что такое птица сирин
Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин
Образ птицы без сомнений один из любимых и широко используемых в декоративно-прикладном искусстве на Руси. Причем это касается не только мифических, а их у нас множество, помимо Сирин это и Алконост, и Гамаюн, и Стратим, и сказочная Жар-птица, и Финист – ясный сокол, но и обычных птичек. Хотя обычные птички тоже изображались далеко не совсем обычно, а вычурно, сказочно, одним словом – декоративно. К примеру вот такие расписные туесочки:
Птички-кутеньки (уфтюжская роспись)
И не случайно наш народ так любил изображать птиц, ведь с прилетом и пением птиц наступала долгожданная весна, просыпалась природа и одаривала всех теплом и новым урожаем. Птица олицетворяет собой красоту, изящество. Сидящая на цветущей весенней веточке или клюющая подернутые морозцем яркие ягоды рябины она всегда радует глаз. Птица это еще и свободолюбие, стремление ввысь, постоянное движение, и здесь угадывается загадочная русская душа, вечно ищущая, стремящаяся в заморские теплые страны, но неизменно возвращающаяся к родным северным берегам. Это подчеркивается и в предисловии к книге С.К. Жегаловой «Русская народная живопись»: «Обитатели голубых высей вносили в роспись свои смыслы. С ними всегда связывалось представление об особой одухотворенности, способности преодолеть тяжесть земного бытия, перелететь в иной, умный и счастливый мир».
Разные птички водились в русских деревнях, с разным оперением, с разным характером, но среди мифологических почему-то птица Сирин прочнее других осела в народной памяти, возможно из-за своего имени, созвучного с именем коварной Сирены. Искусствовед М.В. Василенко отмечает следующее: «Известны сказки о пылающей жар-птице с золотыми и серебряными перьями, о петушке-золотом гребешке, о златокрылой птице или о курочке, каждый день приносящих по золотому яйцу. Поэтому на крестьянских прялках так многочисленны петушки, райские птицы-сирины. Образ птицы света, радости был близок и понятен образному народному мышлению». («Русская народная резьба и роспись по дереву»).
Образец старинной резьбы по дереву с птицей Сирин. (Историко-художественный музей, г. Семенов)
Характер птицы Сирин неоднозначен, впрочем, трудно найти среди мифологических существ, украшавших быт русского народа совершенно положительных или отрицательных персонажей. Кого ни возьми хоть льва, хоть грифона или русалку-берегиню во всех при желании можно было обнаружить и опасные черты. Тогда возникает логичный вопрос: зачем же нашему народу было связываться с такими противоречивыми существами? Ответ, скорее всего в том, что практически все эти существа пришли к нам из дальних стран. Красоту их наш народ не мог не оценить, вот только характер их у нас на Руси слегка подправили, переиначили, и некогда грозная птица Сирин превратилась в заботливую хранительницу домашнего благополучия.
Работы современного городецкого мастера. (Музейно-туристический комплекс, г. Городец)
«У крестьянских художников, как и у небогатого городского люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье. Поэтому в народном искусстве птица Сирин изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей». (С.К. Жегалова «Русская народная живопись»).
Особенно почитали птицу Сирин на русском Севере, без нее, например, невозможно себе представить пермогорскую роспись. Почти на каждой пермогорской прялке можно увидеть эту красочную птицу, заключенная в круг она также являлась солярным знаком и считалась женским оберегом.
Фрагмент пермогорской прялки, фото из книги О.В. Кругловой «Народная роспись Северной Двины»
Фрагмент пермогорской росписи. (Фото с выставки «Русский Север» Московский исторический музей)
Фрагмент пермогорской прялки, фото из книги О.В. Кругловой «Народная роспись Северной Двины»
В.М Василенко, как раз приводит описание расписной прялки: «Возникает впечатление, что крестьянского художника действительность интересовала как-то очень необычно. Он не постеснялся поместить мотив зимней «поездки» между роскошными листьями и цветами, а самый бытовой мотив сочетать с фантастическим сирином, которому отвел большую часть всей композиции. Да, несомненно, крестьянский художник воспроизвел из жизни очень немногое, а то, что воспроизвел, наполнил особенным смыслом. Этот смысл – в преображении действительности, в создании приподнятого, радостного образа, в чем проявился огромный народный оптимизм и творческая смелость».
Изначально придя к нам из восточных легенд, Сирин в древности считалась обитательницей дальних стран, жила за морем, а с принятием христианства превратилась в райскую птицу и заманивала своим сладким пением уже не в пучину морскую, а в рай, отсюда и библейские черты, которые просматриваются в старинных образах птицы Сирин. Здесь мы видим ангельские крылья, зачастую нимб, корона и словно иконописный лик.
Подвесной шкафчик (фото из книги И.Я. Богуславской «Русское народное искусство»)
Сирин. (Фото с выставки «Русский Север». Московский исторический музей)
Сирин. (Фото из книги С.К. Жегаловой «Русская народная живопись» )
Постепенно такие изображения вытесняются более близкими народу образами, преобретают декоративные черты. Кто бы мог подумать, что обычный русский крестьянин единственный смог приручить своенравную Сирин и поселить ее у себя в избе, а Сирину в избе так понравилось, что решила она превратиться в птицу-счастье и радовать своей красотой деревенских жителей. На это действительно способен только по-настоящему творчески одаренный человек. Никогда не перестанет удивлять тот факт, что таким человеком был обычный крестьянский мужичок и таковой был далеко не один.
«Позднее, в 18 веке, в народной росписи птица Сирин постепенно теряет свои сказочные черты и приобретает почти крестьянский облик. Так, в росписи простого деревенского сундучка Сирин, сохраняя характерные признаки, становится как бы ближе и понятнее. Об этом говорят и расчесанные на прямой пробор волосы, и доброе русское лицо, и спокойная величавость осанки». («Расписные сундуки 17-18 вв.» С.К. Просвиркина, С.К. Жегалова). Таким образом, народные художники не просто делали доступным загадочный образ, они его преображали, гармонизировали и дополняли яркими красками. Раз уж Сирин это прекрасная птица с женской головой, то быть ей доброй с чертами крестьянской красной девицы.
Рисунок птицы Сирин (музей народного быта «Дом Семена ложкаря», г. Семенов)
Сирин — сундучная роспись
Редкое для уфтюжской росписи изображение птицы Сирин
«Фантастические образы, как мы уже отмечали, — дань чудесному, творимой художником сказке. Птица-сирин олицетворяет радость, поэтому так часто она встречается в росписях и в резьбе». (В.М. Василенко «Русская народная резьба и роспись по дереву»).
Что ж, прославленная народными художниками птица Сирин продолжила вдохновлять своей красотой уже художников профессионально обучавшихся живописи. Как не вспомнить картины М.В. Васнецова, который изобразил всех 3-х вещих птиц или сиринов И.Я. Билибина, ставших классикой стиля модерн.
М.В. Васнецов «Сирин и Алконост»
И.Я. Билибин Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»
И по сей день птица Сирин вдохновляет своей красотой, а зная народные традиции, мы также можем поселить у себя дома птицу счастья и привнести немножко света в серые будни. Современные художники сейчас снова обращаются к истокам, каких только птичек Сирин не встретишь. В любой технике, на любой вкус. Я в этом не исключение, ведь загадочная сказочная птица не может не вдохновлять. Вот такие работы получились у меня:
«Мороз и солнце», холст/масло
Тарелка декоративная «Сирин», дерево/темпера
Если вы мастер, возможно и в вашей коллекции работ есть эти прекрасные птички. А всех интересующихся искусством и любителей прекрасного я приглашаю обратить внимание на наши традиционные образы, несущие доброту и положительный настрой, созданные на счастье людям. Они близки нам по духу и несомненно принесут пользу, одарят своим радостным светом!
С уважением и наилучшими пожеланиями, Галина Граева.
Сирин – мудрая чудо-птица славян
Славянские мифы нередко напоминают мистические сказки, в которых появляются необыкновенные, чарующие создания. К таким стоит отнести трёх райских птиц – Алконост, Гамаюн и Сирин. Я предлагаю “познакомиться” с последней из них, ведь в преданиях она играет немаловажную роль. Образ Сирин хорошо нам известен по творчеству поэтов и художников прошлого века, однако зарождение его происходит ещё в древнейшие времена.
Сирин – один из самых ярких персонажей славянской демонологии. Некоторые исследователи даже сравнивают образы райских дев-птиц с известными по древнегреческим преданиям сиренами. Согласитесь, сходство есть даже в названиях: Сирин – сирены. Но так ли всё просто? Чем отличалась Сирин от греческих “коллег”? Как она выглядела? И что значило пение райской птицы?
Кто такая Сирин?
Прекрасная дева-птица Сирин является частым персонажем славянских преданий и легенд. Её образ всегда связан с тайнами и печалью, а сама Сирин словно бы находится между мирами – она ведает о будущем, грустит о настоящем, смотрит в прошлое. Тем, кто знаком с мифологией Древней Греции, сразу заметна схожесть звучания имени чудо-птицы и сирен, что завлекали путников своим прекрасным пением.
Описания внешних особенностей также сходны – и Сирин, и сирены представляли собой полудев-полуптиц. Но, пожалуй, на этом общие черты и заканчивались. Сирин исполняла совсем иные функции. Можно ли считать, что её образ был заимствован из греческой культуры? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, поскольку среди исследователей мнения существенно расходятся.
Прекрасная дева-птица Сирин / © Vasylina / deviantart.com
Появление образа девы-птицы
Исследователи склоняются к тому, что образ Сирин появляется в ранней средневековой традиции – об этом свидетельствуют её изображения на посуде и украшениях. Самые древние среди находок с “портретом” Сирин можно отнести к X веку. Однако нельзя исключать, что о чудо-птице стали слагать предания гораздо раньше.
В период Средневековья на Руси уже были широко распространены легенды о вещей птице, что иногда прилетает на землю из райских садов и рассказывает людям о грядущем блаженстве. Впрочем, слышать Сирин не всегда было хорошо. Порой, как рассказывают поверья, человек мог потерять рассудок – настолько прекрасными и очаровывающими были песни девы-птицы.
«Райская птица Сирин», русский лубок, начало XIX века
Местонахождение: Государственный Исторический музей, Москва, Россия
Из-за столь неоднозначного воздействия песен Сирин в некоторых преданиях она описывается как потустороннее существо, посланница подземного мира, вестница бед и смерти. Это не совсем верно.
В первую очередь, Сирин была вещей птицей, сообщавшей людям о том, что их ждёт. Как понимаете, прогнозы могут быть самыми разными. Но, в отличие от древнегреческих сирен, дева-птица намеренно не причиняла зла человеку. Хотя в некоторых историях это мнение оспаривается.
Облик Сирин
Как же выглядела легендарная Сирин? На большинстве картин она изображается большой птицей с женской головой и грустным лицом. Черты лица её поистине красивы, но в глазах – застывшая печаль.
Вероятно, Сирин знает о тяготах и горестях, что придётся вынести людям, а потому тоскует о них. На изображениях Сирин нередко окружена цветущими ветвями деревьев или кустарников. Это – символ райского сада, который наши предки называли Ирием. Именно там обитала Сирин и две другие девы-птицы.
Виктор Михайлович Васнецов «Сирин и Алконост», 1896 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
До наших дней сохранились надписи, отмеченные на картинах неизвестных художников. Именно там и приводятся интересные данные о райской птице. Исследователь Е.И.Иткина цитирует их в своей научной работе:
“В странах индийских (яже прилежат ближайши блаженному месту райскому) обычай имеет являтися птица сия и глашати песни таковы, яковы же слух… возлетати жилищам, и скорейши нежели орел скоропарною быстростию от вреды шумов вземшеся, к тому не являема бывает”.
В древнерусском Азбуковнике также приводятся сведения о Сирин:
“Сиринъ есть птица отъ главы до пояса составъ и образъ человечь, отъ пояса же птица; нъцыи жь джут о сей, глаголюще зело ела копъниве быти еи, яко бъ кому послушающу глас ея, забывати все житие ея и отходити в пустыня по ней въ горах заблуждышу умирати”.
Сирин – между тьмой и светом
У птицы Сирин словно бы существовало две стороны – светлая и тёмная. К первой стоит отнести волшебный голос, что наполнял красотой и гармонией весь мир, невероятные способности и мудрость. Сирин могла повелевать стихиями, имела власть над грозами и бурями. Кроме того, она владела тайными знаниями, которыми могла поделиться с человеком.
Но здесь раскрывается тёмная суть Сирин. Далеко не всегда она была готова одарить людей премудростями мира. Порой за обладание этими знаниями человеку приходилось дорого заплатить. Также в народе поговаривали, что Сирин способна одурманить человека своим чудесным голосом.
Сирин была вещей птицей, сообщавшей людям о том, что их ждёт
Андрей Алексеевич Шишкин «Птица вещая», 2007 год / a-shishkin.ru
Подчиняясь воле девы-птицы, тот безропотно выполнял всё, что она приказывала, всюду следовал за зовом Сирин, но, как рассказывали, жертвами девы-птицы становились лишь мужчины. Вероятно, к женщинам она относилась “по-сестрински”, а потому не желала им зла. В «Словаре славянской мифологии» Е.А.Грушко и Ю.М.Медведев указывают далеко не самый светлый аспект характера Сирин:
Птица Сирин – притягательный и неоднозначный персонаж славянских преданий. Это мудрое, но опасное создание, которое раскрывает нам важную истину: знаниями может обладать далеко не каждый, ведь порой они оказываются губительны для человека.