что такое психодиагностический метод

что такое психодиагностический метод. Смотреть фото что такое психодиагностический метод. Смотреть картинку что такое психодиагностический метод. Картинка про что такое психодиагностический метод. Фото что такое психодиагностический метод

Психологическая диагностика ― это процедура, проводимая психологом, направленная на выявление и измерение индивидуально-психологических особенностей личности специальными методами.

Психодиагностика используется практически во всех сферах жизни современного общества: в медицине (психиатрия, неврология, наркология и психотерапия), в сфере образования и воспитания, трудовой деятельности, управления, в судебной экспертизе.

С помощью психологической диагностики можно узнать:

Зачем психодиагностика нужна в процессе психотерапии?

Психотерапия как система лечебных воздействий на психику и через психику ― на весь организм человека, опирается на данные психологической диагностики. Ее результаты помогают врачу-психотерапевту правильно поставить диагноз, подобрать оптимальное лечение и содействовать процессу выздоровления человека.

Все виды психологической диагностики можно разделить на четыре основных направления. Каждое из них решает свою важную задачу на том или ином этапе лечения.

На начальном этапе постановки диагноза необходимо как можно быстрее и точнее определить заболевание, и поставить правильный диагноз, от которого будет зависеть лечение. Для этого клинический психолог, используя свои методы, помогает выявить нюансы заболевания, трудноразличимые даже для опытного врача. Например, люди, обращающиеся за помощью, жалуются на тревожность, внутреннюю напряженность или внутренний дискомфорт, которые могут быть проявлением совершенно разных психических или эмоциональных расстройств. Определить, симптомом какого психического расстройства или эмоционального состояния является тревожность, какой она тяжести и как влияет на состояние человека ― это и есть задача клинического психолога при дифференциальной диагностике.

Она важна для подбора правильного, оптимального метода педагогического или лечебного воздействия на человека. Каждый метод воздействия (например, гипноз), как любое лекарство, имеет свои показания и противопоказания. В данном случае одному человеку подходит гипноз, на другого это метод вообще не подействует или даже может навредить (усугубить заболевание). Тогда крайне важно становится определить особенности личности человека (социальные установки, возможные реакции, эмоциональный фон, характер самооценки и т.д.), учитывая которые, врач подбирает метод воздействия.

К этому направлению относится выявление особенностей характера взаимодействия супругов, родителей и ребенка, в семье или группе, что влияет на эффективность лечения.

Это направление психологической диагностики помогает психологу увидеть и понять изменения, происходящие с психикой человека, его личностью, предсказывать возможные реакции в различных ситуациях или корригировать (исправлять, менять) неадаптивные формы поведения. Например, в процессе психотерапии уровень тревожности можно замерять несколько раз, отслеживать изменения, и помогать человеку снизить его до того уровня, который не будет его беспокоить и мешать нормально функционировать.

Ответы на какие вопросы можно получить при помощи психологической диагностики?

Возможности современной психологической диагностики широки и рассчитаны на решение любых задач:

В современных условиях жизни, при наших возможностях и ритме у многих родителей могут возникать вопросы, связанные с развитием ребенка, его нагрузками, с процессом воспитания, выяснением причин сложностей поведения и т.д. Существует ряд отдельных задач, разрешающих вопросы родителей о детях и подростках:

Приглашаем Вас принять участие в следующих циклах тематического усовершенствования.

Уважаемые коллеги!

В 2020 году увеличилось количество бюджетных мест в ординатуру по специальностям.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Психодиагностические методы исследования делятся на две группы: методы высокого уровня формализации и малоформализо-ванные методы (рис. II.1).
К методам высокого уровня формализации относятся следующие типы методик: тесты; опросники; психосемантические методики; методики проективной техники; психофизиологические методики. Эти методики называются строгоформализованными.

что такое психодиагностический метод. Смотреть фото что такое психодиагностический метод. Смотреть картинку что такое психодиагностический метод. Картинка про что такое психодиагностический метод. Фото что такое психодиагностический метод

Для строгоформализованных методик характерны: – стандартизация процедуры проведения (регламентация): точное соблюдение инструкций, строго определённые способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого;
– стандартизация оценки выполнения: единообразие проведения обработки и представления результатов диагностических обследований;
– надёжность: точность измерения, а также устойчивость результатов к действию посторонних случайных факторов;
– валидность: «понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (А. Анастази). В данном, ставшем классическим определении под словом «тест» подразумевается термин «строгофомализованная методика». Валидность – это комплекс сведений о том, относительно каких групп психологических свойств личности могут быть сделаны выводы с помощью данной методики, а также о степени обоснованности выводов при использовании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания. Иными словами, валидность – это определённая гарантия соответствия результатов, получаемых при помощи данной методики, замыслу её создателя.
Строгоформализованные методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который даёт возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
К малоформализованным методам относятся: наблюдение, беседа и интервью, анкетный опрос и количественно-качественный анализ продуктов деятельности (контент-анализ). Применение этих методов даёт очень ценные сведения об испытуемом, но процедуры достаточно трудоёмки (наблюдения за обследуемым могут осуществляться в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности специалиста, проводящего психолого-педагогическое оценивание. Только высокий уровень культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.
В ходе проведения психологической диагностики строгоформа-лизованный и малоформализованный методы, как правило, взаимно дополняют друг друга. В полноценном обследовании необходимо их гармоничное сочетание. Например, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемым с помощью интервью, беседы, наблюдения.
Следует отметить, что по сложившейся традиции многие авторы называют словом «тест» методики, относящиеся к другим классам строгоформализованных методик. Например, широко известный 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла называют «тест Кеттелла», проективную методику, разработанную Г. Роршахом, – «тест Роршаха», также существуют «тест Люшера», «тест Розенц-вейга» и т.д. Это устоявшиеся названия, и при их использовании необходимо помнить о данном терминологическом нюансе.
Любая строгоформализованная методика (СФМ) представляет собой объективное и стандартизованное измерение образцов или проб поведения. Психологические тесты проводятся на малой выборке тщательно отобранных образцов поведения индивидуума. А. Анастази проводит здесь аналогию с биохимиком, который делает заключения о составе крови пациента или качестве питьевой воды на основании одной или нескольких взятых проб [7].
Соответствие СФМ изучаемому аспекту поведения зависит от содержания и количества заданий. Диагностическая или предсказательная ценность строгоформалиованной методики зависит от того, насколько она может служить индикатором измеряемой области поведения. Отметим, что задания, из которых сконструирована психодиагностическая методика (в отличие от тестов достижений, применяющихся в качестве методов оценки в образовании), не обязательно должны иметь близкое сходство с прогнозируемым поведением. Так, в невербальных интеллектуальных методиках (тест Равена) или в проективных методиках (тест Роршаха) степень соответствия характеристик деятельности человека в ситуации тестирования и в других ситуациях (как в настоящем, так и в будущем) определяется различными типами валидности.
Психодиагностический метод конкретизируется в трёх основных диагностических подходах, которые исчерпывают всё множество строгоформализованных психодиагностических методик. В рамках объективного подхода разрабатываются тесты и психофизиологические методики, в рамках субъективного подхода – опросники и психосемантические методики, в рамках проективного подхода – методики проективной техники. Далее будут рассмотрены подходы к классификации перечисленных методик.
Существует несколько классификаций строгоформализованных методик по форме.
А. Классификация по форме проведения испытания: индивидуальные и групповые методики.
В ходе индивидуального обследования взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Начиная с армейских тестов «Альфа» и «Бета», разработано достаточно много тестов, опросников и психосемантических методик, позволяющих обследовать одновременно группу людей.
Следует отметить, что в ходе группового испытания гораздо сложнее отследить состояния испытуемого, которые могут повлиять на результат (болезнь, утомление, беспокойство, тревожность). Как правило, лица, не знакомые с процедурой группового тестирования, оказываются в менее выгодном положении. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирование важно для испытуемого, желательно дополнять результаты группового обследования тестирования индивидуальным.
Приведём пример. Высокий результат, полученный испытуемым по результатам группового обследования интеллектуальных способностей с помощью теста Равена, свидетельствует о хорошем уровне развития целостного восприятия, произвольного внимания, оперативной памяти, различных видов мышления. Если же испытуемый получает низкий балл, должна быть дополнительная, желательно индивидуальная проверка интеллектуальной сферы с помощью других методик.
Обследование с применением методик проективной техники в подавляющем большинстве случаев желательно проводить только индивидуально, так как при групповом обследовании сложнее наблюдать за поведением испытуемого при выполнении задания, фиксировать его высказывания, паузы и другую информацию, играющую определяющее значение при составлении диагноза. Отдельные категории лиц (дети младшего возраста, пожилые люди, испытуемые с ограниченными интеллектуальными или физическими возможностями), обследование которых можно проводить только индивидуально.
Существуют определённые правила проведения группового обследования.
1. Количество испытуемых в группе должно определяться возрастными нормами группового обследования: дети дошкольного возраста – 4–6 человек, школьники – до 15 человек, взрослые – до 30–50 человек.
2. При проведении группового обследования у экспериментатора должно быть достаточное число ассистентов (не менее 1–2 ассистента на группу дошкольников или школьников, не менее 1 ассистента на 10 взрослых испытуемых).
3. Во время проведения обследования испытуемые должны сидеть по одному за столом (если обследование проходит в большой аудитории, испытуемые должны сидеть на расстоянии не менее 1 м друг от друга).
4. Каждый испытуемый должен быть обеспечен индивидуальным набором методик. При проведении обследования с помощью опросников каждый испытуемый должен быть обеспечен буклетом с текстом опросника (желательно выполненным типографским способом).
5. При групповом обследовании необходимо строго придерживаться инструкции, соблюдать единообразие условий проведения эксперимента.

Б. Классификация по форме ответа: устные и письменные методики.
Устными чаще всего бывают методики, разработанные исключительно для индивидуального обследования. Методики, при выполнении которых испытуемому требуется самостоятельно заполнять бланки, называются письменными и могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом обследовании.
Как устные, так и письменные ответы могут либо формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), либо выбираться из предложенных ответов (закрытые ответы). В письменных методиках ответы даются испытуемым в тестовой тетради или на отдельном бланке ответов. Для анализа устных ответов испытуемого целесообразно использовать диктофон.
В. Классификация по типу инструментария, который используется при тестировании: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные.
– Бланковые (тесты «карандаш и бумага»): бланк или тетрадь, в котором содержится инструкция по применению, примеры решения заданий, сами задания и графы для ответов (для ответов может быть отдельный бланк, что позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно).
– Предметные: диагностический инструментарий представлен в виде предметов: кубиков, карточек. Обследования с использованием предметных методик чаще всего проводятся индивидуально, к их числу относятся многие проективные методики (тесты Роршаха, Люшера, Сонди, ТАТ и др.), а также интеллектуальные тесты (субтесты теста Кеэса, кубики Коса и др.).
– Аппаратурные тесты – это тип методик, требующий применения специальных технических средств или оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Это приборы для исследования времени реакции, изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последнее практически все аппаратурные тесты компьютеризированы.
– Компьютерные тесты – автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого с персональным компьютером. Многие известные методики в настоящее время имеют компьютерную версию (MMPI, 16-ФЛО, тест Люшера). Эти версии, строго говоря, требуют дополнительных проверок на надёжность и валидность и выработки статистических норм. Особенно это касается теста Люшера, поскольку важный для результата оттенок цвета на образцах существенно зависит от настроек монитора.

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

2.4. Классификации психодиагностических методов

2.5. Основные психодиагностические подходы

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов) [4].
Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности. Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности образует в основном два типа методик, разделение которых стало традиционным. Это методики для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта. Первые направлены на «измерение» неинтеллектуальных особенностей личности, вторые – на установление уровня ее интеллектуального развития. Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочисленными тестами интеллекта (тесты общих способностей). Личностные методики, выделяемые в границах объективного подхода, можно условно подразделить на «тесты действия» («целевые личностные тесты») и «ситуационные тесты». Наиболее распространенные целевые личностные тесты — это разнообразные перцептивные тесты, например обнаружения замаскированных фигур. В ситуационных тестах испытуемый помещается в ситуацию, подобную той, какая может возникнуть в жизни. Наконец, в объективном подходе образуются еще две группы тестов: тесты специальных способностей, предназначенные для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений, которые выявляют степень владения определенными знаниями, умениями, навыками.
Субъективный подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения, а также опросники мнений и опросники-анкеты. Три последние группы опросников предназначены для получения об обследуемом информации, не имеющей, как правило, непосредственного отношения к тем или иным его личностным особенностям, правда, опросники мнений, которые обычны в социологических, социально-психологических исследованиях и конструируются под многообразные конкретные задачи, могут в известной мере отражать и личностные особенности респондентов.
Проективный подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции. Для методик, созданных в рамках проективного подхода, предлагались различные классификации. Наиболее простым и достаточно удобным является их деление на моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические (С. Розенцвейг). Распространенной также является классификация проективных методик Л. Фрэнка.
Описанные выше диагностические подходы выполняют не только классификационную функцию. Эти подходы представлены как бы в виде шкалы «податливости к измеримости» тех индивидуально-психологических особенностей, на раскрытие которых они направлены (последовательно ограничиваются возможности приложения основных психометрических требований, предъявляемых к образованным этими подходами методикам), шкалы, соответствующей в то же время степени структурированности используемого стимульного материала.
В рамках каждого из психодиагностических подходов могут быть выделены группы однородных, близких друг к другу методик. Безусловно, предложенная Л.Ф. Бурлачуком классификация не является единственно возможной и, как любая другая, имеет определенные недостатки. Ясно, что некоторые конкретные психодиагностические методики очень трудно отнести к одному из трех выделенных психодиагностических подходов, они будут занимать промежуточное положение. Следует указать, что между описанными психодиагностическими подходами нет «непроходимых» границ [4].

2.6. Психометрические критерии научности психодиагностических методик

Любое психологическое исследование или психодиагностика могут производиться качественно или некачественно по разным причинам. Для оценки качества диагностических (или исследовательских) процедур используется ряд показателей: валидность, достоверность, надежность, репрезентативность [1]. Каждый из этих показателей характеризует определенные размерности качества диагностики.
Валидность – это характеристика степени, в которой тест измеряет то, для измерения чего он предназначен. Например, если тест ориентирован на измерение психической устойчивости учащегося, то он должен измерять только эту переменную и никакую другую. На 100% это требование реализовать не всегда удается, но необходимо стремиться к этому.
Существуют различные виды и способы определения (доказательства) валидности [4; 28].
Очевидная валидность описывает представление о тесте, сложившееся у испытуемого. Тест должен восприниматься обследуемым как серьезный инструмент познания его личности, чем-то схожий с вызывающим уважение и в какой-то мере трепет медицинским диагностическим инструментарием. Очевидная валидность приобретает особое значение в современных условиях, когда представление о тестах в общественном сознании формируется многочисленными публикациями в популярных газетах и журналах того, что можно назвать квазитестами, с помощью которых читателю предлагается определить все, что угодно: от интеллекта до совместимости с будущим супругом.
Конкурентная валидность оценивается по корреляции разработанного теста с другими, валидность которых относительно измеряемого параметра установлена. П. Клайн отмечает, что данные о конкурентной валидности полезны тогда, когда есть неудовлетворительно работающие тесты для измерения некоторых переменных, а новые создаются для того, чтобы улучшить качество измерения. В самом деле, если уже существует эффективный тест, то для чего нужен такой же новый?
Прогностическая валидность устанавливается с помощью корреляции между показателями теста и некоторым критерием, характеризующим измеряемое свойство, но в более позднее время. Например, прогностическая валидность какого-либо теста интеллекта может быть показана корреляцией его показателей, полученных у испытуемого в возрасте 10 лет, с академической успеваемостью в период окончания средней школы. Л. Кронбах считает прогностическую валидность наиболее убедительным доказательством того, что тест измеряет именно то, для чего он был предназначен. Основная проблема, с которой сталкивается исследователь, пытающийся установить прогностическую валидность своего теста, состоит в выборе внешнего критерия. В особенной степени чаще всего это касается измерения личностных переменных, где подбор внешнего критерия – чрезвычайно сложная задача, решение которой требует немалой изобретательности. Несколько проще обстоит дело при определении внешнего критерия для когнитивных тестов, однако и в этом случае исследователю приходится «закрывать глаза» на многие проблемы. Так, академическая успеваемость традиционно используется в качестве внешнего критерия при валидизации тестов интеллекта, но в то же время хорошо известно, что успехи в обучении – далеко не единственное свидетельство высокого интеллекта.
Инкрементная валидность имеет ограниченное значение и относится к случаю, когда один тест из батареи тестов может иметь низкую корреляцию с критерием, но не перекрываться другими тестами из этой батареи. В этом случае данный тест обладает инкрементной валидностью. Это может быть полезно при проведении профотбора с помощью психологических тестов.
Дифференциальная валидность может быть проиллюстрирована на примере тестов интересов. Тесты интересов обычно коррелируют с академической успеваемостью, но по-разному для разных дисциплин. Значение дифференциальной валидности, так же как и инкрементной, ограничено.
Содержательная валидность определяется через подтверждение того, что задания теста отражают все аспекты изучаемой области поведения. Обычно она определяется у тестов достижений (смысл измеряемого параметра полностью ясен!), которые, как уже указывалось, тестами собственно психологическими не являются. На практике для определения содержательной ва-лидности подбираются эксперты, которые указывают, какая область (области) поведения наиболее важна, например, для музыкальных способностей, а затем, исходя из этого, генерируются задания теста, которые вновь оценивают эксперты.
Конструктная валидность теста демонстрируется полным, насколько это возможно, описанием переменной, для измерения которой предназначается тест. По сути дела, конструктная валидность включает в себя все подходы к определению валидности, которые были перечислены выше. Л. Кронбах и П. Мил (L. Cronbach & P. Meehl, 1955), которые ввели в психодиагностику понятие конструктной валидности, пытались решить проблему отбора критериев при валидизации теста. Они подчеркивали, что во многих случаях ни один отдельно взятый критерий не может служить для валидизации отдельного теста. Можно считать, что решение вопроса о конструктной валидности теста представляет собой поиск ответа на два вопроса: 1) существует ли реально некоторое свойство; 2) надежно ли измеряет данный тест индивидуальные различия по этому свойству? Вполне понятно, что с конструктной валидностью связана проблема объективности в интерпретации результатов по изучению конструктной валидности, однако эта проблема общепсихологическая и выходит за рамки валидности.
Из вышесказанного следует, что не существует какого-либо единичного показателя, с помощью которого устанавливается валидность психологического теста. Тем не менее разработчик должен представить весомые доказательства в пользу валидности теста, что потребует от него психологических знаний и интуиции.
Другим показателем качества обследования (или диагностической процедуры), связанным с валидностыо, является достоверность.
Достоверность характеризует устойчивость измерительной процедуры к фальсификации и линейной зависимости сопутствующих переменных. Она отличается от валидности в ситуациях, когда испытуемый пытается намеренно исказить ответ или измеряемая характеристика линейно связана с какой-либо иной характеристикой. Для повышения достоверности используются различные приемы типа: введение дополнительных шкал (лжи, коррекции); построение опросников из супервопросов (сочетание обычных вопросов о поведении или предпочтениях); использование признаков, независимых от диагноза и др.
Еще одна размерность качества диагностики – это надежность. Надежность оценивает согласованность показателей, полученных на тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой. Другими словами, тест должен воспроизводить через определенное время один и тот же результат на фиксированной выборке испытуемых при условии, что за это время, согласно теоретическим представлениям, данная характеристика значимо не изменяется.
Существует три основных метода оценки надежности:
– повторное тестирование (ретестовая надежность);
– параллельное тестирование (эквивалентная надежность);
– расщепление (согласованность).
В первом случае проводится повторное тестирование тем же тестом одних и тех же испытуемых. Во втором – используются две эквивалентные формы теста. Для оценки согласованности тест расщепляется на две части и проводится обследование одной группы испытуемых двумя частями теста.
Валидность и надежность соотносятся между собой как предмет и объект измерения. Если надежность – это показатель устойчивости процедуры относительно объектов измерения, то валидность – характеристика устойчивости результатов измерения свойств объектов, т.е. устойчивость относительно предмета измерения. Измерительная процедура надежна, если она отличает что-то от чего-то, но неизвестно, что именно различается. Достоверность – это устойчивость измерительной процедуры, в частности к фальсификации, т.е. намеренному искажению.
Репрезентативность характеризует способность выборки испытуемых быть представительной, т.е. достаточно точно (адекватно) отражать характеристики контингента испытуемых. Репрезентативность (соответствие нормам тестирования) – это свойство выборочной совокупности людей, т.е. группы или ряда групп, на основе анализа качеств которых разработан тест (например, студентов, выпускников СГСЭУ, общий уровень социальной компетентности которых определяется), представлять генеральную совокупность всех лиц, обладающих подобными типологическими характеристиками (в данном случае – всех студентов страны или даже мира – в зависимости от конкретного содержания теста).
Тест репрезентативен тогда, когда использованная при его разработке выборка обоснована и присущие ей характеристики достаточно равномерно распределены в генеральной совокупности. Репрезентативность позволяет классифицировать результаты тестирования (например, выделять высокий, средний и низкий уровни социальной компетентности). Если тест нерепрезентативен, то предлагаемые им оценки выраженности свойств будут неприменимы за пределами выборки (в данном случае – студентов СГСЭУ, т.е. применительно к учащимся других вузов).
Репрезентативность отражается в норме теста, представляющей собой средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик. То есть норма теста – это средний уровень распределения выявляемых с его помощью характеристик в большой группе людей (генеральной совокупности), на применимость в которой претендует тест. В большинстве случаев тестовые нормы определяются с помощью усреднения результатов тестирования большой выборки людей одного пола и примерно одинакового возраста и дифференциации полученных результатов по важнейшим показателям. Нормы тестов могут изменяться в результате динамики развития самого человека и смены условий его жизнедеятельности. Так, например, нормы интеллектуального развития людей в начале прошлого века были значительно ниже, чем в его конце.
С репрезентативностью теста связана его адаптированность. Если репрезентативность характеризует равномерность распределения исследуемых качеств и усредненность оценок тестирования, учитывающих показатели во всей «большой», генеральной совокупности, то адаптированность теста означает учет национальных (в там числе социальных) и региональных особенностей при использовании тестов, их критическое переосмысление в свете этих особенностей. При использовании тестов, разработанных в иной социально-культурной среде, в проверке и переоценке нуждаются нормы, валидность и надежность тестов и даже их применимость в целом.
Проблема адаптированности тестов особенно остро встала в последние годы в связи с широким заимствованием западных тестовых методик и попытками их прямого (без внесения необходимых корректив) использования.
Дискриминативность – это дифференцирующая, различающая способность теста в целом или отдельного тестового задания отделять испытуемых с высоким общим баллом по тесту от тех, кто получил низкий балл. Дискриминативность означает различительную способность тестового задания. Если все испытуемые дают на тестовое задание один и тот же ответ, то это означает, что данное задание не обладает дискриминативностью. Коэффициент дискриминативности рассчитывается с применением крайних групп (например, отличники и двоечники). Существует два подхода для выбора крайних групп: 1) количество испытуемых в крайних группах одинаково (берут по 27% от общего количества); 2) берут группы с высоким и низким показателем испытуемых, после чего вычисляется количество учеников, попавших в группы. Дискриминативность задания определяется обычно как разность между относительной численностью испытуемых, справившихся с заданием, из высокопродуктивной и низкопродуктивной группы. Для личностных тестов «высокопродуктивной» (или просто «высокой») называется группа испытуемых, примыкающих к высокому полюсу измеряемого фактора; нередко их называют также «экстремальными», или «контрастными» группами. Если высокопродуктивная группа определяется по внешнему критерию (успеваемость, производительность труда и т.п.), то дискриминативность совпадает с внешней валидностью пункта [1; 4; 8; 18 и др.].

2.7. Стандартизация методик

В психодиагностике различают стандартизирванные и нестан-дартизированные методики.
Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста [1]. Стандартизация может быть рассмотрена в двух планах: как выработка единых требований к процедуре проведения методики и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний. Стандартизация процедуры проведения подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.
При проведении стандартизированной методики необходимо соблюдать следующие требования:
– инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одинаково, понятно для всех, в одинаковой манере;
– ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;
– в процессе проведения методики не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;
– обследование разных групп следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;
– временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми;
– точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал);
– устные инструкции испытуемому;
– предварительный показ задания;
–учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемого и др.
Только строгое их соблюдение этих требований дает возможность сравнивать показатели, полученные различными испытуемыми. Стандартизация диагностической методики, ориентированной на норму, осуществляется путем проведения этой методики на большой репрезентативной выборке того типа, для которого она предназначена. Относительно этой группы испытуемых, называемой выборкой стандартизации, вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и его относительную вариативность выше и ниже среднего уровня. В результате можно оценить разную степень успешности или неуспешности в выполнении диагностической пробы. Это позволяет определить положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или выборки стандартизации [1]. Для вычисления статистической нормы психологи-диагносты обращаются к приемам математической статистики [25].
Примерами стандартизированных психодиагностических методик являются стандартизированные самоотчеты (личностные опросники), тесты интеллекта.

2.8. Классификации психодиагностических методик

что такое психодиагностический метод. Смотреть фото что такое психодиагностический метод. Смотреть картинку что такое психодиагностический метод. Картинка про что такое психодиагностический метод. Фото что такое психодиагностический метод

А.Г. Шмелев разработал операциональную классификацию психодиагностических методик [19, с. 107-117]. Основанием этой классификации методик является мера «объективности-субъективности», которой обладают ее результаты. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Поэтому данная классификация называется «операциональной». По мере «объективности-субъективности» различаются следующие методики:
1. Приборные психофизиологические методики. Диагностически значимые показатели регистрируются с помощью приборной регистрации (дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т. п.).
2. Аппаратурные поведенческие методики (хронометрические методики компьютерные игровые тесты тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений).
Диагностируемые параметры буквально считываются с приборной шкалы соответствующего прибора.
3. Объективные тесты с выбором ответа (большинство тестов на интеллект, специальные способности, тесты достижений). Результаты обрабатываются по ключу, заданному в форме объективного социокультурного норматива, т. е. имеются объективно «правильные» и «неправильные» ответы.
4. Тесты-опросники (тесты с заданными вариантами ответа на пункт (вопрос). Ключ к пункту в этом случае определяется с помощью особых психометрических процедур.
5. Методики субъективного шкалирования (испытуемый оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом). Эти методики следует считать такими же объективными, как и тесты. Психодиагност практически не влияет на результаты, и мы получаем картину субъективного мира личности, какая она есть. Методики требуют высокой психологической квалификации.
6. Проективные методики. Более надежную и валидную информацию с помощью этих методик можно получить только тогда, когда их результаты оценивают несколько независимых экспертов и их результаты проверяются на согласованность. Причем все эти эксперты должны обладать как общей психологической квалификацией, так и специальным опытом обучения данной конкретной методике.

Источник: Психодиагностика: учебное пособие для студентов специальности «Педагогика и психология»/Автор-сост. Т.Г. Неруш / Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2010. – 204 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *