что такое программа развития образовательной организации
Программа развития школы и детского сада: какие новые мероприятия включить
Предлагаем образцы программы развития для школы и детского сада с учетом новых требований. Эксперт сделал акцент на новых ФГОС, воспитательной работе и цифровизации, уделил внимание сетевому взаимодействию. В рекомендации – алгоритм подготовки программы, готовые образцы и формулировки. Используйте их, чтобы организовать работу в новых условиях, повысить конкурентоспособность школы и детского сада.
Что включить в программу развития на 2022 год
Внесите в программу развития мероприятия, которые соответствуют грядущим изменениям в законодательстве. Это позволит адаптироваться к новшествам и успешно пройти проверки. Также вы сможете поучаствовать в государственных проектах и получить деньги, которые выделяют на их реализацию.
Мероприятия для детского сада
В детском саду продолжите цифровизацию образовательной среды, которую начали в 2020 году. С марта 2022 года это новая обязанность заведующего по профстандарту – реализовывать проекты в сфере цифровой трансформации детского сада и знать основы цифровизации (приказ Минтруда от 19.04.2021 № 250н).
Чтобы выполнить требования профстандарта руководителя, воспользуйтесь Методическими рекомендациями (письмо Минпросвещения от 21.06.2021 № 03-925). Они содержат основные условия цифровизации дошкольного образования.
Запланируйте мероприятия по созданию цифровой образовательной среды. Отразите их в программе развития. Предусмотрите минимум три компонента цифровой среды:
При планировании учтите, что электронные средства обучения можно применять только для детей, которым исполнилось 5 лет (п. 2.10.2 СП 2.4.3648-20). Все закупаемое оборудование должно соответствовать требованиям СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21 и техническим регламентам.
Мероприятия для школы
В школе определите мероприятия, которые помогут внедрить новые ФГОС НОО и ООО с 1 сентября 2022 года. Проверьте также, соответствует ли школа аккредитационным показателям. Проверяющие будут это мониторить с 1 марта.
Внедрите ФГОС–2021
Запланируйте на начало 2022 года разработку новых программ и других методических документов. Проверьте материально-техническую базу – соответствует ли она новым требованиям, поможет ли достичь результатов, которые устанавливают ФГОС–2021. Например, соотнесите оборудование учебных кабинетов с требованиями третьего раздела ФГОС ООО. Перечень обязательного оборудования смотрите в таблице.
Проверьте соответствие школы аккредитационным показателям
С марта 2022 года будут выдавать бессрочную аккредитацию, а после – проводить мониторинг школ на соответствие аккредитационным показателям. Перечень показателей еще не утвердили, однако Рособрнадзор планирует это сделать до конца 2021 года. Ведомство предлагает заменить оценку соблюдения ФГОС на более конкретные фактические показатели – например, квалификацию и успехи педагогов, успеваемость учеников и т. д. Вероятно, будут использовать фонды оценочных средств, с помощью которых Рособрнадзор уже оценивает универсальные и общепрофессиональные компетенции.
Запланируйте в программе развития мероприятия по подготовке к мониторингу. Например, поручите ответственному следить, когда утвердят аккредитационные показатели для общеобразовательных организаций. Организуйте внутреннюю проверку – соответствует ли школа этим показателям. Если нет, примите меры, чтобы исправить нарушения, иначе школу могут лишить аккредитации (ч. 4 ст. 93.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Мероприятия для школы и детского сада
В школе и детском саду запланируйте мероприятия по улучшению условий труда, обновите акты по охране труда. Обсудите с коллегами, в каком формате примите участие в целевой программе «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности». Это позволит получить целевые субсидии. Включите в программу развития мероприятия по усилению антитеррористической безопасности.
Обновите систему охраны труда
С марта 2022 года начнется реформа сферы охраны труда. Для директора и заведующего она принесет новые обязанности, которые закрепили в Трудовом кодексе:
Обсудите с коллегами, как лучше реализовать новые требования в школе и детском саду. Внесите изменения в локальные акты, издайте приказы, которые зафиксируют, как вы выполняете эти требования.
Запланируйте мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Отведите на них минимум 0,2 процента суммы затрат, которую рассчитываете для государственного или муниципального задания (ст. 226 ТК). Мероприятия возьмите из типового перечня или придумайте свои, например:
Развивайте дополнительное образование
Запланируйте участие в мероприятиях целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» Минпросвещения реализует ее до 2025 года (распоряжение Минпросвещения от 21.06.2021 № Р-126). Ведомство финансирует:
Отдельно поддерживают образовательные организации, интегрирующие общее и дополнительное образование на основе историко-культурных ценностей.
Обсудите с педагогами и родителями, какие мероприятия близки вашей организации, какие направления дополнительного образования лучше организовать. Например, создайте кадетские классы, в том числе казачьи, откройте интегрированное отделение «Юный патриот» на базе детского сада и т.д.
Усильте антитеррористическую безопасность
Внесите в программу развития мероприятия, которые позволят усилить безопасность детей, работников и посетителей. Можете ими дополнить антикризисный план, который надо было разработать в мае 2021 года по распоряжению Минпросвещения (письмо Минпросвещения от 11.05.2021 № СК-123/07).
Сначала оцените антитеррористическую защищенность школы и детского сада. Затем вместе с ответственными запланируйте меры, чтобы усилить безопасность и выполнить требования законодательства.
Кому поручить разработку программы развития
Чтобы написать программу развития, создайте рабочую группу. В школе включите в ее состав заместителей директора, учителя по информатике и ИКТ, других учителей-предметников. В детском саду – старшего воспитателя, педагогов дополнительного образования и воспитателей. Привлеките к работе представителей коллегиальных органов образовательной организации. Например, членов управляющего и попечительского советов, совета родителей.
За каждым блоком программы закрепите минимум одного человека. В программу развития должны войти все направления деятельности образовательной организации – реализация основных и дополнительных образовательных программ, охрана здоровья обучающихся, платные образовательные услуги, работа с родителями, организациями-партнерами и другие направления.
Распределите обязанности между членами рабочей группы. При этом учитывайте их интересы и не забывайте стимулировать. Например, для работников будет стимулом дополнительная оплата, а для родителя – возможность участвовать в жизни своего ребенка, создавать условия для его обучения.
Состав рабочей группы, обязанности ее членов и сроки разработки программы утвердите приказом. Используйте готовый образец приказа.
Как разработать проект программы развития
Поручите рабочей группе подготовить проект программы. Структуру определите самостоятельно. Учитывайте требования учредителя – он вправе устанавливать их к структуре и срокам действия программы.
Если рекомендаций учредителя нет, ориентируйтесь на письмо Минпросвещения от 07.06.2019 № 07-3760. В нем министерство описывает примерное содержание и структуру программы развития школ, которые реализуют АООП и участвуют в проекте «Современная школа» нацпроекта «Образование».
Титульный лист. Укажите полное название школы или детского сада и период реализации программы развития. Поставьте отметку об утверждении.
Паспорт программы. Впишите полное наименование организации и документы-основания для разработки программы. Укажите сведения о разработчиках, цель, комплексные задачи программы, основные направления развития организации, период реализации. Цель должна быть ясной, точной, измеримой и достижимой.
Напишите порядок финансирования программы – например, средства субсидии на муниципальное задание, целевые субсидии, средства физических и юридических лиц.
Определите целевые индикаторы и показатели успешности, ожидаемые результаты реализации программы. Напишите, как будете контролировать реализацию.
Информационная справка об организации. Кратко опишите сведения об организации, учениках и воспитанниках. Охарактеризуйте организационно-педагогические условия, окружающий социум и достижения.
Предложите разработчикам взять сведения из отчета о самообследовании. Можно не указывать информацию детально, а обобщить и дать краткую справку.
Основания для разработки программы развития. Проанализируйте внутренние и внешние факторы развития организации. Определите сильные и слабые стороны, перспективы развития. Результаты представьте в виде таблицы.
Основные направления развития организации. Перечислите направления, по которым планируете развивать школу или детский сад в ближайшие годы. Они должны соответствовать целям и задачам развития.
Мероприятия по реализации программы развития. Укажите мероприятия и их задачи, сроки проведения, ответственных лиц и ожидаемые результаты. Сгруппируйте мероприятия по направлениям развития организации или этапам их реализации. Оформите раздел в виде таблицы.
Механизмы реализации программы. Перечислите способы и приемы, которые будете использовать, чтобы достичь целей программы. Например, проведете анкетирование родителей и работников, привлечете партнеров, внедрите инновационные технологии в образовательный процесс, документооборот и т. д.
Ожидаемые результаты. Опишите результаты, которые планируете получить по итогам реализации программы. Результаты должны быть конкретными и измеримыми, соответствовать поставленным целям и задачам.
Критерии и показатели оценки реализации программы. Сформируйте критерии, по которым будете оценивать успешность реализации программы и достигнутый результат. Укажите их по направлениям развития организации. Критерии оценки обеспечат контролируемость реализации программы, выступят в роли индикативных показателей развития школы и детского сада.
Поручите оформить приложения к программе, если надо подтвердить или проиллюстрировать отдельные положения. Например, можно приложить справки, опросы и анкеты, схемы и графики.
СИТУАЦИЯ
Какой срок действия программы развития
Общих требований к сроку нет. Учредитель вправе устанавливать срок действия программы развития. Как правило, он составляет не менее трех лет.
Проверьте проект программы по ключевым моментам. Используйте для этого памятку. Раздайте ее членам рабочей группы, чтобы они не допускали ошибок при подготовке.
Что проверить в программе развития. Памятка для работников
Как согласовать проект программы развития
Изучите устав образовательной организации – закрепляет ли он за коллегиальным органом полномочие согласовывать программу развития. Если да, рассмотрите проект на заседании и получите согласие. Таким полномочием может обладать, например, управляющий совет.
Согласуйте готовый проект программы развития с учредителем (п. 7 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Направьте ему окончательный вариант и получите письменное подтверждение согласования. Это может быть подписанный гриф «Согласовано» или письмо.
Учредитель вправе издать нормативный правовой акт, который регулирует порядок согласования программы развития. В таком случае согласуйте программу в установленном порядке.
Как утвердить и опубликовать программу развития
Утверждайте программу развития после того, как учредитель согласовал ее. Сделать это можно двумя способами – поставить гриф утверждения на самой программе или издать приказ об утверждении. Смотрите образец приказа.
Разместите документ на сайте образовательной организации или информационном стенде. Закон не устанавливает такого требования, но, если программа будет в свободном доступе, все желающие смогут узнать приоритетные цели и направления развития образовательной организации. Это поможет родителям выбрать школу или детский сад, а партнерам – стратегию взаимодействия с организацией.
Как внести изменения в программу развития
Если срок действия программы развития еще не истек, внесите в нее изменения. Делайте это в том же порядке, в котором утверждали. Издайте приказ и утвердите изменения в виде отдельного документа или примите новую программу.
Утвердите изменения отдельным документом
Если изменения затрагивают небольшую часть программы развития, утвердите их отдельным документом. Поручите ответственному, например заместителю руководителя, подготовить проект.
Внесите проект в повестку заседания органа управления, с которым на основании локального акта или устава нужно согласовать изменения. Учтите или отклоните его замечания по программе. Если не хотите учитывать замечания, поясните причины на очередном заседании коллегиального органа.
Учредитель может установить, что изменения программы развития подведомственного учреждения принимают только с его согласия. В таком случае направьте ему проект изменений и получите заключение. Учтите внесенные правки или объясните, с чем не согласны. Главное, чтобы учредитель согласовал конечный вариант проекта.
Издайте приказ и утвердите изменения. Перечислите их в приказе или отдельном документе – приложении. Принять изменения можно и другим способом – поставить на документе гриф утверждения.
Утвердите новую программу развития
Если меняете большой объем текста, утвердите программу развития в новой редакции или на новый период – это зависит от регионального законодательства. Используйте готовые образцы документа для школы и детского сада на 2022–2025 годы.
Образцы программы развития на 2022–2025 годы
Что такое программа развития образовательной организации
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 7 июня 2019 года N 07-3760
О программе развития образовательной организации
Целью реализации мероприятия является создание современных условий для обучения и воспитания путем обновления инфраструктуры организаций, которое влечет за собой изменение содержания и повышение качества образовательного процесса.
Основными задачами реализации мероприятия являются:
1. обновление оборудования/оснащение:
мастерских для реализации предметной области «Технология» (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе с учетом Концепции преподавания учебного предмета «Технология»);
психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью (оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения);
учебных кабинетов и помещений для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью (компьютерного класса, спортивного зала/ зала лечебной физкультуры, учебных кабинетов химии, физики, географии, иностранных языков, музыки и иных кабинетов);
дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью.
2. создание условий для реализации дистанционных программ образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью в том числе на базе сетевого партнерства.
3. повышение квалификации руководящих и педагогических работников отдельных образовательных организаций.
Каждая организация должна разработать программу развития («дорожную карту») с учетом изменения подходов к организации своей деятельности и разместить ее на официальном сайте организации в телекоммуникационной сети «Интернет».
Программа развития должна быть составлена на период с 2019 до 2024 года с учетом индивидуальных особенностей функционирования, изменения инфраструктуры организации, приобретения современного оборудования, введения новых профилей по предметной области «Технология».
Основное содержание программы развития состоит из аналитического обоснования планируемых изменений; описания целей, задач, ожидаемых результатов развития школы; конкретный план действий по достижению поставленных целей.
При составлении программы развития следует учитывать следующие требования:
Структура программы развития состоит из следующих элементов:
1. Титульный лист с указанием полного названия организации, периода реализации программы развития, отметкой об утверждении программы развития.
Полное наименование образовательной организации
Документы, послужившие основанием для разработки программы развития
Сведения о разработчиках
Комплексные задачи программы развития
Основные направления развития образовательной организации
Порядок финансирования программы развития
Целевые индикаторы и показатели успешности
Ожидаемые результаты реализации программы развития
* Цель программы развития должна быть ясной, точной, измеримой, достижимой.
3. Информационная справка об организации, содержащая сведения об организации, об обучающихся, организационно-педагогические условия организации, характеристика окружающего социума, о педагогах, работающих в организации, характеристику достижений организации.
4. Основания для разработки программы развития, отражающие анализ внутренних и внешних факторов развития организации с указанием сильных и слабых сторон. Качественная интерпретация полученной информации может быть представлена в виде таблицы.
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала
Оценка перспектив развития с учетом изменения внешних факторов
Программа развития образовательных организаций
Раскройте сущность понятия «образовательные программы».
Перечислите основные задачи образовательных программ.
Опишите назначение программы развития образовательной организации.
В данной работе автор постарается раскрыть понятия и сущность процессов в развитии образовательных организаций (ОО), раскрыть все этапы при создании программы развития ОО в свете существующих нормативно-правовых документов в сфере образования и использовать данные указанные президентом РФ в распоряжениях и стратегии развития образования до 2020 года.
В ст.2 п.10 указано, что примерная основная образовательная программа – это учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Согласно статье 10 п. 2 образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование), а общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
В Российской Федерации согласно ст. 10 п. 4 устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
В Российской Федерации по статье 10 п. 5 устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
Дополнительное образование по ст. 10 п. 6 включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Система образования создает условия согласно ст. 10 п. 7 для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Образовательные программы определяют содержание образования, а из содержания образования мы можем вывести следующие цели и задачи образовательных программ:
Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей получению обучающимися современного качественного образования. Духовно-нравственному и физическому развитию, а также социализации личности.
Обеспечение современного качественного образования в соответствии с государственными стандартами.
Реализация преемственности и открытости во всех уровнях образования, предоставляющих каждому обучающемуся все возможные варианты и направления в различных сферах деятельности.
Построение образовательной практики с учетом региональных, социокультурных условий; воспитание у обучающихся уважительного отношения к своей стране, нации и традициям.
Формирование здорового образа жизни обучающихся.
Программа развития ОО (образовательной организации) рассматривается как инструмент органа управления ОО, необходимый для привлечения ресурсов для решения задач, придать процессу изменений в деятельности ОО целенаправленный характер устойчивого развития. Программа опирается на понятие «проблемы, управления и реализации». Прежде всего Программа развития ОО помогает заглянуть в будущее и спрогнозировать дальнейшее развитие ОО.
Программа развития ОО является управленческим документом, который предает процессу изменений в деятельности ОО целенаправленный характер устойчивого развития. При устойчивом развитии происходит совпадение векторов развития социального окружения и развития образовательной организации.
Программа является основой принятия управленческих решений в деятельности образовательной организации. При разработке Программы принимаются стратегические управленческие решения.
Программа развития является по форме целевой программой, а по содержанию – эффективным планом развития образовательной организации, что позволяет образовательному учреждению рассматривать процесс своего развития как повышение эффективности деятельности образовательной организации.
Вопрос 2. С ответом, на какие вопросы связано планирование будущего образовательной организации?
Формирование и конкретизация целей развития образовательной организации и её структурных подразделений составляют сущность и одной из важных функций управления – функции планирования.
Планирование будущего образовательных организаций напрямую связано со стратегическим планом развития, как социальной и экономической политики государства, так и стратегией развития образования, не только до 2020 года, но возможность уже сейчас заглянуть в 2025 год (для конкретных образовательных организаций), а также составить план развития до 2030 года всей социальной, политической и экономической политики в РФ и в сфере образования, как наиболее чувствительной, но и наиболее консервативной для модернизаций, реформирования и инновационной деятельности.
При планировании будущего образовательной организации нужно определить средства для достижения запланированных целей, сроков и последовательности реализации, выявления и распределения ресурсов.
Реализация всех поставленных целей предполагает решение следующих приоритетных задач при планировании будущего образовательной организации (ОО).
Обеспечение целенаправленного развития ОО в целом и всех его структурных подразделений.
Перспективная ориентация и ранее распознавание проблем развития.
Координация деятельности структурных подразделений и педагогического состава.
Создание базы для объективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности ОО путем сравнения фактических значений с запланированными.
Мотивация трудовой активности педагогических работников.
Информационное обеспечение педагогических работников ОО.
При планировании будущего развития образовательной организации необходимо учитывать следующие стадии планирования:
Разработка общих целей, задач и предложений по развитию.
Детализация и уточнение планов.
Согласование и корректировка планов.
Доведение планов до исполнителей (в части, касающейся их работы)
Реализация планов и их корректировка в ходе выполнения работ (при необходимости).
Вопрос 3. В процессе разработки программы развития образовательной организации можно выделить следующие этапы.
— Проблемный анализ состояния образовательной организации
Анализ состояния организации призван определить основу для разработки путей ее развития. На данном этапе разработки программы развития необходимо выделить сильные и слабые стороны организации. При составлении поэтапного плана и его анализа требуется четко и по пунктам определить, как в будущем организация могла бы соответствовать тем требованиям, которые к ней будут предъявляться.
— Формирование концепции будущего образовательной организации
При грамотном и своевременно проведенном анализе состояния образовательной организации возможен переход к формированию концепции развития будущего образовательной организации. Основные требования и рекомендации для составления концепции определены «Законом об образовании» и «Стратегией развития образования 2020», а перечень обязательных требований необходимых к наполнению образования, которые помогают сохранять преемственность и последовательность каждого уровня обучения профессии и специальности, согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).
— Разработка стратегии, основных направлений, и задач перехода к новой образовательной организации. Поясните, какие проблемы решает разработчик на каждом из выделенных этапов.
При планировании стратегии развития разрабатываются следующие
1. Распределение ресурсов: планирование, распределение материально-технических, финансовых, трудовых, информационных ресурсов и др.
2. При адаптации образовательных организаций, под требование государственной политики и с учетом приспособление к изменениям социального запроса населения и приходится обеспечивать благоприятные организационно-педагогические, научно-методические условия для опережения социального запроса населения путем введения в образовательный процесс новых образовательных направлений, предметных областей. Эффективность управления определяется не только при четко спланированных целях и задачах, но также и при определённых заранее конкурентных задачах социально-политической и экономической ситуации в стране и востребованности, данных направлений образовательных организаций, а также конкурентной борьбе между образовательными организациями.
3. Координация и регулирование – согласованность всех действий и подразделений для достижения целей, предусмотренных стратегическим планом.
4. Организационные изменения – проведение организационно-педагогических, научно-методических преобразований в организации:
Перераспределение функций управления, полномочий администрации, создание системы стимулирования.
Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет высокого профессионализма и творчества педагогических работников, тесной связи учреждения с внешней средой, дополнительного образования, реализации текущих планов.
— Формирование плана действий
— исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения;
— система организационных, логических и математико-статистических процедур, направленных на получение информации и ее анализа с целью выработки оптимального решения.
Экспертизу можно рассматривать как: процесс, процедура, способ, метод и результат оценивания объектов, предметов, процедур, деятельности, результатов. Экспертиза как процесс включает деятельность экспертов (внешняя экспертиза) и представителей образовательной организации (самоэкспертиза), имеет свое содержание, методы, средства и формы.
В экспертизе можно выделить следующие этапы (на основе лекций и прочитанной литературы по данному вопросу удалось выделить следующие этапы экспертизы программы развития образовательной организации:
Качество подготовки всей нормативно-правовой базы и УМК материалов организации, на сколько все данные документы проверены и прошли проверку и согласованы по всем структурным подразделениям и вышестоящим организациям. На сколько грамотно и качественно проведен анализ и составлены резолюции, итоговые документы и наличие плана развития ОО.
Соотнесение программы развития основных образовательных программ, учтена последовательность и преемственность реализуемых организаций программ.
Приведение в соответствие программы приоритетов государственной политики РФ к компетенциям и ответственности образовательной организации в сфере, но и планируемого бюджетированию и финансировании данных программ.
Соответствие актуальности и новизны программы развития образовательной организации, с учетом изменения алгоритмом востребуемых направлений, как в профессиональной, так и образовательной деятельности ОО. Соответствие запросам общества и времени, с учетом появления новых профессий, направлений профессиональных направлений, изменением стандартов образования и инновационного развития науки и техники.
Возможность применение на практике в различных образовательных организация и в разных направления деятельности образовательной организации программы развития.
По окончании экспертизы составляется документ, в котором будут отражены все несоответствия и замечания в данной программе развития и указаны рекомендации по исправлению или приведению данной программы в соответствии нормативно-правовых актов, ФГОС, плану стратегии развития государства РФ в плане образования и соответствия социально-экономического развития РФ.
Вопрос 4. Определите основные задачи Программы развития образовательной организации. Что предполагается выполнить для решения этих основных задач?
Для определения задач программы развития образовательных организаций, необходимо руководствоваться задачами, изложенными в документах, характеризующих стратегическое развитие образования в РФ.
Модернизация образовательной организации (прежде всего дошкольных организаций и организаций общего образования), как социальных институтов развития;
Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
Развитие системы оценки качества образования и востребованности различных направлений образований, в том числе дополнительного образования.
В рамках законотворческой деятельности многое сделано, что позволит решить поставленные перед образовательной организацией задачи развития в будущем. Задачи развития организации реально составлять на 3-5 лет, где наиболее верно скажутся результаты анализа, экспертизы и прогнозирования программы развития образовательной организации.
В период разработки самой программы, как и во всей сфере образования, оказываются востребованы, прошедшие переквалификацию педагогические кадры, прошедшие переобучение в соответствии с ФГОС, современным технологиями в образовании и созданная в ОО инновационная площадка для апробирования новейших форм работы ОО в современных условиях. В создании программ развития ОО необходимо изучить международный опыт и использовать его в своих разработках программ, наиболее подходящие для развития образования в РФ, но и использование давно известных в РФ экспериментальных площадок и достижений научно-педагогического мысли. Все данные задачи невозможны, если основная часть педагогического состава не поддерживает и не готова, проводить данную программу развития в ОО. При отсутствии финансирования и поощрения педагогического состава, дело дальше обсуждений и ожиданий, что кто-то за них сделает, не приведет к решению задач, но грамотная политика управления и менеджмента организации, с использованием своих дополнительных средств и средств бюджета, может привести к мотивированию и созданию прежде всего среди самих педагогических работников, а в последствии учеников и родителей, интереса, здоровой конкуренции и правильной системы целеполагания, для создания на базе для образовательной организации инновационной площадки или участие в инновационном проекте. В дальнейшем участие в проекте послужит толчком к анализу и принятию решения для создания программы развития ОО, не навязанной с верху администрацией, а на основе уже проведенной самой ОО проектной работы. К сожалению всех проблем, с которыми ОО столкнётся при решении программы развития ОО в будущем невозможно написать в данной работе, поэтому главное провести четко и грамотно, привлекая подготовленные кадры, как со стороны управления, менеджмента и педагогических кадров, так и экспертов, для подготовительной работы и этапа анализа, прогноза и экспертизы, что и послужит уже на начальном этапе избежать многих негативных сторон в развитии ОО в РФ.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования»».
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты.
Постановление правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развития образования « на 2013-2030 гг.