что такое противовес лифта
ПРОТИВОВЕСЫ ЛИФТА
5.1. Назначение, конструкция и устройство
Противовесы применяются в лифтах с целью уменьшения необходимой мощности привода за счет уравновешивания силы тяжести кабины и части массы груза.
В лифтах с КВШ противовес, наряду с этим, обеспечивает натяжение канатов, необходимое для надежного сцепления канатов с ободом шкива.
Конструкция противовеса должна отвечать требованиям безопасности ПУБЭЛ (п.5.6.1-5.6.4).
Основу конструкции противовеса составляет несущий каркас с устройством канатной подвески и башмаками.
При применении роликовых башмаков, в средней части боковых стоек каркаса устанавливаются жесткие контрольные башмаки для исключения возможности выхода противовеса из плоскости направляющих в аварийных ситуациях.
Канаты закрепляются на верхней балке каркаса с помощью пружинной подвески или огибают блоки, если в конструкции лифта используется полиспаст.
Рамы противовеса заполняются набором железобетонных или чугунных грузов исходя из расчетного значения коэффициента уравновешивания
О Компании
ООО «Лифтспас» специализируется на изготовлении и продаже комплектующих для лифтового оборудования. Продажа запчастей со склада, поставка запчастей на заказ. В краткие сроки изготовим комплектующие под нужды заказчика.
Предоставляем профессиональную помощь для подбора современных технологических решений при проектировании лифтов, эскалаторов, подъемных платформ. Знаем все тонкости и особенности оформления технической документации в соответствии с законами российской Федерации.
Зачем лифту противовес: как устроен классический подъемник
Классический подъемный механизм, которыми сегодня оборудованы все многоэтажки, кажется чем-то привычным и понятным. На самом деле лифт – это сложное устройство, состоящее из более чем десятка узлов и сочленений. Как же устроен лифт, и зачем ему нужны некоторые детали?
Что такое противовес, и зачем он нужен в лифте
Если в детстве вы катались на качелях, напоминающих коромысло, то помните, что легче всего качаться с напарником примерно одного веса. Более легкий или тяжелый товарищ для этих целей не подходит, а покататься одному и вовсе не выйдет. В лифте используется тот же самый принцип, только с одной стороны выступает кабина, а с другой – противовес лифта. При отсутствии этого элемента двигатель, поднимая кабину, испытывал бы колоссальные нагрузки, а тормоза при спуске невероятно нагревались бы и быстро изнашивались.
Изготавливается противовес из железобетонных или чугунных блоков, штабелем уложенных в специальную раму из стального профиля. Для удобства осмотра и замены брусков такие рамы делают разборными. Части противовеса должны укладываться ровно и без смещения. Сверху и снизу их закрепляют специальными планками.
Что еще есть в шахте лифта
Несмотря на то, что мы привыкли считать лифт чем-то простым и привычным, его устройство достаточно сложное:
Как видите, лифт – достаточно сложная система, оснащенная множеством уровней безопасности. Но при правильной эксплуатации и регулярном профилактическом осмотре, проведенном специалистами, конструкция будет надежно служить не менее 25 лет.
Что такое противовес лифта
Противовесы предназначены для уравновешивания веса кабины и части полезного груза для уменьшения расхода энергии и мощности двигателя. Кроме того, на лебедках с канатоведущими шкивами противовесы создают нужное соотношение усилий в ветвях каната со стороны кабины и противовеса. Это необходимо для получения надлежащих сил трения между канатами и ручьями канатоведущего шкива, удерживающих кабину от самопроизвольного перемещения ее в вертикальном направлении.
Целесообразно коэффициент К принимать в пределах 0,3…0,5, причем верхний предел 0,5 — в случае постоянной работы лифта в одном направлении с полной нагрузкой, а в пассажирских лифтах жилых домов — 0,35…0,4.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Для уменьшения усилий, действующих на лебедку, иногда применяют дополнительный противовес, который уравновешивает часть веса кабины с помощью канатов, соединяющих противовес непосредственно с кабиной, минуя лебедку (см. схему на рис. 3, к). В этом случае об уравновешенности системы судят, сопоставляя вес кабины с грузом и суммарный вес основного и дополнительного противовесов. Нагрузку лебедки рассчитывают в зависимости от веса основного противовеса и веса кабины, уменьшенного за счет силы тяжести вспомогательного противовеса.
Противовес выполняют в виде прямоугольной вертикальной рамы (каркаса), в которую закладывают чугунные или железобетонные плиты. Размеры противовеса в горизонтальном сечении делают такими, чтобы он размещался в узком пространстве между кабиной и стенкой шахты. Конструкция противовеса не должна допускать смещения грузов (плит) относительно каркаса для сохранения зазоров между элементами лифта.
Противовес пассажирского лифта (рис. 40) состоит из каркаса, представляющего собой жесткую сварную раму из двух вертикальных стояков гнутого швеллерного профиля, соединенных между собой верхней балкой 3 и нижней балкой 8. По углам каркаса установлены направляющие башмаки противовеса.
Башмаки противовеса не отличаются от башмаков кабины. Их вкладыши различаются в зависимости от профиля направляющих. В середине балки установлена подвеска противовеса к тяговым канатам.
В зависимости от грузоподъемности лифта выполняют подвески двух типов: прямую и полиспастную. В прямой подвеске балка опирается пластиной с отверстиями на сферические втулки с пружинами. Втулки компенсируют неточности изготовления торцовой части пружины для более четкой ее работы на сжатие. Нижней торцовой частью пружины опираются на пластину и гайки, передавая вес противовеса на тяги. К проушине тяги с помощью оси присоединена клиновая обойма, в которой клином надежно фиксируют тяговый канат.
В лифтах большой грузоподъемности часто применяют полиспастные подвески, представляющие собой отклоняющий блок с ручьями на ободе по числу тяговых канатов. Со стороны противовеса они огибают отклоняющий блок, а затем их закрепляют в верхней части шахты.
На балке каркаса приварена плита для посадки противовеса на буфер, расположенный в приямке лифта.
На нижнюю балку в пространство между стояками укладывают чугунные или бетонные блоки, концы которых перекрываются полками стояков. Этим обеспечивается четкое положение грузов относительно каркаса в горизонтальном направлении.
В средней части набора грузов устанавливают стяжку, которая удерживает блоки между стояками и образует своими концами контрольный башмак, перекрывающий рабочую часть направляющих. Грузы фиксируют в вертикальном направлении упорами.
Рис. 40. Противовес пассажирского лифта:
а — с прямой подвеской, б — с полнспастной подвеской; 1 — стояк, 2 — башмак, 3, 8 — балки, 4 — подвеска, 5 — упор, 6 — груз, 7 — стяжка, 9 — пружина, 10— втулка, 11 — тяга, 12 — ось, 13 — клин, 14 — клиновая обойма
Для облегчения сборки и разборки противовеса вес каждого груза не должен превышать 600 Н.
122. Для чего предназначен противовес лифта и какова его конструкция
Противовес предназначен для уравновешивания массы кабины и частично массы перемещаемого груза, что позволяет уменьшить мощность приводного электродвигателя. У лебедок с канатоведущими шкивами противовесы обеспечивают необходимое соотношение усилий в ветвях канатов со стороны кабины я противовеса, создавая требуемые силы трения между канатами и ручьями канатоведущих шкивов. Система (без учета массы подъемных канатов) считается полностью уравновешенной, если масса кабины с грузом равна массе противовеса. В этом случае при установившемся движении лифта электродвигатель затрачивает энергию только на преодоление сил трения, что весьма экономично. Массу противовеса принимают равной массе кабины плюс 0,42—0,5 массы полезного груза. Верхний предел (0,5) принимают при частой работе лифта с полной нагрузкой. В пассажирских лифтах для жилых домов массу противовеса целесообразно принимать равной массе кабины плюс 0,42—0,45 массы полезного груза.
Противовес состоит из металлического каркаса, заполненного чугунными или железобетонными грузами (рис. 22). Противовес, состоящий из нескольких грузов, выполнен так, чтобы возможное смешение каждого груза в сторону не уменьшало зазоры в шахте, регламентированные ПУБЭЛ, и снабжен направляющими башмаками. При оборудовании противовеса роликовыми башмаками должны быть предусмотрены жесткие контрольные башмаки. В тех случаях, когда, противовес входит и машинное помещение лифта и расположен вне шахты, его ограждают со всех сторон и на всю высоту машинного помещения. Для ограждения противовеса в этих случаях используют тот же материал, что и для ограждения шахты лифта. Ограждение должно иметь смотровые люки с дверками для ремонта и технического обслуживания противовеса. Все дверки смотровых люков, за исключением дверок, расположенных в машинном помещении, должны быть снабжены замками.
Рис. 22. Общий вид противовеса
1 — подвеска; 2 — направляющий башмак; 3 — каркас; 4—контрольный башмак; 5 — груз
Устройство лифта
Обязательным компонентом инженерного оснащения любого многоэтажного здания является лифтовое оборудование. Его применяют в жилых многоэтажках, гостиницах, общественных и офисных, коммерческих и других зданиях. Главное требование к современному лифту — обеспечение быстрой транспортировки пассажиров и грузов с соблюдением норм безопасности и обеспечением комфорта. Понимать, как устроен лифт в многоэтажке, и знать принцип его работы нужно не только специалистам. На базовом уровне эти знания необходимы и собственникам зданий, и самим пассажирам.
Конструкция лифта
В современных зданиях могут использоваться подъемные устройства разных типов. При этом общая конструкция лифта принципиально не меняется. Она включает такие узлы и элементы:
Кабина подвешивается на стальных канатах, перекинутых через шкивы. К противоположным концам канатов подвешивается противовес. Нужное количество используемых тросов и шкивов рассчитывается в зависимости от веса кабины и уравновешивающих грузов, от грузоподъемности лифтового оборудования и других факторов. Приводной механизм (обычно на основе электродвигателя) вращает шкивы по команде системы управления. В результате кабина лифта опускается или поднимается, в зависимости от направления вращения системы шкивов. При этом противовес движется в обратном направлении.
Использование противовеса позволяет значительно уменьшить мощность электродвигателя, поскольку основная часть работы по подъему или опусканию лифта производится благодаря действию силы тяжести. Движение осуществляется по вертикальным направляющим из высокопрочного стального профиля. Это исключает раскачивание кабины и ее смещения при подъеме или опускании — она перемещается строго по вертикали.
Для размещения приводного механизма и системы управления в здании оборудуется машинное отделение. Основу привода составляет асинхронный электродвигатель. Вращение на шкивы с заданной частотой передается через передаточный механизм. Оборудование для управления размещено в установочном шкафу. Коммутация управляющей системы с панелью, установленной в кабине, обеспечивается при помощи гибкого кабеля. Также органы управления выведены на пульт дежурного оператора.
Разновидности лифтов
По функциям и назначению применяемые сейчас лифты делят на три основные категории:
Тип лифта определяет его технические параметры и конструктивные особенности. Так, грузоподъемность грузовых моделей значительно выше по сравнению с пассажирскими. Они оснащаются не менее чем 2 шкивами и более мощным двигателем.
Для оснащения лифтов может использоваться электрический или гидравлический привод. Более распространен электропривод. Сегодня часто используются усовершенствованные конструкции приводных механизмов с компактными электромоторами. Такие моторы крепятся непосредственно в верхней части шахты на специальной силовой раме или монтируются на направляющих. Это делает конструкцию более компактной и позволяет отказаться от машинного отделения, что упрощает и удешевляет монтаж.
В зданиях, где требуется увеличенная пропускная способность, можно использовать лифтовую систему Twin. Она обеспечивает независимое перемещение двух кабин по общим направляющим в одной шахте. Каждая лифтовая кабина комплектуется отдельным электроприводом, шкивом и системой противовеса. В жилых высотках эти системы не получают применения. Их используют в зданиях, где есть два или больше основных этажей для посадки пассажиров, например, первый этаж, паркинг и т. д. В том числе система Twin может использоваться в торговых комплексах, бизнес-центрах, других здания, которые характеризуются повышенным лифтовым трафиком.
Лифт с гидроприводом имеет особую конструкцию. Движение кабины в нем осуществляется в результате поступательного перемещения штока гидравлического цилиндра. В такой системе не требуется использование противовесов. Эксплуатация лифта с этим типом привода допускается при высоте не более 20 метров. Гидропривод потребляет значительный объем масла. К его плюсам относится сравнительно небольшой вес, что снижает нагрузки на здание. Конструкция отличается универсальностью и позволяет монтировать лифты без оборудования шахты, использовать кабины разной формы сечения, с возможностью устройства выходов на смежных сторонах лифта. Важный плюс конструкции с гидроприводом — необходимость расхода энергии только во время подъема. Это делает эксплуатацию лифта более экономичной.
Характеристики лифтового хозяйства
Основными техническими параметрами, которые характеризуют эксплуатацию лифта, являются:
Нормативными документами, которые регламентируют требования к характеристикам лифтового оборудования, являются ПУБЭЛ (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) и профильные ГОСТы. Они же регламентируют требования по обслуживанию лифтового хозяйства.
К числу ключевых характеристик относятся скорость и грузоподъемность лифта. Скорость бывает нескольких видов.
Номинальное значение скорости производитель указывает в инструкции к подъемному оборудованию. Она предусматривается в оптимальных эксплуатационных условиях для конкретной модели лифта. Обычно ее значение составляет от 0,18 до 4 м/с. Для оснащения высотных зданий используются скоростные лифты со значением номинальной скорости 9,5 м/с и выше. При значительном числе этажей, например, в небоскребах и высотных башнях, часто применяют экспрессную систему. Она предусматривает, что скоростные лифты при подъеме начинаются останавливаться только с определенного этажа, например, с 10-го. Ниже этого уровня работают обычные лифты со стандартным номинальным значением скорости.
Рабочей считают такую скорость, с которой по факту двигается кабина в существующих условиях на конкретном объекте. Значение зависит от фактической нагрузки, уровня сетевого напряжения, состояния механических узлов, действующего в них трения и других критериев. Таким образом, на рабочую скорость влияет состояние конструкции лифта, соблюдение требований по его эксплуатации и обслуживанию. Положениями ПУБЛЭЛ предусматривается, что рабочая скорость не должна отличаться от номинальной больше чем на 15%.
Предельной называют скорость кабины, при которой предусматривается срабатывание стопорящих устройств системы безопасности — ловителей или парашютов, останавливающих кабину. Устройства безопасности лифта не должны допускать разгон кабины выше предельного значения.
Перед подачей на заданный пассажиром этаж кабина должна двигаться с остановочной скоростью. Ее значение уменьшено по сравнению с рабочей, чтобы исключить резкую остановку, представляющую для пассажиров опасность или дискомфорт. В лифтах старого образца задается два значения скорости. Основную часть маршрута лифт проходит с рабочим значением скорости, а перед остановкой переключается на остановочную. Современные модели используют плавную регулировку с помощью частотных электронных регуляторов. Они плавно наращивают обороты двигателя при старте и плавно снижают их перед остановкой кабины. Такой режим более комфортен для пассажиров. Кроме этого, уменьшается износ, и увеличивается срок службы двигателя.
Грузоподъемность — предельная допустимая по паспорту масса перевозимого в лифте груза. Эта величина указывается без учета собственной массы самой кабины и ее дополнительного оборудования. Грузоподъемность стандартных пассажирских моделей обычно составляет 400 кг. Для комплектации новых жилых комплексов широко используются пассажирские модели лифтов увеличенной грузоподъемности. Так, популярны модели, которые могут работать с загруженностью до 630 кг. Грузопассажирские лифты обычно адаптированы на нагрузку до 1 тонны, а грузовые — до 5 тонн.
Обеспечение безопасности лифтов
Конструкция эксплуатируемого подъемного оборудования должна обеспечивать его функционирование с безусловным соблюдением норм безопасности. Поэтому при проектировании, изготовлении и монтаже должны учитываться все риски, которые могут возникать во время работы.
Значительное внимание уделяется пожарной безопасности. Это связано с тем, что пассажиры пребывают в замкнутом пространстве малого объема, которое не могут быстро покинуть. Поэтому сама кабина и ее ограждающие элементы должны выпускаться из материалов, не поддерживающих горение и не выделяющих токсины при нагреве. Лифты необходимо оборудовать огнестойкими дверями.
Современные модели лифтов комплектуются специальными приспособлениями, которые при отключении электроснабжения в здании выполняют автоматическую подачу кабины на ближайший к месту аварийной остановки этаж и открывают двери. Это позволяет быстро эвакуировать пассажиров.
Кроме этого, конструкция должна обеспечивать защиту от таких видов угроз:
Аварийное падение кабины лифта предотвращаются особые устройства — ловители. Они обеспечивают плавную остановку при превышении скорости кабины предельного значения. Для защиты от удара применяются амортизаторы. В случае межэтажной остановки специальное оборудование надежно фиксирует кабину и открывает двери. Это позволяет пассажирам безопасно покинуть лифт. Кроме этого, персонал, который обслуживает лифтовое хозяйство, обязан принимать меры по освобождению людей в подобных случаях. Размеры кабины рассчитываются таким образом, чтобы она не могла вместить больше людей, чем можно перевозить по ограничениям грузоподъемности. Кроме этого, в случае перегруза блокируется запуск лифта.
Чтобы исключить зажим человек дверями, предусматривается автоматический контроль их открывания-закрывания при помощи инфракрасных датчиков. Если в проеме находится человек, они блокируют закрывание дверей. Кроме этого, специальные устройства не позволяют дверям открыться, если лифтовая кабина не подана на этаж.
Оснащение кабины
Ключевым элементом конструкции лифта можно назвать кабину. Ее комплектация и оснащение прямо влияет на комфорт перемещения пассажиров и их безопасность. В кабине монтируют устройства управления и связи.
Наиболее распространены лифтовые кабины с раздвижными дверями. При установке в шахте небольшой ширины они могут иметь телескопическую конструкцию. Также для узких шахт могут предусматриваться распашные двери, открываемые вручную. Кроме этого, двери могут устанавливаться с двух сторон. Такие конструкции используются, если посадочные площадки размещаются спереди и сзади от лифтовой шахты.
Облицовка кабины современного лифта выполняется негорючими материалами. В том числе используются полированные лифты нержавеющей стали, которые могут иметь декоративное напыление разного цвета, стеклянные и зеркальные панели и другие материалы. Пол отделывается специальной антискользящим прорезиненым покрытием, искусственным камнем, другими видами напольных покрытий, стойких к износу. Дополнительно в кабине часто выполняют установку поручней.
Оборудование для освещения, вентиляции и экстренной связи с представителями службы лифтового сервиса обязательно входит в комплектацию кабины. Стандартно они комплектуются кнопочной панелью управления и табло с указателем этажа. В зданиях общественного, коммерческого, офисного назначения с большой проходимостью могут использоваться специальные системы предварительного автоматического планирования и управления трафиком лифтов. В этом случае в кабине не устанавливают управляющую панель. Пассажир выбирает нужный ему этаж при вызове лифта. Такие системы устанавливают в строениях высотой не менее 15 этажей, в которых одновременно функционирует 4 и более лифтов. Их применение повышает пропускную способность, уменьшает износ и расходы на обслуживание оборудования, увеличивает общую эффективность работы лифтов.