что такое пространственное воображение
Пространственное мышление и его место в нашей жизни
Пространственное мышление – важный элемент умственной деятельности человека. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, способность к решению задач по геометрии, возможность представления объектов в трехмерном измерении. Нарушение этого вида мышления приводит к глобальной дезориентации человека.
С точки зрения психологии – это процесс, который создает пространственные образы и определяет отношения между ними.
С практической точки зрения пространственное мышление позволяет человеку проще решать задачи по геометрии, химии, физике, черчению и даже лучше справляться с процессом изучения литературы. С помощью трехмерного мышления возможно формирование в сознании картин в динамике, что делает процесс чтения или изучения чего-либо захватывающим и интересным. Такой вид мышления достигает высокого уровня развития в спортивной профессии, связанной с ориентацией в пространстве.
В психологии так же бытует мнение, что ориентация в пространстве и связанное с ней мышление по разному проявляет себя у жителей разной местности. Научное исследование показало, что люди, проживающее в горах, легко могут определить размер объекта, расположенного внизу, чем прямо или вверху. Живущие в долинах – склонны к верному определению размера и расстояния на равнине. И эта особенность не нарушение функционирования пространственного восприятия, данное наблюдение говорит о следующем:
Пространственное мышление и навыки, связанные с ним, получают свое развитие и достигают более высокого уровня посредством получения человеком аналогичного опыта.
Составные части
Характеристика пространственного интеллекта включает в себя несколько этапов, имеющих ряд специфических особенностей:
В конце статьи представлен тест на определение уровня развития пространственного интеллекта, который строится на этих этапах. В основном, тест состоит из определения соотношения и последовательности разнообразных фигур.
Методы развития
Развитие пространственного мышления лучше всего начинать в раннем детстве, потому что к подростковому возрасту его формирование считается уже полностью завершенным. Однако, в психологии существуют методы и упражнения, способствующие развитию его более высокого уровня и в более зрелом возрасте. Незначительное нарушение в структуре трехмерного мышления с точки зрения психологии возможно корректировать, так же используя упражнения и игры, список которых представлен ниже:
Формирование в голове форм фигур происходит в процессе складывания пазлов и различных предметов из бумаги. Происходит это благодаря тому, что прежде чем фигуру сложить – ее надо представить в голове. Методы конструкторской деятельности так же подходят для изучения предметов в школе – они облегчают исследование литературы, переключая детей на практические действия.
Для этого нужно взять несколько фигур – например, квадрат, круг, куб и т.п. Их нужно попробовать наложить друг на друга и запечатлеть в сознании полученный результат. Усложняя это упражнение, попробуйте тоже самое сделать мысленно – представьте фигуру в объемном формате, назовите ее стороны, точки соединения, как будет выглядеть фигура и изменится ее характеристика, если на нее наложить другую и т.п.
Методы изучения геометрии и черчения заложены в основе этого упражнения. Данная методика имеет несколько вариантов сложности:
С точки зрения психологии, задачи из этого упражнения способствуют формированию не только трехмерного мышления, но и навыков черчения, запоминания.
Лучше оперировать линиями и отрезками, например: представить несколько линий, соединить их в одно целое и затем нарисовать фигуру на бумаге, или на несколько отрезков наложить куб – воспроизвести то, что из этого получилось.
Сюда относятся любые объекты и предметы, фигуры, детали или план квартиры. Изображать их можно как по макету, так и опираясь на собственные представления. Создание схем и чертежей доступно онлайн.
Эта методика подойдет для самых маленьких и проходит в формате игры: ребенку закрывают глаза и дают предмет для тактильного изучения. Исследование объекта должно занимать не более одной минуты, подглядывание и подсказки – это нарушение правил игры. Задача малыша предположить, что это за предмет, описать его характеристики.
Развивать пространственный интеллект помогут и игры для взрослых. Данная предназначена для компании от 3-х человек – два непосредственно участвуют, третий – следит за процессом игры и отслеживает возможное нарушение правил. Два игрока представляют в воображении решетку 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В самом верхнем углу справа располагается муха. Игроки по очереди делают шаги, переставляя муху на разные квадраты. Схема решетки, изображенная на бумаге, имеется у третьего участника, где он отмечает все действия игроков. Затем он говорит «стоп», и участники озвучивают, где, по их мнению, находится муха. Выигрывает тот, кто назвал верный квадрат.
А как у вас развито пространственное мышление?
Формирование высокого уровня пространственного интеллекта во многом облегчает нашу жизнь. Деятельность некоторых профессий напрямую связана с этим навыком. Например, вы никогда не сможете стать успешным в профессии дизайнера, художника, инженера, конструктора, логиста не обладая способностью к трехмерному восприятию.
В повседневной жизни пространственное мышление позволит вам систематизировать пространство в квартире, доме, ориентироваться за рулем и обходиться без навигатора.
Степень развития данного вида умственной деятельности поможет определить тест, состоящий из 10 вопросов. Этот тест можно пройти онлайн.
Что такое пространственное воображение и абстрактное мышление?
Термин «пространство» имеет в науке два смысла, он употребляется применительно к реальному пространству и пространству абстрактному, математическому. Пространственное воображение сопровождает нас в течение всей жизни. Мы живём и двигаемся в трёхмерном пространстве, предметы в повседневной жизни занимают пространство.
Пространственное воображение может служить для различных целей. Оно является способом приобретения информации, вспомогательным способом мышления, формулировки задач, полезным помощником или средством при решении определённой проблемы. Оно является необходимым во многих профессиях.
Пространственная ориентация у детей начинает развиваться уже в грудном возрасте, когда ребёнок начинает следить за передвижением предметов и ориентироваться в ближайшем ему пространстве. Пространственное мышление как бы «вплетено» в предметно-манипулятивную деятельность ребёнка и лишь постепенно вычленяется как самостоятельный вид мышления, осуществляемый в форме образов.
Трёхлетний ребёнок уже способен отличить ряд форм, плоских и пространственных. Приходя в первый класс, дети уже знают все основные геометрические тела. Их способности далее развиваются с помощью научения, приобретения и накопления опыта, под влиянием заинтересованности и правильной мотивации. Ученики того же самого возраста явно отличаются друг от друга в своих способностях пространственного мышления.
Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятийные) операции, но и множество перцептивных действий, без которых мыслительный процесс в форме образов протекать не может, а именно опознание объектов, представленных реально или изображенных различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов в мысли и оперирование ими.
А если бананов четыре один то что тогда пишу вам формулу n=x+1.
Со Старым Новым Годом! Пусть все будет хорошо!
Правополушарное рисование и заметки художника, наблюдающего мир.
Что такое пространственное воображение?
Пространственно воспринимать действительность можно только без слов. Этот тип работы мозга действует невербально, то есть образно. При действии пространственного воображения действует образное мышление.
Как же это работает?
Человек воспринимает визуальную информацию через глаза и другие части зрительной системы. Далее сигнал поступает в мозг, где сначала он обрабатывается образно, т.е. воспринимается мозгом образно. Потом эта информация обрабатывается логически, то есть ИНТЕРПРЕТИРУЕТСЯ.
На картинках, прикреплённых к этому посту, виден пример того, как интерпретируется нами визуальная информация. То, что мы видим, есть по сути тень, отбрасываемая кубиками на рисунках 2 и 3, и бумагой на рисунке 1. Но мы видим образ женщины стоящей на одном фото, образ женщины бегущей на другом. И разные профили человеческих лиц на третьей фотографии, так изобретательно показанные неизвестным нам умельцем).
Мы и н т е р п р е т и р у е м тень, как образ человека.
Как же связано рисование и интерпретация?
Интерпретация окружающей нас действительности не всегда совпадает в точности с тем, чем является на самом деле действительность. То есть у каждого человека своё представление о мире, и зачастую оно гораздо ограниченнее самой реальности, реального мира.
Так, человек «смотрит в книгу, видит фигу»)) То есть интерпретирует её не так, как того ожидали от этого читателя авторы, а также поклонники и почитатели автора. Человек соотнёс написанное со своим представлением о мире и интерпретировал просто по-своему.
То же самое происходит, когда мы пытаемся что-либо нарисовать. Мы видим, к примеру, кактус, ну или пусть будет хризантема. И мозг выдаёт нам сразу информацию о том, что хризантема, которая перед нами – это цветок. А цветок как рисуется? Серединка и лепестки, у хризантемы много лепестков, значит это будет серединка и много-много лепестков. И человек так рисует. А когда смотрит на результат, то получается не хризантема, а гиперромашка, у которой много лепестков. И какая-то она не настоящая.
Рисунки цветков бывают очень часто похожи друг на друга, (ну и одновременно на ромашку)), потому, что рисующему мешает привычка интерпретировать. Точнее не сама интерпретация, а одинаковый способ её использования из раза в раз – одними и теми же символами, в нашем случае символом ромашки.
Да даже если ромашки взять настоящие, поставить для сравнения в ряд – ни одна в точности не повторит другую, все они разные. Это богатство реальности, окружающей нас действительности. Передав в рисунке только малую часть этого богатства, можно не только восхитить зрителей, но и самому удивиться иногда своей работе!=)
Но как же быть? Как избежать однообразного интерпретирования?
Развивать образное мышление. Пространственное воображение.
Когда мы мыслим образами, нет необходимости использовать интерпретацию так часто.
Но есть свобода выбора. Когда мы можем видеть действительность вокруг себя достаточно ясно, мы можем выбирать, что нам и как интерпретировать, намеренно, осознанно. А не на автомате. Цветок – ромашка – символ ромашки на бумаге – разочарование.. А дальше – «рисование – это не моё…» или «мне не дано. »
При умении пространственно воображать и образно мыслить всегда мы можем выбрать, рисовать нам эту ромашку, или совсем не похожую на неё соседнюю. Взять нам один цветок и изобразить, как он есть, в любом случае прекрасным, или придать ему своего настроения – игривости, загадочности или наоборот, серьёзности. Может, чего-то ещё.
Свобода образной мысли при рисовании способна дать развитие свободе мысли человека вообще. Потому что без образов – никуда) Образы – они везде, на эту тему много можно написать, но уже в следующих статьях.
И пространство ощущать в процессе мышления – это естественная способность каждого, от природы она заложена в каждом, у кого-то глубже, у кого-то ближе к поверхности. И развить в себе способность мыслить пространственно может каждый. Как раз об этом напишу в серии статей «Как пространственное воображение может помочь не только художникам и дизайнерам, но и… ( и далее – парикмахеру, путешественнику, бизнесмену, даже математику и др.)».
Posted on Oct. 3rd, 2013 at 11:44 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag
Развитие пространственного воображения и логического мышления
Логическое мышление и пространственное воображение относятся к познавательным процессам, также, как и внимание, память, восприятие и речь.
Когда говорят об общих способностях человека, то имеют в виду уровень развития его познавательных процессов: чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.
Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку заранее намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и своё поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере их выполнения.
Если вы педагог или родитель, который понимает важность общеинтеллектуального развития ребенка и ценит важность развития познавательных процессов в начальных классах, вам понравится комплексная программа внеурочной деятельности.
Кроме общих способностей человек может обладать и специальными способностями, например, математическими.
В настоящее время в стране возникла острая необходимость в людях, проявляющих способности в соответствующей области, области математики.
Всем хорошо известно, что основной вклад в развитие той или иной науки делают математики. Всё это выдвигает перед школой задачу всемерного развития у учащихся математических способностей, задачу повышения уровня математической культуры, уровня математического развития школьников.
Возможно, многие скажут, что не у всех детей есть математические способности.
Учёными установлено, что каждый здоровый ребёнок обладает способностями, достаточными для усвоения всех предметов школьной программы.
Вот почему можно утверждать, что определенный уровень математических способностей присущ каждому школьнику. Необходимо только понимать, что существуют уровни их развития, педагогу необходимо уметь их выявлять и развивать.
Детский мозг очень пластичен и обладает огромными возможностями и резервами. При правильной организации работы с детьми можно добиться очень хороших результатов. Все зависит от прилежания и упорства в достижении цели.
Эффективность изучения математики особо зависит от уровня развития определённых познавательных процессов человека.
Итак, на развитие каких познавательных процессов следует обращать особое внимание?
Учёные В. Хаекер и Т. Циген выделили четыре основных сложных компонента, составляющие “ядро” математического мышления: пространственный, логический, числовой и символический. Дальше они разложили эти компоненты на более простые составляющие. Получилась такая схема
Пространственный компонент
Логический компонент
Числовой компонент
Символический компонент
Для целенаправленной и успешной работы по развитию математических способностей, необходимо проводить работу по развитию пространственного воображения, комбинаторных способностей, объемно-пространственного мышления и логических операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Хочется особо сказать о воображении. Какую функцию в жизни человека он выполняет.
Развитие воображения
Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания объективного мира.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представить действительность в образах.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
При помощи специальных приемов и упражнений можно развивать воображение.
Развитие пространственного и творческого воображения
Использование на занятиях геометрических конструкторов создает оптимальные условия для развития пространственного и творческого воображения, мышления, сообразительности, фантазии, творческих и комбинаторных способностей младших школьников. Составляя различные силуэты, дети усваивают способы соединения элементов, учатся сочетать их по размеру, соотношению сторон, что способствует развитию глазомера и комбинаторных способностей.
Развитие комбинаторных способностей, пространственного мышления
Под влиянием конструктивной деятельности у детей развиваются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем объединяя в единое целое.
Комбинаторные способности «. характеризуют способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей. В широком смысле слова – это способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причинно-следственных, категориально-содержательных) элементы проблемной ситуации и собственных знаний».
Развитие объемно-пространственного мышления
Умение создавать пространственный образ и оперировать его положением – это основа ориентации в пространстве, это необходимые умения для успешного обучения основам многих наук. Они имеют большое значение в жизни, поэтому требуют целенаправленного развития.
Развитие логических операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Роль логического мышления в формировании математических способностей очевидна.
Мышление является высшим познавательным процессом.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Развитие логического мышления зависит от сформированности и развития основных операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагировании, конкретизации.
Каждому человеку важно научиться сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, обобщать по одному или нескольким основаниям, классифицировать, выделять признаки предметов, явлений, давать обоснованное доказательство, понимать причинно-следственные связи, устанавливать простые закономерности, четко выражать свои мысли.
Включение в программу логических задач, а также разнообразных заданий на формирование логических суждений, выстроенных в цельную систему, и методически верно построенная работа по их решению предоставляет благоприятные возможности для развития мыслительной деятельности учащихся. Все это в программы «Шаги к успешности» для 3 и 4-5 классов.
Развитие математических способностей несомненно зависит от уровня развития познавательных процессов, указанных выше. Поэтому очень важно организовать систематические дополнительные занятия с детьми по развитию познавательных способностей во внеурочное время, выполнять определённые задания, тренироваться над развитием этих процессов.
Особо хочется отметить, что существуют задания, которые в обязательном порядке должны быть включены в работу с детьми, чтобы, во-первых, все дети освоили такую важную науку, как математика и, во вторых, проявились и развивались математические способности? Известно, что невостребованные зоны коры головного мозга будут отставать в своём развитии. Если ребёнок никогда не видел буквы, он же не научится читать, если даже в нем заложены великие способности.
Начинать работу нужно уже с дошкольниками.
Задания для дошкольников.
Задания для учащихся 1 класса.
Хотя многие подобные задания для детей представляют трудности, они с большим интересом выполняют данные задания. Дети интуитивно чувствуют, что способствует их собственному развитию.
Задания для учащихся 2 класса.
Подобные задания дети выполняют с интересом. А интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
Задания для учащихся 3-5 классов
Все представленные задания будут очень полезны для развития способностей детей.
Самое главное занятия необходимо строить так, чтобы у детей всегда возникало чувство любопытства. Что же будет дальше? Любопытство порождает поиск, определяет и направляет его, но именно исследование приводит к научению. Знания и навыки, обретенные таким образом, сохраняются надолго, потому что они полностью принадлежат ребёнку. Он их пережил, а не вывел в результате логических умозаключений. Такой способ обучения очень важен для ребёнка, поскольку приводит к непрерывным изменениям и личностному росту.
Увлёкшись заданиями, ребёнок даже не думает о том, что он решает сложную и важную задачу.
В рабочих тетрадях «Шаги к успешности» представлены разнообразные задания, которые способствуют развитию пространственного воображения и логического мышления для успешного формирования математических способностей школьников.
Пространственное мышление
Знаете ли вы людей, которые очень легко и быстро ориентируются в незнакомом месте, не используя карту? Завидовали ли тем, кто умеет хорошо рисовать? Изучали ли с воодушевлением и восторгом жизнь и работы Леонардо да Винчи? Все эти черты свойственны тем, кто обладает развитым визуально-пространственным мышлением.
Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов, мышление в терминах изображений и оперирование ними в процессе решения практических и творческих задач.
Какие преимущества имеет этот навык? Он критически важен для дизайнеров и архитекторов. Они имеют непосредственное отношение к пространству и расположению в нем объектов. Математики используют его, чтобы представлять мысленно геометрический объект, который в уме можно измерять, вращать и перемещать для облегчения геометрического расчета.
Геофизик мысленно манипулирует движением тектонических плит, чтобы увидеть процесс земного образования. Нейрохирург визуализирует различные области мозга, чтобы предсказать результат операции. Инженер представляет в голове, как различные силы могут влиять на конструкцию объекта. Режиссеры и операторы проводят огромную мысленную работу, «располагая» актеров и объекте на сцене. Писатели просто вынуждены развивать пространственное мышление, потому что имеют дело исключительно со своей собственной фантазией.
В целом, существует небольшое количество профессий, где пространственное мышление не имеет особого значения. И даже в этом случае есть смысл его развивать – для повседневной жизни. Но начнем с того, как развивать пространственное мышление у детей.
Пространственное мышление у детей
Развитие пространственных навыков дошкольников поможет им преуспеть в будущем в области математики и визуальных искусств.
Помните, что никогда не рано учить ребенка пространственному мышлению, даже если он еще не умеет ходить. Нейрофизиологи обнаружили, что в раннем детстве развиваются специфические области мозга, ответственные за размышления о расположении предметов в пространстве. Младенцы в возрасте от 4 месяцев демонстрируют способности, связанные с умственным вращением предметов.
Кроме того, навыки пространственного мышления являются кумулятивными и долговечными. Тот, кто овладевает навыками в раннем детстве, будет иметь больше возможностей использовать их для приобретения и организации дополнительной информации на протяжении всей своей жизни.
Поощряйте использование пространственного словаря в повседневных взаимодействиях
Родители могут помочь ребенку улучшить пространственный интеллект, используя более специфические термины. Например, дети учатся лучше, когда начинают осознавать значения пространственных слов.
Дошкольники, родители которых часто используют пространственные слова (например, треугольник, большой, высокий или согнутый), лучше выполняют пространственные тесты, чем те, родители которых не используют такой язык.
Вот еще слова, которым вы должны научить своего ребенка: квадрат, круг, сфера, маленький, высокий, крошечный, высокий, прямой, угловой, заостренный, острый, внутри, снаружи, сверху, снизу, впереди, позади, по диагонали, поперек.
Попросите своего ребенка повторить слова и объясните, что они означают. Применяйте их в играх.
Научите ребенка использовать жесты
Жест – мощный инструмент общения и обучения. Исследования показывают, что дети учатся лучше, когда учителя задействуют жестикуляцию при объяснении.
Когда дети используют жесты для обозначения движений объектов, их способность к пространственному мышлению улучшается. Причем даже в том случае, если им предлагают дополнить свой словесный ответ при помощи жестов.
Учите визуализировать
Визуализация использует образы, чтобы мысленно представлять объект, физически не присутствующий. Это мощный навык в пространственных рассуждениях и решении проблем.
Например, у маленьких детей часто возникает «смещение силы тяжести». В эксперименте, когда шарик падает вниз по скрученной трубке, дошкольники склонны думать, что он появится прямо внизу. Но когда им предлагают представить конечный результат, больше детей дают правильный ответ.
Используйте игры с поиском совпадений
Начните с создания простой структуры с использованием строительных блоков, а затем попросите детей подобрать их по форме и цветам. Со временем увеличивайте сложность.
Играйте с детьми с конструкторами вроде Lego
Для начала просто попросите создать что-то новое при помощи имеющихся блоков. Затем дайте задание. Например: «У тебя красивые машинки. Ты можешь построить для них гараж, который им подойдет по размеру?».
При этом обязательно поощряйте пространственную речь.
Покажите ребенку карту
Чтение карты поможет детям обрести абстрактные концепции пространства и способность систематически мыслить в пространственных отношениях, которые иначе не воспринимаются непосредственно в физическом мире.
Играйте с ними в Тетрис
Такие игры как Тетрис полезны для развития пространственного интеллекта.
Развитие пространственного мышления
Не последнюю роль в развитии пространственного мышления играют гены, но, тем не менее, его можно развить и при помощи практики и упражнений.
Играйте в шахматы
Думать на несколько шагов вперед – именно этому учат шахматы. Для этого вы должны визуально перебирать различные комбинации, не перемещая физически ни одной фигуры.
Для того чтобы удерживать в голове несколько комбинаций одновременно, нужно долго практиковаться. Но это также один из лучших способов тренировки пространственного мышления. Впрочем, подойдет любая стратегическая игра. Например, «Цивилизация» на компьютере или настольная.
Используйте дворец памяти
Многие утверждают, что пространство и память связаны по существу, и дворцы памяти, безусловно, «убивают двух зайцев»:
Прием также известен как метод римской комнаты или метод локусов. Детальнее об читайте в нашем тренинге развития памяти.
Запустите дрона
Управлять летающим объектом в пространстве с помощью нескольких джойстиков сложнее, чем кажется. Направление, в котором летит беспилотный летательный аппарат, постоянно меняется, заставляя вас одновременно им управлять и отслеживать положение дрона, чтобы правильно ориентировать его. Это тест на вращение предмета в реальном времени.
Разгадывайте головоломки
Попробуйте собрать кубик Рубика или поиграйте в многочисленные игры-головоломки, которые сейчас доступны и в виде приложений для телефона. Собрать пазл – тоже хороший вариант.
Делайте наброски
Попробуйте нарисовать трехмерный объект с разных ракурсов и перспектив. Если тяжело, просто рисуйте, что в голову взбредет. Чем больше тренируетесь, тем лучше становитесь – здесь настойчивость является самой верной стратегией.
Исследуйте физический мир
Исследование реального мира научит вас визуализировать пространство и расстояние наилучшим образом.
Будьте осознанны. Оценивайте расстояние, которое проходите, сопоставляйте с реальными показателями. Обращайте внимание на дороги, мосты, горы, постройки – все, что вас окружает. Это улучшит память и внимательность, поможет избавиться от информационной перегрузки и прокачает пространственное мышление.
Научитесь мысленно вращать предметы
Мысленное вращение – это способность мысленно представлять и поворачивать 2D и 3D объекты в пространстве быстро и точно, в то время как функции объекта остаются неизменными.
Пройдитесь по квартире или офису, найдите один объект, который будете мысленно вращать. В идеале его нужно взять в руки и рассмотреть со всех сторон. Запомните каждую мелочь.
А теперь закройте глаза и мысленно вращайте его. Добейтесь того, чтобы объект не терял объема, не уменьшался, не увеличивался и не искривлялся. Теперь представьте, как на него падает солнце или капли дождя. «Разбейте» его на маленькие кусочки, а затем «соберите».
К примеру, выгляньте из окна и внимательно осмотрите один из автомобилей. Запомните его. Теперь закройте глаза и представьте следующее:
Не спешите. Выделите на это упражнение достаточно времени. Чем больше деталей и подробностей, тем лучше.
Играйте в видеоигры
Разумеется, не во все. Однако вы сможете найти несколько хороших популярных видеоигр, которыми увлекаются многие люди. К примеру:
Отлично подойдут и игры для мобильных телефонов:
Играйте в настольные игры
Безусловно, лучше всего обучаться, если делать это при помощи игры. Если же говорить про настольные, то здесь еще есть возможность подключить своих друзей или родственников. Всем от этого будет огромная польза.
Преимущества настольных игр в том, что они повышают концентрацию, улучшают память, заставляют мыслить стратегически, а также позволяют проводить десятки образных операций в голове.
Причем делается это не бесцельно, а для того, чтобы победить соперников. То есть уровень мотивации повышается в несколько раз, причем без дополнительных усилий.
Настольные игры выгодно отличаются от видеоигр еще и тем, что позволяют проводить физические манипуляциями с предметами. Вы можете взять кубик в руки, перемещать фигурки, соединять объекты и ощущать карты в своих руках. Когнитивные психологи считают, что когда к визуальному образу добавляется еще и физический, пространственное мышление развивается быстрее.
Вот настольные игры, на которые стоит обратить внимание:
Отличительная особенность большинства настольных игр в том, что в них можно играть бесконечное количество раз. Поэтому тренировать пространственное мышление вы сможете в любое удобное время.