что такое прокторинг на олимпиаде
Не улыбайтесь: вас снимает камера. Прокторинг глазами новичка
Учебный год начинает обратный отчет. Отборочные этапы перечневых олимпиад благополучно пройдены. Вы – в числе победителей или призёров. Казалось бы, первая ступень успешно завершена. Отбросим страхи и волнения – впереди заключительный этап. Начинаем активную подготовку. Все идет гладко. Пока на электронную почту не приходит уведомление: «Заключительный этап для всех участников пройдет в онлайн формате с использованием прокторинга». Не дистанционно. Не очно. А с системой прокторинга.
В сети Интернет нашёл следующее определение:
Иными словами, это тот же самый очный формат, но здесь преподаватель – проктор наблюдает за участниками через камеру. В чем же плюсы и минусы данного формата для педагогов и участников? Давайте разбираться.
В формате прокторинга может пройти не только олимпиада, но и экзамен. В моем же случае это была олимпиада из Перечня олимпиад школьников Минобрнауки России.
Участвовал впервые, поэтому до заключительного тура изучил инструкцию, технические нюансы, нашёл в сети мнения участников и педагогов и даже просмотрел видеоролики «Как обмануть прокторинг». Опережу события и расскажу о последнем пункте. Интернет полон советов, как можно «обойти» систему. Даже мемы на данную тему уже существуют. Например, когда под столом сидит мама с учебником. Из приведённых советов запомнились:
— вокруг монитора наклеить стикеры – шпаргалки;
— положить на колени учебник или телефон;
— незаметно открывать вкладки на компьютере;
— и самый виртуозный способ, когда тебе диктует ответ находящийся в комнате подсказчик — в наушник через любой переводчик браузера.
До такого способа точно мало кто додумается. Не могу сказать, как у других, но в моем случае ни один из способов не сработал бы. И тогда вместо шанса побороться за диплом победителя, вас бы с позором удалили из аудитории. Прочитав ниже принцип работы системы, вы поймете, почему прокторинг лучше не пытаться перехитрить.
В день олимпиады, в час «икс», вам приходит ссылка, по которой необходимо пройти в аудиторию. Но для начала обязательно изучите технические требования и правила.
Технические требования в олимпиаде были следующими:
• Наличие ноутбука или персонального компьютера, смартфона или планшета со стабильным Интернет-соединением.
• Наличие веб-камеры (цветная, с минимальным разрешением не менее 0.3 мегапикселя).
• Наличие встроенных динамиков или наушников, микрофона.
• Наличие браузера Google Chrome или Mozilla Firefox последних версий.
• Наличие сканирующего или фотографирующего устройства для сканирования/фотографирования и загрузки экзаменационной работы на портал.
Как видим, пока ничего сложного. Но есть ряд правил, которые предусматривают, что должно быть на столе и чего нет, как должна быть расположена камера и так далее.
В тот момент, когда олимпиада началась (за 10 минут до начала), вы должны сидеть за столом с включенными гаджетами и выключенными вкладками. Я подключался через компьютер, а работу фотографировал и отправлял через смартфон. Важно! Во время олимпиады смартфон должен лежать экраном вверх, в зоне видимости камеры. А в завершении фотографируется каждый лист, что лежит у вас на столе. Учтите: после того, как вы взяли в руки смартфон – писать на листах и вообще решать олимпиаду запрещено. Сфотографировали – отправили – покинули аудиторию.
Помимо смартфона, на стол разрешалось положить две шариковые ручки, несколько чистых листов А4 (не разлинованных) и документ, удостоверяющий личность. Документ вы показываете в самом начале для идентификации личности – тогда же проктор сверяет ваш образ с фотографией, присланной вами заранее. На олимпиаде – никаких солнцезащитных очков и головных уборов. Идентификацию прошел – к олимпиаде допущен.
Наша олимпиада длилась четыре часа. В это время в комнате не должен находиться (выходить/заходить) никто, кроме участника. Вначале педагоги говорят приветственное слово, рассказывают правила и объявляют темы. Один из непривычных моментов – когда ты понимаешь, что за тобой пристально наблюдают, но при этом на своем мониторе не видишь ни собеседников, ни других участников аудитории, и даже не представляешь, сколько таких, как ты. Ничего, кроме листа презентации и чата, где можно писать лишь особо важные сообщения – если вдруг произошел технический сбой, если надо выйти и сообщение о том, что работу отправил. Ты не имеешь право произносить слова, даже нашептывать, даже просто открывать рот. Руки и стол всегда должны находиться в видимости камеры. Кажется, во время олимпиады я боялся больше невзначай что-то сказать, потрогать руками ухо или убрать руку под стол, нежели сделать ошибку в задании. При этом в наушниках ты слышишь голос «всевидящего ока», нервное дыхание и покашливание других участников. Вы слышали когда-нибудь звук напряженного почерка? А я в один из моментов даже услышал, как быстро и громко «звучат» по бумаге буквы кого-то из аудитории. Напряженность и боязнь быть дисквалифицированным – одна из отрицательных характеристик прокторинга. И не думайте, что страшилки про дисквалификацию и списывание – лишь сказки.
Примерно в середине олимпиады мы услышали сообщение: «Иванов и Петров (фамилии изменены) – дисквалифицированы. Покиньте аудиторию». Строго и кратко!
Вы спросите: как же можно просидеть четыре часа, и даже на минуту не выйти.
Выходить все же можно. Но несколько раз, не более 15 минут в общей сложности. На минуту больше – дисквалификация. Поэтому я буквально «бегал» выпить стакан воды. Кто-то сейчас подумал – можно ведь подглядеть правильные ответы за это время. Я вас разочарую. Во – первых, выходить можно только во второй и третий час олимпиады. Как вы объясните тот факт, что целый час у вас на столе «скучал» вместе с вами чистый лист, а после выхода «попить водички» вас вдруг осенило? Потом, не так уж и много можно подсмотреть за пару минут. На диплом победителя это точно не потянет. Так что потратьте это время действительно на воду и маленький перерыв для глаз и нервной системы.
Пожалуй, это и есть те основные моменты, о которых хотелось рассказать. Кто-то ругает прокторинг, кто-то пытается обмануть. Что хочется сказать в завершении: если не нарушать правила, готовиться и уважать прокторов, все пройдет так, как и должно. Пусть напряженно, боязно, нервно. Но ведь итог того стоит! Ведь никто и не обещал, что заслужить титул дипломанта уважаемой олимпиады — легко. Олимпиады, включенной в Перечень олимпиад школьников Минобрнауки России, дающих особые права при поступлении в самые престижные высшие учебные заведения страны. Готовьтесь, занимайтесь, нервничайте, но будьте честны – и пробуйте. Со второй, с третьей, с десятой попытки – у вас обязательно получится. Удачи вам!
Прокторинг: экзаменатор в каждый класс, включая виртуальный
Иван Ветошкин
25 августа 2020 • 16:30
Распространение дистанционных форм обучения и проверки знаний требует внедрения современных средств контроля за поведением экзаменуемых. Списать онлайн всегда легче, чем под пристальным взором преподавателя. «Педсовет» совместно с Softline рассказывает о передовой технологии — автоматизированном прокторинге.
1. Что такое прокторинг?
Чёткого определения этого слова пока нет. Если обобщить существующие варианты, получится, что прокторинг — это процесс дистанционного наблюдения и контроля над тестированием, позволяющий следить за соблюдением правил. Сейчас он используется в дистанционном обучении, на экзаменах и при тестировании кандидатов на собеседованиях.
Раньше контролем занимались по видеосвязи специально обученные прокторы, а сейчас всё большую популярность приобретают автоматизированные системы прокторинга, при использовании которых подключение проктора требуется лишь эпизодически.
2. Кто такие прокторы?
Проктор звонит по видеосвязи тестируемому, просит подтвердить свою личность и намерение сдавать экзамен. После этого он предлагает показать свой экран, дает доступ к заданиям, запускает отсчёт времени и следит за нарушениями. Если проктор фиксирует нарушение, он делает в системе пометку. Если пометок набирается несколько, экзамен останавливается. Проктор может остановить его сразу, если нарушение было серьёзным — например, в кадре веб-камеры появился другой человек или тестируемый уходил из кадра.
Естественно, один проктор мог следить таким образом только за одним тестируемым за раз, и такая процедура достаточно дорога.
3. Как устроен автоматизированный прокторинг?
Принцип работы системы тот же, но проктору уже не обязательно постоянно следить за тестируемым. Для экзаменуемого сеанс прокторинга может выглядеть по-разному, но суть всегда неизменна: он входит в систему через браузер, система сама собирает данные с его веб-камеры, микрофона и экрана компьютера (движения курсора, нажатия клавиш на клавиатуре), подтверждает его личность и фиксирует нарушения.
Данные о нарушениях в режиме реального времени передаются организатору, который принимает решение, остановить экзамен для этого конкретного человека или нет. Есть системы, принимающие это решение сами, без участия организатора.
4. Какие именно нарушения может фиксировать система прокторинга?
подмену сдающего (когда тест за ученика сдает его родственник или знакомый);
списывание (если открыть во время теста другую вкладку браузера или программу на компьютере, система посчитает это нарушением);
подсказки (в кадре двое или никого? посторонние шумы в комнате? — нарушение!);
попытки скопировать и сохранить задания теста.
Организатор теста сам определяет, какие именно из этих нарушений система должна фиксировать и как себя вести после этого: например, она может закрыть сдающему доступ к тесту или просто предупредить его. Ещё он может ограничить время сдачи и запретить сдающему во время теста переключать вкладки в браузере, окна программ, заходить на определённые сайты, загружать файлы из интернета.
Добавляется психологический эффект: сдающий понимает, что за ним наблюдают, и с меньшей вероятностью пытается обманывать организатора.
5. Это же прямое психологическое давление на тестируемых! Действительно ли оно оправдано?
Сдавать экзамены под наблюдением прокторинга действительно тяжелее в моральном плане. Поэтому такие решения часто критикуют. Ученикам и студентам не нравится, что незнакомый им человек или система может блокировать функции их компьютеров, следить за движениями их глаз и записывать то, что происходит у них в комнате — их приватном пространстве, в которое обычно никто не вторгается, тем более — через компьютер.
Но сейчас прокторинг — единственная система, которая позволяет сделать попытки списывания в ходе онлайн-испытания невыгодными для тестируемого. Подготовиться оказывается проще, чем обмануть. Это плюс для организатора: он может справедливее расставлять оценки, тратить меньше времени (своего и экзаменуемых) на пересдачи и защищать себя от лжесвидетельств по итогам тестирований.
6. А как с приватностью? Сохраняются ли записи с экранов и камер учеников? Кто имеет к ним доступ?
Записи хранятся на серверах прокторинговой системы, а доступ к ним обычно имеет только организатор и — в случае необходимости — сотрудники компании, выпустившей прокторинговую систему.
Бывают системы, которые дополнительно шифруют данные на стороне сервера, но это спорная мера: если злоумышленник захочет перехватить эти данные, ему будет гораздо легче сделать это через браузер тестируемого или организатора, предложив установить расширение или скачать вредоносный файл. Поэтому прежде чем пользоваться системой прокторинга, необходимо защитить браузер от таких угроз.
7. Имеет ли смысл применять прокторинг в очном обучении?
Система прокторинга может через веб-камеру в классе анализировать поведение учеников во время урока — например, движения глаз — и подсказывать учителю, как лучше скорректировать форму подачи материала, чтобы сильнее вовлечь учеников в процесс обучения или улучшить усвоение.
8. Какие примеры внедрения прокторинга есть в образовании?
Более 30 вузов по всей стране воспользовались системами прокторинга на экзаменах в этом году. Softline внедрила системы прокторинга в нескольких российских вузах, один из которых — Тюменский государственный университет.
Эксперты Softline интегрируют систему прокторинга с инструментами для дистанционного обучения, что уменьшает затраты клиентов и позволяет пользоваться готовыми решениями, а не собирать их самостоятельно.
9. Как прокторинг встраивается в уже существующие системы дистанционного обучения?
Есть два варианта интеграции:
Подключение системы дистанционного обучения к системе прокторинга блочным методом через API. (API — это описание способов, которыми одна компьютерная программа может взаимодействовать с другой без участия пользователя. В данном случае система дистанционного обучения вызывает нужные ей функции системы прокторинга (описанные в API) и получает от неё ответы, которыми пользуется в дальнейшей работе.)
Тестируемый через систему прокторинга входит в систему дистанционного обучения через специальный протокол OAuth2. Экзамен проходит в системе прокторинга, а уже она даёт тестируемому доступ к заданиям. Получается, что система прокторинга становится дополнительным звеном контроля между системой дистанционного обучения и тестируемым.
Прямое добавление функций прокторинга в программный код системы дистанционного обучения. В этом случае они будут доступны прямо из её интерфейса.
10. Где можно пройти обучение использованию этой технологии?
Непосредственно у поставщиков конкретных прокторинговых систем. Другой вариант — в Учебном центре Softline можно заказать, помимо лицензий на саму систему, техническую поддержку и обучение администраторов и пользователей.
Что такое система прокторинга и как её обойти
Пандемия показала, что система отечественного образования срочно нуждается в модернизации, а также готовности перейти на онлайн-формат. При этом одни вузы более готовы к ней, другие – менее.
О новостях из жизни разных вузах вы можете читать на нашем телеграм-канале, который постоянно пополняется новостями. А в группе время от времени раздают бонусы и скидки студентам.
Одним из новейших решений стала система прокторинга. О том, что это такое, как оно работает и когда применяется – расскажем далее.
Что такое прокторинг и почему с ним лучше
Личный контакт с преподавателем (особенно на экзамене) многих пугает, как и ожидание перед дверью, тишина и зоркое внимание экзаменатора за каждым движением. Стоило преподавателю просто заподозрить обман. Он мог выставить студента для пересдачи. Это вносило оттенок субъективности.
С онлайн-прокторингом все стало объективнее и проще.
Прокторинг – система контроля на онлайн-экзамене/тестировании. Контроль осуществляет проктор – администратор, который наблюдает за процессом через веб-камеру.
Онлайн-прокторинг позволяет подтвердить личность учащегося, исключить использование шпаргалок и помочь преподавателю объективно оценить знания.
Система появилась в Америке еще в 2008 году
Сегодня технологии прокторинга сильно развиты. Есть 3 вида отслеживания онлайн-тестирования:
Вуз может использовать синхронный прокторинг с помощью программы «Экзамус» (или другой, синхронный с участием проктора) и асинхронный прокторинг (система ведет запись всего процесса с фиксацией нарушений без прерывания экзамена, а запись потом проверяют специальные люди).
Как проходит экзамен во время прокторинга
Экзамен в системе прокторинга можно пройти в любом месте, где есть надежный интернет и веб-камера.
Учащемуся нужно заранее установить на свой компьютер специализированное ПО, которая будет записывать экран.
Процедура выглядит следующим образом:
Что запрещено делать во время прокторинга
Есть четкий порядок действий, которые можно совершать во время экзамена в системе прокторинга. Например, можно пользоваться рукописным конспектом, звонить проктору, если возникли технические проблемы (пропал интернет, отключили свет и т.д.).
А вот чего делать нельзя:
Если проктор обнаружит хотя бы одно нарушение, он зафиксирует все и передаст замечания преподавателю. Если студент совершает сразу несколько грубых нарушений или не реагирует на замечания проктора, экзамен можно прервать или даже аннулировать.
Где можно использовать прокторинг
Эта система, ставшая популярной в сфере образования из-за пандемии, может быть полезной и в следующих сферах:
Советы по подготовке к экзамену в системе прокторинга
Если вы раньше никогда не проходили экзамен с прокторингом, вот несколько советов, которые помогут пройти испытание без лишней нервотрепки и проблем:
Как обойти прокторинг на экзамене
Лучше не искать способы, как обмануть прокторинг. Если у проктора возникнут подозрения, он может досрочно завершить экзамен.
Но некоторых это не пугает. Студенты умудряются подключаться по микронаушнику задолго до начала экзамена. Таким образом можно надиктовать своему помощнику на том конце провода вопрос и прослушать ответ.
Особенно продвинутые качают программы демонстрации экрана. И к моменту начала экзамена помощник студента уже видит по экрану все то же, что видит сам студент. И по тому же микронаушнику получает правильный ответ.
Разработчики не рассказывают о том, какие технологии используют в системе онлайн-прокторинга. Это не только коммерческая тайна, но и способ не дать студентам разобраться в них, чтобы потом искать методы обхода.
С первого взгляда может показаться, что система прокторинга в электронном обучении слишком строга. На самом деле сдать в ней экзамен гораздо проще, чем у преподавателя. Здесь напрочь отсутствует субъективное отношение, человеческий фактор в виде плохого настроения/самочувствия преподавателя. Можно надеяться только на свои знания.
Впрочем, в любом случае у вас всегда будет надежная поддержка в виде сервиса студенческой помощи.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Списать не дам: что такое онлайн-прокторинг и как он работает
Что прокторинг представляет собой сегодня
Об экспертах:
Прокторинг — это процедура контроля за ходом дистанционного испытания (в английском языке «proctor» — это наблюдатель на экзаменах в вузе).
Это понятие уже достаточно хорошо знакомо не только экспертам. Но как он обеспечивается на самом деле и какой ценой? Необходима ли нам такая тотальная система контроля?
Исследователи выделяют следующие прокторинговые системы.
Он осуществляется путем отслеживания приложений, с которыми работают учащиеся на своих ПК, и переключений на другие сервисы во время экзамена.
Например, с помощью приложения «Блокировка браузера» закрывается доступ к другим приложениям во время экзаменов.
Так, онлайн-контроль происходит без экзаменатора, без участия человека. Записываются видео и звук, автоматически выявляется подозрительное поведение человека и фиксируются нарушения. За грубое несоблюдение правил (подмена экзаменуемого, копирование заданий) программа автоматически блокирует доступ к системе.
Реализуется аналогично пассивному, но с добавлением мониторинга в режиме реального времени. Один проктор (наблюдатель) может следить за несколькими учащимися одновременно.
Ограничения и последствия онлайн-прокторинга
Возможности прокторинга ограничены, что иногда вынуждает изменять процедуры многих экзаменов и усложнять их техническое оснащение.
Так, осуществление онлайн-контроля предполагает упрощение заданий экзамена. Это связано с сокращением времени на обдумывание ответов и соблюдением ряда ограничительных мер. Также не все экзамены возможно осуществлять в дистанционном формате.
Согласно апрельскому опросу НКО Educause, главными проблемами, с которыми сталкиваются образовательные учреждения во время внедрения прокторинговых систем, являются стоимость онлайн-контроля (58% респондентов), а также обеспечение конфиденциальности данных учащихся (51%).
Казалось бы, пандемия предоставила прекрасный шанс «переключить» образование на дистанционный формат, но именно вынужденный форсированный перевод процесса в онлайн выявил неподготовленность к этому преподавателей, учащихся, всей системы образования в целом. Он же позволил акцентировать внимание на связанных с этим проблемах, одной из которых является сама оценка.
Кто выступает против онлайн-прокторинга и почему
В некоторых университетах отказываются использовать прокторинговые системы из-за дороговизны процедуры. В России, например, рынок онлайн-прокторинга вообще не развит: на прокторинг вузы выделяют только около 5% своих расходов на онлайн-образование. Также многие эксперты отмечают, что эта технология не является полноценной заменой классической процедуры экзамена. Так, в связи с пандемией коронавируса руководство многих университетов стремилось отсрочить курсы и итоговые экзамены для дальнейшего возобновления процесса обучения в традиционном формате.
Такого же мнения часто придерживаются и сами учащиеся. К примеру, в Техасском технологическом университете (США) студенты негативно отнеслись к введению прокторинга, который воспринимался ими как вторжение «большого брата» в личную жизнь. Учащиеся университета Тилбурга (Нидерланды) создали петицию, призывающую отменить использование прокторинговых систем.
Чем внедрение прокторинга напоминает компьютеризацию шахмат
Любопытно, что проблема имеет место в совершенно, казалось бы, не родственной деятельности, а именно — игре в шахматы. И там можно считать, ситуация уже подходит к своему логическому завершению: внедрение разных программ против читинга (или «читерства»), т.е. мошенничества, приводит к изменению классических шахмат.
Началось все в конце XX века: сначала компьютер победил чемпиона мира Гарри Каспарова в блиц, потом обыграл его в одной из партий матча в классические шахматы, и наконец, выиграл сам матч. Само по себе это было бы не страшно, но параллельно практически линейно снижалась стоимость владения шахматным помощником за счет общего развития ИТ.
С тех пор любой человек, который умеет ходить фигурами и записывать ходы, может обыграть очень сильного гроссмейстера, если у него в доступе будет компьютер с установленной программой.
Таким образом, компьютерные технологии предоставили новичкам новые возможности для читинга — пользования программами во время игры и обращения за советом к профессионалу или просто человеку, имеющему доступ к компьютерным сервисам.
В ответ начали появляться различные модификации классических шахмат. К примеру, шахматы Фишера-960, шахматы с выбранной случайной расстановкой фигур, которые не предоставляют игрокам возможности использовать заученные ходы в начальной части партии. В итоге было создано множество радикальных модификаций классических шахмат, которые фактически представляют собой уже новые игры с сохранением только внешнего вида и основных принципов (к примеру, гексагональные шахматы Глинского, шахматы Капабланки).
Самих же турниров по классическим шахматам проводится все меньше. Так, согласно статистике сайта «Результаты шахматных турниров» (РШТ), в марте 2020 года в России состоялись 175 шахматных турниров, из которых «классика» составила только 38 состязаний, остальное — рапид (в большей степени) и блиц.
В итоге статус-кво в шахматах сейчас таков.
Если применить «шахматные» выводы к образованию, то напрашивается почти полная аналогия. Реально применимы лишь четыре сценария использования онлайн-режима оценивания:
Но ставить вопрос о качестве прокторинга в целом преждевременно, так как процесс оценки в онлайн-режиме меняет в принципе подход к оценке и к ее процедурам. К тому же в связи с переходом на дистанционный формат обучения многие студенты находятся в состоянии стресса и беспокойства, и дополнительный контроль может только навредить.
Прокторинговые системы особенно эффективны в рамках корпоративного обучения, когда нужно охватить большое число экзаменуемых, находящихся, например, в разных уголках страны и мира, или же когда крупной компании необходимо провести оценку большого числа своих сотрудников.
Таким образом, возможности применения онлайн-оценивания действительно ограничены, и можно предполагать, что в самое ближайшее время статус-кво онлайн-тестирования будет сильно изменен.