что такое программа в программной музыке
Программная музыка
Полезное
Смотреть что такое «Программная музыка» в других словарях:
Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое либо явление… … Википедия
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — новейшая «описательная» или «изобразительная» музыка (Вагнер и его последователи), стремящаяся в звуках передавать движение, различные действия и т. д., нуждается в программе для того, чтобы она была вполне понятна слушателям; отсюда программная… … Словарь иностранных слов русского языка
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений … Большой Энциклопедический словарь
Программная музыка — (нем. Programmusik, франц. musique а programme, итал. musica a programma, англ. programme music) муз. произведения, имеющие определённую словесную, нередко поэтич. программу и раскрывающие запёчатлённое в ней содержание. Явление муз.… … Музыкальная энциклопедия
программная музыка — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей содержание. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений. * * * ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА,… … Энциклопедический словарь
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — Как вы думаете, чем отличается фортепианный концерт Чайковского от его же симфонической фантазии «Франческа да Римини»? Конечно, вы скажете, что в концерте солирует фортепиано, а в фантазии его нет вовсе. Может быть, вы уже знаете, что концерт… … Музыкальный словарь
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — (от нем. Programmusik), музыка, задача которой изобразить состояние внутреннего или внешнего мира, более или менее точно определенное в приложенном к композиции тексте ( программе ). Под влиянием последнего, слушатель, внимая п й м е, не… … Музыкальный словарь Римана
программная музыка — инструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). Название происходит от программы – текста, которым композиторы часто сопровождали… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
Программой может служить заглавие, указывающее на что-либо вдохновившее композитора; более подробные программы обычно представляют собой литературный сюжет.
В программной музыке широко применяются звукоизобразительность, конкретизация через жанр. Различаются картинная (музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и другие) и сюжетная программность. Развитие музыкальных образов в сюжетно-программной музыке в той или иной степени отвечает контурам сюжета (как правило, заимствованного из художественной литературы), порой даётся лишь музыкальная характеристика основных образов.
Программность в собственном смысле берёт начало в эпоху барокко в произведениях К. Фарины (сборник «Причудливое каприччио», издан в 1627 году в Дрездене), А. Польетти (сюита для клавира «Восстание в Венгрии», 1671 год), И.Я. Фробергера, Г.И.Ф.Бибера, И. Кунау. Среди программных произведений XVIII века: «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» И.С. Баха, цикл скрипичных концертов «Времена года» А. Вивальди, клавесинные миниатюры Ф. Куперена, Ж.Ф. Рамо. Ряд произведений программной музыки создал Л. ван Бетховен: 6-я симфония («Пасторальная»; все части имеют названия), увертюра «Кориолан» и другие.
Крупный вклад в программной музыки внесли русские композиторы: симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе», фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, симфоническая сюита «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» П.И. Чайковского и другие; программная музыка писали А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, Н.Я. Мясковский, Д.Д. Шостакович.
Лекция в рамках дисциплины «Теория содержания музыки»
Понятие программности в музыке относится к инструментальным жанрам. Термин произошёл от греческого слова «предписание», «объявление». Обычно под «программной» понимается инструментальная музыка, так или иначе связанная со словом. А программой в узком смысле принято считать более или менее развёрнутое изложение какого-либо сюжета, предписанное композитором произведению. Для примера назовём «Фантастическую симфонию» Берлиоза, «Кикимору» Лядова, 10-ю симфонию Слонимского. Программой может служить и стихотворение, как в «Сонетах Петрарки» Листа или в симфонической поэме Балакирева «Тамара», опирающейся на стихотворение Лермонтова.
Кроме таких форм программной музыки, где слово присутствует внеинтонационно, есть и такие, где носителем слова или буквы (как слова в сокращении) является музыкальная интонация. Вспомним приём «подразумеваемого слова» и темы-монограммы. Первое возникает, когда в инструментальной музыке композитор цитирует вокальное произведение с известным текстом, или когда инструментальный опус целиком является транскрипцией вокального. Программны прелюдии и фуги, инвенции и синфонии И.С.Баха, 8-й квартет и 11-я симфония Шостаковича; программны листовские транскрипции песен Шуберта и собственных вокальных произведений, «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина и подобные им произведения, где «работают» не только заголовки, но и тексты вокальных источников. Программным элементом являются и темы-монограммы, указывающие на личность автора, «героя», которому посвящён опус, или географические реалии (городок Аш в «Карнавале» Шумана). Наконец, слово может быть зашифровано через числовые символы, в частности – при помощи суммы порядковых номеров букв в алфавите. Как считает Ю. Петров, тема первой фуги ХТК ( I ) И.С.Баха, содержащая 14 звуков, представляет собой его автограф ( Bach ).
Программность может иметь то или иное «наклонение», тот или иной вид. Выделим четыре вида программности (см. таблицу №2 в приложении) .
Второй вид – эмоционально-психологическая программность, когда музыка. в согласии с заголовком, создаёт «портрет» эмоции. Например – «Порыв» Шумана.
Третий вид, сюжетную программность, представляет музыка, тяготеющая к последовательному изложению событий, звеньев сюжета. Так происходит в «Фантастической симфонии» Берлиоза, в увертюре Балакирева к трагедии Шекспира «Король Лир», в симфонических произведениях Р. Штрауса «Дон Кихот» и П.Дюка «Ученик чародея».
Программность, особенно имеющая сюжетное наклонение, в XIX веке стала одним из стимулов к возникновению новых жанров и новых, свободных форм. В инструментальных балладах, рапсодиях, поэмах, фантазиях, в легендах и сказках проявляется стремление к свободе и оригинальности композиции. Соната и симфония менее других жанров склонны к программности и к трансформации в связи с этим классической формы. Поэтому, например, программные симфонии Берлиоза и вызвали в своё время споры и порицания.
Изначально расположен был к программности жанр увертюры как вступления к оперному или драматическому спектаклю. Это объясняется необходимостью наметить сюжетные ходы предстоящего театрального п роизведения и выразить его идею. Те же задачи выполняли и музыкальные антракты. Такова театральная музыка Бетховена, Мендельсона, Балакирева, те же функции выполняют увертюры и антракты в операх Глинки. Став самостоятельным, жанр увертюры не утратил тенденции к программности, как бы сохраняя память о своём происхождении. Например, увертюру- фантазию Чайковского «Ромео и Джульетта», сочинённую как самодостаточное произведение, можно в какой-то мере представить и как вступление к несуществующей опере.
Итак, по утверждению В.Конен, «. непрерывная смена «программной» и «чистой» музыки, или, точнее, процесс перехода первой во вторую, является одной из кардинальных и устойчивых закономерностей музыкального искусства» ( 3, с.21).
Какие практические рекомендации следуют из всего сказанного?
Таким образом, каковы бы ни были формы связи музыки со словом, необходимо воспринимать не только поверхностный слой содержания (слово в какой-либо форме), но и идти вглубь, вслушиваться в музыкальные реалии, постигая глубинный смысл сочинения.
Что такое программа в программной музыке
Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Но он не умеет рисовать картины и рассказывать истории. Как же так? Ведь мы уже знаем много музыкальных картин, музыкальных сказок. Но обратите внимание: для того чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы, например «Утро». Но это слово направляет нашу фантазию. Мы можем услышать в музыке настроение покоя, чувство радости, мелодию, похожую на наигрыш пастушьего рожка, а название подскажет нам, что это картина утра.
Вспомните сюиту Слонимского «Принцесса, не умевшая плакать». Там у каждой части есть не только название, но и более подробное пояснение в виде отрывка из сказки.
Все названия и словесные пояснения к музыкальным произведениям называются программой. А музыка, у которой есть программа, называется программной музыкой.
Программные музыкальные произведения могут быть самыми разнообразными. Можно попытаться выделить два основных типа программности картинную и сюжетную.
Музыкальные «картинки» обычно бывают небольшими миниатюрами, в которых развивается один музыкальный образ: «портрет», «пейзаж» или особая звукоподражательная картина, например шум вьюги или птичье пение.
Музыкальные «сказки» и «рассказы» обычно укладываются в более крупную форму. Там, как правило, несколько музыкальных тем, которые соответствуют разным событиям сюжета, и более разнообразное развитие этих тем. Но, рассказывая интересную историю, можно и «картинку нарисовать». Поэтому в музыкальных произведениях, написанных по мотивам какого-либо сюжета, мы часто можем встретить смешанный (картинно-сюжетный) тип программности.
Иногда, когда композиторы пишут музыку по мотивам литературного произведения, они не «пересказывают» в музыке сюжет, а передают, например, только чувства главных героев. Такую программность можно назвать психологической.
Картинный тип программности ярко представлен в небольшой фортепианной пьесе болгарского композитора Андрея Стоянова «Снежинки».
В первых двенадцати тактах излагается тема. Тонкая, изящная звукопись рисует картину искрящихся, порхающих снежинок. Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Середина развивает эту же тему, не создавая контраста. Чуть уплотняются аккорды, чуть усиливается динамика, исчезают паузы между фразами, но в целом музыкальный образ не изменяется. Точная реприза дополнена маленькой кодой. В начале коды мы как бы чувствуем лёгкий порыв ветра: внезапный четырёхзвучный аккорд в динамике forte. Это небольшая и неожиданная кульминация. И снова переливаются на солнце блестящие снежинки. Музыка затихает.
Пример сюжетной программности вам встречался в пьесе Разорёнова «Два петуха» (см.).
А в уже упоминавшейся сказочной сюите Слонимского программность смешанного типа. С одной стороны, там есть подробно выписанный сюжет. С другой стороны, почти все пьесы представляют собой музыкальные картинки: портрет Принцессы-плаксы, портрет Ведьмы и так далее. Музыкальный сюжет развивается не в отдельных пьесах, а в сопоставлении этих пьес. И не случайно для этого произведения композитор выбрал форму многочастной сюиты.
Что такое музыкальное программирование — кто и почему им занимается, устраивая настоящие live-сессии
Ранее мы говорили об инструменте OpenMusic. Он позволяет писать музыку, используя объектно-ориентированный подход. Сегодня речь пойдет о людях, которые создают композиции с помощью специализированных языков программирования. И зачастую делают это «в прямом эфире».
Краткая история компьютерной музыки
Первым компьютером, который использовали для создания музыки, был CSIRAC. Его спроектировала группа австралийских инженеров в конце 40-х годов. Тогда математик Джеф Хилл (Geoff Hill) разработал специальную алгоритмическую программу для синтеза музыкальных произведений. В 1951 году CSIRAC успешно исполнил популярный «Марш полковника Боги» («Colonel Bogey March»). Но на этом его музыкальные достижения закончились.
Поэтому первым «компьютерным музыкантом» считают Макса Мэтьюса (Max Mathews). Он начал воспроизводить музыку с помощью мейнфрейма IBM. Пример такой композиции:
С тех пор музыкальное программирование проделало большой путь. Под этим термином чаще всего понимают процесс создания треков с помощью секвенсоров, синтезаторов и специального ПО. Но некоторые инженеры-музыканты считают такой подход моветоном. Сторонники этой точки зрения используют программный код и специализированные ЯП для создания своих композиций.
Кто программирует музыку
В качестве примера можно привести инженера Эндрю Соренсена (Andrew Sorensen). Он доктор компьютерных наук и обладатель степени бакалавра в сфере джаза. Эндрю пишет музыку с 2005 года. Примеры треков можно найти на его Vimeo-канале. Вот одна из его работ (музыка начинается со второй минуты). Такие музыканты часто устраивают live-сессии и пишут треки перед живой аудиторией. Например, этим занимается Эллисон Уокер (Allison Walker) — саунд-дизайнер в игрострое из Мельбурна. По её словам, на таких выступлениях аудитория лучше понимает, насколько сложную работу проделывает композитор цифровой музыки.
К слову, на подобные перформансы можно попасть и в России. Например, в минувшие выходные в Екатеринбурге прошел алгорейв — дискотека, на которой диджеи в реальном времени писали код. Слушатели могли наблюдать, как наборы переменных и цифр превращаются в мелодию.
Некоторые авторы не просто программируют цифровую музыку. Они создают системы машинного обучения, которые помогают составлять музыкальные композиции и даже пишут их самостоятельно.
В этом направлении работает композитор Дэвид Коп (David Cope) из Университета Калифорнии. Он разработал и запатентовал алгоритм, генерирующий музыкальные треки на основе существующих. Например, на видео выше представлена композиция, основанная на творчестве Баха.
На чем пишут
Для создания музыки такого рода используют специальные языки программирования. Их число довольно обширно, поэтому дальше мы приведем лишь некоторые из них.
Примером может быть ORCA — это эзотерический ЯП для создания процедурных секвенсоров, в котором каждая буква алфавита представляет собой отдельную операцию. Один из резидентов Hacker News отметил, что написание мелодии с помощью операторов ORCA напоминает сборку пазла. Исходники и подробную инструкцию можно найти в репозитории на GitHub.
Вот пример мелодии, сгенерированной на ORCA:
Некоторые музыканты создают собственные языки. Например, уже упомянутый Эндрю Соренсен представил Extempore. Он разработан специально для проведения живых выступлений.
В 2014 году Эндрю выступил на конференции для разработчиков OSCON. Там он продемонстрировал возможности своего языка и написал мелодию с нуля. Запись есть на YouTube.
Также стоит выделить язык ChucK, который разработали инженеры из Принстонского университета еще в 2003 году. Он поддерживает параллельное выполнение нескольких потоков и дает возможность изменять программу прямо во время её исполнения. Подробная документация с примерами есть на сайте проекта.
Считать ли программную музыку искусством
Есть мнение, что программно-сгенерированные треки — это не настоящая музыка («искусственная»). В прошлом многие музыканты отказывались играть мелодии, сгенерированные программой Дэвида Копа, когда он просил их об этом. По словам Дэвида, они считали, что это негативным образом повлияет на их профессиональный имидж. Но ситуация изменилась.
Все больше людей и композиторов считает, что компьютеры и вычислительные системы созданы для расширения человеческих возможностей и развития творческих способностей. И все чаще музыканты экспериментируют с новым ПО, техникой и звуками — подбирают и создают необычные семплы. Едва ли музыкальное программирование станет массовым. Но это определенно то явление на стыке сразу нескольких областей знаний и культур, на которое стоит обратить внимание.
Дополнительное чтение в нашем «Мире Hi-Fi»: