что такое прохваты на лодочном моторе
Лодка Flink 320 + Tohatsu 3,5B2. Решение проблемы прохвата воздуха.
Небольшая статья о моей моторной лодке и о самом моторе. Сразу хочу сказать, что эта статья написана:
— для людей, у кого похожий комплект и есть схожая проблема с прохватами воздуха на моторах Tohatsu 3.5 и на аналогичных Mercury.
— для тех, кто хочет купить недорогой комплект, но не знает что выбрать.
— для меня, если вдруг потеряются чертежи гидрокрыла.
Очень много в последнее время «злопыхателей», пытающихся учить, советовать и вообще совать нос куда не просят, так вот — если же Вы считаете мой комплект слабым, неподходящим, имеете другое мнение относительно этого комплекта — оставьте его при себе — мне на него глубоко наплевать.
Итак, начну. В своё время я озадачился покупкой недорогого комплекта в пределах 50-60 тыс., желательно нового, для рыбалки в заливах водохранилища на стоячей воде. Начал изучать рынок. Из моторов выбор был негуст в городе — наличие множества китайцев — 4 л.с., Yamaha б/у 3 л.с. и Tohatsu 3.5 л.с.
На него и пал выбор, так как всё-таки фирменный, с китайцами я связываться не хотел, а б/у брать — лотерея, тем более получилось купить его по акции всего за 28 900р.
С лодками всё оказалось куда сложнее — выбор был большой. Это был Flink 280, 320, Тайга 280, 320, Condor 280, Бирюса 320, Таймыр и ряд других лодок, всего около 15. Анализировал, признаюсь, долго, даже составлял таблицу с фото и всеми характеристиками. В итоге выбор пал на Flink 320L за 20 900р, о чём я ничуть не пожалел. Мои критерии:
— Я должен иметь возможность быстро, в течение часа управиться с лодкой один.
— Лодка должна быть лёгкой, так как таскать тоже мне.
— Комплект должен быть компактным, так как у меня нет прицепа для перевозки и нет гаража для хранения.
— Обязательно жёсткая слань. На надувном дне плавал — рыбачить неудобно.
К тому же в комплекте отличная транспортировочная сумка.
Увы, лодки в городе нема — пришлось заказывать из Екатеринбурга и получать через ТК. Один нюанс — хотел я серую лодку, а пришла зелёная, ну да пофиг, не любоваться же на неё.
В сумме комплект вышел 49 800р., лёгкий сравнительно и занимает очень мало места. У меня вообще хранится он на шкафу дома.
За первый сезон мотор постепенно прошёл обкатку, был куплен для него чехол, собрано всё на случай проверки ГИМС. На следующий год уже начал ходить на полной мощности и тут вылез значительный изъян — лодка вот вот выходит на глиссер, мотор прохватыает воздух и лодка «сваливается» в воду. Начитавшись форумов решил сделать гидрокрыло. Чертежей много, но понравился один. Однако, размеров почти не было, только самый минимум. Взял бумагу А3, штангель-циркуль и вперёд. Чертёж выложен со всеми размерами.
Далее тупо вырезал из бумаги, наложил на стальной лист и болгаркой вырезал. Края нужно огранить на станке, дабы не порезаться. Полозья сделаны из той же стали. Крепление — стальной крючок.
После установки гидрокрыла, прохваты исчезли вообще. Два человека + шмурдяк — 18 км/ч, в одного — 25 км/ч на глиссере.
В общем после 2 лет эксплуатации, плюсы:
— Лодка достаточно прочная
— Очень небольшой вес комплекта (примерно 14 кг мотор и 31 кг лодка)
— Комплект компактен — влезает в универсал в багажник и ещё куча необходимого шмурдяка. Нет надобности сиденья даже раскладывать.
— Не требует прав и регистрации в ГИМС.
— Я её раскладываю и собираю один за 25 мин полностью.
— Мотор «нюхает» — 5 литров бенза на 2 дня катаний хватает. Примерно литр в час на полном ходу.
— Лодка выскакивает на глиссер даже вдвоём, хотя и неохотно. В одного вообще влёгкую.
Минусы:
— Мощности маловато, но и цена не та.
— Лодка не очень хорошо ведёт себя на большой волне — её колбасит, как сосиску.
— ПВХ не очень толстый, не внушает надёжности, хотя у той же Тайги и Бирюсы точно такой же. Тут, увы, толщина или вес.
Напоследок пара интересных вещей для ГИМС, может кому пригодится:
Футляр для документов, чеки и того же клея — обычная упаковка из под чипсов Принглс, обмотанная оранжевым скотчем:
В плав. средстве требуется иметь такую штуку, как «Конец Александрова». Так же можно не покупать — берём обычный нейлоновый шнур, на него крепим две пластиковых литровых закрученных бутылки скотчем, поверх обматываем пенопластом и поверх снова скотчем оранжевым — смотрится вполне нормально.
Форум любителей лодок «БРАТАН\РОТАН»
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
Прохватывает мотор
Сообщений 1 страница 40 из 40
Поделиться12016-06-20 08:43:56
Заранее спасибо за советы и размеры!
Поделиться22016-06-29 13:36:35
Неужели ни кто не сталкивался с такой проблемой?
Дополнительно хочу сказать, что мотор у меня Тохатсу 5 л. с. 4-х тактный. Нога S
Может быть это как-то прояснить мой вопрос.
Поделиться32016-06-30 08:42:28
Отредактировано Al78 (2016-06-30 08:45:53)
Поделиться42016-06-30 08:56:54
SergSpb
Из своего опыта могу сказать о том, что был у меня Тоха 5л.с. 2т для, Солара 310 (у Б 380к транцец думаю еще чуть выше) данный комплект предназначен для лесных озер.
Когда повесил его на лодку были прохваты, пришлось пилить немного транец, при обсуждение с многими выяснилось, что маломощные ПЛМ расстояние до струбцины чуть меньше чем у взрослых, так что если будешь менять мотор на больший, то лучше транец не трогать.
или поставь регулируемый выносной.
Поделиться52016-06-30 13:41:39
Подтверждаю,посадочная струбцина на Хонде 5 только только. и по ширине(пришлось отвинчивать подкладку изнутри ),и по высоте..мотор даже на чуть не поднять.
Поделиться62016-07-01 11:08:26
Ямщик: поделитесь впечатлениями от комплекта 420 Ротан + 5 л. с. мотор.
Поделиться72016-07-01 11:52:13
Обрати внимание на антикавитационную плиту мотора относительно днища, она должна быть примено вровень с днищем (это в классическом варианте).
У меня катамаран (380К). На катамаране днище находится выше уровня воды. Если антикавитационная плита будет на уровне днища- то лодка не поплывёт.
Или ты имел ввиду нижняя поверхность скег?
У вас с другом может быть разный угол вклейки транца, чем больше угол, тем выше должен быть транец (личные наблюдения, имхо). У меня например, увеличенный угол вклейки на 4°, итого 12°, мотор пришлось поднимать аж на 65мм, и антикавитационная плита сейчас, выше днища на 35мм.
Нет, у него и у меня стандартные лодки, угол вклейки транца должен быть штатный.
Установлен ли интерцептор? Не корректно установленный интерцептор может создавать прохваты.
На сколько я понимаю, на катамаране его быть не должно. У меня нету.
Поделиться82016-07-04 12:55:19
Al78
У меня катамаран (380К). На катамаране днище находится выше уровня воды. Если антикавитационная плита будет на уровне днища- то лодка не поплывёт.
Или ты имел ввиду нижняя поверхность скег?
Поплывет. АКП должна быть вровень с нижней плоскостью днища, +- 15мм. Это общий стандарт для катамаранов. У меня даже выше.
На сколько я понимаю, на катамаране его быть не должно. У меня нету.
Интерцептор в базе не ставится, его ставят специально, для лучшего выхода на глисс.
Поделиться92016-07-04 16:27:53
Поплывет. АКП должна быть вровень с нижней плоскостью днища, +- 15мм. Это общий стандарт для катамаранов. У меня даже выше.
Да? Считал всегда, что АКП должна быть ниже днища на 2-3 см.
Поделиться102016-07-04 17:54:58
Да? Считал всегда, что АКП должна быть ниже днища на 2-3 см.
Ну, я написал +-, у меня например +. Все эксперементальным путем подбирается.
Отредактировано Al78 (2016-07-04 17:55:52)
Поделиться112016-07-08 16:22:15
Спасибо за ответы, я в выходные сделал фото и замеры. Вот как у меня:
Поделиться122016-07-08 16:24:36
Я отправил эти фотки на производство Братан, там сказали что скорее всего надо резать транец на 30-40 мм.
Поделиться132016-07-08 16:27:28
Вот на этой фотки лучше видно. У меня получается АКП чуть выше днища:
Поделиться142016-07-08 16:51:04
Да вроде в пределах нормы. Я бы пока не пилил, а с начала с нормальным мотором попробовал бы. Не будешь же ты долго на пятерке кататься, а то придется потом обратно наращивать. Если соберешься пилить, то по сантиметрику, отпилил, попробовал.
Поделиться152016-07-08 18:28:57
SergSpb если мотор будешь ставить другой то лучше не пилить, да и интерцептор днища бы вклеить.
Поделиться162016-07-10 12:09:52
Поделиться172016-07-11 15:39:01
Поделиться182016-07-11 15:56:27
Поделиться192016-07-13 13:47:44
Спасибо большое за подробный ответ. Я тоже не сторонник обрезания ))
Простой вариант-выносной транец.
Поделиться202016-08-08 09:18:17
0075:
Про выносной транец я не совсем понял: как это выглядит и что это даст? Скиньте фото или опишите поподробнее.
________________________________________________________________________________________________________
Испытания проводились без ветра и без волны (по спокойной воде).
Поделиться212016-08-08 11:38:56
Почему-то не встречал такой штуки на братанах и ротанах,обычно народ подпиливает или наращивает транец под свой конкретный мотор.Но сам было дело использовал эту идею на другой надувнушке,понравилось очень.Конструкция примерно такая:
http://moreman.spb.ru/?c=6007-tranets-v … g-10245152
Помимо простоты регулировки высоты дает ещё и место в кокпите,из недостатков:-надо,чтобы основной транец был крепок и надежно вклеен.Второе-придется снимать перед закруткой лодки,а это займет время.
Поделиться222016-08-08 12:34:00
это нормально. У меня на 520м с Мерком 60 все также было. На малом ходу если перейти в нос, то винт начинает чавкать и срываться
-Я один (70 кг), пустая лодка, мотор на первой «дырке»: лодка выходит на глиссер, прохваты случались, но редко, обороты в пределах 5500- 5700
Я бы лично откатал бы Тоху5 по неспешным рыбалкам, и с концом сезона перешел к вопросу о 18-20 силах.
Поделиться232016-08-08 13:23:45
Про выносной транец- понял, спасибо. Для меня такой вариант сложноват и дороговат. Нет необходимости так часто регулировать мотор по высоте. Если только для эксперимента на один раз, попробовать как оно будет если мотор будет ниже. Но ради одного раза сверлить транец не хочется.
По поводу винта:
от части я согласен с вами, но всё же думаю менять винт в моём случае надо в совокупности с обрезкой транца, дабы минимизировать шансы винта выпрыгивать из воды на волне, будь он грузовой или скоростной.
К тому же у меня есть отзыв владельца такой же лодки (380К) с мотором 10 л. с. (раздушен до 15 л. с.). У него тоже была проблема прохвата винта (завоздушивание), ну вероятно в меньшей степени чем у меня.
Он недавно подрезал транец на 50 мм. и результатом доволен. Проблема у него решилась.
Поделиться242016-08-09 00:06:12
Как только речь заходит про ножовку, я умываю руки.
Поделиться252016-08-09 23:08:47
Поделиться262016-08-10 09:14:04
Ого! А у них такая же проблема? И как после запиливания, проблема решается?
Поделиться272016-09-27 13:38:08
Только что вернулся с рыбалки и заодно протестировал лодку ещё раз, так сказать в боевых условиях.
Что было сделано перед поездкой для уменьшения «прохватов»:
1) Вырезан (занижен) транец примерно на 45 мм.
2) Приклеен интерцептор
3) Сделано полное ТО мотора
Итак, всё тот же мотор Тохатсу 5 л. с. 4-х тактный:
По моим субъективным ощущениям лодка стала легче выходить на глиссер. Один без загрузки- около 27 км/ч без волны и встречного ветра.
По волне прохваты были, но реже чем до «обрезания». При встречном ветре в одно лицо- немного задирало нос, надо загружать нос чутка.
Вдвоём- конечно тоскливо, но по спокойной воде выходили на глиссер, около 20 км/ч.
Нога была максимально приближена к транцу, т. е. все заплывы были на первой дырке.
Тохатсу 9,8 двухтактный (с грузовым винтом):
В одно лицо- довольно бодро идёт, легко выходит на глиссер, прохватов не наблюдалось, скорость 32-33 км/ч. Но чем больше загружал нос (один, а потом и два пассажира на переднюю банку)- тем больше было прохватов. Нос загружаешь- корма поднимается и снова прохваты. Мотор лёгкий, надо либо распределять загрузку ближе к корме, либо загружать зад лодки.
Тест проходил довольно сумбурно, возможно что-то упустил, не проверил, не описал. Но тем не менее есть над чем подумать, есть что обсудить. Фото обрезанного транца выложу позже.
Поделиться282016-10-03 08:59:43
Вот так выглядит транец после обрезки:
Поделиться292016-10-03 10:34:37
Поделиться302016-10-03 10:35:10
Фотки не загружаются (
Поделиться312017-06-16 13:29:37
Поменял мотор, взял б/у, 4-х тактный Тохатсу 9,8 (больше не стал из-за веса и регистрации и цены).
По волне пока не было возможности проверить. По спокойной воде прохватов практический нет (напомню транец вырезан на 45 мм).
Скорость в одно лицо (70 кг) около 33 км/ч
Вдвоём (70+ 80 кг)- 26-27 км/ч
Сразу вопрос: это нормальные скорости для моей лодки и моторчика или мало?
Но когда в лодке пассажир- появилось такое ощущение, что нос лодки немного «зарывается» после выхода на глиссер, тем самым создаёт дополнительное сопротивление.
Есть мнения:
1) попробовать поменять винт (я пока не определил какой у меня стоит, мотор старый, винт потёртый, не видно).
2) побольше загружать корму
3) попробовать чуть-чуть сместить мотор назад (тем самым сместить центр тяжести назад) с помощью фанерки (проставки) 10-15 мм.
Или более глобально- с помощью выносного транца.
4) поиграть с давлением в скегах, возможно чуть не докачены были.
Чуть позже попробую сделать фото или даже видео, на котором видно (визуально, возможно я ошибаюсь), что лодка «роет» носом немножко.
Поделиться322017-06-16 13:56:17
Интерцептор наклеил? Если нет, то очень зря.
Пассажир у меня всегда рядом со мной на встроенной банке.
Впереди шмурдячок, всегда позволяющий подобрать оптимальную загрузку.
Поделиться332017-06-16 16:19:47
Интерцептор я наклеил сразу, мне в этой теме посоветовали.
У меня банка для пассажира на ликтросах (можно двигать вперёд- назад). Я специально такую сделал, чтобы можно было распределять нагрузку.
Но совсем вплотную к пуфику не поставить- пассажиру не удобно будет сидеть (сидит лицом ко мне, чтобы брызги и волна в лицо не летели).
Надо будет попробовать в следующий раз максимально сдвинуть её к пуфику и посадить на неё пассажира.
Поделиться342017-06-16 16:56:03
Поделиться352017-06-16 20:40:04
Надо будет попробовать в следующий раз максимально сдвинуть её к пуфику и посадить на неё пассажира.
Нет.
Пробуйте посадить пассажира рядом с собой.
Я про это писал
Пассажир у меня всегда рядом со мной на встроенной банке.
Поделиться362017-06-19 10:02:56
Nomad:
Мотор уже есть тот который есть (Тохатсу 9,8), поменять на более мощный пока не смогу по ряду причин.
По поводу листа пластика не совсем понял- как вы его закрепили там? Он съёмный или каждый раз закрепляете снова? Каких он размеров?
Serggrey:
У вас что, вместо штатного пуфика сделана банка? Потому что на пуфике то вдвоём сидеть не удобно, тем более у меня на него ещё сидушка приделана поворотная.
Вот кстати фото, как я занизил транец (раньше почему то не получалось фото вставить). Это ещё с пред идущим моторчиком 5 л. с.:
Это кстати частично помогло уменьшить прохваты.
Поделиться372017-06-19 11:14:25
У меня на каботах съемный вкладыш НДВД. Под него можно положить лист прочного пластика, что полностью удаляет прогиб НДВД, прохваты и увеличивает стабильную
скорость хода до 36 км в час (под винтом, под водометом до 30 км в час и еще куча переделок).
Поделиться382017-06-19 11:17:02
Поделиться392017-06-19 11:20:35
Точнее, на обычных плоскодонках дно гнут как раз мощные моторы, а на кате мощный мотор поднимает НДНД от воды и его перестает гнуть.
У меня под 15-ю силами дно 430 KLM всегда чертит воду, разогнать кат выше 32 км в час не получилось даже полностью пустым.
У Вас совершенно другая модель ката, под 15-ю силами скорее всего будут другие результаты.
Поделиться402017-06-20 10:53:43
Да, у меня другая лодка и другие проблемы. У меня даже с мотором 9,8 лодку поднимает на скеги и достигаю скорости до 33 км/ч.
Но это всё без пассажиров и без груза. Видимо более короткая лодка (380К по сравнению с 420 и 430) гораздо более чувствительна к загрузки носа.
Отсюда и моя проблема с «зарыванием» носа при посадки в лодку пассажира.
Что такое прохваты на лодочном моторе
86 сообщений в этой теме
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!
Войти
Есть аккаунт? Войти.
Недавно просматривали 0 пользователей
Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
Автор: Kreator
Создана 2 часа назад
Автор: Lord1970
Создана 15 часов назад
Автор: Виктор_DV
Создана 26 Декабря 2020
Автор: Савва
Создана 23 Декабря 2006
Автор: Савва
Создана 8 Января 2007
Автор: Крупный скутерист
Создана 19 Декабря 2016
Автор: Kreator
Создана 15 Марта 2016
Автор: Kreator
Создана Вчера в 03:36
Автор: топтыгин
Создана Вчера в 06:26
Форум любителей лодок «БРАТАН\РОТАН»
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
прохваты
Сообщений 1 страница 12 из 12
Опрос
Поделиться12012-08-19 22:55:38
приобрел к380. по сравнению с предыдущими лодками день и ночь, но сталкнулся с тем, что мотор работает нормально только в положении когда нога максимально прижата к транцу. если поставить на 2-ю или 3-ю дырку выход, или вернее попытка выхода на глисс, мгновенный, но тут же прохваты. кто-нибудь сталктвался с подобным и как боролся. да, забыл, мотор мерк 15-2т
Поделиться22012-08-20 09:01:38
nikon
1. Какой винт? Какие обороты? Хотя уже почти понятно, т.к. «.. попытка выхода на глисс, мгновенный, но тут же прохваты.»
2. Откуда ВЫ? Т.е. не плохо бы максимально подзаполнить профиль для удобства общения.
Голосовалка ничего не даст. Почитайте форум. Недавно наобсуждались по этой теме на примере, по-моему, 420-го. Поиск в помощь. Особенно посмотрите сообщения о разнице между прохватом и перекрутом.
Поделиться32012-08-20 10:58:05
Ещё.
При каком весе прохваты?
На гружёной лодке или пустой(1 человек).
Скорее всего у тебя просто гнёт транец.
Т.Е. голосовалка не совсем правильная.Надо добавить ещё один пункт.
3.Усилить транец.
От борта до борта 18мм. фанеру и шириной 20см.
Поделиться42012-08-20 13:47:51
Скорее всего у тебя просто гнёт транец.
можно я влезу со своими прохватами. на 430Э на волне появляются прохваты, примерно каждую 5-7 волну, ямаха 15 с длиной ногой, транец увеличил надставкой на 20 см, выставлял так что бы акп была ниже дна на 3 см. транец под мотором в статике видно как изгибается если покачать за мотор. Могут быть эти прохваты из за изгибания транца?
Поделиться52012-08-20 14:00:37
Могут быть эти прохваты из за изгибания транца?
Конечно могут, тем более, что увеличил рычаг. а) усилить транец по всей площади как советует Иван в 3 посте; б) давление в баллонах и днище ниже паспортного (что скорее всего на волнах и сказывается)
Отредактировано Стрелец (2012-08-20 14:01:24)
Поделиться62012-08-20 20:56:51
Скорее всего у тебя просто гнёт транец.
Поделиться72012-08-20 21:59:03
Поделиться82012-08-20 23:15:49
У меня от Т18 и при загрузке.Гуляет транец как сдрасти,на закрытие покажу.Если плавно,то можно без прохватов выйти на глисс.
В одно лицо без прохватов,+75кг. и сразу прохваты,правда на поднятом моторе.
Поставил(усилил) фанеркой всего шириной 50см. и высотой 10см. из 18мм. и сразу прохваты уменьшились.
AndruGold
Андрюх,качаю 0.25 дно,035 баллон,0.45 скеги насосом.
Поделиться92012-08-21 08:45:39
качаю 0.25 дно,035 баллон,0.45 скеги
Для баллона 0,25 вполне достаточно, поскольку у Ротана с водой взаимодействует дно и скеги лишняя десятка в бортах скорости вряд ли добавит, а вот ресурс может пострадать. Скеги качаю 0,4 на берегу, если добиваю на воде, то 0,35.
nikon Для понимания ситуации желательно фото со стороны транца лодки с установленным мотором, как там плита по отношению к дну расположена. А вообще я на Р380К запытывал Мерк 15 и Маринер9,9(нога у него мерковская), проблем не было вообще, даже без всяких настроек.
Поделиться102012-08-23 08:02:12
У меня ямаха 20 4т, транец не гнется, кавитация умеренная присутсвует при определенных условиях, но все решается сменой развесовки.
Поделиться112012-08-23 16:57:51
У меня ямаха 20 4т, транец не гнется
Ну вот же, все нормально. И ничего не гнет. А вес этих моторов явно разный
Дело было не в бобине (с)
Поделиться122012-08-24 08:56:32
приобрел к380. по сравнению с предыдущими лодками день и ночь, но сталкнулся с тем, что мотор работает нормально только в положении когда нога максимально прижата к транцу. если поставить на 2-ю или 3-ю дырку выход, или вернее попытка выхода на глисс, мгновенный, но тут же прохваты. кто-нибудь сталктвался с подобным и как боролся. да, забыл, мотор мерк 15-2т