что такое публичное демонстрирование
Признак публичности в уголовном законодательстве: краткий анализ
Дата публикации: 19.03.2017 2017-03-19
Статья просмотрена: 8107 раз
Библиографическое описание:
Алмакаев, Р. Н. Признак публичности в уголовном законодательстве: краткий анализ / Р. Н. Алмакаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 335-338. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40806/ (дата обращения: 23.11.2021).
Предметом научных дискуссий, с учетом неоднозначной правоприменительной практики, сегодня являются вопросы, связанные с понятием «публичности» в отдельных составах Уголовного кодекса РФ.
Обозначим следующую проблематику: что законодатель понимает под публичностью деяния; количество лиц, достаточных для образования признака «публичности»; применяется ли это понятие одинаково для всех соответствующих уголовных составов.
В постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» (далее — ПП ВС № 11) [1], от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» (далее — ПП ВС № 1) [2] разъясняется понятие лишь публичных призывов: выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской (соответственно, террористической) деятельности.
Рассмотрим преступления, сопряженные с распространением (в широком смысле) каких-либо сведений, информации другим лицам. Их можно классифицировать как деяния, совершенные: путем распространения (например, ч.1 ст.128.1, ч.1 ст.137 УК РФ) [3], разглашения (ст.155, ч.1. ст. 283 УК РФ); публично (ч.1 ст.282 УК РФ), публичными действиями (ст.148 УК РФ), публичными призывами (ч.1 ст.280, ч.1 ст.354 УК РФ); через публичные выступления, произведения, демонстрации (ч.1. ст.242 УК РФ); с использованием СМИ или сети «Интернет» (ч.2 ст.205.2 УК РФ).
Распространение и разглашение как способы совершения преступления сложностей в квалификации не вызывают: под ними понимают сообщение в любой форме (письменной или устной) сведений хотя бы одному человеку. [4]
Статья 148 УК РФ устанавливает ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств. За последние два года известны несколько уголовных дел, вызвавших общественный резонанс.
Приговором Элистинского городского суда РК от 28.07.2016 Османов С.С. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.148 УК РФ, ч.1 ст.282 УК РФ за осквернение статуи Будды в храме. [6]
В Оренбурге вынесен приговор по ст. 148 УК в отношении преподавателя, опубликовавшего в Интернете статью «Злой Христос». [7]
В феврале 2016 года начался суд над Красновым В.М. за публикацию в одной из социальных сетей высказываний, носящих оскорбительный характер в отношении православного христианства. [8]
Возможно сделать вывод, что публичные действия предполагают совершение противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц. Важно обратить внимание на место совершения деяния: например, автострада и буддийский храм — это общественные места, а места общего пользования лишь гипотетически предполагают наличие других лиц. Таким образом, количество лиц не будет иметь значения: противоправные действия (указанные в ст.148 УК РФ) в общественном месте будут образовывать состав при фактическом отсутствии потерпевших.
Аналогично с Интернет-пространством (либо СМИ): любой ресурс, независимо от его аудитории, априори предполагает публичность. Факт опубликования равен публичному провозглашению и совпадает с окончанием преступления.
В ПП ВС № 11 [1] разъясняется, что публичные призывы не должны быть направлены на склонение определенных лиц к совершению конкретных уголовно наказуемых деяний, их следует отличать от подстрекательства (например, ст.280.1 УК РФ от ст.279 УК РФ). Призывы не несут в себе конкретизации и практической направленности и не предполагают склонения конкретного лица или группы лиц к совершению конкретного преступления. Такое мнение встречается в статьях Пинкевич Т.В и Черных Е.Е. [9], Шибзухова З.А. [10], Помазан С.В. и Пилюгиной Т.В. [11]
Таким образом, критериями публичности призывов выступают: неопределенный круг лиц и отсутствие направленности на совершение конкретного преступления. Придерживаясь такой позиции, необходимо ответить на вопросы: что есть неопределенный круг лиц и что выступает его ограничением.
Неопределенный круг лиц — аудитория, численность которой столь велика, что субъектом не осознается и не конкретизируется. [12] При этом речь здесь должна идти не столько о количественной, сколько о персональной неопределенности адресатов. При обращении к группе людей в общественных местах, на собраниях, а равно при распространении обращения путем массовой рассылки электронных сообщений количество адресатов зачастую может быть точно установлено. Однако индивидуальные характеристики этих людей будут безразличны для виновного, что и обусловливает выбор им соответствующего способа распространения информации. [13]
То есть, критерием «ограничения» круга лиц выступает их персонифицированность — лицо обращается к конкретным субъектам. В этой связи обозначим следующие проблемные моменты:
Задача разграничения публичного деяния от непубличного усложняется наличием статьи 205.1 УК РФ «Содействие террористической деятельности». В соответствии с п.14 ПП ВС № 1: под склонением, вербовкой или иным вовлечением (205.1 УК РФ) следует понимать, в частности, умышленные действия, направленные на вовлечение определенного лица (группы лиц) в совершение одного или нескольких указанных преступлений.
Получается, что для преступлений террористического характера законодатель предусмотрел специальный состав, который разграничивает определенную группу от неопределенной группы лиц (отличие 205.1 от 205.2 УК РФ). Однако в преступлениях экстремистской направленности аналогичный специальный состав отсутствует: статья 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» предполагает исключительно неопределенный круг лиц (п. 6.2 ПП ВС № 11).
Например, призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ преподавателя в отношении десяти студентов в закрытой аудитории лишь формально соответствуют признакам ч.1 ст.280.1 УК РФ. Конкретизированная, индивидуально-определенная группа лиц, при отсутствии возможности появления иных студентов (случайных) полностью охватывается прямым умыслом субъекта. Такие действия могут соответствовать подстрекательству (ч.4 ст.33 УК РФ) или вовлечению (ст. 150 УК РФ) при наличии самостоятельного преступления в составе призывов, например, вооруженного мятежа (ст. 279 УК РФ) или вовсе быть ненаказуемыми при отсутствии такого. Однако совершая субъект в такой же обстановке призывы к осуществлению террористической деятельности, его действия можно квалифицировать как содействие террористической деятельности (205.1 УК РФ).
Наличие состава, разграничивающего содействие и призывы по «кругу лиц» приводит к дисбалансу наказуемости за деяния: в однородных условиях одни действия подлежат уголовной ответственности, другие — нет.
Уголовный кодекс также включает составы преступлений, объективная сторона которых заключается в совершении определенных действий публично, например, статьи 282, 319 УК. Предполагается, что и здесь публичность — это обращение к неопределенному, как правило, широкому кругу лиц. Однако анализ судебных решений [15] позволяет сделать противоположный вывод: на практике происходит отождествление между публичностью и присутствием двух и более лиц. Аналогично термин «публичная демонстрация» (ст. 242, 242.1 УК РФ) предполагает показ в присутствии нескольких лиц.
Правила законодательной техники требуют одинакового понимания термина «публичность» для всех уголовных составов, в которых он присутствует. В то же время, сегодня в УК РФ содержится не только непосредственно сам термин, но и его интерпретации (например, публичное распространение), кардинально меняющие объективную сторону соответствующий преступлений. Более того, существует очевидное противоречие между теорией и практикой применения некоторых составов.
По нашему мнению, сущность анализируемого термина, заложенная изначально законодателем, заключалась в совершении противоправных действий исключительно в общественном месте либо сетях общего пользования (например, массовая рассылка сообщений абонентам связи). Главное здесь — открытость, гласность, обращенность призывов ко многим людям — арифметический подход в данной ситуации неприемлем [16] Причиной же изменения толкования публичности является адаптация к практике: необходимость противодействия однородным общественно опасным явлениям.
На наш взгляд, в целях унификации и систематизации уголовного законодательства целесообразно внести следующие изменения:
Свастику — нельзя. Ни при каких обстоятельствах
В конце апреля Северодвинский городской суд оштрафовал активиста одной из партий за размещение нацистской символики на своей странице Вконтакте. При этом активист утверждал, что записи были антифашистскими.
А на днях Северо-Западное управление Роскомнадзора на семинаре для руководителей региональных СМИ высказалось в том смысле, что демонстрация нацистской символики без целей пропаганды не может считаться нарушением.
Законопослушные граждане совсем запутались: что можно публиковать, а что нельзя? За разъяснениями мы обратились к судье Архангельского областного суда Александру Харлову.
Под ником не скрыться
— Административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики предусмотрена частью первой статьи 20.3 КоАП РФ, — пояснил Александр Харлов. — Судебная практика по таким делам в нашей области невелика. За последние три года в областной суд поступило всего три дела о демонстрировании нацистской символики. Но это только те случаи, когда привлечённые к ответственности обжаловали постановления районных судов.
— А давно появилась сама норма?
— С момента принятия Кодекса об административных правонарушениях. Но активно применяться она стала с развитием социальных сетей. Все дела, дошедшие до областного суда, связаны с размещением нацистской символики в соцсетях, а именно — на сайте Вконтакте. Выявляют такие правонарушения в основном органы РУФСБ. Материалы передаются в полицию, там составляется протокол об административном правонарушении, и его рассматривает районный суд. Как правило, он назначает штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Возможен также административный арест.
— Что значит «публичное демонстрирование»?
— Публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, их воспроизведение, а также любые другие действия, которые делают их доступными для восприятия других лиц. Если пользователь социальной сети разместил какую-либо информацию на личной странице, — значит, он это публично демонстрирует. Репост или собственная запись — не имеет значения. Многие недооценивают серьёзность момента: разместил и разместил — что такого? Но даже если пользователь действует под ником — вымышленным именем, технически его вполне можно идентифицировать.
Так, в 2015 году был привлечён к ответственности архангелогородец, который занимал должность заместителя председателя одной из участковых избирательных комиссий. Он разместил нацистскую символику на странице Вконтакте, используя псевдоним.
Ненаучные соцсети
— Давайте уточним: ответственность предусмотрена за любое изображение нацистской атрибутики или символики? Контекст имеет значение? К примеру, если запись в целом носит антифашистский характер — это поможет избежать штрафа?
— В суде нарушители приводили и такой довод: я же не пропагандировал — наоборот, осуждал. Но норма закона сформулирована таким образом, что и пропаганда, и публичное демонстрирование образуют отдельный состав правонарушения. Соответственно, можно одним действием совершить сразу два нарушения.
Прежде в части первой статьи 20.3 КоАП РФ указывалось: «пропаганда и публичное демонстрирование». Но это тоже не означало, что должна быть совокупность факторов. Потом законодатель союз «и» заменил на «либо». В 2014 году Конституционный суд РФ в своём определении указал, что само по себе использование нацистской атрибутики или символики может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны.
— И всё же странно получается: мы можем смотреть по ТВ фильм «Семнадцать мгновений весны», но не вправе размещать кадры из него в соцсетях, поскольку там демонстрируется нацистская символика. Художественные произведения, исторические снимки тоже попадают под статью?
— Если действия совершены в целях, не связанных с пропагандой нацистской атрибутики и символики, включая научные исследования, художественное творчество и подготовку других материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события, — они не влекут ответственности. Оценку этим действиям в каждом случае даёт суд. Но применительно к соцсетям научно-исследовательские или художественные цели обосновать затруднительно.
Вплоть до экстремизма
— Пользователь разместил на странице незаконную информацию, поразмыслил и вскоре её удалил — его могут привлечь?
— Если запись была выявлена и зафиксирована, то да. Срок давности по таким делам — три месяца. Но если информация на странице остаётся, то ответственность может наступить и спустя годы после её размещения. Здесь уже речь идёт о так называемом длящемся правонарушении.
— Получается, что актуальным будет совет: вообще не размещать свастику в соцсетях или где-либо ещё на просторах Интернета.
Особенно важно объяснить это подрастающему поколению. Все мы знаем, как в нашей стране чтят подвиг ветеранов войны. С 1995 года действует Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», который также запрещает использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесённых жертвах.
Что такое публичное демонстрирование
Cвастика, Роскомнадзор, словари
В комментарии юристов стоит: «Не влекут административной ответственности такие действия, если они совершены в целях, не связанных с пропагандой нацистской атрибутики и символики, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовка других материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события». Комментарий, однако, не имеет обязывающей силы, а в самом КоаП никаких подобных оговорок нет, нет и никаких оснований для таких и любых иных оговорок.
Под эту статью, вопреки прекраснодушному комментарию, согласно твердому смыслу ее слов, подпадает и выдача в библиотеках книг с советскими антифашистскими карикатурами, где есть свастика, и фотографии Парада Победы в публичном доступе, и экспозиция с трофейными знаменами в музее, и даже археологическая публикация свастики на печати бронзового века, ибо сама-то свастика точно схода с нацистской до степени смешения.
Статья отменным образом работает в отношении собственно нацистской свастики, когда надо:
Однако все это неважно, так как правоохранительная система обязана руководиться не одним законом об экстремизме, формулировка которого тут не вполне ясна, и тем более не толкованиями Роскомнадзора, а и КоАП, где стоит просто ЛИБО: «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. » Роскомнадзор КоаП просто не упомянул по понятным причинам.
Но вообще-то это законодательные учреждения, принявшие этот абсурд, должны его исправить. Хотя бы тем, что вставить в эту статью КоАП то самое разъяснение, убрать в ней «либо» и написать: «Публичное демонстрирование. произведенное в целях пропаганды нацизма. » и т.д.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Приложения
—Всегда под рукой
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Что является пропагандой нацизма, публичным демонстрированием нацистской символики, атрибутикой и символикой нацизма?
Что является пропагандой нацизма, публичным демонстрированием нацистской символики, атрибутикой и символикой нацизма?
Эта статья для тех, кто интересуется, до какого предела можно дойти в виртуальных спорах в Интернете.
К чёрту анонимность, если Вы кого-то оскорбляете, или Вас кто-то оскорбил,
то виртуальные угрозы могут превратиться в реальные сроки наказания.
Что является пропагандой нацизма, публичным демонстрированием нацистской символики,
атрибутикой и символикой нацизма?
Часть 1 статьи 20.3 КоАП РФ имеет непосредственное отношение к интернет-дневникам и блогам: в редакции ФЗ от 22.06.2007 N 116-ФЗ говорится о том, что нарушением закона является:
1. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Символика
В комментариях к КоАП РФ профессора МГУ О.Н. Садикова определяется перечень того, что относится к нацистской (фашистской) символике. Под нацистской (фашистской) атрибутикой по смыслу данной статьи понимаются сущностные отличительные признаки, свойственные фашистской идеологии и фашистскому государству.
К нацистской (фашистской) символике относятся:
Примечание.
В комментариях особо отмечается, что в соответствии с решениями Международного военного трибунала в Нюрнберге к преступным организациям отнесены руководящий состав НСДАП, СС, СД и гестапо.
Под пропагандой понимается систематическое распространение фактов, аргументов, слухов, идей, взглядов, информации и сведений с определенной целью.
От обычного информирования, беспристрастной публикации новостей и фактов истории, пропаганду отличают две особенности: систематичность распространения и наличие цели — формирование определённых представлений, впечатления, и, в конечном итоге, мировоззрения, отражающего интересы самого пропагандиста. Для достижения цели пропагандист тенденциозно отбирает одни факты и отбрасывает другие, представляет суть дела таким образом, чтобы воздействие на сознание читателя было наибольшим. Даже если он делает это неумышленно, он все равно это делает и, порой, достигает цели. Преднамеренная фильтрация информации отличает пропаганду от образования или научного исследования — например, от истории войны.
Здесь и далее имеется в виду не только содержание записей в дневнике или сообществе, но также комментарии, название дневника, эпиграф, логин, аватар, интересы пользователя, содержание его профиля и подпись под ником — абсолютно все атрибуты могут служить делу пропаганды.
Публичное демонстрирование
Публичность следует понимать, как отсутствие ограничения на доступ — открытость для неограниченного круга лиц. Свойство публичности (гласности) — непредсказуемость доступа, когда нельзя заранее сказать, кто может ее прочитать.
Таким образом, если ко всему дневнику/сообществу или конкретной записи доступ ограничен заранее известным кругом лиц одним из трех способов: «для избранного», «для списка» или «закрыто для всех» (открыто только для себя), то такое демонстрирование нацистской символики уже не будет публичным, а значит, оно не запрещено. В этом случае на владельце непубличного дневника/сообщества лежит ответственность за соблюдение общественных интересов — доступ не должен быть открыт людям, которых оскорбляет публикация нацистских символов и атрибутики.
В этой связи следует понимать, что не достигает нужной цели ограничение доступа другим способом — «запретить индексацию поисковикам», «доступ для зарегистрированных», «только для ПЧ» или «кроме списка», ибо по-прежнему не определен круг лиц, которые могут прочитать дневник или конкретную запись, так как зарегистрированным пользователем или ПЧ может стать любой посетитель сайта, а, значит, и доступ остается публичным.
Закон запрещает любую пропаганду и публичное демонстрирование нацистской (фашистской) символики и атрибутики. Не публичное демонстрирование он не запрещает.
Кроме того, согласно упомянутым выше комментариям закон не рассматривает в качестве противоправного действия воспроизведение нацистской (фашистской) символики:
1) в публикациях, излагающих исторические события;
2) в осуждающих фашизм художественных или научных фильмах и публикациях;
3) в описании культовых обрядов, традиций с использованием знаков национальной геральдической символики любых стран, когда соответствующая символика не может рассматриваться в качестве нацистской (фашистской).
Не может рассматриваться как пропаганда нацизма и одноразовое размещение картинки с нацистской символикой в записи или комментарии, так как не является систематическим.
Однако, размещение той же картинки на постоянном месте: в профиле, в эпиграфе дневника, либо в систематически поднимаемой наверх записи — будет считаться такой пропагандой, поскольку демонстрируется при каждом открытии наиболее посещаемых страниц пользователя. Местами систематического размещения атрибутики также являются: логин, аватар, подпись под ником, название дневника.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности. В том числе к ним относятся труды руководителей НСДАП и фашистской партии Италии, текстовые (или графические, аудио, видео) публикации и высказывания, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Из всего этого следует, что тем пользователям, которые ведут дневники/сообщества, посвященные или затрагивающие тематику нацизма и фашизма, следует внимательно изучить их содержание и привести записи в соответствие требованиям закона и описанным разъяснениям.
— если пользователь ведёт исторический дневник, в котором беспристрастно собираются и описываются факты; либо в котором осуждается нацизм и фашизм; либо описываются лишь культовые обряды и традиции с использованием геральдики Германии, существовавшей до появления в ней фашизма — он может оставаться публичным и открытым для поисковых систем даже в том случае, если в нем имеются картинки с нацистской (фашистской) символикой;
— если дневник не полностью исторический, тогда к тем записям, в которых (или в комментариях которых) имеются пристрастные высказывания, следует ограничить доступ одним из 3 способов: открыто «для избранного», «для списка» или «закрыто для всех», при этом список должен исключать возможность доступа людей, чувства которых ваши записи способны оскорбить.
Имейте, пожалуйста, в виду, что законом РФ запрещено более тысячи книг, статей, фото-, аудио- и видеоматериалов, признанных экстремистскими, и именно их распространение является правонарушением.
Заметьте, что законодательством РФ (а не нами и не Вами) запрещено НЕ читать книги и смотреть фото-видео из запрещенного списка, а распространять их, в том числе — выкладывать в интернете как сами материалы, так и ссылки на них. Никто не имеет права давать их даже в закрытых записях, а не только в открытом доступе.
Вот как Верховный Суд разъяснил возникающие спорные вопросы:
Под публичными призывами (статья 280 УК РФ) следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.
При установлении направленности призывов необходимо учитывать положения Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Вопрос о публичности призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.).
Преступление считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет.
Статьей 280 УК РФ предусмотрена ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, следует квалифицировать по статье 282 УК РФ при наличии иных признаков этого состава преступления.
Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности в силу предписаний части 3 статьи 17 УК РФ подлежат квалификации не по статье 280 УК РФ, а в зависимости от обстоятельств дела по части 1 или части 2 статьи 205 [2] УК РФ.
Преступление, предусмотренное статьей 282 УК РФ, совершается только с прямым умыслом и с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.
Вопрос о том, является ли массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, или административным правонарушением (статья 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы.
В случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по статье 282 УК РФ.
Не является преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.
//Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11 г. Москва «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»//
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА. Официальный сайт.
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю