что такое противосложение в фуге
Разработочная часть фуги
Обычно от экспозиционной части к разработке ведет более или менее развитая интермедия. В большинстве случаев в ее пределах нет ясно выраженной каденции и, следовательно, нет оснований относить ее ни к экспозиции, ни к разработочной части: она занимает промежуточное положение, а грани частей определяются окончанием последнего экспозиционного и началом первого серединного проведения темы. Но иногда в интермедии содержится каденция, которая и считается гранью между частями.
Главная задача серединной части фуги – развитие темaтического материала экспозиции(т. е. материала темы, противосложений, интермедий). Оно осуществляется средствами ладотонального и полифонического варьирования.
1. Во вторых частях классических фуг используются тональности, параллельные экспозиционным. Возникает яркий ладовыйконтраст частей. Позднее композиторы использовали и более широкий круг тональностей.
2. Среди средств полифонического варьирования, применяемых в разработке фуги, ведущая роль принадлежит подвижному контрапункту, обновляющему вертикальные и горизонтальные отношения голосов, но сохраняющему в неизменном виде тематический материал. Для разработочной части одних фуг характерноувеличение интервала имитации. В разработочной части других фуг сокращается время имитации– имитирующий голос вступает, не дожидаясь окончания темы и как бы сжимая тему. Такое «сжатие» имитации во времени называется стреттой.
Чаще всего вертикальные и горизонтальные отношения в имитации меняются одновременно, налицо вдвойне подвижной контрапункт.
3. В разработке фуги нередко применяются и преобразования темы (тема в обращении, в ритмическом увеличении), а в связи с этим иногда и противосложения.
Встречаются фуги, в которых развитие тематизма осуществляется исключительно средствами сложного контрапункта, а ладотональное движение не выходит за пределы экспозиционных тональностей (фуга II c-moll из II тома ХТК Баха).
Встречаются и такие фуги, в которых именно ладотональное развитие является определяющим. И все же большинство фуг гармонично сочетает полифонические и ладотональные средства развития.
Строение средних частей в фугах очень разнообразно, их величина колеблется от крайне малой до значительно превышающей первую часть, число проведений темы неопределенно.
— с единственным серединным проведением (фуга II c-moll из I тома ХТК Баха);
— с двумя проведениями (фуги IV cis-moll, VII dis-moll, IX E-dur из I тома ХТК Баха);
В фугах с небольшим числом проведений темы в разработочной части естественно повышается роль интермедий; напротив, большое число проведений нередко связано с активным использованием стретт.
Тема фуги и ее преобразование в проведениях
Тема – музыкальная мысль, составляющая содержательную и конструктивную основу фуги, служащая исходным моментом и итогом формообразования.
Жанровые основы тем зависят от природы:
· вокальные: хоральные и песенные (отчасти декламационные);
· инструментальные: танцевальные и моторные.
Признаки жанровых основ тем:
а) вокальный тип интонирования;
б) мерный, но скрыто нерегулярный ритм;
в) недетализированный мелодический рисунок;
г) как правило, единого строения;
д) начало на первой доле, окончание – на любой сильной.
Примеры из «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха[13]: cisI, EII, fI, HII.
а) вокальный тип интонирования;
б) детализированный мелодический распев;
в) разделение тонов мелодии на стержневые и опевающие;
г) непериодичный ритм;
д) тенденция к мотивному расчленению;
е) начало – часто не с первой доли, часто – слабое окончание;
ж) начало с I или V ступени, окончание – на любом тоне Т53.
Примеры: cII, CI, esI, fisI.
3. Декламационные темы:
а) сочетание вокальных и речевых интонаций;
б) резкий мотивный контраст;
в) наличие остроэкспрессивного оборота;
г) использование трудноинтонируемых скачков;
е) репетиция на одном тоне.
Примеры: gI, gII, aII.
4. Танцевальные темы:
а) инструментальная природа;
в) повтор ритмоформулы;
г) размашистый и детализированный мелодический рисунок;
д) скрытое неодноголосие.
Примеры: cI, GI, CisI, EsI.
а) инструментальная природа;
б) равномерный ритм;
в) периодичный детализированный музыкальный рисунок;
г) репетиционные повторы.
Примеры: GII, eI, cisII, gisII, BII.
По диапазону тема может быть от уменьшенной кварты (cisI) до полутора октав (GII).
По протяженности строение тем зависит от жанра (самые короткие – хоральные, самые длинные – моторные) и от мастерства автора (чем больше мастерство, тем темы короче. У раннего Баха много длинных тем). Общий принцип строения тем бывает двояким: это либо тематическое ядро с развертыванием, либо идея контрастов двух типов движения. По строению тема может представлять собой простую периодичность, пару периодичностей и даже модель строения фуги в целом[14].
Ответ – второе проведение темы в фуге.Функция ответа двойственная:
1. Повторение и утверждение темы.
2. Перемещение самой темы в новый контекст (неодноголосие и другая тональность).
Таким образом, основная идея ответа – самоутверждение и самоотрицание.
Существуют 2 вида нормативных ответов:
1. Реальный – точная транспозиция в тональность доминанты.
2. Тональный – вариант темы, в которой ступень, соответствующая доминанте, заменяется субдоминантовой, а тональность D – тональностью S. Происходит спуск на секунду звука, мотива или фрагмента темы. Тональный ответ возможен тогда, когда D активизируется в начале или в конце темы.
Противосложение
Противосложение – контрапункт к теме, начиная с ответа.
1. Продолжить тему и создать контрапункт к ответу.
2. Создать теме комментарий, дать ей новые условия.
3. Быть потенциальной темой.
Мелодика противосложения стремится контрастировать теме по направлению движения, несовпадению скачков и плавного движения. По границам противосложение может синхронно совпадать с темой, может начинаться раньше (CI, CisI), а может запаздывать (fisI, aII).
Противосложение бывает удержанныминеудержанным. Удержанное – такое противосложение, которое появится в фуге хотя бы еще раз. В фуге может быть несколько удержанных противосложений, например:
2 удержанных противосложения: cI, aII, BI; в фугах Шостаковича С, D;
3 удержанных противосложения: CisI, DI; в фугах Шостаковича h, As;
4 удержанных противосложения: EII; в фугах Шостаковича d, e (обе фуги двойные);
5 удержанных противосложений: в фуге Шостаковича Fis.
Интермедия и заключение фуги
Интермедия – это отрезок фуги между двумя соседними проведениями.
Существенный признак интермедии – отсутствие темы в полном объеме.
Заключение – это отрезок фуги после последнего проведения темы.
1. Осуществить тональные связи между проведениями темы.
2. Создание зоны отчуждения (выражено в тематических паузах, уходе от материала темы).
Интермедии классифицируются по следующим признакам:
1. Связь с основным тематическим материалом фуги.
Обычно интермедия опирается на мотивы темы и противосложения. Именно в интермедии возможно существенное изменение материала. Новый материал в интермедии бывает редко.
2. Способ образования самой интермедии.
Чаще всего представляет простую или каноническую секвенцию, нередко с сопровождением. Чаще секвенции симметричные и нисходящие.
3. Строение интермедии.
Оно может быть сквозным (характерно для маленьких интермедий); могут быть несколько фаз, связанных с разными способами тематической работы, с разным материалом, с перестановкой в голосах.
4. Композиционное значение в фуге (по А.Н. Должанскому).
Связующие интермедии. Обычно невелики. Их функция – тональная связь между проведениями темы.
Разделительные интермедии. Также обычно невелики; как правило, содержат каданс.
Разработочные интермедии.В них происходит особенно сильная работа с материалом. Как правило, велики по размерам, содержат несколько фаз.
5. Способ существования в фуге.
По способу существования интермедии могут быть свободными и удержанными (или подобными).
Удержанные интермедии создают композиционные арки, которые могут дать разные композиционные планы.
Интермедия – факультативный элемент в фуге и может отсутствовать (типично для ричеркарных фуг).
Строение фуги
Разделы фуги
Экспозиционной (строгой) частью называется последовательное вступление темы во всех голосах поочерёдно, в главной и D тональностях.
Выразительный смысл экспозиционной части:
1) планомерный поступательный характер развертывания;
2) предъявляется состав голосов и основной экспозиционный материал.
1. Голоса включаются постепенно и сохраняются до конца экспозиции. Вновь вступающий голос в данный момент является крайним (даже если он не крайний, мы слышим его лучше).
Планы вступления голосов:
1) сопрановый (сопрано – альт – тенор – бас);
2) басовый (бас – тенор – альт – сопрано);
3) контрастный (например, сопрано – бас – альт или альт – сопрано – бас и т.д.);
4) парный (например, сначала пара крайних, затем пара средних и т.д.).
Из 52 экспозиций фуг ХТК (включая двойные) басовых – 9, контрастных – 24, сопрановых – 15, парных – 4.
2. Каждый из голосов вступает в одном и том же мелодическом виде. Если возникает вариант темы (тональный ответ), то он чередуется с темой в основном виде. Главная и побочная тональности тоже чередуются регулярно.
3. Число проведений тем в экспозиции равно числу голосов или больше него, т.к. тема может вступать в одном голосе неоднократно.
Отсюда возможны основные и дополнительные проведения.
Дополнительное – не первое проведение темы в экспозиции в данном голосе.
Экспозиционной частью называется совокупность основных и дополнительных проведений.
1) простая (только из основных проведений) или строгая – СI, BI;
2) расширенная (с дополнительными проведениями) CisI, FII, esI.
Неполной экспозиции не бывает!
Дополнительные проведения могут образовать группу и контрэкспозицию.
В ней происходит переработка накопленного материала. Со всех сторон появляется нарушение регламента экспозиции:
1) появляются неэкспозиционные тональности: иноладовые, субдоминантовые; доминантовая получает новый смысл;
2) фактурное неравновесие:
а) изменяется количество голосов (т.е. временное выключение голоса, поэтому меняется плотность фактуры и возникает фактурное тяготение к полногласию, которое наступает обычно в конце фуги;
б) в некоторых фугах производится стреттное изложение темы;
3) происходит обновление материала. Могут появляться новый вид темы (обращение, увеличение, уменьшение, колорирование), новые противосложения.
Дата добавления: 2017-01-29 ; просмотров: 3966 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Классификация фуг по типу развития в свободной части. Фуги с тональным развитием
Фуги с тональным развитием. Тональное развитие присутствует в большинстве фуг И.С.Баха и обычно ограничивается использованием тональностей I степени родства к основной (примеры выхода за пределы
родственных тональностей содержатся в фуге e-moll из I тома «ХТК» (проведение в d-moll), в фуге из «Хроматической фантазии и фуги» (проведения в h-moll и e-moll)). Встречаются фуги, лишенные тонального развития, в которых все проведения темы звучат в экспозиционных тональностях. Такие фуги называются тонально устойчивыми.
Фуги со стреттным развитием. Стреттным называется проведение, в котором тема в каком-либо изголосов вступает до окончания темы в другом голосе. Если расстояние вступления в стретте меньше или равно половине протяженности темы, то стреттаоказывается каноном на тему, если больше – простой имитацией. Стретта содержит три раздела: вступительную часть (отрезок ее до вступления последней риспосты), основную часть (от вступления последней риспосты до окончания темы в пропосте) и заключительную часть (отрезок ее после окончания темы в пропосте). Довольно часто стретта обходится без заключительной части, т.е. бывает усеченной.
удержанными интермедиями возникает сложный контрапункт. Удержанные интермедии и просто подобные друг другу (с неточно воспроизведенным материалом) способствуют членению фуги на разделы.
Разделы фуги
Фуга принципиально двухфазна – содержит два обязательных раздела: регламентированную экспозицию и свободную часть.
Экспозиция. Экспозицией называется первый раздел фуги, имеющий определенный регламент:
1) Все голоса фуги вступают поочередно с проведением темы.
2) Проведенияосуществляютсяпо определенному гармоническому плану: T – D – T – D или T – S – T – S (возможны нарушения нормативного плана в III или последующих проведениях, например, в фуге C-dur из I тома «ХТК» план таков: T – D – D – T, а в фуге fis-moll из I тома «ХТК» таков: T – D – T – T).
3) Темапроводитсяв своем основном виде без интонационных изменений (возможно варьирование начального мотива: укорочение или удлинение первого звука или орнаментация).
4) Проведения не образуют стретт.
Группа, состоящая из первых для каждого голоса проведений, образует основную часть экспозиции. Экспозиция, состоящая только из основной части, называется простой. Проведения, следующие за основной частью и не нарушающие регламента экспозиции, называются дополнительными и образуют дополнительнуючасть экспозиции. Экспозиция, содержащая дополнительные проведения, называется расширенной.
Если число дополнительных проведений равно числу голосов фуги или больше этого числа, то образуется контрэкспозиция. Контрэкспозиция считается строгой, если соблюдается принцип «контра» (в каждом голосе по сравнению с проведением в основной части меняется тональность) и нестрогой при нарушении этого принципа.
Свободная часть. Свободная частьоткрывается проведением, нарушающим регламент экспозиции (пункты 2, 3, 4 – т.е. проведением в неэкспозиционной тональности, проведением с интонационными изменениями или стреттой). Цезура перед началом свободной части совершенно необязательна, в то время как цезуры, создаваемые кадансами в разделительных интермедиях и членящие фугу на крупные разделы, часто находятся внутри свободной части или внутри экспозиции.
3) смешанная (то прямая, то противоположная).
Вертикально-подвижной контрапункт с противоположной перестановкой называется двойным.
Прямая перестановка возможна и при положительном Iv, и при отрицательном (при условии, что модуль Iv меньше самого маленького интервала между мелодиями первоначального соединения). Противоположная перестановка возможна только при отрицательном Iv, модуль которого больше самого большого интервала между мелодиями первоначального соединения. Смешанная перестановка возможна только при отрицательном Iv, модуль которого больше самого маленького интервала между мелодиями первоначального соединения, но меньше самого большого.
Наиболее употребительные виды вертикально-подвижного контрапункта. Таковыми являются контрапункты октавы (–7, –14, –21 и т.д.), децимы (–9, –16 и т.д.) и дуодецимы (–11, –18 и т.д.). Их широкое распространение неслучайно: в октавном несовершенные консонансы превращаются в несовершенные и только один консонанс (4) превращается в диссонанс (3), в контрапункте децимы все консонансы превращаются в консонансы, а диссонансы в диссонансы, в контрапункте дуодецимы большинство интервалов превращаются в интервалы того же типа и только один консонанс (5) превращается в диссонанс (6).
Вертикально-подвижной контрапункт октавы (–7, –14, –21). Самыйраспространенный из всех. Единственный, при котором мелодии могут сохранить свое ступеневое положение в ладу.
Iv = – 7 Iv = – 14
0 – 7 0 – 14
Регламент октавного контрапункта:
1) Квинта используется на условиях диссонанса (как проходящая, вспомогательная и задержание в любом голосе).
2) Нона задерживается только в нижнем голосе.
3) Запрещена вспомогательная к интервалу, равному модулю Iv (к октаве при Iv = –7, к квинтдециме при Iv = –14 и т.д.).
– 3 – 4
Вертикально-подвижной контрапункт дуодецимы (–11, –18). Второй по распространенности. Если один их голосов сохраняет свое положение в ладу, то другой меняет свое положение относительно исходного на доминантовое (нижний голос первоначального соединения) или на субдоминантовое (верхний голос).
Iv = – 11
0 – 11
Регламент контрапункта дуодецимы:
1) Секста используется на условиях диссонанса (как проходящая и вспомогательная в любом голосе, как задержание в нижнем).
2) Ундецима задерживается только в верхнем голосе (при Iv = –18 это ограничение касается не ундецимы, а кварты через две октавы).
3) Запрещена вспомогательная к интервалу, равному модулю Iv (к дуодециме при Iv = –11, к квинте через две октавы при Iv = –18).
контрапункт (если не является точным повтором или транспозицией первоначального соединения). Удержанное противосложение впервые может появиться в любом месте фуги, но чаще всего появляется в ответе. Удержанных противосложений может быть несколько (удержание всех противосложений – характерная особенность фуг Д.Д.Шостаковича).
Интермедия. Интермедией называется отрезок фуги, расположенный между соседними проведениями темы, а также отрезок фуги после последнего проведения темы (заключительная интермедия). Особую разновидность интермедии представляет кодетта – одноголосная интермедия между темой и ответом, встречающаяся не очень часто. Кодетта обычно строится на самостоятельном материале, который в дальнейшем становится объектом развития в интермедиях.
Классификация интермедий.
1) По тематическому материалу (чаще они опираются на материал ранее звучавший – интонации темы, противосложения и кодетты, гораздо реже содержат свой собственный).
2) По технике (в интермедиях могут использоваться простой и сложный контрапункты, часто встречаются секвенции, в том числе и канонические).
3) По композиционному значению (связующие, разделительные и самостоятельные).
Связующие интермедии служат переходом от одного проведения к другому. Обычно они бывают небольших размеров и готовят следующее проведение посредством модуляции, освобождения нужного регистра и других приемов.
Разделительные интермедии содержат каданс и тем способствуют делению фуги на разделы. По тому же принципу, что и разделительная интермедия, строится и заключительная (только она содержит полный совершенный каданс в основной тональности).
Самостоятельные (или контрастирующие) интермедии призваны создать противовес проведениям путем наибольшего отвлечения от основного тематического материала или трансформации его, накопления и развития новых интонаций, модуляционного удаления от главной тональности и т.п. и приобретают в известной мере значение самостоятельного раздела.
Если проведения темы содержат вариационные приемы развития основного тематического материала, то интермедии часто содержат разработочные приемы (мотивное вычленение, дробление, секвенционное развитие, активное модулирование).
Интермедии, как и противосложения, могут быть удержанными. Если «удержание» не является точным повтором или транспозицией, то между
К типичным чертам баховских тем относятся начало с Iили V ступеней и
окончание тоникой, выраженной I, III, реже V ступенями (только две фуги из 48 фуг «Хорошо темперированного клавира» начинаются с других ступеней – фуга Fis-dur из II тома с VII, а фуга B-dur из II тома со II), начало с сильной доли или с пропуска сильной доли (короткие затакты не характерны) и окончание насильной или относительно сильной доле (исключения из этого правила связаны с задержанием к тоническому звуку как, например, в фуге g-moll из II тома). Большинство тем однотональны (вообще не содержат модуляций или содержат отклонения), иногда встречаются темы модулирующие в тональность доминанты.
Ответ. Ответом называется второе проведение темы. Чаще всего ответ бываетдоминантовым (имитацией в верхнюю квинту или в нижнюю кварту), реже субдоминантовым (имитацией в верхнюю кварту или нижнюю квинту). Ответ является особо важным элементом фуги, он «оспоривает» тему, изменяя ее положение. Ответ бывает реальным и тональным.
Реальный ответ – это точная транспозиция темы. Тональный ответ – это ответ с регламентированнымиизменениями.
Тональный ответ необходим, если тема модулирует, в противном случае ответ закончится в тональности двойной доминанты (тональности II степени родства). В этом случае часть ответа, содержащая модуляцию, транспонируется на большую секунду вниз, что приводит к обратной модуляции в основную тональность. Вносимые изменения не должны «травмировать» тему, искажать значимые для нее интонации. Поэтому очень важно найти момент, с которого можно начать транспонирование.
Тональный ответ желателен, если в начальном обороте темы в качестве опорной участвует V ступень. Звук, соответствующий этой ступени в ответе, заменяется звуком на б.2 ниже (в большинстве случаев он оказывается I ступенью основной тональности, а модуляция в доминантовую тональность происходит позже – внутри ответа, реже он оказывается IV ступенью доминантовой тональности).
Противосложение. Противосложением называется контрапункт к теме. Противосложение может строиться на интонациях темы или содержать самостоятельный материал. Оно бывает свободным или удержанным.
Свободным называется противосложение, сопровождающее тему только в одном проведении. Удержанным называется противосложение, сопровождающее тему в двух или более проведениях. Соединение свободного противосложенияс темой образует простой контрапункт. Соединение удержанного противосложения с темой образует сложный
– 6 – 5
Вертикально-подвижной контрапункт децимы (–9, –16). В этом контрапункте несовершенные консонансы превращаются в совершенные, поэтому в первоначальном соединении следует чередовать те и другие.
Iv = – 9
0 – 9
Регламент контрапункта децимы:
1) Запрещено прямое голосоведение.
2) Кварта задерживается только в нижнем голосе, а нона только в верхнем (при Iv = –16 это ограничение касается секунды через две октавы).
3) Запрещена вспомогательная к интервалу, равному модулю Iv (к дециме при Iv = –9, к терции через две октавы при Iv = –16).
Нельзя готовить задержание секунды терцией, а задержание септимы можно готовить секстой только при условии движения свободного голоса в момент разрешения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском: