что такое пуруша и пракрити
Пуруша и Пракрити
Добрый день, уважаемые читатели. Мир и тело, в которых мы живём, являются двойственными. Добро и зло, свет и тьма, любовь и ненависть, материя и дух — в таких категория мыслит двойственный ум. У человеческого тела два глаза, два уха, две ноздри, две руки и даже два языка (включая язычок). Почему мы не задумываемся о причине, а принимаем двойственность как должное? Поговорим об этом с точки зрения Санкхьи — восточной философии дуализма.
Пуруша-сукта
В гимне Ригведы Пуруша-сукта говорится о космическом человеке, которому принадлежат все части живых существ во вселенной. Он видит через все глаза и говорит всеми языками. Размер Пуруши (космического человека) превосходит землю. Пуруша (мужская часть) и Вирадж (женская часть) являются переходящими друг в друга частями одного целого. В Пуруша-сукта описывается жертвоприношение, объектом и жертвователем которого является сам Пуруша.
Гуны
Гуны это обуславливающие начала материальной природы. Гуна в переводе означает верёвка. Существует три гуны: тамас — сопротивление и невежество (ниямана), раджас — действие (правритти) и саттва — проявление (пракаша).
Для изготовления верёвки берутся три нити и скручиваются между собой. Затем три таких скрученных верёвки из трёх нитей в каждой скручиваются между собой. И так далее, пока не получится толстая верёвка. Подобным образом действуют гуны. Они сплетают сложную верёвку и связывают Пурушу в Пракрити.
Для развязывания верёвки применяется следующий метод. Сначала раджасом преодолевается тамас, а затем раджас растворяется в саттве.
Пуруша и Пракрити
Пуруша и Пракрити являются фундаментальными понятиями философии Санкхьи. Они описываются неразлучными безногим Пурушей, сидящим на шее у слепой Пракрити.
Отсутствие ног у Пуруши символизирует отсутствие у него природы деятельности. Он наблюдатель Пракрити. Слепота Пракрити символизирует её иллюзорную природу и невозможность действия без Пуруши.
Соприкосновение Пуруши и Пракрити иногда рассматривают, как союз между пользующимся и доставляющим наслаждение и страдание.
С позиции Санкьи, причина и следствие рассматриваются, как части одного целого, пребывающего в проявленном и не проявленном состоянии. Санкхья определяет две первопричинные реальности: Пракрити (материальная первопричина) и Пуруша (Высшее «Я», сознание, дух).
Когда Пуруша разъединён с Пракрити, соблюдается равновесие гун. При соприкосновении Пуруши с Пракрити равновесие гун нарушается. Пуруша наблюдает в Пракрити волнение: гуны образуют мир объектов разнообразием комбинаций и пропорций.
Первым, что наблюдает Пуруша, это махат (великое) — основа всего материального и буддхи — тонкая субстанция умственных процессов, интеллект, осознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает ахамкара (эго). В зависимости от «рисунка» гун из ахамкары возникают пять органов восприятия, пять органов действия, манас, пять танматр (тонких элементов, потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых в свою очередь возникают пять материальных элементов: акаша (эфир, пространство), воздух, огонь, вода, земля.
Пуруша, увлечённый объектной игрой Пракрити, находится в состоянии иллюзорной связанности, приносящей страдание. В момент, когда Пуруша разъединяется с Пракрити, происходит его «освобождение».
Неразличение и иллюзия
До момента эволюции Пракрити в махат, существует только неразличение, которое вызывает соприкосновение между Пурушей и Пракрити. Соприкосновение происходит до момента, когда Пуруша обнаружит своё отличие от постоянно свертывающегося и развертывающегося мира Пракрити. Соприкосновение между Пурушей и Пракрити нереально, поскольку во-первых, оно распадается при возникновении истинного познания, во-вторых, оно не производит новых качеств и свойств в Пуруше.
Освобождение
Освобождение есть избавление от страданий, а не уход от бытия. То есть, существование продолжается, но меняется его качество. С прекращением игры Пракрити её развитие свёртывается к изначальному состоянию.
Освобождение подразумевает прекращение Пурушей созерцания бездеятельной Пракрити и в тоже время созерцание не прекращается. Освобождённые Пуруши становятся провидцами без провидения, зеркалами без отражения. Свобода подразумевает вневременное блаженство чистого сознания в бескрайней пустоте от пребывания в отделённости от «загрязнений» Пракрити.
Физкультура для всех:
для детей и взрослых
Устройства мироздания согласно философии йоги. Пуруша, Атман, Брахман, Ишвара, Пракрити, Гуны
Согласно учению йоги, мироздание представляет собой сложную иерархическую структуру, состоящую из многих компонентов. Некоторые из них будут перечислены ниже.
Пуруша (или Пуруса)
Понятие «Пуруша» часто переводят как «личность», но это не та личность (с маленькой буквы), из черт которой состоит индивидуум. Пуруша — это личность «с большой буквы», ничем не ограниченная форма бытия, принадлежащая всей Вселенной. Ее можно описывать многими словами, такими как «вселенская мудрость», «чистое сознание», «душа», «дух», «бесконечная энергия», «знание» и, наконец, «абсолют». Это — то состояние, которого пытается достичь всякий, кто занимается йогой — состояние истинной духовной самореализации.
Во многих философских системах, о которых было упомянуто выше, это состояние личности рассматривается как нечто оторванное от повседневного мира. Сам Патанджали затруднялся в определении этого понятия, потому что, в самом деле, довольно сложно объяснить процесс перехода личности из обычного состояния в состояние Пуруша. Однако как личность, находящаяся в стадии Пуруша, так и весь окружающий мир имеют одну незыблемую составляющую: вселенский разум, играющий роль связывающей их силы.
В прочих школах йоги Пуруша рассматривается как часть человеческого бытия и личностного опыта. Эти школы ставят своей главной целью устранение всевозможных ограничений и стирание границ между личностью и миром для того, чтобы стало возможным познание внутреннего мира человека и окружающего его мира как единого целого. В более поздней традиции понятие «Пуруша» стало связываться со вселенским началом — деятельной ипостасью сознания.
Понятие «Пуруша» можно истолковать как «изначальную вселенскую материю», чистую энергию, существовавшую до создания мира. Все остальное — лишь производные этой чистой энергии, оставленной на волю случая и, таким образом, подверженные А «разложению». Возможность связи с этой первоначальной чистотой составляет основу духовной философии йоги.
Атман
Некоторые школы разделяют высшую Личность на несколько ипостасей. Их общее название — Атман; это понятие более гибко и более применимо к человеческой личности, чем Пуруша. Эти ипостаси имеют больше общего с человеческим сознанием и в полном смысле слова отвечают за него.
Атман также можно описать как психологическое состояние человека, что делает это понятие более доступным для осознания. Однако в некоторых философских школах Атман является синонимом Пуруша. Вступая в контакт с Атманом, заключенным в нашей собственной личности, мы можем открыть себе дорогу к изначальному и общему состоянию мира Пуруша, включающему в себя все частные проявления.
Брахман
Понятие «Брахман» аналогично понятию «Атман», однако между ними все же есть некоторая разница. Брахман — это состояние божественного озарения, наивысшего сознания. Опять-таки, это понятие очень тесно соотносится с понятием «Пуруша», хотя Брахман представляет собой более определенную «высшую личность», во многом сходную с европейским представлением о Боге. Эта «высшая личность» определяет все состояния и законы мира вещей.
И все же понятие «Брахман» не следует представлять себе как фигуру создателя, наблюдающую за своим творением. Брахман способен присутствовать в материальном мире, не являясь, однако, его частью; при этом он не обязательно оторван от него. Так же как и Атман, Брахман легче поддается осознанию, нежели такое всеобщее и потому неопределенное понятие, как «Пуруша». Мы можем представить себе «высшую личность» как вне, так и внутри нас самих.
Ишвара
Согласно классической индийской философии Ишвара — это, строго говоря, одно из названий «Творца» (то есть Брахман). Ишвара может создавать, наблюдать свое творение, а затем разрушать его. Это понятие наиболее близко к нашему представлению о Боге, а само слово можно перевести как «повелитель». Как и понятие «Бог», Ишвара является предметом поклонения.
Также Ишвара характеризуется как одна из составных частей бесконечности. Патанджали представлял себе Ишвара разновидностью Пуруша, единственным в своем роде состоянием вечности, подвластным воздействиям извне.
Пракрити
Пракрити отражает мир таким, каким мы его видим. Можно толковать это понятие как «природу», «сущность», «творение», «самовыражение» и т.д. Его также представляют как воплощение женского начала (это представление особенно характерно для Тантра). Несмотря на то что это понятие принято отождествлять с бренным материальным миром, Пракрити также вечно и не подвластно разрушению, как и его противоположность Пуруша. Как же это следует понимать? Дело в том, что в основе обоих понятий лежит одна и та же изначальная чистота Вселенной, но Пракрити имеет одну особенность — способность подталкивать мир к переменам.
Понятие перемен является одним из основных в индуистском учении о смерти и перерождении. Пока мы живем, мы находимся в активной форме существования — Пракрити. Умирая, мы возвращаемся в его пассивную форму, которая существует вечно. Наша задача заключается в том, чтобы, находясь в стадии жизни, получить представление о том, что такое вечность, даже если для этого от нас потребуется умение вступать в контакт со сверхъестественной формой сознания. Будучи сами по себе частью природы, мы оторваны от когда-то породившего нас источника жизни. Если воспользоваться в качестве примера уже известной нам древнеиндийской притчей о трех слепых и слоне, нас можно сравнить с какой-либо частью слоновьего тела — хвостом, ушами или хоботом; но мы должны отдавать себе отчет в том, что являемся частью некоего целого.
В зависимости от того, как представлять себе соотношение между Пракрити и Пуруша (видеть в них одно целое или две противоположности), можно подходить к классической индийской философии с позиций дуализма или, наоборот, монизма. Согласно учению йоги, мы должны выйти за пределы материального мира Пракрити для того, чтобы достичь единства с Вечностью.
Гуны
Гуны — это три основные движущие силы мира Пракрити. Их можно описать как «материю», «причину», «свойство», «энергию», «составные части», «элементы» — на наше усмотрение. Когда Пракрити находится в состоянии покоя, Гуны компенсируют друг друга. Когда Пракрити переходит в активное состояние, Гуны сталкиваются между собой, и каждая старается взять верх над остальными.
Каким бы словом мы ни определяли Гуны, они, так или иначе, находят свое отражение в реальном мире. Гуна под названием Раджас активна, подвижна, энергична и побудительна. Гуна под названием Тамас пассивна, замкнута, ей свойственны стойкость и способность к сопротивлению. Саттва — это Гуна изначального разума. Таков, если можно так выразиться, продольный срез системы Гун, которые, находясь в состоянии равновесия друг с другом, обеспечивают порядок и мир. Эта система придает мирозданию чистоту и свет. Наиболее благоприятной, однако, считается ситуация, в которой преобладает влияние Саттва.
Гуны находятся в постоянном и взаимосвязанном движении. Они характерны для любого предмета или явления, начиная от человеческого поведения и заканчивая чувствами, которые у нас вызывают музыка, цвет, растения и пища. Можно повнимательнее взглянуть на окружающий мир и убедиться в том, что Гуны активно заявляют о своем существовании даже в нашей повседневной жизни. Например, дети, как правило, руководимы Гуной Раджас, но влияние на них Гуны Тамас может преобладать в том случае, если они больны или чем-либо расстроены. Мы сами также можем переходить из-под влияния одной Гуны под влияние другой в течение одного дня.
Мы будем развивать наше духовное зрение, внимательно отмечая и характеризуя с точки зрения теории Гун, наши состояния во все моменты нашей жизни (при этом не осуждая и не оценивая то или иное проявление, а стараясь быть как можно более объективным). Такоё спокойное наблюдение уже само по себе усилит нашу способность концентрироваться, то есть позволять Гуне Саттва преобладать в нас. Свойство именно этой Гуны в том, что она, как мы уже говорили, является связующим звеном между Пракрити и Пуруша, так что чем более явно она будет преобладать в нашей жизни, тем большую возможность контакта со вселенским разумом мы получим.
Здоровье и йога
Для того, чтобы выйти за границы материальной природы, садхака должен хорошо ориентироваться в ее географии и составляющий ее элементах.
Природа (практрити) состоит из космического разума (махат), которому характерны три качества (гуны):
— свет (саттва)
— движение и действие (раджас)
— инерция (тамас)
Гуны, постоянно меняясь, создают безграничное многообразие форм материи.
Пракрити находит свое проявление в пяти элементах: воде, земле, огне, воздухе и эфире.
Её энергия также присутствует в пяти тонких проявлениях вкуса, запаха, формы, звука и осязаемости.
Индивидуальным проявлением космического разума (махат) служит сознание (читта).
• ум (манас), который перерабатывает информацию, поступающую от пяти органов чувств (обоняние, осязание, зрение, вкус, слух) и реализует ответные импульсы при помощи пяти органов действий (рот, ноги, руки, органы выделения и репродуктивные органы)
• разум (буддхи), который обладает способностью к различению
• эго (ахамкара), маленькое, индивидуальное «я» человека
Помимо этого, человек обладает совестью (антахкарана, дхармендрийя), которая выступает вместилищем нравственных и этических принципов.
Антахкарана способствуют разделению в поведении человека и его стремлениях благое и не благое, а также помогает взращивать сознание (читту), направляя ее на совершение правильных поступков.
Согласно учению йоги, глубоко внутри каждого из нас есть неиссякаемый источник, который, в отличие от всего остального, не подвержен изменениям. Он именуется пурушей или драштри – «тем, кто видит», или «тем, кто видит правильно». Это та сила, которая дает нам возможность точного и правильного восприятия.
Таким образом, согласно представлениям йоги, пракрити и пуруша являются изначальной парой, двумя полюсами Мироздания.
Основная цель практики йоги – очистить свое восприятие и научиться управлять собой для того, чтобы пуруша смог проявиться во всей силе своего ослепительного блеска. В этот момент садхака выходит из-под власти материальной природы (пракрити) и достигает кайвальи (окончательного освобождения).
Санкхья, брахманская философия
Для лучшего понимания Джйотиша невозможно обойтись без понимания философии Cанкхья. Предлагаю вспомнить основные предметы учения.
Санкхья (санскр. saṃkhyā – исчисление) – одна из шести ортодоксальных брахманских философских школ, основанная мудрецом Капилой в VII—VI вв. до н. э. Некоторые философы считают, что название школы отражает ее цель – правильное понимание реальности посредством перечисления элементов бытия от исходной причины до всего многообразия материальных объектов.
Санкхья в своём развитии прошла четыре периода от теистического до атеистического и обратно. Теистическая санкхья представлена в Махабхарате, Бхагавад Гите, Пуранах. Атеистическая – в буддизме, ньяя-вайшешике.
Метафизическая теория эволюции
Основополагающей мыслью в учении считается понятие о причине и следствии бытия, при этом и то и другое являются частью одной субстанции, проявленной или непроявленной. Ткань не является чем-то иным, чем нити. Глиняный горшок является по сути тем же самым, что и его материальная причина – глина. Следствие скрытым образом предсуществует в причине, для его проявления нужно внешнее воздействие. В зернышке кунжута уже содержится масло, но чтобы это масло получить, нужно надавить на него.
Признаются две исходные реальности – пракрити (материя) и пуруша (дух, высшее я).
Пуруша инертен, пассивен, неизменен, но обладает сознанием. Пракрити же активна, изменчива, она не имеет сознания, но имеет “руки” и “ноги”, является творческой энергией вселенной. Пракрити – единство противоположностей, первопричина всех материальных объектов. Пракрити состоит из трех гун, находящихся в равновесии. При соединении Пуруши и Пракрити возникает весь проявленный мир. Тригуна выходит из равновесия, начинается процесс дифференцирования, эволюции от тонкой материи к плотным первоэлементам.
Качества Пуруши
— Сат. Вечность, истина. Пуруша не поддается и не изменяется под влиянием времени.
— Чит. Чистое сознание, которое не меняется от соприкосновения с материей, не приобретает отпечатки и атрибуты.
— Ананда. Все время растущее блаженство, не имеющее ни начала, ни конца.
Качества Пракрити
Гуна – составной элемент, компонент материи, то, посредством чего работает материя. Гуна переводится как веревка, потому что связывает душу с миром.
— Саттва-гуна. Основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью. Представляет собой природу удовольствия. Объекты, обладающие этим элементом просветляют живое существо, приносят блаженство и счастье.
— Раджо-гуна. Основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением. Представляет собой крайности, будоражит чувства. В нашей жизни раджас является причиной всех страданий, так как заставляет наш ум следовать своим желаниям. Раджас помогает неактивным элементам – саттве и тамасу – выполнять свои функции.
Продукты эволюции
Итак, преследуя каждый свои цели (Пракрити стремиться быть признанной, а Пуруша – отличить себя от последней, познать себя и тем самым достигнуть освобождения), Пракрити и Пуруша соединяются, нарушая равновесия гун. В бесконечных недрах пракрити начинается волнение, каждая из гун пытается установить господство над другими, и так, в процессе дифференцировки, соединения гун друг с другом в различных соотношениях, создается все разнообразие материальных объектов. Эволюция совершается следующим образом в порядке возникновения:
— Буддхи или Махат. Вселенский разум, чистая потенция, в котором ещё отсутствуют субъектно-объектные отношения. Его задача проявлять себя. Занимается дифференциацией и принятием решений на уровне макро и микро космоса. Будучи принадлженостью индивида, буддхи является интеллектом. Интеллект возникает из преобладания в пракрити элемента саттва. Его естественной задачей является осознавания себя и принятие решений по поводу объектов. Саттвичный интеллект обладает познанием, добродетелью, отрешенностью и превосходством. Если интеллект затронут тамо-гуной, приобретает такие атрибуты, как порок, привязанность, несовершенство, неведение. Пуруша выходит за пределы всех материальных качеств, поэтому буддхи отличается от Пуруши, но ближе всего стоит к “Я”, он отражает сознание “Я” таким образом, что сам становиться разумным, позволяя “Я” отличить себя от Пракрити.
— Ахамкара – эго. Отождествление, формирование понятий “я” и “мое”. За счет такого отождествления “Я” начинает мыслить себя причиной действий, думает, что имеет те или иные качества. Происходит заинтересованность субъекта в объектах, которые теперь мысляться как “мои”.
В аханкаре перобладает одна из гун. Из саттва-аханкары возникают 11 органов чувств (кармендрии, джянендрии и манас). Из тамас-аханкары возникают танматры – тонкие первоэлементы. Раджас-ахамкара обеспечивает их энергией, необходимой для трансформации.
— Манас – психика, ум. Мозг – центральный огран нервно-психичекой деятельности, который контролирует функцию органов чувств и двигательных органов. Манас воспринимает разнородные данные, которые поставляют органы чувств, интерпретируя неопределенные впечатления в ясные и четкие. Манас воспринимает и телесные чувства и себя самого.
Манас, ахамкара и буддхи образуют три “внутренних органа” и перерабатывают впечатления прошлого, настоящего и будущего.
— Танматры – тонкие элементы, родовые сущности. Их невозможно почувствовать обычным восприятием. Звук (шабда), осязание (спарша), форма (рупа), запах (гандха), вкус (раса).
— Махабхута – первоэлементы, грубые элементы. Из тонких элементов образуются 5 первоэлементов, необходимых для вторичной эволюции, постоянной смены, возникновения, распада и пребывания. Изсущности звука возникает эфир (акаша), обладающее качеством звука. Из сущности осязания в сочетании со звуком возникает ветер (вайю), обладающий качествами звука и осязания. Из сущности формы, осязания и звука возникает огонь (теджас), обладающий соответствующими качетвами. Из сущности вкуса, формы, осязания и звука возникает вода (джала или апа). Из сущности запаха, вкуса, формы, осязания и звука возникает земля (притхиви).
— Кармендрия – активно действующие чувства. 5 действующих органов дают возможность говорить, схватывать, ходить, выделять и размножаться.
— Джнянендрия – воспринимающие чувства. 5 органов чувств (уши, кожа, глаза, язык и нос) воспринимают слышимое, осязаемое, видимое, вкусы и запахи.
Вселенная связана с миром многих “Я”– свидетелей ее существования, она не существует независимо ни от чего. Мир не является ни танцем слепых атомов, ни полем применения слепых механических сил, производящих его без всякой цели: мир служит самым важным целям моральной, или, лучше сказать, духовной, жизни. Если дух является реальностью, то должно быть надлежащее соответствие между моральными достоинствами и радостями или печалями, испытываемыми в жизни. Согласно философии санкхья, превращение Пракрити в мир объектов предоставляет духу возможность наслаждаться или страдать в соответствии с его достоинствами или недостатками. Но конечной целью эволюции Пракрити является сосвобождение (мокша) “Я”. Именно в полной моральных испытаний жизни, в развивающейся вселенной “Я” осознает свою истинную природу.
Возвращение к Пуруше
Наша жизнь переплетена двойственностью. Мы все стремимся к удовольствиям и всячески стараемся избежать страданий. Но все наши кратковременные периоды счастья и наслаждения конечны, и приносят только временное облегчение. Тем, кому удалось избежать все виды страданий (страдания, получаемы от телесных и душевных болезней, от людей, зверей и стихии, от духов и привидений), не устоят перед старостью и смертью. Следует отказаться от бесконечного поиска наслаждений и выбрать менее привлекательную вначале, но более разумную и оправдывающую себя в последствии цель – освободиться от страданий. Главная цель – это муки, освобождения.
Глава 7 Пуруша и Пракрити
Глава 7 Пуруша и Пракрити
Майя испытывает бесконечную любовь и тяготение к Душе, или Пуруше. Она всегда стремится достичь Бога и слиться с Ним. Такое же вечное стремление к Богу заложено и в самом Творении. Поэтому в Пуранах часто встречается изречение, что Пуруша привязал себя к миру. Живя в мире материальных форм, среди бесконечного разнообразия человеческих личностей, мужчин и женщин, вы не должны забывать, что все это разнообразие существует только в пределах Пракрити. Когда дело касается Пуруши, таких различий быть не может.
Я хочу продемонстрировать на маленьком примере всю глубину нашего неведения по отношению к окружающей действительности. У слепого человека родился ребенок, но ему никогда не суждено увидеть свое дитя собственными глазами. Однако это не мешает отцу делать все возможное, чтобы ребенок был счастлив, так как он убежден, что это «его»ребенок. Мы подобны слепцам в своей уверенности, что сами создаем себе подобных и своими руками «творим» природу и материальный мир. Хотя мы не способны увидеть Пракрити в истинном свете, мы развиваем к ней привязанность подобно слепому, который, хотя и не способен увидеть ребенка и узнать его, называет его «своим».
В Индии издревле существуют восемь путей, помогающих человеку утвердиться в знании Божественного. Первый путь связан с шабдой, или звуком, второй путь имеет основой движение и особые позы и жесты; третий путь использует излучение, сияющий свет и т.д. Эта восьмеричная система, включающая разные методы духовной, умственной и физической тренировки, получила название Аштанга йога и была создана, чтобы облегчить человеку путь к Богу. Ее отдельные части называются: яма, нияма, асана и т.д., и все они связаны с различными видами практик.