что такое программно изобразительная музыка

Программно-изобразительная музыка

К программным (от греческого «программа» — «объявление») относятся инструментальные музыкальные произведения, в основе которых лежит «программа», то есть определенный сюжет или образ. Чаще всего программное произведение имеет определенный заголовок, эпиграф или литературное предисловие. Его создает или избирает сам композитор.

Благодаря конкретному содержанию программная музыка более доступна и понятна слушателям. Ее выразительные средства особенно рельефны и ярки. В программных произведениях композиторы широко используют звукозапись, изобразительность, сильнее подчеркивают контраст между образами-темами, разделами формы.

Рассмотрим на примере…

М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»

Модест Петрович Мусоргский — выдающийся русский композитор 19 века, прославился прежде всего своими гениальными операми «Борис Годунов» и «Хованщина». Для фортепиано композитор писал немного, но однажды, захвачен необычайным замыслом, создал для этого инструмента выдающееся произведение.

«Картинки с выставки» — это сюита, состоящая из десяти программных фортепианных пьес. Каждая из них задумана как воспоминание об одной из художественных работ его друга — архитектора и художника В. А. Гартмана. Есть здесь и особенная пьеса — «прогулка», связывающая все картинки в единый сюжет.

В музыкальной теме «Прогулки» Мусоргский изобразил себя самого, как он прохаживается по выставке. «Прогулка» звучит много раз между произведениями, но ее характер изменяется, изображая отношение композитора к увиденному.

Эскиз нехитрого елочного украшения в виде уродливого сказочного карлика дал толчок к созданию глубоко психологической пьесы «Гном»

Балет невылупившихся птенцов

Это необычное название возникло под воздействием рисунка, на котором были изображены эскизы балетных костюмов в виде яичных скорлуп. Мусоргский создал крошечную сценку, воспроизводящую веселую суматоху птенцов.

Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)

На выставке Мусоргский увидел макет часов в виде избушки на курьих ножках. Композитор решил «увековечить» хозяйку избушки — любимого персонажа русских народных сказок — в одной из музыкальных картинок.

Выдающийся русский композитор Петр Ильич Чайковский чрезвычайно тонко чувствовал природу и посвятил ей немало прекрасных страниц своей музыки.

Как-то он получил интересное предложение от редактора одного петербургского журнала — на протяжении года написать 12 фортепианных пьес для публики в нотном приложении. Чайковский сразу согласился. И вот в 1876 году, ежемесячно, любители музыки стали получать прекрасные фортепианные миниатюры, которые сразу полюбились им. (Прям как наш челлендж =) )

В этом своеобразном календаре двенадцать пьес — по числу месяцев в году. Каждая пьеса уникального альбома изображает яркий образ природы или сценку из жизни и имеет свое программное название.

Кажется, у каждого моего любимого композитора есть произведение «Времена года». А кто мой любимый композитор кроме Чайковского? Правильно, Антонио Вивальди! Более подробный анализ его концерта найдем в теме 3.2 — «сложные музыкальные формы».

Алена Лисичная. Сюита «Красная Шапочка»

Мало кто знает настоящую историю этой сюиты. На самом деле, первоначальное название было «Красная Шапочка в японском стиле». В этом произведении мне хотелось соединить две культуры — русские сказки, самобытный русских дух и японский стиль, восточную философию.

Сюита состоит из 4 пьес для скрипки и фортепиано:

Источник

Открытый урок на тему «Программно-изобразительная музыка» по музыкальной литературе (первый год обучения)

Разделы: Музыка

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Методические материалы: раздаточный материал (лото), репродукции картин зарубежных и русских художников, CD компакт-диски, музыкальный центр.

Наш урок посвящён теме «Программно – изобразительная музыка», и поскольку мы только что закончили изучать тему «Тембры инструментов симфонического оркестра», давайте повторим всё, что вы запомнили.

Поиграем в лото (детям раздаются карточки с вопросами, называются понятия, учащиеся должны правильно разложить их на карточках):

А теперь посмотрите на доску и определите, какие инструменты не входят в состав симфонического оркестра. (На доске – репродукции картин Э.Моне «Флейтист», В.Тропинина «Гитарист», Ф.Хальса «Рыбак, играющий на скрипке», Д.Левицкого «Арфистка».) (Приложение 2)

Послушайте стихотворение Якова Халецкого, и перечислите все инструменты, которые в нём встретите, а также группы, к которым они относятся:

О, если б вы знали,
Как нежен фагот,
Какая душа у рояля!
И флейта, влюблено вздыхая,
Поёт –
Быть может, вы тоже слыхали?
Как арфа,
Прислушавшись к звукам рожка,
Ему отвечает охотно,
А скрипки
Гармонией красок дыша,
Собрали волшебные ноты.
Где столько красот,
Необычных подчас,
Ведут свои партии хором.
И снова басит
Ветеран-конрабас
В согласьи с самим дирижёром.
А ноты,
Слетая с натянутых струн,
Вокруг рассыпают улыбки.
И вторят им
Полные радостных дум
Гитары, и трубы, и скрипки!

II. Объяснение нового материала.

Теперь давайте подумаем, что такое программная музыка.

Какое произведение можно назвать программным? (Ответы детей суммируются, делается вывод о том, что все произведения, имеющие названия, заголовки отдельных частей, эпиграфы или развёрнутую литературную программу, называются программными.)

В вокальных, а также музыкально-театральных произведениях программа всегда ясна – в них есть текст. А как же понять, что происходит в инструментальной музыке?

Об этом позаботились композиторы, давая названия своим инструментальным сочинениям, особенно тем, в которых музыка что-то или кого-то изображает.

Умение превратить видимое в слышимое подвластно не каждому композитору. Однако некоторые композиторы обладали уникальным даром. Например, Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову лучше других удавалось изобразить море – людей, изображающих море в искусстве, называют «маринистами». Другой русский композитор – Модест Петрович Мусоргский был мастером изображения в музыке колокольных звонов.

Изумительные картины природы нарисовал в своих произведениях Пётр Ильич Чайковский – например, в фортепианном цикле «Времена года» он изобразил все 12 месяцев, и, кроме того, сопроводил их не только названиями, но и эпиграфами из произведений русских поэтов. Это пример конкретной программности – в которой кроме названия произведения есть ещё уточнение – эпиграф, развёрнутая программа. Обобщённая программность выражена в конкретном ёмком названии произведения.

Сегодня мы будем говорить об изобразительности в симфонической музыке, так как именно в ней особенно ярко проявляется тембровая изобретательность композиторов.

Что легче всего изобразить в музыке? Конечно же, звуки природы.

Мы уже говорили о том, что Н. Римский-Корсаков в своей музыке рисовал удивительные картины морской стихии. На одном из первых уроков, посвящённом теме «Легенды о музыке», мы слушали его произведение, в котором показано море. (Дети называют симфоническую картину «Садко».) Какое море в нём изображалось? (Ответы учащихся суммируются, делается вывод о величавом, суровом и несколько сумрачном настроении этого произведения; делается сравнение с настроением картины И.Айвазовского «Среди волн» (1898 г.).) (Показ картины.)

Еще одна картина моря нарисована Н.Римским-Корсаковым в опере «Сказка царе Салтане» – во втором «чуде о 33-х богатырях». Вспомним, как их описывает Пушкин (стихотворение зачитывает один из учащихся):

Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге.
В чешуе, как жар, горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

А теперь послушаем это произведение. Что слышно в музыке? Рокот волн, завывание и свист ветра – пассажи струнных и деревянных духовых инструментов. Не правда ли, картина И. Айвазовского «Черное море» (1881 г.) (Приложение 3) подходит по настроению к этой музыкальной картине? Кажется, что сейчас выйдут из бушующих волн могучие витязи. Не случайно это произведение можно назвать «картинкой» – дело в том, что позднее Римский-Кросаков на основе музыке к опере создал симфоническую картину «Три чуда» о трех чудесах Царевны Лебеди. (Показ картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь».) (Приложение 4)

А теперь давайте вспомним, как называется произведение о природе спокойного, идиллического характера? (Пастораль.) Изумительные картины природы нарисованы австрийским композитором Людвигом Ван Бетховеном (показ портрета В. Думаняна) в шестой симфонии, которая так и называется – «Пасторальная».

Во 2-й части – «Сцене у ручья» можно услышать остроумное трио кукушки, соловья и перепела. (После прослушивания дети называют инструменты, которые изображают этих птиц – флейта, флейта-пикколо и кларнет.)

Вспомните пьесу «Утро» Эдварда Грига. Частью какого произведения она является? Сходна ли она по настроению со второй частью симфонии Л.Бетховена? Какие приёмы звукоизобразительности использовал Э.Григ? (Голоса птиц изображают деревянные духовые инструменты.)

А можно ли в музыке изобразить шум леса? Немецкий композитор второй половины XIX века Рихард Вагнер в своей опере «Зигфрид» изобразил легкий ветерок, гуляющий в кронах деревьев. Послушайте стихотворение американского поэта Генри Лонгфелло «Солнечный день»:

О. безупречно ясный день!
Меня охватывает лень,
И безраздельно полон я
Одним блаженством бытия!
И вздохи ветра мне слышны,
Чудесной музыки полны.
В ветвях, склонённых до земли,
Деревья струны обрели.

А теперь послушайте музыку Р.Вагнера. Не правда ли, она очень сходна по настроению со стихотворением Лонгфелло? Также можно провести параллель с картиной В.Васнецова «Дубовая Роща в Абрамцево» (Приложение 5), написанной в 1883 году, в тоже время, когда была создана опера Вагнера. Как передано движение листвы? (Пассажами деревянных духовых инструментов.)

А как в музыке изобразить пространство? Впечатление простора, объёмности звучания помогают создать интервалы, звучащие прозрачно, пусто (квинты и октавы). В первой части одиннадцатой симфонии Д. Шостаковича – крупнейшего симфониста XX. (Показ изображения скульптуры В. Думаняна.) Изображено огромное пространство Дворцовой площади. Эта часть так и называется – «Дворцовая площадь». В каких регистрах звучит музыка? (Крайние регистры, тембры засурдиненных струнных и арфы.)

Итак, в этих произведениях основным выразительным средством являлся тембр инструментов. Другие приёмы существуют для изображения движений людей, зверей, птиц. Если изображается движение, какие выразительные средства должны выйти на первый план? (Ответы детей суммируются, делается вывод: ритм и темп.)

Мы уже знакомы с одним симфоническим произведением, где изображено много персонажей – это «Петя и волк» С. Прокофьева. Вспомните, чьи характерные движения изобразил С. Прокофьев? (Птички, Кошки, Утки. Волка. Дедушки и самого Пети.) В каждом герое С. Прокофьев подчеркнул его характерную черту – лёгкость походки Пети (пунктирный ритм), ворчливость дедушки и т. д.

Мы также писали сочинение по произведению М. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов». В какую сюиту входит это произведение? («Картинки с выставки».)

Существует много музыкальных пьес, подражающих жужжанию насекомых. Самая знаменитая среди них – «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. Как царевич Гвидон тайком попадал в «царство славного Салтана»)? (С помощью Лебеди он превращался то в комара, то в муху, то в шмеля):

Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь обратился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился.

После прослушивания ответьте, пожалуйста, на вопрос: как передается жужжание шмеля? (Хроматическим опеванием устойчивых ступеней в лёгких пассажах, использованием тембров флейты соло и струнных инструментов пиццикато.) В музыке изображает, как он набирает высоту и уносится ввысь

Французский композитор Камиль Сен-Санс написал целую зоологическую фантазию – «Карнавал животных». Послушайте биографическую справку об этом композиторе (зачитывает один из учащихся) для небольшого ансамбля инструментов: 2-х роялей, струнного квинтета, флейты и флейты пикколо, фисгармонии, ксилофона и челесты, По форме – это сюита из 14-ти миниатюр.

В этих пьесах можно узнать кенгуру, кур и петуха слона, танцующего вальс. Мы слушали один номер из этой сюиты («Лебедь»), когда говорили о кантиленной мелодии и писали сочинение. (Зачитывается лучшее сочинение.)

Особое место занимают в музыке сказочные образы. Какие произведения Эдварда Грига, посвящённые гномам и троллям мы слушали? («В пещере горного короля» и «Шествие гномов».)

А сейчас мы обратимся к симфоническому скерцо французского композитора Поля Дюка «Ученик чародея». (Биографическую справку о композиторе зачитывает один из учеников.) Что такое скерцо? (Это произведение в быстром темпе, с причудливыми образами.)

Симфоническое скерцо «Ученик чародея» написано по балладе Гёте (отрывок из баллады зачитывает один их учащихся):

Наконец ушёл из дому
Чернокнижник седовласый!
Так за дело! Мне знакомы
Все его слова и пассы.
На него похоже
Буду говорить,
Смело стану тоже чудеса творить!
Ну-ка старая метёлка,
Наготу прикрой ветошкой;
Хлопотунья, балаболка,
Раздвоись – и шаркни ножкой!
С головой – кастрюля, что ты вьёшь круги?
Перестань – и пулей из воды беги.

Что ж! Метелка покорилась
И, подобно человеку,
Живо сбегала на речку
И в обратный путь пустилась
Глянул: а вода – наполняет враз.
Три больших ушата, чан, ведро, и таз.

Я забыл слова пароля, чтоб водица не текла,
Чтоб вернулась к прежней роли
Обнаглевшая метла!
Перестань! Иль будет худо,
Иль дождешься ты беды! –
А метла все носит с пруда
Ведра, полные воды.

. О, спасенье! Мастер входит!
— Половинки. Слейтесь вместе
И, метлою, в угол влезьте!
Это мастера приказ!
Только мастер в старой славе
Для трудов волшебных в праве
Вновь из пекла вызывать вас!»

Каким инструментам можно поручить причудливо-фантастическую тему? (Ёе исполняют три фагота в унисон.) Комически-неуклюжую главную тему произведения сопровождает пиццикато струнных инструментов. (Прослушивание скерцо «Ученик чародея».)

III. Закрепление нового материала.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

IV. Домашнее задание.

Источник

Тема №7. Программно – изобразительная музыка.

что такое программно изобразительная музыка. Смотреть фото что такое программно изобразительная музыка. Смотреть картинку что такое программно изобразительная музыка. Картинка про что такое программно изобразительная музыка. Фото что такое программно изобразительная музыка что такое программно изобразительная музыка. Смотреть фото что такое программно изобразительная музыка. Смотреть картинку что такое программно изобразительная музыка. Картинка про что такое программно изобразительная музыка. Фото что такое программно изобразительная музыка что такое программно изобразительная музыка. Смотреть фото что такое программно изобразительная музыка. Смотреть картинку что такое программно изобразительная музыка. Картинка про что такое программно изобразительная музыка. Фото что такое программно изобразительная музыка что такое программно изобразительная музыка. Смотреть фото что такое программно изобразительная музыка. Смотреть картинку что такое программно изобразительная музыка. Картинка про что такое программно изобразительная музыка. Фото что такое программно изобразительная музыка

что такое программно изобразительная музыка. Смотреть фото что такое программно изобразительная музыка. Смотреть картинку что такое программно изобразительная музыка. Картинка про что такое программно изобразительная музыка. Фото что такое программно изобразительная музыка

что такое программно изобразительная музыка. Смотреть фото что такое программно изобразительная музыка. Смотреть картинку что такое программно изобразительная музыка. Картинка про что такое программно изобразительная музыка. Фото что такое программно изобразительная музыка

Вы познакомились уже с большим количеством произведений. Многие из них имеют название. «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки и самого прозаического человека заставит что – то вообразить, на чем – то сосредоточится» (Роберт Шуман). Если, к примеру, вы откроете «Детский альбом» П. Чайковского и прочитаете название первой пьесы: «Утренняя молитва», то сразу настроитесь на определенный тон: строгий, светлый и сосредоточенный. Заголовок помогает исполнителю раскрыть характер музыки наиболее близко к авторскому замыслу, а слушателю – лучше воспринять этот замысел. Все произведения, имеющие название, заголовки отдельных частей, эпиграфы или развернутую литературную программу, называются программными.

В вокальных произведениях – песнях, романсах, вокальных циклах, а также в музыкально – театральных жанрах, всегда есть текст, и программа ясна.

А если музыка инструментальная, в ней нет текста, то как лучше понять ее и исполнить? Об этом позаботились композиторы, давшие названия своим инструментальным сочинениям, особенно тем, в которых музыка что –то или кого – то изображает. Итак, речь сейчас пойдет о программно – изобразительной музыке.

Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома, рокот волн… Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представить.

Нередко композиторы «рисуют» музыкальными красками картины природы.

А. Лядов «Волшебное озеро»- эта «сказочная картинка для оркестра» напоминает акварель. Те же легкие и прозрачные краски, та же тонкая игра полутонов и бликов.

Музыка «Волшебного озера» дышит тишиной и покоем. В музыке слышны звучащая лесная тишина и плеск потаенного озера. Основной звуковой материал пьесы – нарядная, мерно колышущаяся фактура. Здесь нет ни одной законченной протяженной мелодии. Короткие фразы, «зовы», манящие, увлекающие куда – то, то появляются, то, скользя, исчезают.

Прозрачность оркестровой фактуры связана с использованием широких интервалов (так композитор изображает прозрачность глубины вод). В зыбко колышущуюся фактуру струнных вкраплены тембры арфы, флейты, челесты. В гармонии преобладают красивые септаккорды, нонаккорды.

Зыбкое озеро имеет твердые очертания – берега. Музыка пьесы написана в уравновешенной, стройной форме, близкой к трехчастной. Восторженная, ликующая кульминация расположена ближе к концу произведения. Устойчивость форме придает прозрачно – легкая тональность ре – бемоль мажор, обрамляющая эту миниатюру.

Итак, изображение звуков, голосов, картин природы – самый излюбленный прием изобразительности в музыке.

Другой прием существует для изображения движений людей, зверей, птиц. Вспомним известную нам симфоническую сказку Прокофьева «Петя и Волк». Рисуя в музыке Птичку, Кошку, Утку и других персонажей, композитор изобразил их характерные движения, повадки, да так искусно, что можно воочию представить себе каждого из них в движении: летящую Птичку, крадущуюся Кошку, прыгающего Волка и т.п. Здесь основными изобразительными средствами стали ритм и темп.

Характер движений бывает различен: плавный, летящий, скользящий или, наоборот, резкий, неуклюжий… Плавные движения отражаются в гибком мелодическом рисунке, штрихе legato, а резкие – в «колючем», угловатом рисунке мелодии, остром штрихе staccato. Яркий пример изобразительности такого рода – пьесы Мусоргского «Гном», «Балет невылупившихся птенцов», «Лиможский рынок», «Избушка на курьих ножках» из фортепианного цикла «Картинки с выставки».

Этот фортепианный цикл написан Мусоргским под впечатлением выставки рисунков художника В. Гартмана, друга композитора, в 1874 г.

что такое программно изобразительная музыка. Смотреть фото что такое программно изобразительная музыка. Смотреть картинку что такое программно изобразительная музыка. Картинка про что такое программно изобразительная музыка. Фото что такое программно изобразительная музыка

«Гном». Рисунок Гартмана изображал щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома. Мусоргский наделяет в своей музыке Гнома чертами человеческого характера, сохраняя при этом внешний облик сказочного и причудливого существа. В этой небольшой пьесе слышатся и глубокое страдание, и отчаяние, в ней запечатлена и угловатая поступь угрюмого Гнома.

«Балет невылупившихся птенцов». Эту забавную пьесу Мусоргский назвал скерцино – маленькое скерцо (сравните: «шутка» – «шуточка»). На рисунке Гартмана изображены ученики балетной школы. Они пытаются «летать»- танцевать, но до «звезд» им еще далеко.

«Избушка на курьих ножках». На рисунке Гартмана были изображены часы в форме сказочной избушки. Мусоргский же переосмыслил образ: в его музыке изображена не игрушечная избушка, а ее хозяйка- Баба- Яга. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. От музыки так и веет былинным размахом, русской удалью.

«Лиможский рынок». На одном из рисунков Гартмана изображен рынок в старинном французском городе Лимож. Мусоргский по – своему «озвучил» рисунок художника. Всю разноголосицу рыночной толпы – неумолкающую болтовню торговок, обрывки разговоров, спор кумушек, в нетерпении перебивающих друг друга,- композитор превратил в оживленный звуковой поток скерцо (беспрерывный, бойкий поток шестнадцатых, легкий штрих staccato, неожиданные резкие акценты, мажорный лад, высокий звонкий регистр).

К. Сен- Санс. «Карнавал животных». Это произведение, в котором виртуозно и, в тоже время, с улыбкой демонстрируются изобразительные возможности музыкального искусства. Написавший в 1886 году эту музыкальную шутку Камиль Сен – Санс был выдающимся французским композитором, вместе с тем, он живо интересовался зоологией, ботаникой, астрономией.

Произведение предназначено для небольшого ансамбля инструментов: двух роялей, струнного квинтета, флейты и флейты пикколо, кларнета, фисгармонии, ксилофона и челесты. По форме – это сюита из четырнадцати миниатюр.

Метко и живо изображены в музыке лев, куры, петух, слон, танцующий… вальс, кенгуру, лебедь и другие животные, птицы, рыбы.

«Кенгуру». Его портрет забавен. Суетливые прыжки животного изображаются у фортепиано с помощью форшлагов, штриха staccato и пауз, разделяющих звуки короткой темы. Форшлаги точно отмечают момент толчка, а паузы – прыжок. Каждая фраза, ускоряясь в начале, завершается осторожным замедлением движения. При этом неожиданно меняется размер и ритм. Неустойчивые аккорды звучат робко и неуверенно. Так возникает представление о смешных прыжках неуклюжей кенгуру, то и дело останавливающейся и осторожно озирающейся.

В пьесах «Слон», «Черепахи», «Пианисты» композитор не только изображает неловкие движения своих персонажей, но и подсмеивается над ними. Для этого он избирает редкий в музыке жанр музыкальной пародии.

«Слон». У Сен- Санса слон… танцует вальс. Наши обычные представления об изяществе и легкости этого танца неожиданно разрушаются низкими звуками солирующего контрабаса. Его звучание в низком регистре так тяжеловесно, что ни о каком изяществе, легкости и речи быть не может. Можно только восхищаться изобретательностью композитора, мысленно представляя вальсовое кружение слона.

Далее (средний раздел пьесы) бедному слону приходится вальсировать под музыку духов воздуха! Здесь Сен – Санс цитирует фрагменты «Балета скифов» из оратории Берлиоза «Осуждение Фауста» и «Скерцо» Мендельсона из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Изящные и воздушные темы, звучащие в оригинале в высоком регистре, здесь, в пьесе Сен- Санса, перемещены в низкий, «слоновий», регистр. Эта метаморфоза (превращение) сделала их почти неузнаваемыми.

«Лебедь». В этой пьесе создан образ совершенной красоты, неподвластной времени. Классическая чистота и строгость кантиленой мелодии, благородный «бархатный» тембр виолончели сделали эту пьесу шедевром лирики. Выразительная пластичность мелодии, ее спокойное ритмическое дыхание, уравновешенный и плавный рисунок фраз создают неувядающий лирический образ. Немаловажна и яркая изобразительная деталь: мелодия звучит на фоне спокойных фигураций фортепиано, подражающих легкому плеску воды.

Эта пьеса имела большой успех у слушателей. И сейчас она звучит в многочисленных переложениях для различных инструментов, инструментальных ансамблей и даже хора. На ее музыку выдающийся русский балетмейстер М. Фокин создал знаменитый балетный номер для великой русской балерины Анны Павловой.

Праздничный «Финал» сюиты (галоп) наиболее точно соответствует названию произведения – «Карнавал животных». В веселом стремительном танце словно проносятся знакомые нам персонажи, мелькают, наподобие карнавальных масок, темы предыдущих пьес.

Вы помните, как царевич Гвидон тайком попал в царство «славного Салтана»? Он «летел», оборотясь то в комара, то в муху, то в шмеля.

Пьеса Римского- Корсакова ярко изобразительна. В ней использован жанр виртуозного этюда. Жужжание шмеля передается хроматическим опеванием основных опорных тонов. Пьеса написана для солирующей флейты и струнных инструментов.

В музыке изображается, как шмель в своем полете «набирает высоту». А вот он словно кружит на одном месте.

«Прощальный», уносящийся ввысь, пассаж почти зримо изображает, как шмель, улетая, превратился в крохотную точку, а затем исчез.

Изображая движения, походку своих героев, композитор раскрывает и их характер. Так, музыкальные портреты мальчика Пети и Дедушки («Петя и Волк») «нарисованы» Прокофьевым яркими, контрастными красками: оба героя сказки изображены в движении, поэтому их музыка связана с жанром марша. Но как непохожи эти два марша! Тема Пети – легкая, упругая по ритму и подвижная, похожа на задорную песню, а в теме Дедушки резче проступают черты марша: она «жесткая», резкая по ритму, динамике, более сдержанная по темпу.

«Рисовать» музыкальные портреты первыми научились французские композиторы 18 века. Например, Франсуа Куперен многим своим пьесам для клавесина давал названия («Сестра Моник», «Флорентинка», «Кумушка» и другие). Традицию писать музыкальные портреты продолжили композиторы 19 века. Среди них – немецкий композитор Роберт Шуман.

А. Лядов. «Баба Яга». «Кикимора». Причудливо, красочно «нарисовал» музыкальные портреты этих персонажей русских сказок композитор А. Лядов. Русская песня, русская сказочность- родная стихия композитора. В этих оркестровых пьесах талант композитора выразился наиболее полно и совершенно.

Лядов юмористично изобразил полет Бабы- Яги, избрав жанр скерцо. Эта симфоническая миниатюра написана в одночастной форме со вступлением и кодой. Автор предпослал пьесе эпиграф:

«Баба – Яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с шестом и помелом. Баба- Яга села в ступу и выехала со двора, шестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели».

Пьеса начинается с «посвиста» Яги: флейта – пикколо и … валторна. Свист хозяйки будит лесное царство: у валторн «ползут» по хроматизмам вверх «сказочные» увеличенные трезвучия. Но вот появляется тема Яги – соло фагота. Оказывается, что «природный голос» старухи – бас.

Основной раздел скерцо – Presto. Яга летит в ступе на предельной скорости. Музыкальное развитие основано на оркестровом варьировании и разработке основной темы. Усложняется и ритмический рисунок. Сухой, «костяной» тембр ксилофона словно подстегивает бешеное движение остинатной фигурой.

Буря в лесу достигает своей кульминации, а затем постепенно затихает. Тема Яги сокращается до короткого мотива, звучность падает до ppppp. В коде слышится лишь эхо посвиста Бабы- Яги.

«Кикимора»- народное сказание для оркестра. Лядов здесь тоже предпосылает пьесе литературный текст, заимствованный из народных сказок.

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- баюн, говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова- то у ней малым- малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора со утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Мастерски использует Лядов оркестр для изображения таинственного пейзажа: низкий регистр и «темные тембры» духовых инструментов и виолончелей с контрабасами- для изображения каменных гор, потонувших в ночном мраке, а прозрачный, светлый высокий регистр флейт, скрипок, челесты – для изображения звона «хрустальчатой колыбельки» и мерцания ночных звезд.

Начинается пьеса медленным вступлением: мелодия его тихая, причудливая, сумрачная (виолончели, контрабасы). Нисходящая минорная терция в басах в самом начале (лейтинтонация всей пьесы), «ползучие» хроматизмы в средних голосах оркестра, тревожный рокот литавр создают атмосферу тайны, ведут в загадочную страну.

Покой «сонного царства» чуть оживляется – звучит ласковая песенка Кота- баюна (в духе колыбельной).

Голос Кикиморы, как крик ночной птицы, появился и исчез. Снова воцарилась сонная тишина. Слышна колыбельная Кота – баюна. Новое появление Кикиморы звучит страшнее – ее голос стал резче, выше и пронзительнее.

Затем в высоком регистре возникают волшебные, небесные звуки челесты, как звон «хрустальчатой колыбельки». Но и здесь, в переливах челесты, мелькает причудливая тема Кикиморы.

Основной раздел пьесы – стремительное скерцо (presto). Октавные скачки, воздушные паузы, «волшебные» увеличенные трезвучия остроумно рисуют прыжки и ужимки Кикиморы.

«Неутомимая работа» Кикиморы передана в моторике «вечного движения», в назойливо вертящихся хроматических мотивах. Постепенно напряжение нарастает, оркестровая фактура уплотняется – все ведет к кульминации. Кикимора поднимает страшный переполох, ей кажется, что она торжествует – ее терцовый мотив звучит по – богатырски, в неестественном для нее низком регистре.

Музыка может изображать и пространство. «Нарисовать» бескрайние равнины, просторы русских полей мастерски удалось Чайковскомув первой части симфонии «Зимние грезы». А все потому, что композитор использовал здесь такие музыкальные приемы: песенные темы исполняются деревянными духовыми инструментами в удаленных друг от друга контрастных регистрах, на расстоянии нескольких октав. Прозрачность и незаполненность фактуры и создают впечатление простора.

Большую изобразительную роль в музыке играют гармония и тембры инструментов (Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», о которой вы прочтете позже).

Вопросы и задания.

1. Что такое программно- изобразительная музыка?

2. Как изобразил Мусоргский суету и говор толпы в пьесе «Лиможский рынок», а также движение и портреты персонажей пьес «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов»?

3. Как изображен полет шмеля в опере Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане»?

4. Расскажите о пьесах цикла «Карнавал животных» Сен- Санса. Какие музыкальные средства использовал композитор, изображая кенгуру, слона, лебедя?

5. Какими музыкальными средствами создан ночной пейзаж в «Кикиморе» Лядова? В чем проявилась изобразительность в разделе «presto»?

6. Какими музыкальными средствами пользуется Лядов, изображая Бабу- Ягу?

7. Как удалось Чайковскому изобразить широкие русские просторы в первой части симфонии «Зимние грезы»?

Понятия к теме «Программно – изобразительная музыка».

1. Программные произведения – это все музыкальные произведения, имеющие название, заголовки отдельных частей, эпиграфы или развернутую литературную программу.

2. Программно – изобразительная музыка- музыкальные произведения, имеющие название, в которых, согласно замыслу композитора, музыка что –то или кого – то изображает (звуки природы, движения и особенности характера людей, пространство…)

3. Форшлаг – мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков и предваряющее какой – либо звук мелодии. Изображается нотами мелкого начертания. Существует короткий и долгий форшлаг.

5. Квинтет- ансамбль из пяти участников.

6. Финал – завершение оперы, балета, симфонии, сюиты.

7. Presto (престо)- быстро (итал.).

8. Септаккорд- аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям; крайние звуки аккорда образуют септиму (отсюда и название аккорда).

9. Нонаккорд- аккорд, состоящий из пяти звуков, расположенных по терциям; крайние звуки аккорда образуют нону (отсюда и название аккорда).

10. Инструментальная миниатюра – небольшая пьеса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *