что такое проблемный вопрос
Проблемный вопрос
Смотреть что такое «Проблемный вопрос» в других словарях:
проблемный — ая, ое. problème m. Заключающий в себе проблему; посвященный изучению, разрешению какой л. проблемы. Проблемные очерки. Проблемный доклад. Проблемный вопрос. БАС 1. И очерк, разумеется, должен был быть проблемным, как теперь у нас повелось, и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
проблемный — ая, ое. Заключающий в себе проблему, посвящённый изучению какой л. проблемы. П. вопрос. П ая статья. П. доклад. ◁ Проблемность, и; ж. П. очерка … Энциклопедический словарь
проблемный — ая, ое. см. тж. проблемность Заключающий в себе проблему, посвящённый изучению какой л. проблемы. Пробле/мный вопрос. П ая статья. Пробле/мный доклад … Словарь многих выражений
Постановка симптома под вопрос (критика нарушения) — Обычно, когда семья обращается к терапии после продолжительной конфронтации, она уже идентифицировала члена семьи, являющегося для нее источником проблемы. Члены семьи высказывают врачу свой взгляд на конфликт и решения, которые уже были… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Маранцман, Владимир Георгиевич — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить интервики в рамках проекта Интервики … Википедия
Рублёвка — Это статья о местности в Подмосковье. О Рублёвском шоссе см. Рублёвское шоссе. У этого термина существуют и другие значения, см. Рублёвка (значения). У этой статьи нет иллюстраций. Вы можете помочь проект … Википедия
Концовка текста — заключительная часть текста, реализующая в совокупности с зачином такой категориальный (т. е. существенный и, следовательно, обязательный) признак текста, как отдельность. В соответствии с задачами автора и содержанием текста К. т. реализуется в… … Педагогическое речеведение
Культура Канады — Белый медведь, северная Манитоба … Википедия
Метод проектов — Метод проектов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф.… … Википедия
комбинированный урок — Комбинированные уроки могут проводиться прежде всего в тех случаях, когда к хорошо усвоенному в предшествующие годы учебному материалу на уроке добавляется небольшая доза новых знаний, которые по содержанию и структурным особенностям похожи на… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Постановка проблемных вопросов на уроках литературы
Шалва Александрович Амонашвили, советский педагог и психолог, автор научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе, писал: «Вопрос, задаваемый педагогом детям, — это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога с учащимися; можно познать самого педагога, ибо вопрос — это почерк его педагогического мастерства».
Создание проблемной ситуации требует, прежде всего, интересного для школьника вопроса, ведущего к необходимости сдвига в развитии. Такого рода вопросы — начало, завязка проблемного построения урока.
Все вопросы, применяемые в обучении, М.И. Махмутов делит на:
В.Г. Маранцман конкретнее определяет характерные качества проблемного вопроса, отличающие его от информационных вопросов, рассчитанных на репродуктивную деятельность:
Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения, в которых обнаруживается многосторонняя возможность решения. Проблемный вопрос намечает многие варианты ответов.
В.Г. Маранцман отмечает, что чаще проблемные вопросы имеют альтернативную форму «или-или»:
Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества? (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
Кто такой Лука: лжец или человечный человек? (М. Горький «На дне»)
Проблемный вопрос может быть задан и в более «спокойной» форме [В.Г. Маранцман], то есть такой вопрос не задан в форме выбора («или-или»), но предполагает разные варианты ответа, противоречащие друг другу.
Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора? (Н.В. Гоголь «Ревизор»)
На первый взгляд в вопросе нет внешних признаков проблемности. Однако, он предполагает спорные ответы. Одни ученики, вопреки мысли Гоголя, считают, что рассказы Хлестакова о Петербурге ввели чиновников в заблуждение. Другие скажут, что причину обмана видят в страхе чиновников, боязни возмездия за злоупотребления.
Изменяются ли красногвардейцы от начала к концу поэмы? (А.Блок «Двенадцать»)
Этот вопрос тоже неоднозначен, хотя и не имеет строгой формы «или-или», он ведет к поиску и необходимости развернутого доказательства решения.
Таким образом, проблемный вопрос представляет собой самостоятельную форму мысли и проблематизированное высказывание, предположение или обращение, требующее ответа или объяснения. Перед учащимися необходимо ставить вопрос, который требует творческого поиска ответа, выбора верного решения, также стимулирование самостоятельности учащихся в оценивании изучаемой темы.
Проблемный вопрос побуждает ученика к многоступенчатой познавательной деятельности. При традиционном обучении подавляющее большинство вопросов, задаваемых учителем на уроке, требует ответа по памяти. Особенность проблемного вопроса состоит в том, что у ребенка на него нет «готового», выученного ответа. Такие вопросы требуют размышления, исследования, а иногда – даже эксперимента.
Постановка проблемного вопроса и сочетание его с вопросами, требующими осмысленного воспроизведения материала, необходимы на всех этапах изучения литературного произведения в школе: и для выяснения читательского восприятия на вступительных занятиях, и в процессе самого разбора, и на заключительных занятиях.
Список литературы:
Создание проблемных ситуаций как средство повышения мотивации во время проведения образовательной деятельности с детьми
елена писанова
Создание проблемных ситуаций как средство повышения мотивации во время проведения образовательной деятельности с детьми
Консультация для воспитателей.
«Создание проблемных ситуаций как средство повышения мотивации во время проведения образовательной деятельности с дошкольниками».
Воспитатель первой кв.категории: Писанова Е. В.
В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию окружающего мира и себя в нем. Ребенок стремиться к знаниям, а само построение знаний происходит через многочисленные «как?», «зачем?», «почему?». Ребенок вынужден оперировать своими знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом «Что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает новое для себя.
Основная задача педагогов — подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.Но в свете новых государственных требований вопрос ставиться по другому: вместо передачи суммы знаний — развитие личности ребенка на основе освоения способов деятельности. То есть мы должны не давать детям знания, а научить их получать эти знания.
Так как же научить ребенка думать?
В первую очередь изменяется коренным образом деятельность педагога: он не преподносит детям знания в готовом виде, а учит открывать новые знания, учит их видеть и решать новые проблемы.
Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Почему современное образование активно внедряет данную технологию?
Достоинства проблемного обучения:
1. Высокая самостоятельность обучающихся;
2. Формирование познавательного интереса;
3. Развитие мыслительных способностей детей.
Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.
Проблемноеобучение включает в себя 4 этапа:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации,
3) решение проблемы;
4) проверка правильности решения проблемы.
Существуют формы организации проблемного обучения
• Проблемный вопрос
• Проблемная задача
• Проблемная ситуация
Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».
«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»
Т. е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.
А вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений.
Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?
Например: какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (это просто вопрос)
Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
Почему утка плавает, а курица нет?
Почему обувь не делают из железа?
Проблемный вопрос мы разобрали, попробуем разобрать
Проблемная задача: Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?
Примеры проблемных задач.
Проблемная задача №1.
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
Проблемная задача №2.
Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.
Проблемная задача №3
— Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы.
И следующая форма организации проблемного обучения это
Проблемная ситуация
Так что же такое проблема и проблемная ситуация?
В таком случаи педагогу важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии и включить их в активную поисковую деятельность.
Что включает в себя проблемная ситуация?
Она включает признаки проблемности в обучении и виды.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение.
3. Воспитатель направляет детей на самостоятельные поиски путей решения. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее сам, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы решения.
Проблемная ситуация №1- металлические предметы в воде тонут,
но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?
Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т. к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.
Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.
Проблемная ситуация №2- воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.
Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.
Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.
Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.
Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.
Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими, и включить их в активную поисковую деятельность.
Ситуации бывают разные и иногда в ходе решения проблемной ситуации возникает противоречие. Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Да и педагог не стремиться его переубедить. Он внимательно выслушивает его возражения, поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении,что очень важно: выслушать все, подчеркивает все предположения детей, поблагодарить за активное участие и постепенно подводит к мысли «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?»
Как считает С. Л. Рубинштейн, «Человек подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом».
Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, не читаем им нравоучения и что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки, Ведь это порождает робость. Боязнь допустить ошибку, боясь ошибиться, ребенок не будет сам решать поставленную проблему — он будет стремиться получить помощь от взрослого. А сам он будет решать только легкие проблемы, что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития.
А нам педагогам, очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Мы не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по «Познанию мира», но и на математике, развитии речи, грамоте, конструировании. То есть педагоги должны творчески подходить к процессу развития ребенка на занятиях и во всех других видах деятельности.
«Стремись учить не всему, а главному, не сумме знаний, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке»
Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.
Детский мастер-класс по ручному труду — создание плаката «Животные во время Великой Отечественной войны» В рамках работы над долгосрочным, комплексным, информационно – познавательным Проектом «Я расскажу вам о войне», мы рассказали ребятам.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Освободим королеву Время!» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных.
Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.
Папка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.
Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми «Грузовик — транспортное средство» в младшей группе В целях создания условий для развития ребенка, в рамках тематического планирования образовательного процесса в нашей группе проводятся.
Родительское собрание «Игра как важнейшее средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и дома» Протокол №2 Родительского собрания в подготовительной группе от 29.11.2013г. Тема: «Игра, как важнейшее средство воспитательно-образовательной.
Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.
Электронные ресурсы во время проведения образовательной деятельности Еще Чарльз Дикенс писал: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не идет в ногу со временем». Происходящие в настоящее.
Теоретико-практический семинар «Проблемные вопросы. Условия составления проблемных задач»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проблемные вопросы. Условия составления проблемных задач Теоретико-практический семинар Company Logo LOGO
Company Logo Цели Company Logo
Виды проблемных вопросов На основе дидактической цели, которую ставит перед собой учитель, выделяют вопросы: проверяющие направленность внимания; направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний; помогающие находить различие и сходство в предметах и явлениях; помогающие отбирать факты для доказательств; помогающие находить и обобщать факты; направленные на подтверждение правила; направленные на нахождение причины явления и оценку его значения; направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии; формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания www.themegallery.com Company Logo Company Logo
Практическое задание № 1 Просмотрите видеофрагмент и определите, к какому виду проблемных вопросов относятся вопросы из задач № 1, № 2, № 3, № 4, № 7 www.themegallery.com Company Logo Company Logo
Проблемный вопрос Клише для составления проблемных вопросов: почему… чем можно объяснить… может ли это служить доказательством… есть ли взаимосвязь между… можно ли утверждать, что… что изменилось, если бы… какие условия необходимы, чтобы… каким образом это могло повлиять на… как доказать (обосновать)… и т.п.
Проблема терминологии поисковая познавательная задача познавательная задача проблемный вопрос проблемное задание проблемное упражнение проблемная задача или познавательная задача, отождествляемая с «проблемой»
Структура проблемной задачи
Виды проблемных задач Существуют разновидности проблемных задач: 1) исследовательская задача (необходимо исследовать явление и объяснить его причины); 2) изобретательская задача (условие такой задачи должно содержать некое противоречие, решение – только в изобретении чего-то нового); 3) прогнозная задача (необходимо сделать анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений, открытий). Сложность задачи обусловлена тремя факторами: а) составом условия: чем больше в нем данных, которые нужно учесть при решении задачи, тем она сложнее; б) расстоянием между вопросом задачи и ответом на нее, т.е. числом суждений, логических звеньев, необходимых для решения задачи (ведущий фактор сложности); в) составом решения, т.е. числом выводов, которые можно сделать в результате решения задачи. www.themegallery.com Company Logo Company Logo
Изобретательская задача Условие: есть металлическая труба, проложенная под землей, по которой течет вода. Для устранения неполадок в работе системы часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путем простукивания, на слух, не удались. Вопрос: как понять, в какую сторону в трубе течет вода? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя. Решение: можно попробовать сформулировать условия задачи другими словами. В нашем случае есть труба и вода, по которой она движется. На трубу воздействовать нельзя, значит надо воздействовать на воду. Нагреть трубу в одном месте и по тому, в какую сторону будет течь подогретая вода, нагревая и трубу, можно определить ее направление www.themegallery.com Company Logo Company Logo
Условия составления проблемных задач 1. Любое понятие или обобщение, связанное с каким-либо предыдущим понятием межтемной или внутритемной связью, может быть изучено посредством решения проблемных задач; 2. На простых линейных связях в большинстве случаев конструируются задачи репродуктивного характера, задачи же проблемного характера строятся на сложных связях. 3. Изучение содержания нового материала с помощью проблемных задач невозможно в тех случаях, когда: а) оно является совершенно новым и не имеет связи с ранее изученным материалом; б) когда его нельзя представить как последовательность взаимосвязанных вопросов, приводящих к новым знаниям; в) когда в их содержании нет противоречия. www.themegallery.com Company Logo Company Logo
Проблемная задача Практическое задание № 2: На основе предложенной информации составьте исследовательскую проблемную задачу Информация: Многие ученые до Александра Флеминга наталкивались на факт антибактериального действия плесени. www.themegallery.com Company Logo Company Logo
Проблемная задача Практическое задание № 3: На основе информации из учебника составьте проблемную задачу и определите ее структурные элементы www.themegallery.com Company Logo Company Logo
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1392089
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.