что такое пунктуационный разбор предложения 5 класс
Пунктуационный разбор предложения
Различают три взаимосвязанных вида разбора предложения:
Пунктуация играет важную роль в составлении высказывания, наполняя его чувствами и выделяя важные моменты повествования.
Умение правильно разобрать предложение пунктуационно – залог грамотности, поскольку вероятность ошибиться в расстановке знаков препинания становится минимальной.
Пунктуационный разбор предложения разделен на несколько основных действий:
Когда текст содержит внутри прямую речь, то сначала выделяем слова автора, затем прямую речь. От ее местонахождения зависит расстановка знаков препинания. Если слова героя стоят перед или за словами автора, то для оформления прямой речи нужно 4 знака препинания. Если комментарии автора разрывают текст героя, то будет 7.
Образцы выполнения пунктуационного разбора предложения:
(1) — сложное двусоставное предложение с двумя придаточными (2).
(4) – предложение заканчивается точкой, следовательно, оно невосклицательное и повествовательное по содержанию.
(1) – сложноподчиненное предложение, соединенное подчинительным союзом «что». Первая грамматическая основа с однородными сказуемыми, связанными союзом «и» – «смотрел» и «думал» — запятая в этом случае не ставится.
(2) – предложение заканчивается точкой, следовательно, оно невосклицательное и повествовательное по содержанию.
(1) – простое двусоставное предложение, так как грамматическая основа одна. К нему присоединены причастные обороты.
(2,3) – перечисление словосочетаний, выраженных причастными оборотами.
(4) – вопросительное предложение, так как интонация и содержание предполагают вопрос.
(1) – простое двусоставное предложение, где «все привлекало» — обобщающее словосочетание, за которым идет перечисление. Поэтому здесь ставится двоеточие.
(2,3,4,5) – однородные дополнения, соединенные запятыми.
(6) – предложение заканчивается точкой, следовательно, оно невосклицательное и повествовательное по содержанию.
(1,6) – кавычки, которые выделяют прямую речь в тексте.
(2,3,4,5) – оформление прямой речи в случае, когда комментарии автора разрывают слова героя.
(7) – повествовательное невосклицательное предложение, так как на конце предложения точка.
Слова автора – это простое двусоставное предложение.
Текст героя – сложноподчиненное предложение с причинным союзом «потому что».
Презентация «Пунктуационный разбор предложения» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Пунктуационный разбор предложения
Немного истории До конца XV в. тексты писались без промежутков между словами. Раньше всех появилась точка (в XV в.). Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Сегодня мы пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 г., т.е. 62 года назад. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить», «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (черточка) – из нем. Divis (от лат. divisio – раздельно); тире (черта) – от франц. tiret, tїrer – растягивать.
В русском языке XVI-XVIII вв. вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления. Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV в. Считается, что это слово произошло от «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться».
Докажите, что одна запятая может изменить смысл высказывания. Один преступник, присуждённый к смертной казни, подал своему королю прошение о помиловании. Великодушный король наложил на прошении резолюцию: «Помиловать, нельзя казнить!» Но секретарь по ошибке переставил запятую, и резолюция получилась в таком виде: «Помиловать нельзя, казнить!» Таким образом, неправильно поставленная запятая стоила жизни несчастному преступнику. из книги И.К. Гана «Знаки препинания»
Ещё в Древней Греции был известен рассказ о завещании, в котором говорилось, что наследники должны были поставить в память завещателя «статую золотую пику держащую». Разгорелись страстные споры. Одни доказывали, что согласно документу требуется поставить «статую золотую, пику держащую». Наследникам это грозило бы разорением, потому они склонились к другому прочтению текста. Догадались, к какому? из книги И.К. Гана «Знаки препинания»
Лингвистический эксперимент: какой вариант выберете вы, а какой – учителя и родители? Учить нельзя забыть Уходить домой нельзя есть мороженое
Чем отличаются предложения? Что повлияло на различие в смысле фраз? На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата, своего товарища. На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата своего товарища.
Вы получили телеграмму. Что остается неясным в тексте телеграммы? Встречайте утром выезжаю Маша
На письме без знаков препинания и знания пунктуационных правил обойтись невозможно… Антон Кирилл Кто прав? Зачем нужны все эти двоеточия, тире, запятые? Вот до XV в. вообще не было знаков препинания. А сейчас их сколько! Попробуй разберись, где какой знак ставить!
В школе изучается 10 знаков препинания: точка запятая точка с запятой двоеточие тире вопросительный знак восклицательный знаки многоточие скобки круглые кавычки
Задание: расставьте знаки препинания, произведите пунктуационный разбор предложений. Мальчик глубоко нырнул но дна не достал Чего тебе надобно старче
Работа в парах: Спишите оба предложения. Поставьте знаки препинания. Решите, кто будет устно разбирать первое предложение, а кто – второе. Поднимите руку, когда будете готовы. Наступило утро и наш пароход подошел к Астрахани Ты по этой дороге шла Марина
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данный ресурс содержит материал, который поможет провести урок в 5 классе на тему «Пунктуационный разбор предложения «. Презентация расскажет учащимся о знаках препинания и правильной их расстановке. Это занятие будет необычным, потому что весь материал будет представлен в виде исторических рассказов и интересных фактов, а не правил и определений, как это обычно бывает. Учащиеся узнают о том, как появились, что означают, для чего нужны на письме такие знаки препинания как точка, скобки, двоеточие, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и другие.
Номер материала: ДБ-431984
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что значит и как делать пунктуационный разбор предложения
Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков русского языка. Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения….
Что такое пунктуационный разбор
Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:
Пунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.
Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.
Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.
Выполнение пунктуационного разбора предложения строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:
Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:
Пунктуация конца речевой единицы
Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания:
В конце предложения знаки препинания могут сочетаться:
Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.
Пунктограммы ПП и СП
В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.
Тире следует ставить:
Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.
Пунктуация при наличии однородных членов
Запятые не нужно ставить, если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:
Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:
Выделение на письме прямой речи
Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):
Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.
Пунктограммы русского языка
Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:
Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:
Пунктуационный разбор предложения схема и образец
[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)
Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:
1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.
1 – запятая отделяет придаточное «который знал».
2 – завершает придаточное.
3 – продолжение основной главной части.
4 – начало третьего придаточного.
5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».
6 – не требуется выделение: есть союз «и».
[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни), 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)
Точка – завершение повествовательного предложения.
Начало придаточного. Всего 4 придаточных.
2, 3. Деепричастный оборот.
Начало второго придаточного.
5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.
Начало и конец придаточного.
Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.
Порядок пунктуационного разбора простого предложения
Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:
Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4
4 – Точка. Высказывание повествовательное.
1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.
2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.
Примерный план разбора:
Как разбирать сложную конструкцию:
Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:
Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3
Пояснения:
3 – Точка, предложение повествовательное.
1 – запятая между ПП.
2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.
Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6
6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.
1 – начало первого придаточного.
2 начало второго придаточного.
3 – разграничение однородных придаточных.
4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».
5 – выделение деепричастия.
Пример пунктуационного разбор предложения
Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор
Вывод
Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.
Пунктуационный разбор простого предложения
Урок 20. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Пунктуационный разбор простого предложения»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что мы знаем о знаках пунктуации?
· Как выполнить пунктуационный разбор?
· Чем отличаются устный и письменный разборы?
Вспомним, что пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются знаки препинания и правила их расстановки.
Само слово пунктуация – латинское и произошло от латинского слова punctum, то есть точка.
Чтобы узнать, как выполнить пунктуационный разбор, мы наведаемся на Фабрику предложений.
Сегодня мы посетим цеха, в которых ведётся работа со знаками препинания.
Например, в цехе №1 рассматривают знаки препинания в конце предложения. Сегодня здесь как раз получили новое предложение:
На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.
Это ученик мастера, Гриша. Сейчас он будет разбирать это предложение.
– А что же ты будешь искать? – интересуется мастер. – Разве ты знаешь, какие знаки и почему должны стоять в конце предложения?
Сходи-ка на склад знаков препинания.
Заведующий складом Иван Петрович помог Грише отыскать ящики с точками, вопросительными знаками и восклицательными знаками.
– Вот такие знаки и стоят в конце предложения!
– Но от чего это зависит? – задумался Гриша. – Нужно спросить у отдела информации!
Вернёмся вместе с Гришей в наш цех. Мы видим, что в конце предложения ставится знак завершения – точка. Потому что это предложение – повествовательное, невосклицательное.
И теперь мы можем перейти в следующий цех. Это цех разделительных знаков препинания.
Ведь в середине предложения могут стоять знаки препинания двух видов: разделительные и выделительные.
Надо бы посмотреть, какие разделительные знаки есть на складе.
– Вот тире, – говорит Иван Петрович, подводя Гришу к новым ящикам. – Вот тут запятая, а тут двоеточие… Это всё – разделительные знаки препинания.
– Что же они разделяют? – удивляется Гриша.
– Это уж ты в отдел информации обратись. Они-то знают!
И действительно, сотрудница отдела готова все объяснить.
– Ух ты, сколько информации! – удивляется Гриша. – Хорошо, теперь вернёмся в цех и постараемся отыскать разделительные знаки препинания. Тире между подлежащим и сказуемым? Кажется, такого нет. Может быть, здесь есть однородные члены? Или обобщающие слова перед ними?
Три однородных подлежащих: помидоры, огурцы и капуста. Подчеркнём их.
Между подлежащими помидоры, огурцы ставится знак разделения – запятая, т. к. они являются однородными, связь между ними бессоюзная.
Между однородными подлежащими огурцы и капуста не ставится запятая, т. к. они соединены неповторяющимся союзом и.
Время перейти в другой цех! Здесь занимаются выделительными знаками препинания.
Но на склад сходить все-таки придутся.
А почему это на складе всего один ящик, с запятыми?!
– Так больше ничего не завезли, – отвечает заведующий. – Приходите в старших классах, тогда у меня знаков выделения побольше будет!
Ну, ничего! Зато теперь известно, что запятая бывает и разделительной, и выделительной.
– Вот только, – задумался Гриша, – что же она может выделять?
– Обращение! – приходит на помощь отдел информации.
– Так, – сказал Гриша, выслушав, – вернёмся в цех. Информация очень полезная. Но в нашем предложении я что-то не вижу запятых. Значит, предложение смело можно отправлять дальше, в цех тестирования готовой продукции.
Ведь нужно объединить все, что мы узнали о знаках препинания в этом предложении!
В конце предложения ставится знак завершения – точка, потому что предложение повествовательное, невосклицательное.
Между подлежащими помидоры, огурцы ставится знак разделения – запятая, т. к. они являются однородными, связь между ними бессоюзная.
Между однородными подлежащими огурцы и капуста не ставится запятая, т. к. они соединены неповторяющимся союзом и.
Гриша блестяще справился с заданием.
А мы получили образец пунктуационного разбора. Конечно, это – образец устного разбора.
Письменный разбор простого предложения совсем несложный. В нем мы подчёркиваем однородные члены. И показываем, что они отвечают на один вопрос – что? И относятся к одному сказуемому – лежат.
Итак, что нам потребуется для пунктуационного разбора?
· Сначала мы определяем, какие знаки ставятся в конце предложения. Называем причину их постановки.
· Потом обращаем внимание на разделительные знаки – тире между подлежащим и сказуемым, запятые между однородными членами, двоеточие перед обобщающим словом. Называем причину.
· Наконец, мы смотрим на выделительные знаки, то есть, запятые после обращения.
И теперь самое время для небольшой тренировки.
Разберём вот такое предложение.
Ребята, сколько можно отвлекаться?!
В конце предложения ставятся знаки завершения – вопросительный и восклицательный, потому что предложение вопросительное, восклицательное.
После слова ребята ставится запятая – знак выделения после обращения.
Разберём ещё одно предложение.
Лето – прекрасная, чудесная пора!
В конце предложения ставится знак завершения – восклицательный знак, потому что предложение повествовательное, восклицательное.
Между подлежащим лето и сказуемым пора ставится тире – знак разделения, так как подлежащее и сказуемое выражены существительными.
Между определениями прекрасная, чудесная ставится разделительная запятая, так как они являются однородными, связь между ними бессоюзная.
Итак, что же нам требуется запомнить?
· При разборе пунктуационного предложения мы сначала обращаем внимание на знаки завершения. И называем причины их постановки.
· Потом мы смотрим на знаки разделения, если они есть. Называем причину постановки.
· Наконец, мы обращаем внимание на выделительные знаки, если они есть. И называем причину их постановки.