что такое продовольственная безопасность

Продовольственная безопасность

что такое продовольственная безопасность. Смотреть фото что такое продовольственная безопасность. Смотреть картинку что такое продовольственная безопасность. Картинка про что такое продовольственная безопасность. Фото что такое продовольственная безопасность

что такое продовольственная безопасность. Смотреть фото что такое продовольственная безопасность. Смотреть картинку что такое продовольственная безопасность. Картинка про что такое продовольственная безопасность. Фото что такое продовольственная безопасность

Продовольственная безопасность — ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. В «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности» говорится об обязанности любого государства обеспечивать право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода. [1]

Элементы продовольственной безопасности

Определения продовольственной безопасности, сформулированные на Римской встрече, содержат указания на следующие элементы:

Продовольственная политика соответственно рассматривается как комплекс мер, призванных системно и эффективно решать задачи развития не только производства, внешней торговли, хранения и переработки, но и справедливого распределения основных продуктов питания, а также социального развития сельской местности.

См. также

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Продовольственная безопасность» в других словарях:

Продовольственная безопасность РФ — Продовольственная безопасность Российской Федерации состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны… … Официальная терминология

Продовольственная безопасность — Понятие продовольственной безопасности означает обеспечение физического и экономического доступа населения к продовольствию в количестве, достаточном для активной жизни. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

продовольственная безопасность — Уровень обеспеченности страны важнейшими видами продовольствия с позиции национальных интересов и общественных потребностей … Словарь по географии

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — постоянная способность государства и общества обеспечивать доступность продуктов питания для всего населения в количестве и качестве, необходимом для активной и здоровой жизни. Один из наиболее значительных политических факторов, играющий тем… … Большая актуальная политическая энциклопедия

Продовольственная безопасность государства — (далее продовольственная безопасность) состояние экономики государства, при котором за счет собственного производства обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность основных видов… … Официальная терминология

Продовольственная безопасность города Москвы — (далее продовольственная безопасность) состояние экономики и социальной сферы города Москвы, при котором имеются условия для удовлетворения потребностей жителей города Москвы в основных видах продовольствия. Источник: ЗАКОН г. Москвы от… … Официальная терминология

Продовольственная безопасность Евразийского экономического сообщества — способность Евразийского экономического сообщества содействовать обеспечению продовольственной независимости государств членов ЕврАзЭС и гарантированности физической и экономической доступности продовольствия для всего населения Сообщества в… … Официальная терминология

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ — состояние национальной экономики, при котором обеспечивается ее независимость, стабильность и устойчивость, способность к развитию и совершенствованию деловой активности, поддержанию и улучшению жизни населения. Достижение Э.б.с. важнейшая… … Внешнеэкономический толковый словарь

Большая восьмёрка — это группа восьми промышленно развитых стран, проводящая регулярные встречи на высшем уровне. Саммит большой восьмёрки в который входят страны: Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония, США, Канада, а также Россия. Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Большая восьмёрка — Группа восьми (англ. Group of eight, G8), Большая восьмёрка международный клуб, объединяющий правительства … Википедия

Источник

Продовольственная безопасность Российской Федерации

что такое продовольственная безопасность. Смотреть фото что такое продовольственная безопасность. Смотреть картинку что такое продовольственная безопасность. Картинка про что такое продовольственная безопасность. Фото что такое продовольственная безопасность

Хлеб насущный и безопасность – две проблемы, которые идут бок о бок и беспокоят человечество на протяжении всей его истории. Возможность потреблять полноценный набор качественных продуктов питания позволяет человеку ощущать себя в безопасности, вести активный, здоровый образ жизни, реализовать свои способности и желания. Исследование Р.Р. Гумерова направлено на изучение условий, возможностей и рисков обеспечения продовольственной безопасности для всех российских граждан, независимо от уровня дохода и социального положения.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Продовольственная безопасность Российской Федерации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Методологические и теоретические основы национальной продовольственной безопасности

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

1.1. Существо проблемы. Основные понятия

Для понимания сути категории следует обратиться к истории вопроса. Аутентичный англоязычный термин food security имеет несколько значений и может быть переведен двояко: как «продовольственная безопасность» и как «продовольственная обеспеченность». На самом деле он как бы синтезирует оба этих значения. В значении «продовольственное обеспечение/обеспеченность» внимание акцентируется на факторах аграрного роста и бесперебойного продовольственного снабжения, в значении «безопасность» — на противодействии и предотвращении рисков и угроз продовольственному обеспечению.

В русском языке аналогичный двуединый термин, к сожалению, отсутствует, что и вызывает такой разброс мнений относительно сути этого понятия. В отечественной литературе в силу ряда причин изначально закрепилось значение «безопасность», хотя исходя из духа решений мировых форумов, возможно, более корректно было бы употреблять термин «обеспечение/обеспеченность». В дальнейшем я попытаюсь устранить это своеобразное противоречие путем формулировки собственных определений национальной продовольственной безопасности, национальной продовольственной системы и национальной продовольственной стратегии. Далее в тексте используется устоявшийся термин «безопасность», под которым, однако, в содержательном плане подразумевается термин food security в единстве обоих его основных значений.

Термин «продовольственная безопасность» (food security) был введен в официальный оборот в 1974 году на Всемирной конференции по проблемам продовольствия, организованной ФАО по следам глобального продовольственного кризиса. Содержание понятия продовольственной безопасности развивалось и обогащалось в связи и по мере изменения ситуации на мировом продовольственном рынке, появления новых угроз продовольственной безопасности и осмысления причин и последствий глобальных продовольственных кризисов и обострения продовольственной проблемы. Взгляды мирового сообщества на проблему продовольственной безопасности последовательно эволюционировали от преимущественно технических вопросов продовольственного обеспечения (надежность поставок, объемы предложения и запасов) к идее обеспечения одного из фундаментальных прав человека — права на достаточное и полноценное питание для ведения активного образа жизни.

В 1950-е годы многие страны акцентировали внимание на продовольственной самообеспеченности в результате того, что военные действия нарушили налаженные ранее торговые связи, а также под воздействием платежного кризиса. Нехватка валюты для осуществления расчетов за продовольствие вынуждала многие страны (в частности, Латинской Америки) сокращать его ввоз даже на фоне дефицита внутреннего производства.

Далее следует остановиться на различиях понятий глобальной и национальной продовольственной безопасности. Исторически, как мы видим, интерес к проблемам продовольственной безопасности был инициирован драматическими событиями на мировых рынках продовольственных товаров, затем понятие продовольственной безопасности было транспонировано на национальные продовольственные рынки. Последнему обстоятельству есть простое объяснение: в конечном счете состояние мирового продовольственного рынка зависит от состояния национальных рынков и способности аграрных экономик различных стран эффективно взаимодействовать друг с другом — посредством торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, а также иных форм международного сотрудничества.

Концепция национальной продовольственной безопасности сосредотачивается на необходимости разработки и реализации особой национальной стратегии обеспечения всеобщего права на адекватное питание на национально-государственном уровне, в пределах определенной территории и в интересах собственного населения. Последнее не означает, что национальная продовольственная безопасность осуществляется в ущерб национальным интересам других стран или отдельных групп их населения, однако предусматривает приоритет собственных национальных интересов при соблюдении общих принципов глобальной продовольственной безопасности. Четыре основы глобальной продовольственной безопасности дополняются, таким образом, компонентной продовольственной независимости, под которой понимается способность проводить суверенную продовольственную политику. В этом тезисе заключается основное отличие авторской позиции от общепринятой точки зрения на продовольственную независимость как самообеспечение основными продуктами питания. Принцип опоры на собственные ресурсы, безусловно, является важным элементом суверенной продовольственной политики, но нельзя трактовать его однобоко.

Вышеприведенное определение объединяет три ключевых принципа: 1) устойчивые гарантии всеобщего права на полноценное питание; 2) постоянное развитие продовольственных систем (производства, хранения и распределения продуктов питания) путем наиболее эффективного освоения и бережного использования национальных природных ресурсов, широкого использования технических и научных знаний; 3) упреждающее противодействие внутренним и внешним рискам и угрозам надежному и устойчивому снабжению населения продовольствием на основе национальных продовольственных стратегий.

Сущность продовольственной безопасности раскрывается через ряд ее критериальных признаков: наличие продовольствия, физическая доступность продовольствия (надежность снабжения), экономическая доступность продовольствия, устойчивость продовольственного снабжения, продовольственная независимость (таблица 1.1).

что такое продовольственная безопасность. Смотреть фото что такое продовольственная безопасность. Смотреть картинку что такое продовольственная безопасность. Картинка про что такое продовольственная безопасность. Фото что такое продовольственная безопасность что такое продовольственная безопасность. Смотреть фото что такое продовольственная безопасность. Смотреть картинку что такое продовольственная безопасность. Картинка про что такое продовольственная безопасность. Фото что такое продовольственная безопасность

Под наличием в документе понимаются возможности либо пропитания непосредственно за счет продуктивных земельных или других природных ресурсов, либо надлежащего функционирования систем распределения, переработки и сбыта, благодаря которым продовольствие доставляется от места производства к месту потребления в соответствии со спросом. В данном определении, на мой взгляд, объединены понятия собственно наличия продовольствия, с одной стороны, и его физической доступности, или надежности продовольственного обеспечения — с другой.

Наличие продовольствия относится к возможностям национальной продовольственной системы производить, импортировать и иными способами аккумулировать продовольственные ресурсы и их запасы в целях последующего рыночного и внерыночного распределения в соответствии с запросами населения.

Источник

Что такое продовольственная безопасность

В целях обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации:

в 3-месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации;

обеспечивать ежегодно подготовку докладов Президенту Российской Федерации, содержащих анализ, оценку и прогноз продовольственной безопасности Российской Федерации.

3. Федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в практической деятельности и при разработке нормативных правовых актов, касающихся обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

4. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 5, ст. 502).

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

Москва, Кремль
21 января 2020 года
№ 20

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 21 января 2020 г. N 20

Доктрина
продовольственной безопасности Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Доктрина является документом стратегического планирования, в котором отражены официальные взгляды на цели, задачи и основные направления государственной социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

2. Используемые в настоящей Доктрине понятия означают следующее:

3. В настоящей Доктрине развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, касающиеся продовольственной безопасности, учтены положения Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208, и других документов стратегического планирования.

4. Настоящая Доктрина является основой для разработки нормативных правовых актов в области обеспечения продовольственной безопасности, развития сельского и рыбного хозяйства.

5. Настоящая Доктрина учитывает рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) по предельной доле импорта и запасов продовольственных ресурсов.

II. Национальные интересы в сфере продовольственной безопасности

7. В развитие положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальными интересами государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период являются:

а) повышение качества жизни российских граждан за счет достаточного продовольственного обеспечения;

б) обеспечение населения качественной и безопасной пищевой продукцией;

в) устойчивое развитие и модернизация сельского и рыбного хозяйства и инфраструктуры внутреннего рынка;

г) развитие производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям;

д) повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, а также расширение их доступа на соответствующие рынки сбыта;

е) развитие племенного животноводства, селекции растений, семеноводства и аквакультуры (рыбоводства), развитие производства комбикормов, кормовых добавок для животных, лекарственных средств для ветеринарного применения, минеральных добавок, в том числе за счет внедрения конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки;

ж) восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания;

з) недопущение ввоза на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов с целью их посева, выращивания и разведения, а также их оборота, запрещение выращивания и разведения животных, генетическая программа которых изменена методами генной инженерии или которые содержат генетический материал искусственного происхождения, а также контроль за ввозом и оборотом продовольственной продукции, полученной с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов (за исключением ввоза и посева генно-инженерно-модифицированных организмов, выращивания растений и разведения животных при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ);

и) недопущение неконтролируемого ввоза на территорию Российской Федерации и применения в Российской Федерации синтетических биологических агентов, прежде всего агентов биологической борьбы;

к) совершенствование технического регулирования, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора, контроля в области обеспечения безопасности пищевой продукции для здоровья человека;

л) создание в сельском хозяйстве высокопроизводительного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного научными работниками и высококвалифицированными специалистами;

м) подготовка специалистов по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования для сельского хозяйства, рыбного хозяйства, а также пищевой и перерабатывающей промышленности.

III. Показатели продовольственной безопасности и индикаторы их оценки

8. Для оценки обеспечения продовольственной безопасности в качестве основных индикаторов используется достижение пороговых значений показателей продовольственной независимости, экономической и физической доступности продовольствия и соответствия пищевой продукции требованиям законодательства Евразийского экономического союза о техническом регулировании.

9. Продовольственная независимость определяется как уровень самообеспечения в процентах, рассчитываемый как отношение объема отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к объему их внутреннего потребления и имеющий пороговые значения в отношении:

10. Экономическая доступность продовольствия определяется как отношение фактического потребления основной пищевой продукции на душу населения к рациональным нормам ее потребления, отвечающим требованиям здорового питания, и имеет пороговое значение 100 процентов.

11. Физическая доступность продовольствия определяется как процентное отношение фактической обеспеченности населения разными видами торговых объектов по продаже продовольственных товаров и объектами по реализации продукции общественного питания к установленным Правительством Российской Федерации нормативам.

12. Соответствие пищевой продукции требованиям законодательства Евразийского экономического союза о техническом регулировании определяется как удельный вес всех проб пищевой продукции, не соответствующих обязательным требованиям, в общем объеме исследованных в рамках осуществления государственного контроля (надзора) и мониторинга качества и безопасности пищевой продукции проб пищевой продукции.

13. Для комплексной оценки обеспечения продовольственной безопасности используется система показателей, определяемая Правительством Российской Федерации.

IV. Риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности

14. Обеспечение продовольственной безопасности сопряжено с рисками и угрозами, которые могут существенно ее снизить. Такие риски и угрозы относятся к следующим категориям:

а) экономические риски, обусловленные:

возможностью ухудшения внутренней и внешней экономической конъюнктуры и снижения темпов роста мировой и национальной экономик;

высокой инфляцией и кризисом банковской системы;

снижением инвестиционной привлекательности отечественного сельского и рыбного хозяйства;

снижением конкурентоспособности отечественной продукции;

б) технологические риски, вызванные:

отставанием от развитых стран в уровне технологического развития производственной базы;

несанкционированным использованием лекарственных препаратов для ветеринарного применения в процессе сельскохозяйственного производства;

в) климатические и агроэкологические угрозы, обусловленные:

неблагоприятными климатическими изменениями и аномальными природными явлениями стихийного характера;

увеличением доли деградированных земель;

снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения вследствие их нерационального использования в сельском хозяйстве;

последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;

г) внешнеполитические риски, которые могут привести к ограничению потенциала развития отечественного сельского и рыбного хозяйства, вызванные:

колебаниями рыночной конъюнктуры;

применением зарубежными странами мер государственной поддержки сельского хозяйства, искажающих международную торговлю;

д) ветеринарные и фитосанитарные риски, связанные с возникновением и распространением ранее не регистрировавшихся на территории Российской Федерации массовых заразных болезней животных, а также с распространением болезней и вредителей растений;

е) санитарно-эпидемиологические угрозы, связанные с возникновением и распространением инфекционных и неинфекционных заболеваний населения вследствие нарушения обязательных требований к обеспечению безопасности и качества продукции на всех стадиях ее оборота на потребительском рынке;

ж) социальные угрозы, обусловленные снижением привлекательности сельского образа жизни.

15. Наличие рисков и угроз продовольственной безопасности может приводить к недостижению показателей продовольственной безопасности и требует реализации мер государственного регулирования для преодоления:

а) низкого уровня инвестиционной активности в сельском и рыбном хозяйстве и платежеспособного спроса населения на пищевую продукцию;

б) недостаточного уровня развития инфраструктуры внутреннего продовольственного рынка, в том числе сокращения количества торговых объектов, реализующих продовольственные товары;

в) ценовых диспропорций на рынках пищевой продукции, сырья и ресурсов;

г) замедления темпов структурно-технологической модернизации и инновационного развития сельского и рыбного хозяйства;

д) сокращения национальных генетических ресурсов животных и растений;

е) дефицита квалифицированных кадров;

ж) различий в уровне жизни городского и сельского населения;

з) неконкурентоспособности отечественных производителей отдельных видов пищевой продукции на внутреннем рынке;

и) ухудшения демографической ситуации в сельской местности и утраты преемственности уклада сельской жизни;

к) недостаточного количества сельскохозяйственной техники (энерговооруженности);

л) недостаточного количества хранилищ для

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

м) дисбалансов во внешней торговле.

V. Стратегическая цель и основные задачи обеспечения продовольственной безопасности

16. Стратегической целью обеспечения продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в объемах, обеспечивающих рациональные нормы потребления пищевой продукции.

Исходя из требований продовольственной независимости основными источниками пищевых продуктов является продукция сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйств, а также продукция пищевой промышленности. Определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское и рыбное хозяйство и пищевая промышленность.

17. Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:

а) устойчивое развитие производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, достаточное для обеспечения продовольственной независимости на основе принципов научно обоснованного планирования;

б) своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевой продукцией, формирования стратегических запасов пищевой продукции;

в) обеспечение физической и экономической доступности продовольственного ассортимента качественной и безопасной пищевой продукции, необходимой для формирования рациона здорового питания каждого гражданина страны;

г) обеспечение безопасности пищевой продукции;

д) производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям, с учетом необходимости использования при их производстве безопасных для здоровья человека технологий;

е) достижение положительного сальдо торгового баланса сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

ж) реализация экспортного потенциала с учетом приоритета самообеспечения страны отечественной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, а также с учетом необходимости обеспечения продовольственной безопасности в рамках Евразийского экономического союза;

з) совершенствование социальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры в сельской местности для развития производства и повышения качества жизни населения;

и) развитие многоформатной, высококонкурентной инфраструктуры розничной торговли;

к) развитие производства материально-технических ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

л) формирование принципов здорового образа жизни, включающих формирование рациона здорового питания для всех групп населения;

м) развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области сельского хозяйства для разработки новых видов, сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, пород, типов и кроссов животных и птиц;

н) совершенствование системы подготовки специалистов по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительным профессиональным программам для сельского и рыбного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.

VI. Основные направления государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности

18. Государственная социально-экономическая политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности, составной частью которой является государственная аграрная политика, должна осуществляться по следующим основным направлениям:

а) повышение экономической доступности качественной пищевой продукции для формирования рациона здорового питания для всех групп населения путем:

осуществления мер, направленных на снижение уровня бедности;

обеспечения приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, включая беременных и кормящих женщин, детей всех возрастных групп, а также лиц, находящихся в учреждениях социальной сферы, продуктами здорового питания в рамках развития системы внутренней продовольственной помощи;

б) обеспечение физической доступности пищевой продукции путем:

развития межрегиональной интеграции в сфере продовольственных рынков и продовольственного обеспечения;

эффективного использования механизмов поддержки регионов, находящихся в зонах недостаточного производства пищевой продукции или оказавшихся в чрезвычайных ситуациях;

развития транспортной и логистической инфраструктуры, в том числе в отдаленных регионах, для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения населения;

создания условий для увеличения числа объектов торговой инфраструктуры и объектов общественного питания различных типов;

в) формирование государственного резерва сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которое должно определяться номенклатурой соответствующих материальных ценностей и нормами их накопления.

19. В области производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия необходимо осуществить:

а) повышение урожайности сельскохозяйственных культур, сохранение, восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, соблюдение технологий производства сельскохозяйственных культур, вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель;

б) развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения путем поддержания мелиоративного комплекса, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, в нормативном состоянии, строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем, гидромелиорации, агролесомелиорации, фитомелиорации и осуществления культуртехнических мероприятий;

в) комплекс мер, направленных на обеспечение биологической безопасности территории Российской Федерации, включая проведение противоэпизоотических мероприятий, предотвращение возникновения и распространения болезней животных, в том числе общих для человека и животных, производство безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства;

г) устойчивое развитие животноводства;

д) развитие племенного дела, селекции и семеноводства;

е) расширение и более интенсивное использование потенциала объектов товарной аквакультуры и новых технологий их выращивания;

ж) создание новых технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям, в целях обеспечения населения качественной и безопасной пищевой продукцией, их внедрение и использование;

з) развитие научного потенциала сельского и рыбного хозяйства, реализацию мер, направленных на поддержку и привлечение высококвалифицированных кадров;

и) развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, способных реализовать инновационную модель развития сельского и рыбного хозяйства с учетом требований продовольственной безопасности, в том числе системы высшего и среднего профессионального образования;

к) совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, рыбной продукции в части повышения оперативности и устранения ценовых диспропорций на рынке;

л) оптимизацию межотраслевых хозяйственных отношений, которые стимулируют рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском и рыбном хозяйстве;

м) совершенствование механизмов государственной поддержки сельского и рыбного хозяйства в параметрах отраслевых обязательств, принятых в рамках международных организаций, членом которых является Российская Федерация;

н) разработку и реализацию программ технической и технологической модернизации, в том числе внедрение новой техники и технологий, обеспечивающих повышение производительности труда, энергоэффективность, ресурсосбережение и снижение потерь в сельском и рыбном хозяйстве;

о) стимулирование интеграции и кооперации науки, производства, переработки и реализации пищевой продукции и сырья для ее производства;

п) сохранение в государственной собственности Российской Федерации сельскохозяйственных организаций и акций акционерных обществ, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства.

20. В сфере обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предстоит осуществить:

а) создание сети оптово-распределительных центров для закупки продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей, ее подработки, переработки, хранения и сбыта через систему розничной торговли и закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе в рамках механизма внутренней продовольственной помощи населению;

б) стабилизацию ценовой ситуации посредством механизма формирования индикативных цен на основные виды пищевой продукции, обеспечивающих ее воспроизводство;

в) увеличение количества торговых объектов, реализующих продовольственные товары, в том числе сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям (магазинов, рынков, ярмарок, нестационарных торговых объектов), и объектов общественного питания, функционирующих на конкурентной основе;

г) участие в формировании товаропроводящей сети в рамках единого агропродовольственного рынка Евразийского экономического союза;

д) обеспечение сбалансированности товаропроизводящей цепочки, включая производство продовольствия, транспортно-логистическую инфраструктуру, оптово-распределительные центры, оптовую и розничную торговлю.

21. Для обеспечения качества и безопасности пищевой продукции необходимо:

а) контролировать ее соответствие обязательным требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза;

б) обеспечить контроль за пищевой продукцией, полученной из генно-инженерно-модифицированных растений и с использованием генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов;

в) продолжить гармонизацию международных требований, характеристик и параметров качества и безопасности пищевой продукции на основе фундаментальных исследований в области гигиены и науки о питании;

г) совершенствовать организацию контроля качества и безопасности пищевой продукции, включая создание современной технической и методической базы;

д) совершенствовать механизмы стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей принципам здорового питания, в том числе сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям;

е) усилить административную ответственность производителей пищевой продукции и должностных лиц за нарушение обязательных требований к пищевой продукции, установленных в актах, составляющих право Евразийского экономического союза, и в нормативных правовых актах Российской Федерации;

ж) обеспечить совершенствование лабораторной базы, методологических и методических подходов, технологий, оборудования для проведения экспертиз и научно-исследовательских работ в отношении сельскохозяйственной продукции;

з) развивать механизмы стандартизации с целью повышения качества пищевой продукции.

22. В области внешнеэкономической политики необходимо обеспечить:

б) развитие двустороннего сотрудничества по вопросам продовольственной безопасности в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640;

в) достижение Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 г.;

г) наращивание производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям, для преодоления отрицательного сальдо внешней торговли и формирования экспортного потенциала;

д) координацию единой внешнеторговой политики в отношении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в рамках Евразийского экономического союза;

е) осуществление постоянного мониторинга в целях применения мер по защите отечественного рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в случае демпинга и применения зарубежными странами необоснованных ограничений или субсидирования экспорта продукции сельского и рыбного хозяйства;

ж) эффективную работу системы санитарно- эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора с учетом международных правил и стандартов, а также требований технических регламентов Евразийского экономического союза в области пищевой безопасности;

з) снижение зависимости сельского и рыбного хозяйства от импорта технологий, машин, оборудования, а также семян основных сельскохозяйственных культур и племенной продукции.

23. В области устойчивого развития сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения необходимо обеспечить:

а) социальное обустройство сельских и прибрежных рыбацких поселений и реализацию социальных программ;

б) создание высокопроизводительных рабочих мест в сельском хозяйстве, повышение уровня и диверсификацию занятости в сельской местности;

в) преодоление резких региональных различий в социально-экономическом развитии и очагов депрессивности на сельских территориях;

г) повышение уровня образования населения сельских территорий.

24. В области развития производства материально-технических ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия необходимо:

а) обеспечить создание новых производственных мощностей, реконструкцию и развитие действующих производств по выпуску:

машин и оборудования для растениеводства и животноводства, мелиорации земель, пищевой и перерабатывающей промышленности;

средств защиты растений, в том числе синтетических биологических агентов и агентов биологической борьбы;

лекарственных средств для ветеринарного применения и кормовых добавок для животных, в том числе с использованием методов биотехнологии;

компонентов (ингредиентов) для пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе с использованием методов биотехнологии;

б) реализовать меры по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, семенами и посадочным материалом отечественной селекции, российской племенной продукцией.

25. Формирование здорового типа питания потребует:

а) проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по медико-биологической оценке безопасности продовольственной продукции, развития традиционных агропромышленных технологий и технологий производства пищевой продукции и продовольственного сырья, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям, наращивания производства новой обогащенной, специализированной, в том числе диетической, пищевой продукции;

б) обеспечения популяризации здорового типа питания путем разработки образовательных программ рационального и сбалансированного питания, создания специальных обучающих программ с привлечением средств массовой информации;

в) разработки и реализации комплекса мер, направленных на сокращение потребления алкогольной и табачной продукции;

г) расширения ассортимента и объемов производства пищевой продукции массового потребления со сниженным содержанием жира, насыщенных жирных кислот и трансизомеров жирных кислот, сахара и поваренной соли.

VII. Механизмы и организационные основы обеспечения продовольственной безопасности

26. Механизмы обеспечения продовольственной безопасности устанавливаются в соответствующих нормативных правовых актах, определяющих условия функционирования экономики страны и ее отдельных отраслей, обеспечиваются финансовыми ресурсами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Указанные механизмы направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности и должны разрабатываться с учетом социально-экономического развития Российской Федерации.

27. В области организации и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо:

а) совершенствовать нормативное правовое регулирование в сфере безопасности пищевой продукции для защиты жизни и (или) здоровья потребителя, сельского и рыбного хозяйства, устойчивого развития сельских территорий исходя из основных направлений и механизмов реализации положений настоящей Доктрины;

б) осуществлять мониторинг, прогнозирование и контроль в сфере обеспечения продовольственной безопасности;

в) учитывать влияние конъюнктуры на мировых рынках продовольствия;

г) учитывать влияние изменений природно-климатического характера на состояние отечественной экономики;

д) более эффективно использовать механизмы поддержки регионов, находящихся в зонах недостаточного производства пищевых продуктов или оказавшихся в экстремальных ситуациях, повысить транспортную доступность отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения их населения;

е) осуществлять сопровождение и использование государственных информационных ресурсов для целей обеспечения продовольственной безопасности.

28. Система обеспечения продовольственной безопасности определяется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности Российской Федерации.

29. В целях обеспечения продовольственной безопасности Правительство Российской Федерации:

а) проводит единую государственную социально-экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности;

б) организует мониторинг состояния продовольственной безопасности и контроль за реализацией мер по ее обеспечению;

в) принимает меры по достижению и поддержанию пороговых значений показателей продовольственной независимости, экономической и физической доступности по основным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

г) осуществляет в установленном порядке соответствующие меры в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

д) координирует деятельность органов исполнительной власти в области обеспечения продовольственной безопасности;

е) обеспечивает ежегодную разработку прогнозных балансов спроса и предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также участвует в разработке соответствующих балансов в рамках Евразийского экономического союза и Союзного государства.

30. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти реализуют с учетом региональных особенностей единую государственную социально-экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности:

а) разрабатывают и принимают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения продовольственной безопасности;

б) формируют и поддерживают необходимые запасы и резервы продовольствия в субъектах Российской Федерации;

в) обеспечивают ведение мониторинга состояния продовольственной безопасности на территориях субъектов Российской Федерации;

г) предоставляют информацию, связанную с продовольственной безопасностью, в государственные информационные ресурсы;

д) осуществляют мероприятия по развитию торговой инфраструктуры в сфере реализации продовольственных товаров (магазинов шаговой доступности, прежде всего несетевых, розничных рынков, ярмарок, нестационарных и мобильных торговых объектов);

е) осуществляют меры по обеспечению физической доступности продовольствия в населенных пунктах, удаленных от торговых объектов.

31. Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает в рамках национальной безопасности стратегические вопросы обеспечения продовольственной безопасности, подготавливает рекомендации по выполнению федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложенных на них функций в этой сфере деятельности.

32. Реализация положений настоящей Доктрины позволит обеспечить продовольственную безопасность как важнейшую составную часть национальной безопасности, прогнозировать и предотвращать возникающие риски социально-экономического развития и угрозы национальной безопасности, повышать ее устойчивость, создавать условия для динамичного и сбалансированного развития сельского и рыбного хозяйства, улучшения благосостояния населения.

Обзор документа

Утверждена новая доктрина продовольственной безопасности. Она заменит доктрину 2010 г.

Создадут сеть оптово-распределительных центров для закупки продукции у с/х товаропроизводителей, переработки, хранения и сбыта через систему розничной торговли и закупок для госнужд, в т. ч. в рамках механизма внутренней продовольственной помощи населению.

Для стабилизации ценовой ситуации сформируют индикативные цены на основные виды продуктов.

Для развития конкуренции увеличат количество магазинов, рынков, ярмарок, нестационарных торговых объектов и объектов общепита.

Усилят административную ответственность производителей пищевой продукции и должностных лиц за нарушение обязательных требований.

Для сельских территорий предусмотрены преодоление резких региональных различий в социально-экономическом развитии и очагов депрессивности, повышение уровня образования населения, социальное обустройство сельских и прибрежных рыбацких поселений.

Создадут новые и модернизируют существующие заводы для производства средств защиты растений, ветеринарных лекарств и кормовых добавок, ингредиентов для пищевой и перерабатывающей промышленности, машин и оборудования для растениеводства и животноводства, мелиорации земель, пищевой и перерабатывающей промышленности.

Разработают образовательные программы рационального и сбалансированного питания, создадут специальные обучающие программы с привлечением СМИ. Расширят ассортимент и объемы производства продуктов с пониженным содержанием жира, сахара, соли, насыщенных жирных кислот и трансизомеров жирных кислот.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *