются индивидуальные проектные решения. Необходимо учесть особенности инфраструктуры станций, наличие объектов культурного наследия и распределения пассажиропотока. Автономный туалетный модуль представлен на рисунке 6.

что такое путь и платформа на вокзале. Смотреть фото что такое путь и платформа на вокзале. Смотреть картинку что такое путь и платформа на вокзале. Картинка про что такое путь и платформа на вокзале. Фото что такое путь и платформа на вокзале

Рисунок 6 – Автономный туалетный модуль

Их предлагается ставить на платформах или в переходах между платформами. В настоящее время такие туалеты устанавливаются только в метро. Предлагаем развивать этот проект и применять его не только в метро, но и на всей сети железных дорог.

Источник

Обслуживание пассажиров на вокзалах и станциях

Общие сведения о пассажирских станциях

Пассажирские станции обслуживают административные и промышленные центры, курортные районы, населенные пункты с морскими и речными портами, аэропортами, стыковые пункты железнодорожного и автомобильного транспорта, магистральные направления со значительным пассажирским движением. По характеру выполняемой работы, связанной с обслуживанием пассажиров, станции делятся на пассажирские, пассажирские технические, объединенные и зонные.

Пассажирские станции предназначены для выполнения операций по посадке, высадке и обслуживанию пассажиров, отправлению и приему скорых, пассажирских и пригородных поездов, а также всех коммерческих операций по оформлению проезда пассажиров в поездах всех категорий и перевозок багажа. Они имеют следующие устройства:

Пассажирские технические станции имеют пути и устройства для переформирования, экипировки, технического обслуживания, ремонта, мойки и очистки пассажирских составов, а также их массового отстоя между рейсами.

Объединенные пассажирские станции совмещают в себе функции пассажирских и пассажирских технических станций.

Кроме того на пригородных линиях устраивают остановочные пункты, которые не являются станциями, а служат лишь для посадки и высадки пассажиров и продажи проездных документов на пригородные поезда.

По условиям обработки составов пассажирских поездов пассажирские станции разделяют на:

По видам путевого развития пассажирские станции бывают:

Пассажирское здание (вокзал) по отношению к путям, предназначенным для приема и отправления пассажирских поездов, может иметь расположение:

Вокзалы и пассажирские комплексы

Железнодорожный вокзал представляет собой совокупность станционных зданий, сооружений и устройств, необходимых для обслуживания пассажиров и предоставления им сопутствующих услуг. Он имеет специальный штат сотрудников и единый экономико-хозяйственный механизм организации производственной деятельности, который регламентируется Типовым технологическим процессом работы вокзалов, Отраслевыми нормами технологического проектирования железнодорожных вокзалов, Техническим регламентом оснащенности железнодорожных вокзалов и другими нормативными документами.

Пассажирский комплекс должен включать комплекс зданий, сооружений и устройств, необходимых для быстрого, безопасного и удобного выполнения операций по обслуживанию пассажиров. Сюда включаются пассажирские здания, привокзальные площади, пассажирские платформы с павильонами, пешеходные мосты, тоннели и переходы, устройства для хранения багажа и ручной клади, почтовые и торговые киоски.

Расположение, функции и технология работы вокзалов должны в наибольшей степени отвечать требованиям транспортного обслуживания населения с учетом развития пассажирских перевозок и рационального взаимодействия с другими видами транспорта, прежде всего, городского. Привокзальная площадь должна быть удобной для пешеходов и городского транспорта, отвечая требованиям архитектуры и маркетинга.

Мощность и размеры основных устройств пассажирского комплекса (приемоотправочные и перронные пути, пассажирские платформы, привокзальная площадь, внутривокзальные устройства, технические средства) должны соответствовать количеству прибывающих и отправляющихся поездов различных категорий в периоды интенсивного движения.

Технология работы пассажирского комплекса должна быть увязана с графиком движения пассажирских поездов и обеспечивать оказание всех необходимых услуг пассажирам и выполнение операций с пригородными и пассажирскими поездами всех категорий.

В зависимости от категории обслуживаемых пассажиров вокзалы разделяют на следующие виды:

В зависимости от объемов выполняемой работы, выражаемого в баллах, вокзалы подразделяются на классы:

В зависимости от объема здания и расчетного числа одновременно находящихся в нем пассажиров, вокзалы различают по категориям:

Железнодорожный вокзал проектируется как единый комплекс, включающий в себя пассажирские здания, вспомогательные сооружения и перронные устройства для посадки и высадки пассажиров. Состав и размеры помещений вокзалов зависят от характера пассажиропотоков, типа вокзала, его расчетной вместимости. Вокзалы проектируются таким образом, чтобы обеспечить обслуживание пассажиров в кратчайшие сроки и при этом создать им максимальные удобства.

Вокзалы включают в себя пассажирские, административно-служебные и вспомогательные помещения.

Основными пассажирскими помещениями вокзалов являются:

Вестибюли и входные узлы здания вокзала являются организующими помещениями в направлении потоков пассажиров и помещениями, содержащими информационные устройства, служащие для облегчения функционирования вокзала (указатели, табло, информационные панели и т.п.) и устройства обеспечения безопасности.

Распределительные помещения (конкóрсы) представляют собой крытые вестибюли, предназначенные для связи между зданием вокзала и выходами на платформы.

Операционные залы предназначены для размещения билетных касс, справочных бюро, мест приема-выдачи багажа и т.п. Они обслуживают в основном отправление пассажиров (поездная информация, оформление проездных документов, багажные и почтовые операции и др.). Залы проектируются общими или раздельными для различных категорий пассажиров. Операционные залы должны иметь удобную связь с другими пассажирскими помещениями, выходами на платформы и привокзальную площадь. При больших потоках пассажиров выделяют отдельно кассовые залы.

Залы ожидания не должны быть проходными для других крупных помещений, они должны быть удобно связаны с ними и с выходами на платформы. Для транзитных пассажиров устраиваются комнаты матери и ребенка и комнаты отдыха.

Административно-служебные и вспомогательные помещения, связанные с обслуживанием пассажиров (помещения начальника вокзала (ЛВОК), дежурного по вокзалу, медпункт, линейный пункт полиции, санитарные узлы, парикмахерская и др.) располагают при операционных залах и залах ожидания. Помещения, не связанные с обслуживанием пассажиров (помещения начальника станции (ДС), дежурного по станции (ДСП), дежурного по парку (ДСПП) и др.) размещают со стороны перрона.

Пассажирские павильоны обслуживают главным образом пригородных пассажиров и имеют малую номенклатуру помещений, таких как: кассовый зал, часто совмещенный с залом ожидания и небольшое число служебных и вспомогательных помещений. Павильоны также могут иметь навесы над платформой.

Сервисное обслуживание пассажиров на вокзалах

Основной целью деятельности вокзалов является удовлетворение запросов пассажиров в предоставлении основных, сопутствующих и дополнительных видов сервисных услуг, расширение диапазона этих услуг и повышение качества обслуживания пассажиров с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей.

Работой вокзала руководят начальник вокзала и его заместители, а случае отсутствия руководства вокзала его работой руководят дежурные помощники начальника вокзала, работающие по сменам.

Крупные вокзалы выполняют весь комплекс операций по обслуживанию пассажиров:

Базовый перечень услуг, предоставляемых на територии вокзальных комплексов различных классов, а также требования к их качеству и потребительским характеристикам, определены государственным стандартом ГОСТ Р 58171-2018 «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров на вокзальных комплексах».

На вокзальных комплексах должна быть обеспечена безопасная и удобная посадка и/или высадка пассажиров в железнодорожный пассажирский подвижной состав и созданы условия для возможности безопасного и комфортного ожидания поезда.

Набор услуг, доступных для пассажиров и посетителей на территории вокзального комплекса, зависит от его класса.

На вокзальных комплексах всех классов пассажирам и посетителям должна быть обеспечена возможность пользования следующими обязательными услугами:

Минимально необходимый состав обязательных услуг, оказываемых пассажирам и посетителям на вокзальных комплексах в соответствии с их классами:

Наименование услугиСостав услугиКласс вокзального комплекса
ВнеклассныйI классII классIII классIV класс
Информационно-справочныеВизуальная информация+++++
Аудиальная информация+++++
Устная информация+++
Билетно-кассовыеОбслуживание в билетной кассе+++++
Билетопечатающие автоматы и терминалы самообслуживания+р*ррр
Услуги ожиданияЗалы ожидания++р
Предоставление условий для ожидания+++++
Санитарно-гигиеническое обслуживаниеТуалет+++++
Поддержание чистоты и порядка+++++
Медицинское обслуживаниеНаличие укомплектованной медицинской аптечки+++++

На вокзальном комплексе, в соответствии с его классом, пассажиры и посетители должны иметь возможность получения дополнительных услуг:

Наименование услугиСостав услугиКласс вокзального комплекса
ВнеклассныйI классII классIII классIV класс
Камера храненияПрием, хранение и выдача ручной клади в стационарной камере хранения++++
Автоматическая камера хранения+р
Услуги по перемещению ручной клади и багажа по территории вокзального комплекса++
Услуги ожидания в зале повышенного комфорта++
Санитарно-гигиенические услуги душевых кабинрр
Услуги парковки+р
Услуги такси+р
Услуги питанияРесторан+
Кафе и предприятия быстрого питания++р
Услуги предприятий торговлиПечатная продукция+++
Промышленные товары+++
Продовольственные товары+++р
Аптека++

Информационно-справочное обслуживание пассажиров и посетителей на вокзальных комплексах должно включать в себя:

Информация должна быть понятна, достоверна, актуальна и доступна пассажирам и посетителям в полном объеме в соответствии с режимом работы вокзального комплекса.

Визуальным способом (динамические информационные табло, информационные стенды, типографские плакаты, информационные буклеты, объявления в печатном виде) должна предоставляться следующая информация (закрашенными маркерами обозначена информация, которая должна предоставляться на вокзалах всех классов):

Некоторая информация (отмечена звездочками) должна периодически дублироваться аудиальным способом (голосовое оповещение диктором, автоинформатор).

Информация о наличии мест в поездах должна предоставляться пассажирам устно (работниками билетных касс, либо справочного бюро) и/или через информационно-справочные установки индивидуального пользования.

Услуги по оформлению проездных документов на территории вокзального комплекса должны быть доступны пассажирам и посетителям в следующем объеме:

Вид услугиКласс вокзального комплекса
ВнеклассныйI классII классIII классIV класс
Оформление проездных документов на поезда дальнего следования от станции, где находится вокзал+++++
Оформление проездных документов на пригородные поезда+++++
Оформление проездных документов на обратный проезд и проезд от другой станции+++
Оформление абонементных билетов на пригородные поезда+++++
Оформление возврата проездных документов+++++
Переоформление и восстановление проездных документов+++++
Распечатка проездных документов, ранее оплаченных через Интернет+++++
Оформление перевозочных документов на багаж+++
Оформление доплат и сборов+++++
Оформление проездных документов на другие виды транспортар

Пассажирам на территории вокзального комплекса должны предоставляться услуги кратковременного ожидания отправления:

Залы ожидания вокзальных комплексов должны обеспечивать пассажирам и посетителям комфортные условия проведения времени в ожидании пассажирского поезда и должны быть оборудованы креслами. Залы ожидания должны быть оборудованы электрическими розетками для зарядки переносных электронных устройств. В залах ожидания вокзалов внеклассных и I класса должен быть обеспечен беспроводной доступ в Интернет.

В непосредственной близости от залов ожидания и/или на их территории рекомендовано предоставлять пассажирам и посетителям возможность пользования услугами предприятий потребительского рынка и услугами питания.

В вокзальных комплексах внеклассных и I класса рекомендуется оборудовать залы ожидания повышенной комфортности, которые должны иметь:

Для обеспечения комфортного ожидания пассажирами поезда непосредственно перед его прибытием и/или отправлением платформы вокзальных комплексов рекомендовано оборудовать навесами, скамьями, урнами.

Для размещения транзитных пассажиров, которые могут находиться на территории вокзального комплекса достаточно продолжительное время в ожидании пересадки на другой поезд, на вокзале должны быть предусмотрены комнаты длительного отдыха и комнаты матери и ребенка. В комнатах длительного отдыха пассажирам предоставляются спальные места и постельные принадлежности, пользование душем и туалетом, хранение личных вещей, пользование бытовыми приборами, информационно-развлекательные услуги. Комнаты матери и ребенка предназначены для организации отдыха пассажиров с детьми и беременных женщин с предоставлением комнат для пеленания и игровых комнат.

Медицинские пункты вокзальных комплексов должны предоставлять услуги по оказанию первичной доврачебной и врачебной медико-санитарной помощи в неотложной и экстренной форме пассажирам и посетителям вокзального комплекса, а также в поездах во время их стоянки. В случае отсутствия медицинского пункта на территории вокзального комплекса должна быть в наличии медицинская аптечка для оказания первой помощи.

Услуга по перемещению ручной клади и багажа пассажиров, а также личных вещей посетителей на внеклассном вокзальном комплексе должна оказываться на платной основе носильщиками в границах территории вокзального комплекса. Пассажиры и посетители должны иметь возможность начать пользоваться услугами носильщика в удобный для них момент, с этой целью на вокзальном комплексе должна быть определена схема размещения носильщиков в период ожидания обслуживания:

Носильщики должны осуществлять доставку ручной клади и багажа пассажиров и личных вещей посетителей к указанному клиентом месту назначения вручную или с помощью специальных тележек.

Услуги по хранению ручной клади пассажиров и личных вещей посетителей на вокзальном комплексе должны предоставляться на платной основе в круглосуточном режиме и включать в себя прием, хранение и выдачу ручной клади пассажиров и вещей посетителей вокзального комплекса. Услуги по хранению ручной клади пассажиров и вещей посетителей могут оказываться как в стационарных камерах хранения, так и с использованием автоматизированных камер хранения.

С целью улучшения качества обслуживания пассажиров и посетителей на территории вокзального комплекса могут быть предусмотрены следующие услуги за дополнительную плату:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *