что такое пропедевтика внутренних болезней в медицине

Научная электронная библиотека

ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ И ЭЛЕКТРОННОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ

Ганцева Х. Х., Поздеева Э. Д., Ишмухаметова А. Н., Тюрин А. В., Явгильдина А. М., Хусаинова Л. Н.

что такое пропедевтика внутренних болезней в медицине. Смотреть фото что такое пропедевтика внутренних болезней в медицине. Смотреть картинку что такое пропедевтика внутренних болезней в медицине. Картинка про что такое пропедевтика внутренних болезней в медицине. Фото что такое пропедевтика внутренних болезней в медицине

Год издания: 2019

ISBN: ISBN 978-5-6043109-3-9

PDF: Скачать ( 5.8 Mb )

Учебное пособие обновлено и дополнено для обеспечения требований ФГОС ВО и профессионального стандарта подготовки специалистов по специальностям 31.05.01 – Лечебное дело, 31.05.02 – Педиатрия, 31.05.03 – Стоматология, 31.08.49 – Терапия, 31.08.26 – Аллергология и иммунология и профессиональных стандартов «Врач-терапевт участковый» от 21.03.2017 г. № 293н, а также «Врач-педиатр участковый» от 14.04.2017 г. № 46397; «Врач – аллерголог – иммунолог» от 14 марта 2018 г. № 138н. Учебное пособие для обучающихся состоит из 3-х разделов. В первом разделе представлены методические подходы к клиническому обследованию пациента и последовательность их описания в соответствии с унифицированной схемой истории болезни для оформления медицинской карты стационарного больного; перечень рекомендуемых лабораторно-инструментальных методов обследования пациента в клинике внутренних болезней; образец оформления титульного листа академической истории болезни (карты стационарного больного); приведена латинская медицинская терминология состояний; рекомендован примерный перечень дополнительных лабораторных и инструментальных методов обследования пациентов при некоторых заболеваниях внутренних органов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО); приведены основные нормативные показатели лабораторно-инструментальных методов исследования. Во втором разделе пособия даны методические указания для обучающихся по оформлению академической истории болезни с вариантами примеров клинических описаний результатов обследования пациентов. Представлен вариант оформления истории болезни в медицинской карте стационарного больного. В 3-м разделе пособия представлены возможности модернизации ведения истории болезни в электронном варианте, инновационность современного медицинского документооборота Пособие апробировано на кафедре внутренних болезней и реализовано для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся по специальностям 31.05.01 – Лечебное дело, 31.05.02 – Педиатрия, 31.05.03 – Стоматология – по учебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней».

Источник

Что такое пропедевтика внутренних болезней в медицине

что такое пропедевтика внутренних болезней в медицине. Смотреть фото что такое пропедевтика внутренних болезней в медицине. Смотреть картинку что такое пропедевтика внутренних болезней в медицине. Картинка про что такое пропедевтика внутренних болезней в медицине. Фото что такое пропедевтика внутренних болезней в медицине

В связи с развитием медицинской науки и увеличением количества узкопрофильных дисциплин возрастает объем учебного материала в вузе, который студент не в состоянии полностью охватить. Большие требования к знаниям узкого предмета таят в себе опасность растворения основ в море мелких деталей и не способствуют получению целостного представления о больном. Между тем, выпуск врача общей практики предусматривает наличие прочного багажа, прежде всего, фундаментальных знаний и умений. Они отражены в целях и задачах, обозначенных в рабочих программах дисциплин. Для лучшего их усвоения, по-видимому, необходима выработка четкого алгоритма действий студентов при обследовании больного. На это должны быть направлены все учебно-методические материалы, разрабатываемые на кафедрах.

На кафедре пропедевтики внутренних болезней разработан селективный метод (селекция-отбор) обучения студентов теоретическим вопросам и практическим навыкам с выделением основополагающих учебных элементов. Именно они ложатся в основу всех обучающих и контролирующих учебно-методических материалов кафедры, а методические рекомендации по практическим навыкам для студентов создаются с направляющей схемой диагностического поиска и этапами деятельности студентов.

Весь учебный материал изложен в традиционном стиле, отражает методику обследования больного, существующую на кафедре. Указанная рукопись рекомендована Учебно-методическим объединением (УМО) к изданию в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.

Почки и мочевыводящие пути

I. Учебные элементы

Пальпация

Основополагающие. Методика бимануальной пальпации почек в положении больного лежа на спине (по Образцову-Стражеско) и стоя (по Боткину). Определяют опущение, увеличение почек, поверхность и болезненность.

Желательные. Мочеточниковые точки: верхняя и нижняя на передней стенке живота.

Дополнительные. Баллотирующая пальпация почек; мочеточниковые точки: реберно-позвоночная и реберно-поясничная. Пальпация мочевого пузыря.

Перкуссия

Желательные. Перкуссия мочевого пузыря.

Аускультация

Желательные. Аускультация почечных артерий.

II. Практические навыки (фото, рисунки)

Основополагающие

Пальпация почек

Методика пальпации в горизонтальном положении

1-й момент: ладонь левой руки с сомкнутыми и выпрямленными пальцами накладывают на поясничную область справа ниже 12 ребра. Правая рука врача с сомкнутыми и слегка согнутыми пальцами устанавливается под реберной дугой кнаружи от прямой мышцы живота.

2-й момент: на вдохе правой рукой образуют кожную складку вверх.

3-й момент: на выдохе правая рука погружается в брюшную полость, сближаясь с левой рукой. Левая рука, оказывая давление на поясничную область, приподнимает почку, лежащую на поясничной области, к правой руке.

Методика пальпации в вертикальном положении (по С. П. Боткину): больной стоит к врачу боком со слегка наклоненным вперед туловищем. Руки больного сложены на груди. Врач сидит на стуле перед больным. Исследование почек в вертикальном положении проводится так же, как и в положении на спине.

Определяют форму, величину, поверхность, болезненность.

Перкуссия почек (поколачивание)

Правила. Больной стоит или сидит слегка наклонившись вперед. Руки сложены на животе. Врач стоит позади больного.

Методика (поколачивание): врач накладывает левую руку на область проекции почек справа. Ребром ладони правой руки наносит короткие средней силы удары по левой руке. Аналогичо проводят поколачивание слева. Возникновение болезненности при ударе расценивают как положительный симптом Пастернацкого.

III.Тестовые задания

1. поверхностная ориентировочная;

+ 2. глубокая скользящая;

3. в горизонтальном или вертикальном

+ 4. в горизонтальном и вертикальном

Перкуссией почек определяют:

Таким образом, применение селективного метода в учебном процессе позволяет выделить фундамент основных знаний и умений терапевтической дисциплины в подготовке врача общего профиля и поможет сохранить идею приоритета общетерапевтического развития.

Источник

Что такое пропедевтика внутренних болезней в медицине

Особенностями современного развития клинической медицины является, с одной стороны, углубление аналитического направления, и развитие интегративной направленности медицинского образования, с другой [1, 2]. Функция каждого органа находится в тесной связи с функциями других органов и систем, а весь комплекс регуляторных механизмов обеспечивает не только тонкое взаимодействие внутри организма, но и приспособление организма как целого к постоянно меняющимся условиям среды. Познание будущими бакалаврами сестринского дела этой сущности является непременным условием, основой осмысления патогенеза нарушений и путей их коррекции в организме. Такое понимание является фундаментом клинического мышления специалиста с высшим сестринским образованием, позволяющего квалифицированно планировать, осуществлять, контролировать и, при необходимости, корректировать уход за пациентом.

Использование современных образовательных технологий в педагогическом процессе ставит своей задачей развитие индивидуальных особенностей его субъектов, с высокой степенью эффективности приводящих к запланированному образовательному результату [1, 2,5,6,]. Развитие продуктивного мышления студентов медицинских вузов является требованием времени, логичным шагом развития педагогической практики. Характерными его особенностями являются самостоятельная познавательная деятельность учащихся и творческое мышление как ключевой элемент результата образования. Вот почему все современные рекомендации по совершенствованию образовательного процесса сходятся на развивающем обучении с использованием активных методов. Одним из таких методов является самостоятельная работа творческого характера, позволяющая развивать продуктивное мышление у будущих бакалавров сестринского дела [1,2, 3]. Посредством стимулирования этих работ, таких как решение ситуационных задач, по пропедевтике внутренних болезней, формируются способность поиска ответа за пределами известного образца. Нами установлено, что при решении ситуационных задач успешные результаты возрастали с 42-46% до 73-76%, если студенты в группе имели достаточно хорошее представление о методах исследования внутренних органов, анализе выделенных симптомов и их объединении в синдромы с учетом общности их патогенеза, чему мы уделяли достаточное внимание.

На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность студентов. Постоянный поиск новых решений, их обоснование, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в нестандартные ситуации делают знания более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Для развития продуктивного мышления студентов на разных этапах обучения мы используем ситуационные задачи различного уровня сложности, учитывая особенности специализации студентов в системе высшего сестринского образования. Применение на практических занятиях (в аудиториях) и внеаудиторных самостоятельных

работ творческого характера расширяет возможности учащихся в изучении пропедевтики, позволяет развивать продуктивное клиническое мышление при сборе информации о пациенте, ее анализе и формулировке сестринского диагноза.

Методология преподавания с использованием аналитического и системного подходов способствует более глубокому пониманию проблем пациента, определению приоритетов и последующего планирования сестринских вмешательств. Реализация этих подходов в современных условиях предусматривает применение компьютерных технологий [8]. Внедрение учебных виртуальных технологи направлено на улучшение наглядности и убедительности преподавания диагностических манипуляций. Использование демонстрационных исследований функций человеческого организма и их нарушений позволяет готовить студентов к работе у постели больного в период производственной практики.

Периодическое переосмысление медицинского образования – естественный вектор на пути совершенствования подготовки отечественных бакалавров сестринского дела. Инновационный подход – это организация и внедрение системы «образование-наука-практика» в учебный процесс. Инновационное образование по пропедевтике внутренних болезней подразумевает овладение, прежде всего современными классическими дефинициями базовых знаний о морфофизиологических процессах и их нарушениях в организме человека. Такой подход позволяет научить студента практическому мышлению, как предтечи клинического осмысления естественных процессов контроля функций в условиях патологии. Инновационное образование в курсе пропедевтики предполагает создание новых знаний с помощью интегрирования классической фундаментальной науки непосредственно в учебный процесс. Изучение регуляторных возможностей систем организма подразумевает конечную цель: научить студентов управлять этими функциями. Личность лектора – аттрактор инноваций, а инновационное построение практикума открывает путь современным научным исследованиям.

Для внедрения сестринского процесса в клиническую практику требуется глубокая теоретическая и практическая подготовка по пропедевтике внутренних болезней, которая является естественнонаучной основой формирования клинического мышления. При обучении медицинских сестёр-бакалавров целесообразно использовать все формы и методы преподавания этой дисциплины. Большие возможности даёт интеграция пропедевтики внутренних болезней с анатомией физиологией, биохимией, биофизикой, экологией, иммунологией и другими наукам. Грамотное и всесторонне исследование и комплексная оценка внутренних органов позволяет составить диагностический алгоритм установления сестринского диагноза, который является основой для последующего планирования ухода за пациентом. В преподавании пропедевтики особое место отводится изучению глубинных механизмов поддержания гомеостаза, управления поведением человека и их нарушениям. При этом наиболее эффективными являются проблемный подход, творчество, организация исследовательской и самостоятельной работы студентов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *