что такое публичный характер власти
Публичная власть
Публи́чная вла́сть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.
Содержание
Виды публичного управления
Оно осуществляется органами, которые созданы мировым сообществом (органы ООН, прежде всего Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея) или региональными международными объединениями
Оно осуществляется в пределах государственно организованного общества той или иной страны (в настоящее время в мире 200 государств).
Органы публичной власти
Публичную власть реализуют различные органы. Например, в Российской Федерации к органам публичной власти относят:
Публичная власть и государственная власть
Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Публичная власть» в других словарях:
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей … Юридическая энциклопедия
Публичная власть — один из важнейших признаков государства (См. Государство). Марксистско ленинская теория государства рассматривает П. в. как специфическая разновидность общественной принудительной власти, возникшую с расколом общества на антагонистические … Большая советская энциклопедия
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — см.: На родовластие. Политическая власть … Энциклопедический словарь конституционного права
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — (public power, от лат. publicus общественный) власть (в присутствии публики) открытая народу и его суждениям, общественная по характеру, не частная, вовлекающая в управление широкие круги населения … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей … Энциклопедический словарь экономики и права
ВЛАСТЬ ПУБЛИЧНАЯ — ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ … Юридическая энциклопедия
Власть (государство) — Политическая власть способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Содержание 1 Концепции и трактовки 2 Основные черты политической власти … Википедия
ВЛАСТЬ ПУБЛИЧНАЯ — (см. ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Власть публичная — волевое отношение между людьми по организации их совместной деятельности, выработке и осуществлении общей для данного социального коллектива воли. Власть публичная имеет место там, где необходима разнообразная нормативно регламентированная… … Теория государства и права в схемах и определениях
Что такое публичный характер власти
Что такое «публичная власть» и «федеральные территории» в поправках в Конституцию
Много обсуждений вызвали поправки, вносящие в Конституцию два новых понятия: «публичная власть» и «федеральные территории».
Разберёмся, что это за понятия.
Скажу сразу, что никакой конспирации в этом понятии нет. Оно раскрывается в части 3 статьи 132.
«Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации».
Публичная власть — это власть государства над обществом. Публичной она называется потому, что противопоставляется другим разновидностям власти: корпоративной власти (власть директора в компании), частной власти (власть отца или матери в семье) и другим.
Понятие «публичной власти» — термин больше из юридической теории, чем из практики. Но в том, что его решили ввести в Конституцию, нет ничего такого.
В качестве подтверждения приведу слова Вениамина Евгеньевича Чиркина — советского и российского учёного-правоведа, специалиста по теории государства и права, доктора юридических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ, Заслуженного юриста РФ, ветерана Великой Отечественной войны.
Он, в своей работе «Государствоведение» (2000 год, 81 с.), писал:
«Государственная власть, как власть социальная, является не частной, а как это имеет место в семье, не корпоративной, как в организации, а публичной. Это — власть, действующая от имени всего общества».
Уж если не моему, что мнению столь авторитетного учёного явно можно доверять.
Публичная власть в нашем государстве существует давно. Это Президент, Правительство, различные Министерства и ведомства, Госдума и Совет Федерации, региональные и муниципальные органы власти. Все они составляют единую систему органов публичной власти. Публичная власть точно так же существовала в СССР и в Российской империи.
А вот здесь уже сложнее. Понятие это действительно новое. В существующем законодательстве термин «федеральных территорий» не раскрывается.
В новой редакции статьи 67 сказано, что федеральные территории создаются специальным законом. Вероятно, из него и будет подробнее ясно, что это за территории, каков их статус и зачем они нужны. Самого закона пока нет, однако есть пояснения инициаторов этой поправки.
Подразумевается, что это будут территории с неким особым статусом. Например, звучало предположение, что статус федеральной территории может получить Арктическая зона.
По замыслу авторов, федеральные территории не будут входить в состав ни одного из существующих регионов.
Но вся территория страны уже поделена между регионами — «ничейной» земли у нас нет, каждый кусочек входит в тот или иной регион.
Тогда, если мыслить логически, федеральные территории заберут в свой состав часть территорий уже существующих регионов — одного или нескольких. Либо будут созданы на землях, которые ранее в состав России не входили.
Органы власти на таких территориях будут созданы в особом порядке. Я думаю, это значит следующее: привычных нам органов региональной власти (губернаторов, областных правительств и т. д.) у таких территорий не будет. Они будут управляться напрямую из федерального центра, путём создания профильных министерств.
Например, если мы говорим о создании такой федеральной территории, как Арктическая зона, то будет создано Министерство по делам Арктики или похожее. Которое и будет решать напрямую все вопросы управления территорией, без посредников в виде региональных властей.
Могу отметить, что это понятие оказалось достаточно важным и значимым, чтобы внести его в Конституцию. А значит, не исключено, что первые федеральные территории мы увидим уже скоро.
Но это лишь мои гипотезы. Напомню, что кроме самого названия, о федеральных территориях пока ничего точно не известно.
Публичная власть — новое понятие в Конституцию, что это значит?
Изменения в Конституцию России
В последнее время ходит множество разговоров о правках в Конституцию. Голосование по предложенным изменениям назначено на 1 июля 2020 года. Дата была перенесена в связи с продолжающейся пандемией коронавируса. В свете предстоящего голосования у многих возникает вопрос о термине, который может появиться в Основном законе. Речь идёт про формулировку «публичная власть». Попробуем разобраться, что это за термин и для чего он вводится.
Уровни власти в Российской Федерации
Конституция России закрепляет понятие государственной власти в нашей стране. Об этом гласят ст.ст. 3, 5, 10, 11 Основного закона. Упоминаются разные уровни госвласти и в других статьях Конституции РФ.
На сегодня, в Основном законе страны имеется указание лишь на государственную власть и местное самоуправление. Т.е., власть, осуществляемую государством и муниципалитетом, соответствено. В тоже время, государственная власть в РФ подразделяется на федеральную и местную (региональную):
Особняком стоит местное самоуправление. В него входят:
Правки в Конституцию вводят новое понятие «публичная власть». Эта формулировка объединит в себе «федеральную», «региональную» и «местную (муниципальную)» власти. Под публичной властью можно будет понимать любое из существующих понятий. Либо же все уровни власти вместе, а также любую их связку.
Почему это нужно?
Дело в том, что зачастую власти регионов называют государственными, однако, это не совсем верно.
Россия действительно, осуществляет свою власть через власти региональные. Именно РФ образует власти «на местах». Образованные таким образом, власти сами организуют свои властные органы. При этом, субъекты вправе самостоятельно решать, как им и что организовывать внутри. Но, регион в любом случае является частью федерации, не образуя отдельное государство. Под государством же нужно понимать исключительно Федерацию.
Примерно та же картина существует и в отношении муниципальных властей. Говоря о муниципальных властях, многие граждане понимают государство, однако, это тоже не верно. Органы местного самоуправления не входят в систему госвласти в РФ, исходя из ст. 12 Конституции. Это вызывает и путаницу не только на словах, но и в документах.
Дабы устранить эти разночтения, вводится новое понятие. Оно даст всем трём уровням власти в России единое определение — Публичная власть.
С проектом правок можно ознакомиться по этой ссылке.
Публичная власть
Признаки государства
Основным субъектом политической деятельности признается государство.
С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем.
С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.
Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства.
Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:
Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.
Определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии).
Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.
Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство.
В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.
Публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему.
Публичный характер власти выражается в том, что— государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.
Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний.
Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло.
Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.
Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер.
Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой.
Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения. Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).
Армия. Одна из главных целей правящей элиты — сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства.
Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.
Основные признаки и черты публичной власти
Публичная власть один из важнейших признаков государства.
Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.
Особенности публичной власти:
— отделена от общества;
— не имеет общественного характера и непосредственно народу неподконтрольна (контроль за властью в догосударственный период);
— чаще всего выражает интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), нередко самого аппарата управления;
— осуществляется особым слоем людей (чиновниками, депутатами и т.п.), наделенных государственно-властными полномочиями, специально для этого подготовленными, для которых управление (подавление) является основным видом деятельности, которые не участвуют непосредственно в общественном производстве;
— опирается на писаное формализованное право;
— подкреплена принудительной силой государства.