что такое профессиональная траектория
Профессии будущего: как следить за трендами и найти новый карьерный путь
Об эксперте: Татьяна Смирнова, руководитель Центра развития карьеры в «Нетологии»
Рынок труда меняется. Каждый год появляются новые профессии: тиктокеры, пилоты беспилотников, аналитики баз данных. Меняются требования в уже существующих: появляются новые технологии, инструменты и ниши. Как следить за этими изменениями и не отстать от трендов в профессии?
Есть несколько шагов, которые помогут сориентироваться в обилии информации и найти то, что будет интересно и перспективно. Они подойдут тем, кто хочет развиваться в существующей профессии и оставаться востребованным специалистом, а также тем, кто хочет найти новую профессию и понять, в каком направлении двигаться.
Кстати, РБК Тренды постоянно обновляют статью «100 профессий будущего». Экопроповедник, дата-журналист, трендвотчер — кто все эти люди? Ответы — в нашем материале.
5 шагов по построению карьерной траектории
1. Смотреть шире
Избегайте привычных путей и ищите новое. Важно собрать как можно больше проверенных фактов, чтобы составить общую картину текущей ситуации в профессии.
Павел Притчин, CTO «Додо Пицца»:
«В основном новые специалисты растут внутри компании. Когда появляется новая технология, разумнее передать работу над ней сотруднику, который понимает контекст и специфику бизнеса. Если такого нет, ищем извне того, кто живо интересуется новой технологией и хотел бы отработать ее, внедрив в конкретный продукт.
Подходящий специалист при этом должен соответствовать определенным параметрам, даже если он не всегда до конца понимает, чем ему предстоит заниматься. Это задача первопроходца –– исследовать неизвестное и структурировать его.
Когда новая роль становится понятной, мы даем ей формальное описание и составляем список компетенций. После этого можно обучать других сотрудников или нанимать новых, потому что для нее уже прописан четкий пул задач и обязанностей».
Роман Доронин, CEO группы компаний EORA:
«Появление специалиста по принципиально новому направлению — сложный вопрос. Есть несколько способов его привлечения — внутренний и внешний. В первом случае внутри команды выбирают человека, обладающего необходимым опытом и интересом к новому направлению. Ему предстоит пройти становление в новой специализации, которой раньше в компании не существовало. Таким человеком может быть технический директор, менеджер проекта или продуктолог, который возьмется за изучение азов нового направления. Особенно важно для такого пути найти внешних консультантов, которые ускорят процесс освоения новой области».
2. Углубиться в изучение направлений
В процессе изучения информации вы начнете понимать, что вызывает у вас внутренний отклик. Когда вы выберете несколько наиболее интересных направлений, нужно будет изучить их глубже.
Хорошо, если вы знаете английский, поскольку наиболее свежие исследования и качественная информация по многим сферам доступны именно на нем.
Выясните, какие требования сейчас предъявляются к специалистам вашей профессии. Можете найти на HeadHunter вакансии по аналогичной должности или посмотреть в LinkedIn профили сотрудников, занимающих интересующие вас позиции в других компаниях. Составьте список требований.
Павел Притчин:
«На рынке появляются комбинированные роли, включающие в себя операционную часть и более детальное знание процессов. В частности, это происходит в техническом менеджменте. У нас, например, вместо тимлидов есть техлиды (Tech Lead), которые ведут команды разработчиков в техническом направлении. Причина их появления в том, что компании хочется делать максимум минимальными силами. Уже нет подхода, когда бизнес следует регламенту — технологии привносят все более разнообразные возможности, а комбинирование функционала обеспечивает гибкость».
Роман Доронин:
«Появление новой технологии стимулирует спрос на специалистов, которые будут с ней работать. Зачастую происходит миграция профессий. Например, мы все хорошо представляем, что такое визуальный дизайн. Но сейчас появился Conversational User Interface (CUI) — голосовой дизайн, в котором специалист программирует диалоги для голосовых ассистентов, их реплики и стиль общения (tone of voice). Это смежная часть дизайна, в котором UI/UX-навыки комбинируются с навыками из лингвистики и копирайтинга».
Екатерина Шестимерова, руководитель управления по развитию привлечения и HR-бренда в «Тинькофф»:
«Специальности рождаются от потребности. Так, например, для улучшения качества наших моделей в отделе Искусственного интеллекта появились сотрудники, которые работают на стыке машинного обучения и лингвистики. Они проводят анализ конкретных моделей, ищут неточности и смотрят, как с ними системно работать.
Изначально была команда, пишущая модели голосового помощника «Олег». От него нужно добиваться высокого качества понимания и помощи клиенту. Каждый день появляется все больше данных, по которым алгоритм может понять, где он неправ. Но чтобы ускорить этот процесс, наряду с основной командой появились эти специалисты, которые разбираются, в какой именно области ответов «Олег» западает и как скорректировать модель, чтобы исправить ошибку».
3. Оценить себя
После изучения интересующих направлений нужно будет так же внимательно присмотреться к себе.
Объедините ценности, имеющиеся знания и навыки и зоны своего развития — это понадобится на следующем этапе.
Екатерина Шестимерова:
«Все хорошие специалисты у нас имеют базовое образование. У продуктовых маркетологов, которых я знаю лично, либо хорошее фундаментальное образование, либо большой опыт работы, который им это образование компенсировал. Например, отлично срабатывает, когда есть база в виде физмата, технической специальности или исследовательской деятельности, на которую «насаживается» знание фреймворков работы в конкретной области».
4. Сопоставить информацию
Теперь нужно сопоставить собранную на предыдущих шагах информацию о себе и интересующих направлениях. С одной стороны, будут ваши интересы, ценности и профессиональные навыки. С другой — требования рынка, задачи и возможности по каждому направлению. Посмотрите:
Определите, какое направление подходит вам по ценностям, имеющимся навыкам и необходимым усилиям для развития в нем.
Екатерина Шестимерова:
«Следить за тем, что происходит и становится востребовано, нужно опираясь на свои симпатии. Мой совет тем, кто следит за изменениями, — попробовать несколько лет поработать в большой корпорации. Тренды в них «прорастают» быстрее, насмотренность будет выше и будет больше данных, с помощью которых вы сможете решать, откликается вам это или нет. Хорошо, когда есть большая витрина выбора с практиками и областями развития».
5. Определить зоны развития
Когда конкретное направление в профессии выбрано, еще раз проанализируйте, какие навыки вам необходимы для дальнейшего развития. Составьте план развития этих навыков и дальнейших шагов на выбранном карьерном пути. Например, как вы можете получить необходимые навыки: что прочитать, посмотреть, какие проекты выполнить.
Тренды в появлении новых специалистов в диджитал-сфере
Екатерина Шестимерова:
«Сейчас для нас в приоритете решения, основанные на искусственном интеллекте. Поэтому будет активно развиваться все, что связано с исследованием данных и автоматизацией.
С другой стороны, машинное обучение — это всегда только инструмент, который можно применить к работе с текстом, маркетингу, распознаванию образов. Поэтому в некоторых направлениях появляется все больше людей с сильным гуманитарным образованием. Они лучше понимают, как исследовать людей, их привычки и поведение. У них большой академический опыт (анализа научных статей, мета-анализов, подготовки гипотез и экспериментов, оценки статистической значимости), и в то же время умение использовать продуктовые подходы, такие как исследование проблем клиента (CustDev), и данные веб-аналитики».
Роман Доронин:
«В ближайшие пять лет востребованными станут профессии, связанные с прикладным применением машинного обучения. Особенно ценными кадрами будут люди с пониманием основ Data Science и предметной области. Например, человек с фундаментальным знанием биологии, применив методы машинного обучения, может получить принципиально новые результаты, а журналист, умеющий работать с данными, сможет найти новые инсайты для своих статей.
Что касается дата-сайентистов, то есть две тенденции. Одни со временем станут универсальными и будут закрывать весь цикл работ на проекте или в компании, так как в мире будет все больше полностью готовых и автоматизированных фреймворков и обученных моделей. Другие, наоборот, будут узкими специалистами, делающими акцент на ресерче, которые будут стараться получать максимальные метрики в локальных задачах и писать статьи».
Современный мир редко предлагает готовые и простые решения, всегда существует множество индивидуальных аспектов и нюансов, которые нужно учитывать. Поэтому, несмотря на все тенденции и тренды, выбор вашей карьеры всегда за вами.
Профессиональная траектория
Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области
Профессиональная траектория как путь к успеху
Более 300 школьников Поморья приняли участие в выставке образовательных
услуг «Профессиональная траектория», которая проходила 27 марта на базе
Архангельского педагогического колледжа. Свои экспозиции представили 18
образовательных организаций области.
Организатором мероприятия выступил Региональный центр содействия
профессиональному самоопределению обучающихся Архангельского областного
института открытого образования. Основная задача мероприятия – познакомить
будущих абитуриентов и их родителей с деятельностью профессиональных
образовательных организаций области.
— На любом профессиональном пути есть свои остановки, на которых
необходимо задуматься и принять правильное решение в выборе профессии,
образовательного учреждения и места работы. От того, насколько грамотно
будет выстроена профессиональная траектория, зависит успех вашей карьеры, —
обратилась к участникам директор Регионального центра содействия
профессиональному самоопределению обучающихся Архангельского областного
института открытого образования Лариса Русинова.
На выставке были представлены информационные стенды, видеоролики и учебные
пособия. Преподаватели техникумов и колледжей рассказывали о профессиях и
специальностях, об условиях поступления и возможностях дальнейшего
трудоустройства.
— Сегодня наши профессиональные образовательные организации активно
взаимодействуют с ведущими предприятиями области. Такое сотрудничество
обеспечивает практически стопроцентное трудоустройство выпускников, —
подчеркнул главный специалист-эксперт отдела среднего профессионального
образования управления науки и профессионального образования министерства
образования и науки Архангельской области Дмитрий Ермолин.
Организаторы выставки предложили молодым людям познакомиться с профессиями
в игровом формате. Школьные команды должны были пройти по определенному
маршруту, который состоял из остановок – экспозиций профессиональных
образовательных организаций. Мастера производственного обучения и студенты
проводили различные мастер-классы: по сборке автомата, карвингу,
геодезическим измерениям и многим другим направлениям. Ребята должны были
повторить увиденное и получить баллы. Победителями стали команда
Архангельской средней школы № 45, Архангельской санаторной школы интерната
№1 и сборная команда Новолавельской средней школы № 3 и Архангельской
средней школы № 55. Они получили призы от партнера выставки – ассоциации
музеев и аттракционов Мира «Биг Фани».
У школьников также была возможность пройти профориентационную диагностику
с использованием компьютерного тестового комплекса «Профориентатор».
Система позволяет оценить, насколько индивидуальные особенности и черты
характера человека могут быть полезны в той или иной профессии.
Профессиональная траектория
Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области
Профессиональная траектория для каждого своя!
В Архангельске состоялась традиционная выставка образовательных услуг «Профессиональная траектория: от школьной скамьи к профессионалам WorldSkills».
Содержательная часть мероприятия была представлена несколькими направлениями, рассчитаными на разный возраст и интересы целевой аудитории: экспозиции профессиональных образовательных организаций области, интерактивные площадки, позволяющие получить самую актуальную информацию о рынке труда и особенностях профессионального самоопределения, площадка по ранней профориентации, экспозиции профильных классов области.
Для погружения школьников в профессии и специальности работали 40 мастер-классов от 16 колледжей и техникумов г. Архангельска, г. Северодвинска и г. Онеги. Поупражняться на тренажере в управлении маломерным судном, а также соединять металлические трубы на сварочном тренажере предлагал Архангельский техникум водных магистралей (Судовождение, судостроитель-судоремонтник). Оценивать качество яичных товаров органолептическим методом, изготавливать украшения при помощи желатина учил Онежкий индустриальный техникум (Продавец, повар). Студенты Колледжа культуры и искусства помогали участникам освоить создание натюрморта в живописной технике, рисовали портреты школьников. На площадке Технического колледжа Северодвинска (САФУ) можно было увидеть макет подводной лодки, попробовать свои силы в его сборке, а также в сборке электрических цепей с помощью электронного конструктора (Технология машиностроения). Кинологи Архангельского аграрного техникума и их четвероногие питомцы демонстрировали чудеса дрессировки, а Архангельский педагогический колледж предлагал посетить захватывающий сеанс путешествия морской черепахи по морскому дну в планетарии.
В рамках выставки традиционно работали интерактивные площадки: психологические тренинги, консультация от специалиста центра занятости, лекция от регионального центра движения Worldskills, информация о раздельном сборе мусора в Архангельске и активности от эко-движения «42», консультация и буклеты о военных учебных заведениях от военного комиссариата.
Кроме активностей, предназначенных для старших школьников, на выставке была организована площадка по ранней профориентации, ставшая уже традиционной. Школьники 5-7 классов с воодушевлением изучали предметы живой и неживой природы с помощью микроскопов (мастер-класс «Простое в деталях» от Архангельского краеведческого музея), совершали эко-покупки (игра от Эко-движения «42»), учились оказывать первую помощь (мастер-класс от СГМУ), осваивали строевую подготовку, программирование и управление роботами (Центр технического творчества «Архангел») и многое другое. Все мастер-классы удачно сочетали в себе игровые, занимательные и профориентационные, познавательные элементы. Таким образом, реализуя принцип edutainment – «образование через развлечение», достигаются основные цели ранней профориентации: формирование интереса к области трудовой и профессиональной деятельности, развитие личностного смысла выбора профессии, приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающегося.
Новый взгляд на привычные вещи с помощью микроскопов и своей фантазии. Мастер-класс от Архангельского краеведческого музея
Впервые в этом году в рамках выставки работала площадка по профильному образованию, где были представлены классы предпрофессионального обучения: строительный, лесной, медико-биологический, педагогический, следственный. На площадке у школьников была возможность узнать подробности обучения в том или ином профильном классе, дальнейшие перспективы профессионального образования, перечень углубленных предметов и элективных курсов, особенности внеурочной жизни.
Всего участниками выставки стало около 2000 человек. С профессиональной траекторией определялись школьники из гг. Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Мирный, Онега и Приморского района.
Организатором выставки является Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельского областного института открытого образования.
Мероприятие состоялось при содействий ГАУ АО «Молодежный центр».
Благодарим всех организаторов площадок за помощь в проведении выставки.
Профессиональная траектория
Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области
Профессиональные пробы проекта «Билет в будущее»
Вельский сельскохозяйственный техникум им. Г. И. Шибанова открыл серию профессиональных проб в рамках проекта «Билет в будущее» в Архангельской области в 2021 году.
22 октября 15 самых любознательных и активных мальчишек и девчонок из Средней школы №1 г. Вельска посетили практические мероприятия по направлениям: автомеханик, электромонтажник, мастер садово-паркового и ландшафтного строительства.
С заданиями пробы Автомеханик справляются и молодые люди, и девушки
В ходе профессиональной пробы участники решают одну или несколько практических задач и выполняют реальные рабочие операции. Так на пробе Автомеханик ребята собирали электрическую схему электрооборудования легкового автомобиля. Сектор ремонта и обслуживания легковых автомобилей в современном мире характеризуется динамичностью, специалист всегда должен быть в курсе текущих изменений в этом секторе независимо от того, касаются ли они эксплуатационных характеристик автомобилей и деталей, безопасности или экологически чистых источников энергии, он должен понимать принцип работы электрических и электронных систем автомобилей, их взаимодействие; обладать физической выносливостью, хорошей координацией и обучаемостью.
Практические мероприятия, связанные со специальностью Электрофикация и автоматизация сельского хозяйства, предполагали сборку электрической схемы электрооборудования на подготовленном стенде, а те, кто пробовали себя в качестве мастера садово-паркового строительства, учились правильно обращаться с комнатным растением – спатифиллумом. Школьникам подробно рассказали об удивительной профессии, представители которой способны украсить обыденный серый мир букетами и живыми цветами. Специалист данной сферы должен обладать деловой хваткой и отличной коммуникабельностью, проявлять творчество и креативность в оформлении помещений и интерьеров, обслуживании праздничных мероприятий. Позитивным итогом пробы стали посаженные растения, которые школьники смогли забрать домой.
Мероприятия проходили под чутким надзором высококвалифицированных преподавателей Снежуровой Виктории Валерьевны, Борисова Константина Валерьевича, Шипицына Павла Вячеславовича.
Все ребята были активными участниками процесса и справились с поставленными практическими задачами.
Всего в рамках проекта «Билет в будущее» на территории области до 30 ноября состоятся пробы по 21 профессиональному направлению для 1200 обучающихся 6-11 классов. Все представленные направления являются востребованными и перспективными на территории Архангельской области. Подробнее о направлениях и участниках проекта можно посмотреть тут http://proftraektoria.ru/ticket-to-the-future/
Напомним, что основной целью проекта является формирование готовности к профессиональному самоопределению, а основным элементом — многофункциональная онлайн-платформа https://bvbinfo.ru, на которой школьник — участник проекта имеет возможность пройти профориентационную онлайн-диагностику, получить актуальную информацию о профессиях будущего. Кроме того по результатам диагностики и посещения проб каждому школьнику будут даны индивидуальные рекомендации по дальнейшему формированию профессионального пути. Проект реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» с 2018 года.
Профессиональная траектория
Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области
Уроки профессии
В рамках реализации проекта «Организационно-методическое сопровождение профильных (строительных) классов в образовательной организации» Региональным центром содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области совместно с ГБПОУ АО «Техникум строительства и городского хозяйства» был подготовлен видеоурок «Строительные профессии Архангельской области: мастер сухого строительства, мастер общестроительных работ, мастер отделочных стротельных и декоративных работ. Информация о движении «Молодые профессионалы» (Worldskills Rusia)»
Урок будет интересен школьникам, размышляющим над своим профессиональным путем, желающим принять участие в юниорской или основной ветке чемпионатов профессионального мастерства по стандартам Worldskills «Молодые профессионалы», их педагогам и родителям.
В рамках реализации проекта «Научно-методическое сопровождение работы общеобразовательных организаций по созданию классов лесного профиля» Региональным центром содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области совместно с ГАПОУ АО «Новодвинский индустриальный техникум» был подготовлен видеоурок «Специальность «Технология комплексной переработки древесины».
Региональным центром содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области совместно с ГБПОУ АО «Архангельский техникум строительства и экономики» был подготовлен видеоурок «Геопространственные технологии».
Урок будет интересен школьникам, размышляющим над своим профессиональным путем, желающим разобраться в компетенции «Геопространственные технологии», студентам, желающим принять участие в основной ветке чемпионатов профессионального мастерства по стандартам Worldskills «Молодые профессионалы», их педагогам и родителям.