что такое профессиональный дефицит педагога
Описание презентации по отдельным слайдам:
Устранение профессиональных дефицитов педагогов как залог успешной подготовки учащихся к ГИА » L/O/G/O www.themegallery.com
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышения личностной самооценки ученика.
Зоны профессионального дефицита: Загруженность педагога отчетами, бумагами, а иногда большой объем нагрузки на 1 учителя Отсутствие у учащегося того или иного вида готовности к сдаче ГИА : информационной, предметной, психологической Недостаточная мотивация, разный уровень подготовки уч-ся, отсутствие общеучебных умений и навыков Отсутствие качественной подготовки к ГИА Отсутствие «ситуации успеха» учащихся «Натаскивание учащихся»
Выявление общих и индивидуальных затруднений обучающихся. Разработка технологии подготовки к ЕГЭ по учебному предмету. Совершенствование форм и методов обучения. Формирование общеучебных и предмет- ных умений и навыков, ключевых компетенций. Определение учащихся, входящих в «группу учебного риска». Проведение диагностических работ в формате ЕГЭ. Разработка индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Учитель-предметник
Выводы и рекомендации: Работа по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ должна начинаться на раннем этапе обучения и быть системной продуманной работой в течение всех лет обучения предмету. Педагогам необходимо осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход к учащимся. Усиление практической направленности и соединение теории с практикой может быть достигнута на основе многоплановой и системной работы с текстом. Учителю-предметнику необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы, новые методы обучения, активно привлекать электронные образовательные ресурсы, возможности Интернет-сети. Необходимо расширять научный кругозор обучающихся, вовлекать их в научно-исследовательскую деятельность. Активно работать над повышением квалификации педагогических работников, самообразованием учителей. Организовывать семинары- встречи с разработчиками КИМов, учебников. Постоянно проводить работу с родительской общественностью, качественно и достоверно информировать родителей обо всем, что связано с подготовкой и проведением государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ и ГИА.
Методический кейс инструментов по выявлению дефицитов профессиональных компетенции педагогов
Методический кейс инструментов по выявлению дефицитов профессиональных компетенции педагогов
в муниципальном дошкольном образовательном учреждении
Москалева О.В. старший воспитатель
Проблема закрепления и сохранения молодых педагогов в образовательных организация на сегодняшний день остается актуальной. Для адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов всегда важным является то, как педагог оценивает свои умения, что у него получается или нет в различных сферах профессиональной деятельности, как он определяет направления своего профессионального развития.
В раскрытии содержания понятия «компетенция» существует значительное разнообразие. Анализ имеющихся в педагогической литературе определений компетенции позволяет придать ей значение «деятельной способности», под которой следует понимать способность к выполнению определенного действия, решению узкой задачи (видов задач) в рамках определенных полномочий, обязанностей, способность актуализировать знания. Деятельностное определение понятия «компетенция» включает его в логическую структуру деятельности. Когнитивный, функциональный и личностный компоненты определяют содержание компетенции. Из совокупности компетенций складывается компетентность, уровень сформированности которой будет отражать степень овладения соответствующими компетенциями. «Профессиональный стандарт Педагог содержит требования к профессиональной деятельности педагогических кадров и, следовательно, выступает основой формирования критериальной базы оценивания их профессиональной компетентности. Основными единицами стандарта являются необходимые для осуществления профессиональной деятельности трудовые функции, которые представлены совокупностью профессиональных задач, отражающих профессиональную деятельность педагога. Выделение актуальных профессиональных задач позволяет определить, какие компетенции обеспечивают их решение.
Молодым педагогом, считается специалист, получивший высшее или средне- специальное педагогическое образование, либо специальную подготовку, работающий/ трудоустроенный в образовательных организациях возраста до 35 лет, со стажем работы в образовательных организациях до 3 лет.
Педагогам предлагается ответить на вопросы 3 листов самооценки:
Лист самооценки профессиональной деятельности педагога.
Вопросы анкеты призваны определить уровень самооценки сформированности профессиональных компетентностей молодых педагогов.
Лист самооценки профессионально-методических компетенций педагога.
Вопросы анкеты призваны определить уровень самооценки сформированности профессионально-методических компетенций молодых педагогов соответствующего уровня образования.
Лист самооценки компетенций в области воспитания.
Выявление профессиональных дефицитов у педагогов. Построение индивидуальных маршрутов
на районном семинаре заместителей директоров от 26.02.2020
Выявление профессиональных дефицитов у педагогов. Построение индивидуальных маршрутов в школах ______________ школьного округа.
Ключевая проблема современного образования заключается в том, что в школу сегодня приходят
другие дети. Для них современные гаджеты стали привычнее, чем бумажные книги, появляется все
больше учеников с особенностями развития – у них сохранен интеллект, но есть проблемы со
здоровьем, много детей с особенностями в поведении (гиперактивность, дефицит внимания).
В стране меняется демографическая ситуация и в наши школы приходят дети, не говорящие по-русски.
Совершенно очевидно, что возникли новые потребности в системе образования и новые
требования к педагогу: учителя должны научиться работать со всеми категориями учеников,
взаимодействуя с психологами и другими специалистами.
В стандарт заложены новые профессиональные компетенции не потому, что так кому-то
захотелось, а потому что сама жизнь предъявляет новые требования.
Государство и российское общество сделало заявку на педагога нового формата, заданного профессиональным стандартом педагога.
Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности педагогических кадров[6].
Назначение профессиональных стандартов:
для работодателя — это критерии оценки профессионализма своих сотрудников, инструмент кадровой политики и управления персоналом;
для работника — это ориентиры для самообразования и повышения уровня профессионального мастерства.
Сразу задам Вам вопрос: «Кем проводятся эти научно-обоснованные, диагностические отслеживания изменений в профессиональной деятельности педагогов?»
управление образования, Рособнадзор, районные методические службы и т.д.
В первом случае речь идет о внешнем аудите.
Внутренний аудит, или самодиагностику профессиональных дефицитов мы провели самими педагогами. Проводилась она в виде самоэкспертизы компетенций, результаты самоэкспертизы сразу же оформляются в виде самоанализа положительных результатов, составления списка профессиональных дефицитов и выстраивания нового образовательного маршрута необходимой темой по самообразованию.
В соответствии с требованиями профессионального стандарта мы провели самоанализ профессиональной деятельности и выявление профессиональных дефицитов каждого педагога.
Применяемая методика оценивания позволила:
осуществить самооценку и оценку качества профессиональной деятельности педагога по критериям – компетентностям:
Проанализировать уровень качества педагогической деятельности каждого педагога, педагогического коллектива, как по отдельным показателям, так и во всей совокупности.
В соответствии с планом работы МКУ РОО, на основании приказа «Об организации выхода в №24 от 30.01.2020г. было организовано посещение уроков методистами и специалистами МКУ РОО совместно администрацией МОБУ «____________________СОШ»
Цель: определение уровня и выявление дефицитов профессиональной компетентности педагогов в соответствии с профстандартом для дальнейшей коррекции.
— определить уровень профессиональной компетентности каждого учителя;
— изучить, обобщить и систематизировать типичные затруднения и успехи педагогов для коррекции методической работы;
— принять управленческие решения по повышению эффективности качества деятельности педагогов.
Сроки проверки: с 31.01.2020-19.02.2020
Объект контроля : образовательный процесс
Субъект контроля: учителя профессиональная компетентность педагогов.
Вид контроля : фронтальный
Методы контроля : наблюдение, анализ, оценка урока, беседа.
Механизмы обратной связи: оказание методической помощи
В период с 31.01.2020 по 19.02.2020 администрацией школы, методистами и специалистами МКУ РОО было посещено 31 урок e 21 педагога.
На высоком уровне 15 уроков, что составляет 48 % от общего количества посещенных уроков. Это статус « Учитель, работающий творчески».
На оптимальном уровне 15 уроков, 48 %, учителя с установившимся стилем работы.
На допустимом уровне 1 урок, 4 %, требующий методического сопровождения.
На критическом уровне _______уроков, ______%.
Критерии оценки качества урока:
Количество педагогов, набравших:
к предметному содержанию и способам обучения
2. Развитие личностной
сферы ученика средствами предмета
заданий, развивающих УУД на уроках по предмету
4. Учет и развитие мотивации и психофизиологической сферы учащихся
педагогической поддержки обучающихся
здоровьесберегающей среды в содержании, структуре урока, в работе с оборудованием и учете данных о детях с ОВЗ
педагогического взаимодействия на уроке
8. Управление организацией учебной деятельности обучающихся через систему оценивания
9. Управление собственной обучающей деятельностью
10. Результативность урока
Вывод: (о выявленных дефицитах)
— 4,7 % педагогов недостаточно полно производят педагогический анализ учебнопознавательных возможностей учеников;
— 2,9% педагогов недостаточно оптимально используют приемы развивающего обучения;
— 38% педагогов осуществляют ситуативную индивидуальную помощь отдельным учащимся;
— 9,5% педагогов есть замечания к структуре урока с позиций требований здоровьесберегающей среды (упражнения не соответствуют САНПин);
— 47,6% педагогов испытывают затруднения при управлении организацией учебной деятельности через систему оценивания, не прослеживается динамика результатов каждого ученика.
Рекомендации по устранению дефицитов «Точки роста»:
На основании результатов проведенного мониторинга обсудить итоги в педагогическом коллективе.
Педагогу, имеющему наибольшее количество «точек роста» пройти курсы повышения квалификации в очной форме по теме «Преподавание английского языка в условиях внедрения ФГОС» (сроки: в течение года)
Провести педагогический совет по теме: « Новые подходы к оценке результатов образовательной деятельности обучающихся, в условиях ФГОС (срок: март,2020)
Провести семинар-практикум по теме: «Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Специфика обучения учащихся с различными образовательными потребностями» (Срок: апрель, 2020).
Педагогам принять участие в серии вебинаров по системе оценивания в рамках реализации ФГОС (сроки: март, 2020г.)
Провести внутрифирменное обучение (в рамках заседаний ММО) по теме: «Создание здоровьесберегающей образовательной среды как фактор повышения качества образования» (сроки: апрель 2020г.)
Учителю английского языка составить индивидуальный образовательный маршрутный лист по восполнению профессиональных дефицитов (Срок 25.02.2020)
Я желаю Вам успеха в аудите собственных компетенций, желаю быть честными, беспристрастными и справедливыми к себе.
Результаты планирования путей преодоления профессиональных дефицитов педагогов
Уважаемая Евгения Владимировна!
АКИПКРО и Главное управление образования и молодёжной политики благодарят педагогов МБОУ «Лицей № 2» за участие в апробации оценки квалификации компетенций педагогов с точки зрения требований профессионального стандарта. Они обработали данные, полученные из образовательных организаций, и в ысылают нам информацию о промежуточных результатах апробации ПСП в образовательных организациях – базовых площадках по профилю «Повышение квалификации работающих педагогов». Вам необходимо проанализировать обобщенный перечень затруднений ( приложение 1), сравнить его с теми затруднениями, которые прописаны в Вашем листе самооценки проф ессионального развития педагоги и определить:
а) перечень затруднений, которые актуальны для Вас и могут быть преодолены в рамках внутриучрежденческого повышения квалификации (то есть в школе);
б) перечень затруднений, которые могут быть преодолены только в рамках повышения квалификации в АКИПКРО ;
в) сформулировать предложения для включения в план работы муниципальных, краевых учебно-методических объединений (УМО) в части ликвидации профессиональных дефицитов педагогов образовательной организации.
Результаты планирования путей преодоления профессиональных дефицитов педагогов ___________________________________ (наименование образовательной организации)
Дефициты, которые могут быть преодолены в рамках внутриучрежденческого ПК
Дефициты, которые могут быть преодолены в рамках работы предметных УМО
Дефициты, которые могут быть преодолены в рамках повышения квалификации в АКИПКРО
Общий перечень дефицитов профессиональной компетентности педагогов в соответствии требованиями ПСП
Дефициты педагогов, претендующих на статусные звания «педагог-наставник», «педагог – методист», «педагог-мастер», «педагог-исследователь»
Обучение, проектирование и реализация ОП
Построение системы контроля и оценки метапредметных образовательных результатов
Разработка и реализация программы формирования и развития УУД
Организация мониторинга формирования УУД
Реализация спец. подходов к обучению детей, для которых русский язык не является родным
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся
Определение на основе анализа учебной деятельности оптимальных способов обучения и развития
Проектирование плана воспитательной программы ОО деятельности класса
Оценка показателей уровня и динамики развития детей
Интерактивные формы и методы воспитательной работы
Система контроля и оценки развития навыков поликультурного общения
Владение современными воспитательными технологиями (в том числе работа с детьми –мигрантами)
Формы и методы взаимодействия с родителями
Разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
Развивающая деятельность, психологическая компетентность педагога
Владение технологиями инклюзивного образования
Разработка индивидуальных программ развития обучающихся
Проектирование программы формирования психологически безопасной среды
Владение спец. методиками коррекционно-развивающей работы, технологиями работы с детьми с ОВЗ, СДВГ, девиантным поведением, особыми образовательными потребностями
Знание основ психодиагностики и основных признаков отклонения детей в развитии
Способы формирования мотивации к учению детей с трудностями адаптации
Организация взаимодействия учителя со специалистами в рамках психолого-медико- пед. консилиума
Понимание документации психолога, дефектолога. Составление психолого-педагогической характеристики учащегося
Система работы учителя по формированию регуляции поведения и деятельности обучающихся
Применение псих.- пед. технологий, основанных на знании развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
Владение ИКТ (все статусные звания)
Управление проектной группой учителей по разработке инноваций(«педагог- мастер»)
Опыт участия в сетевых педагогических сообществах (« педагог- методист»)
Систематизация методических материалов (« педагог- методист»)
Работа с родителями по принятию необходимости инклюзивного образования (« педагог- методист»)
Дефициты профессиональной компетентности педагогов в соответствии со статусными званиями на основе требований ПСП
Дефициты, претендующих на звание«педагог-наставник»
Дефициты, претендующих на звание
Дефициты, претендующих на звание
Дефициты, претендующих на звание
Количество учителей, претендующих на присвоение статусных званий
Обучение, проектирование и реализация ОП
построение системы контроля и оценки метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС
построение системы контроля и оценки метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС
построение системы контроля и оценки метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС
формирование и развитие УУД у обучающихся конкретного уровня обучения
разработка и реализация программы формирования УУД
разработка критериев оценки уровня сформированности конкретных УУД
формирование у обучающихся мотивации к обучению
реализация программ по ФГОС;
специальные подходы к обучению детей, для которых русский язык не является родным
организация мониторинга личностных результатов обучения
-разработка программы мониторингового исследования личностных результатов учебной деятельности
-систематизация результатов оценки уровня и динамики развития ребенка
организация мониторинга УУД в соответствии с ФГОС ООО
оценка метапредметных образовательных результатов
разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающегося;
разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающегося
разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
разработка и реализация программ развития УУД, образцов и ценностей социального поведения, в социальных сетях
интерактивные формы и методы воспитательной работы
интерактивные формы и методы воспитательной работы
система контроля и оценки в развитии навыков поликультурного общения
система контроля и оценки в развитии навыков поликультурного общения
владение воспитательными технологиями
описание в воспитательной программе оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
реализация современных форм и методов воспитательной работы
организация различных форм самоуправления детей
проектирование и реализация воспитательных программ
проектирование воспитательной программы ОО
формы и методы взаимодействия с родителями
разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
проектирование программ профилактики насилия
Развивающая деятельность, психологическая компетентность педагога
технологии инклюзивного образования
технологии инклюзивного образования
разработка индивидуальных программ развития обучающихся
разработка индивидуальных программ развития обучающихся
приемы регулирования поведения и леятельности гиперактивных детей
проектирование программы формирования психологически безопасной среды
работа с детьми с ОВЗ, мигрантами
организация работы с детьми с ОВЗ
способы формирования и развития мотивации к учению детей с трудностями в адаптации
психодиагностика и выявление основных признаков отклонения детей в развитии
понимание документации психологов, дефектологов
организация взаимодействия учителя со специалистами в рамках психолого-медико-пед. консилиума
технологии и методы коррекционно-развивающей работы
специальные методики коррекционно-развивающей работы
владение псих-пед. технологиями работы с детьми с СДВГ, ОВЗ, девиантным поведением
знание и применение технологий и методов коррекционно-развивающей работы с детьми с девиантным поведением
система работы по формированию регуляции поведения и деятельности обучающихся
методики формирования регуляции поведения учащихся;
планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса, обучающихся с особыми образовательными потребностями
методы диагностики и оценки показателей развития ребенка
применение псих-пед. технологий, основанных на знании развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
невысокий уровень владения ИКТ
обобщение и презентация опыта по вопросам реализации ФГОС
распространение опыта по проектированию и реализации воспитательных программ
управление проектной группой учителей по разработке инноваций
обобщение опыта по формированию и развитию УУД
Минобрнауки: треть педагогов России не имеют профессиональных дефицитов
Светлана Лаврентьева
27 марта 2018 • 11:56
На Всероссийском совещаним «Модернизация системы повышения квалификации учителей в условиях формирования национальной системы учительского роста» замминистра образования Татьяна Синюгина выступила с докладом, сообщила пресс-служба ведомства.
В своём выступлении заместитель Министра сообщила, что в образовательных организациях работают более 1 млн учителей, в том числе более 15,2 тысяч педагогов в негосударственных учреждениях. Более 30 % из них имеют первую или высшую квалификационную категорию.
В связи с этим Синюгина обратила особое внимание на необходимость профессионального развития педагогов. Она подчеркнула, что «успех в преодолении затруднений зависит, в том числе от правильно выстроенной совместной работы федерального центра, регионов и учреждений системы дополнительного профессионального образования».
Татьяна Юрьевна подчеркнула, что разработка новой федеральной модели аттестации педагогов, которая бы имела единые критерии общей оценки квалификации учителя, должна быть завершена к концу 2018 года.
В ходе заседания был рассмотрен вопрос проведения конкурсов профессионального мастерства педагогов. Предполагается, что победители и призёры этих состязаний должны стать наставниками для других учителей в преподаваемой области.