что такое провозная плата за перевозку грузов

Энциклопедия решений. Цена договора перевозки (провозная плата)

Цена договора перевозки (провозная плата)

В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата. Она устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК РФ).

Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК РФ).

В частности, тарифы на перевозки грузов определяются в соответствии с прейскурантом N 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (утвержден постановлением ФЭК РФ от 17.06.2003 N 47-т/5). Конкретный размер платы за перевозку рассчитывается исходя из многих параметров: тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до станции назначения; вид отправки предъявленного к перевозке груза (повагонная, групповая, маршрутная, контейнерная, мелкая, сборная повагонная или отправка в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику РЖД), тип и принадлежность вагона, контейнера, локомотива; тарифный класс груза; номер тарифной схемы; поправочные коэффициенты, зависящие от расстояния, вида груза и других факторов и т.д.

Тарифы на перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта устанавливаются в соответствии с международными договорами РФ (п. 4 ст. 8 Закона N 17-ФЗ).

Плата за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном или прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении взимается:

— исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по железным дорогам или морским путям (при взимании платы на железнодорожных станциях и в морских портах отправления);

— исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по внутренним водным путям (при взимании платы в речных портах перевалки грузов или в речных портах отправления) (п.п. 1, 2 ст. 113 КВВТ РФ).

Плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента отправления груза из порта отправления, если иное не установлено соглашением сторон (ст. 75 КВВТ РФ).

Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. На договорной основе устанавливается также плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) (п.п. 5, 6 ст. 64 Воздушного кодекса РФ).

При регулярных воздушных перевозках пассажиров и багажа плата рассчитывается в соответствии с тарифами, порядок формирования которых определен Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утверждены приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 N 155).

Формы и порядок оплаты провозной платы за воздушные перевозки устанавливаются перевозчиком. Оплата провозной платы может осуществляться по предварительной оплате. Во всяком случае выдача груза грузополучателю осуществляется только после оплаты всех платежей (п.п. 35, 36, 206 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждены приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82).

Размер платы за перевозку груза морским транспортом (фрахта) устанавливается соглашением сторон. При отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза (п. 1 ст. 115, п. 1 ст. 164 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на ряд услуг в области перевозок (см. постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239).

Источник

Статья 790. Провозная плата

Статья 790. Провозная плата

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 790 ГК РФ

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

ГАРАНТ:

Об удержании грузов см. также Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ, Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте пункта 5 статьи 790 настоящего Кодекса допущена опечатка. Вместо слова «организацией» следует читать «организации»

Источник

Раздел III. Исчисление и взимание провозных платежей

Раздел III
Исчисление и взимание провозных платежей

Общие тарифные правила

Пересчет провозных платежей, исчисленных в соответствии с настоящим Тарифом, в валюту платежа осуществляется в соответствии с национальным законодательством страны, в которой производится оплата провозных платежей.

Порядок исчисления провозных платежей

§ 6. Провозные платежи (платежи, включающие в себя провозную плату, плату за проезд проводника, водителя автопоезда, водителя автомобиля, дополнительные сборы и другие платежи, возникшие за период от заключения договора перевозки до выдачи груза получателю, в том числе связанные с перегрузкой груза или перестановкой тележек) за перевозку по транзитным железным дорогам исчисляются по ставкам настоящего Тарифа, действующим:

§ 7. Исчисление провозных платежей за отправку производится отдельно каждым участником настоящего Тарифа.

В качестве одной отправки принимается:

— груз, погруженный в вагон (сцеп вагонов);

— груз, погруженный в интермодальную транспортную единицу (ИТЕ), в автомобильное транспортное средство (АТС), или ИТЕ, АТС в порожнем состоянии;

— груз на своих осях (железнодорожный подвижной состав, краны на железнодорожном ходу, путевые и строительные машины на железнодорожном ходу).

Провозные платежи за перевозку по одной накладной грузов в двух и более вагонах (кроме сцепов), или контейнеров, перевозимых по Ведомости вагонов или Ведомости контейнеров, а также груза на своих осях в количестве более одной единицы исчисляются отдельно для каждого вагона или контейнера, как за самостоятельную отправку.

Исчисление провозных платежей осуществляется на основании:

1) Гармонизированной номенклатуры грузов (ГНГ), по которой определяется, какой класс настоящего Тарифа должен быть применен к данному грузу (ГНГ издается отдельно);

2) таблиц транзитных расстояний (Раздел V настоящего Тарифа);

3) расчетных таблиц провозных плат (Раздел VI настоящего Тарифа);

4) дополнительных сборов и других платежей (Раздел IV настоящего Тарифа);

5) сведений, содержащихся в накладной.

При исчислении провозных платежей принимаются во внимание:

1) условия перевозки отправки (вагон, ИТЕ, АТС, груз на своих осях);

3) расстояние перевозки;

4) категория контейнера;

5) прочие условия, предусмотренные настоящим Тарифом.

8.1. В отдельных транзитных сообщениях заинтересованные участники настоящего Тарифа могут согласовать между собой применение вспомогательных пособий в виде приложений к настоящему Тарифу, в которых будут содержаться ставки провозных плат за расстояния перевозки по транзитным железным дорогам, исчисленные в соответствии с настоящим Тарифом, и ставки за перевозку по железным дорогам отправления и назначения, исчисленные в соответствии с национальным законодательством, действующим в стране отправления и в стране назначения. Допускается также исчисление и взимание провозной платы и дополнительных сборов за протяжение железных дорог страны отправления и страны назначения по правилам, либо по ставкам и правилам настоящего Тарифа.

8.2. При осуществлении перевозок в составе контейнерных поездов участники настоящего Тарифа могут применять специальные тарифные условия.

§ 9. Все грузы, кроме опасных, должны быть поименованы отправителем в накладной в соответствии с Гармонизированной номенклатурой грузов (ГНГ) с указанием кода согласно ГНГ.

Опасные грузы должны быть поименованы в накладной согласно предписаниям Правил перевозок опасных грузов (Приложение 2 к СМГС) с указанием кода согласно ГНГ.

При исчислении дополнительных сборов и других платежей масса отправки округляется до полных 100 килограммов, при этом неполные 100 килограммов считаются за полные.

§ 11. Провозная плата за перевозку груза исчисляется по тарифной ставке того пояса расчетных таблиц, приведенных в Разделе V «Таблицы транзитных расстояний» настоящего Тарифа, в который входит тарифное расстояние перевозки данной отправки.

Округление провозных платежей

§ 12. При исчислении провозных платежей каждая плата и/или сбор округляется до целых швейцарских сантимов. При этом полсантима и более принимаются за целый, а менее полсантима не учитываются.

Взимание провозных платежей

13.1. Провозные платежи, исчисленные по настоящему Тарифу, взимаются отдельно каждым участвующим в перевозке перевозчиком через плательщика, имеющего с ним договор на оплату провозных платежей.

13.2. Все дополнительные сборы, платы и расходы, возникающие на станциях переотправки грузов другими видами транспорта, взимаются перевозчиками на этих станциях с плательщика.

Плата за перевозку грузов в вагонах

14.1. Плата за перевозку груза в вагоне исчисляется путем умножения приведенной в Таблице 1 Раздела VI настоящего Тарифа тарифной ставки за одну тонну на количество тонн расчетной массы отправки, но не менее, чем за минимальную расчетную норму загрузки вагона.

14.2. Если груз, принадлежащий к одной отправке, перегружается на станции примыкания железных дорог разной ширины колеи из одного вагона одной ширины колеи в два или более вагонов другой ширины колеи, плата за перевозку после перегрузки исчисляется за груз, перегруженный в каждый из вагонов, как за самостоятельную отправку. При этом расчётная масса груза определяется отдельно для каждого загруженного при перегрузке вагона, исходя из массы груза в этом вагоне, но не менее минимальной расчетной нормы загрузки вагона.

Если при следовании груза в адрес одного получателя на одну станцию назначения из двух или более вагонов в один вагон перегружаются соответственно две или более отправки (части двух или более отправок, не вместившиеся в вагон с основной частью отправки) и:

— если минимальная расчетная норма загрузки вагона не превышает расчетной массы груза, определённой исходя из суммарной массы отправок (частей отправок), перегруженных в этот вагон, то провозная плата за каждую отправку (за каждую из частей отправок) исчисляется за расчётную массу этой отправки (части отправки) без учёта минимальной расчетной нормы загрузки вагона;

— если минимальная расчетная норма загрузки вагона превышает расчетную массу груза, определённую исходя из суммарной массы отправок (частей отправок), перегруженных в этот вагон, то провозная плата за каждую отправку (за каждую из частей отправок) исчисляется путем распределения между отправками (частями отправок) платы, исчисленной за минимальную расчетную норму загрузки вагона, пропорционально массе груза.

14.3. Если для перегрузки отправки из одного вагона в пути следования по причинам, не зависящим от перевозчика, потребуются два или более вагонов той же ширины колеи, то провозные платежи за груз, погруженный в каждый из вагонов, исчисляются отдельно как за самостоятельную отправку.

Провозная плата за перевозку груза в каждом загруженном после перегрузки вагоне исчисляется в порядке, установленном в пункте 14.2 настоящего Тарифа.

§ 15. Плата за перевозку грузов по железным дорогам колеи 1435 мм, исчисленная в соответствии с параграфом 14 настоящего Раздела, не должна превышать платы за массу груза, который может быть погружен в вагон с учетом установленной статической нагрузки от колесной пары вагона на рельсы.

Если в отдельных случаях масса груза, принятого к перевозке, превышает массу груза, который может быть погружен в вагон с учетом допускаемой статической нагрузки от колесной пары вагона на рельсы, то провозная плата исчисляется, исходя из массы груза.

Плата за перевозку груза на своих осях

§ 16. За перевозку груза на своих осях плата исчисляется путем умножения тарифной ставки, приведенной в Таблице 1 Раздела VI настоящего Тарифа, по 3-му тарифному классу с оси на количество осей подвижного состава.

За перевозку на вышеуказанном подвижном составе тележек или колесных пар разной ширины колеи, а также запчастей или других материалов, необходимых для этого подвижного состава во время перевозки, провозные платежи не взимаются.

Плата за перевозку гружёного и порожнего контейнера

17.1. Плата за перевозку гружёного и порожнего среднетоннажного контейнера исчисляется отдельно за каждый контейнер по тарифным ставкам Таблицы 3 Раздела VI настоящего Тарифа.

17.2. Плата за перевозку гружёного и порожнего крупнотоннажного универсального контейнера исчисляется отдельно за каждый контейнер по тарифным ставкам Таблицы 2 Раздела VI настоящего Тарифа.

17.3. Плата за перевозку гружёного крупнотоннажного универсального контейнера длиной 20 футов с максимальной (трафаретной) массой брутто 30 и более тонн и с фактической массой брутто более 24 тонн исчисляется по тарифным ставкам Таблицы 2 Раздела VI настоящего Тарифа для груженого контейнера длиной 20 футов с применением коэффициента 1,20.

17.4. Плата за перевозку гружёного и порожнего крупнотоннажного контейнера-цистерны (танк-контейнера) исчисляется по тарифным ставкам Таблицы 2 Раздела VI настоящего Тарифа для универсального гружёного и порожнего контейнера соответствующей категории с применением коэффициента 1,40.

17.5. Плата за перевозку гружёного и порожнего рефрижераторного контейнера исчисляется по тарифным ставкам Таблицы 2 Раздела VI настоящего Тарифа для гружёного и порожнего универсального контейнера соответствующей категории с применением коэффициента 1,35.

При перевозке гружёного и порожнего рефрижераторного контейнера с вагоном дизель-электростанцией, не принадлежащим перевозчику, дополнительно взимается плата за вагон дизель-электростанцию по тарифной ставке 0,12 швейцарского франка за 1 осе-км.

За проезд бригады обслуживания (проводников) в вагоне дизель-электростанции, не принадлежащем перевозчику, взимается плата в соответствии с пунктом 27.1 параграфа 27 Раздела III настоящего Тарифа.

17.6. Плата за перевозку гружёного и порожнего специализированного контейнера, кроме перечисленных в пунктах 17.4 и 17.5 настоящего параграфа, исчисляется отдельно за каждый контейнер по тарифным ставкам Таблицы 2 Раздела VI настоящего Тарифа.

17.7. Плата за перевозку гружёного и порожнего контейнера в вагоне, не принадлежащем перевозчику, исчисляется в соответствии с пунктами 17.1-17.6 настоящего параграфа с применением коэффициента 0,85.

За проезд бригады обслуживания (проводников) в вагоне дизель-электростанции, не принадлежащем перевозчику, взимается плата в соответствии с пунктом 27.1 параграфа 27 Раздела III настоящего Тарифа.

Плата за перевозку гружёного и порожнего ИТЕ (кроме контейнера) и АТС

§ 18. Плата за перевозку гружёного и порожнего ИТЕ (кроме контейнера) и АТС, независимо от степени негабаритности, определяется по правилам настоящего Тарифа, установленным для перевозки груза 1-го тарифного класса в вагоне.

Особые тарифные правила

Плата за перевозку в вагоне грузов разных наименований

§ 19. При перевозке по одной накладной в вагоне грузов разных наименований, допущенных к совместной перевозке, провозная плата исчисляется:

При перевозке в вагоне грузов разных наименований отправитель обязан указать в накладной массу груза каждого наименования. Если он этого не сделал, то провозная плата исчисляется за общую массу отправки по более высокому тарифному классу настоящего Тарифа, установленному для грузов данной отправки, но не менее чем за минимальную расчетную норму загрузки для грузов этого тарифного класса.

Плата за перевозку грузов на сцепе вагонов и негабаритных грузов

20.1. Плата за перевозку по одной накладной грузов на сцепе, состоящем из двух и более вагонов, исчисляется путем суммирования плат, исчисленных для каждого вагона, входящего в сцеп, по Общим тарифным правилам настоящего Тарифа (Раздел III), установленным для перевозок грузов в вагонах.

Если в накладной не указана масса груза в каждом вагоне сцепа, то масса отправки делится поровну на количество вагонов в сцепе.

Если груз погружен на два вагона-платформы, являющихся прочно (постоянно) сцепленной единицей и имеющих один номер, плата за перевозку исчисляется как за перевозку груза в одном вагоне.

Если Технические условия размещения и крепления грузов (Приложение 3 к СМГС) или подобные правила другого международного соглашения ограничивают нагрузку на вагон, менее, предусмотренной минимальной расчётной нормы, то минимальная расчётная норма загрузки соответственно уменьшается.

20.2. Плата за перевозку, в том числе на транспортёрах, грузов (кроме сверхнегабаритных и имеющих 6-ую степень негабаритности), превышающих габарит погрузки на транзитных железных дорогах, исчисляется по правилам настоящего Тарифа, действующим для перевозок груза в вагонах, и в зависимости от степени негабаритности повышается:

Конкретный процент повышения платы устанавливается в рамках согласования условий перевозок.

Если при согласовании перевозки негабаритного груза перевозчиками будет установлено, что груз является сверхнегабаритным или негабаритным 6-ой степени, то при следовании указанных грузов на платформах, полувагонах и транспортёрах в составе грузовых поездов провозная плата устанавливается соответствующими участниками настоящего Тарифа самостоятельно в каждом конкретном случае на основании подтверждения о степени негабаритности и маршруте пропуска в рамках согласования условий таких перевозок.

Если негабаритные грузы перевозятся по транзитным железным дорогам не кратчайшим, а кружным путём, то провозная плата исчисляется за фактически пройденное расстояние при условии, что перевозка грузов кружным путём была предварительно согласована с отправителем и в накладной указан этот кружный путь.

Плата за перевозку вагона, используемого в качестве прикрытия

21.1. За перевозку порожнего вагона, используемого в качестве прикрытия в соответствии с национальным законодательством, действующим на транзитной железной дороге, или порожнего вагона с контрольной рамой, плата исчисляется:

21.2. Плата за перевозку вагона, используемого в качестве прикрытия, определяется за тарифное расстояние, принятое для исчисления платы за перевозку груза, требующего прикрытия.

21.3. Если в качестве прикрытия используется гружёный вагон, то плата за перевозку исчисляется по Общим тарифным правилам настоящего Тарифа, действующим для перевозки груза в вагоне. При этом плата за перевозку вагона, используемого в качестве прикрытия, указанная в пункте 21.1. настоящего параграфа, дополнительно не взимается.

21.4. Если груженый вагон используется под установку контрольной рамы, то плата за перевозку исчисляется за расчётную массу отправки, включающую массу груза и массу контрольной рамы, по Общим тарифным правилам настоящего Тарифа (Раздел III) для перевозимого груза.

Плата за перевозку наливных грузов

§ 22. За перевозку наливных грузов в вагонах-цистернах провозная плата исчисляется по правилам настоящего Тарифа, установленным для перевозок грузов в вагонах за расчетную массу груза.

Плата за перевозку опасных грузов

§ 23. Плата за перевозку опасных грузов, которые в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов (Приложение 2 к СМГС) относятся к классам: 1 «Взрывчатые вещества и изделия», 5.2 «Органические пероксиды (номера ООН 3101-3110)», 6.2 «Инфекционные вещества», 7 «Радиоактивные вещества», а также перечисленные в столбце 1 приведенной ниже Таблицы, исчисляется по Общим тарифным правилам настоящего Тарифа (Раздел III) с повышением на 100 процентов.

Наименование опасных грузов, в том числе техническое

Наименование груза в соответствии с Приложением 2 к СМГС

Источник

Энциклопедия судебной практики. Перевозка. Провозная плата (Ст. 790 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Перевозка. Провозная плата
(Ст. 790 ГК)

1. Общие вопросы применения ст. 790 ГК РФ

Провозная плата, взимаемая за перевозку грузов, пассажиров и багажа, устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следовательно, провозная плата является существенным условием договора перевозки в том случае, когда она не установлена законом или иными правовыми актами.

1.2. Законодательство предусматривает два порядка определения провозной платы на транспорте, выбор которого зависит от вида перевозки

Согласно частям 1, 2 статьи 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено (законом или иными правовыми актами (часть 1); плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, т.е. федеральным законодательством предусмотрено два различных порядка определения провозной платы на транспорте: по утвержденным тарифам или по соглашению сторон, при этом критерием для избрания того иного порядка оплаты служит вид перевозки: перевозка транспортом общего пользования (в этом случае оплата производится только по утвержденным тарифам) и все другие перевозки (по ним оплата производится по соглашению сторон или иначе, если последнее предусмотрено законом или правовыми актами).

1.3. Статья 790 ГК РФ не предусматривает такого основания для неисполнения обязательства по оплате оказанных услуг за перевозку грузов, как отсутствие денежных средств

Суд пришел к выводу, что у министерства возникла обязанность оплатить оказанные услуги по перевозке овцепоголовья. Довод о том, что оплата зависит от факта уплаты железной дорогой налоговых платежей и от выделения министерству денежных средств, следует отклонить, поскольку гражданское законодательство не предусматривает такого основания для неисполнения обязательства, как отсутствие денежных средств.

2. Практика применения п. 4 ст. 790 ГК РФ об удержании грузов перевозчиком

2.1. Предусмотренное п. 4 ст. 790 ГК РФ право перевозчика удерживать груз обеспечивает исполнение грузополучателем только тех обязательств, которые вытекают из договора перевозки

Правило пункта 4 статьи 790 ГК РФ носит специальный характер по отношению к правилу статьи 359 ГК РФ о праве удержания и имеет целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, переданным ему для перевозки, в целях обеспечения исполнения иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки.

2.2. Удержание груза в обеспечение оплаты провозной платы не зависит от права собственности на груз у должника

Подлежит отклонению судом кассационной инстанции довод ООО1 о том, что ООО2 не вправе удерживать груз, не принадлежащий ООО3 на праве собственности.

Право на удержание груза в обеспечение причитающихся провозной платы и других платежей по перевозке предоставлено перевозчику положениями статей 359, 790 ГК РФ. При этом указанные положения не ставят возможность такого удержания в зависимость от наличия у должника права собственности на груз.

3. Общие вопросы возмещения транспортным организациям расходов по провозной плате за льготные перевозки

3.1. Положения п. 5 ст. 790 ГК РФ распространяются на перевозчиков, являющихся специализированными транспортными организациями

По смыслу пункта 5 ст. 790 ГК РФ, правила его относятся только к тем случаям, когда перевозчиком выступает специализированная транспортная организация-юридическое лицо, осуществляющее перевозки транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Расходы транспортной организации определяются исходя из разницы между полной стоимостью и льготной стоимостью одного проездного билета в месяц и доли данного предприятия в общем количестве перевозок пассажиров льготных категорий.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата; предъявляемые транспортными предприятиями расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом и должны быть подтверждены документально.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенного в постановлении от 26.04.2011 N 17828/10, расходы транспортной организации определяются исходя из разницы между полной стоимостью и льготной стоимостью одного проездного билета в месяц и доли этого предприятия в общем количестве перевозок пассажиров льготных категорий.

3.3. Расходы перевозчика, понесенные в результате предоставления льготы, не могут превышать стоимость проезда без льготы

Заявленные ко взысканию расходы превышают стоимость проездного билета по вышеназванному маршруту, в то время как по смыслу ст. 790 ГК РФ расходы транспортной организации на предоставление льготы по проезду пассажира не могут превышать стоимость такого проезда без предоставления соответствующей льготы.

3.4. ВК РФ не называет льготой перевозку воздушным транспортом детей возраста 2-12 лет, следовательно, п. 5 ст. 790 ГК РФ в данном случае неприменим

Расходы, которые в связи с этим несут авиакомпании, бюджетное законодательство Российской Федерации не относит прямо к расходным обязательствам Российской Федерации или расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Кроме того, определенные подпунктом 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации условия перевозки детей от двух до двенадцати лет ни сама норма, ни соответствующее подзаконное регулирование не называют льготой, что, как подтверждается правоприменительной практикой, препятствует применению в отношении авиаперевозчиков пункта 5 статьи 790 ГК Российской Федерации, предусматривающего возмещение транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета расходов, понесенных ею в связи с установленными законом или иными правовыми актами льготами или преимуществами по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа.

Ссылка заявителя на пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно отклонена судом. В силу названной нормы Кодекса в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Суд обоснованно исходил из того, что применение транспортной организацией регулируемых цен в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Кодекса и применение льгот или преимуществ по провозной плате не являются сходными отношениями в смысле статьи 6 Кодекса, поскольку в первом случае государство не принимало на себя обязательств по возмещению расходов в связи с применением регулируемых цен.

3.6. В целях опровержения установленной субъектом РФ стоимости ЕСПБ перевозчику необходимо использовать механизмы фиксации реального количества перевезенных им лиц

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды, руководствовались статьями 15, 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из недоказанности истцом вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности обстоятельств, влекущих наступление ответственности за причинение вреда.

Настаивая на возмещении убытков сверх полученных компенсаций на основании общих норм об убытках вследствие причинения вреда (статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации), предприятие не учитывает, что обязанность по доказыванию наличия необходимых условий для возмещения убытков лежит на лице, требующем их возмещения, тогда как истец в целях опровержения установленной субъектом Российской Федерации стоимости ЕСПБ не использовал механизмы фиксации реального количества перевезенных им лиц, в связи с чем суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о недоказанности размера взыскиваемых убытков.

3.7. Возмещение расходов за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр льготников, осуществляется в части перечисления сумм от реализации ЕСПБ организациями, осуществляющими выплату пенсий и реализующими данные билеты

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды руководствовались положениями статей 15, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что требования предъявлены истцом к ненадлежащему ответчику.

При этом суды указали, что возмещение расходов автотранспортным организациям за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на общественном транспорте по городским и внутрирайонным маршрутам, осуществляется в части перечисления сумм от реализации единых социальных проездных билетов организациями, осуществляющими выплату пенсий и реализующими данные билеты.

Во исполнение возложенной на субъект Российской Федерации обязанности по обеспечению федеральным льготникам равной доступности услуг общественного транспорта в Ростовской области принято постановление Правительства области от 15 декабря 2011 года N 232, которым установлены стоимость ЕСПБ и порядок их распространения среди населения, а также утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ, стоимость ЕСПБ. В перечень граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ, включены льготные категории граждан федерального регистра.

Таким образом, область установила меры социальной поддержки в виде проезда по ЕСПБ для федеральных категорий льготников и, соответственно, приняла на себя расходные обязательства по обеспечению указанных мер социальной поддержки.

Возмещение расходов автотранспортным организациям за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на общественном транспорте по городским и внутрирайонным маршрутам, осуществляется в части перечисления сумм от реализации единых социальных проездных билетов организациями, осуществляющими выплату пенсий и реализующими данные билеты.

3.8. Перевозчик вправе получить возмещение расходов на услуги автовокзалов в составе тарифа на проезд

Сославшись на пункты 1 и 5 статьи 790 ГК РФ, а также пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», суд первой инстанций пришел к выводу, что поскольку обязанность несения расходных обязательств по мерам социальной поддержки льготных категорий граждан возложена на государство, то требование Общества в части взыскания с Предприятия оплаты услуг автовокзала по обслуживанию льготных категорий пассажиров не подлежит удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции обоснованно признал данный вывод суда ошибочным в силу следующего.

По смыслу статей 786 и 790 плату за провоз пассажиров и багажа непосредственно получает перевозчик. В свою очередь перевозчик, предоставивший потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеет право получить с надлежащего публичного образования компенсацию в виде не полученной с потребителя платы. Следовательно, именно перевозчик получает возмещение расходов на услуги автовокзалов в составе тарифа на проезд.

3.9. Для определения публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование льгот на проезд, учитываются сведения федерального и регионального регистра льготников

При определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения федерального и регионального регистра льготников; финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством Российской Федерации; согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.

При определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения федерального и регионального регистра льготников; финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством Российской Федерации; согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.

3.10. Отсутствие договора на перечисление компенсации не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов на основании ст. 790 ГК РФ

Под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата; наличие либо отсутствие договора не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов в соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата; наличие либо отсутствие договора [на перечисление компенсации] не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов в соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3.11. Обязанность перевозить бесплатно инвалидов всех групп возникает у перевозчика только в том случае, если понесенные им расходы возмещаются из бюджета на основании заключенного договора

Системное толкование положений статей 789, 790 Гражданского кодекса РФ и постановления Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 года N 122 позволяет сделать вывод, что эти правовые нормы не предусматривают безусловную обязанность перевозчика осуществлять бесплатно перевозку в общественном городском транспорте пассажиров инвалидов всех групп, такая обязанность возникает у перевозчика только в том случае, если понесенные перевозчиком в связи с этим расходы возмещаются из краевого бюджета на основании заключенного с перевозчиком договора.

Установив, что закон не возлагает обязанность на ответчика осуществлять бесплатно перевозку пассажиров, заключать договоры с центрами социальной поддержки населения с целью обеспечения льготных перевозок граждан, деятельность по перевозке льготных категорий граждан по единому социальному билету в городе осуществляют муниципальные предприятия, суд при разрешении спора правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

4. Расходные обязательства бюджетов по возмещению транспортным организациям затрат по провозной плате за льготные перевозки

4.1. Возмещение расходов транспортной организации по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, является расходной статьей РФ

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Приводя данную норму, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях N 9621/10 и 17828/10 указал, что компенсация затрат транспортным коммерческим организациям, осуществляющим льготные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

4.2. Невозмещенные расходы коммерческой организации на перевозки общественным транспортом отдельных категорий граждан, относящихся к федеральному регистру льготников, являются реальным ущербом для этой организации

Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена обществом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования. Предъявленные предприятием расходы, исходя из статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса, являются реальным ущербом.

4.3. Из обязанности возмещения из бюджета транспортным организациям расходов, связанных с льготной перевозкой, вытекает обязанность предусмотреть правовой механизм порядка компенсации данных расходов

Обязанность возместить транспортным организациям понесенные ими расходы за счет средств соответствующего бюджета в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 5 статьи 790). Следовательно, Республика Татарстан, определив меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде проезда по социальным проездным документам, обязана установить и правовые механизмы для их надлежащего обеспечения, в том числе и порядок компенсации расходов транспортным организациям в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету.

Обязанность возместить транспортным организациям понесенные ими расходы за счет средств соответствующего бюджета в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 5 статьи 790). Следовательно, Республика Татарстан, определив меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде проезда по социальным проездным документам, обязана установить и правовые механизмы для их надлежащего обеспечения, в том числе и порядок компенсации расходов транспортным организациям в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету.

4.4. Обязанность публично-правового образования по возмещению расходов, связанных с перевозкой граждан льготной категории, может быть прекращена только в случае возмещения этих расходов

Как следует из ст. 790 ГК РФ, п. 16-19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, обязанность публично-правового образования по возмещению расходов перевозчикам, осуществляющим перевозку льготных категорий пассажиров, обусловлена самим фактом предоставления льгот.

В связи с чем, как верно отмечено апелляционным судом, соответствующая обязанность может быть прекращена только путем возмещения перевозчику понесенных расходов именно в связи с осуществлением им перевозок по льготным ценам за счет бюджета того уровня, исполнительные органы которого установили пониженную цену проезда в городском транспорте студентов и школьников.

4.5. Недостаточное выделение субъекту РФ денежных средств в виде субвенций на финансирование перевозок общественным транспортом отдельных категорий граждан не исключает доплаты разницы за счет средств РФ

Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Примечание

Изменилось законодательство, определяющее порядок финансирования расходных обязательств, связанных с компенсацией лицам, осуществляющим перевозку пассажиров в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан. Изначально данные расходные обязательства являлись обязательствами Российской Федерации, в дальнейшем эти расходные обязательства возложены на субъект РФ с возможностью их субвенции за счет федерального бюджета.

4.6. В связи с отнесением расходов по обеспечению льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения к расходным обязательствам субъекта РФ, данные расходы осуществляются за счет средств бюджета субъекта РФ

Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ включена статья 26.3.1 и внесены изменения в статью 26.3. В соответствии со статьей 26.3 данного закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» включена статья 26.3-1.

С 2005 года на основании изменений, внесенных Федеральным законом N 122-ФЗ в федеральных законах не содержится норм, устанавливающих льготу по проезду в транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщении гражданам льготных категорий.

Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» включена статья 26.3-1 об участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения и внесены изменения в статью 26.3 о принципах финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

С января 2010 года, с учетом урегулирования во всех субъектах Российской Федерации вопросов обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта федеральным и региональным льготным категориям граждан, с учетом изменений в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предоставлено субъектам Российской Федерации по предметам совместного ведения право самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки исходя из своих бюджетных возможностей.

Передача субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению мерами социальной поддержки ряда лиц и отнесение соответствующих расходных обязательств к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации не лишает субъекты Российской Федерации возможности в случае необходимости решить на бюджетном уровне вопросы софинансирования Российской Федерацией льгот отдельным категориям граждан федерального регистра. Однако такие вопросы подлежат разрешению по нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» включена статья 26.3-1 «Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения» и внесены изменения в статью 26.3 «Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 этой статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ включена статья 26.3.1 и внесены изменения в статью 26.3. В соответствии со статьей 26.3 данного закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» включена статья 26.3-1.

Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ включена статья 26.3.1 и внесены изменения в статью 26.3. В соответствии со статьей 26.3 данного закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» включена статья 26.3-1.

4.7. Предоставление из федерального бюджета субсидий для обеспечения расходного обязательства субъекта РФ по возмещению потерь перевозчиков от предоставления льгот по тарифам на проезд не влечет за собой переход соответствующего расходного обязательства от субъекта РФ к РФ

Предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства от Рязанской области к Российской Федерации, поскольку это было бы нарушением принципа самостоятельности бюджетов, согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов, а также подлежащих исполнению за счет двух и более бюджетов.

Предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства от Рязанской области к Российской Федерации, поскольку это было бы нарушением принципа самостоятельности бюджетов, согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов, а также подлежащих исполнению за счет двух и более бюджетов.

4.8. Предоставление РФ субсидии для обеспечения расходного обязательства субъекта РФ по возмещению перевозчикам потерь от предоставления льгот по проездным тарифам не освобождает субъект РФ от обязанности компенсировать эти потери перевозчикам

Сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидии субъектам Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций, вызванных установлением соответствующих льгот, не освобождает субъект Федерации от обязанности компенсировать потери организации.

Сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидии субъектам Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций, вызванных установлением соответствующих льгот, не освобождает субъект Федерации от обязанности компенсировать потери организации.

Сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидии субъектам Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций, вызванных установлением соответствующих льгот, не освобождает субъект Федерации от обязанности компенсировать потери организации.

4.9. Принятие РФ обязательства по предоставлению субсидии для обеспечения расходного обязательства субъекта РФ по РФ перевозчикам потерь от предоставления льгот по проездным тарифам не предполагает ответственности РФ за возмещение данных потерь

Руководствуясь положениями статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», судом кассационной инстанции сделан правильный вывод о том, что сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидий субъектам Российской Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, вызванных установлением на региональном уровне соответствующих льгот, при условии, что право на льготный проезд установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не предполагает ответственности Российской Федерации за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд.

Сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидий субъектам Российской Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, вызванных установлением на региональном уровне соответствующих льгот, при условии, что право на льготный проезд установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не предполагает ответственности Российской Федерации за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд.

Сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидии субъектам Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций, вызванных установлением соответствующих льгот, не предполагает ответственности Российской Федерации за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд.

4.10. Субъект РФ обязан в полном объеме компенсировать потери перевозчикам от предоставления на региональном уровне льгот по проездным тарифам независимо от предоставления РФ субсидии на эти цели

Факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидии субъектам Федерации не освобождает субъект Федерации от обязанности компенсировать потери организации в полном объеме независимо от предоставления Российской Федерации субъекту Федерации субсидии.

Факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидии субъектам Федерации не освобождает субъект Федерации от обязанности компенсировать потери организации в полном объеме независимо от предоставления Российской Федерации субъекту Федерации субсидии.

Факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидии субъектам Федерации не освобождает субъект Федерации от обязанности компенсировать потери организации в полном объеме независимо от предоставления Российской Федерации субъекту Федерации субсидии.

4.11. Органы исполнительной власти субъекта РФ в пределах своей компетенции обладают полномочиями по регулированию размера провозной платы за перевозку пассажиров автомобильным транспортом

Суд пришел к выводу о наличии полномочий у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию провозной платы за перевозку пассажиров автомобильным транспортом.

5. Споры о взыскании провозной платы при перевозке грузов железнодорожным транспортом

5.1. Плата за перевозку грузов по железной дороге взимается за кратчайшее расстояние, определенное по тарифному руководству, и её размер не подлежит корректировке при изменении расстояния маршрута, кроме случаев, предусмотренных в тарифном руководстве

При изменении перевозчиком маршрута перевозки стороны не вправе изменять установленный в железнодорожных накладных размер провозной платы за перевозку груза на расстояние, определенное по Тарифному руководству. Плата за фактически пройденное расстояние взыскивается лишь в случаях, прямо предусмотренных в тарифном руководстве.

5.2. При рассмотрении спора о взыскании излишне уплаченного железнодорожного тарифа за перевозку груза суд обязан проверить представленные сторонами доказательства расчета провозной платы

Взыскивая разницу между ставками и тарифами, предусмотренными Прейскурантом, суд не привел в решении соответствующего расчета. ЗАО указанный расчет также не представлен, что лишает возможности его проверки. Не представлены сторонами и подлинные платежные документы, свидетельствующие о порядке расчетов между ними.

5.3. При взыскании излишне уплаченной провозной платы в решении суда должен быть приведен расчет взыскиваемой суммы

Взыскивая разницу между указанными ставками и тарифами, предусмотренными Прейскурантом N 10-01, суд не привел в решении соответствующего расчета. ЗАО указанный расчет также не представлен, в исковом заявлении содержатся лишь итоговые результаты расчета, что лишает суд кассационной инстанции возможности его проверки. В материалах дела отсутствует договор о порядке расчетов между ЗАО и ГП. Между тем условия данного соглашения имеют существенное значение для разрешения спора.

5.4. Маневровая работа и все сопутствующие работы являются обязанностью перевозчика, которые входят в стоимость услуг по договору об организации перевозок и не должны оплачиваться дополнительно

Организация переводов стрелок непосредственно связана маневровыми работами и производимыми при расстановке вагонов на фронты выгрузки (погрузки), следовательно, по своей природе никак не может рассматриваться как отдельная самостоятельная операция.

Поскольку маневровая работа непосредственно связана с организацией переводов стрелок, то владелец железнодорожного пути изначально не может произвести перевод стрелок и подстроиться по маршруту следования локомотива перевозчика.

Маневровая работа и все сопутствующие работы согласно Инструкции являются обязанностью перевозчика и не могут оплачиваться дополнительно. Перевод стрелок в соответствии с Инструкцией является обязанностью ответчика в рамках договора и не требует отдельной платы.

Организация переводов стрелок непосредственно связана с маневровыми работами и производимыми при расстановке вагонов на фронты выгрузки (погрузки), следовательно, по своей природе никак не может рассматриваться как отдельная самостоятельная операция.

6. Определение размера компенсации перевозчикам за льготные перевозки

6.1. Для определения размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода

Ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода;

Ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода;

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 30.10.2012 N 7573/12, при отсутствии на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчета размера платы, не полученной от льготных категорий пассажиров, и их количества, возможно использование расчетного метода.

6.2. Законодательством не предусмотрена такая методика определения компенсации перевозчикам за льготные перевозки, как установление компенсации за перевозки льготных пассажиров исходя из себестоимости осуществляемых перевозок

Обстоятельства того, что административный истец обратился в Арбитражный суд о возмещении убытков, не указывает на нарушение каких-либо прав оспариваемым постановлением и его несоответствии положениям статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. законодательной норме, имеющей большую юридическую силу. Оспариваемое постановление принято во исполнение реализации полномочий органа исполнительной власти области на предоставление социальной поддержки на льготный проезд и применение действующего на ее территории порядка компенсации перевозчикам за льготные перевозки.

Федеральным законодательством не урегулирован механизм и методика определения таких компенсаций, как установление компенсации за перевозки льготных пассажиров исходя из себестоимости осуществляемых перевозок.

6.3. При определении размера компенсации перевозчикам за льготные перевозки необходимо использовать такой расчетный метод, все переменные которого являются экономически обоснованными и соответствующими действительности

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Институт компенсации выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан направлен на возмещение в полном объеме затрат, которые перевозчики реально понесли при предоставлении льгот отдельным категориям пассажиров.

В то же время возмещение таких убытков не должно приводить к неосновательному обогащению перевозчиков за счет средств соответствующего бюджета.

В этих целях при определении размера убытков, подлежащих компенсации, необходимо использовать такой расчетный метод, все переменные которого являются экономически обоснованными и соответствующими действительности.

Согласно анализу сложившейся судебной практики Верховного Суда РФ по вопросам возмещения убытков от перевозки льготных категорий пассажиров (определение Верховного Суда РФ от 11.08.2015 N 306-ЭС15-6942 по делу N А49-6864/2014) институт компенсации выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан направлен на возмещение в полном объеме затрат, которые перевозчики реально понесли при предоставлении льгот отдельным категориям пассажиров, в то же время возмещение таких убытков не должно приводить к неосновательному обогащению перевозчиков за счет средств соответствующего бюджета.

В этих целях при определении размера убытков, подлежащих компенсации, необходимо использовать такой расчетный метод, все переменные которого являются экономически обоснованными и соответствующими действительности.

6.4. При определении размера компенсации перевозчикам за льготные перевозки должны учитываться тариф на перевозку одного пассажира, стоимость реализованного ЕСПБ, количество проданных билетов и количество поездок пассажиров-льготников

Поскольку транспортные предприятия, осуществляющие перевозку льготной категории граждан, имеют право на получение от публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы, при расчете убытков должны приниматься во внимание: тариф на перевозку одного пассажира, стоимость единого социального проездного билета (с учетом доли предприятия в перевозке), количество проданных билетов, а также количество поездок пассажиров указанной категории.

Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума N 23 организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).

Поскольку транспортные предприятия, осуществляющие перевозку льготной категории граждан, имеют право на получение от публичного образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы, в настоящем случае при расчете должны приниматься во внимание: тариф на перевозку одного пассажира, стоимость реализованного ЕСПБ (с учетом доли предприятия в перевозке), количество проданных билетов, а также количество поездок пассажиров указанной категории.

Транспортные предприятия, осуществляющие перевозку льготной категории граждан, имеют право на получение от публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы, при расчете убытков должны приниматься во внимание: тариф на перевозку одного пассажира, стоимость единого социального проездного билета (с учетом доли предприятия в перевозке), количество проданных билетов, а также количество поездок пассажиров указанной категории.

Поскольку транспортные предприятия, осуществляющие перевозку льготной категории граждан, имеют право на получение от публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы, при расчете убытков должны приниматься во внимание: тариф на перевозку одного пассажира, стоимость единого социального проездного билета, количество проданных билетов, количество поездок пассажиров указанной категории.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на август 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *