что такое пруд определение в законе

Что такое пруд определение в законе

ВК РФ Статья 6. Водные объекты общего пользования

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 6 Водного кодекса РФ

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 475-ФЗ)

Источник

Что такое пруд определение в законе

ВК РФ Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 5 Водного кодекса РФ

1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

1) поверхностные водные объекты;

2) подземные водные объекты.

2. К поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

С 09.12.2021 в п. 4 ч. 2 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 207-ФЗ). См. будущую редакцию.

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

4.1. Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 244-ФЗ)

5. К подземным водным объектам относятся:

1) бассейны подземных вод;

2) водоносные горизонты.

5.1. Классификация водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты) утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 29.12.2014 N 459-ФЗ)

6. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Ст. 5 ВК РФ. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты

Источник

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.01.2017 N 50-АПГ16-30

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 января 2017 г. N 50-АПГ16-30

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Калининой Л.А.,

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ткачева В.В. и Ткачевой В.В. на решение Омского областного суда от 2 сентября 2016 года, которым отказано в удовлетворении их административного иска об оспаривании строки 61 приложения к приказу министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 5 июня 2015 года N 31 «Об определении береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, признаваемых рыбоводными участками, на территории Омской области».

05 июня 2015 года министерством природных ресурсов и экологии Омской области издан приказ N 31, которым определены береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, признаваемых рыбоводными участками, для осуществления товарного рыбоводства (аквакультуры) на территории Омской области согласно приложению к настоящему приказу. Данный приказ опубликован 17 июня 2015 года на портале правовой информации Омской области по адресу pravo-omskportal.ru.

В строке 61 приложения к приказу министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 5 июня 2015 года N 31 «Об определении береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, признаваемых рыбоводными участками, на территории Омской области» определена граница рыбоводного участка N 61 «Гибасский» площадью 20 га, составляющая всю акваторию озера Гибас, расположенного в Саргатском муниципальном районе Омской области, и проходящая по береговой линии этого озера, а также установлено совместное водопользование данным рыбоводным участком.

Согласно пункту 2 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка водные объекты, если иное не установлено законом.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке пруды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в прудах рыбоводные участки не выделяются.

Административные истцы ссылались на то, что являются собственниками земельного участка, а также находящихся в границах данного земельного участка пруда Гибас и сооружений, составляющих прудовое хозяйство. Решением арбитражного суда по делу, по которому спорным земельным участком являлся тот же, что и по настоящему административному делу, земельный участок, установлено, что водоем Гибас является прудом.

По мнению административных истцов, поскольку собственниками указанных объектов они являются до издания приказа министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 19 октября 2015 года N 61, постольку административный ответчик не вправе был признавать рыбоводным участком пруд, находящийся в границах принадлежащего им на праве собственности земельного участка.

Кроме того, указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, что, как полагают административные истцы, исключает возможность нахождения на этом земельном участке водного объекта в виде озера.

Решением Омского областного суда от 2 сентября 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Ткачев В.В. и Ткачева В.В. просят решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

Согласно части 1 и пункту 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты подразделяются в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы) и водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в собственности физического лица, если иное не установлено федеральными законами, могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу.

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по смыслу вышеназванных норм права в собственности физического лица может находиться пруд площадью не более 1 км2, границы которого полностью расположены в границах земельного участка, принадлежащего данному лицу на праве собственности, а также не имеющий гидравлической связи с иными водными объектами, не входящий в сеть водотоков и водоемов. Если водоем расположен на водотоке, который находится в собственности Российской Федерации, то такой водный объект может находиться исключительно в федеральной собственности.

По настоящему административному делу суд первой инстанции установил, что водоем Гибас имеет гидравлическую связь с рекой Иртыш через реку Быстрая. Данные реки находятся в собственности Российской Федерации. В этой связи суд пришел к правильному выводу о том, что указанный водоем в частной собственности находиться не может.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве)» береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, признаваемых рыбоводными участками, определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «в» пункта 2 Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года N 1183, предусмотрено, что в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, прилегающих к территории муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, определение границ рыбоводных участков осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При вышеизложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что определение министерством природных ресурсов и экологии Омской области границ рыбоводного участка N 61 «Гибасский», составляющих всю акваторию озера Гибас, находящегося в собственности Российской Федерации, положениям федерального законодательства не противоречит, а также прав и законных интересов Ткачева В.В. и Ткачевой В.В. не нарушает.

Доводы апелляционной жалобы о том, что водоем Гибас является прудом, при помощи гидроузла с задвижкой специально созданным в естественном углублении земной поверхности (речной пойме), являются несостоятельными.

Во-первых, указанные доводы опровергаются материалами дела, согласно которым водоем Гибас искусственным водоемом в специально выкопанном углублении на поверхности земли (пруд-копань) не является, а является естественным водоемом, специально углубленным с установкой гидротехнического сооружения. То есть водоем Гибас является озером.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна с выводом суда первой инстанции о том, что решение арбитражного суда, на которое ссылаются административные истцы, преюдициального значения для настоящего административного дела не имеет, так как в настоящем административном деле принимают участие иные лица по иному иску.

Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права и сводятся к переоценке выводов суда.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Источник

Прокурор разъясняет

В соответствии со ст.ст.14,15,16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района и городского округа отнесено осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов.

Статьей 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, отнесено:

1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами.

Согласно ст.8 Водного кодекса РФ в собственности муниципальных образований находятся пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, если иное не установлено федеральными законами.

Право собственности муниципального образования на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В силу ст.1 Водного кодекса РФ негативным воздействие вод является затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

3) осуществление мер по охране объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.

Под охраной водных объектов согласно ст.1 Водного кодекса РФ понимается система мероприятий, направленных на их сохранение и восстановление.

Основные требования к охране водных объектов содержаться в главе 6 Водного кодекса РФ. Указанной главой в частности установлено, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов включает осуществление мер по охране:

— водных объектов от загрязнения и засорения;

— болот от загрязнения и засорения;

— ледников и снежников от загрязнения и засорения;

— подземных водных объектов;

— водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы;

— водных объектов при проведении строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности;

— водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии;

— установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов указанных выше, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района и городского округа в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, относятся: установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, городского округа соответственно, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района, на территории городского округа.

Согласно ст.6 Водного кодекса РФ водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, являются поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст.5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

В силу ст.6 Водного кодекса РФ на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Учитывая значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, их использования для массового отдыха, купания, туризма и спорта, физико-географических, морфометрических и других особенностей водных объектов, реальной опасности возникновения негативных последствий в процессе их использования людьми, наличие правил использования водных объектов общего пользования особенно актуально.

Источник

Что такое пруд определение в законе

ВК РФ Статья 8. Право собственности на водные объекты

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8 Водного кодекса РФ

1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *