что такое прототип в литературе
Прототип персонажа
Прототип (от греч. protótypon — прообраз), реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека — героя произведения [2]
Смысл и значение литературного героя неизмеримо шире непосредственной «натуры» («образца», «оригинала»), преобразуемой сквозь свою призму видения писателем. Реальный человек, становясь предметом художественного изображения, преображается настолько, что перестаёт быть равным себе.
Образ человека не только воспроизводит отдельные особенности прототипа, не только отражает порожденный эпохой тип личности: он — осуществление новой личности, обретающей самостоятельное бытие. Этим объясняется его способность становиться «прообразом» особой породы людей в самой жизни («тургеневские женщины») или прототипом для произведений другой эпохи (образ грибоедовского Молчалина в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина).
Направления и жанры могут оказывать воздействие на роль прототипа. Максимальное «равнение» на прототип — в «документальной прозе»; однако и здесь остаётся содержательное различие между героем и прототипом, выявляющее «личностную» точку зрения автора (например, «Как закалялась сталь» Н. Островского или очерковые повести А. Яшина, Е. Дороша и др.).
Значение исследования прототипа зависит от его характера. Чем более ярким явлением общества и истории является прототип, тем больший смысл приобретает его изучение и сопоставление с образом, так как получается отражение в искусстве чрезвычайно важного, содержательного, типичного явления общества.
Содержание
Прототип в детской литературе
В детской литературе является распространённой ситуация, когда прототипом является ребёнок, которому рассказывается история (как бы про него). Льюис Кэрролл рассказал историю Алисы в Стране Чудес, катаясь в лодке с Алисой Лидделл, Джеймс Барри рассказывал сказки про маленького тёзку Питера Пэна его старшим братьям, точно так же Кристофер Робин стал персонажем сказок Александра Милна, а дочь Кира Булычёва — Алисой Селезнёвой. Очевидно, что на таких героев не столько переносятся черты реального ребёнка, сколько концентрируются желательные черты. А вот имя, напротив, всегда остаётся реальным.
Примеры прототипов героев
Литература
Примечания
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Прототип персонажа» в других словарях:
Прототип — (от др. греч. πρῶτος первый и τύπος отпечаток, оттиск; прообраз, образец), Prototype: Прототип (когнитивная психология) абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же объекта или паттерна, наиболее… … Википедия
Прототип — первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Процесс переработки, типизации прототипа Горький определяет так: «Я признаю за литератором право и даже считаю его… … Литературная энциклопедия
прототип — а, м. prototype <гр. protos первый + typos отпечаток. 1. Кто или что л., являющееся предшественником или образцом последующего. БАС 1. По сей причине во всяком образованном государстве принимается правилом или законом: 1) иметь и сохранять… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
прототип — у, ч. 1) Конкретна особа, факти життя або риси характеру якої покладено в основу образу літературного персонажа. 2) спец. Первісний вигляд, первісна форма якогось органа чи організму, з якого історично розвинулися дальші органи або організми.… … Український тлумачний словник
Прототип — м. 1. Лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа. 2. Первоначальный вид, форма какого либо органа или организма, из которого развились исторически последующие органы или организмы. 3. Кто или что либо, являющиеся… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
прототип — (греч. prototypon прообраз) реальная личность или литературный герой, послуживший автору моделью для создания персонажа. П. может выступать в произведении под подлинным (Пугачев в Капитанской дочке А.С. Пушкина) или вымышленным именем (прототипом … Словарь литературоведческих терминов
ПРОТОТИП — (от греч. prōtótypon прообраз), реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа. «Переработка» П., его творческое преображение неизбежное следствие художественного освоения… … Литературный энциклопедический словарь
Кастиэль — Castiel Миша Коллинз в роли Кастиэля Появление Воскрешение Лазаря Информация Прозвище Кас Пол Мужской Возраст Неизвестно Род занятий Посланник Бога Число эпизодо … Википедия
Булгаков, Михаил Афанасьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Булгаков. Михаил Афанасьевич Булгаков Дата рождения … Википедия
Будулай — Михай Волонтир в роли Будулая Информация Прозвище Русский цыган Пол мужской Возрас … Википедия
Прототип
Прототип это реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа. «Переработка» прототипа, его творческое преображение — неизбежное следствие художественного освоения первоначального жизненного материала. Степень ориентированности на прототип, характер его использования зависят от направления, жанра и творческой индивидуальности писателя. Наличие прототипа, иногда жизненно значимого для автора и дающего импульс работе над произведением, — существенная черта литературного творчества, особенно реалистического, с его жизнеподобием, бытовым колоритом, психологизмом — в отличие от литератур и стилей, отмеченных высокой степенью нормативности и демонстративной условностью (классицизм, барокко, символизм). Обращение к прототипу наиболее важно в автобиографических сочинениях (ранняя трилогия Л.Н.Толстого, 1852-57) и в автопсихологической лирике (в качестве прототипа лирического героя здесь выступает сам поэт). Применительно к документальной литературе, где реальные лица и события называются прямо и воссоздаются точно, о прототипе говорить нет оснований (хотя элементы творческого переосмысления фактов присутствуют и здесь).
Литературный персонаж может иметь несколько прототипов, совмещая в себе отдельные черты различных лиц, известных автору. Так созданы образы Грушницкого в «Герое нашего времени» (1839—40) М.Ю.Лермонтова, Ариадны в одноименном рассказе А.П.Чехова. Но часто автор, создавая образ, опирается на одно реальное лицо, воспринятое и познанное им как близкий художественной завершенности тип. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова… Меня поразила в нем базаровская манера, и я стал всюду приглядываться к этому нарождающемуся типу» (Тургенев И.С. Русской писатели о литературном труде). Существование прототипа не исключает близости созданного на его основе образа какому-либо литературному герою. Толстовская Наташа Ростова, имея своего прототипа — Таню Берс, обладает в то же время и чертами героини романа М.Э.Брэддон «Аврора Флотт» (1863).
Использование прототипа нередко связано с глубоко личными сторонами жизни писателя, не заинтересованного в их публичном обсуждении. Поэтому, особенно когда речь идет о литературе, современной автору, существуют этические границы изучения прототипа, легко могущего обернуться бестактным «подглядыванием» за писателем и его окружением. Знаменателен протест Т.Манна против предания гласности (которое угрожало серьезной обидой и даже скандалом) того факта, что прототипом Пепперкорна из «Волшебной горы» послужил драматург Г.Гауптман (Манн Т. Письма). В восприятии произведения читателем «знание истоков, вспоивших вдохновение художника», порой способно смутить людей и даже «уничтожить воздействие прекрасного произведения» (Манн Т. Собрание сочинений: В 10 томах. Том 7). Прототип обычно становится предметом биографического описания и литературоведческого исследования лишь значительно позже времени написания произведения (автобиографическая основа поэзии А.А.Блока значительно полнее, чем прежде, вырисовывается в публикации: Блок А. Письма к жене). Особенно важно изучение прототипа, когда сам художественный текст свидетельствует, что автор связывает своего героя с реальным лицом (ряд произведений Н.С.Лескова).
Слово прототип произошло от греческого prototypon, что в переводе означает — прообраз.
ПРОТОТИП
Смотреть что такое ПРОТОТИП в других словарях:
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
прототип м. 1) Лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа. 2) Первоначальный вид, форма какого-л. органа или организма, из которого развились исторически последующие органы или организмы. 3) Кто или что-л., являющиеся предшественником, образцом последующего.
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП (от греч. prototypon — прообраз) — в когнитивистике — лучший представитель («лучший пример») когнитивной или языковой категории. Теори. смотреть
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП — абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же паттерна, наиболее репрезентативный пример понятия, фиксирующий е. смотреть
ПРОТОТИП
ПРОТОТИ́П (от греч. prōtótypon прообраз), реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа. «Переработка» П., его творческое преображение неизбежное следствие художественного освоения первоначального жизненного материала (см. Вымысел художественный). Степень ориентированности на П., характер его использования зависят от направления, жанра и творческой индивидуальности писателя. Наличие П., иногда жизненно значимого для автора и дающего импульс работе над произведением, существенная черта литературного творчества, особенно реалистического, с его жизнеподобием, бытовым колоритом, психологизмом в отличие от литератур и стилей, отмеченных высокой степенью нормативности и демонстративной условностью (классицизм, барокко, символизм). Обращение к П. наиболее важно в автобиографических сочинениях (ранняя трилогия Л. Н. Толстого, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского) и в автопсихологической лирике (в качестве П. лирического героя здесь выступает сам поэт). Применительно к документальной литературе, где реальные лица и события называются прямо и воссоздаются точно, о П. говорить нет оснований (хотя элементы творческого переосмысления фактов присутствуют и здесь).
Литературный персонаж может иметь несколько П., совмещая в себе отдельные черты различных лиц, известных автору. Так созданы, например, образы Грушницкого в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Ариадны в одноименном рассказе А. П. Чехова. Но часто автор, создавая образ, опирается на одно реальное лицо, воспринятое и познанное им как близкий художественной завершенности тип. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова Меня поразила в нем базаровская манера, и я стал всюду приглядываться к этому нарождающемуся типу» (Тургенев И. С., Русские писатели о литературном труде, т. 2, 1955, с. 753). Существование П. не исключает близости созданного на его основе образа какому-либо литературному герою. Толстовская Наташа Ростова, имея своего П. Таню Берс, обладает в то же время и чертами героини романа М. Э. Брэддон «Аврора Флотт».
Использование П. нередко связано с глубоко личными сторонами жизни писателя, не заинтересованного в их публичном обсуждении. Поэтому, особенно когда речь идет о литературе, современной автору, существуют этические границы изучения П., легко могущего обернуться бестактным «подглядыванием» за писателем и его окружением. Знаменателен протест Т. Манна против предания гласности (которое угрожало серьезной обидой и даже скандалом) того факта, что прототипом Пепперкорна из «Волшебной горы» послужил драматург Г. Гауптман (Т. Манн, Письма, М., 1975, с. 3537). В аспекте же восприятия произведения, с точки зрения психологии читателя, «знание истоков, вспоивших вдохновение художника», порой способно смутить людей и даже «уничтожить воздействие прекрасного произведения» (Манн Т., Собр. соч., т. 7, М., 1960, с. 495). П. обычно становится предметом биографического описания и литературоведческого исследования лишь значительно позже времени написания произведения (так, автобиографическая основа поэзии А. А. Блока значительно полнее, чем прежде, вырисовывается в публикации «А. Блок. Письма к жене», М., 1978). Особенно важно изучение П., когда сам художественный текст свидетельствует, что автор связывает своего героя с реальным лицом (напр., многие произведения Н. С. Лескова).
Добин Е., Жизненный материал и худож. сюжет, 2 изд., Л.,1958;
Андроникова М. И., От прототипа к образу, М., 1974;
Русские писатели о литературном труде, т. 14, Л., 1954 1956;
Ленобль Г., Писатель и его работа, М., 1966;
Свирский В., Откуда вы, герои книг? Очерки о прототипах, М., 1972;
Белоусов Р., О чем умолчали книги, М., 1971;
его же, Хвала Каменам, М., 1982;
Лотман Ю. М., Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий, Л., 1980, с. 2331.
ПРОТОТИП
Смотреть что такое ПРОТОТИП в других словарях:
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
прототип м. 1) Лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа. 2) Первоначальный вид, форма какого-л. органа или организма, из которого развились исторически последующие органы или организмы. 3) Кто или что-л., являющиеся предшественником, образцом последующего.
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП (от греч. prototypon — прообраз) — в когнитивистике — лучший представитель («лучший пример») когнитивной или языковой категории. Теори. смотреть
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП — абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же паттерна, наиболее репрезентативный пример понятия, фиксирующий е. смотреть
ПРОТОТИП
ПРОТОТИ́П (от греч. prōtótypon прообраз), реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа. «Переработка» П., его творческое преображение неизбежное следствие художественного освоения первоначального жизненного материала (см. Вымысел художественный). Степень ориентированности на П., характер его использования зависят от направления, жанра и творческой индивидуальности писателя. Наличие П., иногда жизненно значимого для автора и дающего импульс работе над произведением, существенная черта литературного творчества, особенно реалистического, с его жизнеподобием, бытовым колоритом, психологизмом в отличие от литератур и стилей, отмеченных высокой степенью нормативности и демонстративной условностью (классицизм, барокко, символизм). Обращение к П. наиболее важно в автобиографических сочинениях (ранняя трилогия Л. Н. Толстого, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского) и в автопсихологической лирике (в качестве П. лирического героя здесь выступает сам поэт). Применительно к документальной литературе, где реальные лица и события называются прямо и воссоздаются точно, о П. говорить нет оснований (хотя элементы творческого переосмысления фактов присутствуют и здесь).
Литературный персонаж может иметь несколько П., совмещая в себе отдельные черты различных лиц, известных автору. Так созданы, например, образы Грушницкого в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Ариадны в одноименном рассказе А. П. Чехова. Но часто автор, создавая образ, опирается на одно реальное лицо, воспринятое и познанное им как близкий художественной завершенности тип. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова Меня поразила в нем базаровская манера, и я стал всюду приглядываться к этому нарождающемуся типу» (Тургенев И. С., Русские писатели о литературном труде, т. 2, 1955, с. 753). Существование П. не исключает близости созданного на его основе образа какому-либо литературному герою. Толстовская Наташа Ростова, имея своего П. Таню Берс, обладает в то же время и чертами героини романа М. Э. Брэддон «Аврора Флотт».
Использование П. нередко связано с глубоко личными сторонами жизни писателя, не заинтересованного в их публичном обсуждении. Поэтому, особенно когда речь идет о литературе, современной автору, существуют этические границы изучения П., легко могущего обернуться бестактным «подглядыванием» за писателем и его окружением. Знаменателен протест Т. Манна против предания гласности (которое угрожало серьезной обидой и даже скандалом) того факта, что прототипом Пепперкорна из «Волшебной горы» послужил драматург Г. Гауптман (Т. Манн, Письма, М., 1975, с. 3537). В аспекте же восприятия произведения, с точки зрения психологии читателя, «знание истоков, вспоивших вдохновение художника», порой способно смутить людей и даже «уничтожить воздействие прекрасного произведения» (Манн Т., Собр. соч., т. 7, М., 1960, с. 495). П. обычно становится предметом биографического описания и литературоведческого исследования лишь значительно позже времени написания произведения (так, автобиографическая основа поэзии А. А. Блока значительно полнее, чем прежде, вырисовывается в публикации «А. Блок. Письма к жене», М., 1978). Особенно важно изучение П., когда сам художественный текст свидетельствует, что автор связывает своего героя с реальным лицом (напр., многие произведения Н. С. Лескова).
Добин Е., Жизненный материал и худож. сюжет, 2 изд., Л.,1958;
Андроникова М. И., От прототипа к образу, М., 1974;
Русские писатели о литературном труде, т. 14, Л., 1954 1956;
Ленобль Г., Писатель и его работа, М., 1966;
Свирский В., Откуда вы, герои книг? Очерки о прототипах, М., 1972;
Белоусов Р., О чем умолчали книги, М., 1971;
его же, Хвала Каменам, М., 1982;
Лотман Ю. М., Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий, Л., 1980, с. 2331.
Прототипы литературных персонажей.
Для создания своих произведений писатели и поэты ждут вдохновения. Очень часто в романах и поэмах «живут» реально существующие люди, которые и подтолкнули автора к творчеству. Так что образы и персонажи, ставшие известны многим поколениям читателей, могут иметь свой прототип в жизни. С кого писались известные образы в литературе и поэзии?
Евгений Онегин и Татьяна Ларина – кто они?
Мнения встречаются самые разные, но исследователи сходятся в одном – это собирательный образ. Чаще всего называются два имени – Павел Катенин и Петр Чаадаев.
Портрет П. Я. Чаадаева.
Итак, друг Александра Пушкина, драматург и поэт, отличный переводчик и литературный критик, гвардии полковник, участник Отечественной войны 1812 года, декабрист Павел Александрович Катенин. Был лидером Тайного военного общества. Принимал участие в разработке планов по убийству Александра I, состоял в Союзе спасения. Считается автором свободолюбивого гимна декабристов под названием «Отечество наше страдает», за который был уволен в 1820 году.
Однако во время восстания на Сенатской площади Катенин не был, поскольку немного раньше он разругался с декабристами. Характер у него был сложный. В 1822 году Катенина выслали из Санкт-Петербурга, и он стал вести одинокую жизнь в своем имении, отдавая все время литературному творчеству.
Рисунок Пушкина к роману «Евгений Онегин».
А что же с Татьяной Лариной? Кто вдохновил великого поэта на создание этого образа? Можно назвать несколько прекрасных дам, которые могли стать прообразом Татьяны, чистой и пылкой, честной, мечтательной и верной.
Авдотья (Дуня) Норова, которая была влюблена в Чаадаева. Имя Дуни Пушкин даже упомянул во второй главе, а в последней выразил скорбь по поводу ее безвременной смерти.
Писать Татьяну Пушкин мог и с графини Елизаветы Воронцовой, ослепительной красавицы, в которую был страстно влюблен и даже получил в подарок от нее дорогой перстень.
Самый известный в мире мушкетер.
Великолепный гасконец Д’Артаньян, кумир многих мальчишек и девчонок, действительно существовал. Только звали его Шарль де Бац граф де Кастельмор. Родился Шарль в промежутке между 1611 и 1623 годом в Гаскони, в селении Артаньян. Так же, как и книжный герой граф уехал в Париж, чтобы там стать гвардейцем. Тогда же он стал зваться д’Артаньяном, рассудив, что лучше использовать имя по материнской линии, которая была из знатного рода.
Морис Лелуар, иллюстрация к «Трем мушкетерам».
В 1640 году граф принял участие в осаде Арраса, и спустя несколько лет был принят в королевские мушкетеры. Кстати, капитаном мушкетером был сам король. К концу 1660-х годов Д’Артаньян дослужился до звания капитан-лейтенанта. В зрелые годы гасконец женился на богатой дворянке, у них родились дети.
В 1672 году графу было присвоено почетное звание полевого маршала. Это был действительно опытный военный и дипломат, пользовавшийся доверием власти. Через год он погиб во время осады Маастрихта в Голландии.
В 1701 году были опубликованы мемуары гасконского дворянина, которые Александр Дюма и использовал при написании своего знаменитого романа.
Элементарно, Ватсон!
Прототипом обаятельного доктора Джона Ватсона обычно считают автора, сэра Артура Конан Дойля. Но если изучить мемуары писателя, то можно найти упоминание о майоре Альфреде Вуде, который почти сорок лет верно служил Конан Дойлю секретарем. Чем не доктор Ватсон?
Есть еще несколько возможных прототипов: врач из Саутси по имени Джон Ватсон, который служил в Маньчжурии, остеопат Уильям Смит, родом из Шотландии, Александр Фрэнсис-Престон, бывший военным хирургом.
Многие считают, что прототипом доктор Ватсона был сэр Конан Дойл.
Что касается самого великого сыщика, Шерлока Холмса, то его писатель скопировал с блестящего хирурга Джозефа Белла. С ним Артур познакомился, когда был студентом медицинского факультета. Эксцентричный профессор, умеющий за секунду поставить правильный диагноз и учивший студентов пускать в ход дедукцию, был его кумиром. Конан Дойл увековечил его, сделав Шерлоком Холмсом.
Хотя сам Белл соглашался с тем, что похож на Шерлока, но в письмах к Конан Дойлу говорил, что бывший ученик и есть непревзойденный сыщик. Ведь писатель много раз помогал полиции справляться с запутанными делами, которые считались неразрешимыми.
Человек, у которого был собственный остров.
Робинзона Крузо знают все. Это герой романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», который был опубликован в 1719 году. Удивительно, но и у Робинзона был прототип. Это был боцман галеры «Сенк пор», которого звали Александр Селькирк.
Робинзон Крузо.
Как он попал в такую ситуацию? По глупости. После ссоры с капитаном боцмана высадили на необитаемый остров, причем по его же желанию. Александр считал, что у капитана взыграет совесть, и галера вернется за членом команды максимум через пару дней. Увы, он ошибся.
Боцман провел в полном одиночестве на острове четыре года и четыре месяца, после чего его подобрало проходящее мимо судно. Конечно, это не двадцать восемь лет, как у Дефо, но и этого срока было достаточно, чтобы Александр превратился в изможденного и практически онемевшего человека. Когда в Великобритании была опубликована его история, ею заинтересовался Дефо, в результате чего и появился прекрасный роман, которым уже триста лет зачитываются дети и взрослые.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов