что такое психологическое сопровождение
Швецова М.Н. Понятие и сущность социально-психологического сопровождения
ФГБОУ «Московский государственный
Российская Федерация, г. Москва
Термин «сопровождение» сегодня прочно вошел в отечественную науку и практику работы, он активно используется в различных направлениях педагогики и психологии. Однако, до сегодняшнего дня, нет единой трактовки этого термина, более того, наряду с ним используются такие близкие по смыслу и содержанию понятия как «психологическая поддержка», «содействие» (К. Гуревич, И. В.Дубровина, Э. Верник, Ю.Г.Крылова, И.В. Макарова, Х. Лийметс, Ю. Сыэрда), «со-бытие» (В. Слободчиков), «со-работничество» (С. Хорунжий), «психологическое обеспечение» (А.А. Деркач Т.В.Шеломова и др.), «психологическое или социально-психологическое сопровождение» (Г.Л.Бардиер, М.Р.Битянова, А.В Волосников, В.С.Мухина, Н.Г.Осухова, Ю.В.Слюсарев).
Сопровождение – сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является разрешение ситуации жизненного выбора, решение и действие, ведущее к изменению положения сопровождаемого. В педагогике это деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына). Таким образом, когда мы говорим о сопровождении как о процессе, мы имеем в виду, прежде всего, двух действующих субъектов в контексте трудной жизненной ситуации. При этом в качестве субъекта может выступать как отдельная личность, так и социальный институт, малая группа, то есть, например, семья и сопровождающие ее организации и отдельный профессионалы.
Нам наиболее близки взгляды на сущность сопровождения Р.В. Овчаровой и Л.В.Мардахаева, на них мы остановимся чуть подробнее. Р.В.Овчарова предлагает рассматривать сопровождение как направление работы психолога (то есть возможное поле деятельности, ее содержание) и как технологию. Как направление работы психологическое сопровождение включает: сопровождение естественного развития ребенка; поддержку в трудных, кризисных ситуациях; психологическое ориентирование процесса воспитания в семье и школе.
Как технология (реальный направленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам каждого конкретного случая) психологическое сопровождение – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья и полноценного развития личности, ее формирования как субъекта жизнедеятельности.
Эта технология отличается от других, например, психокоррекции, психологического консультирования, следующими особенностями:
— позицией психолога и других субъектов сопровождения;
— способами взаимодействия и разделением ответственности психолога с учителями, родителями;
— приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в работе с детьми;
— критериями эффективности работы психолога, связанными с формированием «субъектной позиции», принятием ответственности всех участников процесса сопровождения.
Сходного взгляда придерживается Л. В. Мардахаев, настаивая, что сопровождение должно рассматриваться в широком и узком смысле слова. В широком – это обеспечение наиболее целесообразного социального развития, социализации и социального воспитания человека, его активного самопроявления в жизни. В узком смысле – это социально-педагогическое сопровождение человека в реальной ситуации развития, которое обеспечивается лицом, берущим или исполняющим функции социального педагога в этой ситуации.
Л.В. Мардахаев выделяет «основные характерологические особенности» сопровождения:
1) совместное движение (взаимодействие) субъекта и объекта сопровождения. В качестве субъекта выступает социальный педагог, лицо, выполняющее функции социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения). Объектом является сопровождаемый (воспитанник, его родители, человек в ситуации сопровождения);
2) прогнозирование субъектом в процессе социально-педагогического сопровождения:
– совместного движения (взаимодействия) субъекта сопровождения и воспитанника» его родителей (объекта сопровождения);
– характера возникающих (возникших) проблем в процессе самореализации объектом сопровождения в жизненной ситуации;
– перспектив поведения и самопроявления объекта в ситуации развития (общении, поведении, деятельности и пр.), позволяющих выделить возможные проблемы и предрасположенность объекта к их преодолению;
– определения возможного характера действия субъекта сопровождения, направленных на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи объекту, его поддержки, стимулирования, осмысления существа в процессе возникновения (разрешения возникшей) проблемы (трудности), успешного продвижения в обучении, жизненном и профессиональном самоопредении;
– реализации выбранного характера действий, обеспечивающих осмысление объектом сопровождения существа в процессе возникновения (разрешения возникшей) проблемы (трудности) в общении, успешном продвижении в обучении, жизненном и профессиональном самоопределении (в общении, уходе, развитии и воспитании ребенка и пр.), способа ее преодоления;
– побуждения к наиболее полному самопроявлению человека в ситуации развития (обеспечения, поддержки) самостоятельности и самоактивности в преодолении возникающих (возникших) проблем (трудностей) на жизненном пути достижения целесообразных целей;
– анализ полученных результатов и определение перспектив последующей направленности сопровождения (по сути, это начало нового этапа проявления сопровождения).
Сопровождение пытается представить ребенка субъектом собственной жизнедеятельности, когда ничто не может быть изменено в нем без его ведома и согласия. При этом психолог не воздействует, а взаимодействует, предлагая различные пути решения проблем, оставляя выбор за ребенком. Таким образом, основная цель в том, чтобы проникнув во внутренний мир объяснить, что происходит, понять мотивы, потребности, цели и ценности, выстроить взаимодействие (работу, сотрудничество) таким образом, чтобы направлять самопознание субъекта.
То есть, роль психолога в сопровождении – это создание условий для продуктивного движения человека по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями значимого для него окружения (например, семьи); помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты; осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.
Деятельность психолога во многом ограничена той средой, социальной, семейной, педагогической, в которой находится человек. Названные ограничения помогают психологу, осознавая свое место в жизни конкретного ребенка, его семьи, сформулировать цели и задачи сопровождения. В каждом отдельном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности или некой социальной общности (семьи), которым оказывается психологическая помощь, и той ситуацией, в которой осуществляется сопровождение.
С.Г.Косарецкий пытался выделить методологические основы системы сопровождения на которых может базироваться деятельность сопровождения. Среди них, по мнению автора должны присутствовать:
Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка при построении системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей. С этих позиций сопровождение должно ориентироваться на потребности и интересы конкретного ребенка, логику его развития, а не на заданные извне задачи.
Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Б.С. Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими.
Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В. Дубровина), рассматривающая в качестве предмета работы практического психолога в образовании – проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.
Парадигма развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики.
Теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В. Бурмистрова, М.Р. Битянова, А.И. Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.
Парадигма гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного образования определяет новые требования к принципам и методам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Таким образом, С.Г. Косарецким подведена очень широкая база под сопровождение, рассматриваемое в различных ипостасях и как психологическое сопровождение личности, и как психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовании и, как социально-психологическое сопровождение личности и семьи. Можно также сделать вывод о том, что в сопровождении нуждаются, прежде всего, те люди или группы людей, которые испытывают потребность в психологической поддержке и помощи, а также находятся в трудной жизненной ситуации.
В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности или семьи, которым оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение.
Итак, можно сказать, что социально-психологическое сопровождение − это: во-первых, один из видов социального сопровождения как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб; во-вторых, интегративная технология, цель которой создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций; в-третьих, процесс особого рода бытовых отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.
В качестве основных характеристик социально-психологического сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека или семьи, особые отношения между участниками этого процесса. Результатом психологического сопровождения становится новое жизненное качество — адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни.
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
3. Косарецкий С.Г. Методологические основы системы психолого-педагогического сопровождения // (http://humanities.edu.ru).
Понятие психологического сопровождения
Рассмотрены основные подходы к понятию психологическое сопровождение
Просмотр содержимого документа
«Понятие психологического сопровождения»
Понятие психологического сопровождения
Понятие «сопровождение» в современной педагогике и психологии все рассматривается в контексте гуманистического подхода. Его использование продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи и самостоятельности субъекта в принятии решений. В словаре русского языка С.И. Ожегова «сопровождение» трактуется следующим образом: «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [12].
Термин «сопровождение» (М.Р. Битянова, И.А. Кибак, Н.Л.Коновалова, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова,Т.М. Чурекова и др.) и«поддержка» (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Т.Г. Гордон, О.С.Газман, В.К. Зарецкий, Т.А. Марцалов, А.В. Мудрик, И.Ю.Шустова и др.) используются как синонимы для обозначения системы деятельности психолога, как особого вида оказания психологической помощи.
В психологии «сопровождение» – это системная ком-плексная технология социально-психологической помощи личности (Г.Л. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, Ю.В. Слюсарев, Л.М. Шипицина, И.С. Якиманская и др.).
Технология сопровождения в образовании –это мульти-дисциплинарная научно-практическая деятельность целого ряда специалистов.
Воплощая на практике идеи гуманистическо-го и личностно–
ориентированного, инклюзивного обучения,технология сопровождения
становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создать условия для полноценного развития детей с ОВЗ.
М.Р. Битянова (1998) определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образова-тельной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит задачу педагога-психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи».М.Р. Битянова выделяет три взаимосвязанных компонента сопровождающей деятельности педагога
–систематическое отслеживание психолого
-ческого статуса ребенка и динамики его развития в процессе
-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;
–создание специальных социально
-психологических условий детям, имеющим проблемы в развитии.
Эти компоненты охватывают практически все стороны и
направления деятельности психолога, и не только в образовательной организации.
Принципы сопровождения по М.Р. Битяновой:
1. Безусловная ценность внутреннего мира ребенка.
2. Создание условий для самостоятельного творческого
освоения ребенком мира и отношений с ним.
3.Создание условий в рамках объективной данной ребенку педагогической среды для максимального раскрытия индивидуально-
4. Осуществление сопровождения преимущественно педагогическими средствами и при ведущей роли педагога[2].
Данные принципы работы вполне приемлемы в практике
сопровождения развития познавательных процессов детей до-школьного возраста. Во-первых, образовательная среда в ДОУ в настоящее время строится на аналогиях школьной жизни и учебной деятельности ребенка. Во-вторых, учебно-воспитательная система ДОУ предъявляет к ребенку те же требования, что и школьная
–решение задач образования, социализации и психологического развития.
В-третьих, роль педагога-психолога в ДОУ на практике заключается в организации совместной работы дошкольного учреждения и семьи, где он выступает партнером при разработке стратегии развития дошкольника. Кроме того, последний принцип наглядно демонстрирует в ДОУ ведущую роль семьи в развитии дошкольника, а педагогический коллектив лишь помощник в данном случае.
Э.М. Александровская, Г.Л. Бардиер, Н.С. Глуханюк, Н.В.Куренкова, Р.В. Овчарова, Н.Г. Осухова, И.В. Ромазан, Т.С.Чередникова, Т.Г. Яничева и др. отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественных реакций, процессов и состояний личности. При этом успешно организованное психолого-педагогическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает ребенку войти в «зону ближайшего развития». Среди видов психологической деятельности в модели сопровождения выделяются следующие этапы:
Т.Г. Яничева (1999) определяет сопровождение как
систему организационных, диагностических, развивающих мероприятий для
педагогов, родителей и учащихся, создающих оптимальные условия для функционирования образовательной среды, дающей личности самореализоваться [20].
В.И. Щёголь понимает под психолого-педагогическим сопровождением
целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде [19].
Т.Л. Порошинская (1999) анализировала особенности сопровождения в негосударственных образовательных учреждениях, понимая данный процесс как модель деятельности психологической службы. Она отмечает, что психологическое содержание поддержки основывается на диагностике и создании программы развития ребенка, которая является отправной точкой для моделирования и построения развивающего и коррекционного компонента образовательной среды [13].
Е.И. Казаковой разработана концепция сопровождения
как образовательная технология. В основе концепции лежит
системно-ориентированный подход к развитию человека, опора
на индивидуально-личностный потенциал субъекта, приоритет ответственности за совершаемый выбор, для чего необходимо
научить человека разбираться в сущности проблемы. Вырабатывать определенные стратегии принятия решения. Е.И. Казакова определяет сопровождение как метод, как процесс и как службу. Метод сопровождения –
это способ практического осуществления процесса сопровождения, а служба
–это средство реализации процесса сопровождения. Е.И. Казакова (2000) под сопровождением понимает метод, обеспечивающий создание
условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора [6]. Е.И. Казакова считает, что носителем проблемы является не только ребенок, но и его ближайшее окружение.
Процесс сопровождения,по Е.И. Казаковой,осуществляется на основе следующих принципов:
рекомендательный характер советов сопровождающего;
приоритет интересов сопровождаемого;
стремление к автономизации.
Виды сопровождения: индивидуальное и системное.Индивидуальное «предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «группы риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются».
Системное сопровождение, по мнению Л.М. Шипициной, осуществляется независимыми центрами и службами в нескольких направлениях: в реализации определенных программ образования; в проектировании новых типов образовательных организаций; в создании профилактико-коррекционных программ. На практике, по мнению ряда авторов, системное сопровождение осуществляется либо по запросу администрации, либо по запросу родителей, либо в ходе массового обследования детей. Сопровождение рассматривается как сложный процесс
взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведущие к
прогрессу в развитии сопровождаемого [18].
Т.И. Чиркова (2000) считает, что принципиальное различие моделей психологического сопровождения лежит в области средств, путей, центрации, приоритетов, доминирования, пропорции одних и тех же составляющих профессиональную деятельность психолога. Автор полагает, что предметом деятельности психолога в ДОУ являются позитивные аспекты развития ребенка и педагогического процесса; а приоритетным направлением
–модуляция учебно-воспитательного процесса, создание
условий для позитивного развития личности дошкольника[17].
Н.С. Глуханюк (2001) рассматривает сопровождение как общий метод работы психолога, как метод создания условий для оптимальных решений в ситуации жизненного выбора. Таким образом, акцент ставится на ответственности самого субъекта развития [3].
Ю.П. Федорова (2003) сделала подробный анализ проблемы сопровождения в образовательном процессе. В ходе исследования она приходит к выводу, что обычные направления (психодиагностика, психокоррекция и просвещение) деятельности психолога в рамках технологии сопровождения приобретают свою специфику. Характерными чертами психодиагностики,
по мнению Ю.П. Федоровой, выступают:
–видение диагностики как стартовой площадки сопровождения, нацеленность ее на информационное обеспечение процесса сопровождения;
выявление сильных сторон, позитива личности, на определение правильности педагогической стратегии
–систематичность отслеживания психолого
-педагогического статуса школьников с точки зрения их актуального состояния и перспектив ближайшего развития на всем протяжении
нахождения их в школе;
–обусловленность диагностических результатов социальной ситуацией развития, объективными и субъективными сложностями, с которыми сопряжено обучение и воспитание ребенка в конкретных педагогических условиях образовательного учреждения.
Ю.П. Федорова показывает, что содержание развивающей работы должно соответствовать тем компонентам психолого-педагогического статуса дошкольников, формирование и полноценное развитие которых на данном возрастном этапе наиболее актуально. Коррекционная работа будет определяться теми компонентами психолого-педагогического статуса дошкольника, уровень развития и содержание которых не соответствует психолого-педагогическим и возрастным требованиям. Коррекционно-
развивающая работа в таком случае организуется по итогам проведения психодиагностических минимумов[16].
Г.А. Берулава (2004) рассматривает сопровождение с позиции субъектной парадигмы развития личности. Автор считает, что «примат интегративных личностных конструктов» реализуется на основе всех уровней индивидуальности, поэтому основная задача практического психолога
– психологическое сопровождение развития личности.
Г.А. Берулава определяет цель сопровождения как создание необходимых условий для ее наиболее эффективного становления.
С этой точки зрения, яркой иллюстрацией психологического сопровождения развития личности является его практическая реализация в ДОУ, где
вариативность образовательной программы, приоритет здоровья ребенка и ведущая роль семьи способствуют эффективной деятельности психолога и педагогов [1].
А.А. Майер (2004) утверждает, что «сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи». Согласно мнению автора, психолог лишь создает условия для реализации личностного потенциала. А.А. Майер считает, что в отличие от коррекции технология сопровождения предполагаете «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов индивида и его окружения, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с социумом. «Основными характеристиками сопровождения можно назвать процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную жизнь человека, особые отношения между участниками процесса»[11].А.А. Майер в системе сопроводительной деятельности выделяет определенные этапы:
–диагностика (отслеживание), служащая основой ответственности за принятое решение.
–отбор и применение методических средств;
–анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.
А.А. Майер считает, что психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников предполагает:
1. Удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье).
2. Обеспечение в ДОУ психологической и социальной
3. Удовлетворение первичных интересов (предметно-
развивающая среда и социальная ситуация, способствующие
становлению продуктивных видов деятельности и отношений с
4. Превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с усвоением учебных программ, принятием правил поведения в ДОУ, межличностной коммуникацией со взрослыми и сверстниками.
5. Формирование готовности быть субъектом собственной
деятельности.А.А. Майер утверждает, что в условиях ДОУ сопровождение
–это создание пространства становления ребенка в целях
оптимизации развития во взаимодействии с окружающим миром. Оно рассматривается как параллельный процессу обучения, воспитания и развития процесс по созданию комфортных условий и по технологическому обеспечению вхождения ребенка в мир культуры, его социализации. Сначала обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития ребенка,
создаются условия для перевода его из позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности. Далее процесс социализации связан с обеспечением развития и саморазвития средствами взаимодействия педагога и детей в форме совместной творческой продуктивной деятельности и общения.
В итоге, по мнению автора, ребенок переходит из позиции
субъекта в позицию личностной реализации собственной активности. Задача психолога на данном этапе работы –это анализ степени сформированности основных показателей развития ребенка [11].
А.Ю. Качимская (2005) считает, что психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дает возможность
педагогам совместно с сотрудниками дошкольного учреждения разработать цели деятельности единого коллектива (педагогов и воспитателей), решить основные задачи его функционирования в рамках вопроса преемственности, определить направление развития такой сложной системы, какой является
функциональный комплекс детский сад–школа. «В соответствии с запросом школьных психологов методисты и воспитатели детских садов создают свой банк данных, характеризующих психологические особенности детей, зоны их актуального и ближайшего развития, возможные затруднения, которые могут
возникнуть на начальном этапе обучения детей в инновационной школе». А.Ю. Качимская отмечает, что превращение ребенка в субъекта образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения требует в качестве необходимой составляющей организацию специальной работы по целенаправленному формированию сложных форм самостоятельности и активности. Такая работа является профилактикой
пассивности, инфантильности, которые могут возникнуть при
акценте на чрезмерную опеку, повседневный контроль, приспособление учителя или родителя к стилю и уровню деятельности ребенка[5].
Р.В.Овчарова (2006) определяет сопровождение как направление и технологию деятельности психолога. По мнению автора, в первом случае сопровождение включает в себя поддержку личности и ее ориентирование в трудных, проблемных ситуациях, а также сопровождение естественного развития индивидуально-личностного потенциала. Во втором случае –
это «комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер,
представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья
и полноценного развития личности ребенка и его формирования как субъекта жизнедеятельности».
Отличие сопровождения как технологии от других видов профессиональной деятельности психолога заключается в позициях субъектов сопровождения, способах взаимодействия, приоритетов в работе, а также в критериях эффективности деятельности психолога.
В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение рассматривается некоторыми исследователями с позиции сохранения психологического здоровья детей. Понятие «психологическое здоровье», введенное И.В. Дубровиной, означает совокупность всех психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие личности и возможность полноценного функционирования в процессе жизнедеятельности. Такое содержание данного понятия подразумевает равновесие между качествами личности, между самой личностью и окружающей средой.
Психологическое сопровождение как система имеет несколько основных этапов:
–сбор необходимой информации о путях и
способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для
осознания информации самим ребенком.
–обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных вариантов
решения проблемы, составление плана действий, распределения обязанности по его реализации, определение сроков его исполнения и возможность корректировки.
–реализация собственно сопровождения.
–период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы.
Важнейшим условием перехода к инклюзивной форме
образования и его успешности является система сопровождения
и поддержки детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение в современных
исследованиях рассматривается как особый вид помощи (или
поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях
Сопровождение ребенка с ОВЗ содержит два основных
1. Технология формирования базовых предпосылок учебной деятельности (формирование произвольного компонента деятельности и формирование пространственно-временных представлений) в соответствии с уровнем и особенностями психического развития ребенка и характера его нарушений (типом отклоняющегося развития).
2. Технология социальной адаптации ребенка в среде сверстников, а также в целом в пространстве образовательного учреждения [14].
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение имеет неограниченное разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т.д.); сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-
родительских отношений и т.д.
Для эффективной реализации технологии сопровождения
необходимо учитывать мотивацию администрации и заинтересованность родителей. В системе дошкольного образования возможно осуществление не только индивидуального сопровождения развития личности ребенка, но и системное сопровождение образовательного процесса.
Особенности сопровождения определяются спецификой региональных традиций, культуры (В.Н. Ахренов, М.Л. Баранова, B.
C. Кошкина, Е.Б. Куркин, О.Е.Лебедев, A.M. Новиков, A.M. Цирульников, С. Чайклин и др.) и психологической компетентностью работников образования (А.С. Белкин, Я.Л. Коломинский, Р.В. Овчарова, С.В. Степанов, О.Ю.Гришина, ЮЛ. Федорова, Т.В. Щербакова и др.).
1. Берулава,Г.А. Методологические основы практической
Психологии [Текст]: учебное пособие / Г.А. Берулава. –М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. –192 с.
2. Битянова,М.Р. Социальная психология: наука, практика
и образ мыслей[Текст]: учебное пособие / М.Р. Битянова.–М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. –576 с.
3. Глуханюк,Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации [Текст]: автореф. дис. д-ра психол. наук / Н.С. Глуханюк; Урал. гос. проф. пед. ун-т. –СПб., 2001. –40 с.
4. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и
инновационные тенденциив обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. –448 с.
5. Качимская,А.Ю. Специфика психологического сопровождения детей в условиях инновационного образовательного пространства на этапе перехода из ДОУ в начальную школу [Текст] / А.Ю. Качимская. –Кемерово, 2002. –201 с.
6. Казакова,Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход) [Текст]: автореф. дис. кан.
пед. наук / Е.И. Казакова.–СПб., 1995.–32 с.
7. Клюева,Н.В.Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева,
Ю.В. Касаткина.–Ярославль: Академия развития, 2008. –321 с.34
8. Комплексная абилитация детей с нарушениями движений в специальных образовательных учреждениях: программно
-методические материалы / И.А. Смирнова и др.–СПб., 2008.
9. Концепция дифференцированного стандарта начального школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Т
екст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Образование детей с ограниченными возможностямздоровья: проект специального Федерального государственного образовательного стандарта. –
М., 2010. –Разд. 1: Обоснование необходимости разработки специальных Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. –С. 8–14.–(Темат. прил. к журн. «Вестник образования», No4, 2010).
10. Лубовский,В.И.Специальная психология[Текст]: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. В.И. Лубовского, Т.В. Розановой, Л.И. Солнцевой–Изд. 3-е, стереотип. –
11. Майер,А.А. Социально-педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения как открытой и развивающейся системы
[Текст]: сб-к научных трудов / А.А.Майер. –Кемерово: Кузбассвузиздат,2004. –С. 65–76.
12. Ожегов,С.И. Толковый словарь русского языка. Около
100000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / под.ред. проф. Л.И. Скворцова. –27-е изд., испр. –М.: ООО «Изд-во Мир и образование», 2011. –1360 с.
13. Порошинская,Т.Д. Психологическая служба в негосударственном образовательном учреждении[Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук / Т.Д. Порошинская. –М., 1999. –с.35
14. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики[Текст]:
методическое пособие / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго.–
15. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации де-тей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата[Текст]/ под ред. В.Л. Андрианова. –Л., 2011.
16. Федорова, Ю.П. Психологическое сопровождение лич-ностного развития младших школьников в частных школах[Текст]: дис. канд. психол. наук 19.00.07 / Ю.П. Федорова. –Вятка: ВГУ, 2003. –190 с.
17. Чиркова,Т.И. Психологическая служба в детском саду[Текст]
: учеб. пособие для психол. и специал. дошк. образования/ Т.И. Чиркова. –М.: Психол. общ. России, 2000. –224 с.
18. Шипицына,Л.М. Комплексное сопровождение детей
дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько,
Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н. Яковлева. –СПб.: Речь, 2003. –240 с.
19. Щеголь,В.И. Психолого-педагогическое сопровождениеобразовательного процесса гимназии [Текст] / В.И. Щеголь// Журнал «Фундаментальные исследования». –2008. –No9. –С. 89–91.
20. Яничева,Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы.Подход. Опыт. Находки [Текст] / Т.Г. Яничева// Журн. практ. психолога. –1999. –No3. –С. 101–119.