что такое прыгающая диафрагма у объектива

Про прыгающую диафрагму на M42 и байонет Sony/Minolta

В некоторых советских и импортных объективах с резьбой M42 предусмотрена “прыгающая”, или нажимная диафрагма. В задней части объектива имеется штырек, который закрывает диафрагму при нажатии. Эта система появилась на фотоаппаратах “Зенит-7″ и гораздо более массовых “Зенит-TTL” в 70-е годы, после чего очень многие советские объективы для “Зенитов” выпускались с нажимной диафрагмой, иногда не имевшей переключения в “ручной” режим. Например, нажимная диафрагма применяется на всех без исключения “Гелиос-44″, выпущенных после середины 70-х – и это неудивительно, ведь эти объективы использовались, как штатные на все тех же “Зенитах”. Зачем ставить в камеру привод нажимной диафрагмы, если он не может использоваться со штатным объективом?

Естественно, ни один буржуй из Canon, Nikon или Minolta, разрабатывая свои современные байонетные крепления, не думал об удобстве применения советских объективов со своими камерами. У Nikon вообще используется байонет с увеличенным рабочим отрезком, из-за чего объективы с M42 к нему не подходят. В переходнике с M42 на байонет Canon используется расположенное внутри резьбы кольцо, которое при накручивании объектива прижимает штырек. У Minolta (Sony) такое кольцо установить не получится – мешают контакты камеры, установленные прямо под резьбой.

Соответственно, надо блокировать штырек привода диафрагмы другим способом. Например, в случае объективов типа “МС Гелиос-44-Мx” (где x – какое-то число), которыми комплектовали “Зенит” в конце 80-х, надо снять заднюю крышку объектива (держится на четырех винтах), достать из нее штырек и надеть на него кусочек пластиковой трубки (стержня для ручки) так, чтобы он не мог высунуться из своего отверстия. После этого ставим крышку на место и используем объектив “на все сто”.

Запись опубликована в блоге Шуры Люберецкого. Вы можете оставлять свои комментарии там, используя свое имя пользователя из ЖЖ (вход по OpenID).

Источник

Что такое прыгающая диафрагма у объектива

что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть фото что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть картинку что такое прыгающая диафрагма у объектива. Картинка про что такое прыгающая диафрагма у объектива. Фото что такое прыгающая диафрагма у объектива

Ага, понял. тогда еще вопрос

т.е. в торце объектива столбик есть, который притапливается для закрытия лепестков. Как можно сделать чтоб диафрагма закрывалась не только в момент нажатия кнопки, а постоянно была закрыта? А то аппарат не поддерживает объективы с ппрыгающей диафрагмой

что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть фото что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть картинку что такое прыгающая диафрагма у объектива. Картинка про что такое прыгающая диафрагма у объектива. Фото что такое прыгающая диафрагма у объектива

что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть фото что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть картинку что такое прыгающая диафрагма у объектива. Картинка про что такое прыгающая диафрагма у объектива. Фото что такое прыгающая диафрагма у объектива

Если столбик и после нажатия и отпускания на него диафрагма раскрывается..

то это «моргающая диафрагма». Чисто прыгающая у Таира-3 из комплекта фоторужья.

что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть фото что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть картинку что такое прыгающая диафрагма у объектива. Картинка про что такое прыгающая диафрагма у объектива. Фото что такое прыгающая диафрагма у объектива

А так же можно подклинить «столбик» согнув его и протолкнув внутрь. Правильнее будет разобрать объектив и убрать прыгалку. Кстати, на некоторых объективах есть переключатель который включает/отключает прыгалку 🙂 А что за объектив?

что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть фото что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть картинку что такое прыгающая диафрагма у объектива. Картинка про что такое прыгающая диафрагма у объектива. Фото что такое прыгающая диафрагма у объектива

что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть фото что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть картинку что такое прыгающая диафрагма у объектива. Картинка про что такое прыгающая диафрагма у объектива. Фото что такое прыгающая диафрагма у объектива

Моргающая диафрагма может быть и правильно, но как то в СССР такие диафрагмы назывались прыгалками. Прыгалки были установле ны всех «Зенитарах». Так что на Вашем «Зенитар 1,7\50» тоже стоит прыгалка. По краиней мере в варианте для «Зенита» с маркировкой «Зенитар 1,7\50 М» точно стоит прыгалка. Лично снимал двумя та кими обьективами. Хорошее качество изображения, высокая светосила, прочная механика, лантановая оптика, вот только светорассеияние великовато.

что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть фото что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть картинку что такое прыгающая диафрагма у объектива. Картинка про что такое прыгающая диафрагма у объектива. Фото что такое прыгающая диафрагма у объектива

По отзывам в интернете, он становится классным на диафрагмах от 5.6.

Сам его в руках не держал, а хотелось бы =)) Насчет рыбьего глаза, хз. Я б лучше пеленг взял (2,8/8) или что-нибудь на 28-24 мм, оптимально Pentax FA* 24/2 AL %)))) ну или 28/2 🙂

что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть фото что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть картинку что такое прыгающая диафрагма у объектива. Картинка про что такое прыгающая диафрагма у объектива. Фото что такое прыгающая диафрагма у объектива

Смотря на что ставить.

Если на Пентакс то лучше «К» и ничего менять не надо все работать будет. Если на другие то лучше «М» их переделывать проще. У «К» пружина в другую сторону работает.

Источник

что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть фото что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть картинку что такое прыгающая диафрагма у объектива. Картинка про что такое прыгающая диафрагма у объектива. Фото что такое прыгающая диафрагма у объективаdyomkin

Фотожурнал

Что-то скучно стало. На улице темень, снимать нечего. Как следствие для себя не оправдаешь покупку очередного объектива. Вот, а посему решил поиграться с имеющимся оборудованием, тем более что действительно нужно.
В общем. если кому-то интересен рассказ про прыгающую диафрагму и удалению оной с объектива Гранит(Арсат)-11М, то срочно читайте, если нет – пропускайте это пост.

Что такое прыгалка

Так вот, что же такое прыгающая диафрагма и зачем нужна? Своим появлением сей механизм полностью обязан зеркалкам, ибо нужен только там, и нигде более. Раньше, когда по всей планете расстилался мир, спокойствие и благоденствие, народ пользовался камерой типа «дальномерная». Не вдаваясь в технические подробности (кому надо – потом расскажу), суть устройства заключалась в том, что объектив был связан со встроенным в окном видоискателя дальномером, и фокусировка осуществлялась по установленному в камере дальномеру. То есть смотрели через стеклышко на камере, а фотка получалась через стекляшку объектива и проблем никаких не было – если глазу через объектив было ничего не видно, то никого этого и не волновало. А потом придумали зеркалки. Точнее, не просто зеркалки, а однообъективные зеркальные камеры – SLR, где визирование и фокусировка осуществляется через основной и единственные объектив. То есть если в объектив ничего не видно, то и в видоискателе тоже.
И тут возникла проблема. Ну ладно, если не видно, потому что крышку забыл снять – сними и все будет хорошо. А вот если диафрагму закрыл до минимального значения? (Тут стоит отметить что F/22 – это минимальное значение, хоть и цифра большая, то есть закрыто до упора, а если F/2,8 – это максимальное, диафрагма открыта.) А вот если диафрагму закрыл, то хорошо видно будет только при ярком свету, а в остальных ситуациях будет весьма и весьма темно. Фокусироваться тяжело, а иногда вообще невозможно. Можно, конечно, сначала открывать диафрагму, фокусироваться и потом закрывать. Но так неудобно.

Тут светлые умы подумали и придумали такую штуку: а давайте кольцо диафрагм не будет прикрывать диафрагму, а прикрывать ее будет специальный механизм, который будет работать только во время съемки и закрывать диафрагму до значения, выставленного на кольце объектива. Звучит наверное страшно, а на самом деле все просто – выставил и забыл, объектив и видоискатель, пока наводишься, всегда светлый, а когда камера снимает – тебе разницы нет, все равно ничего не видишь. Механизм этот на разных системах реализован по-разному, на фотках приведены примеры.

Например, на «Зените» (резьбовое соединение М42) (который слизан с ГДРовской «Practica») в торце объектива есть штырек, который так и называется – «толкатель». Во время съемки камера поднимает зеркало, специальной рамочкой надавливает на штырек, диафрагма закрывается. Все просто вообще как пять копеек, за одной маленькой подробностью – полностью автоматическую камеру на такой системе не сделаешь, поскольку чтобы замерить свет камера должна закрыть диафрагму.

У «Nikon» и «Pentax» (байонет Н aka Nikon F и байонет К aka Pentax K соответственно) система несколько похитрее. У них сбоку ходит рычаг, который при нажатии открывает диафрагму. При установке в камеру ответный рычаг держит диафрагму постоянно в открытом состоянии, «отпуская» ее лишь на время съемки. Замер выдержки происходит непрерывно, поскольку для замера не используется закрытие диафрагмы, а специальный механизм «читает» с объектива установленную диафрагму на объективе и вносит соответствующую поправку. У «Pentax» существует специальный поводок внутри байонета, а «Nikon» в зависимости от древности либо на кольце диафрагм привинчена специальная вилка («заячьи уши»), которая зацепляет штырек на экспонометре, либо «борода» на том же кольце зацепляет поводок AI-индексации. Все вышесказанное касается, конечно, старых не автофокусных камер. Сейчас значения диафрагмы устанавливается на камере и передаются в цифровом виде микропроцессору объектива.

Радости и прелести прыгалки на М42

Если у буржуев все понятно – они правильные камеры делают уже пятый десяток лет, то у нас все интересней. Прыгающую диафрагму стали уставить годов с 80х, кажется, начиная с «Зенитов» 12й серии. Соответственно и большинство объективов стали обладать этим механизмом. Для совместимости почти на всех объективах с «прыгалкой» есть переключатель, позволяющий отключать толкатель. Вот почти у всех, да не у всех, как оказалось. Купил я год назад замечательную поделку украинских стекловаров под названием «Гранит-11М». Это телезум 80-200 с фиксированной светосилой 4,5. За свои деньги очень неплохая вещь, всем рекомендую. Выпускает его киевский завод «Арсенал», сейчас он идет под названием «Арсат», выпускается в двух вариантах – под резьбу М42 и байонет Н («Nikon»).
Так вот, резьбовая версия оборудована прыгающей диафрагмой, которая не отключается (что самое забавное – на никоновской прыгалки нет вообще, как говорят). Чем это грозит? А тем, что не будет закрываться, если этот объектив использовать на «старых» «Зенитах» («ЕМ», например), если привинчивать его через макрокольца без толкателя (с толкателем стоят, конечно, копейки, но у меня три комплекта и все без, искать специально желания особо нет) или если объектив ставится через некоторые адаптеры (например, М42-К на камеры «Pentax»). Что делать, если хочется все же использовать без прыгалки? Брать и отключать ее. Один умелец на foto.ru рассказывал, что просто забил штырек в камеру молотком. Я так поступать не советую, можно весь механизм объектива разнести, да и вообще как-то не эстетично это.

Итак, разбираем объектив и удаляем прыгалку. На «Граните» это чрезвычайно просто, даже сверхпрямых рук не требуется. Все, что требуется – хорошо отточенная узкая отвертка. Я купил себе в «Чип&Дипе» набор специальных мелких отверток (стоит около стольника маленький и 210 рублей полный – с мелкими ключиками).

Итак, ставим кверху задом объектив. Откручиваем четыре крупных винта в торце вокруг резьбы. Мелкие ни в коем случае не трогаем! Иначе «прыгалка» отвалится и будете ее выковыривать из механизма объектива.

Открутили большие винты – ставим кольцо диафрагм в «открытое» положение и снимаем «хвост» объектива. Если сразу не идет – покрутите туда-сюда, это наша «прыгалка» хорошо держит поводок диафрагмы.

Сняли, смотрим. Все просто. С «хвоста» двумя винтами с наружной стороны отвинчиваем деталь, на которой держится толкатель с пружиной. Все, теперь «прыгалку» вместе с винтами убираем в укромное место – если захочется, можно будет поставить на место и все будет работать.

Завинчиваем. Чтобы правильно сориентировать «хвост» с резьбой смотрим – красная точка на нем должна совпасть с красной точкой напротив кольца диафрагм.

Вот и все. Объектив успешно даунгрейжен.

Источник

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu

что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть фото что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть картинку что такое прыгающая диафрагма у объектива. Картинка про что такое прыгающая диафрагма у объектива. Фото что такое прыгающая диафрагма у объектива

Диафрагма. Диафрагма с кольцом предварительной установки. Прыгающая диафрагма. Нажимная диафрагма. Моргающая диафрагма.

Что мы,в сущности, знаем о диафрагме?

Диафрагма

Диафрагма объектива (от греч. διάφραγμα — перегородка) в оптических приборах — разновидность апертурной диафрагмы, позволяющая регулировать относительное отверстие объектива, то есть диаметр проходящих через него пучков света. Такая регулировка используется для управления светопропусканием и глубиной резкости. Диафрагма объектива представляет собой непрозрачную перегородку с круглым отверстием переменного диаметра, центр которого совпадает с оптической осью. Регулировка диаметра отверстия может выполняться тремя основными способами:

Револьверная диафрагма представляет собой поворотный диск с набором отверстий разного диаметра и применяется в некоторых простейших фотоаппаратах, например «Школьник», а также в оптических приборах.

Вставная диафрагма представляет собой набор пластин с разными отверстиями, вставляющихся в прорезь оправы объектива между линзами. Оба первых типа обеспечивают абсолютно круглое сечение световых пучков, но не допускают промежуточных значений относительного отверстия.

Ирисовая диафрагма получила наибольшее распространение в фото-, кино- и телевизионных объективах, поскольку позволяет бесступенчато регулировать относительное отверстие и имеет самую компактную конструкцию.

Диафрагма — это регулируемое отверстие (от греческого — перегородка), с помощью которого можно управлять глубиной резкости, светосилой и экспозицией. Разные объективы имеют разную диафрагму, которая состоит из нескольких металлических лепестков серповидной формы, которые при закрытии диафрагмы вращаются, чем больше лепестков, тем приятнее боке. Обычно встречается от трёх и более лепестков, приятное боке получается уже при семи, восьми лепестковой диафрагме. Большее количество лепестков создаёт боке более круглой формы при закрытой диафрагме, что делает изображение привлекательнее. Пяти лепестковая диафрагма также часто используется как в фото, так и в видео съёмке создавая при этом боке пятиугольно – ромбовидной формы. Диафрагму принято обозначать « f/ число » чем больше число, например f/22 тем сильнее закрыта диафрагма и наоборот чем меньше число f/1.4, тем сильнее открыта диафрагма. При открытой диафрагме на плёнку или матрицу света попадает больше, если же мы начинаем закрывать диафрагму, уменьшая отверстие, уменьшается количество света, который проецируется от объекта съёмки на плёнку (матрицу). Таким образом, открывая и закрывая диафрагму, мы управляем светосилой.

— Закрываем диафрагму — f/1.4, f/2, f/2.8, f/4 и до f/22
— Открываем диафрагму — f/22, f/16, f/11, f/8 и до f/1.4

Нужно отметить что, закрывая диафрагму, мы уменьшаем светосилу, это влияет на экспозицию, что бы экспозиция оставалась правильной следует уменьшить выдержку, в современных фотоаппаратах это действие выполняется автоматически, за исключением ручного режима (manual). Таким образом, с помощью диафрагмы мы управляем экспозицией. Что бы увеличить отверстие, а вместе с ним и количество света попадающего на матрицу нужно уменьшить число (например, f/1.4), и наоборот, чтобы уменьшить отверстие нужно повысить число (например, f/22), в этом моменте часто путаются начинающие фотографы. Для регулировки диафрагмы на объективах есть специальное кольцо, на современных зеркальных фотоаппаратах управление диафрагмой осуществляется с фотокамеры.

что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть фото что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть картинку что такое прыгающая диафрагма у объектива. Картинка про что такое прыгающая диафрагма у объектива. Фото что такое прыгающая диафрагма у объектива

Фотограф так же может использовать диафрагму в достижение различных художественных целей, ведь с помощью диафрагмы можно управлять глубиной резкости, и получать всегда разные результаты, снимая одни и те же предметы. При открытой диафрагме (f/1.4) глубина резкости будет минимальной, а чем сильнее мы будем закрывать диафрагму (f/1.4, f/2, f/2.8 и т. д.) тем сильнее увеличим радиус глубины резкости. С лева фотография с диафрагмой f/1.8, а с права f/5 видно, что при уменьшении отверстия увеличивается глубина резкости.

что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть фото что такое прыгающая диафрагма у объектива. Смотреть картинку что такое прыгающая диафрагма у объектива. Картинка про что такое прыгающая диафрагма у объектива. Фото что такое прыгающая диафрагма у объектива

С помощью диафрагмы можно размыть фон и выделить любой объект, тем самым, скрывая некоторые недостатки, ведь фон не всегда бывает красивым. При максимально открытой диафрагме объекты теряют резкость, так же как и при сильно закрытой, тут лучше устроить тест самому объективу, так как есть разные объективы широкоугольные, портретные, телеобъективы и у каждого разный диаметр диафрагмы. Светосильный портретный объектив с диафрагмой f/1.2 – f/16 отличается техническими показателями характеристики диафрагмы от широкоугольного объектива f/4 – f/22. В фотографии диафрагма как выдержка и светочувствительность (ISO) имеет большое значение. И если понять принцип работы диафрагмы можно смело отключать режим авто и переходить в ручной режим съёмки что расширит ваши творческие возможности.

Назначение диафрагмы

Основное предназначение диафрагмы объектива — регулировка его относительного отверстия и светосилы, необходимая для точного дозирования проходящего света и получения правильной экспозиции. При регулировке диафрагмы её отверстие закрывается от краёв к центру, поскольку наиболее высокое качество изображения обеспечивается центральной частью световых пучков. Различают геометрическое и эффективное относительные отверстия: геометрическое представляет собой отношения диаметра входного зрачка объектива к его фокусному расстоянию и выражается дробью с числителем, равным единице. В фотографии вместо единицы часто используют латинскую букву f, которая конкретизирует назначение дроби: например, относительное отверстие 1/5,6 обозначается f/5,6. Эффективное относительное отверстие всегда меньше геометрического, поскольку учитывает потери на поглощение и рассеяние света в стекле[6]. Эти потери уменьшаются при помощи просветления, но в сложных многолинзовых объективах могут быть существенны и должны учитываться, поэтому шкалы диафрагмы отражают значения эффективных относительных отверстий. В современной киносъёмочной оптике для обозначения эффективных относительных отверстий часто используется буква T. В то же время, значение предельной светосилы фотообъектива, указанное на его оправе, отражает геометрическое относительное отверстие.

Градуировка шкал диафрагмы производится в диафрагменных числах таким образом, что каждому соседнему делению соответствует изменение светосилы в два раза. Таким образом, при выборе соседнего значения шкалы, экспозиция всегда меняется на одну экспозиционную ступень. Так как светосила является квадратом относительного отверстия, последнее должно изменяться в √2 раз[5]. Поэтому соседние диафрагменные числа отличаются в √2 раз: f/0,7; f/1; f/1,4; f/2; f/2,8; f/4; f/5,6; f/8; f/11; f/16; f/22; f/32; f/45; f/64. Конкретные значения диафрагменных чисел, используемых производителями для градуировки шкал, должны соответствовать международному стандарту ISO 517—73. В СССР ему соответствовал ГОСТ 17175—82, использовавшийся для объективов общего назначения. Кроме основного ряда чисел, отличающихся на одну экспозиционную ступень, стандартный ряд содержит два вспомогательных, со значениями отличающимися на 1/2 и 1/3 ступени. В большинстве случаев шкалы диафрагм маркируются только значениями основного ряда, но иногда допускается использование промежуточных значений. Диафрагменные числа, обозначающие геометрическую светосилу некоторых объективов, могут браться из промежуточных рядов, поскольку отражают расчётный предел возможностей конкретной конструкции, например 1,2; 4,5; 6,3.

В вариообъективах максимальное относительное отверстие может быть переменным в зависимости от фокусного расстояния. В этих случаях на оправе через тире или тильду указываются крайние значения диафрагменного числа, например 3,5

5,6. Ручная регулировка диафрагмы в современных фотообъективах возможна только ступенчато из-за особенностей управления зеркальных фотоаппаратов. Однако в автоматических режимах приоритета выдержки или программном ирисовая диафрагма регулируется бесступенчато, как в киносъёмочной и телевизионной оптике.

Влияние диафрагмы на изображение

Кроме регулировки экспозиции и глубины резкости, изменение относительного отверстия при помощи диафрагмы влияет на другие важные параметры изображения:

дифракция — как любая другая оптическая система, объектив дифракционно ограничен за счёт дифракции света на краях апертурной диафрагмы. Это выражается в снижении разрешающей способности при уменьшении относительного отверстия;

аберрации — уменьшение относительного отверстия приводит к снижению аберраций системы, поскольку уменьшается сечение пучков. Наименьшие значения аберрации принимают при диафрагме, закрытой до минимального значения;
Таким образом, при закрывании диафрагмы одновременно со снижением аберраций возрастает дифракционное ограничение. Максимальное разрешение объектива достигается при средних значениях диафрагмы: f/8—f/11, когда аберрации и дифракция уравновешены.

виньетирование — чем меньше отверстие, тем меньше спад освещённости от центра к краям изображения. Виньетирование максимально при полностью открытой диафрагме и становится малозаметным при закрытии диафрагмы на две и более ступени. Это объясняется тем, что оправа объектива, которая служит основной причиной виньетирования, ограничивает лишь края световых пучков, диаметр которых уменьшается при снижении относительного отверстия.

Диафрагма с кольцом предварительной установки

На объективе фотоаппарата имеются два кольца. С помощью одного из них, имеющего фиксатор через 1 или 0,5 ступени, выставляется необходимое значение диафрагмы, но при этом сама диафрагма остается открытой, чтобы можно было производить фокусировку. После проведения фокусировки вторым кольцом диафрагмируют объектив и производится фотографирование. В этом случае изображение объекта съемки в видоискателе зеркального фотоаппарата будет затемнено.

До массового распространения прыгающей диафрагмы объективы зеркальных камер снабжались дополнительным кольцом, позволяющим быстро изменить значение диафрагмы с полностью открытой до рабочего значения, задаваемого другим кольцом, которое обычно называется «кольцом предустановки».

Такая конструкция использовалась в иностранной оптике для зеркальных камер (например, «Asahi Pentax», «Miranda-D») до изобретения прыгающей диафрагмы, или позднее, когда её механическая реализация по тем или иным причинам затруднена, в том числе в шифт-объективах. Например, объектив «PC-Nikkor 3,5/28» с такой диафрагмой выпускался до 2006 года. Иностранное название: «диафрагма с предустановкой» (англ. Preset Diaphragm ). Наиболее широкое распространение диафрагма с кольцом предустановки получила в советских объективах для фотоаппаратов «Зенит»: «Гелиос-44-2», «Юпитер-9» «Мир-1» и других. Некоторые объективы («Индустар-61 Л/З», «Юпитер-37А») имели одно кольцо, служившее как для установки значения, так и для «доводки» диафрагмы. В этом случае предустановка осуществлялась после нажатия на кольцо в осевом направлении.

Прыгающая диафрагма

Наиболее сложная разновидность привода ирисовой диафрагмы, обеспечивающая кадрирование и фокусировку при полном отверстии в камерах со сквозным визированием и фазовым автофокусом. Кроме зеркальной фотоаппаратуры прыгающая диафрагма использовалась в киносъёмочной технике: например в кинокамере «Arriflex 16SR» и в объективах «Taylor Hobson». В этом случае она автоматически закрывается при запуске лентопротяжного механизма, обеспечивая точную фокусировку перед съёмкой.

Наиболее ранние механизмы прыгающей диафрагмы оснащались пружиной с предварительным взводом, которая закрывает относительное отверстие после нажатия на спусковую кнопку. Кольцо установки значения диафрагмы изменяет только положение механизма, задающего степень закрытия при срабатывании привода. После каждого снимка диафрагма не возвращалась в открытое состояние и требовался её взвод. Такое устройство под названием «автоматическая пружинная диафрагма» (англ. Automatic Spring Diaphragm) исключает дополнительное усилие на кнопке, и нашло применение как в иностранной фотоаппаратуре, например, полуавтоматических объективах для «Экзакты», «Topcon-R» и «Pentax S1», так и в отечественной, например в объективе «Индустар-29» фотоаппарата «Салют». Наиболее известный отечественный объектив с таким приводом — «Таир-3ФС» для «Фотоснайпера». В зарубежных источниках заводная диафрагма получила название «полуавтоматической» (англ. Semi Automatic Diaphragm). Однако, широкого распространения система не получила, поскольку быстро уступила место самовозвратному механизму. Такая диафрагма, в отличие от предыдущего типа, не требовала взвода после каждого снимка, и автоматически возвращалась в открытое состояние. В результате в видоискателе постоянно наблюдается яркое изображение при полном отверстии. В СССР самовозвратную диафрагму первоначально называли «моргающей», а за рубежом «автоматической» (англ. Fully Automatic Diaphragm, Fully Automatic Lens). Поэтому иностранные объективы первых серий с таким приводом диафрагмы часто содержали в названии слово «Auto»: например, «Nikkor Auto», «Auto-Takumar» и т. д.

В фотоаппаратах прыгающая диафрагма закрывается до рабочего значения специальным механизмом, как правило совмещённым с подъёмом зеркала. При этом используется усилие пружин или электромагнита, а не спусковой кнопки, что обеспечивает плавный спуск. Прыгающей диафрагмой оснащались практически все зарубежные зеркальные фотоаппараты, начиная с середины 1960-х годов, а также советские камеры «Зенит-19» и «Зенит-18». Байонетные зеркальные фотоаппараты «Киев», камеры серии «Зенит-Автомат» и семейства «Алмаз» имели аналогичный механизм, поскольку прыгающая диафрагма и её привод являются составной частью большинства байонетов. В современных объективах с прыгающей диафрагмой, лишённых кольца её установки, например Canon EF, закрытие производится электромагнитом, одновременно регулирующим рабочее значение в соответствии с командами камеры. В некоторых фотосистемах, например, Nikon AI-S механический привод прыгающей диафрагмы выполняет также функцию выбора её рабочего значения в автоматических режимах приоритета выдержки и программном.

Прыгающая диафрагма повышает удобство съёмки, но лишает фотографа возможности визуальной оценки глубины резкости, поскольку изображение в видоискателе видимо только при полном отверстии. Для полноценного контроля изображения большинство фотоаппаратов оснащаются репетиром диафрагмы.

Механизм прыгающей диафрагмы во многом аналогичен центральному фотозатвору и обладает сопоставимым быстродействием. Эти особенности ограничивают количество лепестков: дешёвые объективы оснащаются диафрагмой, имеющей 6 или даже 5 лепестков, образующими отчётливый многоугольник. Такое сечение пучков негативно сказывается на характере оптического рисунка, поэтому дорогая оптика оснащается многолепестковыми механизмами. При использовании объективов, оснащённых прыгающей диафрагмой через адаптер на фотоаппаратах других фотосистем, её привод не работает

Нажимная диафрагма

Диафрагма, закрываемая до рабочего значения вручную за счёт дополнительного усилия на спусковой кнопке или кнопке оправы объектива, кинематически совмещённой со спусковой. Предшествовала изобретению прыгающей диафрагмы и впервые использована в камерах «Exakta», а затем «Topcon» и «Miranda», в сочетании с расположением спусковой кнопки на передней стенке корпуса. В иностранных источниках называется «автоматическая нажимная диафрагма» (англ. Automatic Pressure Diaphragm). Ранние образцы основаны на оригинальной конструкции оправы объектива со специальной кнопкой закрывания диафрагмы.

По такому же принципу сконструирован штатный объектив «Гелиос-44» для фотоаппарата «Старт». В СССР выпускалась серия фотоаппаратов с приводом от спусковой кнопки внутри корпуса: «Зенит-ЕМ», «Зенит-11», а также разработанные на основе «Зенита-TTL», включая более поздние «Зенит-122» и «Зенит-412». С таким приводом могут использоваться объективы с механизмом прыгающей диафрагмы, как правило с резьбовым креплением. В зарубежном фотоаппаратостроении нажимная диафрагма быстро уступила место прыгающей, поскольку приводит к недопустимому возрастанию усилия на спусковой кнопке.

Моргающая диафрагма

При нажатии на спусковую кнопку эта диафрагма закрывается до заранее установленного значения только на время выдержки. После закрытия затвора диафрагма автоматически открывается.

Подавляющее большинство современных зеркальных фотоаппаратов имеет моргающую диафрагму, меньшее количество — нажимную.
Рассмотрим основные технические характеристики объектива: фокусное расстояние, величину максимального относительного отверстия и угол поля изображения. Фокусное расстояние выражается в миллиметрах и указывается на оправе объектива (округленно). Понятно, что масштаб изображения сильно удаленных предметов, создаваемого объективом, прямо пропорционален его фокусному расстоянию: при увеличении фокусного расстояния используемого объектива в два раза линейные размеры изображений всех предметов также возрастут вдвое.

Типы механизации узла диафрагмы

По степени механизации закрытия до рабочего отверстия диафрагменный узел зеркального фотоаппарата, часть которого расположена в объективе, а часть — в камере, можно классифицировать на:

Ручные:

Автоматические:

В случае пружинного привода из камеры диафрагма объектива закрывается до предварительно указанного рабочего отверстия только в момент спуска затвора, поэтому вручную закрыть диафрагму невозможно без наличия, обычно на объективе, специальной рукоятки — репетира.

Диафрагма закрывается до предварительно указанного рабочего отверстия только в момент спуска, поэтому для оценки глубины резкости вручную закрыть диафрагму невозможно без наличия в камере специального отдельного механизма — репетира который часто, в том числе и в руководствах, называется неграмотно: «репетитором». Не все фотокамеры были снабжены репетиром, к примеру: ЗЕНИТ-КМ, в отличие от предыдущих моделей того же семейства, такого механизма не имел.

Этот тип диафрагмы характерен для электронно-управляемых зеркальных фотоаппаратов с TTL-экспонометрией со светоизмерением по максимальному отверстию диафрагмы с последующим пересчетом экспопараметров на предустановленное значение диафрагмы, т.е. для фотокамер с автоматическими режимами работы и, как правило, байонетным присодинением объектива, позволяющем получить информацию от объектива о предстоящей во время съемки степени уменьшения светового потока относительно максимального отверстия.

К вариантам 3 и 4 может применяться устаревшее и малоиспользуемое в настоящее время название «моргающая диафрагма» (вариант: «мигающая») — отверстие как бы «моргает» — сначала закрывается, а потом открывается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *