Тяжелый экономический кризис конца 1980-х подталкивал к поиску путей реформирования советской экономики. Довольно красочно ситуацию иллюстрирует статистика продаж пищевой продукции, опубликованная в журнале «Вопросы экономики» в 1990 г.
Продукты питания
1985
1988
Январь-июнь 1989
Число товаров, по которым велось наблюдение
В том числе продавалось без перебоев
Тем не менее, была создана исследовательская экспертная среда, дискуссии в которой, постепенно стали приводить к появлению различных экономических программ и предложений. Одной из таких программ и стала так называемая «программа 500 дней» Шаталина-Явлинского. При этом надо сказать, что еще с 1988 академик Шаталин был знаком с Горбачевым и был его советником. Вот как сам Михаил Сергеевич описывает «подключение» Шаталина: «Где-то в конце 1988-го — начале 1989 года академик стал моим неформальным советником по экономическим, и не только экономическим, вопросам. К зарождению концепции Явлинского Шаталин не имел прямого отношения. Он был подключен к этой работе, что называется, на ходу. С большим рвением отнесся к новому поручению, и с этой точки зрения вполне обосновано, что «500 дней» стали называть программой Шаталина — Явлинского.» 5
§ Суть программы 500 дней
В первую очередь, следует сказать, что название «программа 500 дней» не было официальным. Официальным названием документа было «Переход к рынку концепция и программа». Уточнение про определённое количество дней прикрепилось позже в виде своеобразного маркера. Далее следует остановиться на положениях этой программы т.е. собственно что она предлагала.
✔ Приватизация и институт частной собственности. Понятно, что в СССР практически всё было в государственной собственности, соответственно программа предусматривала приватизацию государственных активов. Отдельно оговаривался добровольный характер приватизации. Для того, чтобы в процессе приватизации смогли участвовать не только единицы, обладающие сверхкрупными запасами денег, предусматривались различные формы перехода собственности, такие как например аренда или выкуп в кредит. Широкий охват приватизации понимался как своеобразный акт социальной справедливости, форму «закрепления права человека на его долю в национальном богатстве страны». 7 Понятно, что для того, чтобы что-то продать нужно хотя бы преблизительно оценить стоимость продаваемого. Соответственно для продажи гос. собственности требовался качественно проведённый процесс инвентаризации. В программе отдельно оговаривалось каким образом инвентаризация должна была проходить и какими органами власти проводиться. Ключевую роль в процессе оценки должны были сыграть местные Советы.
✔ Право на экономическую деятельность. Предпринимательская деятельность декриминализовывалась. В свою очередь, равенство прав участников экономической деятельности гарантировалось. Трудовые коллективы после обращения в Фонд государственного имущества получают возможность перевести своё предприятие из государственной собственности в частную.
✔ Свободное ценообразование. В отличии от предыдущих попыток реформирования экономики программа Шаталина предлагала не косметическую коррекцию (например в сфере ценообразования), а полноценный переход к рыночной экономике. К 1990-му году стало очевидно, что регулируемое повышение цен всё равно не приводит к заполнению полок в магазинах. Т.е. отсутствует механизм свободного ценообразования (так называемые «ножницы Маршала»). Продавцы считают установленную цену слишком низкой и всё равно «приберегают» товар насколько это возможно разумеется. Нет мотивации для увеличения производства. Отдельно оговаривалось, что отпуск цен будет начинаться от менее социально значимых тогваров к более значимым.
✔ Экономические права Республик и Союзного Центра Этот пункт был, возможно, самым слабым уязвимым местом программы. Из-за развернувшихся политических противоречий между Республиками и Центром вопрос полномочий и компетенций был крайне конфликтным. К тому же постоянно меняющаяся ситуация (объявления независимости, избрание новых органов власти и т д.) делали даже самый детально прописанный сценарий неактуальным в течении короткого промежутка времени. Программа закрепляла за республиками ответственность за ситуацию на своей территории. Что касается Союзного центра, то он должен был действовать в рамках прав, делегированных республиками, управлять общесоюзным имуществом и обеспечивать согласованность в ходе проведения реформ. При этом рыночная экономика предполагалась как наиболее оптимальный фундамент для «добровольного объединения суверенных республик в рамках обновленного Союза». 8
§ Этапы
Проводить изменения предлагалось поэтапно. Всего 4 этапа:
§ Судьба проекта
Таким образом, Союзное руководство подсознательно или рационально чувствовало угрозу в этом проекте. В итоге нежелание «остаться за скобками» будущих экономических перемен, вероятнее всего, и склонило чашу весов против этой программы на Сюзном уровне.
Так же дискуссионным остаётся вопрос о том, с чего следовало начинать переход к рынку: с либерализации цен или приватизации? В 1992 г. в ходе реформ Гайдара первичным стала либерализация цен, приватизация пошла позже, в то время как в проекте Шаталина-Явлинского приватизация должна была быть выполнена на первом этапе, а уже либерализация цен на втором. Т.к. отпуск цен в отсутствии массового собственника мог привести к более долгому процессу образования рыночных цен. Иными словами, дискуссия о том была ли программа 500 дней упущенным шансом или нереализуемой утопией будут еще продолжаться довольно долго.
§ Авторы программы 500 дней
В конце опубликованной программы содержится список её составителей, это: С. Шаталин, Н. Петраков,Г. Явлинский, С. Алексашенко, A. Вавилов, Л. Григорьев, М. Задорнов, B. Мащиц, А. Михайлов, Б. Федоров, Е. Ясин, В. Мартынов, Т.Ярыгина. 11
Кроме того, составителями программы от имени Союзных Республик были:
Республика
Представители
Явлинский Г., Федоров Б., Михайлов А., Задорнов М., Ярыгина Т.;
К началу 1990 г. экономическая перестройка в СССР окончательно забуксовала. Когда в 1987–1988 гг. были приняты важные решения об экономических реформах, предприятия стали более самостоятельными. Но самые важные вопросы – о свободном ценообразовании и других рыночных механизмах – все никак не решались. Горбачев и его команда не шли на это, опасаясь социального взрыва из-за всплеска цен. Чтобы смягчить последствия грядущего социального недовольства, Горбачев начал политическую реформу, надеясь выпустить пар протеста в политический свисток. Но политическая реформа привела к образованию разных центров власти, сильнейшим из которых оказался Верховный совет РСФСР во главе с его председателем Борисом Ельциным, политическим противником Горбачева. Согласовать условия перехода к рынку стало еще труднее.
Весной 1990 г. заведующий экономическим отделом Совмина СССР Григорий Явлинский вместе с экономистами Михаилом Задорновым и Алексеем Михайловым составили проект программы перехода к рыночным отношениям «400 дней». Этот документ предусматривал замораживание развернувшегося в стране хаотического роста рыночных элементов и предлагал провести целенаправленную подготовку рыночной инфраструктуры, прекратить финансирование нерентабельных предприятий, сделать возможным банкротство, начать приватизацию за деньги земли, мелких и средних предприятий розничной торговли, бытового обслуживания, общепита и строительства. С проектом «400 дней» Явлинский пошел к своему учителю и политическому покровителю, зампреду Совмина академику Леониду Абалкину. Программа Абалкину не понравилась, он счел ее утопичной и настаивал на доработке.
Явлинский не имел публичной известности и высокого статуса. И то и другое имелось у других людей, которые один за другим стали превращаться в «отцов» новой программы реформ. Документ получил распространение, и им воспользовался (без указания авторства) депутат Михаил Бочаров, претендовавший на пост председателя правительства РСФСР. Ельцин пришел в восторг от того, что именно Россия может стать инициатором этих рыночных реформ в СССР, и был доволен Бочаровым. Подкупали четкие сроки программы и радикальный отказ от догм коммунистической идеологии.
Тут стало известно, что Бочаров не является автором программы, а Ельцин уже сделал ставку на проект, который получил название «500 дней». Узнав о Явлинском, Ельцин предложил ему сотрудничество. 14 июля Явлинский стал «российским Абалкиным», заняв посты заместителя председателя Совета министров РСФСР и председателя Госкомиссии РСФСР по экономической реформе.
Разработка программы стала полем для сближения союзного и российского руководства. 2 августа 1990 г. Горбачев и Ельцин образовали комиссию по подготовке совместной программы перехода к рынку во главе с академиком Станиславом Шаталиным – Явлинский казался недостаточно статусной фигурой. В основу деятельности комиссии легла программа «500 дней».
В доработке программы приняли участие такие известные в будущем экономисты, как Сергей Алексашенко, Андрей Вавилов, Леонид Григорьев, Борис Федоров и др. Но Госплан и другие ведомства не стали сотрудничать с комиссией. За этим сопротивлением стоял председатель Совета министров СССР Николай Рыжков.
К концу августа программа была подготовлена. Она включала проект экономического соглашения с разграничением полномочий центра и республик и 20 законопроектов, предусматривавших начало приватизации при сохранении существующих цен на 100–250 дней. Верховный совет РСФСР программу поддержал.
Программа вызвала критику со стороны союзного правительства и ряда экономистов и политиков, выступавших за незамедлительное введение рыночных отношений еще до приватизации. У Рыжкова и Абалкина была готова своя программа перехода к рынку – не 500-дневная, а пятилетняя.
Столкнувшись с их сопротивлением Явлинскому и Шаталину, Горбачев стал искать компромисс и предложил объединить две программы в единую программу президента СССР. Эту задачу президент поручил академику Абелу Аганбегяну. 11 сентября Горбачев заявил, что ему «больше импонирует» экономическая программа Шаталина.
16 октября 1990 г. Ельцин выступил в Верховном совете РСФСР с программной речью, в которой критиковал Горбачева за нерешительность и нарушение взаимных договоренностей по реализации программы «500 дней», и объявил, что отныне Россия будет проводить программу сама, без Союза. Это заявление было чисто политическим, так как программа была рассчитана на общесоюзные реформы. После этого выступления Явлинский покинул посты в российском правительстве. Россия ускорила действия по достижению экономической самостоятельности от союзного руководства, а программа «500 дней» так и не стала воплощаться.
Впрочем, для репутации ее составителей так было даже лучше. Любая политика либерализации в тех условиях несла бы с собой социальные издержки и проклятия пострадавших. А нереализованные программы оставляют по себе идеализированный миф.
30-летие программы «500 дней»: неудачная попытка реформировать советскую экономику
В чем была суть программы «500 дней»
Создание программы поддерживали и Михаил Горбачев, и Борис Ельцин. Именно по их поручению и была сформирована рабочая группа. «Лицом» группы стал Григорий Явлинский: программа «500 дней» дала старт политической карьере прежде мало кому известного молодого экономиста. С 14 июля 1990 года Явлинский занимал пост заместителя председателя Совета Министров РСФСР – неплохо для 38-летнего, на тот период, человека.
Однако, хотя молва приписывала в то время авторство программы именно будущему лидеру «Яблока», в действительности над ней работал целый коллектив, а ключевую роль, помимо Явлинского, играл академик Станислав Шаталин. Именно его заверил Горбачев в своей поддержке программы рыночных преобразований в СССР. Кроме Шаталина и Явлинского в разработке программы участвовали Евгений Ясин, Сергей Алексашенко, Борис Федоров, Андрей Вавилов, Михаил Задорнов и ряд других экономистов.
— писал в своих воспоминаниях один из авторов программы и впоследствии вице-премьер российского правительства, ныне покойный Борис Федоров.
Плюсы и минусы программы
Безусловным плюсом программы было то, что она предлагала экономические преобразования в масштабах всего Советского пространства, то есть речь о возможном распаде СССР не шла, и авторы программы рассчитывали преобразовать экономику всех союзных республик.
Шаталин и команда предлагали сначала провести приватизацию и сформировать класс собственников, а затем либерализовать цены, что, по их расчетам, привело бы к снижению цен за счет растущей конкуренции между продавцами. Но, как известно, страна пошла по другому пути: Егор Гайдар, наоборот, сначала «отпустил цены», что и привело к их колоссальному росту.
Прямое противодействие реализации программы оказал Николай Рыжков – в то время председатель Совета министров РСФСР. Он потребовал реализации собственной программы, подразумевавшей сочетание элементов рыночной и плановой экономики. Свою программу Рыжков отстаивал очень активно и в результате пригрозил Горбачёву уходом в отставку.
В итоге Горбачев решил создать комиссию, которая бы совместила две программы. И это оказалось фатальным и для программы Рыжкова, и для программы «500 дней»: сначала, в октябре 1990 года, в отставку подал Григорий Явлинский, затем в декабре у Рыжкова случился инфаркт и Горбачев 14 января 1991 года снял его с поста руководителя советского правительства.
Часть положений программы, впрочем, была реализована позже, уже после распада Советского Союза. В постсоветской России были проведены и либерализация цен, и приватизация собственности. Только делалось все уже не постепенно, а резко, без переходного периода, что привело к очень печальным последствиям для российской экономики, и многие эти последствия, включая последствия приватизации, наша страна, что называется, разгребает до сих пор.
Все слышали про программу «500 дней». Нет такого невежественного человека, кто бы не слышал этого названия. О «500 днях» существуют десятки анекдотов и легенд. Но мало кто читал программу и знает, какая за ней стоит невероятная история, какой детектив с погонями.
Это одна из самых загадочных неосуществившихся экономических программ. В этом слове, как в музее, хранится для истории этот шанс, этот альтернативный вариант судьбы России. Это такой же мем, такой же символ, как какой-нибудь крейсер «Аврора». Но только 1991 года. И не разрушительный, а созидательный.
Ее воровали, ее искажали, на нее возлагали все возможные надежды, ею манипулировали, она была инструментом в противостоянии Ельцина и Горбачева. Она исчезала, она появлялась, Ельцин добавил к ней 100 дней, и из «400 дней» она стала «500 днями».
Все тогда сошли с ума. Мы, такая отсталая страна, с пустыми полками и полными лжи передовицами, вдруг прыг – и в дамки, «догнали и перегнали». Мы можем создать рыночную экономику из неработающей плановой – без катастрофы, без нищеты, без спада производства?
На политическом и экономическом Олимпе Явлинский появился внезапно. Все вдруг заговорили, что есть такой разэдакий талантливый экономист. Весь в кудрях и прямой в поведении. И вокруг него все завертелось. Он сделал карьеру стремительно. Время благоволило к талантливым.
1989 год. Явлинский – заведующий сводным экономическим отделом Совмина СССР. Он понимает, что Союз разваливается, и просит Рыжкова срочно передать Горбачеву: надо немедленно составить новый союзный договор! Прежний не работает. «Михаил Сергеевич очень занят. У него пленумы, очень много зарубежных делегаций» – отвечает Рыжков. Напоминает старый советский анекдот:
«У рядового советского артиста была одна возможность заработать – предновогодние елки. Накануне Нового года в квартире артиста раздается звонок:
— Вас приглашают в Голливуд. Срочные пробы у Спилберга.
— Я не могу. У меня елки».
Этот анекдот есть хорошее описание неадекватной реакции. В общем, «У Михал Сергеича были елки пленумы». Он не понимал, что разваливается страна. Явлинский пришел в отчаяние: «Я помню своё состояние. Я вышел из кабинета – иду по кремлевскому коридору и думаю: это конец. Если они не понимают, что важно, а что не важно – стране конец».
Какой была экономическая ситуация?
Цены на нефть упали вдвое. Деньги занимали на Западе. Внешний долг стремительно рос. До этого момента высокие цены на нефть как-то держали на плаву неэффективную советскую экономику. Теперь ей пришел конец. Нужна была срочная реформа.
А они ведь хотели проводить реформы, люди в горбачевском правительстве. Хотели. Хотели делать «как-то иначе», только что такое «иначе»? Как иначе-то?
Явлинский присутствовал на заседаниях Совмина и видел бессилие и растерянность:
— Как вы выполняете план? – по инерции спрашивал Рыжков.
— Какой план? – весело отвечал министр легкой промышленности, – У нас теперь вместо плана предложения снизу! – и получил страшный втык от шефа.
Рыжков кричал от беспомощности. Он даже не знал, какие вопросы задавать министрам и что те должны отвечать. Плановая экономика умерла. А что вместо?
И тогда Явлинскому пришло в голову, что должна быть придумана специальная экономическая программа, которая будет расписана не по темам, а по дням. Чтобы руководство страны имело экономическую шпаргалку на каждый день. Чтобы глава правительства знал, что надо делать сегодня, завтра, через неделю, через месяц – на 400 дней вперед. Больше, чем на полтора года, расписать план действий было невозможно. А на год-полтора план просматривался довольно четко. Так появились «400 дней доверия» – первый вариант знаменитых «500 дней».
И вот самый известный миф о программе Явлинского: «Явлинский хотел за 500 дней сделать из России Швейцарию!» Явлинский: «Ну что сказать? Сами вы Швейцария! Русские настолько суровы, что Швейцарией не станут ни за какие коврижки. А вот настоящей рыночной экономикой Россия могла бы стать – если бы программу «400 дней доверия» осуществили тогда, в 1990 году». Когда говоришь, что 500 дней – это полтора года, люди говорят: «А-а-а, ну это другое дело. За полтора года можно горы свернуть!»
Николай Рыжков тем временем подготовил свою программу «реформ», которая заключалась в. повышении цен. И собирался объявить о ней на заседании Верховного совета СССР.
— Только не делайте этого, Николай Иванович! Вы же сами потом пожалеете, — говорил ему Явлинский.
Николай Иванович отмахнулся. На следующий день, 24 мая 1990 года, Рыжков объявил о грядущем повышении цен. В тот же день люди в панике побежали в магазины и смели с прилавков все. Утро следующего дня, 25 мая, Россия встретила с идеально пустыми магазинами. На этом политическая карьера Рыжкова фактически закончилась. Хотя формально он еще проработал несколько месяцев.
А тем временем программу Явлинского. украли. И она попала к Ельцину. К тому моменту, как автор нашелся, Ельцин приделал к названию еще 100 у.е. И программа вместо «400 дней» стала называться «500 дней». Это была ошибка или блажь Ельцина. Но ошибки великих мира сего становятся памятниками. Ельцин выступил на съезде, расхваливая новую программу экономических реформ России, которая в принципе не могла работать в России, потому что была написана для СССР. Но Ельцин был человек широкий, он не любил вдаваться в частности.
В мае Явлинский познакомился с Ельциным, тогда председателем Верховного совета РСФСР: «Я ему говорю: «Вы в своем выступлении обещали, что не будет повышения цен, а оно будет». Я ему говорю: «Эта программа написана для СССР, для РСФСР она не годится, в РСФСР нет экономических институтов». Я ему говорю: «Все, что Вы там наговорили, не имеет никакого отношения к тому, что написано в программе». А Ельцин говорит: «Меня это не интересует. Вы возьмите и сделайте». «Так не бывает», – говорю. «Неважно, как бывает», – говорит. В общем-то, в этом он был типичный первый секретарь обкома: «неважно как бывает, возьмите и сделайте» «.
27 июля 1990 года было подписано совместное поручение Горбачева и Ельцина о разработке программы экономических реформ «500 дней». Полтора месяца Явлинский с большой рабочей группой делал новую программу. И в сентябре 1990 года она была готова. Явлинский сказал Ельцину: «Программа называется „400 дней“». «Нет, будет „500 дней“! „500 дней“ – красивше», – сказал автор исторической фразы «Не так сели». В сентябре 1990 года Верховный совет СССР не принял программу «500 дней». Это было ожидаемо.
Но программа еще может быть осуществлена, еще может быть. Ее утвердил Верховный совет России. В октябре Явлинский летит в Вашингтон. Ему тридцать восемь лет. Он впервые в Америке. Американцы нанимают пятьдесят лучших переводчиков, которые за ночь – каждый свой кусок – переводят программу «500 дней». Четыре дня идет обсуждение. Это был настоящий триумф! Экономисты с мировым именем, в том числе Янош Корнаи, объявляют выпускнику Плехановки, изучавшему советскую плановую экономику, что он написал лучшую программу перехода к рынку, которую кто-либо писал в Европе. На следующее утро триумфатор получает записку, что его хочет видеть сенатор Долл.
Явлинский приходит в Конгресс, не очень понимая зачем.
— А-а-а, человек из телевизора! – встречает его вальяжный и важный Долл.
Здесь, в стенах американского Конгресса, Явлинский услышит самое обидное из всего, что слышал в своей жизни:
— Два дня назад я встречался с Ельциным. Он спросил меня, что я думаю о программе «500 дней», рискованная ли она. Я ответил, что, конечно, рискованная, но это единственно возможная для России программа. «Я не буду ее делать, – сказал Ельцин – У меня выборы. Я не буду». Вот, собственно, и все. Я хотел вас предупредить.
Как говорится в таких случаях, мало кто покидал стены американского Конгресса с таким тяжелым чувством. Нет, это была не просто личная драма Явлинского. Это был крах идеи и драма страны. Мы могли бы.
Явлинский пришел к Ельцину на квартиру в Лесную улицу. Ельцин болел. Он лежал на диване в тренировочном костюме. «Борис Николаевич, почему Вы всем говорите, что выполняете программу «500 дней», а на самом деле делаете все ровно наоборот?» – «Не переживайте, Григорий Алексеевич, мы все открутим назад».
Явлинский уходит из Правительства. Его проклинали. Демократы говорили: уйдешь – не простим. Не простили.
17 октября 1990 года Явлинский подал в отставку, вместе со своей командой создал и возглавил исследовательский институт Центр экономических и политических исследований «ЭПИцентр». Специалисты «ЭПИцентра» во главе с Явлинским разработали новую программу «Диагноз», которая могла бы позволить стране выйти из кризиса с меньшими потерями, нежели правительственная программа приватизации Анатолия Чубайса. В рамках новой программы, Явлинский выступил против применения ваучерной схемы приватизации крупных активов. Одной из главных задач правительства Явлинский считал не обеспечение создание рынка ваучеров, а создание условий для скорейшего формирования свободного рынка собственности. А летом 1992 года Григорий Явлинский разработал программу проведения рыночных преобразований в Нижегородской области («Нижегородский пролог») по заказу губернатора Бориса Немцова, которая позже была реализована и дала значительные результаты.
В декабре 1990 года Рыжкова на посту премьера сменил Павлов. Павлов решил бороться с экономическими проблемами своими методами – отнять деньги. 10 января Валентин Павлов аргументированно объяснил, почему обмена денег не будет, а спустя две недели объявил, что дает на обмен денег всего три дня. Кто не успеет обменять – все терял. С тех пор мы хорошо усвоили: если правительство что-то обещает – это к тому, что скоро все будет ровно наоборот. Народная примета.
Вечером 22 января 1991 года, когда закрылись все отделения Сбербанка, в программе «Время» объявили, что с полуночи купюры в 50 и 100 рублей прекращают хождение. При этом со счета можно было снять не более 500 рублей, а обменять – не более тысячи. Если у вас вдруг больше тысячи, вы должны писать унизительные объяснительные записки в райисполкомовскую комиссию, что вот, мол, получаю 200 рублей, хочу потратить их на демисезонное пальто. Бедные советские люди. Нас дрессировали на лжи. Соврал – получил награду. По неожиданности и темпу проведения реформа напоминала боевую операцию против собственного населения.
В июле 1991 года Горбачев должен впервые лететь на Большую семерку G7 в Лондон. Ему нужна программа Явлинского. У программы опять появляется шанс. За месяц до этого послу США в России Джеку Мэтлоку приходит шифротелеграмма из Госдепартамента. Госдеп требует от посла «добиться, чтобы Горбачев не слушал Явлинского». На Горбачева и помимо американцев давят «свои». Люди, которые потом составили основу ГКЧП, уже тогда продавливали Горбачева, чтобы он не настаивал на «гнусной» программе. Хотя Горби и без такого мощного давления человек нерешительный.
И тогда было принято замечательное по своей нелепости решение. Горбачев решил «поженить» программу Явлинского с программой Рыжкова, а это даже хуже, чем ужа с ежом, хуже, чем фильм «Зеркало» с фильмом «Челюсти». Программа Явлинского – переход к рыночной экономике. Программа Рыжкова – программа отката к плановой экономике. У каждого было свое кино. Рыжков и Павлов решили пересмотреть цены в обычном советском порядке – через прейскуранты. Пункт о либерализации был заменен на пункт об административном повышении цен в два-три раза.
До ГКЧП оставался месяц. «Здравствуйте, товарищи! Указ вице-президента СССР: в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем своих обязанностей Президента СССР на основании статьи 127.7 Конституции СССР вступил в исполнение обязанностей Президента СССР вице-президент Янаев». Так с самого утра 19 августа 1991 года диктор Евгений Кочергин удивил всех жителей СССР.