что такое прожиг на дизеле
Прожиг (регенерация) сажевого фильтра DPF Opel Zafira
С толкнулся с тем, что некоторые автолюбители пересаживаясь на авто с сажевым фильтром, не понимают как это работает. Еще два года назад я и сам не знал, что это такое. Постараюсь уместить накопившиеся знания в этой статье. Устройство очень важное для экологии, хотя многие о ней думают в последнюю очередь.
Ознакомиться с устройством и принципом работы сажевого фильтра, можно в этой статье.
Выделю несколько видов регенерации (прожига) сажевого фильтра DPF:
Пассивная — осуществляется за счет высокой температуры отработавших газов (порядка 600°С), и соответственно температурой в сажевом фильтре 350-500°С, которая достигается при работе двигателя с высокой нагрузкой. Например, если двигаться со скоростью более 100км/ч на шестой передаче. Причем на меньшей передаче с той же скоростью температура в DPF будет меньше. Чем больше вы катаетесь по трассе, тем реже будет происходить активная регенерация. Если использовать, к примеру, присадку Mannol 9994 (оно же Iolys у PSA) или ей подобной на основе церия, то прожиг происходит при меньшей общей температуре в сажевом фильтре. За счет того что церий воспламеняется при его нагревании до 160-180°С и локально выжигает рядом с собой сажу.
На графике видно как уменьшается забитость сажевого в процессе передвижения с постоянной скоростью 100км/ч на шестой передаче. Происходит при температуре выше 350°С. Кстати если ехать с той же скоростью, но на меньшей передаче, то температура будет ниже и сажа не будет выгорать.
Активная — производится путем принудительного повышения температуры отработавших газов в течение определенного промежутка времени (10-20 Минут). За счет дополнительного впрыска топлива на такте выпуска.
ДТ попадая в сажевый фильтр сгорает и повышает в нем температуру около 620°С, при этом выжигает и накопившуюся сажу. Прерывается если заглушить двигатель.
Как определить, что идет прожиг:
1. На Х.Х. повышены обороты двигателя 950об/мин. Отключается Старт-Стоп.
2. Повышенный расход топлива на Х.Х. 1,5-2л в час.
3. При наборе скорости на низах авто тупит.
4. В закладках БК ЭКО появляется надпись: «Разморозка заднего стекла». Т.к. авто дополнительно нагружает двигатель для разогрева выхлопных газов, а если нагрузки и так хватает, то может и не включать.
5. Выхлоп пахнет жженой резиной.
6. Включатся вентилятор для обдува сажевого фильтра, что бы под капотом не было перегрева.
7. Можно подключить светодиод к нагревательному элементу зеркала.
8. Можно наблюдать прибором ELM327, стоит копейки, а пользы на мильён.
Если заглушить двигатель сразу после прожига вентилятор будет работать некоторое время от аккумулятора, ну а разряжать лишний раз аккумулятор нам ни к чему. Поэтому после прожига лучше не глушить хотя бы минутку. Пока температура в сажевике не упадет хотя бы до
400°С.
Если прожиг проходит на ХХ то уменьшается ресурс масла, поэтому лучше когда прожиг проходит в движении.
Если прервать этот процесс не сбросится счетчик километража между прожигами. А несколько таких прерываний может вызвать следующий вид прожига, активный с сообщением.
На графиках движение в городе 8:10 включился активный прожиг при забитости 95%, и в среднем температура прожига была 620°С, заняло около 10 минут.
Активная с сообщением «Сажевый фильтр засорён, не глушите двигатель» — прожиг идет по предыдущему сценарию. При этом горит значок (ветерок с тучкой) на панели. Это означает, что до этого было несколько не до конца завершенных прожигов. Такое случается, когда вы катаетесь на короткие дистанции и не обнуляется счетчик “километража между прожигами”, после прожига.
Принудительная – можно запустить принудительно диагностическим прибором ELM327, GM MDI, GDS2, Launch или подобным. При этом авто работает на повышенных оборотах 2500-3000, а любое нажатие на педаль прерывает этот процесс. Эту процедуру необходимо использовать в крайнем случае, когда уже предыдущие виды прожигов не помогают. При этом желательно залить специальную присадку в топливо для улучшения прожига.
Стационарный — проводится со снятием сажевого фильтра и прожиг его на спец оборудовании температурой 1200°С или промывкой с химией под давлением.
И последний, самый нежелательный и не экологичный вид регенерации, который нужно рассматривать в последнюю очередь:
Удаление сажевого фильтра — когда уже ни один из предыдущих видов регенерации не помогает и фильтр забит безвозвратно или физически поврежден.
При этом выбивают или вырезают сажевый фильтр и программно перепрошивают ECU.
Если удалить сажевый, то появится черный дым при прогазовках под нагрузкой.
Если удалить и катализатор, а он с драгметаллами, то появится неприятный (вредный) запах и об этом можно пожалеть.
За два года эксплуатации я ни разу не получал сообщение «фильтр заполнен, не глушите двигатель», потому что всегда стараюсь довести активную регенерацию до конца.
Больше всего удивляет, то что официалы, не смогли помочь человеку с активной регенерацией с сообщением. Запускать принудительный прожиг они побоялись :). Предложили удалить сажевый фильтр с перепрошивкой.
10.Автоматический прожиг сажевого фильтра (регенрация DPF). Пришествие.
____Уже в очередной раз не перестаю повторять, что нужно отдать должное первому владельцу моего автомобиля, который мне передал его в достойном состоянии. Данная модель автомобиля уже на протяжении длительного времени была долгожданной, и выбор ее был полностью осознанным и взвешенным. Кто читал мой БЖ с первой его записи, с записи с пометкой покупка машины и основную страницу Аллигатора, тот меня поймет.
____Если с момента покупки автомобиля и до недавнего времени (а прошло еще менее года) я просто находился в некой эйфории, то сейчас начинаю основательно присматриваться к его поведению, постоянно мониторя записи БЖ владельцев автомобилей Volvo. Кстати, некоторые нюансы и полезные наблюдения обобщил для себя и других новичков в предыдущем своем посте «Спокойствие, только спокойствие», в которой и анонсировал возможную публикацию поста с данной темой. При этом до сих пор продолжаю получать громадное удовольствие от управления и владения данным автомобилем.
____Но это все лирика. Теперь по существу вопроса. У современных автомобилей, производители которых уделяют все больше внимания экологии, присутствует следующий элемент:
— для бензиновых двигателей – катализатор,
— для дизельных – сажевый фильтр.
В моем случае как раз дизельный двигатель — D5244T15 (Volvo XC70 D5 AWD 2,4/215 лс, MY12). В конце поста приложу найденную информацию о том, где еще, на каких моделях Volvo, установлен данный двигатель, а также скриншот инструкции к автомобилю, где написано про автоматическую регенерацию DPF.
____Достаточно накопив информации о природе данного процесса – автоматическом прожиге (регенерации), начал отслеживать его у своего Аллигатора. На мое удивление прожиг начинался и не только при тех критериях, про которые везде пишут. Вернее, не при всех необходимых для этого условиях. В частности, в моих двух последних случаях (03.02.17 и 07.03.17), скорее всего не было выполнено условие, что температура внутри сажевого фильтра должна подняться до 600 градусов по Цельсию (поправка данного мнения — температура при прожиге однозначно поднимается — см. обновленный скриншот со статистикой прожигов). Обычно этого можно достичь путём повышения оборотов на стабильное длительное время. Вот про это хорошо описал Rodeo72
____Прикладываю небольшую статистику с попытками, т.е. когда пробовал создать идеальные условия для автоматического прожига, и результатами.
____К примеру, 07.03.17 прожиг произошел снова зимним утром, спустя всего лишь 15-20 минут работы двигателя и пробега не более 3-4 км по городу. При этом ППП Webasto был запущен не ранее чем за 10 минут до запуска двигателя. Приведу более подробное описание поведения автомобиля при сработавшей автоматической регенерации DPF.
____Для наглядности прикладываю скриншот программы, в которой присутствует траектория и график скорости моего автомобиля. На нем выделил несколько этапов:
1. 7:10 запуск ППП
2. 07:17 запуск двигателя
3. 07:19 начало движения
4. 07:30 остановился проверить, работают ли вентиляторы под капотом, т.к. начиная примерно с 07:25 в зеркало заднего вида заметил обильный белый дым из выхлопной трубы и не снижающийся ниже 6 л/100 км мгновенный расход топлива при отпускании педали газа. Вентиляторы в этот момент не работали.
5. 07:37 снова остановился и уже, убедившись в работе обоих вентиляторов, попробовал заснять симптомы прожига фильтра на фотоаппарат. На скриншоте выделен пробег автомобиля в 3,8 км для этого этапа.
____Позже сохранил в скриншотах показания в программе Torque, в которых попробовал передать поведение автомобиля. Здесь, в папке Яндекс Диска можно посмотреть изменение параметров за время автоматического прожига, который снова произошел именно в городе, зимой при минус 15 гр., через 15 мин после включения холодного двигателя и 3,5 км пробега.
____Добавил информацию в феврале 2018. Не так давно все-таки решился использовать тандем OBD сканер ELM327 – программу Torque с дополнительно прописанными PID. Раньше я неоднократно читал, что появлялись ошибки в электронных блоках именно после использования данного OBD сканера. Но увидев реальный результат его использования без ошибок соседом на ХС70 (правда более раннего модельного года), решил проверить и на своем автомобиле. В результате заказал такой сканер и себе, предварительно почитав обобщенную информацию одним из автомобильных блогеров, и посмотрев его небольшое видео. С описанием мобильного приложения Torque можно познакомится на профильном форуме в соответствующей теме. Изначально более подробной, интересной информации в стоке у данной программы нет. Прописывал дополнительно ПИДы, опубликованные в теме «Новые возможности для тех, кто пользуется OBD сканером ELM327» одного из профильных форумов. Также позже Евгений ISnork выложил в общий доступ экспорт своих PID. Но использую данный сканер не постоянно, изредка подключая в конце поездки для чтения интересующих параметров. Т.к. все-таки мной тоже было выявлено уже пару раз некорректное поведение автомобиля в движении при подключенном сканере — толчок АКПП (лечилось отключением сканера и перезапуском двигателя).
Так же опытным путем выявил:
— дважды, оставив подключенным ELM327 в разъем на целый день, уровень заряда АКБ значительно снижался (при t 5-7 гр. ниже нуля в среднем на 6%);
— если прожиг приходится на завершение поездки, то до самого минимума фильтр уже не прожигается — минуты через 3-4 после остановки автомобиля процесс заканчивается (но повторюсь, во время прожига фильтра лучше двигатель пока не выключать). После 2-3 мин в режиме Parking, температура катализаторов начала снижаться и прожиг выключается;
— примерная продолжительность полного автоматического прожига фильтра составляла порядка 20 минут.
____Заострю внимание на том, что при автоматическом прожиге обороты двигателя обычные, а если Вам удалось идентифицировать данный процесс, то обязательно нужно дать ему закончится, не глушив пока двигатель.
____Этим утром уличная температура была 7 градусов ниже нуля. На этом же скриншоте видно, что скорость автомобиля за этот период времени не превышала 40 км/час. Уже после того как закончил видеосъемку данного процесса, примерно в 07:38 вентиляторы начали работать тише и примерно через минуту выключились. При дальнейшем движении автомобиля мгновенный расход топлива при отпускании педали газа снижался, как обычно, вплоть до 0 л/100 км. А вот на автомобилях более свежего модельного года (вроде, начиная с MY14, когда на приборной панели присутствует мгновенный расход топлива л/час и при работе двигателя на стоянке) идентифицировать данный процесс легче. Вот, для примера пост владельца с описанием поведения более свежего автомобиля — «Коротко об автоматическом прожиге сажевого фильтра»
____Да, стоит заострить внимание на том, что прожиг можно произвести и принудительно через ПО VIDA. В основном прибегают к данному варианту регенерации DPF владельцы тех автомобилей, которые в сильные морозы делали много попыток запуска двигателя. Один из примеров – «Не завелась, последствия холодов». К причинам более быстрого засорения сажевого фильтра можно отнести еще постоянную и длительную работу двигателя на холостом ходу (без выездов на трассу) и движение автомобиля только в городском пробочном ритме. Наглядный пример регенерации фильтра с использованием VIDA продемонстрировал один из драйвовчан в двух своих постах «Прожиг сажевого фильтра (пробег 70500)» и «Прожиг сажевого фильтра (пробег 78500)». А вот владельцу другого дизельного XC70 AVM-500 удалось даже застать данный процесс, при подключенном ноутбуке с VIDA. Засняв данное мероприятие на видео, он поделился информацией об этом в своей записи «Регенерация». Чуть позже еще один владелец данной модели автомобиля ts71 заснял на видео полностью процесс прожига сажевого фильтра с помощью VIDA + DiCE.
Продолжаю пополнять данный пост полезной информацией по этому вопросу. Снова AVM-500 решил расставить все точки над и, записал поясняющее видео на данную тему.
____Вот приведу рекомендации, сделанные в комментариях к одному посту. Для просмотра его необходимо быть участником сообщества «Volvo Club»
Да, в комментариях тех постов, на которые я сослался здесь, можно прочитать много еще полезного по данному вопросу. Возможно, что-то еще я и забыл обобщить.
Примечание: некоторые в комментариях пишут, что за все время эксплуатации вообще не наблюдали прожиг. Да, такое тоже может быть. Все зависит от манеры вождения, где именно в основном автомобиль перемещается (город/трасса). Те, кто не знал про существование данного процесса или просто «не парится», могут его и не заметить, особенно на трассе, когда в основном он там и происходит.
___Позже на одном из квалифицированных по данной марке автомобиля Ютуб-каналов появилось подробное видеоразъяснение происхождения данного процесса. Не буду скрывать, идею по данной теме сам и подкинул им) И как всегда лично мне было приятно смотреть данный видеоматериал)
UPD: в подтверждение моего мнения и опыта прикладываю видео от одного из владельцев данной модели автомобиля — «Сажевый фильтр Volvo. Нужна ли принудительная регенерация?»
Всего Вам доброго и удачи на дорогах!
08.03.2017
Промывка сажевого фильтра, способы очистки и прожига
Вопросы экологии, защиты окружающей среды сегодня во многих случаях становятся если не определяющими, то крайне важными для эксплуатации автомобилей с ДВС.
Так, по требованиям ЕВРО-5, для дизельного двигателя обязательным является использование сажевого фильтра, обеспечивающего очистку отработанных газов (ОГ) от частиц несгоревшего топлива. А одним из аспектов его успешной эксплуатации, гарантирующим надёжную и долговечную работу машины с дизелем, является регенерация сажевого фильтра.
Несколько слов о конструкции
Чтобы лучше понять проблему, а также осознанно принимать меры по ее устранению, необходимо пояснить, что собой представляет сажевый фильтр. Это обязательный элемент конструкции выхлопной системы дизельного двигателя, устанавливаемый, как правило, перед глушителем. Видеть, как это осуществляется, можно на приведенном рисунке:
Из рисунка видно, что это устройство представляет собой сложную трубчатую конструкцию, изготавливаемую из керамического материала, имеющую пористые стенки межу отдельными каналами. Иногда стенки покрыты катализатором. При прохождении ОГ из одного канала в другой, удается избавиться от несгоревших частиц топлива.
Однако по мере эксплуатации, поры в керамике забиваются этими частицами, что отрицательно сказывается на работе дизельного двигателя, и требуется очистка сажевого фильтра для восстановления его нормальной работоспособности.
Как очистить сажевый фильтр
Чтобы его работоспособность восстановилась, необходимо очистить поры от посторонних частиц. Производителем автомобиля предусмотрена для сажевого фильтра такая процедура, как регенерация. Она может быть:
Пассивная чистка
Подобным образом очистить внутреннюю поверхность достаточно просто, это предусматривается самой конструкцией фильтрующего элемента. Используются такие способы:
Активная или принудительная регенерация
В тех случаях, когда трубки забиваются, падает мощность, крутящий момент мотора, и машина, грубо говоря, перестает ехать. Состояние системы контролируется датчиками:
Сажевый фильтр забивается быстрее всего в условиях городского движения, а также при нахождении в пробках, так что именно такой режим является наиболее вредным для машин с дизелем. Связано это с тем, что при подобном движении температура выхлопных газов недостаточно высока для полного сжигания сажи, поэтому она забивает в трубках поры. Для восстановления характеристик автомобиля, когда это произошло, необходим прожиг сажевого фильтра.
Как прожечь сажевый фильтр
Выполнить это можно такими способами:
Непосредственно водителем, для чего рекомендуется периодически проезжать расстояние около сорока километров со скоростью восемьдесят километров на пониженной передаче. При таком режиме движения температура ОГ повышается, и происходит принудительная регенерация, при которой восстанавливается работоспособность сажевого фильтра, необходимая для нормальной эксплуатации машины в дальнейшем.
Прожиг может быть автоматически выполнен контроллером управления двигателем автомобиля посредством:
Промывка сажевого фильтра дизельного двигателя
Для восстановления штатной работы мотора, можно не только сажевый фильтр прожечь, но и процедуру очистки можно осуществить, если будет проведена промывка. При этой операции применяется специальная жидкость, а сама процедура зависит от используемого средства:
Жидкость для промывки DPF Flushing Liuquid. В этом случае процедура очистки выполняется следующим образом:
Жидкость для очистки «TUNAP MP 131». С ней процедура очистки выполняется несколько по-другому. Убирается штатный датчик давления или температуры, в образовавшееся отверстие вставляется зонд, через него на сажевый фильтр несколько раз с интервалом в пять секунд распыляется жидкость. Затем осуществляется промывка с помощью концентрата TUNAP MP 132.
В результате таких действий сажа растворяется и распределяется по всей поверхности, вследствие чего становится возможна нормальная регенерация. После проведения монтажа, восстанавливающего первоначальное состояние системы, вручную запускается обычная регенерация, в ходе которой сгорает накопившаяся на внутренней поверхности сажа и очищающая жидкость.
Промывка и регенерация может быть выполнена с применением и других, кроме перечисленных, средств, однако приведенных примеров должно быть достаточно для оценки возможности очистки с использованием специальных препаратов.
О возможностях очистки
К сожалению, какие бы варианты очистки не применялись, они не беспредельны. Замена сажевого фильтра производится после его эксплуатации при пробеге не более 180 тысяч километров. А так как изделие достаточно дорогое, поэтому стоит предпринять некоторые меры, позволяющие отдалить эту процедуру.
На преждевременный износ в значительной степени влияют условия движения, манера езды, а самое главное – качество топлива. Если все эти условия являются тяжелыми для автомобиля, то замена может потребоваться гораздо раньше.
Вопросы очистки, а также регенерация, должны быть под постоянным контролем водителя. Они оказывают на техническое состояние машины непосредственное влияние и обеспечивают возможность ее нормальной эксплуатации.
» alt=»»>
Сажевый фильтр: меняем, удаляем или очищаем? Что предлагает рынок
Владельцы дизельных автомобилей знают о том, что рано или поздно им придется столкнуться с загрязнением сажевого фильтра и оперативно решать эту проблему. Что возьмет верх – забота об экологии или о своем кармане?
Личный опыт
За примером далеко ходить не надо – мой дизельный Peugeot 308 с мотором 1.6 HDI на неделе как раз поставил перед таким выбором. Во время поездки по МКАД загорелась соответствующая лампочка на приборной панели, автомобиль стал сбавлять скорость, а принцип «педаль в пол» не помог – быстрее 90 км/ч Peugeot ехать отказывался. В общем, включился аварийный режим, ограничивающий мощность двигателя.
Кто-то сразу скажет, что при правильной эксплуатации дизельного автомобиля сажевый фильтр служит хорошо и долго, таких проблем быть не должно. И будет прав. Но городской режим эксплуатации автомобиля порой не позволяет системе включать регенерацию. Плюс к этому качество топлива и масса других факторов, влияющих на работу авто, могут сыграть свою роль.
В моем случае система автомобиля команду на прожиг давала, но сам прожиг не включался. Не будем делать акцент на технических аспектах неисправности, тем более что специалисты уже разобрались. Лучше займемся более распространенным вопросом: что делать с самим сажевым фильтром, если он «забит», прожиг в автоматическом и принудительном режимах не помогает, а проблему надо решать?
Варианты: можно либо установить новый или б/у фильтр, либо вырезать «сажевик», либо чистить загрязненный. Рассмотрим по порядку каждый из способов на конкретном примере.
Покупаем новый сажевый фильтр
У официального дилера стоимость нового сажевого фильтра на Peugeot 308 начинается с 2100 белорусских рублей (более 800 долларов). Дорого, зато запчасть оригинальная, с гарантией производителя, а значит, прослужит как положено.
А что предлагают в интернете? Местонахождение такого товара – Польша, но с доставкой (выдачей) в Минске, стоит он 1277 рублей (около 500 долларов), с доставкой – 1344 (517).
Вариант приемлемый, хотя 100-процентная предоплата смущает. Впрочем, это не редкость при оплате товаров через интернет. Риск? Да, он есть, поэтому решаем сами, стоит или нет.
Покупаем «бэушный» сажевый фильтр
Найти бывший в употреблении «сажевик» на Peugeot 308 2015 года выпуска в Беларуси мы не смогли. Есть вариант из Польши – за «бэушку» оттуда просят 461 рубль (около 180 долларов), плюс пересылка 553 рубля (213 долларов), плюс стопроцентная предоплата.
При этом нужно понимать, что о степени «загрязненности» предлагаемого фильтра мы не знаем, никакого диагностического акта к «бэушке» продавец не прилагает. Вполне возможно, он будет в таком же состоянии, как тот, который хотим заменить. Значит, овчинка выделки не стоит.
Удаляем сажевый фильтр
Это самое распространенное предложение. Сам процесс включает несколько стадий: механическое удаление, программное удаление с программированием электронного блока управления, диагностика. И сторонников, и противников такого радикального способа решения проблемы превеликое множество.
Поклонники говорят о том, что при удалении сажевого фильтра устраняется проблема в целом. Также в заслуги этого способа приписывают восстановление тяговых параметров двигателя, экономию топлива, да и в целом последующие затраты при обслуживании дизельного автомобиля станут меньше.
Противники же при этом негодуют, ведь в современных авто, особенно класса Евро-6, все должно быть на своих местах, видоизменять систему циркуляции выхлопных газов не стоит – есть риск получить проблему с двигателем. Да и экология при этом, понятное дело, страдает. Тем не менее отметим, что при удалении сажевого фильтра отечественные критерии допуска позволяют спокойно проходить техосмотр.
Теперь о деньгах. “Прозвон” многочисленных объявлений привел к такому результату: стоимость удаления сажевого фильтра «стартует» от 600 рублей (230 долларов), а где-то услуги оцениваются и в 800 рублей (307 долларов). Так что при принятии решения об удалении фильтра выбор есть.
Очистка сажевого фильтра
На различных интернет-форумах пользователи пишут, что проблему промывка решит, но ненадолго, вскоре снова придется столкнуться с ней же. Аргументов не приводят, а лишь ссылаются на практический опыт. При этом нужно понимать, что промывка промывке рознь: если просто водой под давлением дать – это одно, а если проводить процедуру в специальных условиях, использовать специальное оборудование и химические средства – это уже другой разговор. Поговорим именно о таких способах.
Например, наш старый знакомый индивидуальный предприниматель и владелец СТО Владимир Зеленский, с которым мы в прошлом году ловили жуликов, подделывающих «бэушные» двигатели, очищает сажевые фильтры (и не только) при помощи технологий BG255.
Суть способа в следующем: во впускной коллектор автомобиля через специальную форсунку распыляется химический реагент, который очищает всю выхлопную систему вместе с сажевым фильтром. На практике удалось очистить сажевый фильтр со степенью «загрязненности» 86%, более грязные пока не попадались. Способ подразумевает физическое нахождение автомобиля в автосервисе, а стоимость такой услуги – 200 рублей.
Но Peugeot 308 стоит на СТО с разобранной выхлопной системой, поэтому ищем другой способ привести сажевый фильтр в порядок. Мы обратились к специалистам компании SMTurbo, чтобы «реанимировать» так необходимый нам элемент выхлопной системы. Там процесс очистки иной: сажевый фильтр закрепляется и герметично закрывается в специальном шкафу, где проходит тест противодавления и скорости прохождения потока воздуха. Далее в дело идет чистящий раствор, который растворяет загрязнения. Специальные программы регулируют как степень подачи раствора, так и давление ударов сжатого воздуха. Вот что мы получили на выходе:
Это одна из двух «кучек» сажи и грязи, которые были удалены из нашего сажевого фильтра. Результат можно оценить не только визуально, но и путем последующей диагностики.
Показатели до и после – улучшение более чем в три раза. Цена вопроса – 390 рублей.
Наш вердикт
Выбор каждый делает сам. Особенно когда он зависит от желания решить проблему быстро, здесь и сейчас, либо не навредив автомобилю.