что такое просвира в церкви и для чего ее надо есть
Что такое просфора? Как правильно ее хранить и употреблять?
13 ноября Церковь чтит день памяти святых просфорников Печерских – преподобных Спиридона и Никодима. В этой связи поговорим о просфоре.
Это слово обозначает в переводе с греческого языка «приношение». В собственном логическом смысле древней Церкви это всякое Литургийное приношение: хлеб, вино, вода, елей, свечи. Диаконы записывали имена жертвователей просфоры-приношения в специальный помянник и поминали их на Литургии. Позже словом «просфора» стал называться именно хлеб, предназначаемый для Евхаристии.
Почему именно хлеб? Потому что Господь Сам назвал Себя Хлебом. «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). И во время Тайной вечери именно хлеб Господь преломил, сказав: «Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19).
Просфора – это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа – Божьей и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной – «живой». Вспомним евангельскую притчу о закваске (Мф. 13:33). Просфора печется обязательно из чистой пшеничной муки. Она также состоит из воды (можно крещенской) и соли. Вверху просфоры имеется печать. Чаще всего это крест и буквы «Ис.», «Хс.» – Иисус Христос и греческие «Ника» – «победа». Возможны на печатях также изображения Пресвятой Богородицы, святых.
Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец, который на Литургии станет Телом Христовым, из остальных вынимаются частички с поминовением имен живых и усопших православных христиан. Просфоры по окончании Литургии выносятся из алтаря и раздаются верующим. Часто это делается в свечной лавке.
К просфоре нужно относиться как к святыне. Это не простой хлеб. Он участвовал в богослужении (Святое святых Православной Церкви) – Литургии.
Дома его следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой: «Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь». Следует внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их. Заплесневелая просфора по обычаю утилизируется: выбрасывается в реку – в проточную воду.
По своему опыту скажу, что наиболее удобно хранить просфору следующим образом. Пока она свежая, разрезать ее на маленькие кусочки, положить их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывать его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их хранят хоть несколько лет. Маленькие кусочки удобнее вкушать. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага, которая может стать питательной средой для спор плесени.
Смысл просфоры подобен смыслу антидора. Он также является кусочками просфоры, из которой вырезали Агнец. Слово «антидор» в переводе с греческого обозначает «вместо причастия». Т. е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.
Просфора — что это. Что с ней делать, для чего, как кушать
Здравствуйте, дорогие читатели. Многие люди каждое воскресенье отправляются в церковь для того, чтобы поставить свечи и помолиться за своих родных. Но далеко не все настолько часто бывают в храме Божьем, поэтому многие вещи так и остаются для них загадкой. Если вы были в церкви на Пасху, то наверняка пробовали такое церковное угощение, как просфора. Конечно, далеко не все слышали о таком названии, называя его просто «церковным хлебцем». Но если вы все-таки посещаете церковь, то вам необходимо знать, как и когда кушают просфору. Такая информация ни для кого не будет лишней. Но прежде всего, следует разобраться, что такое просфора, и почему она так важна для церкви. Как известно, готовится она на пшеничной муке и святой воде, что как раз и делает эти хлебцы такими особенными.
Именно с помощью них человек может не только очиститься от грехов, но и приблизиться к Богу.
Для того, чтобы, находясь в церкви, не попасть в неудобную ситуацию, необходимо более подробно ознакомиться с таким церковным угощением, как просфора – что это и для чего, когда кушать.
Получив ответ на эти вопросы, вы поймете, насколько важным является этот процесс для верующих людей, ведь существует немало правил, которых нужно придерживаться в процессе употребления просфоры.
Что же такое просфора?
Значение слова «просфора» в переводе с греческого означает «приношение». В первые века нашей эры люди приносили этот хлеб в церковь, собственно, именно поэтому он и получил такое название.
Готовится этот хлеб из самых простых продуктов, которые мы обычно используем для приготовления обычного хлеба. То есть, используется пшеничная мука, дрожжи, соль и вода. Но главное различие в том, что просфора готовится на основе именно святой воды, что и наделяет этот хлеб особенными свойствами.
Использование простой муки и святой воды является символом соединения человеческой и божественной сущности в Иисусе. Просфора употребляется не только во время больших церковных праздников, но и при еженедельном посещении церкви.
Сам хлеб состоит из двух частей, которые сначала лепятся по отдельности, но потом соединяются вместе. Именно поэтому получается такая необычная форма. Как вы успели заметить, на верхней части ставится специальная печать.
Нижняя часть просфоры символизирует плоть человека, а верхняя часть говорит о его духовном начале.
То есть, такое разделение хлеба на две части означает разделение человека на душу и тело, которые являются составляющими одного целого — человека. В хлебе соединяется мука и вода, что также составляет единый хлеб.
Внешний вид и виды просфор
Мало кто знает, что просфора также символизирует хлеб, который Иисус разделил со своими учениками на Тайной Вечере. Именно поэтому употреблению этого хлеба уделяется такое большое внимание.
Внешне такое мучное изделие мало напоминает хлеб, так как оно имеет круглую форму, что делает его похожим на печенье. Верхушка изделия украшена определенным рисунком, который был получен благодаря специальной печати.
На изображении мы можем увидеть равносторонний крест, который со всех сторон окружен церковными обозначениями в виде буков.
По сути, просфора отличается от обычного хлеба тем, что в процессе ее приготовления используется святая вода. А на ее верхушке мы можем увидеть штамп с определенным рисунком и надписью, которые также делают это угощение особенным.
Считается, что такой продукт не может испортиться или заплесневеть, ведь он является священным. Но, конечно, случается и так, что даже такой хлеб покрывается плесенью или черствеет. Возможно, все дело в неправильном процессе приготовления.
Наверняка, вы думали, что существует всего одна просфора, которая употребляется по любому случаю. Но это не совсем так, ведь всего выделяют пять разновидностей просфоры, каждая из которых имеет свои отличия не только по назначению, но и по своему внешнему виду.
1. Богородичная
Такой хлеб выпекается в форме треугольника, поэтому его достаточно просто отличить от остальных видов. На верхушке мы можем увидеть надпись «Святая Богородица». Изделие выкладывается на специальное блюдо, с которым оно и подается. Обычно такой вид просфоры употребляется именно на церковные праздники.
2. Агничная
Данное изделие изготавливается в форме куб. Считается, что во время песнопений такой хлеб становится телом Иисуса Христа. На самом хлебе также изображен крест, но кроме этого, еще и вырезается агнец. То есть, изначально хлеб выпекается такой же круглой формы, но из готового продукта вырезается только куб. Оставшаяся часть хлеба просто раздается прихожанам.
3. Девятичинная
Из середины хлебца достаются девять равных частей, которые посвящаются всем святым. То есть употребляется такой хлеб за пророков, апостолов и святителей.
4. Заздравная
Такой хлеб делится на две равные части, в после проведения службы разделяется между всеми присутствующими.
5. Заупокойная
В данном случае используется лишь небольшая часть верхушки хлеба. Употребляется за всех умерших, но делать это можно только в стенах церкви. А вот кушать хлеб, а что еще хуже, крошить его на могиле умершего, категорически запрещается.
Артос и Антидор
Как вы уже поняли, все виды просфор выпекаются из одинаковых продуктов и имеют общую круглую форму. Различия могут быть разве что в изображении, размещенном на верхушке изделия. Так вот, готовую просфору разделяют на несколько частей, которые могут быть разной формы. Это зависит от назначения той или иной просфоры.
Артос, в переводе с греческого, означает «квасной хлеб». Именно такое название получил цельный хлебец, который имеет цилиндрическую форму.
Ставится просфора перед алтарем еще задолго до Пасхи, а вот освящают ее только на Воскресение Иисуса Христа, то есть, на Пасху. После этого уже освященный хлеб раздается верующим.
Но обратите внимание, что хлеб не съедается в тот же день. Люди относят освященный хлеб к себе домой, где он и хранится определенное время. Употребляют просфору только тогда, когда человек заболевает, и ему нужна помощь Господа.
По сути, такой хлебец помогает справиться с хворью, поразившей человека. То есть, в идеале, такое мучное изделие может храниться неограниченное количество времени.
А вот Антидор с греческого переводится, как «время причастия». Именно такое название получила не используемая часть хлеба, которая остается после извлечения внутренней части изделия. В зависимости от назначения хлеба, форма извлеченной части будет меняться. Она может быть как треугольной, так и кубической.
Данная часть изделия раздается людям после завершения литургии. Считается, что эта часть символизирует память о страданиях Христа. Следует обратить внимание, что эту часть хлеба могут кушать только крещеные люди.
Как хранится и употребляется просфора
Такой хлеб является священным, а значит, его можно кушать только в особенных случаях. Просфора не должна употребляться каждый день, ведь таким образом, ее прямое назначение будет утрачено.
Обычно такой хлеб должен храниться у алтаря, но если он был роздан прихожанам, то дома он будет храниться только возле икон. В противном случае, хлеб начнет портиться, что будет означать утрату его свойств.
Употребление хлеба также подразумевает соблюдение определенных правил. Поэтому кушать изделие следует медленно, пережевывая каждый кусочек. Если после съеденного хлеба остались крошки, то их также следует съесть.
Выбрасывать такой священный хлеб категорически запрещается, а значит, и крошки придется съесть. Но кроме этого, существуют и другие правила, которых обязательно нужно придерживаться.
1. Употреблять этот священный продукт нужно в полной тишине. При этом, процесс должен производиться медленно. Сквернословить в это время категорически запрещается, даже если хлеб просто лежит на столе.
2. Не следует оставлять недоеденный хлеб на столе. Оставшиеся части нужно осторожно сложить в специальный мешок, который кладется возле святых икон.
3. Просфору могут употреблять лишь те люди, которые приняли православную веру. Кроме того, во время церковной службы кушать хлеб запрещается.
4. Если вы принесли просфору домой, то кушать ее можно тоже далеко не сразу. Прежде чем приступить к этому процессу, необходимо прочесть молитву. Обратите внимание, что употребляется такой хлеб только натощак.
Как правило, такая трапеза помогает человеку встать на путь истинный. По сути, у него появляется возможность начать жизнь заново, так как его мышление очищается, а значит, он готов творить добрые дела. Человек чувствует легкость, которую не испытывал ранее.
Просфора – что это. Что с ней делать, для чего, когда кушать
Тесто для такого хлеба замешивается на святой воде, а значит, и весь хлеб становится священным. Таким образом, человек, употребляя такой хлеб, и сам освящается.
Просфора должна храниться в отдельной форме, но если в домашних условиях это невозможно, то существуют специальные мешочки для хранения такого хлеба. Неважно, где будет храниться хлеб, в церкви или дома, главное — разместить его рядом с иконами.
Как мы уже выяснили, такой хлеб необходимо употреблять только на голодный желудок. Следует обратить внимание, что женщинам в период месячных запрещается не только появляться в церкви, но и кушать священный хлеб.
Считается, что в храме всякое пролитие крови является недопустимым. Даже если у человека какое-либо кровоточащее ранение, то ему также запрещена дорога в церковь.
На Страстную пятницу также нельзя употреблять священный хлеб.
Кроме всего вышеперечисленного, существуют и другие правила употребления такого продукта:
✔ Не смешивайте просфору с другими продукта. Речь идет о том, что нельзя одновременно с таким хлебом употреблять другие блюда, пусть даже постные. Хлеб должен употребляться отдельно, к тому же, только натощак.
✔ Перед употреблением необходимо прочитать молитву. Только после этого можно начать кушать священный хлеб.
✔ После того, как вы принесли из церкви хлеб, нужно постелить на столе чистую скатерть, на которую нужно положить просфору. В процессе употребления можно записать хлеб водой, но эта вода должны быть освященной;
✔ Следует осторожно кушать хлеб, чтобы ни одна крошка не упала на пол.
Если хлеб употребляется после службы, а запивается обычно теплотой — теплая вода, разбавленная с небольшим количеством вина. Заменить вино можно вареньем, которое сделает напиток более сладким.
После службы людям раздается по ломтику просфоры, которая необходимо запить теплотой. Здесь важно, чтобы священная пища никоим образом не была извергнута в результате неожиданного кашля или плюновения.
То есть, если вы приехали в церковь на автомобиле, то от употребления вина вам лучше воздержаться. В таком случае, вы просто можете попросить у служителей церкви простую освященную воду. Но, ни в коем случае нельзя выплевывать вино, которое вы должны были выпить.
Если просфора испортилась, что с ней делать?
Как правило, просфора не может заплесневеть, так как она приготовлена на святой воде. Но иногда случается и так, что хлеб может попросту зачерстветь. Этот процесс не поможет предотвратить никакая святая вода.
Конечно, употреблять хлеб в таком виде нельзя, да и вряд ли у вас это получится. Но обратите внимание, что выбрасывать церковный хлеб строго запрещается.
Поэтому, если уже так произошло, что хлеб каким-то образом испортился, то необходимо утилизировать его следующим образом:
✔ Сожгите оставшийся пропавший хлеб.
✔ Закопайте остатки хлеба в сырую землю.
✔ Отправьте в проточную воду.
Оставшийся хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусор, помните об этом. Кроме перечисленных вариантов, можно еще отнести хлеб в церковь. Отдайте хлеб служителям церкви, ведь только они знают, что делать с тем хлебом, который уже пришел в негодность.
Наверное, последний вариант является наиболее простым, так как вам не придется проводить странные обряды сожжения или закапывания церковного хлеба. Оставлять испорченный хлеб в своем доме также не рекомендуется.
Далеко не все ходят в церковь каждую неделю, а некоторые и на праздники ее не всегда посещают. Поэтому далеко не каждый знает о том, что такое просфора, и как она правильно употребляется.
Но независимо от того, ходите вы в церковь регулярно, или посещаете ее только на праздники, вы должны знать о том, как, и когда употребляется просфора. Кроме того, если вам представится такая возможно, съесть ломтик этого священного хлеба, то вы должны знать правила его употребления.
Кроме того, вы должны понимать, что выбрасывать священный хлеб строго запрещается, даже если он каким-то образом испортился. Если вы от незнания избавились от хлеба, просто выбросив его в мусорное ведро, то такое действие приравнивается к греху.
Азы Православия. О просфоре, антидоре и артосе
Просфора своим происхождением уходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей — все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.
Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи — животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.
Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.
Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».
В конце литургии молящимся раздается антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти — вместо и ди орон — дар, то есть точный перевод этого слова — вместодарие.
«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».
Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.
Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.
Святой хлеб
О послушании просфорника
Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.
Неотъемлемой частью литургической жизни Церкви является просфора, и поэтому послушание просфорника имеет особое значение. За кажущейся простотой в этом богоугодном занятии скрывается множество тонкостей, тайн и сокровенного делания. Об этом нам рассказывает один из старейший насельников московского Сретенского монастыря игумен Киприан (Патрс).
Мы узнаем о том, для чего Господь создал пшеницу, почему на Земле везде можно испечь просфору и почему послушание просфорника, которое отец Киприан несет уже более десяти лет, считается в монастырях таким важным.
– Батюшка, почему в монастырях послушание просфорника считается одним из самых главных?
– Литургической жизни, как мы знаем, не может быть без просфор. А без Литургии не может жить Церковь. Значит, место, второе после храма, – просфорня, там, где пекутся хлебы специально для Литургии.
– Кто должен и может печь просфоры? Как это было принято на Руси?
– В монастырях, понятно, на это послушание ставились насельники – или насельницы. А для приходских храмов просфоры, как правило, пекли либо благочестивые вдовицы, либо девицы, жившие в безбрачии, – их так и звали: просвирни.
Так происходило из благоговейного отношения к просфоре. Так же, из благоговения, стали добавлять в замес просфор святую воду – по сути дела, это не является необходимым требованием, но ради благоговения и так поступают.
Если на сельском приходе служит «белый» священник и его матушка знает, как печь просфоры, то, конечно, она и будет это делать – а кому еще? И это нормально. Надо исходить из реальных условий.
В монастырях сейчас, конечно, в основном пекут просфоры сами – и для себя, и на продажу. Приходские храмы либо тоже пекут сами, либо, что чаще, покупают.
В древности просфоры могли печь все – это было приношение в храм: из них отбирались лучшие, на которых и служили Литургию. Практически все хозяйки знали, как печь хлеб, потому что это было обычным делом, и любая из них, будучи церковным человеком и зная требования (это должен быть квасной хлеб, соль, вода, мука), могла испечь дома просфору и принести ее в церковь.
В Греции и сегодня просфору можно купить в магазине и принести ее в храм как свое приношение.
– А что нужно делать для того, чтобы благоговейное, молитвенное отношение к выпечке просфор не прекращалось? Чтобы это не становилось ремеслом?
– Оно и не прекращается. Не замечал, чтобы прекращалось: ни на приходах, ни в монастырях, где мне приходилось бывать на просфорнях, ни в частной просфорне, не видел, чтобы это как-то деградировало. Не думаю, что тут есть какая-то опасность. Я такого не наблюдал.
– Приходилось читать, что выпечку просфор называют церковным искусством. Как вы учились печь просфоры?
– Раньше специальной просфорни у нас в монастыре не было и обеспечение храма просфорами лежало на мне, когда я был ризничным. В один «прекрасный день» по моему недосмотру оказалось, что маленьких просфор для народа для завтрашнего дня нет. Служебные [1] были, а для народа заранее не запасли, не купили. Обнаружилось это в пятницу, просфоры нужны были в субботу утром, а ездили мы за ними только в субботу днем.
Нашли мы американскую муку – ужасная, отбеленная мука, – французские дрожжи, и вот на этом и пекли первые просфоры, в кухонной печи, где перед этим пеклось печенье. Просфоры, как я теперь понимаю, получились ужасными, пахли печеньем, но они были, и народ остался доволен.
А нас это дело захватило, и мы решили сами попробовать печь. У меня тогда в подчинении был отец иеродиакон Клеопа, и вот мы начали печь по ночам на кухне. Конечно, мы смогли продержаться только месяц – потом просто свалились: по ночам не спали, не каждую ночь, но всё равно, – зато у нас появились свои просфоры. И тогда стали мы у отца наместника просить, чтобы у нас была своя просфорня. Он благословил, и после ремонта в новом корпусе мы ее обустроили. Это было в 2000 году.
– Вот вы сейчас сказали: ужасная американская мука, французские дрожжи… А многие могут подумать, что это, наоборот, прекрасно. Какая же должна быть мука и какие дрожжи?
– Почему я поругал американскую муку? Американцы не всю муку, но очень часто отбеливают хлором. Это делается просто ради цвета. Они, по сути, ее портят.
Французские дрожжи, инстантные, мало подходят к выпечке просфор. Они сразу дают очень много углекислоты, то есть быстро подходят, что для одновременной выпечки большой партии просфор не годится – за ними не уследишь, они просто «бегут». Поэтому лучше, конечно, брать наши, отечественные дрожжи.
«Люкс» вполне подходят. Хорошие – воронежские. И сушеные воронежские дрожжи тоже дают хороший результат. Сушеные дрожжи легче хранить, а прессованные хранятся не больше месяца, и то у них подъемная сила падает… Можно пользоваться закваской.
В какое-то время началась шумиха, что «только на закваске, раньше на закваске пекли, а теперь дрожжи…» Но это просто от незнания люди говорили: вообще-то в закваске работают те же дрожжи, только дикие. Молочнокислые бактерии и дрожжи, причем разных видов, есть практически везде. Если просто муку залить водой, поставить в тепло, чтобы создались необходимые условия, эти дрожжи начинают размножаться: вот, собственно, вам и закваска.
В свое время научились выращивать дрожжи в большом количестве на заводах. Потом путем селекции вывели дрожжи, дающие больше углекислоты, устойчивые к температурам.
Что такое дрожжи? Это одноклеточные грибки, которые можно подвергнуть селекции, выводя более устойчивые формы, способные легко сбраживать сахара, имеющиеся в муке, – вот, собственно, и всё.
Мало того: раньше закваску так и называли – дрожжи. Не было разделения. Если взять книгу Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» [2] и посмотреть раздел «Хлеб», то мы увидим, что у нее даже слова «закваска» нет, она пишет: «дрожжи».
Но в нашем понимании это закваска. От заквасок отказались в хлебопечении потому, что они более капризны. Если есть желание печь просфоры на закваске, это вполне возможно. Только надо стартовую закваску чаще ставить, чтобы не закисали просфоры, не было большой кислоты.
На Афоне на закваске просфоры пекут, в Ватопеде, по крайней мере, и еще в ряде монастырей – как пекли раньше, так и пекут. Они закваску возобновляют, то есть ставят свежую, два раза в год – на Крестовоздвижение, например, и на Крестопоклонной неделе. Или в Великую субботу – не помню точно, но это можно уточнить, кому хочется. Эту закваску называют чудотворной, но дело не в том, что она поднимается без дрожжей. Дрожжи там есть.
Дело в том, что она очень быстро созревает – буквально пока идет служба. Вот в чем заключается благодать Божия – в том, что это очень быстро происходит.
Но также это произойдет в любом другом месте. Нет такого места на Земле, где живут люди – ну разве что кроме каких-то северных островов, где вообще ничего не портится, – где не было бы дрожжей и молочнокислых бактерий: Господь устроил так, что просфору можно испечь везде.
Причем удивительно еще вот что: мы совершаем проскомидию на пшеничном хлебе, но только пшеница имеет уникальные хлебопекарные качества. Ни один другой злак таких качеств не имеет. Господь и создал пшеницу, чтобы из нее можно было печь тот самый квасной хлеб, на котором может совершаться Литургия.
– Батюшка, а почему греки служат на одной просфоре, а у нас – на пяти?
– Собственно, это традиция. Причем традиция, которая не является догматом. Что на одной просфоре служить Литургию, что на двух (как часто на Афоне служили), что на пяти, что на семи – принципиальной разницы нет. Можно на одной просфоре отслужить. Ну, нет просфор – есть только одна: куда деваться? Можно отслужить Литургию. Почему нет? Тогда из нее надо вынимать, как греки вынимают: центральная – Агнец, а из остальных частей остальные частицы: Матерь Божия, девять чинов святых, о здравии, о упокоении… У греков же на печати, если кто видел, все наши пять печатей изображены: в центре – Агнец, справа, слева – Матерь Божия, девять чинов святых.
Это дело местной традиции. В главном у нас должно быть единство, а в остальном разнообразие допускается. Вот как раз это и есть допустимое разнообразие. Старообрядцы приезжали во второй половине XIX века на Афон, чтобы выяснить все-таки, кто заблуждается: они или «никониане». Афон действительно был хранителем преданий церковных и обрядов. Они обратились к духовнику Пантелеимонова монастыря иеросхимонаху Иерониму – не помню точно фамилию, известный был подвижник. Он им ответил: «Как служили мы в древности на Афоне, так и сейчас служим». А они служили на двух просфорах: одна – Агничная, вторая – для остального. Причем объяснение этому очень простое дал: по бедности.
Нужно где-то на кельях служить, и, чтобы меньше расходовать, по бедности пустынникам давали служить на двух просфорах, и беды в этом никакой нет. Это вещь обычная, нормальная. У нас когда-то на семи просфорах служили. И тоже беды никакой не было. А сколько просфор готовится, если архиерей служит? Семь. Обычных пять и плюс две просфоры для архиерея. Те же самые семь просфор получаются. Это дело практики, и нет никакой необходимости приводить это к какой-то жесткой норме.
– Если вернуться к той ночи, когда вы с тетей Любой в первый раз пекли просфоры… Все последующие знания вы получали опытным путем или где-то учились? И учат ли вообще где-нибудь этому?
– Знаете, мы учились просто: во-первых, конечно, тетя Люба учила; во-вторых, учились на опыте и на своих ошибках.
Маленькие просфоры мы пекли, а служебные у нас долго не получались. Мы покупали их в Даниловом монастыре. И вот как-то в воскресный день пришел на службу, как обычно, отец наместник и спрашивает: «Отец Киприан, а чьи у нас просфоры служебные?» – «Батюшка, даниловские». – «Почему даниловские? У нас же своя просфорня». – «Батюшка, да мы еще не умеем, надо учиться…» Он говорит: «Так, всё. Просфоры не покупаем, печете сами».
Я тут же стал считать в уме, сколько у меня осталось даниловских просфор, и понимаю, что на будни еще хватит, а на следующее воскресенье Агничных просфор нет. Куда деваться? Где можно поучиться? Стал знакомую монахиню, просфорницу, просить. Позвонил ей в Зачатьевский монастырь – матушка Сергия такая была замечательная, уже покойная. Я – к ней: «Матушка, можно у вас поучиться просфоры печь?» Она говорит: «Может, лучше к отцу Адриану в Новоспасский?» Говорю: «Матушка, можно к вам?» – «Ну, можно, приходите». – «А когда у вас выпечка?» – «В четверг».
Целый день я у них отработал. Конечно, некоторый опыт у меня был, а тут я увидел свои грубые ошибки, научили меня катать низы, чтобы шарики такие получались… Низы – это нижняя часть просфоры.
И вот еще какая загвоздка: отработал я у них на выпечке весь день, а они на продажу пекут, но я не могу матушке Сергии сказать: «Продайте», потому что отец-наместник покупать запретил, а «Так дайте» – у меня язык не поворачивается. Она, может, и дала бы, но я не попросил…
И осталась у меня для выпечки только пятница – вечер. Ну, слава Богу, увидел я свои грубые ошибки, скорректировал свой замес, и что вы думаете? В первый же вечер абсолютно нормальные просфоры получились. Милость Божия!
Конечно, и молился, и просил – великомученицу Варвару просил, потому что это была ее память вечером… Получились просфоры! Воскресенье, Литургия, отец-наместник видит просфоры, нормальные служебные… «Отец Киприан, чьи просфоры?» – «Батюшка, наши». – «Что с вами случилось?» – «Батюшка, милость Божия».
Видите как: если бы отец наместник не сказал: «Всё, печем сами», сколько бы я еще так «сидел» на маленьких?
Лучше всего учиться у других просфорников, прямо на просфорне работать, чтобы они на месте показывали, как надо печь, потому что в пособии всего не напишешь. Я не представляю себе, как можно показать, как те же низы правильно катать, если ты не будешь этого видеть, если руками не будешь чувствовать теста.
Чтобы научиться печь просфоры, нужно печь вместе с хорошим просфорником и даже разные просфорни посещать – обмен опытом очень важен.
– Что сегодня представляет собой просфорня Сретенского монастыря?
– Цех обычного маленького хлебопекарного производства. Ничего особенного. Печка, тестомес, раскатка, через которую обрабатывается тесто (натирка так называемая), чтобы оно приобрело однородную, плотную структуру. Столы для разделки, расстоечные шкафы, где подходят перед выпечкой просфоры.
– А кто печет? Монахи, послушники или вы кого-то нанимаете?
– Наемных людей у нас нет, служебные просфоры пеку сам, потому что замес небольшой, я успеваю, помощь не требуется, оборудование позволяет. А вот маленькие просфоры… У нас на просфорне несут послушание студенты семинарии – они помогают при разделке, потому что нам надо за два с половиной часа разделать около 3 тысяч просфор.
– Как часто происходит выпечка?
– По потребности. Это зависит от праздников: чем больше праздничных дней, тем чаще надо выпекать. Ну, а служебные просфоры печем в две недели три раза.
– Студенты любят это послушание?
– Сколько уже было у нас из семинаристов помощников, знаете, такого вопроса не возникает: «Ты любишь это послушание?» Трудятся усердно, стараются. Я ребятам благодарен за их помощь и усердие, потому что приходится им нести это послушание по вечерам, уже после ужина, когда у них свободное время, то есть для них это дополнительная нагрузка. Но они держатся за него, трудятся. Они порой несут это послушание годами, пока не закончат семинарию. Значит, они хотят. Понимаете, выпечка просфор… человеку должно дело это нравиться. Разный склад у людей бывает: кто-то иконы пишет, кто-то столярничает. Ну вот нравится дело, знает он его. И к этому делу – к печению просфор – так же относиться надо. А иначе не получится. Потому что понимаете, как? Дело-то мы все-таки с живым имеем: дрожжи живые… Так что вот такое дело. Должно человеку нравиться поприще, чтобы успешно его проходить.
– То есть механически не получится?
– Механически – нет, нельзя. Я раньше не понимал этого, до того как занялся выпечкой. Совсем по-другому к просфорам относился. Во-первых, я не знал, что это за труд. Во-вторых, я не понимал вообще подхода: подумаешь, что такого – просфору испечь? Я с этим и пришел к одному замечательному просфорнику, отцу Адриану в Новоспасском монастыре. «Вы мне скажите, – говорю, – рецепт». А он: «А ты знаешь, что такое клейковина? А ты знаешь, что такое ИДК?» Это характеристики муки. Я подумал: «Зачем он мне всё это говорит? Мне просто нужен рецепт!»
А потом, когда я сам начал печь, я понял, что это надо знать, что он не зря мне эти вещи говорил, потому что, не учитывая их, успешно печь просфоры нельзя. Либо должен быть громадный опыт переданный, либо просто надо понимать, что за процессы там происходят.
Кстати, очень мне помогли в выпечке просфор, в понимании процесса выпечки – по сути дела, хлеба, только специального – книги по хлебопечению, обычные книги, которые можно приобрести. Они дают понимание того, что там происходит, а это не лишнее. Мало того, эти книги нам помогли еще и в другом: мы ведь печем для братии хлеб в просфорне. В общем, для выпечки просфор первое – преемственность. А второе – свой опыт, незаменимый. И как пособие – книги по хлебопечению: они помогают.
[1] На проскомидии используется пять служебных просфор. Из первой вынимается Агнец, Который потом прелагается в Тело Христово. Из остальных четырех просфор священник изымает частицы в память Пресвятой Богородицы, святых, в числе которых и составители Литургии, а также в память живых и умерших членов Церкви.
[2] Молоховец Елена Ивановна (1831–1918) – классик русской кулинарной литературы, автор книги «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» (1861).