что такое противоугонная система
Спутниковые противоугонные системы: принцип работы, плюсы и минусы
Спутниковые противоугонные системы являются на настоящее время самыми надежными охранными системами на рынке.
«Угнать можно все что угодно» — довольно распространенное суждение. При этом каждый автовладелец старается максимально защитить свой транспорт от угона, устанавливая самые современные и продвинутые противоугонные комплексы.
Наиболее дорогими и надежными считаются системы, позволяющие отслеживать и контролировать автомобиль посредством глобальной системы позиционирования (GPS), проще говоря, при помощи спутниковой связи. Но так ли хороши эти системы? Являются ли они вершиной эволюции противоугонных устройств? Стоит ли платить немалые деньги за установку и обслуживание таких систем?
Нет спутника, нет страховки
Спутниковая охранная система – это не только способ обезопасить свой автомобиль, но и возможность сэкономить: многие страховые компании предлагают существенную скидку на страхование от угона клиентам, на машинах которых установлена спутниковая охранная система. Некоторые страховые компании производят страхование особо угоняемых автомобилей только при условии установки на них спутникового охранного комплекса. Такая политика страховых компаний говорит об эффективности спутниковых противоугонных комплексов.
Как работает и почему спутниковая система – не панацея от угона
Есть также человеческий фактор: при установке сигнализации как минимум несколько сотрудников установочного центра будут знать секретный код ее отключения. Несмотря на то, что серьезные установочные центры регулярно проводят проверку сотрудников, а также внешний аудит деятельности, это не может полностью исключить возможность сговора сотрудника и угонщиков.
Некоторые архаичные модели сигнализаций деактивируются владельцами автомобилей при помощи ввода секретного кода на клавиатуре, установленной в салоне. Сигнализация может быть отключена не только посредством ввода секретного кода, но и совершением ряда простых действий (например, три раза открыть и закрыть дверь, нажать педаль тормоза и включить габариты). Секретный код или последовательность действий можно узнать просто понаблюдав за владельцем автомобиля в течение нескольких дней. Так и поступают угонщики.
Большинство современных спутниковых сигнализаций оснащается электронной меткой вместо секретного кода, которую владелец автомобиля должен всегда носить с собой. То есть метку могут просто украсть вместе с ключами. В таком случае спутниковая сигнализация отключится автоматически и будет просто бесполезна. Изредка метка дополняется секретной кнопкой внутри автомобиля, но такое решение не получило широкого распространения из-за низкой эффективности и неудобства использования: владелец дорого автомобиля, устанавливающий недешевый охранный комплекс, за использование которого еще и приходится ежемесячно платить, вряд ли захочет усложнять себе жизнь нажатием секретной кнопки, расположенной, естественно, в неудобном месте.
Угонщики нередко устанавливают спутниковые системы охраны в свои автомобили, чтобы изучить особенности установки в различных центрах.
Что советуют профессионалы по защите автомобиля от угона?
Любой специалист с уверенностью скажет, что не существует абсолютно надежного способа защитить автомобиль от угона. На настоящее время спутниковые сигнализации являются наиболее надежными среди систем, которые могут предложить как готовый к установке комплект.
Однако есть альтернативные способы защиты автомобиля от угона. Наиболее надежными являются «неочевидные» для угонщика способы защиты, использующие штатную электропроводку автомобиля. Угоняя дорогой автомобиль, вор ожидает столкнуться именно с дорогостоящей спутниковой сигнализацией. Простые скрытые способы защиты от угона могут поставить его в тупик и вынудить отступиться.
Спутниковая противоугонная система – один из самых дорогих и надежных способов защитить автомобиль от кражи, однако и у нее есть слабые места. Ее принцип работы одновременно является ее наиболее уязвимым местом: GPS и GSM передатчики, а также радиомаячок угонщики научились глушить быстро, а порой и одновременно. Это полностью лишает охранный комплекс возможности связаться с центром слежения. Современные охранные системы используют дополнительные передатчики, которые включаются только при деактивации основных, но их эффективность невелика. Уровень защиты спутниковой сигнализации в большей степени зависит не от сложности ее элементов, а от профессионализма и изощренности установщиков.
Также стоит помнить, что профессиональные угонщики используют для кражи автомобиля не только сложные технические средства, но также связи с располагающими нужной им информацией людьми и слежку, знают особенности установки охранных систем в различных сервисных центрах и места в городе, где автомобиль не будет виден для диспетчеров центра слежения.
Полезно? Лайкаем и делимся со своими подписчиками!
Как выбрать противоугонную систему
Статья о том, как правильно выбрать противоугонную систему для автомобиля. Важные нюансы выбора. В конце статьи — интересное видео о том, как защитить машину от угона. Статья о том, как правильно выбрать противоугонную систему для автомобиля. Важные нюансы выбора. В конце статьи — интересное видео о том, как защитить машину от угона.
Каждые 10 секунд в мире угоняют один автомобиль. Для некоторых людей это стало способом заработка больших денег. Ведь автомобиль можно продать целиком, по запчастям, использовать для шантажа владельца или просто на нем с ветерком прокатиться. Чтобы не стать очередной жертвой угонщиков, каждый автовладелец должен оборудовать свою машину надежной противоугонной системой. Но как ее выбрать, на что нужно обращать внимание? Давайте разбираться.
Основные виды противоугонных систем
Прежде чем приступить к выбору, нужно понять, какие противоугонные системы существуют.
Все современные средства защиты автомобиля от угона условно делятся на три категории:
Вкратце опишем каждый вид, чтобы при выборе необходимого устройства не возникало лишних вопросов.
Электронные системы
К электронной противоугонной системе относится привычная всем автосигнализация. Она оповещает о несанкционированном проникновении в машину либо о различных внешних воздействиях на нее (ударах, приближениях).
Современные автосигнализации имеют широкий набор разных функций. Они могут производить громкий звук (например, сирена), оповещать владельца авто о взломе с помощью смс либо звонка на телефон.
Стоит отметить, что автосигнализация редко останавливает угонщиков с опытом. Они научились их отключать примерно за 10-15 секунд. Безусловно, это серьезный недостаток автосигнализаций. Максимум, что они могут сделать, так это защитить авто от хулиганов.
К электронной противоугонной системе также относится иммобилайзер. Это устройство разъединяет электропроводку машины при ее взломе, препятствуя запуску двигателя. Многие водители используют иммобилайзер в качестве основного охранного устройства своего автомобиля.
Механические системы
Механические противоугонные устройства физически не позволяют злоумышленнику угнать авто. Такие системы обычно представлены замками-блокираторами, которые устанавливаются на руль, КПП, капот, колеса. Для снятия таких устройств нужно время, а именно его у преступника и нет, поэтому он, скорее всего, откажется от своей затеи.
Специалисты советуют обязательно включать одно из механических противоугонных средств в охранный комплект автомобиля. Чаще всего советуют ставить блокиратор капота, чтобы угонщик не смог добраться до мотора и электропроводки машины. При этом модель и место установки такого блокиратора зависит от модели автомобиля и типа его кузова.
Работа электромеханического блокиратора капота осуществляется совместно с иммобилайзером либо автосигнализацией, поэтому управляется одним пультом.
Спутниковая система
Спутниковая противоугонная система представляет собой устройства, которые передают специальные GSM-сигналы о местонахождении автомобиля.
Существует два основных типа таких противоугонных систем:
Это основные противоугонные системы, которые существуют на сегодняшний день и активно устанавливаются на автомобили. Теперь рассмотрим, какой же системе отдать предпочтение.
Что нужно учитывать при выборе противоугонных систем
Нужно быть реалистами и понимать, что опытные злоумышленники могут угнать любой автомобиль, даже с самой совершенной охранной системой. Если хакерам удалось взломать высокотехнологичный электрокар Tesla Model S, то что уж говорить об обычных машинах.
Но не стоит отчаиваться. Чтобы понять, какую противоугонную систему выбрать, нужно на секунду представить себя в роли угонщика. Тогда вы поймете, что самое ценное для него – это время. Если он не может угнать авто за 5-10 минут, он оставляет этот автомобиль. Поэтому вам нужно устанавливать такую систему, которая не сможет поддаться за 10-15 минут. Тогда вероятность угона вашей машины резко снизится. Именно поэтому специалисты советуют ставить несколько устройств, к примеру, автосигнализацию и блокиратор капота.
При выборе противоугонных систем следует учитывать три параметра:
Чтобы лучше разобраться с ценовым вопросом, следует соблюдать главное правило – стоимость расходов на противоугонную систему должна составлять 7-10% рыночной цены авто.
Увы, не всегда производители могут найти баланс между ценой, функциональностью и защитными возможностями своих систем. Чтобы понять, стоит ли система своих денег, нужно узнать, какие именно противоугонные функции предлагает ее разработчик.
Как было сказано выше, при выборе противоугонной системы следует учитывать стоимость автомобиля. Поэтому рассмотрим особенности выбора охранных систем для машин разных ценовых категорий.
Противоугонные системы для автомобилей разных ценовых сегментов
Охранные системы для недорогих автомобилей
При этом сигнализация должна обязательно иметь динамический код. Не стоит покупать системы с постоянным кодом, поскольку они безнадежно устарели. Если в инструкции нет сведений о типе кода, лучше не приобретать такую сигнализацию. Постановка на охрану и снятие с неё должны выполняться различными кнопками брелка. Желательно приобретать систему с одним ударным датчиком и возможностями настройки чувствительности.
Системы бюджетного класса обойдутся в 100-300 долларов. Желательно приобретать систему с двухсторонней связью («two-way»), тогда автовладелец сможет знать даже на большом расстоянии, что в данный момент происходит с его машиной.
Теперь надо сказать пару слов о выборе механических противоугонных систем на недорогой автомобиль. В этом случае можно приобрести простые механические противоугонные блокираторы на руль или педали. Они стоят более 30 долларов.
Противоугонные системы для машин среднего ценового сегмента
Для охраны авто стоимостью 10-30 тысяч долларов нужно приобретать противоугонные системы из средней ценовой категории (300-800 долларов).
В этих системах уже используется динамический код, а также могут применяться более сложные способы кодирования и передачи сообщений (двойной динамический либо диалоговый код).
Поскольку эти автомобили стоят дорого и представляют особый интерес для угонщиков, их следует оснащать дополнительными датчиками (объема, наклона, движения, разбития стекол, микроволновыми датчиками).
Стоит выбирать системы с реле-иммобилайзерами и возможностью беспроводных блокировок. В этом случае при установке не придется протягивать дополнительные провода. Сигналы управления будут поступать по традиционной проводке авто. При наличии подобных реле угонщик не сможет быстро найти разрыв заблокированной цепи. В таких системах управление запуском мотора является одной из базовых функций. Нужно выбирать системы минимум с двумя дополнительными каналами для управления электропакетом машины и внешним оборудованием (отопителем, подогревателем, стеклоподъемниками).
Если такой автомобиль часто приходится парковать на улице, придется приобретать механические блокирующие устройства. В этом случае лучше установить блокиратор капота, так как под ним находятся все элементы управления двигателем.
Противоугонная система для автомобилей с такой стоимостью должна иметь двухстороннюю связь.
Защитные системы для дорогих автомобилей
На автомобили дороже 30 тысяч долларов нужно устанавливать противоугонные системы дорогого класса с максимально возможным уровнем защиты. Ведь никто же не хочет, чтобы угнали его Лексус или БМВ. В этом случае придется прибегнуть к покупке спутниковых противоугонных систем с GSM и GPS интерфейсами. Тогда машина при запросе будет передавать собственные координаты на телефон своего владельца.
Стоит отметить, что для дорогих авто можно использовать абсолютно разные варианты противоугонных систем. К примеру, можно даже полностью отказаться от установки привычной автосигнализации, а заменить ее современными GSM-пейджерами, которые вполне могут стать альтернативой системе с двухсторонней связью. Многие современные GSM-пейджеры могут настраивать сирену и блокировку двигателя.
Поскольку дальняя связь между авто и владельцем осуществляется через телефон, нет необходимости использовать громоздкий брелок с ЖК-дисплеем. Вообще можно отказаться от традиционного брелока. Многие машины оборудованы заводскими иммобилайзерами, у которых на ключе есть кнопка, позволяющая дистанционно открывать центральный замок.
Одним словом, дорогие автомобили можно оснастить разными противоугонными системами, которые максимально эффективно защитят их от взлома. Правда, такое удовольствие обойдется дорого (более 2000 долларов).
Дополнительные нюансы
Подведем итоги
К процессу выбора противоугонных систем необходимо подходить так же ответственно, как и к выбору самого автомобиля. Ведь вы же не хотите в один прекрасный день распрощаться со своим «железным конем» и стать пешеходом? Только надежная система сможет максимально эффективно защитить автомобиль от угона.
Видео о том, как защитить автомобиль от угона:
Защита от угона в наше время. Личный опыт.
Написанию этого текста предшествовала неоднократная многочасовая беседа с установщиками и даже с разработчиками охранных систем и автосигнализаций, а так же личный опыт как мой, так и многих моих знакомых, которые заняты в автомобильной сфере. Я постарался систематизировать полученную информацию и кратко, на сколько получилось, изложить ее ниже.
При проектировании системы безопасности для автомобиля производитель должен учитывать множество факторов: таких, как место его хранения, надежность штатных противоугонных систем, востребованность автомобиля на криминальном рынке, специфические требования владельца, и прочее. Однако без понимания общих правил построения систем безопасности сложно спроектировать оптимальную по соотношению цена/уровень защиты систему. И даже установка дорогостоящего охранного комплекса, построенного бессистемно, может оказаться пустой тратой времени и денег. Я намеренно не упоминаю названий конкретных сигнализаций, иммобилайзеров и замков, т.к. к концепции название бренда не имеет никакого отношения.
По статистике, подавляющее большинство угонов автомобиля осуществляется с запуском его двигателя, т.е. автомобиль уезжает своим ходом во время отсутствия владельца. Так угоняется около 95% автомобилей. В оставшиеся 5% попадают авто, которые захватываются в присутствии владельца, разбойными методами, либо при помощи буксировки/транспортировки. Таким образом, выбирая систему безопасности, стоит рассматривать более вероятные случаи с необходимостью запуска двигателя. В этом случае самым важным фактором защищенности Вашего авто станет время, которое понадобится угонщику на то, чтобы завести автомобиль, а оно в основном зависит от места стоянки автомобиля и будет минимальным на парковке около дома и максимальным в неохраняемом гараже. Т.е., храня автомобиль в гараже, Вы снижаете риск возникновения попытки угона, но повышаете вероятность ее успешного завершения. Также, время, имеющееся у угонщиков на попытку, сильно сокращается, если автовладелец оповещается сигнализацией.
Таким образом, перед системой безопасности ставится две задачи: первая – максимальное время не допускать запуска двигателя, вторая – как можно скорее оповестить о происходящем автовладельца. С первой задачей призваны справляться электронные системы блокировки (т.н. иммобилайзеры) и механические противоугонные средства — замки КПП, рулевого вала, тормозной системы. Вторую выполняют автосигнализации. Их можно разделить по способу доставки информации владельцу (это их основная задача). Это аудиовизуальный — с помощью сирены или сигнала и указателей поворота; радиоканал — одно или двусторонний радио пейджер на частоте 433 МГц или более экзотических 27МГц (СВ), 830МГц или 2,4ГГц; и, как отдельная разновидность радиопейджинга — это передача тревожных сообщений с использованием сетей сотовой телефонной связи — в основном в стандарте GSM.
Основными свойствами автосигнализаций являются надежность доставки информации и точность определения факта вторжения в автомобиль. Наиболее надежным на сегодняшний день способом оповещения владельца является использование канала связи с применением сотовых сетей. Кроме того, большинство GSM-систем предоставляют владельцу возможность управления дополнительными охранными и сервисными функциями с помощью сотового телефона. Однако и они в настоящее время уязвимы и не представляют собой серьезного препятствия для злоумышленников, которые при помощи ложной GSM-станции смогут получить доступ к автомобилю, а автовладелец не получит никаких оповещений.
Отдельного внимания заслуживают и системы спутникового слежения за автомобилем (т.н. телематические системы), которые позволяют найти уже угнанное транспортное средство. Если следовать логике, то на потраченные на такую систему суммы можно усовершенствовать саму противоугонную систему, то есть попросту не доводить дело до поиска авто, защищая его на месте.
Итак, все противоугонные системы можно разделить на механические и электронные. Есть также системы, совмещающие в себе обе функции, но обычно электронная блокировка в них реализована достаточно слабо и носит вспомогательный характер.
Механические противоугонные системы блокируют механизмы автомобиля, без которых передвижение на нем либо невозможно, либо затруднительно. Обычно блокируют механизм КПП, рулевой вал или рабочую тормозную систему. Считается, что наиболее надежен, с точки зрения защиты от угона, замок рулевого вала. Но, в связи с тем, что процедура его блокировки-разблокировки достаточно трудоемка для владельца, его обычно используют для ночной стоянки, и лишь наиболее ответственные пользователи блокируют рулевой вал, каждый раз покидая автомобиль. Замки КПП обычно представляют для угонщика меньше проблем при демонтаже, чем замок рулевого вала, но гораздо удобнее в использовании. Их можно рекомендовать только при отсутствии возможности установки на автомобиль замка рулевого вала, как дополнение к нему или при категорическом несогласии владельца использовать замок рулевого вала. Его можно также рекомендовать для установки представительницам прекрасного пола, т.к. использование замка рулевого вала требует некоторых технических навыков и при его использовании иногда страдает маникюр. Замки, блокирующие рабочую тормозную систему, не позволяют штатно использовать автомобиль. Но отечественные реалии показывают, что угонщики вполне могут уехать на автомобиле с перерезанными тормозными шлангами, используя для остановки стояночную тормозную систему. С точки зрения злоумышленника, большинство механических блокировок не представляют собой большого препятствия, т.к. их стойкость к взлому составляет считанные минуты, а то и секунды. В арсенале преступников имеются такие средства как отмычки, бамп-ключи, бор-фрезы и проч.
Электро-механические замки капота заслуживают отдельного внимания, т.к. обладают существенными недостатками, которые осложняют жизнь владельцу, но не представляют особой сложности при попытке угона. Поскольку механическая часть замка подвержена загрязнению, а на современных автомобилях капот открывается владельцем не так часто, то при отсутствии технического обслуживания замка через 2-3 года после его установки есть огромный риск того, что однажды капот перестанет открываться. Открыть его можно будет попытаться штатно спрятанным установщиком под передним подкрылком или под бардачком аварийным тросиком, который производитель предусмотрел на случай если у автомобиля разрядится аккумулятор. Проблема в том, что воспользоваться аварийным открытием капота сможет не только владелец автомобиля. Поэтому стойкость к взлому так же как и надежность у этого устройства сравнительно не высока.
Ну и теперь об электронных противоугонных системах. Только грамотно разработанная и установленная электронная противоугонная система может максимально оттянуть запуск двигателя, а, как следствие, в подавляющем большинстве случаев, и сам угон. Будем называть эти системы общепринятым сленговым названием — Иммобилайзер. Современный автомобиль обычно уже имеет в комплектации иммобилайзер, устанавливаемый на конвейере. Но угонщики обычно хорошо осведомлены об особенностях штатных систем и имеют штатный набор инструментов, необходимых для его отключения. Время падения штатного иммобилайзера редко превышает минуты, а то и десятки секунд. Поэтому наличие дополнительно установленного иммобилайзера можно считать главным звеном в концепции защиты.
Иммобилайзеры, выпускаемые сейчас и доступные для установки, можно классифицировать по способу идентификации пользователя и по способу осуществления блокировок двигателя. Для идентификации владельца используются в основном следующие методы: контактные электронные ключи во всех своих разновидностях, от примитивных «таблеток» с фиксированным идентификационным ключом, до ключей, применяющих сложный диалоговый алгоритм идентификации. Для запуска автомобиля, оборудованного такой системой, владельцу необходимо прислонить или вставить ключ в считыватель. В данных противоугонных системах зачастую есть возможность «снятия» кода с ключа, в случае возможности доступа злоумышленника к ключу (автосервис, мойка и т.п.). К тому же, автовладельцы не защищены от самого банального — кражи, потери или порчи ключей…
Затем идут системы, использующие радиочастотные транспондерные метки, в которых применен алгоритм автоматического ответа метки на запрос от основного блока. Эти системы, обычно, не требуют от владельца дополнительных действий, кроме наличия у него метки. Ее удобство в эксплуатации имеет на обратной стороне медали низкую устойчивость к взлому. Радиочастотная транспондерная метка, используемая для идентификации владельца, подвержена перехвату кода. И даже если применяются сложные диалоговые алгоритмы, злоумышленниками может использоваться имитация присутствия метки в салоне с помощью радиоудлиннителя, ретранслирующего сигнал, всегда готовой ответить метке на большом расстоянии. Элемент питания в метке – батарейка, которая нуждается во внимании со стороны автовладельца.
Так же существуют системы, где низкоточные цепи жизненно важных датчиков рвуться и выводятся в салон отдельным жгутом, который заканчивается контактной частью. Для того чтобы запустить двигатель владелец должен вставить в контактную часть специальный ключ-метку, в котором перемычками восстановлена порванная цепь. К недостаткам данной системы можно отнести высокие требования к качеству проводки и ее помехозащищенности, механическую нагрузку на пины в паре контактная часть – ключ-метка, отсутствие функции защиты от угона вследствие разбойного нападения, а также, как и в случае с радиочастотными метками, существует вероятность потерять или испортить ключ-метку.
Еще один, достаточно новый класс — устройства, которые использует дактилоскопическую идентификацию пользователя. Для разблокировки этих систем владелец должен приложить палец к сканеру отпечатка. Удобный и достаточно защищенный способ. Однако, надо отметить и некоторые недостатки метода емкостного сканирования отпечатка пальца, применяемого в большинстве автомобильных биометрических систем, сильную зависимость качества распознавания от влажности кожи и температуры окружающей среды. Оптические сканеры такими недостатками не страдают, но могут быть обмануты простой распечаткой на принтере отпечатка владельца. Но это экзотика, если от нее отвлечься- то дактилоскопический метод идентификации является одним из самых защищенных.
Наконец, старый как мир, но доказавший свое право на жизнь временем, способ идентификации пользователя по персональному коду или паролю. Здесь пользователю, как и в случае с дактилосканером, не требуется носить с собой ничего лишнего. Достаточно ввести код при помощи штатных кнопок автомобиля, дополнительно установленной кнопкой или на специально предусмотренной панели управления противоугонной системой. Применение штатных кнопок в данном случае вносит некоторые ограничения в функциональные возможности противоугонной системы. Так, например, при заведенном двигателе на эти кнопки должны возлагаться штатные функции и включить блокировку противоугонной системой становится невозможно, а это может потребоваться, например, в случае, если Вас «вежливо» попросят удалиться, оставив свое транспортное средство. Кроме того, в системах с управлением штатными кнопками не представляется возможным реализовать функцию автозапуска. Системы с дополнительно установленной кнопкой лишены этих недостатков, но менее информативны и не так комфортны в использовании как с графическим дисплеем. Однако скрытность установки у таких систем выше, т.к. кнопку можно установить в любом месте даже под ковровым покрытием, что полностью исключит возможность визуального обнаружения ее без предварительной разборки части салона автомобиля. В данном случае, важным остается то, каким образом и каких именно цепей осуществляется блокировка в данных системах, расположение, размеры, количество модулей блокировки, каким образом происходит общение между компонентами системы, т.к. подключиться к шине и взломать код в стандартном протоколе для профи не большая проблема. Другое дело, если протокол не стандартный, модуль блокировки миниатюрный, их несколько, они зашиты в штатные жгуты проводки в недоступном без разборки месте и инсталляция системы выполнена максимально скрытно с сохранением заводского вида автомобиля.
Таким образом, хороший, близкий к идеальному противоугонный комплекс должен состоять из сигнализации (желательно с возможностью передачи данных по GSM), кнопочного или дисплейного иммобилайзера и электромеханического замка капота (при условии его технического обслуживания с периодичностью раз в пол-года) с управлением от иммобилайзера. А для длительных стоянок не лишним будет замок на рулевой вал. Возможны так же и излишества ввиде штыревых замков на двери, бронепленок на стекла и проч.
Минимальный же набор должен состоять из грамотно установленного кнопочного или дисплейного иммобилайзера и сигнализации.
Помните начало? – В основе концепции защиты от угона стоит время на взлом системы. Вот за что надо бороться при выборе охранного комплекса, а не быть на поводу у менеджеров по продажам и устанавливать сигнализацию в автосалоне, где покупаете автомобиль.
PS: все фото взяты из сети с целью добавить картинок, а то многатекста.