что такое программность в музыке

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА

Про­грам­мой мо­жет слу­жить за­гла­вие, ука­зы­ваю­щее на что-ли­бо вдох­но­вив­шее ком­по­зи­то­ра; бо­лее под­роб­ные про­грам­мы обыч­но пред­став­ля­ют со­бой литературный сю­жет.

В программной музыке ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся зву­ко­изо­бра­зи­тель­ность, кон­кре­ти­за­ция че­рез жанр. Раз­ли­ча­ют­ся кар­тин­ная (музыкальные кар­ти­ны при­ро­ды, народных празд­неств, битв и другие) и сю­жет­ная про­грамм­ность. Раз­ви­тие музыкальных об­ра­зов в сю­жет­но-про­грамм­ной му­зы­ке в той или иной сте­пе­ни от­ве­ча­ет кон­ту­рам сю­же­та (как пра­ви­ло, за­им­ст­во­ван­но­го из ху­дожественной литературы), по­рой да­ёт­ся лишь музыкальная ха­рак­те­ри­сти­ка основных об­ра­зов.

Про­грамм­ность в соб­ст­вен­ном смы­с­ле бе­рёт на­ча­ло в эпо­ху ба­рок­ко в про­из­ве­де­ни­ях К. Фа­ри­ны (сборник «При­чуд­ли­вое ка­прич­чио», издан в 1627 году в Дрез­де­не), А. По­льет­ти (сюи­та для кла­ви­ра «Вос­ста­ние в Ве­нг­рии», 1671 год), И.Я. Фро­бер­ге­ра, Г.И.Ф.Би­бе­ра, И. Ку­нау. Сре­ди про­грамм­ных про­из­ве­де­ний XVIII века: «Ка­прич­чио на отъ­езд воз­люб­лен­но­го бра­та» И.С. Ба­ха, цикл скри­пич­ных кон­цер­тов «Вре­ме­на го­да» А. Ви­валь­ди, кла­ве­син­ные ми­ниа­тю­ры Ф. Ку­пе­ре­на, Ж.Ф. Ра­мо. Ряд про­из­ве­де­ний программной музыки соз­дал Л. ван Бет­хо­вен: 6-я сим­фо­ния («Пас­то­раль­ная»; все час­ти име­ют на­зва­ния), увер­тю­ра «Ко­рио­лан» и другие.

Круп­ный вклад в программной музыки вне­сли русские ком­по­зи­то­ры: симфоническая кар­ти­на «Ива­но­ва ночь на Лы­сой го­ре», фортепианный цикл «Кар­тин­ки с вы­став­ки» М.П. Му­сорг­ско­го, симфоническая сюи­та «Шехе­ра­за­да» Н.А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, сим­фо­ния «Ман­фред», увер­тю­ра-фан­та­зия «Ро­мео и Джуль­ет­та», фан­та­зия для ор­ке­ст­ра «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» П.И. Чай­ков­ско­го и другие; программная музыка пи­са­ли А.К. Гла­зу­нов, А.К. Ля­дов, А.Н. Скря­бин, С.В. Рах­ма­ни­нов, Н.Я. Мяс­ков­ский, Д.Д. Шос­та­ко­вич.

Источник

Что такое программность в музыке

нем. Programmusik, франц. musique а programme, итал. musica a programma, англ. programme music

Встречаются программные муз. соч., в к-рых в качестве программы привлекаются произв. живописи, скульптуры, даже архитектуры. Таковы, напр., симф. поэмы Листа «Битва гуннов» по фреске В. Каульбаха И «От колыбели до могилы» по рисунку М. Зичи, его же пьесы «Часовня Вильгельма Телля»; «Обручение» (к картине Рафаэля), «Мыслитель» (по статуе Микеланджело) из фп. циклов «Годы странствий» и др. Однако возможности предметной, понятийной конкретизации у этих иск-в не являются исчерпывающими. Не случайно живописные и скульптурные произв. снабжаются конкретизирующим названием, к-рое может рассматриваться как своеобразная их программа. Поэтому в муз. произв., написанных по тем или иным творениям изобразит, иск-в, по существу объединяются не только музыка и живопись, музыка и скульптура, но музыка, живопись и слово, музыка, скульптура и слово. И функции программы в них выполняет гл. обр. не произв. изобразит, иск-ва, но словесная программа. Это определяется прежде всего разноплановостью музыки как временного иск-ва и живописи и скульптуры как иск-в статичных, «пространственных». Что же касается архитектурных образов, они вообще неспособны конкретизировать музыку в предметно-понятийном плане; авторы муз. произв., связанных с архитектурными памятниками, как правило, вдохновлялись не столько ими самими, сколько история, событиями, разыгравшимися в них или вблизи них, легендами, к-рые о них сложились (пьеса «Вышеград» из симф. цикла Б. Сметаны «Моя родина», упомянутая выше фп. пьеса «Часовня Вильгельма Телля» Листа, к-рой автор не случайно предпослал эпиграф «Один за всех, все за одного»).

Программность явилась большим завоеванием муз. иск-ва. Она обусловила обогащение круга образов действительности, находящих отражение в муз. произв., поиски новых выразит. средств, новых форм, способствовала обогащению и дифференциации форм и жанров. Обращение композитора к П. м. обычно определяется его связью с жизнью, с современностью, вниманием к актуальным проблемам, в др. случаях само способствует сближению композитора с действительностью, более глубокому её постижению. Однако кое в чём П. м. уступает музыке непрограммной. Программа суживает восприятие музыки, отвлекает внимание от выраженной в ней общей идеи. Воплощение сюжетных замыслов обычно сопряжено с муз. характеристиками, отличающимися большей или меньшей условностью. Отсюда двойственное отношение многих великих композиторов к программности, к-рая и притягивала их, и отталкивала (высказывания П. И. Чайковского, Г. Малера, Р. Штрауса и др.). П. м. не является неким: высшим родом музыки, как не является им и музыка непрограммная. Это равноправные, одинаково правомерные разновидности. Различие между ними не исключает их связи; оба рода связаны и с вок. музыкой. Так, колыбелью программного симфонизма были опера и оратория. Оперная увертюра явилась прототипом программной симф. поэмы; в оперном искусстве лежат и предпосылки лейтмотивизма и монотематизма, столь широко применяющихся в П. м. В свою очередь непрограммная инстр. музыка испытывает влияние вок. музыки и П. м. Найденные в П. м. новые выразит. возможности становятся достоянием и непрограммной музыки. Общие тенденции эпохи сказываются на развитии как П. м., так и непрограммной музыки.

Единство музыки и программы в программном соч. не является абсолютным, нерасторжимым. Случается, что программа не доводится до слушателя при исполнении соч., что лит. произв., к к-рому автор музыки отсылает слушателя, оказывается ему незнакомым. Чем более обобщённую форму избирает композитор для воплощения своего замысла, тем меньший ущерб восприятию нанесёт подобный «отрыв» музыки произведения от его программы. Такой «отрыв» всегда нежелателен, если речь идёт об исполнении совр. произведений. Однако он может оказаться и закономерным, когда речь идёт об исполнении произв. более ранней эпохи, поскольку программные замыслы с течением времени могут утратить прежнюю актуальность, значимость. В этих случаях муз. произв. в большей или меньшей степени утрачивают черты программности, превращаются в непрограммные. Т. о., грань между П. м. и музыкой непрограммной, вообще совершенно чёткая, в историч. аспекте условна.

Программность широко представлена и в творчестве сов. композиторов, в т.ч. С. С. Прокофьева («Скифская сюита» для оркестра, симф. эскиз «Осеннее», симф. картина «Сны», фп. пьесы), Н. Я. Мясковского (симф. поэмы «Молчание» и «Аластор», симфонии No 10, 12, 16 и др.), Д. Д. Шостаковича (симфонии No 2, 3 («Первомайская»), 11 («1905 год»), 12 («1917 год») и др.). Программные соч. создаются и представителями более молодых поколений сов. композиторов.

В России изучение проблемы программности началось ещё в период деятельности рус. классич. муз. школы, представители к-рой оставили важные высказывания по этому вопросу. Внимание к проблеме программности особенно усилилось в сов. время. В 1950-е гг. на страницах журн. «Советская музыка» и газ. «Советское искусство» прошла спец. дискуссия по вопросу о муз. программности. Эта дискуссия выявила и расхождения в понимании явления П. м. Высказывались, напр., мысли о «программности в строгом смысле слова» и в широком понимании термина, о программности «объявленной» и «необъявленной», о программности «для себя» (композитора) и для слушателей, о программности «осознанной» и «неосознанной», о программности в непрограммной музыке и др. Существо всех этих высказываний сводится к признанию возможности П. м. без программы, приданной соч. самим композитором. Подобная точка зрения неизбежно приводит к отождествлению программности с содержательностью, к объявлению программной всей музыки, к оправданию «отгадывания» необъявленных программ, т.е. произвольного истолкования композиторских замыслов, против к-рого всегда резко выступали сами композиторы. В 50-60-е гг. появилось немало работ, которые внесли определённый вклад в разработку проблем программности, в частности в область разграничения видов П. м. Однако единое понимание явления программности ещё не установилось.

Литература: Чайковский П. И., Письма к H. P. фон-Мекк от 17 февраля/1 марта 1878 и 5/17 декабря 1878, в кн.: Чайковский П. И., Переписка с Н.Ф.фон-Мекк, т. 1, М.-Л., 1934, то же, Полн. собр. соч., т. VII, М., 1961 с. 124-128, 513-514; его же, О программной музыке, М.-Л., 1952; Кюи Ц. A., Русский романс. Очерк его развития, СПБ, 1896, с. 5; Ларош, Нечто о программной музыке, «Мир искусства», 1900, т. 3, с. 87-98; его же, Предисловие переводчика к книге Ганслика «О музыкально-прекрасном», Собр. муз.-критич. статей, т. 1, М., 1913, с. 334-61; его же, Один из противников Ганслика, там же, с. 362-85; Стасов В. В., Искусство в XIX веке, в кн.: XIX век, СПБ, 1901, то же, в его кн.: Избр. соч., т. 3, М., 1952; Ястребцев В. В., Мои воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, вып. 1, П., 1917, Л., 1959, с. 95; Шостакович Д., О подлинной и мнимой программности, «СМ», 1951, No 5; Бобровский В. П., Сонатная форма в русской классической программной музыке, М., 1953 (автореферат дисс.); Сабинина М., Что такое программная музыка?, «МЖ», 1959, No 7; Арановский М., Что такое программная музыка?, М., 1962; Tюлин Ю. Н., О программности в произведениях Шопена, Л., 1963, М., 1968; Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963; Ауэрбах Л., Рассматривая проблемы программности, «СМ», 1965, No 11. См. также лит. при статьях Эстетика музыкальная, Музыка, Звукопись, Монотематизм, Симфоническая поэма.

Источник

что такое программность в музыке. Смотреть фото что такое программность в музыке. Смотреть картинку что такое программность в музыке. Картинка про что такое программность в музыке. Фото что такое программность в музыке

Лекция в рамках дисциплины «Теория содержания музыки»

Понятие программности в музыке относится к инструментальным жанрам. Термин произошёл от греческого слова «предписание», «объявление». Обычно под «программной» понимается инструментальная музыка, так или иначе связанная со словом. А программой в узком смысле принято считать более или менее развёрнутое изложение какого-либо сюжета, предписанное композитором произведению. Для примера назовём «Фантастическую симфонию» Берлиоза, «Кикимору» Лядова, 10-ю симфонию Слонимского. Программой может служить и стихотворение, как в «Сонетах Петрарки» Листа или в симфонической поэме Балакирева «Тамара», опирающейся на стихотворение Лермонтова.

Кроме таких форм программной музыки, где слово присутствует внеинтонационно, есть и такие, где носителем слова или буквы (как слова в сокращении) является музыкальная интонация. Вспомним приём «подразумеваемого слова» и темы-монограммы. Первое возникает, когда в инструментальной музыке композитор цитирует вокальное произведение с известным текстом, или когда инструментальный опус целиком является транскрипцией вокального. Программны прелюдии и фуги, инвенции и синфонии И.С.Баха, 8-й квартет и 11-я симфония Шостаковича; программны листовские транскрипции песен Шуберта и собственных вокальных произведений, «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина и подобные им произведения, где «работают» не только заголовки, но и тексты вокальных источников. Программным элементом являются и темы-монограммы, указывающие на личность автора, «героя», которому посвящён опус, или географические реалии (городок Аш в «Карнавале» Шумана). Наконец, слово может быть зашифровано через числовые символы, в частности – при помощи суммы порядковых номеров букв в алфавите. Как считает Ю. Петров, тема первой фуги ХТК ( I ) И.С.Баха, содержащая 14 звуков, представляет собой его автограф ( Bach ).

Программность может иметь то или иное «наклонение», тот или иной вид. Выделим четыре вида программности (см. таблицу №2 в приложении) .

Второй вид – эмоционально-психологическая программность, когда музыка. в согласии с заголовком, создаёт «портрет» эмоции. Например – «Порыв» Шумана.

Третий вид, сюжетную программность, представляет музыка, тяготеющая к последовательному изложению событий, звеньев сюжета. Так происходит в «Фантастической симфонии» Берлиоза, в увертюре Балакирева к трагедии Шекспира «Король Лир», в симфонических произведениях Р. Штрауса «Дон Кихот» и П.Дюка «Ученик чародея».

Программность, особенно имеющая сюжетное наклонение, в XIX веке стала одним из стимулов к возникновению новых жанров и новых, свободных форм. В инструментальных балладах, рапсодиях, поэмах, фантазиях, в легендах и сказках проявляется стремление к свободе и оригинальности композиции. Соната и симфония менее других жанров склонны к программности и к трансформации в связи с этим классической формы. Поэтому, например, программные симфонии Берлиоза и вызвали в своё время споры и порицания.

Изначально расположен был к программности жанр увертюры как вступления к оперному или драматическому спектаклю. Это объясняется необходимостью наметить сюжетные ходы предстоящего театрального п роизведения и выразить его идею. Те же задачи выполняли и музыкальные антракты. Такова театральная музыка Бетховена, Мендельсона, Балакирева, те же функции выполняют увертюры и антракты в операх Глинки. Став самостоятельным, жанр увертюры не утратил тенденции к программности, как бы сохраняя память о своём происхождении. Например, увертюру- фантазию Чайковского «Ромео и Джульетта», сочинённую как самодостаточное произведение, можно в какой-то мере представить и как вступление к несуществующей опере.

Итак, по утверждению В.Конен, «. непрерывная смена «программной» и «чистой» музыки, или, точнее, процесс перехода первой во вторую, является одной из кардинальных и устойчивых закономерностей музыкального искусства» ( 3, с.21).

Какие практические рекомендации следуют из всего сказанного?

Таким образом, каковы бы ни были формы связи музыки со словом, необходимо воспринимать не только поверхностный слой содержания (слово в какой-либо форме), но и идти вглубь, вслушиваться в музыкальные реалии, постигая глубинный смысл сочинения.

Источник

Программная музыка

Полезное

Смотреть что такое «Программная музыка» в других словарях:

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое либо явление… … Википедия

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — новейшая «описательная» или «изобразительная» музыка (Вагнер и его последователи), стремящаяся в звуках передавать движение, различные действия и т. д., нуждается в программе для того, чтобы она была вполне понятна слушателям; отсюда программная… … Словарь иностранных слов русского языка

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений … Большой Энциклопедический словарь

Программная музыка — (нем. Programmusik, франц. musique а programme, итал. musica a programma, англ. programme music) муз. произведения, имеющие определённую словесную, нередко поэтич. программу и раскрывающие запёчатлённое в ней содержание. Явление муз.… … Музыкальная энциклопедия

программная музыка — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей содержание. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений. * * * ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА,… … Энциклопедический словарь

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — Как вы думаете, чем отличается фортепианный концерт Чайковского от его же симфонической фантазии «Франческа да Римини»? Конечно, вы скажете, что в концерте солирует фортепиано, а в фантазии его нет вовсе. Может быть, вы уже знаете, что концерт… … Музыкальный словарь

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — (от нем. Programmusik), музыка, задача которой – изобразить состояние внутреннего или внешнего мира, более или менее точно определенное в приложенном к композиции тексте ( программе ). Под влиянием последнего, слушатель, внимая п й м е, не… … Музыкальный словарь Римана

программная музыка — инструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). Название происходит от программы – текста, которым композиторы часто сопровождали… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

Источник

Программная музыка

Ю. Н. Хохлов.

Полезное

Смотреть что такое «Программная музыка» в других словарях:

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое либо явление… … Википедия

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — новейшая «описательная» или «изобразительная» музыка (Вагнер и его последователи), стремящаяся в звуках передавать движение, различные действия и т. д., нуждается в программе для того, чтобы она была вполне понятна слушателям; отсюда программная… … Словарь иностранных слов русского языка

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений … Большой Энциклопедический словарь

программная музыка — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей содержание. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений. * * * ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА,… … Энциклопедический словарь

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — Как вы думаете, чем отличается фортепианный концерт Чайковского от его же симфонической фантазии «Франческа да Римини»? Конечно, вы скажете, что в концерте солирует фортепиано, а в фантазии его нет вовсе. Может быть, вы уже знаете, что концерт… … Музыкальный словарь

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — (от нем. Programmusik), музыка, задача которой – изобразить состояние внутреннего или внешнего мира, более или менее точно определенное в приложенном к композиции тексте ( программе ). Под влиянием последнего, слушатель, внимая п й м е, не… … Музыкальный словарь Римана

программная музыка — инструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). Название происходит от программы – текста, которым композиторы часто сопровождали… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

Программная музыка — род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности,… … Большая советская энциклопедия

Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *