что такое психологическая служба
психологическая служба
Полезное
Смотреть что такое «психологическая служба» в других словарях:
Психологическая служба — см. Служба психологическая. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Психологическая Служба — система психологической сопровождения деятельности различных социальных институтов (производство, медицина, образование, культура, спорт, правоохранительные органы) … Психологический словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка и др. В… … Профессиональное образование. Словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — в школе, форма практич. деятельности психологов, осуществляемая с целью повышения качества уч. и воспитат. работы. В основе деятельности П. с. лежит учёт и использование фактов и закономерностей возрастной и педагогической психологии. Служба… … Российская педагогическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — – система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах управления, производства, транспорта, образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Психологическая служба — система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, народного образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка,… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, народного образования, спорта, охраны правопорядка и т.д … Словарь по профориентации и психологической поддержке
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — общественная организация, часть структуры общества, сообщество людей, оказывающих профессиональные психологические услуги населению. П. с. существует как официальная часть общества и включает в себя профессиональных психологов, оказывающих… … Словарь терминов по психологическому консультированию
психологическая служба образования — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение. Категория. Система психологического сопровождения деятельности в сфере образования, призванная к созданию благоприятных условий для обучения и личностного развития учащихся. Одной из… … Большая психологическая энциклопедия
Психологическая Служба Образования — система психологической сопровождения деятельности в сфере образования, призванная к созданию благоприятных условий для обучения и личностного развития учащихся … Психологический словарь
служба психологическая
Полезное
Смотреть что такое «служба психологическая» в других словарях:
Служба психологическая — особые подразделения в структуре предприятий и организаций; занимающиеся практическим использованием психологии для решения комплексных задач экспертизы, диагностики и консультации психологической в сферах производства, транспорта, народного… … Словарь черезвычайных ситуаций
служба психологическая в школе — (психологическая служба в школе) специализованное подразделение в системе народного образования, основная задача коего обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение коих… … Большая психологическая энциклопедия
школа: служба психологическая — (психологическая служба в школе) специализованное подразделение в системе народного образования, основная задача коего обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение коих мешает… … Большая психологическая энциклопедия
образования служба психологическая — см. психологическая служба образования Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия
предприятие промышленное: служба психологическая — специализованное подразделение в структуре предприятия, предназначенное для проведения практической психологической работы, одна из особенно развитых разновидностей службы психологической. Цель ее деятельности разработка и реализация мероприятий … Большая психологическая энциклопедия
Психологическая служба — см. Служба психологическая. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
психологическая служба — система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, народного образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка и др.… … Большая психологическая энциклопедия
психологическая служба образования — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение. Категория. Система психологического сопровождения деятельности в сфере образования, призванная к созданию благоприятных условий для обучения и личностного развития учащихся. Одной из… … Большая психологическая энциклопедия
Психологическая Служба — система психологической сопровождения деятельности различных социальных институтов (производство, медицина, образование, культура, спорт, правоохранительные органы) … Психологический словарь
Психологическая Служба Образования — система психологической сопровождения деятельности в сфере образования, призванная к созданию благоприятных условий для обучения и личностного развития учащихся … Психологический словарь
Психологическая Служба
Смотреть что такое «Психологическая Служба» в других словарях:
психологическая служба — система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, народного образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка и др.… … Большая психологическая энциклопедия
Психологическая служба — см. Служба психологическая. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка и др. В… … Профессиональное образование. Словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — в школе, форма практич. деятельности психологов, осуществляемая с целью повышения качества уч. и воспитат. работы. В основе деятельности П. с. лежит учёт и использование фактов и закономерностей возрастной и педагогической психологии. Служба… … Российская педагогическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — – система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах управления, производства, транспорта, образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Психологическая служба — система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, народного образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка,… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, народного образования, спорта, охраны правопорядка и т.д … Словарь по профориентации и психологической поддержке
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — общественная организация, часть структуры общества, сообщество людей, оказывающих профессиональные психологические услуги населению. П. с. существует как официальная часть общества и включает в себя профессиональных психологов, оказывающих… … Словарь терминов по психологическому консультированию
психологическая служба образования — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение. Категория. Система психологического сопровождения деятельности в сфере образования, призванная к созданию благоприятных условий для обучения и личностного развития учащихся. Одной из… … Большая психологическая энциклопедия
Психологическая Служба Образования — система психологической сопровождения деятельности в сфере образования, призванная к созданию благоприятных условий для обучения и личностного развития учащихся … Психологический словарь
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно в структуре психологической службы. Психологическая служба не имеет однозначного понимания. Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения.
Во-первых, психологическая служба представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, — создавая особую сферу психологических услуг. Это система практического использования психологии для’решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т. д. Иными словами, термином «психологическая служба» обозначают всю сферу практической психологии.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под термином «психологическая служба»?
2. Чем было обусловлено появление психологической службы в 70-е годы XX века?
3. Какова цель психологической службы?
4. Что понимается под термином «психологическая помощь»?
РАЗДЕЛ 2. РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОРГАНИЗАЦИЯХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Современные концепции школьной психологической службы
Школьный психолог является членом педколлектива и напрямую участвует в реализации воспитательных целей школы через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а также через ученическое самоуправление.
Основные направления деятельности
Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям.
Психопрофилактическая работа
В русле психопрофилактического направления работники психологической службы осуществляют следующие конкретные мероприятия:
— проводят работу по адаптации детей к детскому саду; дают родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период;
— проводят обследование детей в плане их подготовленности к школьному обучению; предлагают родителям и воспитателям методы занятий с ребенком с целью ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
— участвуют в приеме детей в первые классы; совместно с учителями
намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения;
— проводят психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней- в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечая совместно с учителями, воспитателями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их готовности к обучению на новом этапе;
— ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения;
— организуют психологические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей;
— ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении: оптимизируют формы общения в педагогическом коллективе, способствуют улучшению форм общения педагога с детьми;
— консультируют педагогов, воспитателей и других работников образовательных учреждений по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
Психодиагностическая работа
В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:
— проводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам;
— проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
— проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстникам;;, выявляют психологические причины нарушения общения;
— совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии: а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу; б) для определения форм и причин явного асоциального поведения, бродяжничества, воровства, алкоголизм, наркомании, токсикомании, сексуальных нарушений и т. п.
Развивающая и психокоррекционная работа
Данное направление предполагает активное воздействие психолога м процесс формирования личности и индивидуальности ребенка:
— психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленны.’ на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности з целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
— психолог разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребвн^’. Психологическая часть этих программ планируется и осуществляется психг логом, а педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с у»« телем, воспитателем, мастером, родителями и выполняется последними с помощью психолога.
Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми или с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей и друп«>; родственников ребенка.
В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.
Консультативная работа
В рамках данного направления работники психологической службы
— консультируют администрацию учебно-воспитательного учреждения, учителей, воспитателей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей, педагогики сотрудничества;
— проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.;
— способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, мастеров, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъеди- нениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтения лекций;
— выступают в качестве экспертов-консультантов при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам судов, органов опеки и попечительства с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений;
— в качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий, по вопросам организации самоуправления.
Права, обязанности и ответственность работника психологической службы образования
В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:
— самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы;
— требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
— отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам его работы;
— знакомиться с документацией;
— обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения;
— участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций;
— участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов, оценке их эффективности;
— проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей;
— выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и пр.;
— вести пропаганду психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений;
— иметь учебную и факультативную работу в объеме до 240 часов в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией;
— обращаться в случае необходимости через руководство с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.);
— обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением школьников.
Психолог обязан:
— руководствоваться правительственными и нормативными документами по соответствующим типам учебно-воспитательных учреждений, Положением о психологической службе в системе образования, приказами и инструкциями Государственного комитета по образованию;
— рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;
— знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
— препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
— в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития;
— выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны специалистов, руководящих им по профессиональной линии. Применительно к своей работе в целом психолог обязан выполнять распоряжения администрации учебно-воспитательного учреждения, управления образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств;
— оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, индивидуализированного подхода к ребенку. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. В решении вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т. е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, педагогов, третьих лиц;
— хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб ребенку или его окружению;
— работать в тесном контакте с администрацией и педагогическими коллективами детских учреждений;
— вести запись и регистрацию всех видов работ.
Ответственность работника психологической службы:
— психолог несет персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций;
— психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.
Структура психологической службы образования
Психологическая служба образования представляет собой единую систему, состоящую из трех основных звеньев: 1) детский практический психолог, работающий в конкретном учебно-воспитательном заведении; 2) психологический кабинет управления образованием (районный, городской, областной); 3) центр психологической службы образования.
Центр является головной организацией, руководящей деятельностью псиологов воспитательно-образовательных учреждений и специалистов других психолого-педагогических служб определенного региона, отвечает за научно-методическое и организационное обеспечение этих служб. Центр целесообразно организовать для обслуживания большого города, области или небольшой республики из расчета один Центр на 5-8 млн жителей.
Центр состоит из следующих подразделений: отдел индивидуальной помощи; отдел психологического обеспечения учебно-воспитательных учреждений и медико-психолого-педагогических комиссий; отдел психологической диагностики; стационар; инженерно-математический отдел; библиотека; административно-управленческий аппарат. Центр может существовать на бюджетной, хозрасчетной и комбинированной основе, возможен также постепенный переход от бюджетного финансирования к полному хозрасчету и самофинансированию.
Отдел индивидуальной помощи осуществляет диспетчерский прием лиц, обратившихся в Центр с индивидуальным запросом, с целью дифференциации случаев с психологической проблематикой от случаев, требующих медицинской, юридической, социальной и тому подобной помощи; определения подразделения Центра, которое в дальнейшем будет курировать каждый конкретный случай.
Консультативный сектор данного отдела ведет индивидуальное консультирование родителей; педагогов, детей, подростков и юношей. При консультативном секторе работают телефон доверия для подростков и юношей и группа консультирования по переписке.
Сектор психологического развития и коррекции отдела осуществляет психологическую помощь в разных формах: групповая и индивидуальная психотерапия, социально-психологический тренинг, коррекция развития отдельных психологических функций и процессов, профессиональный тренинг учителей, арттерапия и др.
Отдел психологического обеспечения учебно-воспитательных учреждений и медико-психолого-педагогических комиссий включает два сектора.
Сектор работы с практическими психологами осуществляет научно-методическое и организационное руководство деятельностью низовых звеньев психологической службы школы и других детских образовательных учреждений, а также психологов в медико-психолого-педагогических комиссиях. В функции сектора входят обеспечение работников низовых звеньев необходимыми средствами и методами работы, контроль за их применением, экспертная оценка деятельности психологов, работающих в учебно-воспитательных учреждениях и медико-психолого-педагогических комиссиях, их аттестация. Сектор ведет работу по повышению квалификации практических психологов, организуя семинары, стажировки, группы профессионального тренинга, практику начинающих специалистов.
Сектор оперативной психологической помощи учреждениям образования по запросам руководства этих учреждений осуществляет психологическую помощь в решении задач улучшения психологического климата, преодоления конфликтных ситуаций, массовой комплексной диагностики, проведения деловых игр и тому подобное посредством выезда на места бригад специалистов соответствующего профиля.
Отдел психологической диагностики также состоит из двух секторов.
Сектор диагностики осуществляет психологическую диагностику и комплексную диагностику (с привлечением специалистов смежных специальностей).
Сектор психологических методик ведет работу по подбору и разработке диагностических методик, а также необходимой документации для всех видов психологических служб, разработке и изготовлению аппаратуры для психологической диагностики.
В стационаре проводится диагностико-коррекционная работа с детьми, подростками и юношами в наиболее сложных случаях.
— оказывает помощь педагогам в выработке методов, методик и форм общения с учащимися и воспитанниками;
— проводит исследование способностей, интересов, склонностей учащихся с целью оказания им помощи в личностном и профессиональном самоопределении;
— разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии учащихся или в их поведении.
Статус практического психолога образовательного учреждения
Практические психологи образовательного учреждения имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Средняя норма их рабочего времени в месяц составляет 144 рабочих часа, соответственно 36 часов в неделю, из которых 12 являются методическими (изучение специальной литературы, освоение новых психологических технологий, оформление документации, работа со специалистами смежной квалификации, коллегиальное консультирование, участие в региональных мероприятиях и т. д.).
Для работы психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, коррекционной, развивающей и консультативной работы. Оформление и содержание психологического кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
Со дня зачисления на работу практическому психологу предоставляется подготовительный период работы сроком два месяца для составления проекта программы работы психологической службы образовательного учреждения. На данный период распорядок работы определяется самим психологом при согласовании с директором учебно-воспитательного заведения или лицом, его заменяющим. Подготовительный период считается завершенным со дня принятия педагогическим советом первого варианта программы работы психологической службы.
Формы учета деятельности и отчетность психологов образовательного учреждения
Психологи, работающие в образовательных учреждениях, ведут учет проводимой работы по следующим формам:
1) План работы психолога образовательного учреждения.
2) Заключения по результатам проведенных психодиагностических исследований.
3) Журнал консультаций психолога.
4) Журнал учета групповых форм работы.
5) Психологическая карта.
6) Программа работы психолога с группой.
7) Коррекционная работа.
8) Программа коррекционно-развивающих занятий.
9) Аналитический отчет о работе психолога по итогам года, который предоставляется руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.
Требования к плану работы психолога образовательного учреждения
При составлении плана необходимо учитывать:
— цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;
— приоритет прав и интересов ребенка;
— нормы расхода времени на каждый вид деятельности. План работы должен включать следующие графы: