что такое приют 11 на эльбрусе
Приют одиннадцати
Новости
Внимание! Локдаун!
Внимание! 4, 5, 6, 7 ноября наши офисы работать не будут!
Внимание! Изменение в расписании работы офиса!
Осторожно: мошенники!
Первая хижина Приют одиннадцати на Эльбрусе. Фото 1932 года
Приютом называют место, где можно спрятаться, укрыться, спастись. Это понятие используют в альпинизме. Такое место позволяет переждать непогоду, согреться, дождаться помощи. На склонах Эльбруса имеется несколько приютов. Один из старейших называется «Приют одиннадцати». Он находится на юго-восточном склоне горы. Его не миновать при восхождении на Западную и Восточную вершины Эльбруса.
От хижины до дирижабля
Интригует само название приюта. Однако история его появления довольно банальна. В начале XX века в Пятигорске действовало Кавказское горное общество. Оно объединяло любителей географии и альпинизма. В 1909 году группа из 11 членов общества отправилась в поход на Эльбрус. На высоте около 4 тысяч метров они разбили временный лагерь. Покидая его, альпинисты на камне сделали краской надпись «Приют 11». Спустя 20 лет на этом месте построили хижину, сохранив название.
Изначально это было здание из досок, обитое железом. В нем могло разместиться около четырех десятков человек. Вызывают уважение люди, способные поднять на такую высоту большое количество стройматериалов. Поскольку приют пользовался популярностью и не мог вместить всех желающих, неминуемо встал вопрос о его расширении. Архитектор и альпинист Николай Попов разработал проект трехэтажной горной гостиницы на сто человек.
Строительство началось в 1938 году. Для доставки стройматериалов пришлось наводить переправы через трещины во льду. Поскольку Попов был также конструктором дирижаблей, здание напоминало цеппелин. При нем была котельная и дизельная, где поставили генератор. В общей сложности на строительство ушло около года. Первые постояльцы появились в приюте во второй половине 1939 года. Долгие годы это была самая высокогорная гостиница в Европе.
Через тернии к звездам
В 1942 году «Приют 11» захватили немцы. Работавшие там метеорологи успели спуститься в Баксанское ущелье. Гостиница послужила базой немецким егерям для восхождения на вершину Эльбруса, где они установили свой флаг. Для Германии это символизировало победу над Кавказом. Однако после Сталинградской битвы немецкие горные стрелки были вынуждены покинуть регион. В феврале 1943 года около двадцати советских альпинистов поднялось до приюта, а потом сняли с вершины нацистскую символику.
Поскольку здание было сильно повреждено, после войны приступили к его восстановлению, а потом передали ученым. В 1951 году в приюте появилось электричество. Однако ветром повалило опоры ЛЭП, и ученые были вынуждены покинуть здание. В нем тут же обосновались альпинисты. На третьем этаже даже был устроен музей. Долгое время приют не имел официального хозяина. Результатом стал пожар, который уничтожил здание. Это случилось в 1998 году.
Только спустя три года появился проект реконструкции приюта. Остатки сгоревшего здания разобрали, а бывшую дизельную станцию переоборудовали в жилой комплекс, рассчитанный на 70 человек. Рядом поставили несколько жилых вагончиков. Теперь «Приют 11» принимает для отдыха и акклиматизации альпинистов, совершающих восхождение на Эльбрус по южному маршруту.
Приют одиннадцати, или Отель над облаками
4 минуты для чтения
Адрес: Кабардино-Балкария, поляна Азау.
Сезонность: круглый год.
Если речь заходит о легендарных местах Земли, то в памяти сразу всплывает «Приют 11» на Эльбрусе. Это знаменитая высокогорная гостиница, на чью долю выпало множество приключений и лишений.
«ПРИЮТ 11» НА ЭЛЬБРУСЕ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Идея возвести отель в этих суровых местах принадлежала участникам команды Кавказского горного общества, отправившихся в 1909 году в составе одиннадцати человек в поход на высочайшую гору России. Устроив ночлег близ скальной гряды, утром группа решила обозначить это уютное место, написав краской его название – «Приют 11». Высота остановки туристов составляла 4 200 метров.
Спустя 20 лет, на месте временного лагеря была построена хижина, обитая железом, ставшая на определенный период надежным убежищем многих альпинистов и туристов. Вместительность с виду небольшого домика доходила до 40 человек.
И только в 1938 году началось строительство полноценной гостиницы, способной приютить одновременно до 100 человек. Ее так и назвали – «Приют одиннадцати». Высота места возведения была чуть ниже изначального лагеря – 4 050 метров.
Здание получилось интересной, необычной формы. На фото «Приют одиннадцати» похож на дирижабль, и это не обман зрения. Дело в том, что отель проектировал Николай Попов – опытный альпинист и один из первых строителей воздушных цепеллинов.
Гостиница была капитальной, с каменным фундаментом, отличной теплоизоляцией, оборудована водопроводом, канализацией, электрифицирована. Чтобы сделать здание непроницаемым для ураганных ветров – нередкого явления для огромной высоты, его обили листами оцинкованного железа.
«Приют одиннадцати» на Эльбрусе на долгие годы превратился в настоящий рай для туристов и альпинистскую базу. Но конец процветанию «отеля над облаками» положила Вторая мировая война.
ГОРНОЕ ЭХО ВОЙНЫ
Печально известная немецкая дивизия «Эдельвейс» в 1943 году взяла штурмом «Приют 11» (история утверждает, что операция произошла без единого выстрела). Оккупировав бывший туристический ночлег, фашисты водрузили флаги со свастикой на вершины Эльбруса, пытаясь доказать человечеству, что Кавказ пал, хотя на самом деле это не соответствовало действительности.
Гостиница «Приют 11» на Эльбрусе ненадолго превратилась в немецкий форпост, пока в результате кровопролитных боев советские солдаты не выбили фашистов с занятых позиций. Эта история даже нашла отражение в одной из известных песен Владимира Высоцкого.
Но война, как и все в этом мире, закончилась, и «Приют одиннадцати» на Эльбрусе, фото которого сохранились с тех времен, снова стал принимать альпинистов. Идиллия длилась до 1998 года.
«ПРИЮТ ОДИННАДЦАТИ»: ГИБЕЛЬ ЛЕГЕНДЫ
Конец 20-го века принес плохие новости для горного ночлега «Приют 11» – пожар уничтожил здание почти дотла. Считается, что он начался вследствие неосторожности гостей и персонала, но интересен также и физический аспект события. На такой высоте горение должно происходить вяло из-за разреженности атмосферы – при этом дом пылал, словно факел. Пожар вошел в историю, как самый высокогорный на планете.
Катастрофа произошла от возгорания кухонного примуса и распространилась по деревянному каркасу, полыхнувшему, как спичка. «Приют 11» на Эльбрусе (фото пожара также сохранилось), горел около суток, после чего на месте гостиницы остался лишь каменный фундамент.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВЫСОКОГОРНОГО ОТЕЛЯ
Как ни удивительно, но сакральное место не кануло в Лету – в 2001 году к нему опять потянулись посетители. Конечно, от былой грандиозности не осталось и следа, но надо учитывать сильную энергетику места, много лет подряд служившего надежным убежищем в этих суровых краях.
На базе оставшегося после пожара фундамента и дизельной станции построен современный «Приют 11». Фото сейчас не идет ни в какое сравнение с огромной гостиницей, возведенной в 20-м веке, но возложенные функции здание по-прежнему выполняет.
Скольким туристам сегодня обеспечивает кров и тепло «Приют 11»? Проживание здесь гарантировано 70 путешественникам. В том числе оно организовано в вагончиках-бытовках. Одновременно с этим запущено возведение нового здания. С этой целью разработан футуристический проект, перекликающийся со сгоревшим отелем, и уже установлен мощный фундамент рядом с временной базой.
А это значит, что вскоре из пепла возродится признанная гордость Эльбруса и Приэльбрусья – «Приют одиннадцати»! Он снова будет работать в полную силу и принимать гостей.
Гора Эльбрус. Приют одиннадцати на карте.
Координаты: 43.314278, 42.459203
Приют 11 на Эльбрусе. Исторический экскурс.
Многие слышали о Приюте 11, видели его на фотографиях, некоторым довелось подняться и увидеть его воочию. И лишь немногим повезло ночевать в нём на пути к вершинам Эльбруса.
Но кто знает, как возник Приют 11? Кто авторы проекта?
Летопись Приюта начинается с удивительнейшего человека, швейцарца Рудольфа Рудольфовича ЛЕЙЦИНГЕРА (1843-1910).
В 1863 году из небольшого швейцарского городка Нетшталь в Россию приехал 19-летний юноша по имени Рудольф Лейцингер. Свой приезд в Россию он считал первым этапом на пути к Кавказу, о котором много слышал. Новую страну он полюбил настолько, что даже не помышлял о возвращении на Родину. Работать начал в Тамбове, завел собственное, вполне успешное, дело. Среди местных предпринимателей он очень скоро завоевал репутацию человека энергичного, надежного в делах, сторонника всего нового и прогрессивного.
Страстный любитель природы, альпинист-самоучка, после первого же путешествия по Кавказу Рудольф Лейцингер становится еще более горячим поклонником его красот. В 1883 переезжает на постоянное жительство в Пятигорск и покупает большой участок земли под собственный дом-усадьбу. Начинает активно заниматься благоустройством города, на что тратит большую часть собственных средств. Рудольф Рудольфович становится основателем и членом товарищества Пивоваренных заводов Пятигорска. За первые полтора года жизни в Пятигорске он открывает завод по обработке солода и небольшую кофейную фабрику.
Его пятигорские предприятия оснащены самой современной для того времени техникой. Все это занимает немало времени, но наряду с постановкой промышленных предприятий, он активно и не безуспешно развивает сельскохозяйственное производство. Обладая непоседливым характером, Лейцингер находит время для личных путешествий по Кавказу. Он прекрасно понимает, что дикий и загадочный край с природой фантастической красоты, буйной растительностью и, главное, огромным числом минеральных источников, может стать приманкой для любителей путешествий не только из России, но и всей Европы. Он вынашивает мысль о превращении Пятигорья в курорт мирового значения!
На рубеже XIX-ХХ вв. Лейцингер ставит вопрос о создании Кавказского Горного Общества (КГО), ссылаясь на опыт Швейцарии, процветающей за счет туризма. В конце июня месяца 1899 года в Николаевском цветнике Пятигорска собирается 50 человек представителей местной и столичной интеллигенции для выработки положения и определения конкретных действий по созданию Общества. Лейцингера избирают председателем рабочей группы, которая в конце года направляет в Москву проект Устава «Кавказского Горного Общества в Пятигорске». Лишь 14 декабря (старого стиля) 1901 года Министром Земледелия и Государственных Имуществ А. Ермоловым утверждается Устав КГО.
Весь свой талант организатора Лейцингер вкладывает в осуществление идеи регулярных экскурсий
и путешествий по родному краю. При неустанном внимании и активном его участии разрабатываются проекты создания туристических троп и хижин на интересных маршрутах. Для экономии средств он в собственном доме размещает канцелярию КГО, справочное бюро и зал для экскурсантов. Здесь же размещаются первые коллекции, собранные членами Общества во время своих путешествий.
Для созданного при Обществе бюро по альпинизму и краеведению по просьбе неутомимого Лейцингера, командующий войсками Кавказского округа генерал от инфантерии Фреде выделяет 212 листов топографических карт Кавказа.
На третий год своей деятельности Общество начинает выпуск Ежегодника «Кавказского Горного Общества», на страницах которого появляются материалы исследовательской деятельности членов Общества, результаты организационной работы, путевые очерки – страницы путешествий. В летний сезон по 2-3 раза в месяц выпускается «Вестник КГО», отражавший его текущую деятельность. Сам Лейцингер часто публикуется в сборниках английских, французских, немецких, швейцарских Обществ. Он состоит почетным членом ряда зарубежных Горных Обществ и альпийских Клубов.
1903 год – новое подвижническое дело. В ознаменование 100-летия со дня официального утверждения Александром Первым курортного значения региона Кавказских Минеральных Вод, Р. Р. Лейцингер предлагает и активно включается в осуществление проекта – строительство и пуск в Пятигорске электрического трамвая. Он же намечает и первую трассу — от железнодорожного вокзала, мимо «Цветника» к Провалу (тот самый, где незабвенный Ося Бендер обилечивал простодушную публику).
К сезону 1905 года Лейцингер приходит к мысли, что для широкого развития туризма, экскурсий, исследования гор и привлечения сотен увлеченных последователей, нужно начинать подготовку молодого поколения. «Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином, а поскольку необходимыми средствами учащиеся не располагают, государство обязано содействовать им в этом…» – такую позицию занимает и отстаивает Рудольф Рудольфович.
Министерство Народного Просвещения поддерживает предложения и начинания Лейцингера по развитию ученического туризма, принимаются и вводятся общероссийские программы, например, к моменту окончания гимназии все гимназисты должны посетить три великих российских города — Киев, Санкт-Петербург и Москву, т.е. идёт создание общенациональной культурно-патриотической (краеведческой) программы. «Ежегодник КГО» (№5, 1911-1912 гг.) вот как описывает предоставляемые Р.Р. Лейцингером условия для групп прибывающих в Пятигорск: «Экскурсионным группам учащихся предоставляется …бесплатное помещение на 3-4 дня, срок совершенно достаточный для осмотра городов и посещения таких популярных вершин, как Машук и Бештау.»
«Нас осталось одиннадцать. Два проводника, один учитель, четыре экскурсанта Р.Р. Лейцингера и четверо нас. Довольно крутым подъёмом, слегка свернув влево, мы поднялись к левому краю большого ущелья со снежными склонами, на дне которого зияли огромные трещины. Прошли немного по краю и, перейдя крохотный перевалец, свернули опять вправо к последней группе камней в этой местности. В 2 часа 30 минут дня мы достигли середины этой группы, где и решили расположиться на ночлег. К этому побуждало нас как то, что выше не было уже камней, настолько удобных, как и то, что всем хотелось отдохнуть и собрать силы для предстоявших трудностей.
Анероид показывал 4320 метров. Мы выбрали место, где камни были несколько крупнее и образовывали площадку в несколько квадратных сажень, защищённую с севера и востока естественными стенами. Немного отдохнув, мы принялись за работу и в короткое время расчистили место для «постели» и соорудили ещё одну невысокую стенку с запада. На этом диком каменном островке, затерянном посреди моря снегов, на высоте, несколькими сотнями метров превосходящей высоту альпийской вершины Юнгфрау, — предстояло нам провести ночь, быть может, самую необычную в нашей жизни.
Главный хребет лежал уже у наших ног, и только Ужба еще осмеливалась соперничать с нами (4650), одинокая, гордая в своем отдалении. Подошвы гор давно исчезли под горизонтом эльбрусских склонов, и мы видели только самые вершины хребта. А за ними зеленели леса и луга Закавказья, полузакутанные молочно-лиловой вуалью.
Мы назвали это место Приютом одиннадцати. Это название было одобрено впоследствии Рудольфом Рудольфовичем Лейцингером, который, между прочим, нашёл это место вполне пригодным для второй хижины. Я думаю, что она должна быть построена именно здесь, ибо выше нет уже скал, на которых можно было бы её основать, не опасаясь снежных завалов
Окончив приготовления, мы разостлали бурки в ряд, легли вплотную друг к другу и накрылись тоже бурками. Было 5 ч. дня, мы объявили начало ночи. Но спали не все. Было немного холодно, и странно гудел ветер между камнями. Бродили мысли о завтрашнем дне, и долго не смолкал беспорядочный разговор. Сквозь веселый смех звучали нервные ноты. Острили, высмеивали самих себя и нескоро утихли. На горы спускалась загадочная ночь, вокруг нас развертывались по-своему важные таинственные события снежных высот, но мы ничего не видели и ничего не замечали, закутанные двойным покровом: тумана и бурок».
(Ф. Дунаевский. Пешком по Главному Хребту. Попытка восхождения на Эльбрус 1909 г.)
geolmarshrut.ru/antologiya/?ELEMENT_ID=3863
Так появилось место ночёвок названное Приют-11.
В 1929 г. на этих скалах устанавливают деревянную будку, обшитую железом. В 1932 – здание барачного типа на 40 человек. Из-за недостатка мест палатки иногда ставили прямо на плоской крыше барака. «Плечом к плечу» там помещалось ровно четыре «памирки».
Здесь можно было встретить и обычные русские сани с подсанками, на которых лошади перевозили длинные детали, и быков, тащивших волоком тяжелые бревна, и юрких ишачков, мелко семенивших ножками по хорошо укатанной дороге, и, наконец, людей, переносивших тот груз, который по разным причинам нельзя было доставить иначе. Перевозили в ночные и утренние часы. Днем отдыхали, дожидаясь ночных заморозков, которые надежно сковывали «раскисшую» за день на палящем солнце необычную дорогу. Незабываемая картина тех лет стоит перед глазами! Ночью и ранним утром непрерывным потоком идут санные караваны. Подъем крутой и путь тяжелый. Идут караваны среди ледяных просторов Эльбруса, который сурово смотрит на людей, осмелившихся нарушить его вечный покой! Идут по белоснежному покрову, спрятавшему бездонные трещины ледников многометровым слоем слежавшегося фирна! Эта необычная ледовая дорога тех лет очень напоминала зимнюю дорогу где-нибудь в Подмосковье. Так же понурив головы, устало идут лошади по наезженной колее со следами навоза и сена. Возчики в полушубках с кнутом за голенищем сапога или валенка покрикивают на них, похлопывают рукавицами рука об руку, чтобы согреться. И только двуглавый Эльбрус да зияющие невдалеке трещины в леднике заставляют непрерывно думать об опасностях, ежечасно подстерегающих на этой необычной ледниковой трассе.
Однажды для ускорения транспортировки попытались использовать гусеничный трактор с санями,
но на фирновых полях он обрушил своей тяжестью мост и провалился носом в трещину. Только после многодневного труда удалось извлечь оттуда «чугунного коня». Трактор ушел вниз и больше не появлялся на склонах Эльбруса. На место будущей гостиницы прибыли строители. Работали дружно, и на скалах быстро поднимался остов будущего здания.
Каждого посещавшего Эльбрус осенью 1938 года поражал необычайный вид гостиницы, выросшей за короткое время на его склоне.
Доживавший последние дни старый убогий «Приют одиннадцати» сиротливо стоял рядом с новым соседом и напоминал скорее сарай для дров, чем жилое помещение. Санная дорога просуществовала до глубокой осени, пока ее не засыпали осенне-зимние снегопады. Но все это не пугало строителей, основное было уже перевезено. Отделка здания внутри продолжалась до декабря, и только наступившие суровые морозы и отсутствие отопления заставили отделочников прерваться до будущего года. Еще летом в самый разгар стройки, когда остов здания только начал вырисовываться, на «Приют одиннадцати» для восхождения на Эльбрус пришла группа иностранцев, сопровождаемая Сеидом Хаджиевым. Все свободное время он проводил среди строителей, ведя с ними задушевные беседы. «Мне уже шестой десяток, — говорил он, — с 1902 года я являюсь эльбрусским проводником, тридцать пять раз я был на Эльбрусе, сейчас иду в тридцать шестой, и с гордостью могу сказать — больше меня никто не поднимался на наш Минги-тау! Строя эту гостиницу, — продолжал он, — вы делаете большое и нужное дело, ведь Эльбрус станет доступнее, и на него ежегодно будут подниматься тысячи альпинистов. Вот приеду в Нальчик и расскажу Калмыкову о стройке, ведь он ее еще не видел. А осенью обязательно приведу его сюда и он увидит все собственными глазами». Не знал тогда старейший проводник, что на Эльбрусе он в последний раз… В июне 1939 года после предварительной подготовки вновь начал действовать «эльбрусский тракт» (так называли дорогу между «Ледовой базой» и «Приютом одиннадцати»).
Снова потянулись караваны, перевозившие последние грузы. В новом здании посетители получали полноценный отдых. Отпала необходимость тратить силы и время на установку палаток, на такое кропотливое занятие, как приготовление пищи и воды. По комфортабельности гостиница напоминала первоклассный отель большого города. Один из его первых посетителей в шутку назвал его «отель над облаками». В дальнейшем это меткое название привилось.»
«…К осени здания жилого корпуса, дизельной и котельной были практически готовы. Их формы вызывали у строителей недоумение и восхищение одновременно. Их формы напоминали не полностью надутый дирижабль (сказывался опыт Н.М.Попова в строительстве дирижаблей) или походили на кузов огромных автобусов. Их верхняя часть была скруглена, чтобы надежно противостоять мощным зимним (да и не только зимним) ветрам и штормам. Для их ветронепроницаемости они были обиты листами оцинкованного железа. Основной корпус гостиницы овальной формы имел три этажа. Первый из дикого камня, второй и третий каркасного типа из деревянных деталей. Для утепления по всему периметру зданий под листами железа прокладывались специальные теплоизоляционные плиты.
Первый этаж (там разместились кухня, душевые комнаты и складские помещения) был сложен из камня. Второй и третий этажи – деревянные, утепленные специальными теплоизоляционными плитами, здесь были комнаты на 2-8 человек, столовая на 50 мест и «элитные» номера. Комнаты-каюты, рассчитанные на проживание от двух до восьми человек, оборудовали двухъярусными откидными полками вагонного типа. В каждой имелись рундуки для вещей и столики. Два верхних этажа и крыша были обиты оцинкованным железом. Радовали глаз натертые до блеска паркетные полы и отделанные линкрустом стены и потолки. При гостинице была котельная и электростанция, работали центральное отопление, в водопроводе – холодная и горячая вода, канализация.
«…Первыми жильцами нового «Приюта одиннадцати» были сотрудники Эльбрусской экспедиции, занявшие половину третьего этажа. Там они оборудовали прекрасные лаборатории, мало похожие на прежние — в палатках, разбитых на снегу. Теперь сотрудники не беспокоились, что приборы неожиданно занесет снегом и проделанная работа пойдет насмарку. Они ходили именинниками, потирая руки от удовольствия и поминая добрым словом строителей. На том же этаже были комнаты для иностранных альпинистов. Туристы и альпинисты о новой гостинице отзывались с теплотой, нередко восторгались ее отделкой и благоустройством. Москвич Леонид Коротков в книге отзывов написал: «Еще в столице я слышал о том, что на Эльбрусе строится гостиница. Но то, что мне довелось увидеть, превзошло ожидания. Пожалуй, не в каждом городе найдешь подобную гостиницу. Комната, в которой я живу, обращена к Эльбрусу, и он стоит передо мной во всей своей красоте. Из коридорного окна видны многие вершины Кавказа и знаменитая Ушба, о которой я столько слышал. Часами любуюсь горами. Такого зрелища нигде, кроме «Приюта одиннадцати», не увидишь. Разве что в кино! Я сам строитель и поражен тем, что вся работа производилась вручную, без применения механизмов. Удивляет, каким образом удалось доставить вверх все необходимое для строительства гостиницы? Ведь сюда даже налегке не каждый сможет дойти, здесь очень трудно дышать. Как же строители за короткое время сумели соорудить такой дворец? Преклоняюсь перед ними и думаю что выражу общее мнение сердечной благодарностью. Спасибо, товарищи! Спасибо и тем, кому принадлежала идея постройки гостиницы!»
«…Некоторые из иностранных альпинистов, не вдумываясь в трудности строительства на Эльбрусе, требовали такие вещи, как рояль, джаз и даже… чистильщика обуви! А один француз выразил возмущение отсутствием лифта.» В.Кудинов «Эльбрусская летопись»
Каждый год на Эльбрусе проводили массовые восхождения альпинистов