что такое проективный метод
Проективные методики в психологии
Проективные методики основаны на исследовании продуктов фантазии и воображения, они способны раскрыть внутренний мир человека. Мы живем в интересном мире, где каждое явление может порадовать и удивить. Но каждый человек видит этот мир по-своему. Кто-то восхищается красотой природы, кому-то видится везде опасность, а кто-то безразлично относится к этому. И это поведение напрямую зависит от того, что у человека внутри. Если он рад жизни и у него нет особо серьезных проблем, то он это проецирует во внешний мир. Именно проективные методики могут показать психологу, что творится у человека в его внутреннем мире. Какие методики могут об этом рассказать? Давайте с вами узнаем!
Особенности проективных методик
Виды проективных методик
В психологии наиболее популярная классификация проективных методик разработанная Лоуренсом Франком. В нее входит следующие 8 методик:
1. Экспрессивные. Они предполагают изучение экспрессивных проявлений активности человека. Примером могут служить рисуночные тесты, такие как:
«Несуществующее животное»;
«Дом-дерево-человек»;
«Цветовой тест отношений».
2. Импрессивные. Клиенту предлагается сделать выбор из карточек, картинок разного содержания. Выбор человека, может рассказать психологу о том или ином психическом состоянии человека, в момент работы. К данной группе методов относится «Тест Люшера».
3.Конститутивные. Когда человеку предлагают какой-то неопределенный материал, и просят придать ему смысл. Ярким примером является «Тест Роршаха».
4. Интерпретативные. При выполнении этих тестов, требуется описать какое-либо событие, ситуацию представленную на картинке. Из этой серии специалисты часто используют:
«Тест тематической апперцепции»;
«Тест фрустрации С. Розенцвейга»;
«Тест руки Э. Вагнера».
5. Конструктивные. Испытуемым предлагается из оформленных деталей построить что-то осмысленное и прокомментировать получившееся. Здесь используются следующие методы:
«Тест Мира М. Ловенфельд»;
«Тест Деревня Р. Мукиелли».
6. Катартические. Данные тесты вызывают у клиента состояние катарсиса (осмысления, раскрытия). В процессе работы пациент начинает осознавать причины своих проблем. После этого ему становится проще их решать. Этому процессу способствует «Психодрама Дж. Морено».
7. Рефрактивные. Психолог в процессе консультации обращает внимание на оговорки, ошибки, опечатки человека. На основе которых изучает психическое состояние клиента. Специалист может предложить написать сочинение, письмо, проанализировать свой голос и т.д.
8. Аддиктивные. Аддикция в психологии – это зависимость человека от какого-то типа поведения или деятельности. Курение, алкоголь, игромания – это все относится сюда. Работая с зависимостями, можно предложить следующие тесты:
проективный метод
Полезное
Смотреть что такое «проективный метод» в других словарях:
ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД — (от лат. proectio бросание вперед. ) один из методов психодиагностики личности (изучение личностных качеств человека). Наиболее существенным признаком П. м. является использование в нем неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных)… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Проективный метод — экспериментальное выявление проекций и последующая их интерпретация. Проективные методики используются для исследования личности … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД — (от лат. projectio выбрасывание вперед) один из методов исследования личности. Характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми … Судебная патопсихология (термины книги)
метод проективный — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Характерен созданием экспериментальной ситуации,… … Большая психологическая энциклопедия
ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК — Один из методов групповой психотерапии. Ряд авторов не выделяют П. р. в самостоятельный метод, а включают в комплекс, обозначаемый как «проективная арттерапия» (предполагает использование не только рисунка, но и лепки, моделирования и… … Психотерапевтическая энциклопедия
Праксиметрический метод — психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д. Другие названия Праксиметрический метод известен также … Википедия
тест проективный — (тест прожективный) совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции; тесты, служащие для определения личностных особенностей посредством фиксации реакций на неопределенные и… … Большая психологическая энциклопедия
личность: исследование: метод — совокупность способов И приемов изучения психологических проявлений личности. По форме и условиям проведения различаются методы: 1) экспериментальные и неэкспериментальные; 2) лабораторные и клинические; 3) прямые и косвенные; 4)… … Большая психологическая энциклопедия
Тест на завершение предложений — – проективный метод, в котором испытуемому предлагается продолжить предлагаемую ему фразу до её логического завершения … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Праксиметрические методы — Праксиметрический метод психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д. Другие названия… … Википедия
Консультация «Проективные методики в психологии»
ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.
Метод проективный — один из методов исследования личности. Он основан на выявлении проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Характерен метод созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций (проработок) при восприятии испытуемыми. Проекция — процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта.
В психологии проекцией называются следующие процессы: субъект воспринимает окружающий мир и отвечает на возбуждения сообразно со своими интересами, способностями, привычками, длительными или мимолетными аффективными состояниями, ожиданиями, желаниями и пр.
Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т. е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.
Проективный метод возник в результате стремления исследователей наложить ограничения на возможность испытуемого искажать результаты обследования в благоприятном для себя плане, повысить объективность его ответов. В то же время этот метод оставляет возможность искажения результатов со стороны экспериментатора (в виду отсутствия четкой интерпретации полученных результатов).
Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (называемых также проективными тестами), среди коих различают:
1) ассоциативные – например, тест пятен Роршаха и тест Хольцмана, где испытуемые создают образы по стимулам – пятнам; тест завершения неоконченных предложений);
2) интерпретационные – например, тест апперцепционный тематический, где требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине;
3) экспрессивные – психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка животного несуществующего, и пр.
В другом источнике их несколько больше:
Различают следующие группы таких тестов: 1) конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (напр., тест чернильных пятен Роршаха); 2) конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (напр., тест Мира); 3) интерпретативные – истолкование какого-либо события, ситуации (напр., тематический апперцепционныйтест); 4) катартические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях(напр., психодрама); 5) экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему (напр., тест «Дом – дерево –человек»); 6) импрессивные – предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим(напр., цветовой тест Люшера); 7) аддитивные – завершение предложения, рассказа, истории (напр., методика завершения предложения).
Методика чернильных пятен Г. Роршаха.
Эта методика является одной из самых популярных. Разработанная швейцарским психиатром Г. Роршахом, она впервые была описана в 1921 г.
В методике Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных тонов. Таблицы предъявляются последовательно с 1 по 10 в стандартном положении, указанном на обороте. Предъявление таблицы 1 сопровождается инструкцией: «Что это такое, на что это может быть похоже?». В дальнейшем инструкция не повторяется. После окончания спонтанных высказываний испытуемого с помощью дополнительных вопросов стимулируют к продолжению ответов. Помимо дословной записи ответов испытуемого по каждой карточке экспериментатор отмечает время ответа, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеанса диагностирования. После предъявления всех 10 карточек экспериментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относительно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.
«Нарисуй человека» Маховер.
Испытуемый получает карандаш и бумагу с заданием нарисовать человека. После того как он заканчивает рисунок, его просят нарисовать человека противоположного пола. Пока индивид рисует, экспериментатор отмечает его реплики, последовательность, в которой рисуются различные части, и другие подробности процесса рисования. За рисованием может последовать беседа, в которой испытуемого просят придумать рассказ о каждом из нарисованных людей, «как если бы он был персонажем пьесы или романа». Затем испытуемому задается серия вопросов о возрасте, типе образования, профессии, семье и других фактах из жизни изображенных персонажей.
Анализ выполнения методики «Нарисуй человека» в основном носит качественный характер и опирается на изучение некоторых параметров рисунков. Особое внимание обращается на абсолютный и относительный размеры мужской и женской фигур, их расположение на листе бумаги, качество линий, последовательность рисования частей фигур, фронтальный или профильный угол зрения, положение рук, изображение одежды, наличие фона, линии основания. Учитываются такие детали рисунков, как отсутствие различных частей тела, диспропорция, штриховка, количество деталей, исправления и другие особенности стиля.
К классу графических проективных методик относятся также методики, получившие большое распространение: «Рисунок семьи» (В. Вульф и др.), «Дом, дерево, человек» (Дж. Бук), тест «Дерево» (К. Кох), «Автопортрет» (Р. Берне) и многие другие.
При анализе методик этого класса исследователи исходят из предположения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, которые поддаются интерпретации с помощью системы эмпирически выверенных критериев.
Итак, проективные методики направлены на экспериментальное исследование тех личностных особенностей, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Характеризуются малой стандартизированностью проведения всей процедуры исследования и толкования данных.
Среди диагностируемых качеств могут быть:
-интересы и мотивация личности
-установки и ценностные ориентации
-неосознаваемые потребности или побуждения.
Вопрос о применении проективных методик в отечественной психологии остаётся остро дискуссионным.
Как педагога дошкольника, меня заинтересовало, что такие методы применяются и для детей.
Используются не только игровые предметы, но также различные аморфные материалы, такие, как глина для лепки, мука и вода, грязь, а также другие вещества подобной консистенции, позволяющие субъекту, свободно обращаясь с ними, превращать их в различные предметы. В этих игровых ситуациях субъект часто переживает катарсис (очищение), выражает эмоции, которые иначе могли оставаться подавленными или замаскированными, либо символическое освобождение от обид и враждебности, которые долгое время перекрывались внешне хорошим поведением. Разборные куклы можно использовать для вызывания подавляемой враждебности и агрессии против родителей. Театральная сценическая игра с игрушечными фигурами и декорациями также служит основанием для выявления субъектом своих личностных трудностей и разрешения многих эмоциональных проблем. Маленькие пациенты лепят из глины фигурки, через которые выражают острейшие тревоги и искажения.
Кукольные спектакли вызывают у пациентов из числа детей одновременно и диагностические, и терапевтические реакции, поскольку сила драматического переживания побуждает ребёнка к интенсивному выражению своих чувств к авторитету и к родителям, а также подавляемых желаний обидеть других. Индивидам дают роли, а затем просят экспромтом их разыграть, выявляя, таким образом, степень спутанности и сдержанности чувств. Обнаруживается также, что освобождение подавленных эмоций может привести личность к пониманию своих трудностей.
Применение проективных методик в детской и подростковой психологии и психиатрии охватывает широкий круг вопросов, выясняющих их роль в решении следующих проблем: особенности протекания детских психозов (аутизм, нарциссизм и др.); мир фантазии; символизация детских страхов и желаний; диагностические и прогностические показатели психического развития детей в норме и патологии; семейное и школьное окружение. В исследовании детей с помощью проективной техники решаются разнообразнейшие задачи: от проблем сексуального насилия до трудностей в учебе.
Возникая, как правило, в клинических условиях, проективные методы были и остаются основным инструментом психолога-клинициста. На их теоретических обоснованиях отразилось влияние психоаналитических концепций (системы понимания) и перцептивных(относящихся к восприятию) теорий личности.
Проективные методики, виды проективных методик
Теоретические источники проективного метода
Проективный метод направлен на исследование личности. На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование.
Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: «принцип проекции» как «защитный механизм», «бессознательное».
Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т. е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т. д.
Холистическая психология внесла в проективный метод понимание личности как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира личности должно исключать ее изучение путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со «средней личностью» (как в стандартизованных методах). Отношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования «жизненного пространства» в целях создания и поддержания «личного мира». Проективный эксперимент, с точки зрения холистической психологии, моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов «жизненного пространства» и способов их структурирования.
Экспериментальные исследования New Look внесли в проективный метод новые объяснительные категории: «контроль» и «когнитивный стиль», а также понимание процесса восприятия как селективного (избирательного) относительно стимулов: 1) релевантных (соответствующих), 2) противоречащих и 3) угрожающих потребностям индивида. Проективная продукция, или, иными словами, «ответ» респондента на поставленную задачу, с точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные), так и аффективно-мотивационные компоненты личности, то есть «когнитивный стиль» и «контроль».
Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки
Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:
Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.
Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.
Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.
Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.
В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.
Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.
Классификация проективных методик
Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.
метод проективный
Полезное
Смотреть что такое «метод проективный» в других словарях:
проективный метод — (от лат. projectio выбрасывание вперед) один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк. П. м.… … Большая психологическая энциклопедия
ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД — (от лат. proectio бросание вперед. ) один из методов психодиагностики личности (изучение личностных качеств человека). Наиболее существенным признаком П. м. является использование в нем неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных)… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК — Один из методов групповой психотерапии. Ряд авторов не выделяют П. р. в самостоятельный метод, а включают в комплекс, обозначаемый как «проективная арттерапия» (предполагает использование не только рисунка, но и лепки, моделирования и… … Психотерапевтическая энциклопедия
Проективный метод — экспериментальное выявление проекций и последующая их интерпретация. Проективные методики используются для исследования личности … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД — (от лат. projectio выбрасывание вперед) один из методов исследования личности. Характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми … Судебная патопсихология (термины книги)
Праксиметрический метод — психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д. Другие названия Праксиметрический метод известен также … Википедия
тест проективный — (тест прожективный) совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции; тесты, служащие для определения личностных особенностей посредством фиксации реакций на неопределенные и… … Большая психологическая энциклопедия
личность: исследование: метод — совокупность способов И приемов изучения психологических проявлений личности. По форме и условиям проведения различаются методы: 1) экспериментальные и неэкспериментальные; 2) лабораторные и клинические; 3) прямые и косвенные; 4)… … Большая психологическая энциклопедия
Праксиметрические методы — Праксиметрический метод психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д. Другие названия… … Википедия
методика проективная — обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности; позволяют, опосредованно моделируя некие жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в виде различных установок, такие… … Большая психологическая энциклопедия