что такое процедура мдп
Что такое книжка МДП и как ее оформить
Система транспортировки грузов, значительно сокращающая время пересечения границ транзитных государств, была создана в рамках Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. Первые инициативы состоялись еще в 1949 г. и только в 1975 г. с учетом приобретенного опыта и новых законов была разработана современная версия Конвенции. Документ вступил в силу в 1978 г. и до сих пор утверждает единственную глобальную систему таможенного транзита более, чем в 50 странах мира.
Книжка МДП обеспечивает безопасность транспортных средств и контейнеров, контролируемый доступ к перевозимому грузу, взаимное признание правил всеми странами, подписавшими документ. Позволяет перевозчику обходиться без национальных таможенных документов и национальных гарантий уплаты таможенных сборов.
Что такое книжка МДП?
Таким образом, Carnet TIR упрощает таможенную процедуру, сокращает временные издержки, связанные с прохождением границ. Документ используется для платежа таможенных сборов, а также в случаях необходимости страхования ущерба, возникшего во время следования груза по международному маршруту. Подтверждает завершение перевозки. Существует электронная система, которая предоставляет возможность отслеживать книгу на маршруте следования груза, поэтому события, отраженные в документе, могут быть легко проверены сотрудниками таможен. Подробное описание в книжке каждого прохождения границы в последствие упрощает расследование претензий, споров и конфликтных ситуаций.
Представляет собой блокнот с отрывными и неотрывными цветными листами:
В целом книжка издается на французском языке. Только надписи на лицевой стороне обложки дублируются на английском. В заполненном варианте документ должен содержать информацию о странах отправления и назначения, таможне отправления и назначения, последовательности прохождения транзитных таможен и их отметки, данные о грузе с описанием и кодом ТЕ ВЭД, а также о транспортном средстве, выполняющем доставку. Указывается количество грузовых мест, и приводится список сопроводительных документов.
Книжка вместе с транспортным средством (контейнерами) представляется в каждой таможне (отправления, назначения и транзитных).
Согласно конвенции МДП срок действия книжки не может быть больше 75 дней, начиная от даты ее выдачи. Даже в последний день действия документа еще можно открыть ТИР и начать транспортировку. Книжка будет действовать, пока перевозка не завершится в таможне назначения.
Виды книжек
Книжки МДП выдаются с разным количеством листов. Выбор зависит от количества таможенных поцедур, запланированных на маршруте перевозки. Стандартные варианты блокнотов содержат 20, 14, 6 или 4 листа.
Важно! Используется по 2 листа на каждую таможню отправления, каждую транзитную страну и каждую таможню назначения. В дополнение в книжке должно остаться еще 2 листа.
Оформление книжки МДП
Для одного транспортного средства или одного состава транспортных средств книжка МДП заполняется шариковой ручкой только в одном экземпляре непосредственно владельцем (перевозчиком), работником таможни, сотрудником АСМАП.
Темно-желтая обложка заполняется АСМАП в момент выдачи документа и перевозчиком. Грузовой манифест дублирует всю информацию отрывных листов и заполняется владельцем с предельной аккуратностью, чтобы информация соответствовала данным в транспортных документах и отрывных листах. Бланк манифеста содержит обязательные реквизиты:
Белые и зеленые листы заполняются сотрудником таможни. Корешок белого цвета предназначен для таможни отправления и ввоза стран транзита и назначения. Корешок зеленого цвета – для таможни вывоза или назначения. Если книжка МДП задерживается, то используется отрывная часть задней обложки, которая выдается перевозчику в качестве подтверждения ее наличия.
Где можно получить книжку МДП?
Книжку выдает представительство IRU страны-участницы конвенции TIR в России – это АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков). Чтобы получить Carnet TIR, заявитель должен иметь разрешение ФТС на выполнение международных перевозок грузов, оплатить соответствующий взнос, быть аккредитованным АСМАП и получить специальный сертификат на автотранспорт для международных грузоперевозок.
Особенности применения TIR в России
После распада СССР Россия стала правопреемником союза, который присоединился к Конвенции в 1982 г. Сегодня за внедрение системы МДП несет ответственность Ассоциация Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП). С 2013 г. в РФ действие книжки значительно ограничили, так как ФТС не считало книжку способной предоставить достаточное обеспечение для уплаты таможенных сборов. Таможня РФ признает книжки, открытые в других странах, но сама их не открывает. После прохождения первого российского таможенного поста ТИР закрывается, и нужно предоставлять гарантийное обязательство уплаты пошлин.
Важно! АСМАП гарантирует выплату таможенных платежей, если сумма не превышает 60 тыс. евро. В остальных случаях перевозчик должен вносить гарантийное обеспечение.
Какие грузы запрещено перевозить, используя книжку МДП?
Есть общепринятые в мире правила, согласно которым с книжкой МДП нельзя перевозить спирт (в т.ч. спиртсодержащую продукцию за исключением вина и пива) и табак (в т.ч. изделия из него кроме табака-сырца).
Для стран Европейского союза существуют дополнительные ограничения:
Проверка книжки МДП
Статус книжки МДП может быть легко проверен в любой момент следования по маршруту. Документ отслеживается в реальном времени с помощью специального приложения SafeTIR, разработанного IRU. SafeTIR позволяет:
Данные обычно загружаются за сутки, после чего к информации открывается доступ перевозчику, таможенным органам, уполномоченным сотрудникам организации, которая выдала книжку, страховым компаниям. Если выявляются нарушения процедуры МДП, то перевозчик обязан выплатить компенсацию АСМАП.
Правила заполнения книжки МДП
Книжка МДП может быть заполнена непосредственно владельцем в той части, в которой она должна быть им заполнена. Существуют подробные инструкции, которые помогут разобраться с многочисленными разделами. Но поскольку к точности и аккуратности заполнения документа предъявляются строгие требования, то рекомендуется делегировать функцию экспедиторам или таможенным брокерам, работающим на каждом таможенном пункте. Они должны внимательно сравнивать данные с инвойсами, упаковочными листами, CMR.
Если ошибка допущена, то исправления выполняются посредством вычеркивания некорректно внесенной информации и заверяются таможенной печатью. Если не выполнить одно из условий, то книжка становится недействительной.
Грузовой манифест заполняется на языке страны отправления (таможня может разрешить заполнять на другом языке). Данные впечатываются или вписываются разборчиво, чтобы легко читались. Иногда представители таможенных органов могут потребовать перевести манифест на национальный язык их государства, поэтому перевозчику лучше подготовить качественные переводы и иметь их при себе.
Парные белые и зеленые листки отрываются и заполняются сотрудниками таможни, а корешки остаются в книжке. Все отрывные листы должны быть подписаны владельцем книжки или его представителем. Первый лист отрывается в стране отправления после того, как осмотрен, опечатан и опломбирован груз. Второй лист отрывается, когда груз выезжает за пределы таможенной территории страны отправления. После выполнения доставки заполненная книжка МДП должна быть сдана в гарантийное объединение АСМАП.
Важно! Если во время транспортировки повредились таможенные пломбы и/или нанесен ущерб грузу, перевозчик должен обратиться в ближайший таможенный орган (или в другую компетентную организацию). Его сотрудники должны составить протокол, который остается в книжке МДП до доставки груза в таможню назначения.
Образец книжки
Образец с расшифровкой книжки МДП, который можно скачать здесь, поможет самостоятельно заполнить бланки.
Больше примеров заполнения на официальном сайте ASMAP
Ошибки при заполнении и штрафы
Таможенные органы тщательно контролируют заполнение книжки с соблюдением требований Конвенции. Важна не только точность данных, но и аккуратность их введения.
Если будут выявлены ошибки в книжке МДП, допущенные даже таможенными органами других стран до того, как груз поступил на таможенную территорию РФ, то груз невозможно будет ввести на территорию России. Ошибки подлежат исправлению. Старые данные должны быть вычеркнуты, а точная информация дописана на всех соответствующих листах МДП. Внесенные изменения необходимо заверить сотрудником таможни, который оформлял TIR, и перевозчиком. За указание неверных данных и другие неисправленные ошибки выписывают штраф. Документы переоформляются, а груз, на время исправления ошибок, может быть задержан.
ЧТО ТАКОЕ ПРОЦЕДУРА
МДП (T.I.R.)?
МДП (T.I.R.) — это процедура, которая позволяет осуществлять международные грузоперевозки автомобильным транспортом с использованием книжки МДП.
Ошибочно считать, что, не имея допуск к МДП, нельзя сделать международную перевозку. Любую автомобильную международную перевозку можно осуществить с применением накладной CMR на определённых условиях.
КАК РАБОТАЕТ ПРОЦЕДУРА МДП?
Допустим, груз едет из Котки (Финляндия) в Ярославль (Россия).
Финляндия. Перевозчик заполняет книжку МДП, где описывает груз. Обычно это делает агент при заполнении CMR.
Книжку МДП открывает финский таможенник в порту Котка, где находится отправитель товаров. Он оторвет белый лист книжки МДП, внесет отметки в корешок листа и опломбирует грузовое отделение машины. При выезде из Финляндии пограничная таможня оторвет зеленый лист. Для Финляндии эта перевозка считается завершенной при соблюдении ряда условий (целостность пломб, отсутствие изменений в документах и проч).
Россия. Проверив целостность пломб и документов, Выборгская таможня отрывает белый лист следующей пары листов, вносит отметки в корешок и устанавливает место и срок доставки товаров (Ярославская таможня). Перевозка остается на контроле до получения информации от Ярославской таможни о ее завершении. В России для исключения подмены инвойса таможня помещает документы и книжку МДП в сейф-пакет.
По прибытии в Ярославскую таможню перевозчик предъявляет груз и документы. Таможенник проверяет целостность сейф-пакета, пломб, документов и соблюдение срока доставки груза. Отрывает зеленый лист книжки МДП, в корешке проставляет сведения о доставке. Таможенник направляет в Выборгскую таможню электронное подтверждение о доставке товаров. С этого момента перевозка считается снятой с контроля.
Вот так выглядит перевозка с использованием книжки МДП. Удобно, не так ли? Перевозчик нигде не платил обеспечение уплаты платежей, не заключал договоров страхования. Однако существенный минус книжки МДП – то, что она так и осталась «желтым блокнотом», каким она была в 1975 году. До сих пор нет электронной книжки МДП. Поэтому более удобные электронные технологии транзита вытесняют книжки МДП с рынка грузоперевозок.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ТОВАРОВ ПО КНИЖКЕ МДП
Процедура МДП все еще интересна если Вы преимущественно возите импорт через Республику Беларусь. Для остальных случаев уже есть иные не менее удобные процедуры перевозки. Во всех процедурах есть свои плюсы и минусы. Крупные компании обычно имеют и допуск к процедуре МДП и статус таможенного перевозчика.
Учитывая ключевые сценарии поведения, понимание сути ресурсосберегающих технологий напрямую зависит от системы обучения кадров, соответствующей насущным потребностям. крупнейших компаний призывают нас к новым свершениям, которые, в свою очередь, должны быть объявлены нарушающими общечеловеческие нормы этики и морали. В рамках спецификации современных стандартов, диаграммы связей призывают нас к новым свершениям, которые, в свою очередь, должны быть объективно рассмотрены соответствующими инстанциями. Таким образом, реализация намеченных плановых заданий в значительной степени обусловливает важность кластеризации усилий.
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Vitae, ducimus illum dolorum praesentium eius qui at ipsa veniam quis ad.
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Odio veritatis maxime, neque voluptatem perspiciatis mollitia amet repellendus accusantium inventore voluptatibus odit accusamus nisi a sit cum officia dolorem? Nesciunt nemo animi pariatur possimus veritatis aliquid a dolor minima dicta expedita.
Учитывая ключевые сценарии поведения, понимание сути ресурсосберегающих технологий напрямую зависит от системы обучения кадров, соответствующей насущным потребностям. крупнейших компаний призывают нас к новым свершениям, которые, в свою очередь, должны быть объявлены нарушающими общечеловеческие нормы этики и морали. В рамках спецификации современных стандартов, диаграммы связей призывают нас к новым свершениям, которые, в свою очередь, должны быть объективно рассмотрены соответствующими инстанциями. Таким образом, реализация намеченных плановых заданий в значительной степени обусловливает важность кластеризации усилий.
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Vitae, ducimus illum dolorum praesentium eius qui at ipsa veniam quis ad.
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Odio veritatis maxime, neque voluptatem perspiciatis mollitia amet repellendus accusantium inventore voluptatibus odit accusamus nisi a sit cum officia dolorem? Nesciunt nemo animi pariatur possimus veritatis aliquid a dolor minima dicta expedita.
Что такое процедура МДП (TIR)?
1. Что такое процедура МДП?
Не вдаваясь в подробности и нормативную базу, процедуру МДП можно вкратце охарактеризовать как процедуру, позволяющую осуществлять международные грузоперевозки автомобильным транспортом. Аббревиатура МДП переводится как «Международная дорога перевозок» и представляет собой перевод на русский язык аббревиатуры TIR (Transport international route), хорошо известной нам по соответствующим голубым табличкам «TIR» на грузовиках.
Процедура МДП сама по себе достаточно стара в мире и популярна в Республике Беларусь. В Республике Беларусь более 80% международных грузоперевозок автомобильным транспортом осуществляются с использованием процедуры МДП. В Европе эта процедура, напротив, не популярна вовсе, поскольку там используется более простая процедура Т1 (Т2). Процедура МДП регламентируется Конвенцией МДП, 1975 года (скачать). Процедура эта настолько давно изобретена, что даже СССР являлся членом Конвенции МДП, а Россия применяет ее как правопреемник СССР.
Не стоит понимать, что не имея допуск к процедуре МДП нельзя осуществить международную перевозку. Это не так. Любую международную перевозку можно осуществить и с применением обычной накладной CMR (если речь вести об автомобильном транспорте). Однако международная перевозка с применением книжки МДП (TIR) процедурно гораздо легче и удобнее.
2. В чем смысл процедуры МДП.
Процедура МДП позволяет перевозить товары по странам, являющимся членами Конвенции МДП, без применения обеспечения уплаты таможенных платежей. Опишем это проще. Всем известно понятие, например, «подозреваемый выпущен под подписку о не выезде». То есть, если выпускаемый человек интересен государству, государство принимает меры, которые не позволили бы ему просто так сбежать. Это как залог. Этот пример я привожу как аналогию понятию «обеспечение уплаты таможенных платежей». Таможня, чтобы позволить машине с грузом проехать по территории страны, применяет меры, которые не позволили бы этой машине просто так пропасть, а государству, соответственно, не потерять пошлины с этой машины с грузом. Итак, таможня не пропустит машину с грузом через территорию своей страны, пока не будут внесены деньги в качестве залога (обеспечение уплаты таможенных платежей). Такая «подстраховка» государства может обеспечиваться не только деньгами, но также и договорами страхования, залога и проч. Причем сказанное относится не только к российской таможне, а к таможням всех стран.
А теперь представьте, если груз, например, следует, из Австрии в Республике Беларусь. Перевозчик должен внести деньги (или заключить договор страхования) в Австрии, Германии, Польше, Белоруссии и России. Если таможенные платежи в каждой из этих стран равняются хотя бы 10000 долларов, перевозчик должен возить с собой наличкой 40000 долларов или оплачивать все это безналом заблаговременно (или заключать договор страхования). Согласитесь, это неудобно. Вот и была придумана процедура, которая позволяла бы использовать один документ, как гарантию обеспечения уплаты таможенных платежей во всех странах, по которым следует машина с грузом.
3. Книжка МДП.
Книжка МДП как раз и является таким документом. Открыв ее, перевозчику нет необходимости вносить обеспечение уплаты таможенных платежей. Ни в одной из стран, где он будет ехать. Если эти страны являются членами Конвенции МДП. В нашем примере перевозчик, открыв одну книжку МДП, сможет беспроблемно проехать по территории Австрии, Германии, Польши, Белоруссии и России. И ни на одной границе не вносить никаких денег в виде залога.
Книжка МДП гарантирует уплату таможенным органам таможенных платежей в размере до 60 тысяч Евро в случае, если груз был утрачен (и соответственно, платежи в отношении этих товаров не взысканы).
Как и все гениальное, сама идея книжки МДП очень проста. Она представляет собой бумажный документ в виде парного комплекта листов, сшитого в желтую обложку. Одна пара листов используется для проезда по территории одной страны — белый лист используется при въезде в страну и отрывается в таможне въезда (при экспорте — это таможня отправления), а зеленый лист отрывается при доставке товара в таможню назначения либо (в случае транзита) при выезде с территории страны. При отрывании листов в книжке остаются корешки с соответствующими отметками таможен, по которым можно проследить всю историю перемещения груза. Процедура считается пройденной без проблем по территории одной страны в случае, если оторваны оба листа (белый и зеленый) и имеются соответствующие отметки в корешках. Книжки МДП бывают с разным количеством листов — от 4-листовой (соответственно, она позволяет проехать по территориям двух стран) до 20-листовой (для проезда по территориям 10 стран). Перевозчик выбирает себе книжку МДП в зависимости от длины планируемого маршрута.
4. Как устроена гарантийная система МДП?
Понятно, что страховой пул в размере 60 тысяч Евро на одну книжку МДП должен кем-то гарантироваться. Гарантийная система МДП двухуровневая. Она состоит из Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ), располагающегося в Женеве, Швейцария (www.iru.org) и национальных гарантийных ассоциаций, которые размещаются в каждой из стран Конвенции МДП. В Республике Беларусь, например, такой Ассоциацией является БАМАП (Беларусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков), в России — АСМАП, в Литве — LINAVA, и так далее.
МСАТ представляет собой центральный офис, с функциями основного гаранта, также МСАТ печатает книжки МДП. Национальные Ассоциации осуществляют допуск перевозчиков к процедуре МДП и в случае недоставки товаров, перемещаемых с использованием процедуры МДП (независимо из какой страны перевозчик), на территории страны, где располагается Ассоциация, уплачивает таможне платежи, которые подлежали бы уплате, если бы груз был успешно доставлен и растаможен.
То есть, в случае, например, если груз, перемещаясь по процедуре МДП по территории Республики Беларусь, где-либо пропал (похищен, утрачен), то ответственность за возмещение российской таможне неуплаченных платежей несет как перевозчик, так и национальная гарантийная ассоциация на территории Республики Беларусь (БАМАП). Гарантийная Ассоциация также осуществляет ряд иных функций — выдает и принимает использованные книжки МДП, принимает решение о включении организации-перевозчика в члены БАМАП, участвует в допуске перевозчика к процедуре МДП. Подробно о работе БАМАПа можно ознакомится на его официальном сайтеwww.bairc.org.
5. Порядок использования книжки МДП.
Рассмотрим на примере Республики Беларусь частный случай использования книжки МДП. Предположим, груз едет из Варшавы (Польша) назначением во Гомель (Республика Беларусь).
Польша. Перевозчик заполняет обложку книжки, где вписывает сведения о себе и основные сведения об этой грузоперевозке. После загрузки на основании международной накладной CMR перевозчик заполняет грузовой манифест, где указывает описание перемещаемого груза.
Сведения в грузовом манифесте заполняются «под копирку» и дублируются во всех отрывных листах книжки МДП. То есть таможенник в любой другой стране увидит в этой книжке МДП те же сведения о грузе, что увидел таможенник страны, где перевозка началась. В нашем случае книжку МДП откроет та польская таможня, где находится отправитель товаров, т. е. Варшавская таможня. Она оторвет белый лист из первой пары листов книжки МДП и внесет соответствующие отметки в корешок, оставшийся от этого белого листа. При доставке товара в таможню, через которую товар вывозится с территории Польши, эта пограничная таможня Польши оторвет зеленый лист. Для территории Польши эта перевозка считается завершенной. Следует иметь в виду, что завершение перевозки осуществляется при соблюдении ряда условий, которые касаются доставки груза (целостность пломб, отсутствие изменений в документах и проч. ).
Республика Беларусь. При ввозе товара через Брестскую таможню действия белоруских таможенников по сути аналогичны действиям польских таможенников. Отметим, что по корешкам от предыдущей пары листов таможенник в Бресте легко может проследить, завершена ли должным образом эта перевозка на территории Польши. При соблюдении условий грузоперевозки, целостности пломб и документов, Брестская таможня отрывает белый лист следующей пары листов книжки МДП и вносит соответствующие отметки в корешок. Таможня устанавливает перевозчику место и срок доставки товаров (Гомельская таможня). В таможне Бреста данная перевозка остается на контроле до момента получения информации от таможни назначения (Гомельской) о ее надлежащем завершении (в белоруской таможне для контроля за транзитом товаров используется АСКДТ — автоматизированная система контроля за доставкой товаров).
По прибытии во Гомельскую таможню перевозчик предъявляет груз и документы на него. Таможенник проверяет соблюдение срока доставки груза, целостность пломб и документов и отрывает зеленый лист книжки МДП, в корешке от которого проставляет сведения о доставке. С этого момента перевозка по этой книжке МДП считается завершенной. Следует отметить, что на всем этапе этой грузоперевозки таможенниками ставятся отметки и в других документах, которые предъявляются вместе с книжкой МДП — накладная CMR, счет-фактура (invoice) и т. д. Однако здесь мы рассматриваем только порядок использования TIRа (книжки МДП).
Вот так выглядит перевозка с использованием книжки МДП. Удобно, не правда ли? Перевозчик нигде не платил обеспечение уплаты платежей, не заключал договоров страхования и прочее. Что не менее важно, эта система очень удобна и для таможенников — книжка МДП не разделяет перевозку в зависимости от страны, она позволяет отследить всю цепь грузоперевозки — от отправителя до грузополучателя. И опытный таможенник в этой истории грузоперевозки может увидеть очень многое.
При необходимости Вы можете почитать подробное описание порядка заполнения книжки МДП (разместим позднее).
6. Особенности использования книжки МДП.
В данной статье мы опишем некоторые отличительные особенности использования книжки МДП:
Книжка МДП не может использована для перевозки крепкого алкоголя и табачных изделий. Много лет назад применялись книжки МДП с повышенным пределом гарантии (200 тысяч Евро) как раз для перевозок алкоголь/табак, но в настоящее время они не применяются.
При перевозке по книжке МДП в случаях, если есть основания полагать, что товар не будет доставлен, таможня все же может применить определенную дополнительную меру — таможенное сопровождение (физическое сопровождение груза должностным лицом таможни, статья 23 Конвенции МДП). В России это правило имеет своеобразную практику, но останавливаться на этом не будем.
Книжка МДП используется для перевозки одной партии товаров автомобильным транспортом. То есть одна книжка МДП не может быть использована многократно. При этом книжка МДП допускает доставку груза нескольким получателям (до трех).