что такое пропаганда геббельса

Шесть главных принципов пропаганды по Ёсе Геббельсу

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Ложь, сказанная сто раз, становится правдой. Мы добиваемся не правды, а эффекта. Вот в чем секрет пропаганды: она всегда должна быть простой и без конца повторяющейся

Основы пропаганды Третьего Рейха были изложены в программном документе его «фюрера», который в свою очередь опирался на «широко замалчиваемый мировой опыт»:

«. Эти господа исходили из того правильного расчета, что чем чудовищнее солжешь, тем скорей тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе.

Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются. Большая ложь даже просто не придет им в голову.

И даже когда им разъяснят, что дело идет о лжи чудовищных размеров, они все еще будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что вероятно все-таки здесь есть доля истины.

Вот почему виртуозы лжи и целые партии, построенные исключительно на лжи, всегда прибегают именно к этому методу. Лжецы эти прекрасно знают это свойство массы. Солги только посильней — что-нибудь от твоей лжи да останется.

Ну, а известно, что виртуозами из виртуозов по части лжи во все времена были евреи. Ведь уже само существование евреев построено на той большой лжи, будто евреи представляют собою не расу, а только религиозную общину» (А.Гитлер, «Моя борьба»).

Далее идею подхватили и творчески развили в не безызвестном Министерстве пропаганды Третьего Рейха:

«Ложь, сказанная сто раз, становится правдой. Мы добиваемся не правды, а эффекта. Вот в чем секрет пропаганды: те, кого предполагается ею убедить, должны быть полностью погружены в идеи этой самой пропаганды, не замечая при этом, что они ими поглощены.

Обыкновенные люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем. Поэтому пропаганда, по существу, всегда должна быть простой и без конца повторяющейся” (д-р. Пауль Йозеф Геббельс, рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Германии, 1933-1945)

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Пропаганды должно быть много, очень много.

Ее нужно вываливать в массы непрерывно, днем и ночью, во всех территориальных точках одновременно.

Избытка пропаганды не бывает, так как народ способен усвоить лишь ту информацию, которую ему повторят тысячи раз.

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Предельная простота любых посланий.

Это нужно затем, чтобы даже самый отсталый индивид сумел осознать услышанное или прочитанное: если боец ассенизаторской команды справится с информацией, то школьный учитель переварит ее и подавно.

А ведь чем больше людей примут что-либо, тем проще будет справиться с остальными: даже самое продвинутое меньшинство вынужденно последует за большинством.

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Максимальное однообразие ясных, кратких, хлестких посланий. «Пропагандировать наш лозунг мы можем и должны с самых различных сторон, но итог должен быть один и тот же, и лозунг неизменно должен повторяться в конце каждой речи, каждой статьи”.

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Никаких дифференциаций: пропаганда не должна позволять сомневаться, колебаться, рассматривать различные варианты и возможности.

У людей не должно быть выбора, ведь он уже сделан за них, а им следует лишь понять и затем принять информацию, чтобы потом уже воспринимать навязанные идеи как свои собственные.

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Воздействовать в основном на чувства и лишь в самой малой степени апеллировать к мозгу. Помните? Пропаганда — не наука. Зато она помогает вывести на эмоции многотысячную толпу — и вить из этой толпы веревки. А разум здесь ни к чему.

Шок и ложь — вот два кита, на которых стоит совершенная пропаганда. Если людей подводить к той или иной мысли постепенно, не торопясь, должного результата не будет. Если солгать по мелочи — тоже. Поэтому информация должна огорошивать, ведь только шокирующие послания маниакально передаются из уст в уста. Адекватные сведения проходят незамеченными.

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Будьте осторожны: дело Геббельса, как показывает история, не умирает.

Никогда не забывайте о главном принципе противодействия манипуляциям:

фильтруйте все, что видите и слышите, и будет вам свобода. Как минимум — от опасных предрассудков.

— Чтобы в ложь поверили, она должна быть ужасающей.

— Мы добиваемся не правды, а эффекта.

— Человек был и остаётся животным. С низкими или высокими инстинктами. С любовью и ненавистью. Но животным он остаётся всегда.

— Собственность обязывает и крепко привязывает.

В дневниковой записи от 16 марта 1945 г. д-р Й.Геббельс писал:

«Приходишь к горькому выводу, что военное руководство Советского Союза состоит из людей классом выше, чем наше собственное».

Про текущую верхушку оккупационного режима, в полной мере пользующееся приемами нацистского пропагандиста, такого не скажешь.

Источник

Десять правил Геббельса, которые работают и сейчас

«Худший враг пропаганды – интеллектуализм»

Назначенный вскоре рейхсляйтером пропаганды, Геббельс сформулировал фундаментальные профессиональные постулаты, вот основные:

— «пушки и штыки – ничто, если вы не обладаете сердцами нации»;

— для достижения этой цели хороши любые средства, главное, чтобы пропаганда была эффективной;

— причем «чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят» и тем быстрее она распространяется;

— а чтобы у толпы не возникало сомнений, «послания» должны быть примитивными, без подробностей, на уровне односложного лозунга: «худший враг пропаганды – интеллектуализм»;

— другими словами, «пропаганда должна воздействовать больше на чувства, чем на разум», а поэтому быть яркой, броской;

— для наилучшего усвоения месседжа «мы обязаны говорить на языке, понятном народу», и даже на разных языках – один для столицы, другой – для провинции, один – для рабочих, другой – для служащих;

— превозносить вождей и народ, постоянно поддерживая высокий градус идеологического пафоса и истерии;

— бесконечно повторять пропагандистскую трескотню: ведь трудно не поддаться ее магии, если в нее верит все большее число окружающих.

Исследователи деятельности Геббельса рассказывают, насколько умело использовал он «инцидент в Неммерсдорфе», когда во время наступления в Восточной Пруссии в октябре 1944 года красноармейцы расстреляли 11 мирных немцев. Геббельсовская пропагандистская машина развернула эпическую панораму зверств советских солдат, якобы изнасиловавших, а потом изуродовавших и убивших более 60 немецких женщин. Сфальсифицированные «снимки с места трагедии» вдалбливали гражданам рейха: не сдаваться!

«Один народ, один рейх, один фюрер»

Геббельс одним из первых понял, что идея будет усваиваться населением гораздо лучше, если она персонифицирована в образах героев и врагов, которые не грех и придумать. Так появился «мученик, национал-социалистический Христос Хорст Вессель». Ну а богом-отцом, благодаря стараниям «доктора Геббельса», стал, естественно, фюрер: «Не имеет большого значения, во что мы верим, главное – чтобы веровали. Народ без религии – как человек без дыхания». Сам «боготворец» Геббельс признавался: «Моя партия – моя церковь».

Эти задачи решали (и решают) уже следующие поколения пропагандистов, вслед за своим «учителем» осознающие, что телевидение является непревзойденным поставщиком готовых, цельных, контролируемых образов, с которыми не поспоришь. А Геббельс успел использовать ТВ для освещения берлинской Олимпиады 1936 года. Надо ли разъяснять, что его мастерство превратило Олимпиаду в грандиозную «выставку достижений» гитлеровской Германии.

Уроки большевиков

В полную мощь пропагандистские и организационные таланты Геббельса проявились с приходом нацистов к власти в январе 1933-го. Став министром, Геббельс задействовал еще один могучий ресурс – репрессивный. Роль внутренних и внешних «врагов народа», повинных во всех проблемах государства и общества и подлежащих беспощадному истреблению, была уготована либералам, евреям и большевикам (к слову, до встречи с Гитлером Геббельс не был антисемитом, с почтением относился к русским, превознося Достоевского и Толстого, а большевиков признавал своими наставниками; и действительно, продукты большевистской и нацистской пропаганды имеют поразительное сходство).

Уже в марте 1933-го по всей Германии запылали костры из списка запрещенных книг, в том числе тех же Толстого и Достоевского. Чтобы расправиться с инакомыслием навсегда, была введена цензура, независимые издания закрыли, журналистов объявили госслужащими, «враги» изгонялись из редакций, из кинематографа, литературы, живописи, науки. Те, кому повезло, спаслись в эмиграции, остальные «дегенераты» угодили в тюрьмы и концлагеря, как, например, Теодор Вольф, главный редактор либеральной газеты «Berliner Tageblatt», в свое время неосмотрительно отклонивший полсотни статей тогда еще никому не известного Геббельса.

«Он стал первой жертвой своей пропаганды»

Говорят, что на пятачке у рейхсканцелярии, где советские воины обнаружили сожженные трупы Гитлера и Геббельса, впоследствии разбили детскую площадку.

Источник

Новое в блогах

Йозеф Пауль Геббельс – министр народного просвещения и пропаганды нацистского правительства Германии, человек, оставивший след не только истории Третьего рейха, но и в мировой истории вообще. Гениальный оратор и пропагандист, его называют «отцом лжи» и «отцом пиара», «отцом массовых коммуникаций» и «Мефистофелем XX века». Его высказывания стали заповедями пропаганды и черного PR:

«Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней!»

«Мы добиваемся не правды, а эффекта».

«Ложь, сказанная сто раз, становится правдой».

«Информация должна была быть простой и доступной и повторять ее, то есть вбивать в головы, нужно как можно чаще».

С горечью можно отметить, что, несмотря на падение фашистской империи, идеи Геббельса по манипуляции сознанием живут и побеждают. Их влияние заметно в самых разных областях воздействия на человеческое сознание: от геополитических информационных войн и предвыборной борьбы до коммерческой рекламы.

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Необходимость исследования методов, форм и теоретических идей геббельсовской пропаганды связана в настоящее время с двумя проблемами.

Первая – существование неофашистских движений, и, как следствие, возможность использования ими пропагандистского арсенала доктора Геббельса. Их нынешняя слабость не может быть источником для самоуспокоения – НСДАП в начале 20-х тоже была слаба, а «Пивной путч» выглядел пародией на революцию. Эффективному использованию наследия Геббельса может способствовать и известная схожесть ситуации в конце 20-х—начале 30-х гг. прошлого века и в современном мире:

— Мировой экономический кризис, носящий системный характер и требующий радикальной перестройки существующей экономической системы.

— Как следствие – ухудшение материального положения широких слоев населения.

— Рост активности левых организаций (Хотя центры активности изменились. В начале XX века главным центром была Европа, сейчас – Латинская Америка.), что может реактивно привести к стимуляции крайне правых движений со стороны влиятельных политико-экономических кругов.

— недопущение героизации нацизма;

— поддержание светлой памяти о борцах с фашизмом;

— развитие системного мышления, в частности способности грамотно и комплексно оценивать последствия того или иного исторического выбора на политическую, экономическую, духовную жизнь страны. Невежество – питательная среда демагогов;

— развитие критического мышления, способности противостоять манипуляции сознанием.

Феномен нацистской пропаганды в целом и личность Геббельса в частности привлекают пристальное внимание исследователей. Отметим несколько книг, вышедших на русском языке в последние два десятилетия.

Елена Ржевская во время войны была переводчицей в штабе армии, прошедшей от Москвы до Берлина. В побежденном Берлине она участвовала в опознании тел Гитлера и Геббельса и в первоначальной разборке документов, найденных в бункере. Ее книга « Геббельс. Портрет на фоне дневника » исследует феномен прихода фашистов к власти, прежде всего с точки зрения воздействия на психологию человека.

Глубокое исследование нацистской пропаганды предпринято Агаповым А. Б. в работе «Йозеф Геббельс и немецкая пропаганда», вышедшим в составе книги «Дневники Йозефа Геббельса. Прелюдия «Барбароссы». Издание включает в себя также полный текст дневников Геббельса в период с 1 ноября 1940 года по 8 июля 1941 года и примечания к ним.

Из первоисточников важнейшими являются дневники Геббельса, которые он вел в течение всей жизни. К сожалению, их полного издания на русском языке нет. Дневники 1945 г. собраны в книге Й. Геббельс «Последние записи», 1940—1941 гг. – в упомянутой выше книге Агапова, имеются также журнальные публикации. К сожалению, на русском языке трудно найти произведения Геббельса. Некоторые материалы можно обнаружить в Интернете. Так избранные речи и статьи министра пропаганды (в переводе с английского и немецкого) размещены на сайте «Так говорил Геббельс» [20]. Обширная подборка речей и статей на английском языке содержится на странице «Nazi Propaganda by Joseph Goebbels» сайта Калвинского колледжа [11].

Этого достаточно, чтобы начать изучать тему.

Методы пропаганды Геббельса в фашистской партии до прихода к власти

Йозеф Геббельс вступил в НСДАП в 1924 г. [11], причем первоначально примкнул к его левому, социалистическому крылу, возглавляемому тогда братьями Штрассерами и противостоявшему правым во главе с Гитлером. Геббельсу даже принадлежит высказывание «Буржуа Адольф Гитлер должен быть исключен из Национал-социалистической партии!» [24]. С 1924 г. Геббельс работал в нацистской прессе, вначале — редактором в «Фёлькише фрейхейт» («Народная свобода»), затем в штрассеровских «Национал-социалистических посланиях». В том же 1924 г. Геббельс сделал знаменательную запись в дневнике: «Мне сказали, что я произнес блестящую речь. Говорить свободно легче, чем по готовому тексту. Мысли приходят сами собой».

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Собрание НСДАП в Бургербрау, Мюнхен

Геббельс провозгласил следующие принципы пропаганды:

— Пропаганда должна быть спланирована и руководится из одной инстанции

— Только авторитет может определить, должен ли результат пропаганды быть истинным или ложным

— Черная пропаганда используется, когда белая менее возможна или дает нежелательные эффекты

— Пропаганда должна характеризовать события и людей отличительными фразами или лозунгами

— Для лучшего восприятия, пропаганда должна вызывать интерес аудитории и передаваться через привлекающую внимание среду коммуникаций

В жизни Геббельс четко придерживался этих принципов.

Централизованность процесса пропаганды полностью воплотилась после прихода фашистов к власти в форме создания министерства пропаганды. Однако и ранее Геббельсу удалось в значительной мере сосредоточить пропагандистскую деятельность в своих руках, став официально рейхсляйтером пропаганды НСДАП.

Беспредельный цинизм в выборе средств стал визитной карточкой Геббельса. Считается, что именно он придумал разделение пропаганды на белую (достоверная информация из официальных источников), серую (сомнительная информация из неясных источников) и черную (откровенная ложь, провокации и т.д.). То или иное искажение информации – характерная черта любой пропаганды. Но, пожалуй, именно Геббельс, впервые после Игнатия Лойолы, стал применять прямую ложь постоянно, в огромных количествах и целенаправленно. Он полностью отказался от критерия истинности, заменив его критерием эффективности. Еще раз вспомним его цитату: «Мы добиваемся не правды, а эффекта». Заметим в скобках, что это потрясающе напоминает современные учебники рекламного дела, где все внимание уделяется эффективности донесения сообщения, а этические вопросы остаются полностью за кадром. Как заметил журналист одного из изданий в сфере маркетинга «Некоторые принципы геббельсовской пропаганды совершенно ничего не потеряют, если слово «пропаганда» заменить в них на «реклама» [3].

Лозунги – характерная черта стиля Геббельса. Будучи бездарным писателем (его юношеские произведения отвергли все издательства), в искусстве лозунга Геббельс был по настоящему талантлив. Первым его упражнением в лапидарном стиле стали 10 заповедей национал-социалиста, сочиненные им вскоре после вступления в партию [8]:

1. Твое отечество — Германия. Люби его превыше всего и больше делом, чем на словах.

2. Враги Германии — твои враги. Ненавидь их всем сердцем!

3. Каждый соотечественник, даже самый бедный — это частица Германии. Люби его как себя самого!

4. Требуй себе только обязанностей. Тогда Германия обретет справедливость!

5. Гордись Германией! Ты должен гордиться отечеством, ради которого миллионы отдали свои жизни.

6. Тот, кто обесчестит Германию, обесчестит тебя и твоих предков. Направь кулак против него!

7. Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его!

8. Не дай евреям обмануть себя. Будь начеку с «Берлинер Тагесблатт»!

9. Верши, что нужно, без стыда, когда речь идет о Новой Германии!

10. Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем!

Так же мастерски Геббельс умел подогревать интерес публики, облекая нацистскую пропаганду в яркую привлекательную форму. Он одним из первых понял притягательную силу скандала. В начале своей ораторской деятельности в Берлине он считал митинг неудавшимся, если на нем никто не был избит. Также Геббельс открыл один из принципов «правильной» подачи информации, который сегодня считается азами журналистской профессии – информация лучше усваивается через конкретные человеческие образы. Публика нуждается в жертвах и героях. Первым экспериментом такого рода для Геббельса стало формирование образа Хорста Веселя [5].

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Хорст Вессель (слева) командует парадом СА. Нюренберг, Германия, 1929 г.

Хорст Вессель – штурмфюрер СА. Был в 1930 г. в возрасте 23 лет ранен в уличном столкновении с коммунистами и скончался от полученных ран (Противники НСДАП распространили версию, согласно которой драка случилась из-за женщины и не имела политической окраски.). Из этой банальной (в уличных столкновениях фашистов и коммунистов погибли сотни) истории Геббельс выжал все возможное. Он выступил на похоронах Весселя и назвал его «социалистическим Христом».

Песня на стихи Весселя «Выше знамена!» стала гимном СА (а позже – неофициальным гимном Третьего Рейха). Каждую годовщину его смерти торжественно отмечали, причем речь на могиле произносил лично фюрер, одетый в коричневую рубашку штурмовика, несмотря на холод. Фамильное захоронение семьи Вессель было переоформлено на деньги партии. В память о герое в 1932 был образован 5-1 «штандарт» СА «Хорст Вессель». Культ Весселя развивался и после прихода фашистов к власти. Геббельс хорошо понимал, что наличие героев, примеров для подражания – важный фактор устойчивости и воспроизводимости общества, и при необходимости их нужно создавать искусственно!

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Гитлер и Геббельс на могиле Хорста Весселя. Берлин, 1933 г.

Если говорить о направлениях геббельсовской пропаганды в это время, то они сводятся к увеличению популярности НСДАП и ее учения, очернению ее политических противников, жесткой критике существующего правительства и антисемитизму. В качестве аудитории Геббельс рассматривал широкие народные массы. Он говорил [13]: «Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет говорить с народом, должен по слову Лютера – смотреть народу в рот».

В качестве форм пропаганды до прихода к власти использовались ораторские выступления, газетные публикации, а также предвыборные агитационные материалы.

Как известно, до начала политической деятельности Геббельс пытался найти себя на писательском поприще, да и позже не оставлял этих попыток [22]. Однако его литературные произведения единодушно отвергались издателями (естественно, до прихода к власти). Их отличало многословие, напыщенность, ненатуральный пафос, сентиментальность. Вот пример геббельсовского стиля – герой романа «Михаэль» описывает свои чувства при возвращении на Родину с фронта Первой мировой [22]: «Под бедрами у меня уже не фыркает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по глинистому дну окопов. Давно ли я шагал по широкой русской равнине или по безрадостным, изрытым снарядами полям Франции. Все прошло! Я восстал из пепла войны и разрушения, словно Феникс. Родина! Германия!».

Однако, те же качества, что обусловили провал Геббельса как писателя, обеспечили ему успех в области ораторского искусства. Надрывный пафос, истерические выкрики, романтизм оказывали сильное воздействие на толпу, собравшуюся на митинг или демонстрацию.

Во время речи Геббельс чрезвычайно возбуждался и «заводил» толпу. Его невзрачную внешность компенсировал сильный и резкий голос. Его эмоциональность выражалась в бурной театральной жестикуляции:

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Геббельс произносит речь в Люстгартене. Берлин, Германия, 1932 г.

Он выступал с резкими нападками на берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, но становился возвышенно романтичным, говоря о Германии. Вот пример геббельсовской речи [24]: «Наши думы о солдатах германской революции, бросивших свои жизни на алтарь будущего ради того, чтобы Германия воспрянула снова. Возмездие! Возмездие! День его грядет. Мы склоняем головы перед вами, мертвыми. Германия начинает пробуждаться в отблесках вашей пролитой крови. Пусть раздастся маршевая поступь коричневых батальонов: За свободу! Солдаты бури! Армия мертвых марширует с вами в будущее!»

Свою журналистскую деятельность Геббельс, как было сказано выше, в газете «Народная свобода», где основной мишенью его нападок стали крупные еврейские издатели [11] (месть за отвержение его литературных работ!). Далее была недолгая работа в лево-нацистской «НС-Бриф». По настоящему развернулся Геббельс в основанной им газете «Ангрифф» [24]. Новая газета была задумана как «издание на все вкусы», имела на первой странице девиз: «Да здравствует угнетенные, долой эксплуататоров!». С целью привлечь Геббельс старался писать в популярной манере, отказавшись от всякой объективности. Он, был убежден в непритязательности массового сознания и в пристрастии масс к простым односторонним решениям. Геббельс использовал современные способы рекламы, чтобы оповестить мир о появлении своей газеты. «Публику надо заинтриговать еще до появления товара!», и с этой целью были выпущены, один за другим, три рекламных плаката, расклеенных на улицах Берлина. На первом спрашивалось: «В атаку с нами?», второй провозглашал: «Мы атакуем 4 июля!», а третий разъяснял: «Атака» («Der Angriff») – это новая германская еженедельная газета, выходящая под девизом «За угнетенных! Долой эксплуататоров!», а редактор ее – доктор Йозеф Геббельс. Газета имеет свою политическую программу. Каждый немец, каждая немка должны читать нашу газету и подписываться на нее!». Не могу удержаться, чтобы вновь не провести параллели с современной рекламой. Сейчас это стало затертым приемом – размещение рекламных щитов с непонятным содержанием (заинтриговать публику) с последующим разъяснением.

Новая газета «атаковала» по двум главным направлениям. Во-первых, она подстрекала читателей к выступлению против демократии, против существовавшей Веймарской республики, а во-вторых, подогревала и эксплуатировала антисемитские настроения. Так, на первых порах основной мишенью нападок стал Бернхард Вайс – начальник берлинской полиции и еврей. Лозунг газеты: «Германия, пробудись! Будь прокляты евреи!» В итоге, начав с крошечного листка, газета имела оглушительный успех и стала главным рупором партии.

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

«Рабочий. лоб. кулак. выбирай фронтовика Гитлера!». Плакат 1932 г.

Важная тема плакатов – единство трудового немецкого народа – рабочих, крестьян и интеллигенции; Геббельс пытался объединить как можно более широкие массы в голосовании за нацистов.

Сам Геббельс высоко оценивал достижения нацистского плакатного искусства [10]: «Наши плакаты стали просто превосходными. Пропаганда ведется наилучшим образом. Вся страна обязательно обратит на них внимание». Собственно, так и вышло.

Методы пропаганды фашистского государства

Помимо прежних видов пропаганды – ораторских выступлений и прессы, Геббельс широко использовал новые технические средства – кино и радио. Важную роль в «единении народа» он придавал народным праздникам (включая спортивные) и массовым ритуалам. Расцвело плакатное искусство. Не меньшее значение придавалось невербальной пропаганде – архитектуре, скульптуре, использованию различной символики. Впрочем, к последнему направлению Геббельс имел минимальное отношение.

Йозеф Геббельс экспериментировал и с телевидением [21]. Германия стала одной из первых стран, где началось телевизионное вещание. Первый опыт произошел 22 марта 1935 года. Подчиненный Геббельса, шеф радио Ойген Хадамовски появился на экране в виде расплывчатого изображения и произнес несколько хвалебных слов в адрес Гитлера. Во время Берлинской олимпиады 1936 г. были попытки (не очень удачные) прямых трансляций соревнований. Несмотря на техническое несовершенство, Геббельс высоко оценивал потенциал телевидения: «Превосходство зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем, все равно каждый увидит свое. Поэтому следует сразу показать как нужно, чтобы все увидели одно и то же». И еще: «С телевидением живой фюрер войдет в каждый дом. Это будет чудо, но оно не должно быть частым. Другое дело – мы. Мы, руководители партии, должны быть с народом каждый вечер после трудового дня и объяснять ему то, чего он днем недопонял». Геббельс разработал план примерного содержания телепередач:

— репортажи с цехов и ферм;

Интересно, что Геббельс рассматривал возможность встраивание в телевидение механизма обратной связи со зрителем (сейчас это называют интерактивностью), а также использовать его как клапан для выпуска недовольства. Об этом говорят следующие цитаты [21]:

«Нужно не бояться погрузить зрителя в политический спор, в борьбу хорошего с лучшим… А на другой день предоставить возможность выразить свое мнение у себя на предприятии голосованием, например».

«Если в обществе назревает какое-то недовольство, нужно не бояться его персонифицировать и вывести на экран. Как только мы сможем обеспечить телефункенами (т.е. телевизорами) пятой модели хотя бы половину населения, нужно посадить перед телепушкой нашего рабочего вождя, Лея, и пусть поет свои песни о тяготах рабочего человека». Однако с началом войны техническое развитие телевидения затормозилось, и оно не сыграло существенной роли в пропагандистской активности этого периода.

Пресса также была поставлена под жесткий контроль [24]. Все оппозиционные издания были запрещены, из редакций были изгнаны либералы и евреи. Газеты, принадлежавшие евреям, экспроприировались. Качество материалов газет и их острота резко упали и, соответственно, упал интерес населения.

До уровня искусства поднялась при Геббельсе организация массовых мероприятий. К ним относились митинги, съезды, парады и пр. Личным изобретением Геббельса были введение в нацистский оборот исключительно красочных ночных факельных шествий, вовлекавших тысячи молодых людей.

Образцом нацистской пропаганды является Берлинская олимпиада 1936 г., срежиссированная Геббельсом. Надо, отметить, что Гитлер первоначально был против проведения Олимпиады, поскольку считал унизительным для «арийский» спортсменов соревноваться с «не-арийцами». Геббельс приложил максимум усилий, чтобы убедить вождя пересмотреть свое отношение к Олимпийским играм. По его утверждению, проведение Олимпиады покажет мировому сообществу возрожденную мощь Германии и обеспечит партию первоклассным пропагандистским материалом. Кроме того, состязания позволят продемонстрировать превосходство немцев.

Специально для Олимпиады был построен монументальный спортивный комплекс, украшенный «арийскими» фигурами:

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Скульптуры на олимпийском спортивном комплексе в Берлине

И олимпийский комплекс, и весь город были обильно украшены нацистской символикой. Впечатляющей была церемония открытия Олимпиады с артиллерийским салютом, тысячами выпущенными в небо голубями и гигантским дирижаблем «Гинденбург» с олимпийским флагом.

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

На Олимпиаде в Берлине, 1936 г.

Талантливый режиссер Лени Рифеншталь сняла на Олимпиаде фильм «Олимпия». В целом, пропагандистская акция удалась. Уильям Ширер в 1936 г. писал: «Боюсь, что нацисты преуспели в своей пропаганде. Во-первых, они организовали Игры с большим размахом и щедростью, невиданными прежде; естественно спортсменам это понравилось. Во-вторых, они устроили очень хороший прием для всех прочих гостей, особенно крупных бизнесменов». Именно с Берлинской Олимпиады повелась традиция проведения Игр как монументального празднества.

Немецкий кинематограф до прихода фашистов к власти был одним из сильнейших в мире. Судьба его в фашистской Германии напоминает судьбу прессы – многие талантливые кинематографисты были вынуждены покинуть Германию, вследствие чего уровень кинокартин упал. Тем не менее, Германия за 12 лет рейха выпустила 1300 картин [10]. Отдельные даровитые художника, такие как Лени Рифеншталь, работали на нацистов, в т.ч. и в пропагандистских лентах.

Сильнейшим образом развилось после прихода фашистов к власти плакатное искусство.

Во время 2-ой мировой войны ведомство Геббельса переключилось на обслуживание интересов войны. Можно выделить несколько тем, активно эксплуатировавшихся в нацистском плакате.

Тема вождя. Повторяющийся лозунг: «Один народ, один рейх, один вождь».

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Плакат «Один народ, один рейх, один вождь» [15]

Тема семьи, матери и ребенка. Рейх выступал за «здоровую арийскую семью»:

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Крестьянская семья. Плакат [5]

Тема человека труда. Нацистская партия черпала силу в широких слоях населения, и обращение в плакате к образу рабочего или крестьянина неслучайно.

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Плакат 1937 г. к сельскохозяйственной ярмарке в Киле [5]

С 1939 г., естественно, много места занимала тема войны, героизма на фронте, жертв во имя победы и примыкавшая к ней тема трудового героизма.

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Плакат «Как мы воюем, так и ты работай на победу!» [5]

Стоит отдельно остановиться на работе ведомства Геббельса в годы Второй мировой войны, когда схлестнулись в схватке не только войска противоборствующих сторон, но и их пропагандистские аппараты. Министерство пропаганды работало в двух направлениях: по адресу армии и населения противника, и на внутреннее потребление.

Внешняя пропаганда добивалась следующих целей

Убедить население в дружественности Германии, необходимости «союза» с ней. Подобная пропаганда применялась в отношении к «расово близким» странам: Дании, Норвегии и т.д. В качестве примера можно привести плакат ниже, на котором силуэт викинга напоминает об общем древнегерманском прошлом Норвегии и Германии:

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Плакат на норвежском языке [5]

Убедить мирное население в дружественности немецких войск и хорошей жизни в условиях германской власти.

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Подобная пропаганда применялась, главным образом, в Советском Союзе. Предполагалось, что советские рабочие и крестьяне, жившие не в самых лучших материальных условиях, «клюнут» на обещание райской жизни. Однако проблемой оказалось разительное несовпадение воззваний листовок с реальным поведением немецких войск на оккупированной территории. В условиях зверств оккупантов геббельсовская пропаганда на население не действовала.

Убедить солдат противника в бессмысленности сопротивления и в необходимости сдачи в плен. Помимо воззвания к естественному желанию выжить, использовался прием «Зачем тебе умирать за эту власть!». Использовались листовки, обращение по громкоговорителям, «Пропуск в плен»:

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса

Настраивание населения против власти. Опять же, широко использовалось в Советском Союзе. Действующая власть представлялась, как жидо-коммунистическая, напоминалось о насильственной коллективизации, голоде 1932—1933 гг. и прочих реальных или вымышленных преступлениях власти.

Попытка внести раскол в ряды союзников. Наиболее яркий эпизод – попытка раскручивания Катынского дела, которую мы рассмотрим ниже.

На внутреннем фронте направления пропаганды были следующими.

Убеждение в непобедимости немецких войск. Хорошо работало в начале войны, но с ростом количества поражений действовать перестало.

Стимуляция трудового энтузиазма – «Все для фронта!».

Запугивание населения зверствами большевиков. Эффективный прием, заставляющий людей сражаться даже в безнадежных условиях. «Лучше умереть, чем попасть им в руки!».

Если говорить о формах пропаганды, то во внутренней практике использовались те же каналы, что и в мирное время. Для воздействия на врага, использовались радиостанции, листовки, вещание через громкоговоритель через линию фронта. Нацисты стремились использовать предателей из числа местного населения, желательно известных людей, например, популярных артистов. Очень широко использовалась подделка фактов, от банального сообщения ложных сведений в новостных выпусках, до подделок фото- и кинодокументов, были даже попытки поддельных прямых телевизионных включений [21]. Например, жителям оккупированного Краснодара было объявлено, что через город проведут колонну советских пленных и что им можно передать продукты. Собралось большое число жителей с корзинками. Вместо пленных через толпу провезли машины с ранеными немецкими солдатами – и Геббельс смог показать немцам фильм о радостной встрече немецких «освободителей» [12]. Часто использовался прием смешения подлинных и ложных документов. В некоторых случаях историки до сих пор не могут отделить правду ото лжи. К таким случаям относится Катынское дело [14] и убийства в Неммерсдорфе [17].

Катынь или Катынский лес – место массового расстрела и захоронения на месте советского пионерского лагеря польских офицеров, попавших в плен к Красной армии в 1939 году. По утверждению немецкой пропаганды, расстрел был произведен НКВД. По советской версии, польские военнопленные оказались в руках немцев в ходе наступления 1941 г. и были расстреляны немецкой стороной.

В 1943 году Геббельс использовал это массовое захоронение в пропагандистских целях против Советского Союза, дабы вбить клин между союзниками. Была устроена показательная эксгумация трупов польских офицеров с привлечением в качестве свидетелей представителей зависимых государств и военнопленных англичан и американцев. Одновременно зависимой прессой была поднята скоординированная и подконтрольная ведомству Геббельса пропагандистская кампания, которую поддержало из Лондона польское правительство в изгнании, несмотря на отсутствие возможности для независимого расследования на оккупированной германскими войсками территории и на старания англичан, тогдашних союзников СССР по антигитлеровской коалиции, удержать поляков от поспешных и необоснованных выводов. В настоящий момент установлено, что расстрел в Катыни был организован Сталиным, Р осархив опубликовал секретные документы по этому делу.

В деревне Неммерсдорф на территории Восточной Пруссии по утверждению геббельсовской пропаганды состоялось массовое изнасилование и убийство русскими солдатами мирных жителей. Сообщались жуткие подробности, публиковались кровавые фотоснимки. Целью данной акции было склонить население Третьего рейха к продолжению бессмысленного сопротивления. Истину сейчас установить крайне затруднительно, но видимо огонь советских войск по мирным жителям действительно имел место, причем погибло около 3 десятков человек. Геббельс использовал реальный факт, увеличил количество убитых в несколько раз, добавил вымышленные мерзкие подробности и сфабриковал снимки. Тем не менее, до сих пор именно геббельсовская версия пользуется популярностью в западных изданиях.

Данные случаи хорошо иллюстрируют методы работы Министерства пропаганды. Однако потоки лжи приносили и негативный для министерства результат. Нередко ведомство торопило события, и его ловили на подтасовке. Это приводило к распространению неверия в любые официальные сообщения к концу войны. Многие немцы в этот период предпочитали слушать английское или советское радио в поисках более достоверной информации. Геббельс сам признал свои ошибки после поражения под Сталинградом [24]: «. пропаганда с самого начала войны приняла следующее ошибочное развитие: 1-й год войны: Мы победили. 2-й год войны: Мы победим. 3-й год войны: Мы должны победить. 4-й год войны: Мы не можем оказаться побежденными. Такое развитие катастрофично и не должно продолжаться ни при каких обстоятельствах. Скорее до сознания немецкой общественности нужно довести, что мы не только хотим и обязаны победить, но в особенности также, что мы и можем победить». Тем не менее, он оставался верен себе до конца – и в последние дни войны забрасывал защитников Берлина листовками с уверениями в неизбежной победе.

Пропаганда – сила, которая сделала возможной приход фашистов к власти в Германии. Наряду с военной мощью она – один из столпов Третьего рейха. Глава пропагандистского ведомства Йозеф Геббельс превратил пропаганду в высокое искусство. Полностью освободившись от этического начала, пропаганда стала мощным инструментом манипуляции сознанием. Перечислим некоторые принципы, введенные в массовый оборот Геббельсом:

— допустимость использования в политической пропаганде и коммерческой рекламе одних и тех же приемов;

— внеэтичность, использование белой, серой и черной пропаганды;

— упаковка пропаганды в привлекающую внимание оболочку;

— особая роль массовых коммуникаций (радио, телевидение) в контроле над сознанием;

— массированное использование фальсификаций (то, что сейчас называют «черным пиаром»).

Как ни грустно, эти и иные геббельсовские приемы широко используются в современной рекламе, связях с общественностью и в работе СМИ. Стоит напомнить еще пару уроков жизни и деятельности доктора Геббельса: самая блестящая ложь не выдерживает столкновения с реальностью; рано или поздно ложь обращается сама против себя. Это подтвердил май 1945 г.

3. Богатко Ю. Йозеф Геббельс как папа массовых коммуникаций. // Sostav.ru. URL: http://www.sostav.ru/columns/eyes/2006/k53/

4. Брамштедте Е., Френкель Г., Манвелл Р. Йозеф Геббельс – Мефистофель усмехается из прошлого. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999

7. Геббельс Й. Последние записи. Смоленск: «Русич», 1998

9. Геббельсовская пропаганда 1941-1942. // Блог dr-music. URL: http://dr-music.livejournal.com/136626.html

10. Герцштейн Р. Война, которую выиграл Гитлер. Смоленск: «Русич», 1996.

11. Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels) 1897-1945. // История национал-социалистической пропаганды. URL: http://prop.boom.ru/Goebbels.htm

13. Клемперер В. LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. М.: «Прогресс-Традиция», 1998

16. Патрушев А. И. Германия в XX веке. М.: «Дрофа», 2004

18. Ржевская Е. М. Геббельс. Портрет на фоне дневника. М.: «АСТ-Пресс», 2004

19. Ривс К. Кровавый романтик нацизма. Доктор Геббельс. 1939-1945. М.: «Центрополиграф», 2006

20. Так говорил Геббельс. Так избранные речи и статьи министра пропаганды и просвещения Третьего рейха. // http://hedrook.vho.org/goebbels/index.htm

23. Черная Л. Коричневые диктаторы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса srgnrl9 ru # написал комментарий 8 марта 2015, 17:34 Юрий Нестеренко

Ах, какая была держава!
Ах, какие в ней люди были!
Как торжественно-величаво
Звуки гимна над миром плыли!

Ах, как были открыты лица,
Как наполнены светом взгляды!
Как красива была столица!
Как величественны парады!

Проходя триумфальным маршем,
Безупречно красивым строем,
Молодежь присягала старшим,
Закалённым в боях героям —

Не деляги и прохиндеи
Попадали у нас в кумиры…
Ибо в людях жила — идея!
Жажда быть в авангарде мира!

Что же было такого злого
В том, что мы понимали твёрдо,
Что «товарищ» — не просто слово,
И звучит это слово гордо?

В том, что были одним народом,
Крепко спаянным общей верой,
Что достоинства — не доходом,
А иной измеряли мерой?

В том, что пошлости на потребу
Не топили в грязи́ искусство?
Что мальчишек манило небо?
Что у девушек были чувства?

что такое пропаганда геббельса. Смотреть фото что такое пропаганда геббельса. Смотреть картинку что такое пропаганда геббельса. Картинка про что такое пропаганда геббельса. Фото что такое пропаганда геббельса srgnrl9 ru # ответил на комментарий srgnrl9 ru 8 марта 2015, 17:35 Ах, насколько всё нынче гаже,
Хуже, ниже и даже реже:
Пусть мелодия гимна — та же,
Но порыв и идея — где же?

И всего нестерпимей горе
В невозможности примирений
Не с утратою территорий,
Но с потерею поколений!

Как ни пыжатся эти рожи,
Разве место при них надежде?
Ах, как всё это не похоже
На страну, что мы знали прежде!

Что была молода, крылата,
Силы множила год за годом,
Где народ уважал солдата
И гордился солдат народом.

Ту, где светлыми были дали,
Ту, где были чисты́ просторы…
А какое кино снимали
Наши лучшие режиссёры!

А какие звенели песни!
Как от них расправлялись плечи!
Как под них мы шагали вместе
Ранним утром заре навстречу!

Эти песни — о главном в жизни:
О свободе, мечте, полёте,
О любви к дорогой отчизне,
О труде, что всегда в почёте,

И о девушках, что цветами
Расцветают под солнцем мая,
И о ждущей нас дома маме,
И о с детства знакомом крае,

И о чести, и об отваге,
И о верном, надёжном друге…
И алели над нами флаги
С чёрной свастикой в белом круге.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *